Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Объектно-предметная характеристика науки ТГП

Поиск

Вопрос 1. Объектно-предметная характеристика науки ТГП

Объектом ТГП выступают реально существующие социально-политические и юридические явления – государство и право (как явления воспринимаемые чувственно).

Предметом любой науки выступают свойства, закономерности которые характеризуют данный объект. Для познания всего этого существует методология.

Предметом ТГП являются выраженные в юридических терминах наиболее общие закономерности государственно-правовой организации общества.

Признаки объекта и предмета

Объект Предмет
реальное явление абстрактное явление
двойственен двуедин
дискретен (ограничен во времени) постоянен во времени


Вопрос 2. Понятие и структура юридической методологии

объект – методология – предмет (путь познания)

Методология ТГП (юридическая методология) – особый порядок исследовательской деятельности позволяющий выявлять и терминологически закреплять наиболее общие закономерности государственно-правовой организации общества.

Первый подход к структуре юридической методологии (тип методов)
эмпирический блок
логико-теоритический блок
Второй подход (степень обобщённости методов)
общенаучные методы
частнонаучные (естественно научные + социально научные методы)
специально юридические методы.

 

 

Вопрос 3. Место и роль науки ТГиП в системе социального и юридического знания.

Знания (философия): естественные науки, общественные (социальные), технические.

Структура социальной науки: социология, политология, история, культурология, юриспруденция и т.д.

Система юриспруденции представляет собой группу обособленных своими предметами областей исследованием связанных общим объектом. Общим объектом всех социальных наук выступает общество, а центральным элементом структуры социальных наук – социальная философия.

Юриспруденция:
Историко-юридические науки
Отраслевые юридические науки (все виды прав)
Прикладные науки
ТГП (ядро)

Юридическая наука структурно состоит из 4 элементов:
ТГП
Историко-юридические науки
Отраслевые юридические науки
Прикладные юридические науки

Центральное место (место ядра юридического знания) занимает ТГП

Таким образом, ТГП как наука, занимая центральное место в системе юридических наук, является базовым элементом периферийных наук социального блока.

Общество. Понятие и структура.

Вопрос 1. Понятие и признаки феномена общество

Признаки общества:
общество состоит из личностей (индивидов и их организованных групп);
между личностями объективно возникает сложный комплекс взаимосвязей, ориентированных на поддержку и конкуренцию при безусловном приоритете поддержки первого направления;
объединение личностей в общество происходит на основе необходимости достижения определенных ценностей;
отношения (взаимодействия) между членами общества объективно и субъективно упорядочены;
частные интересы жизни общества могут быть системообразующими и системоразрушающими;
достижение общих ценностей и реализация общих интересов в обществе обеспечиваются социальной властью и различными системами социального регулирования;
Таким образом, общество – объединение личностей, основанное на наличии у них общих долговременных интересов, реализация которых обеспечивается социальной властью и различными системами нормативного социального регулирования.

Блоки структуры общества:
институциональный (упорядоченная структура личностей)
функциональный (приоритетные ценности, цели и способы их достижения)
регулятивный

Вопрос 2. Структура социальной организации.
В рамках структуры общества выделяют 3 блока элементов сгруппированных вокруг личности, которая является центром структуры:

институциональный элемент структуры (естественные и биологические, естественные и искусственные) общества (характеризует наличие и устойчивость определенных социальных институтов)
функциональный элемент (наличие и устойчивость в обществе определенных действии, направленных на достижение социальных целей и ценностей). Экономические, демографические, политические, юридические отношения
регулятивный элемент (характеризует устойчивость системы индивидуального (казуального) и нормативного упорядочивания взаимодействия субъектов общества).

Социальное регулирование – необходимый компонент структуры общества, представленный 2 основными типами: нормативным и казуальным. Упорядочивание функционального взаимодействия элементов институциональной структуры.

Вопрос 3. Власть и нормы регулирования в обществе

Власть – способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, оказывая воздействие на поведение других социальных субъектов. Власть как явление одновременно включается в 2 компонента социальной организации: институциональный (власть – социальный институт) и функциональный (власть – деятельность по навязыванию своей воли.)

Признаки власти:
важнейший институт и важнейшая функция общества;
власть обеспечивает целостность общества на основе: принудительного формирования общесоциальных целей и ценностей и на основе разработки способов реализации этих целей и ценностей;
власть упорядочивает проявление частных интересов социальных субъектов;

Структура власти:
интеллектуальный компонент власти (воля)
организационный компонент власти (сила)

Системы социального регулирования:
нормативное регулирование
казуальное регулирование

07 сентября 2010 года. (2 лекция)

Формирование государственно-правовой организации общества

Вопрос 1. Понятие, признаки и структура первичной догосударственной социальной организации. Временной период возникновения общества (40-60 тыс. лет назад). Социальная организация возникла не повсеместно, а лишь в некоторых регионах планеты с последующим расселением человеческого сообщества в иные регионы Земли. Возникновение первичного общества послужило мощным толчком к развития социально-личностных качеств самого человека, сформировав на уровне 30-40 тыс. до н.э. особый тип биологического субъекта человека разумного.

Переход от протогосударства к государству.

этапы РРО (род) ПРО (племя) Протогосударство
тип социальной власти непосредственно-социальная и коллективнаявласть социально-потестарная власть социально-политическая власть
тип социального регулирования мононорма (внутреннее единство и универсальность регулирования) мононорма (отдельно-моральные, религиозные, экономические нормы, нормы социально-властного регулирования) мононорма (отдельно-моральные, религиозные, экономические нормы, нормы социально-властного регулирования + политические нормы)
другие факты осознание ценности территории территориальная организация


Вопрос 3. Причины и условия, изменения норм догосударственного типа социальной организации.

1) Эволюцию этапов социальной организации обуславливали изменения, происходящие в институтах социальной власти и социального регулирования.

2) Этапы развития социальной власти обозначаются следующими терминами: власть первого этапа (непосредственно социальна и коллективна), власть второго этапа (социально-потестарна), власть третьего этапа (политическая).

3) Изменение в системе социального регулирования сводятся к разложению первичной мононорматики и усилению регулятивного значения политических норм.

4) На второй стадии развития догосударственного общества качество социальной ценности приобретает территория, которая на третьем этапе становится основой социальной организации (т.е. родовая и племенная общины сменяются территориальной (соседской)).

Форма государства

Вопрос 1. Понятие и структура формы государства
Феномен сущности государственности выступает как обобщающее родовое понятие. В абстрактном виде выражающее специфику государственного типа социальной организации. Феномен сущностного типа государственности позволяет сузить сущностное содержание до уровня группы государств обладающих сходными сущностными и формальными признаками. Но только введение в научный оборот категории форма государства позволяет индивидуализировать (свести к единичному) систему сущностных и формальных признаков отдельно взятого государства.

Форма государства – научная категория, характеризующая внешние границы проявления сущности отдельного государства.

Форма государства:
форма государственного правления
форма государственного устройства
форма государственного режима
Взаимодействие элементов формы государства осуществляется с использованием принципов координации и субординации.
Доминирующим (главным) элементом структуры формы государства выступает государственный режим. Это означает, что любе существенное изменение государственного режима приводит к адекватным изменениям в элементах формы правления и формы государственного устройства. Изменения, же которые происходят, в этих элементах не всегда приводят к изменениям содержания формы государственного режима.

Вопрос 2. Форма правления как элемент формы государства
Форма правления
– элемент структуры формы государства характеризующий порядок формирования высших органов государственной власти и степень структурированности высшей государственной власти.
Монархия – особый вид формы правления, при которой формирование высших органов государственной власти осуществляется на основе принципа (идеи) династического наследования и эта власть не структурирована. Другие общие признаки монархии: власть монарха пожизненна; монарх не может быть привлечён к юридической ответственности.
МОНАРХИЯ:
абсолютная (идентичны общим признакам)
ограниченная (конституционная) – (власть монарха ограничена законом)
а) дуалистическая монархия (объем полномочий монарха больше); все основные признаки монархии + монарх сохраняет 100% власти в исполнительно-распорядительной сфере; сохранение части полномочии в законодательной сфере (право абсолютного вето, право роспуска парламента и созыва нового состава по собственному усмотрению)
б) парламентская монархия (объем полномочий монарха меньше); монарх царствует, но не правит;
28 сентября 2010 года (5 лекция)
РЕСПУБЛИКА
Республика – тип формы правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населением на определённый срок.
Общие признаки республиканской формы правления:
высшие органы государственной власти формируются населением;
носители высшей государственной власти обладают ей вышеустановленного законом срока;
высшая (суверенная) государственная власть структурирована в соответствии с главными функциями государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной;
объем полномочий высших органов государственной власти определяется законодательством;
высшие органы государственной власти несут юридическую ответственность перед народом. (в республике – народ источник суверенитета, носитель – структурированные высшие органы государственной власти).
РЕСПУБЛИКА:
а) президентская
– вид республиканской формы правления, при котором глава государства совмещает свои полномочия с полномочиями главы исполнительной власти. Например: США.
Признаки президентской республики:
глава государства является одновременно главой исполнительной власти
глава государства выбирается всем народом
глава государства не имеет права распустить парламент

б) парламентская – вид республиканской формы правления, при которой глава государства не принадлежит ни к одной из ветвей власти и имеет весьма ограниченные полномочия по руководству этими ветвями власти. Например: Германия, Италия, Греция.

Признаки парламентской республики:
глава государства избирается парламентом либо созданным на основе парламента временным конституционным органом;
глава государства не принадлежит ни к одной ветви власти;
глава государства обладает полномочиями отставки правительства или роспуска парламента в случае парламентского кризиса;
исполнительная власть правительства формируется парламентским большинством;

в) смешанная республика (суперпрезидентская, полу президентская, полу парламентская). Имеют признаки и президентской и парламентской республики. Например: РФ

Вопрос 3. Форма государственного устройства (ФГУ) как элемент формы государства
ФГУ – элемент структуры формы государства, характеризующий степень структурированности государственной власти по вертикали применительно к территориальной организации конкретного государства.
ФГУ:
а) идея унитаризма (унитарное государство)
б) идея федерализма (федеративное государство, конфедерация государств)
Унитарное государство
– единое суверенное государство, полномочия высшей государственной власти которого распространяются на всю его территорию без каких-либо законодательных ограничении.
Признаки унитарного государства:
существует только одна система высших органов государственной власти;
полномочия этих органов распространяются на все территориальные единицы унитарного государства;
одна система законодательства;
одноуровневая система налогов;
единая система правоохранительных органов и валюта;
Н: Финляндия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Турция, Иран, Ирак
Федеративное государство
– разновидность формы государственного устройства, представляющее собой единое, но сложное по составу суверенное государство, состоящее из государственно-подобных субъектов, полномочия высших органов государственной власти которых устанавливаются единым общефедеральным источником права.

Признаки федеративного государства:
единое суверенное государство;
федерация состоит из государственно-подобных субъектов обладающих государственной властью;
разграничение полномочий государственной власти и государственной власти субъектов закрепляются в федеральном законодательстве;
субъекты федерации обладают только некоторыми суверенными полномочиями;
субъекты не обладают государственным суверенитетом;
субъекты не могут выйти из состава федерации по собственной воле;
двухуровневые системы государственной власти и законодательства;
законодательство субъекта федерации не может противоречить нормам федерального законодательства

Виды федерации
по социальному источнику федеративного устройства: национальные, территориальные и смешанные
по юридическому источнику формирования: конституционные, договорные и смешанные
по статусу субъектов федерации: симметричные и ассиметричные

Конфедерация – разновидность ФГУ представляющаятерриториальный, политический и юридический союз суверенных государств создающих совместные надгосударственные органы общей компетенции.

Признаки конфедерации:
союз суверенных государств;
конфедерация должна обладать относительным единством территории;
законодательство конфедерации двухуровневое (формируется при участии субъектов);
надгосударственные органы государственной власти конфедерации обладают лишь делегированным им, суверенными полномочиями;
выход субъекта из состава конфедерации возможен по усмотрению субъекта;
в конфедерациях всегда имеется двойное гражданство

Функции государства

Вопрос 1. Понятие и признаки функции государства
Функции государства в естественной сфере представляют собой:
деятельность
реально существующую деятельность
постоянную деятельность
всегда необходимую деятельность
Функцией, которая характеризует социальные явления, осуществляются:
только в рамках общественной организации
деятельность представляет собой не содержание функции, а её следствие
реальная деятельность общества или её отдельных субъектов может быть как положительной, так и отрицательной.
Таким образом, функции государства представляют собой абстракцию, характеризующую должную и необходимую для развития общества деятельность составляющих её субъектов.

Признаки функции государства:
носит абстрактный характер;
функции государства связаны и зависят от цели и задач государства;
функции государства связаны с сущностным типом и формой государства;
функции государства приобретают внешнюю форму (становятся социальной реальностью) в процессе их реализации;
функции государства представляют собой комплексное взаимодействие основных субъектов государственной организации общества (государственной власти и гражданского общества);
функции государства представляют собой необходимую (должную) деятельность, осуществляемую в рамках широкого круга социального взаимодействия;
Вопрос 2. Структура функции государства

В рамках структуры функции государства выделяются:
объект
(комплекс, взаимосвязанных направлений, необходимых для взаимодействия социальных субъектов); реален; зависит от типа и формы государства; объектом функции являются лишь наиболее значимые для существования государства направления деятельности.
субъект
(государственная власть и гражданское общество)
содержание
(объективно необходимая для сохранения и развития государственной организации общества, деятельность).

Механизм государства

Вопрос 1. Понятие, признаки и структура механизма государства
Власть является политической и следовательно обособлена от общества для доведения до субъектов общества воли и силы государственной власти необходим особый социальный политический и юридический механизм.
Главными целями механизма государства являются: осуществление связи между государственной властью и обществом (личностью), выявление свойственных данному типу государства функции, реализация, т.е. перевод абстракции функции в реальную социальную деятельность.
Механизм государства - элемент организации государства, предназначенный для реализации функции государства.
Признаки механизма государства:
механизм государства представляет собой особую социальную организацию свойственную только государственной организации общества;
эта социальная организация возникает и действует в рамках системы государственной власти;
эта организация является социальной (состоит из людей: государственные служащие и сотрудники государственных учреждении), политической (механизм обеспечивает реализацию политической власти) и юридической (все компоненты механизма государства закрепляются в нормах действующего законодательства);
механизм государства воплощает суверенитет;
механизм государства предназначен для выявления, юридического закрепления (формализации) и реализации функции государства;
Структура механизма государства:
Любая социальная власть состоит из интеллектуального (система государственных органов или аппарат государства) и организационного (организационно-исполнительные придатки государственных органов или учреждения и предприятия) компонента и в механизме государства также присутствуют указанные элементы структуры.
Нельзя считать тождественными понятия «аппарат государства» и «механизм государства»;
Государственные учреждения следует считать юридически тождественными предприятиям;
Государственные служащие
(социальная форма элементов механизма государства) не являются элементом структуры механизма государства;
Вопрос 2. Государственные органы как элементы структуры механизма государства.
Государственный орган
– элемент структуры механизма государства предназначенный для выявления функции государства, их юридического закрепления и разработки политико-правовых методов в реализации функции государства.
Государственный орган реализует интеллектуальные компоненты.
Государственный орган – элемент аппарата государства, обладающий всей полнотой государственно-властных полномочии в своей сфере общественной жизни и на подведомственной территории.
Признаки государственных органов:
государственные органы функционально и структурно обособлены
государственные органы состоят, из государственных служащих
государственные органы создаются только на основании нормативно-правовых актов, и объем их полномочии также указывается в нормативно-правовых актах.
государственные органы финансируются только за счёт государственной казны в соответствии с законами о бюджетах.
Система (классификация) государственных органов:
по виду (государственные, исполнительные, судебные органы)
по территории (общегосударственные и территориальные)
по объёму полномочий (общей компетенции и специальной компетенции)
по юридическому порядку принятия решений (единоличные и коллегиальные органы)
по социально-политическому органу формирования (первичные (носители или источники суверенитета) и производные (другие органы))

Вопрос 3. Государственные учреждения как элементы структуры механизма государства

Государственные учреждения – элемент структуры механизма государства, предназначенный для организации взаимодействия органов государственной власти и населения в рамках реализации выявленных и юридически формализованных функции государства.

Признаки государственных учреждении:
обладают не государственно-властными, а только организационными полномочиями;
этими полномочиями их наделяют государственные органы;
государственные учреждения всегда являются территориально-локальными;
социальным выражением государственных учреждении являются не государственные служащие, а сотрудники;
любое государственное создаётся для выполнения определённой части их компетенции;
основание классификации государственных органов идентичны государственных учреждений;

19 октября 2010 года. (8 лекция)

Принципы и функции права

Вопрос 1. Понятие правового принципа. Характеристика принципов естественного права.
Принципы права
– основополагающие идеи, характеризующие сущность и социальное назначение регулятивного феномена право. Сущность естественного права (юридического натурализма определяется двумя основополагающими идеями (принципами):
принципом правовой свободы (правовой дозволенности) и принципом правового равенства.
Характеристика принципа правовой свободы: этот принцип указывает на специфику права как регулятивного феномена, призванного упорядочивать общественные отношения через регламентацию дозволении; этот принцип позволяет гуманизировать социальную структуру, обеспечив центральное положение в ней свободной личности; этот принцип обеспечивает развитие отдельной личности вместе с развитием всего общества.
Характеристика принципа правового равенства: принцип правового равенства подчёркивает, что право призвано уровнять людей на основе их свободы; этот принцип (производен) вытекает из принципа правовой свободы; принцип правового равенства в данный момент реализуется, т.к. в настоящее время развитие феномена права пока осуществляется в рамках права государственной власти. В полном объёме принцип правового равенства может быть реализован только в рамках правовой государственности.

Вопрос 2. Систематизация принципов позитивного права и характеристика некоторых видов этих принципов.
Принципы позитивного права в силу его сущности представляют собой упорядоченную структуру (систему), источником которой, являются с одной стороны принципы естественного права (объективны), а с другой стороны принципы политического управления (субъективны).
Классификация принципов позитивного права:
по степени общности: обще временные, меж временные, отраслевые, принципы правовых институтов.
по методу правового регулирования: императивные, диспозитивные.
по цели: принципы непосредственного регулирования и принципы опосредованного регулирования

23 ноября 2010 года (13 лекция)

Публичное и частное право

Т.е. ОСП=Бл. 1+Бл.2+ бл.3

Тема семинара 9.

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Вопрос 1. Понятие и признаки системы законодательства;

Система законодательства – явление и научная категория, характеризующая внешние границы государственно-властного закрепления объективной системы права.

Признаки СЗ:

1) реальна (реальное формально-юридическое явление);

2) субъективна (зависят (установлена) от воли государственной власти);

3) конкретные границы проявления субъективизма системы законодательства зависят от типа и формы государства.

4) Система законодательства представляет собой не взаимодействие, а воздействие норм более высокой юридической силы на нормы менее высокой юридической силы.

5) Система законодательства отражает, помимо общественных отношений и принципов государственного управления, территориальную организацию конкретного государства. (в федерации – двухуровневая система законодательства. а в конфедерации – 3х и более уровневая система законодательства).

Вопрос 2. Структура (системы) доказательства;

Лекция

ОСНОВЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА

Вопрос 2. Формы (виды) ТНП.

По цели ТНП: уяснение (внутреннее толкование), т. е. понять самому соответствующую норму правотворчества, и разъяснение (внешнее толкование), т. е. пояснить другим норму правотворчества.

По объёму ТНП: 1) адекватное; 2) ограничительное; 3) расширительное (распространительное). Такое деление позволяет ассоциировать (соотнести) букву закона с «духом закона» - конечной волей законодателя.

Адекватное ТНП – полное соответствие буквы и духа права.

Ограничительное ТНП – вид ТНП, при котором текстуальное выражение правовой нормы шире того смысла, который закладывает в него законодатель (Н: пример с кодексом РСФСР – пенсионный возраст родителей, их содержание детьми).

Расширительное ТНП – вид ТНП, при котором текстуальное выражение правовой нормы уже того смысла, который закладывает в него законодатель (Н: дело, в котором судья руководствуется не только нормой позитивного права, но и собственным правосознанием).

По юридическому статусу субъекта ТНП: 1) официальное; 2) официозное (полуофициальное); 3) неофициальное (научное (доктринальное), профессиональное (специальное), обыденное).

1) официальное: толкуют норму уполномоченные государственные органы, которым законодательство вменяет в обязанность это делать (Н: ТНП Пленума верховного суда РФ, Конституционным судом РФ и др.). 2 подвида: а) Аутентичное (авторское) ТНП -вид ТНП, данный тем же органом государственной власти, который формализовал толкуемую норму (Н: толкование указа президента даёт сам президент), всегда нормативно и официально; б) легальное (разрешённое, делегированное) ТНП - официозное (Н: КС РФ вправе давать официальное разъяснение КРФ)

2) официозное (полуофициальное): толкование, осуществляемое государственными органами, которым законодательство делегирует такое право. Является обязательным лишь для подчинённых субъектов. Н: Налоговый кодекс принят Парламентом, рассылка циркуляров правопонимания.

3) неофициальное – осуществляется субъектами, не обладающими государственно-властными полномочиями. Научное (доктринальное), профессиональное (специальное), обыденное - степени научной обоснованности толкования.

По правовым последствиям (значимости в правовой сфере) ТНП: 1) нормативное (для обеспечения единообразия в понимании и применении норм права); 2) казуальное (для применения правовой нормы в конкретной ситуации к конкретному субъекту).

Вопрос 1. Объектно-предметная характеристика науки ТГП

Объектом ТГП выступают реально существующие социально-политические и юридические явления – государство и право (как явления воспринимаемые чувственно).

Предметом любой науки выступают свойства, закономерности которые характеризуют данный объект. Для познания всего этого существует методология.

Предметом ТГП являются выраженные в юридических терминах наиболее общие закономерности государственно-правовой организации общества.

Признаки объекта и предмета

Объект Предмет
реальное явление абстрактное явление
двойственен двуедин
дискретен (ограничен во времени) постоянен во времени


Вопрос 2. Понятие и структура юридической методологии

объект – методология – предмет (путь познания)

Методология ТГП (юридическая методология) – особый порядок исследовательской деятельности позволяющий выявлять и терминологически закреплять наиболее общие закономерности государственно-правовой организации общества.

Первый подход к структуре юридической методологии (тип методов)
эмпирический блок
логико-теоритический блок
Второй подход (степень обобщённости методов)
общенаучные методы
частнонаучные (естественно научные + социально научные методы)
специально юридические методы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.221.171 (0.017 с.)