Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первобытное общество : развитие, власть и нормы.

Поиск

Первобыт- ое общ – во – система отношений между людьми формами их объединения возникающая в процессе жизнедеят- ти. 5 признаков первобыт общ-ва: общественная собст-ть (все равны); общств. Власть – власть народа, она была на народном собрании; подчинение индивида коллективу (человек поступает не так как он хочет, а так как весь коллектив); половозростное разделение труда – трудились все (дети. Муж. Жен. Старики); нормативное регулирование – изобретали правила. Первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества. Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Решения собрания были обязательными для всех. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким— смертная казнь, изгнание из рода и племени. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку. На ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности. Обычаи догосударственного общества были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы —обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя.

7. Возникновение государства и права: причины и особенности. У каждого народа государство и право зависит от места проживания. Первые государства возникли на Востоке. Вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу, а ее интересы обособлялись от интересов остальных членов общества. Восточный вариант возникновения государственности отличается от других вариантов тем, что здесь родоплемен-ная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы, а общественная собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти. Восточные государства – были деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства. Государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность. Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, появилась необходимость в новых регуляторах общественных отношений. Правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины. На Востоке, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) (коран, законы Ману). В европейских странах наряду с обычным правом развиваются законодательство и прецедентное право.

8. Многообразие взглядов на происхождение государства. Различные ученые в рамках Европ. и Вост.подходов к возникновению государства выделяют различные теории их происхождения. Теологическая (божественная) (Аврелий Августин, Фома Аквинский) –господствовала в средние века, сейчас распространена в ряде исламских государств. Государство возникло по воле Бога. Значит, государство, его институты власть вечны, незыблемы, святы, их возникновение и упразднение не зависят от воли человека. Теория призывает принять государство и власть как данность, полученную свыше, признать власть монархов святой и происходящей от Бога, полностью и во всем подчиниться небесной власти, не пытаться изменить порядок, установленный Богом

«+» - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности, препятствует насилию, революции, переделу власти и собственности.

«-» -основана на вере в Бога, а не на научном знании.

Патриархальная (Аристотель, Филмер). Государство-это своеобразная большая семья, состоящая из множества обычных. Власть правителя – это власть отца, он обязан заботиться о своих детях (населении), но имеет право их наказывать, подданные обязаны его чтить и подчиняться. Правитель – отец всего народа, благосостояние общества невозможно без его заботы, его власть ничем не ограничена и незыблема.

«+» способствует сплочению общества; уважению гос.власти, культивирует дух родства, взаимообязанности членов общества

«-» прямое отождествление государства и семьи; в семье – родственные связи, а между всем народом – нет

Теория общественного договора (Руссо, Локк, Гоббс, Радищев) – в основе государства - общественный договор. Первоначально люди находятся в первобытном состоянии, каждый преследует свои интересы, не считается с другими, это ведет «к войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло само себя уничтожить; чтобы этого не случилось, люди заключили общественный договор, в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания. В результате создается институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты – государство.

«-» - общественный договор – идеал, ни одно государство не возникло таким путем; общество воспринимается как единое целое, но реально он разделено на группы.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Государство возникло путем насилия: одних членов общества над другими внутри одного государства, одних государств над другими. Насилие выражалось в присвоении материальных благ и средств производства сильными. Для поддержания порядка также требовалось насилие, возникла необходимость создания «Охранительного аппарата».

«+» насилие является одним из осн.факторов, на которых основывается государство (сбор налогов, правоохранительная деят-сть, вооруженные силы); многие государства созданы этим путем.

«-»насилие – не единственный фактор, повлиявший на возникновение государства.

Марксистская (Маркс,Э.,Л., Плеханов). Государство возникло на классово-экономической основе: произошло разделение труда, возник прибавочный продукт, в результате присвоения чужого труда произошло расслоение общества на классы – экономически сильный и слабый; появилась частная собственность и публичная власть, для поддержания господства сильного класса был создан аппарат принуждения – государство.

Др.теории – органическая (Спенсер) – государство возникает и развивается как биологич.организм, люди образуют государство, как клетки – живой организм, гос.институты – части организма: правители – мозг и сердце, финансы – кровеносная система, рабочие и крестьяне – руки. Между государствами как и в природе идет естественный отбор – выживают самые приспособленные.;

Ирригационная (водная, гидравлическая) теория возникновения государства Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта).. Государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

Крестьянин не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.235 (0.006 с.)