Вопрос 1. Объектно-предметная характеристика науки ТГП
Вопрос 1. Объектно-предметная характеристика науки ТГП
Объектом ТГП выступают реально существующие социально-политические и юридические явления – государство и право (как явления воспринимаемые чувственно).
Предметом любой науки выступают свойства, закономерности которые характеризуют данный объект. Для познания всего этого существует методология.
Предметом ТГП являются выраженные в юридических терминах наиболее общие закономерности государственно-правовой организации общества.
Признаки объекта и предмета
Объект
| Предмет
| реальное явление
| абстрактное явление
| двойственен
| двуедин
| дискретен (ограничен во времени)
| постоянен во времени
| Вопрос 2. Понятие и структура юридической методологии
объект – методология – предмет (путь познания)
Методология ТГП (юридическая методология) – особый порядок исследовательской деятельности позволяющий выявлять и терминологически закреплять наиболее общие закономерности государственно-правовой организации общества.
Первый подход к структуре юридической методологии (тип методов) эмпирический блок логико-теоритический блок Второй подход (степень обобщённости методов) общенаучные методы частнонаучные (естественно научные + социально научные методы) специально юридические методы.
Вопрос 3. Место и роль науки ТГиП в системе социального и юридического знания.
Знания (философия): естественные науки, общественные (социальные), технические.
Структура социальной науки: социология, политология, история, культурология, юриспруденция и т.д.
Система юриспруденции представляет собой группу обособленных своими предметами областей исследованием связанных общим объектом. Общим объектом всех социальных наук выступает общество, а центральным элементом структуры социальных наук – социальная философия.
Юриспруденция: Историко-юридические науки Отраслевые юридические науки (все виды прав) Прикладные науки ТГП (ядро)
Юридическая наука структурно состоит из 4 элементов: ТГП Историко-юридические науки Отраслевые юридические науки Прикладные юридические науки
Центральное место (место ядра юридического знания) занимает ТГП
Таким образом, ТГП как наука, занимая центральное место в системе юридических наук, является базовым элементом периферийных наук социального блока.
Общество. Понятие и структура.
Вопрос 1. Понятие и признаки феномена общество
Признаки общества: общество состоит из личностей (индивидов и их организованных групп); между личностями объективно возникает сложный комплекс взаимосвязей, ориентированных на поддержку и конкуренцию при безусловном приоритете поддержки первого направления; объединение личностей в общество происходит на основе необходимости достижения определенных ценностей; отношения (взаимодействия) между членами общества объективно и субъективно упорядочены; частные интересы жизни общества могут быть системообразующими и системоразрушающими; достижение общих ценностей и реализация общих интересов в обществе обеспечиваются социальной властью и различными системами социального регулирования; Таким образом, общество – объединение личностей, основанное на наличии у них общих долговременных интересов, реализация которых обеспечивается социальной властью и различными системами нормативного социального регулирования.
Блоки структуры общества: институциональный (упорядоченная структура личностей) функциональный (приоритетные ценности, цели и способы их достижения) регулятивный
Вопрос 2. Структура социальной организации. В рамках структуры общества выделяют 3 блока элементов сгруппированных вокруг личности, которая является центром структуры:
институциональный элемент структуры (естественные и биологические, естественные и искусственные) общества (характеризует наличие и устойчивость определенных социальных институтов) функциональный элемент (наличие и устойчивость в обществе определенных действии, направленных на достижение социальных целей и ценностей). Экономические, демографические, политические, юридические отношения регулятивный элемент (характеризует устойчивость системы индивидуального (казуального) и нормативного упорядочивания взаимодействия субъектов общества).
Социальное регулирование – необходимый компонент структуры общества, представленный 2 основными типами: нормативным и казуальным. Упорядочивание функционального взаимодействия элементов институциональной структуры.
Вопрос 3. Власть и нормы регулирования в обществе
Власть – способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, оказывая воздействие на поведение других социальных субъектов. Власть как явление одновременно включается в 2 компонента социальной организации: институциональный (власть – социальный институт) и функциональный (власть – деятельность по навязыванию своей воли.)
Признаки власти: важнейший институт и важнейшая функция общества; власть обеспечивает целостность общества на основе: принудительного формирования общесоциальных целей и ценностей и на основе разработки способов реализации этих целей и ценностей; власть упорядочивает проявление частных интересов социальных субъектов;
Структура власти: интеллектуальный компонент власти (воля) организационный компонент власти (сила)
Системы социального регулирования: нормативное регулирование казуальное регулирование
07 сентября 2010 года. (2 лекция)
Формирование государственно-правовой организации общества
Вопрос 1. Понятие, признаки и структура первичной догосударственной социальной организации. Временной период возникновения общества (40-60 тыс. лет назад). Социальная организация возникла не повсеместно, а лишь в некоторых регионах планеты с последующим расселением человеческого сообщества в иные регионы Земли. Возникновение первичного общества послужило мощным толчком к развития социально-личностных качеств самого человека, сформировав на уровне 30-40 тыс. до н.э. особый тип биологического субъекта человека разумного.
Переход от протогосударства к государству.
этапы
| РРО (род)
| ПРО (племя)
| Протогосударство
| тип социальной власти
| непосредственно-социальная и коллективнаявласть
| социально-потестарная власть
| социально-политическая власть
| тип социального регулирования
| мононорма (внутреннее единство и универсальность регулирования)
| мононорма (отдельно-моральные, религиозные, экономические нормы, нормы социально-властного регулирования)
| мононорма
(отдельно-моральные, религиозные, экономические нормы, нормы социально-властного регулирования + политические нормы)
| другие факты
| –
| осознание ценности территории
| территориальная организация
| Вопрос 3. Причины и условия, изменения норм догосударственного типа социальной организации.
1) Эволюцию этапов социальной организации обуславливали изменения, происходящие в институтах социальной власти и социального регулирования.
2) Этапы развития социальной власти обозначаются следующими терминами: власть первого этапа (непосредственно социальна и коллективна), власть второго этапа (социально-потестарна), власть третьего этапа (политическая).
3) Изменение в системе социального регулирования сводятся к разложению первичной мононорматики и усилению регулятивного значения политических норм.
4) На второй стадии развития догосударственного общества качество социальной ценности приобретает территория, которая на третьем этапе становится основой социальной организации (т.е. родовая и племенная общины сменяются территориальной (соседской)).
Форма государства
Вопрос 1. Понятие и структура формы государства Феномен сущности государственности выступает как обобщающее родовое понятие. В абстрактном виде выражающее специфику государственного типа социальной организации. Феномен сущностного типа государственности позволяет сузить сущностное содержание до уровня группы государств обладающих сходными сущностными и формальными признаками. Но только введение в научный оборот категории форма государства позволяет индивидуализировать (свести к единичному) систему сущностных и формальных признаков отдельно взятого государства.
Форма государства – научная категория, характеризующая внешние границы проявления сущности отдельного государства.
Форма государства: форма государственного правления форма государственного устройства форма государственного режима Взаимодействие элементов формы государства осуществляется с использованием принципов координации и субординации. Доминирующим (главным) элементом структуры формы государства выступает государственный режим. Это означает, что любе существенное изменение государственного режима приводит к адекватным изменениям в элементах формы правления и формы государственного устройства. Изменения, же которые происходят, в этих элементах не всегда приводят к изменениям содержания формы государственного режима.
Вопрос 2. Форма правления как элемент формы государства Форма правления – элемент структуры формы государства характеризующий порядок формирования высших органов государственной власти и степень структурированности высшей государственной власти. Монархия – особый вид формы правления, при которой формирование высших органов государственной власти осуществляется на основе принципа (идеи) династического наследования и эта власть не структурирована. Другие общие признаки монархии: власть монарха пожизненна; монарх не может быть привлечён к юридической ответственности. МОНАРХИЯ: абсолютная (идентичны общим признакам) ограниченная (конституционная) – (власть монарха ограничена законом) а) дуалистическая монархия (объем полномочий монарха больше); все основные признаки монархии + монарх сохраняет 100% власти в исполнительно-распорядительной сфере; сохранение части полномочии в законодательной сфере (право абсолютного вето, право роспуска парламента и созыва нового состава по собственному усмотрению) б) парламентская монархия (объем полномочий монарха меньше); монарх царствует, но не правит; 28 сентября 2010 года (5 лекция) РЕСПУБЛИКА Республика – тип формы правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населением на определённый срок. Общие признаки республиканской формы правления: высшие органы государственной власти формируются населением; носители высшей государственной власти обладают ей вышеустановленного законом срока; высшая (суверенная) государственная власть структурирована в соответствии с главными функциями государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной; объем полномочий высших органов государственной власти определяется законодательством; высшие органы государственной власти несут юридическую ответственность перед народом. (в республике – народ источник суверенитета, носитель – структурированные высшие органы государственной власти). РЕСПУБЛИКА: а) президентская – вид республиканской формы правления, при котором глава государства совмещает свои полномочия с полномочиями главы исполнительной власти. Например: США. Признаки президентской республики: глава государства является одновременно главой исполнительной власти глава государства выбирается всем народом глава государства не имеет права распустить парламент
б) парламентская – вид республиканской формы правления, при которой глава государства не принадлежит ни к одной из ветвей власти и имеет весьма ограниченные полномочия по руководству этими ветвями власти. Например: Германия, Италия, Греция.
Признаки парламентской республики: глава государства избирается парламентом либо созданным на основе парламента временным конституционным органом; глава государства не принадлежит ни к одной ветви власти; глава государства обладает полномочиями отставки правительства или роспуска парламента в случае парламентского кризиса; исполнительная власть правительства формируется парламентским большинством;
в) смешанная республика (суперпрезидентская, полу президентская, полу парламентская). Имеют признаки и президентской и парламентской республики. Например: РФ
Вопрос 3. Форма государственного устройства (ФГУ) как элемент формы государства ФГУ – элемент структуры формы государства, характеризующий степень структурированности государственной власти по вертикали применительно к территориальной организации конкретного государства. ФГУ: а) идея унитаризма (унитарное государство) б) идея федерализма (федеративное государство, конфедерация государств) Унитарное государство – единое суверенное государство, полномочия высшей государственной власти которого распространяются на всю его территорию без каких-либо законодательных ограничении. Признаки унитарного государства: существует только одна система высших органов государственной власти; полномочия этих органов распространяются на все территориальные единицы унитарного государства; одна система законодательства; одноуровневая система налогов; единая система правоохранительных органов и валюта; Н: Финляндия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Турция, Иран, Ирак Федеративное государство – разновидность формы государственного устройства, представляющее собой единое, но сложное по составу суверенное государство, состоящее из государственно-подобных субъектов, полномочия высших органов государственной власти которых устанавливаются единым общефедеральным источником права.
Признаки федеративного государства: единое суверенное государство; федерация состоит из государственно-подобных субъектов обладающих государственной властью; разграничение полномочий государственной власти и государственной власти субъектов закрепляются в федеральном законодательстве; субъекты федерации обладают только некоторыми суверенными полномочиями; субъекты не обладают государственным суверенитетом; субъекты не могут выйти из состава федерации по собственной воле; двухуровневые системы государственной власти и законодательства; законодательство субъекта федерации не может противоречить нормам федерального законодательства
Виды федерации по социальному источнику федеративного устройства: национальные, территориальные и смешанные по юридическому источнику формирования: конституционные, договорные и смешанные по статусу субъектов федерации: симметричные и ассиметричные
Конфедерация – разновидность ФГУ представляющаятерриториальный, политический и юридический союз суверенных государств создающих совместные надгосударственные органы общей компетенции.
Признаки конфедерации: союз суверенных государств; конфедерация должна обладать относительным единством территории; законодательство конфедерации двухуровневое (формируется при участии субъектов); надгосударственные органы государственной власти конфедерации обладают лишь делегированным им, суверенными полномочиями; выход субъекта из состава конфедерации возможен по усмотрению субъекта; в конфедерациях всегда имеется двойное гражданство
Функции государства
Вопрос 1. Понятие и признаки функции государства Функции государства в естественной сфере представляют собой: деятельность реально существующую деятельность постоянную деятельность всегда необходимую деятельность Функцией, которая характеризует социальные явления, осуществляются: только в рамках общественной организации деятельность представляет собой не содержание функции, а её следствие реальная деятельность общества или её отдельных субъектов может быть как положительной, так и отрицательной. Таким образом, функции государства представляют собой абстракцию, характеризующую должную и необходимую для развития общества деятельность составляющих её субъектов.
Признаки функции государства: носит абстрактный характер; функции государства связаны и зависят от цели и задач государства; функции государства связаны с сущностным типом и формой государства; функции государства приобретают внешнюю форму (становятся социальной реальностью) в процессе их реализации; функции государства представляют собой комплексное взаимодействие основных субъектов государственной организации общества (государственной власти и гражданского общества); функции государства представляют собой необходимую (должную) деятельность, осуществляемую в рамках широкого круга социального взаимодействия; Вопрос 2. Структура функции государства В рамках структуры функции государства выделяются: объект (комплекс, взаимосвязанных направлений, необходимых для взаимодействия социальных субъектов); реален; зависит от типа и формы государства; объектом функции являются лишь наиболее значимые для существования государства направления деятельности. субъект (государственная власть и гражданское общество) содержание (объективно необходимая для сохранения и развития государственной организации общества, деятельность).
Механизм государства
Вопрос 1. Понятие, признаки и структура механизма государства Власть является политической и следовательно обособлена от общества для доведения до субъектов общества воли и силы государственной власти необходим особый социальный политический и юридический механизм. Главными целями механизма государства являются: осуществление связи между государственной властью и обществом (личностью), выявление свойственных данному типу государства функции, реализация, т.е. перевод абстракции функции в реальную социальную деятельность. Механизм государства - элемент организации государства, предназначенный для реализации функции государства. Признаки механизма государства: механизм государства представляет собой особую социальную организацию свойственную только государственной организации общества; эта социальная организация возникает и действует в рамках системы государственной власти; эта организация является социальной (состоит из людей: государственные служащие и сотрудники государственных учреждении), политической (механизм обеспечивает реализацию политической власти) и юридической (все компоненты механизма государства закрепляются в нормах действующего законодательства); механизм государства воплощает суверенитет; механизм государства предназначен для выявления, юридического закрепления (формализации) и реализации функции государства; Структура механизма государства: Любая социальная власть состоит из интеллектуального (система государственных органов или аппарат государства) и организационного (организационно-исполнительные придатки государственных органов или учреждения и предприятия) компонента и в механизме государства также присутствуют указанные элементы структуры. Нельзя считать тождественными понятия «аппарат государства» и «механизм государства»; Государственные учреждения следует считать юридически тождественными предприятиям; Государственные служащие (социальная форма элементов механизма государства) не являются элементом структуры механизма государства; Вопрос 2. Государственные органы как элементы структуры механизма государства. Государственный орган – элемент структуры механизма государства предназначенный для выявления функции государства, их юридического закрепления и разработки политико-правовых методов в реализации функции государства. Государственный орган реализует интеллектуальные компоненты. Государственный орган – элемент аппарата государства, обладающий всей полнотой государственно-властных полномочии в своей сфере общественной жизни и на подведомственной территории. Признаки государственных органов: государственные органы функционально и структурно обособлены государственные органы состоят, из государственных служащих государственные органы создаются только на основании нормативно-правовых актов, и объем их полномочии также указывается в нормативно-правовых актах. государственные органы финансируются только за счёт государственной казны в соответствии с законами о бюджетах. Система (классификация) государственных органов: по виду (государственные, исполнительные, судебные органы) по территории (общегосударственные и территориальные) по объёму полномочий (общей компетенции и специальной компетенции) по юридическому порядку принятия решений (единоличные и коллегиальные органы) по социально-политическому органу формирования (первичные (носители или источники суверенитета) и производные (другие органы))
Вопрос 3. Государственные учреждения как элементы структуры механизма государства
Государственные учреждения – элемент структуры механизма государства, предназначенный для организации взаимодействия органов государственной власти и населения в рамках реализации выявленных и юридически формализованных функции государства.
Признаки государственных учреждении: обладают не государственно-властными, а только организационными полномочиями; этими полномочиями их наделяют государственные органы; государственные учреждения всегда являются территориально-локальными; социальным выражением государственных учреждении являются не государственные служащие, а сотрудники; любое государственное создаётся для выполнения определённой части их компетенции; основание классификации государственных органов идентичны государственных учреждений;
19 октября 2010 года. (8 лекция)
Принципы и функции права
Вопрос 1. Понятие правового принципа. Характеристика принципов естественного права. Принципы права – основополагающие идеи, характеризующие сущность и социальное назначение регулятивного феномена право. Сущность естественного права (юридического натурализма определяется двумя основополагающими идеями (принципами): принципом правовой свободы (правовой дозволенности) и принципом правового равенства. Характеристика принципа правовой свободы: этот принцип указывает на специфику права как регулятивного феномена, призванного упорядочивать общественные отношения через регламентацию дозволении; этот принцип позволяет гуманизировать социальную структуру, обеспечив центральное положение в ней свободной личности; этот принцип обеспечивает развитие отдельной личности вместе с развитием всего общества. Характеристика принципа правового равенства: принцип правового равенства подчёркивает, что право призвано уровнять людей на основе их свободы; этот принцип (производен) вытекает из принципа правовой свободы; принцип правового равенства в данный момент реализуется, т.к. в настоящее время развитие феномена права пока осуществляется в рамках права государственной власти. В полном объёме принцип правового равенства может быть реализован только в рамках правовой государственности.
Вопрос 2. Систематизация принципов позитивного права и характеристика некоторых видов этих принципов. Принципы позитивного права в силу его сущности представляют собой упорядоченную структуру (систему), источником которой, являются с одной стороны принципы естественного права (объективны), а с другой стороны принципы политического управления (субъективны). Классификация принципов позитивного права: по степени общности: обще временные, меж временные, отраслевые, принципы правовых институтов. по методу правового регулирования: императивные, диспозитивные. по цели: принципы непосредственного регулирования и принципы опосредованного регулирования
23 ноября 2010 года (13 лекция)
Публичное и частное право
Т.е. ОСП=Бл. 1+Бл.2+ бл.3
Тема семинара 9.
СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Вопрос 1. Понятие и признаки системы законодательства;
Система законодательства – явление и научная категория, характеризующая внешние границы государственно-властного закрепления объективной системы права.
Признаки СЗ:
1) реальна (реальное формально-юридическое явление);
2) субъективна (зависят (установлена) от воли государственной власти);
3) конкретные границы проявления субъективизма системы законодательства зависят от типа и формы государства.
4) Система законодательства представляет собой не взаимодействие, а воздействие норм более высокой юридической силы на нормы менее высокой юридической силы.
5) Система законодательства отражает, помимо общественных отношений и принципов государственного управления, территориальную организацию конкретного государства. (в федерации – двухуровневая система законодательства. а в конфедерации – 3х и более уровневая система законодательства).
Вопрос 2. Структура (системы) доказательства;
Лекция
ОСНОВЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА
Вопрос 2. Формы (виды) ТНП.
По цели ТНП: уяснение (внутреннее толкование), т. е. понять самому соответствующую норму правотворчества, и разъяснение (внешнее толкование), т. е. пояснить другим норму правотворчества.
По объёму ТНП: 1) адекватное; 2) ограничительное; 3) расширительное (распространительное). Такое деление позволяет ассоциировать (соотнести) букву закона с «духом закона» - конечной волей законодателя.
Адекватное ТНП – полное соответствие буквы и духа права.
Ограничительное ТНП – вид ТНП, при котором текстуальное выражение правовой нормы шире того смысла, который закладывает в него законодатель (Н: пример с кодексом РСФСР – пенсионный возраст родителей, их содержание детьми).
Расширительное ТНП – вид ТНП, при котором текстуальное выражение правовой нормы уже того смысла, который закладывает в него законодатель (Н: дело, в котором судья руководствуется не только нормой позитивного права, но и собственным правосознанием).
По юридическому статусу субъекта ТНП: 1) официальное; 2) официозное (полуофициальное); 3) неофициальное (научное (доктринальное), профессиональное (специальное), обыденное).
1) официальное: толкуют норму уполномоченные государственные органы, которым законодательство вменяет в обязанность это делать (Н: ТНП Пленума верховного суда РФ, Конституционным судом РФ и др.). 2 подвида: а) Аутентичное (авторское) ТНП -вид ТНП, данный тем же органом государственной власти, который формализовал толкуемую норму (Н: толкование указа президента даёт сам президент), всегда нормативно и официально; б) легальное (разрешённое, делегированное) ТНП - официозное (Н: КС РФ вправе давать официальное разъяснение КРФ)
2) официозное (полуофициальное): толкование, осуществляемое государственными органами, которым законодательство делегирует такое право. Является обязательным лишь для подчинённых субъектов. Н: Налоговый кодекс принят Парламентом, рассылка циркуляров правопонимания.
3) неофициальное – осуществляется субъектами, не обладающими государственно-властными полномочиями. Научное (доктринальное), профессиональное (специальное), обыденное - степени научной обоснованности толкования.
По правовым последствиям (значимости в правовой сфере) ТНП: 1) нормативное (для обеспечения единообразия в понимании и применении норм права); 2) казуальное (для применения правовой нормы в конкретной ситуации к конкретному субъекту).
Вопрос 1. Объектно-предметная характеристика науки ТГП
Объектом ТГП выступают реально существующие социально-политические и юридические явления – государство и право (как явления воспринимаемые чувственно).
Предметом любой науки выступают свойства, закономерности которые характеризуют данный объект. Для познания всего этого существует методология.
Предметом ТГП являются выраженные в юридических терминах наиболее общие закономерности государственно-правовой организации общества.
Признаки объекта и предмета
Объект
| Предмет
| реальное явление
| абстрактное явление
| двойственен
| двуедин
| дискретен (ограничен во времени)
| постоянен во времени
| Вопрос 2. Понятие и структура юридической методологии
объект – методология – предмет (путь познания)
Методология ТГП (юридическая методология) – особый порядок исследовательской деятельности позволяющий выявлять и терминологически закреплять наиболее общие закономерности государственно-правовой организации общества.
Первый подход к структуре юридической методологии (тип методов) эмпирический блок логико-теоритический блок Второй подход (степень обобщённости методов) общенаучные методы частнонаучные (естественно научные + социально научные методы) специально юридические методы.
|