Переход от протогосударства к государству. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переход от протогосударства к государству.



этапы РРО (род) ПРО (племя) Протогосударство
тип социальной власти непосредственно-социальная и коллективнаявласть социально-потестарная власть социально-политическая власть
тип социального регулирования мононорма (внутреннее единство и универсальность регулирования) мононорма (отдельно-моральные, религиозные, экономические нормы, нормы социально-властного регулирования) мононорма (отдельно-моральные, религиозные, экономические нормы, нормы социально-властного регулирования + политические нормы)
другие факты осознание ценности территории территориальная организация


Вопрос 3. Причины и условия, изменения норм догосударственного типа социальной организации.

1) Эволюцию этапов социальной организации обуславливали изменения, происходящие в институтах социальной власти и социального регулирования.

2) Этапы развития социальной власти обозначаются следующими терминами: власть первого этапа (непосредственно социальна и коллективна), власть второго этапа (социально-потестарна), власть третьего этапа (политическая).

3) Изменение в системе социального регулирования сводятся к разложению первичной мононорматики и усилению регулятивного значения политических норм.

4) На второй стадии развития догосударственного общества качество социальной ценности приобретает территория, которая на третьем этапе становится основой социальной организации (т.е. родовая и племенная общины сменяются территориальной (соседской)).

Сущность и признаки государства

Вопрос 1. Понятие и сущность государственной организации общества.
Государство представляет собой тип и этап развития социальной организации. Представляет собой научную абстракцию, познание которой происходит через выявление сущности. Сущность как научная категория представляет собой систему выявленных в процессе мышления признаков и свойств, делающих соответствующее явление уникальным.
Сущность государства – система присущих только государственной организации признаков и структурных элементов, характеризующих данный этап развития общества.

14 сентября 2010 года (3 лекция)

Вопрос 2. Структурные компоненты сущности государства и их характеристика.
Структура сущности государства.
Государство, представляя собой, исторический тип развития общества в структуре сущности будет:
сохранять элементы собственно-социальной сущности
содержать компоненты, разграничивающие сущность общества и сущность государства.
Структурные элементы сущности государства:
институциональный (возникает и проявляет себе не во всей полноте социальных институтов, а только в рамках институтов политической системы. Центром сущность выступает не сущность, а территориальная политико-правовая власть).
функциональный (специфика состоит в том что в основе взаимодействия социальных институтов, лежит не взаимодействие личностей, а взаимодействие политической власти и подвластного населения).
нормативно-регулятивный (особенностью этого аспекта сущности выступает то что ядром нормативно-регулятивной системы выступают созданные политической властью нормы позитивного права (законодательства).

Вопрос 3. Признаки государства.
Систему признаков государства мы связываем с 3 уровнями его (государства) сущности

Первый уровень. Основные сущностные признаки Второй уровень Производные сущностные признаки Третий уровень Формальные сущностные признаки
публично-политическая власть территория население законодательство суверенитет гражданство (подданство) бюрократия налоги и сборы … государственные символы столица граница валюта …


Основы типологизации государственности.

Вопрос 1. Понятие типологии и сущностного типа государства
Типологизация
представляет собой особую форму систематизации.
Типологизация – это систематизация, осуществляемая на основе сущностных признаков (критериев). Тип государства – результат абстрактно-логической деятельности исследователя, формирующего целостную конструкцию на основе общности, сущностных признаков различных государств.

Вопрос 2. Формационное основание типологизации государств и характеристика формационных типов.
В современной юридической теории выделяются 2 подхода: формационный и цивилизационный.

Общественно-экономическая формация – характеристика уровня развития средств производства в сочетании с характеристикой правовых общественно-экономических отношении.

Спецификой формационной типологии является жёсткая зависимость типа государства от типа обще-ственно-экономической формации.

тип макро формации до экономическая экономическая   пост экономическая
тип микро формации рабовладельческий феодальный буржуазный коммунистический
тип государства 1 рабовладельческий феодальный капиталистический социалистический
тип государства 2 восточный и античный типы государства дофеодальный и феодальный типы государства    

Главное отличие современного подхода типологизации в том, что он признает наличие различных типов государственности в рамках одного этапа экономического развития или типов микро формации.

21 сентября 2010 года (4 лекция)

Вопрос 3. Цивилизационное основание типологизации государств, и характеристика цивилизационных систем типологизации.
В качестве основания группы цивилизационных типологии используется содержание феномена цивилизация, а поскольку в содержании этого феномена существует множество различных аспектов, цивилизационную типологию невозможно сформулировать в виде одного или единого блока. Исходя их этого, рассмотрим некоторые юридически значимые цивилизационные типологии.

В качестве отдельных цивилизационных типологии мы можем использовать:
а) этническое (национальное) основание
славянское
арабское
японо-китайское
германское
англо-саксонское

б) религиозно-идеологическое (теологическое) основание
буддизм
ислам
христианство

в) политико-идеологическое основание
а) демократия:
национальная
народная
политическая

б) автократия
деспотия
тирания
фашизм

Кроме того в юридической теории используется предложенная Арнольдом Тойнби основание локальной цивилизации

Форма государства

Вопрос 1. Понятие и структура формы государства
Феномен сущности государственности выступает как обобщающее родовое понятие. В абстрактном виде выражающее специфику государственного типа социальной организации. Феномен сущностного типа государственности позволяет сузить сущностное содержание до уровня группы государств обладающих сходными сущностными и формальными признаками. Но только введение в научный оборот категории форма государства позволяет индивидуализировать (свести к единичному) систему сущностных и формальных признаков отдельно взятого государства.

Форма государства – научная категория, характеризующая внешние границы проявления сущности отдельного государства.

Форма государства:
форма государственного правления
форма государственного устройства
форма государственного режима
Взаимодействие элементов формы государства осуществляется с использованием принципов координации и субординации.
Доминирующим (главным) элементом структуры формы государства выступает государственный режим. Это означает, что любе существенное изменение государственного режима приводит к адекватным изменениям в элементах формы правления и формы государственного устройства. Изменения, же которые происходят, в этих элементах не всегда приводят к изменениям содержания формы государственного режима.

Вопрос 2. Форма правления как элемент формы государства
Форма правления
– элемент структуры формы государства характеризующий порядок формирования высших органов государственной власти и степень структурированности высшей государственной власти.
Монархия – особый вид формы правления, при которой формирование высших органов государственной власти осуществляется на основе принципа (идеи) династического наследования и эта власть не структурирована. Другие общие признаки монархии: власть монарха пожизненна; монарх не может быть привлечён к юридической ответственности.
МОНАРХИЯ:
абсолютная (идентичны общим признакам)
ограниченная (конституционная) – (власть монарха ограничена законом)
а) дуалистическая монархия (объем полномочий монарха больше); все основные признаки монархии + монарх сохраняет 100% власти в исполнительно-распорядительной сфере; сохранение части полномочии в законодательной сфере (право абсолютного вето, право роспуска парламента и созыва нового состава по собственному усмотрению)
б) парламентская монархия (объем полномочий монарха меньше); монарх царствует, но не правит;
28 сентября 2010 года (5 лекция)
РЕСПУБЛИКА
Республика – тип формы правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населением на определённый срок.
Общие признаки республиканской формы правления:
высшие органы государственной власти формируются населением;
носители высшей государственной власти обладают ей вышеустановленного законом срока;
высшая (суверенная) государственная власть структурирована в соответствии с главными функциями государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной;
объем полномочий высших органов государственной власти определяется законодательством;
высшие органы государственной власти несут юридическую ответственность перед народом. (в республике – народ источник суверенитета, носитель – структурированные высшие органы государственной власти).
РЕСПУБЛИКА:
а) президентская
– вид республиканской формы правления, при котором глава государства совмещает свои полномочия с полномочиями главы исполнительной власти. Например: США.
Признаки президентской республики:
глава государства является одновременно главой исполнительной власти
глава государства выбирается всем народом
глава государства не имеет права распустить парламент

б) парламентская – вид республиканской формы правления, при которой глава государства не принадлежит ни к одной из ветвей власти и имеет весьма ограниченные полномочия по руководству этими ветвями власти. Например: Германия, Италия, Греция.

Признаки парламентской республики:
глава государства избирается парламентом либо созданным на основе парламента временным конституционным органом;
глава государства не принадлежит ни к одной ветви власти;
глава государства обладает полномочиями отставки правительства или роспуска парламента в случае парламентского кризиса;
исполнительная власть правительства формируется парламентским большинством;

в) смешанная республика (суперпрезидентская, полу президентская, полу парламентская). Имеют признаки и президентской и парламентской республики. Например: РФ

Вопрос 3. Форма государственного устройства (ФГУ) как элемент формы государства
ФГУ – элемент структуры формы государства, характеризующий степень структурированности государственной власти по вертикали применительно к территориальной организации конкретного государства.
ФГУ:
а) идея унитаризма (унитарное государство)
б) идея федерализма (федеративное государство, конфедерация государств)
Унитарное государство
– единое суверенное государство, полномочия высшей государственной власти которого распространяются на всю его территорию без каких-либо законодательных ограничении.
Признаки унитарного государства:
существует только одна система высших органов государственной власти;
полномочия этих органов распространяются на все территориальные единицы унитарного государства;
одна система законодательства;
одноуровневая система налогов;
единая система правоохранительных органов и валюта;
Н: Финляндия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Турция, Иран, Ирак
Федеративное государство
– разновидность формы государственного устройства, представляющее собой единое, но сложное по составу суверенное государство, состоящее из государственно-подобных субъектов, полномочия высших органов государственной власти которых устанавливаются единым общефедеральным источником права.

Признаки федеративного государства:
единое суверенное государство;
федерация состоит из государственно-подобных субъектов обладающих государственной властью;
разграничение полномочий государственной власти и государственной власти субъектов закрепляются в федеральном законодательстве;
субъекты федерации обладают только некоторыми суверенными полномочиями;
субъекты не обладают государственным суверенитетом;
субъекты не могут выйти из состава федерации по собственной воле;
двухуровневые системы государственной власти и законодательства;
законодательство субъекта федерации не может противоречить нормам федерального законодательства

Виды федерации
по социальному источнику федеративного устройства: национальные, территориальные и смешанные
по юридическому источнику формирования: конституционные, договорные и смешанные
по статусу субъектов федерации: симметричные и ассиметричные

Конфедерация – разновидность ФГУ представляющаятерриториальный, политический и юридический союз суверенных государств создающих совместные надгосударственные органы общей компетенции.

Признаки конфедерации:
союз суверенных государств;
конфедерация должна обладать относительным единством территории;
законодательство конфедерации двухуровневое (формируется при участии субъектов);
надгосударственные органы государственной власти конфедерации обладают лишь делегированным им, суверенными полномочиями;
выход субъекта из состава конфедерации возможен по усмотрению субъекта;
в конфедерациях всегда имеется двойное гражданство



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.019 с.)