Переход от протогосударства к государству.
этапы
| РРО (род)
| ПРО (племя)
| Протогосударство
| тип социальной власти
| непосредственно-социальная и коллективнаявласть
| социально-потестарная власть
| социально-политическая власть
| тип социального регулирования
| мононорма (внутреннее единство и универсальность регулирования)
| мононорма (отдельно-моральные, религиозные, экономические нормы, нормы социально-властного регулирования)
| мононорма
(отдельно-моральные, религиозные, экономические нормы, нормы социально-властного регулирования + политические нормы)
| другие факты
| –
| осознание ценности территории
| территориальная организация
| Вопрос 3. Причины и условия, изменения норм догосударственного типа социальной организации.
1) Эволюцию этапов социальной организации обуславливали изменения, происходящие в институтах социальной власти и социального регулирования.
2) Этапы развития социальной власти обозначаются следующими терминами: власть первого этапа (непосредственно социальна и коллективна), власть второго этапа (социально-потестарна), власть третьего этапа (политическая).
3) Изменение в системе социального регулирования сводятся к разложению первичной мононорматики и усилению регулятивного значения политических норм.
4) На второй стадии развития догосударственного общества качество социальной ценности приобретает территория, которая на третьем этапе становится основой социальной организации (т.е. родовая и племенная общины сменяются территориальной (соседской)).
Сущность и признаки государства
Вопрос 1. Понятие и сущность государственной организации общества. Государство представляет собой тип и этап развития социальной организации. Представляет собой научную абстракцию, познание которой происходит через выявление сущности. Сущность как научная категория представляет собой систему выявленных в процессе мышления признаков и свойств, делающих соответствующее явление уникальным. Сущность государства – система присущих только государственной организации признаков и структурных элементов, характеризующих данный этап развития общества.
14 сентября 2010 года (3 лекция)
Вопрос 2. Структурные компоненты сущности государства и их характеристика. Структура сущности государства. Государство, представляя собой, исторический тип развития общества в структуре сущности будет: сохранять элементы собственно-социальной сущности содержать компоненты, разграничивающие сущность общества и сущность государства. Структурные элементы сущности государства: институциональный (возникает и проявляет себе не во всей полноте социальных институтов, а только в рамках институтов политической системы. Центром сущность выступает не сущность, а территориальная политико-правовая власть). функциональный (специфика состоит в том что в основе взаимодействия социальных институтов, лежит не взаимодействие личностей, а взаимодействие политической власти и подвластного населения). нормативно-регулятивный (особенностью этого аспекта сущности выступает то что ядром нормативно-регулятивной системы выступают созданные политической властью нормы позитивного права (законодательства).
Вопрос 3. Признаки государства. Систему признаков государства мы связываем с 3 уровнями его (государства) сущности
Первый уровень.
Основные сущностные признаки
| Второй уровень
Производные сущностные признаки
| Третий уровень
Формальные сущностные признаки
| публично-политическая власть
территория
население
законодательство
| суверенитет
гражданство (подданство)
бюрократия
налоги и сборы
…
| государственные символы
столица
граница
валюта
…
| Основы типологизации государственности.
Вопрос 1. Понятие типологии и сущностного типа государства Типологизация представляет собой особую форму систематизации. Типологизация – это систематизация, осуществляемая на основе сущностных признаков (критериев). Тип государства – результат абстрактно-логической деятельности исследователя, формирующего целостную конструкцию на основе общности, сущностных признаков различных государств.
Вопрос 2. Формационное основание типологизации государств и характеристика формационных типов. В современной юридической теории выделяются 2 подхода: формационный и цивилизационный.
Общественно-экономическая формация – характеристика уровня развития средств производства в сочетании с характеристикой правовых общественно-экономических отношении.
Спецификой формационной типологии является жёсткая зависимость типа государства от типа обще-ственно-экономической формации.
тип макро формации
| до экономическая
| экономическая
| пост
экономическая
| тип микро формации
| –
| рабовладельческий
| феодальный
| буржуазный
| коммунистический
| тип государства 1
| –
| рабовладельческий
| феодальный
| капиталистический
| социалистический
| тип государства 2
| –
| восточный и античный типы государства
| дофеодальный и феодальный типы государства
|
|
| Главное отличие современного подхода типологизации в том, что он признает наличие различных типов государственности в рамках одного этапа экономического развития или типов микро формации.
21 сентября 2010 года (4 лекция)
Вопрос 3. Цивилизационное основание типологизации государств, и характеристика цивилизационных систем типологизации. В качестве основания группы цивилизационных типологии используется содержание феномена цивилизация, а поскольку в содержании этого феномена существует множество различных аспектов, цивилизационную типологию невозможно сформулировать в виде одного или единого блока. Исходя их этого, рассмотрим некоторые юридически значимые цивилизационные типологии.
В качестве отдельных цивилизационных типологии мы можем использовать: а) этническое (национальное) основание славянское арабское японо-китайское германское англо-саксонское
б) религиозно-идеологическое (теологическое) основание буддизм ислам христианство
в) политико-идеологическое основание а) демократия: национальная народная политическая
б) автократия деспотия тирания фашизм
Кроме того в юридической теории используется предложенная Арнольдом Тойнби основание локальной цивилизации
Форма государства
Вопрос 1. Понятие и структура формы государства Феномен сущности государственности выступает как обобщающее родовое понятие. В абстрактном виде выражающее специфику государственного типа социальной организации. Феномен сущностного типа государственности позволяет сузить сущностное содержание до уровня группы государств обладающих сходными сущностными и формальными признаками. Но только введение в научный оборот категории форма государства позволяет индивидуализировать (свести к единичному) систему сущностных и формальных признаков отдельно взятого государства.
Форма государства – научная категория, характеризующая внешние границы проявления сущности отдельного государства.
Форма государства: форма государственного правления форма государственного устройства форма государственного режима Взаимодействие элементов формы государства осуществляется с использованием принципов координации и субординации. Доминирующим (главным) элементом структуры формы государства выступает государственный режим. Это означает, что любе существенное изменение государственного режима приводит к адекватным изменениям в элементах формы правления и формы государственного устройства. Изменения, же которые происходят, в этих элементах не всегда приводят к изменениям содержания формы государственного режима.
Вопрос 2. Форма правления как элемент формы государства Форма правления – элемент структуры формы государства характеризующий порядок формирования высших органов государственной власти и степень структурированности высшей государственной власти. Монархия – особый вид формы правления, при которой формирование высших органов государственной власти осуществляется на основе принципа (идеи) династического наследования и эта власть не структурирована. Другие общие признаки монархии: власть монарха пожизненна; монарх не может быть привлечён к юридической ответственности. МОНАРХИЯ: абсолютная (идентичны общим признакам) ограниченная (конституционная) – (власть монарха ограничена законом) а) дуалистическая монархия (объем полномочий монарха больше); все основные признаки монархии + монарх сохраняет 100% власти в исполнительно-распорядительной сфере; сохранение части полномочии в законодательной сфере (право абсолютного вето, право роспуска парламента и созыва нового состава по собственному усмотрению) б) парламентская монархия (объем полномочий монарха меньше); монарх царствует, но не правит; 28 сентября 2010 года (5 лекция) РЕСПУБЛИКА Республика – тип формы правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населением на определённый срок. Общие признаки республиканской формы правления: высшие органы государственной власти формируются населением; носители высшей государственной власти обладают ей вышеустановленного законом срока; высшая (суверенная) государственная власть структурирована в соответствии с главными функциями государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной; объем полномочий высших органов государственной власти определяется законодательством; высшие органы государственной власти несут юридическую ответственность перед народом. (в республике – народ источник суверенитета, носитель – структурированные высшие органы государственной власти). РЕСПУБЛИКА: а) президентская – вид республиканской формы правления, при котором глава государства совмещает свои полномочия с полномочиями главы исполнительной власти. Например: США. Признаки президентской республики: глава государства является одновременно главой исполнительной власти глава государства выбирается всем народом глава государства не имеет права распустить парламент
б) парламентская – вид республиканской формы правления, при которой глава государства не принадлежит ни к одной из ветвей власти и имеет весьма ограниченные полномочия по руководству этими ветвями власти. Например: Германия, Италия, Греция.
Признаки парламентской республики: глава государства избирается парламентом либо созданным на основе парламента временным конституционным органом; глава государства не принадлежит ни к одной ветви власти; глава государства обладает полномочиями отставки правительства или роспуска парламента в случае парламентского кризиса; исполнительная власть правительства формируется парламентским большинством;
в) смешанная республика (суперпрезидентская, полу президентская, полу парламентская). Имеют признаки и президентской и парламентской республики. Например: РФ
Вопрос 3. Форма государственного устройства (ФГУ) как элемент формы государства ФГУ – элемент структуры формы государства, характеризующий степень структурированности государственной власти по вертикали применительно к территориальной организации конкретного государства. ФГУ: а) идея унитаризма (унитарное государство) б) идея федерализма (федеративное государство, конфедерация государств) Унитарное государство – единое суверенное государство, полномочия высшей государственной власти которого распространяются на всю его территорию без каких-либо законодательных ограничении. Признаки унитарного государства: существует только одна система высших органов государственной власти; полномочия этих органов распространяются на все территориальные единицы унитарного государства; одна система законодательства; одноуровневая система налогов; единая система правоохранительных органов и валюта; Н: Финляндия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Турция, Иран, Ирак Федеративное государство – разновидность формы государственного устройства, представляющее собой единое, но сложное по составу суверенное государство, состоящее из государственно-подобных субъектов, полномочия высших органов государственной власти которых устанавливаются единым общефедеральным источником права.
Признаки федеративного государства: единое суверенное государство; федерация состоит из государственно-подобных субъектов обладающих государственной властью; разграничение полномочий государственной власти и государственной власти субъектов закрепляются в федеральном законодательстве; субъекты федерации обладают только некоторыми суверенными полномочиями; субъекты не обладают государственным суверенитетом; субъекты не могут выйти из состава федерации по собственной воле; двухуровневые системы государственной власти и законодательства; законодательство субъекта федерации не может противоречить нормам федерального законодательства
Виды федерации по социальному источнику федеративного устройства: национальные, территориальные и смешанные по юридическому источнику формирования: конституционные, договорные и смешанные по статусу субъектов федерации: симметричные и ассиметричные
Конфедерация – разновидность ФГУ представляющаятерриториальный, политический и юридический союз суверенных государств создающих совместные надгосударственные органы общей компетенции.
Признаки конфедерации: союз суверенных государств; конфедерация должна обладать относительным единством территории; законодательство конфедерации двухуровневое (формируется при участии субъектов); надгосударственные органы государственной власти конфедерации обладают лишь делегированным им, суверенными полномочиями; выход субъекта из состава конфедерации возможен по усмотрению субъекта; в конфедерациях всегда имеется двойное гражданство
|