Мировоззренческое и методологическое значение философии для юридической науки и практики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззренческое и методологическое значение философии для юридической науки и практики.



И.П.Малинова

Мировоззренческое и методологическое значение философии для юридической науки и практики.

 

Понятие истории и философии введено Галилеем, но у Канта это было ранее. Кант считает, что существует история и потом уже философия как резюме этих совершившихся исторических событий в сфере философской истории – что бы (цель) эти ошибки истории больше не повторять, т.е. методологическая роль (т.е. используется как метод в выстроении историческо-значимой деятельности), (в любой сфере деятельности: исторической, социальной, творческой), т.е. это руководство к деятельности (метод) в том числе и в творческой деятельности. Философская история права и правовой науки способная выполнять методологическую роль для реформатора (судебная реформа), для законодателя и правоведа. (т.е. роль методологии берем из истории, она не искусственно выстроена). Вышеизложенные основы положены Кантом, дана Гегелем.

Для юридической науки и практики имеет значение мировоззренческое и методологическое значение философии. В этой связи можно говорить о 2 основных функциях философии в юридической науке и практике:

1. Мировоззренческая функция, в проблемное поле которой входят:

- Значение права для человека и общества (Алексеев, Грибакин считают, что предмет философии права)

- Философские основания прав человека

- Правовая картина мира (профессор Тихомиров)

- Гуманистические начала права

- Правосознание в социальном, социально-психологическом и других аспектах

Мировоззренческая функция заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и сознания, о месте назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и пр.

2. Методологическая функция, в проблемное поле которой входят:

- Философские основания права

- Философские проблемы права

- Философские дискурсы в праве

- Другие тематические рубрики

Методологическая функция заключается в том, что ее положения применяются при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками (исторические, социологические, юридические, экономические и др.)

Значение философских дискурсов в юриспруденции. Соотношение философии права и

Теории государства и права

Дискурс (др. греч.) - рассуждение.

Понятие введено постструктуралистами в 20 веке. Понятия, которые дают постструктуралисты:

Научный дискурс - это система правил вербального (словесного) выражения содержания сознания на основании того или иного типа научной рациональности.

Дискурс - это стиль мышления, характеризующийся определенным лексиконом.

Приведенная выше проблематика исследуется в ТГП, в философии права и в дисциплинах, предметные области которых производны от ТГП и ФП (герменевтика и пр.). Несмотря на большие совпадения тематических рубрик ТГП и ФП, это разные предметы, у них разные научные языки:

ТГП – это генерализующая юридическая дисциплина, которая говорит о праве на языке самого права (это правовые категории и юридические, юридизированные понятия)

ФП – это генерализующая пограничная между философией и юриспруденцией дисциплина, которая говорит о праве на языке философии. (генерализующая – обобщающая)

Правовая категория - это наиболее общее понятие, входящее в традицию юридической науки (механизм правового регулирования, юридическая конструкция, право в широком смысле и др.). Эти понятия не юридизированы, их нет в кодексах, но они есть в теоретической юриспруденции, без которых невозможно правовое мышление.

Юридическое, юридизированное понятие - это понятия, использующиеся в кодексах, юридических нормах, (например, право – в узком смысле, в смысле право конкретное, права ребенка и т.д., договор, сделка, соглашение).

Философские языки – (язык философии). Философское знание существует в виде определенных, связанных с конкретными именами философских направлений, школ, учений (материализм, идеализм, позитивизм, экзистенционализм, - это философские школы, но в них могут быть разные направления: немецкая философская школа (Кант, Гегель), но их учения различаются (у Канта трансцендентальный идеализм у Гегеля другое). В каждой философской системе существует свой конкретный аппарат, лексикон (в марксизме бытие – это объективная реальность, независимость от субъекта, а в феноменологии бытие – это субъективная реальность, поток сознания). Следовательно, философско – правовое исследование должно иметь дискурсивную определенность, оно должно содержать четко отрефлексированные его методологические основания.

Инструмент научного исследования – это его научный аппарат, причем, дискурсивно-методологический, выверенный. Конечно, теоретик права может использовать в своем исследовании философский понятийный аппарат (включать), но в целом, он говорит на языке юриспруденции, и наоборот, проводя философско-правовое исследование ученый не может обойтись без правовых категорий, юридических терминов, но в целом, он работает в определенных дискурсах, (например, в позитивистском дискурсе, экзистенционалистском дискурсе, феноменологическом дискурсе, психоаналитическом дискурсе и др.) в зависимости от философской школы, направления. (В работах профессора Туманова, бывшего председателя Конституционного суда, детально рассматривается то, как проблемы юридической практики могут рассматриваться и решаться на основе определенных философских методологий (дискурсов).

 

Классические и неклассические дискурсы в юриспруденции

Дискурс (др. греч.) - рассуждение.

Классические философские дискурсы в юридической науке – это, прежде всего немецкая классическая философия права. (Кант, Фихте, Гегель. Шеллинг) некоторые авторы причисляют сюда и философию права Маркса.

К числу неклассических дискурсов, методологически используемых в юридической науке относят: Приложение 1

ü Позитивистский

ü Нео и пост позитивистский

ü Пост структуралистский

ü Герменевтический

ü Синтезированный (сер 19в)

Во второй половине 20 в. Дискурс связанный с синергетикой включал в себя кибернетику, математику, системный анализ, диалектику

С.С. Алексеев говорит о генерализующих юридических дисциплинах (ТГП, философия права история государства и права).

Проблема соотношения между этими дисциплинами рассматривалась в трудах дореволюционных правоведов. В частности рассматривалось соотношение ТГП, философии права, гносеологии права, энциклопедии права и т.д.

Правовед Зверев предвосхитил при рассмотрении этой проблемы парадокс каталогов Рассала:

Сумма ТГП = ФП + ТГП + ЭП+…

Предмет ТГП является суммой следующих предметных областей.

В самом общем виде ФП и ТГП различаются по языку: ТГП – это генерализующая юридическая дисциплина, которая говорит о праве на языке самого права (а этот язык неразрывно связан с определенными правовыми системами). ФП - это генерализующая пограничная философско-правовая дисциплина, которая говорит о праве на языке философии, а эти языки неразрывно связаны с определенными философскими системами.

Особое место в философии права занимает предметная область юридической герменевтики. Это сложное направление, уходящее корнями в античность (Гермес), в средневековую теологию (толкование библии, священного писания), в средневековой юриспруденции (глоссаторы), а в философской герменевтики (Дильтей. Шлиермахер), в лингвистическую философию (Соссюр, Гумбальт).

 

Предмет юридической герменевтики.

Основные понятия герменевтики.

Герменевтика — греч. — разъясняю, истолко­вываю. Изначальный смысл — искусство толкования Библии, литературных текстов и т. д. В XVIII—XIX вв. герменевтика рассматривалась в качестве учения о методе гуманитариях наук. Ее задачей становится объяснение «чуда понимания».

Предмет юридической герменевтики – это понимание, толкование, интерпретационная деятельность вообще в праве.

Герменевтическая интеллектуальная традиция зародилась в античности, и берет свое название от имени древнего греческого бога Гермеса (бог связи, сообщений от богов). В полисном мире толковались высказывания оракулов и на основе этих толкований принимались решения. В средние века в христианской теологии сложилась герменевтическая традиция оп поводу толкования текстов священного писания, связанное с разными подходами (например, принципы Петра - священное писание надо толковать в полном соответствии с записями автора, и Павла - священное писание надо толковать с учетом новых обстоятельств). Особые характеристики приобрела толковательная традиция в деятельности средневековых глоссаторов, которые толковали источники римского права.

В конце 18-19 в.в. начала складываться философская герменевтическая традиция, которая по сей день, оказывает существенное влияние на методологию толкования, интерпретации в праве. У истоков которой стоят Дильтей. Шлиермахер (2 пол 19в) – видные правоведы, юристы, давали определение юридической герменевтики

Ф. Шлейермахер - герменевтика мыслится, прежде всего, как искусство понимания чужой ин­дивидуальности, другого выражения воплощенной инди­видуальности. В. Дильтей герменевтика есть искусство истолкования ли­тературных памятников, понимания письменно зафикси­рованных проявлений жизни.

Основные понятия герменевтики:

ü Текст

ü Интерпретация

ü Толкование

Предмет юридической герменевтики – это толкование в праве (Шершеневич)

Текст (букв) связь.

Есть 2 подхода к понятию текст.

ü Текст – это вербально (словесно) знаковая система, выраженное содержание. В юриспруденции это доминирующий подход. Например, в монографии Игоря Грязина под названием «текст права» основывается именно такой подход, в котором под юридическим текстом подразумевается именно словесный текст, обладающий юридическим смыслом, имеющий юридическое значение.

ü Второй подход – свойствами текста обладают все явления действительности, попавшие в сферу человеческой деятельности.(в том числе мыслительная деятельность) Например: Джордж Бруно говорит ученые читают книгу природы.

В юриспруденции такой подход может оказаться методологически плодотворным, поскольку позволяет выстроить единую модель интерпретационной деятельности в праве. В эту модель входят моменты, связанные с интерпретацией жизненных событий на предмет выявления в них юридической смысла, наряду с этим в данную модель входят и моменты традиционно связанные с толкованием вербальных текстов.

Толкование договора

В международном праве и в национальных правовых системах есть группа норм, регулирующих интерпретационную деятельность в праве.

К их числу относятся:

1. Венская конвенция о праве международных договоров

2. ст. 431 ГК РФ толкование договора

Юридическая конструкция толкования договора уходит своими корнями в римское частное право. В настоящее время в российской правовой системе в связи с ее либерализацией большое внимание уделяется вопросам, связанным с толкованием актов индивидуального регулирования. В частности в ст. 431 ГК РФ законодатель формулирует нормы, призванные регулировать такой вид правовой деятельности как толкование договоров. Для анализа данной статьи необходимо опираться не только на юридические традиции, контексты, но и на социокультурное моменты, связанные с такими отраслями научного знания как семиотика, семантика, юридическая герменевтика и др.

В ч. 1 ст. 431 ГК РФ законодатель рекомендует буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливать путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом, с т.з. юридической герменевтики по поводу данной рекомендации можно привести следующее соображение:

- если условие сформулировано неясно, то его буквальное значение установить невозможно

- буквальное значение выясняется от буквы, а если выражение сформулировано не ясно и мы это признаем, то в этом случае толкование от буквы невозможно и вступает в действие другой вид толкования – через контексты (т.е. через выяснение действительной воли контрагентов, например через анализ ситуации, предшествовавшей составлению договора и последующей и пр.)

- юридическая конструкция толкования договора со времен Юстиниана предполагает приоритет выяснения действительной воли сторон перед толкованием от буквы. В этой конструкции толкование договора, целью толкования является именно выяснения действительной воли сторон

Во второй части ст. 431 ГК РФ законодатель указывает, если правила, содержащиеся в ч. 1 настоящей ст. не повиляют определить содержание договора, то д.б. выявлена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. По поводу данной рекомендации можно привести следующие соображения:

1. выявления действительной воли сторон это не вторичная, а первичная должна быть задача толкования договора

2. рекомендации по поводу способов выявления действительной воли сторон почему то сводятся законодателем только к сопутствующим обстоятельствам заключения договора: при этом принимаются во внимание все сопутствующие обстоятельства

Язык науки

Научные языки относятся к разряду искусственных языков, т.к. термины этих языков являются результатами научных конвенций. В 20 г. 20 в. Неопозитивистами была выдвинута концепция верификации научных понятий (имелась в виду опытная верификация). Далее постпозитивисты (представители философии науки) предали другое значение термину «верификация»: применительно к научным понятиям верификация стала рассматриваться как результат научных конвенций: научная теория, понятие являются верифицированными, если научное сообщество приняло конвенцию, согласно которой эта теория, понятие являются верными. Такую же эволюцию пережило понятие фальсификация: в 20 г. 20 в. Фальсификация понималась как опытная проверка истинности теории понятием – методом от противного. А в дальнейшем понятия фальсификация так же приобрело конвенциональный смысл: автор этого понятия Карл Поппер обосновал положение о том, что теория, которую нельзя опровергнуть не является научной (это миф. Сказка – ненаучная тео рия). Большую роль в такого рода эволюции смысла верификации и фальсификации сыграла концепция Патнели. Эта концепция содержала следующий тезис: опытная концепция верификация сама себя опровергает, т.к. ее исходные положения не могут быть проверены опытно, хотя в них сформулировано такое требование, предъявляемое к любым научным положениям. Таким образом, получилось, что утверждение Айера – положение, не имеющее опытной проверки познавательно бессмысленно., сказалось несостоятельным, т.к. само не может быть опытно проверено. Это и дало толчок к развитию конвенционалистских представлений о верификации и фальсификации научных теорий.

 

В 20г.20в. Айдукевич создал теорию радикального конвенционализма. Согласно этой теории научная картина мира зависит от избранной субъектами научного познания «понятийной аппаратуры». Исходными для построения научной теории моментами являются научные конвенции (соглашения между учеными по поводу создания научного языка). Научные языки айдукевич считал замкнутыми научными системами, т.к. их главным условием является абсолютная однозначность терминов. На основе таких представлений о замкнутых научных языках айдукевич выдвинул теорию непереводимости текстов, выполненных в терминах 1 замкнутого языка на другой язык. Однако в дальнейшем айдукевич отказался от этой радикальной позиции, приняв во внимание то, что все замкнутые искусственные языки являются продуктом конвенций, устанавливаемыми средствами естественного языка, а в естественных языках многозначность терминов, игра смыслов неустранимы и этот дефект естественно языка не может быть устранен полностью при создании искусственных языков.

Научные языки – это искусственные языки, в которых могут присутствовать как специально сконструированные для обозначения исследуемых феноменов понятия. Так и понятия обыденного языка, смысл которых каким – либо образом уточнен.

Понятийный аппарат научной теории так или иначе обладает свойствами замкнутой системы, однако реальные научные языки удовлетворяют требованиям замкнутой системы лишь частично. Например в теории замкнутых языков Айдукевича первоначально превалировал принцип, согласно которому невозможен перевод с одного языка на другой. (если речь идет о замкнутых языках). Поскольку невозможно установить адекватного соответствия между понятиями и терминами разных замкнутых языковых систем (и хотя Айдукевич в дальнейшем отказался от идеи абсолютной замкнутости (и непереводимости) замкнутых языковых систем, тем не менее, он был прав в принципе). Потому что не только в искусственных, но и в естественных языках каждое понятие и слово связано со всей системой языка в целом и смысл не может быть сепарирован от этой системы окончательно. Отказ Айдукевича от концепции абсолютно замкнутых научных языков одним из главных аргументов имеет тот, что термины научного языка формулируются средствами естественного языка, следствием чего является перенос неоднозначности терминов естественного языка на термины научного языка. (искусственного). В силу этого абсолютная однозначность и точность смысла термина научного языка является невыполнимой задачей.

Синергетическая онтология

Это система представления о динамике, эволюции открытых нелинейных самоорганизующихся систем. Открытая система – это та, которая обменивается с окружающей средой энергией, материей, информацией, т.е. взаимодействует с ней (есть представления о замкнутых системах, которые не взаимодействуют ни с чем, а только внутри себя – это идеализация. (в философии, физике) (в естествознании считается что таких систем в чистом виде не существует и представление о данной системе лишь абстракция).

В синергетике говориться о таких элементах открытых систем, как: диссипативные структуры (рассеивают энергию во вне: эволюционно рассасывают энергию – например миллионер в обществе как слон в лавке, образование монополий в экономике) и эволюционные структуры. (есть система в которой есть структуры, которые выбрасывают энергию – диссипативные, а есть засасывающие – эволюционные. Если вся система захвачена эти признаки, то вся система становится диссипативной или эволюционной)

Диссипативные структуры (системы, процессы) – это те в которых происходит сброс энергии (стоки), а эволюционные системы – это те в которых преобладает ассимиляция, набор энергии из вне:

1. диссипативные структуры, системы это устойчивые системы в которых нарастают энтропийные тенденции (энтропия – это мера неупорядоченности системы) /например в физике. Согласно 2 началу термодинамики в замкнутых системах неупорядоченность может только нарастать, сложность системы может только понижаться. Диссипативная система – это аналог замкнутой системы.

До известных пределов нарастание энтропии служит сохранению порядка системы, т.к. повышает ее устойчивость дело в том, что чем выше сложность, упорядоченность системы, тем она менее вероятна по своему существованию по отношению к окружающей среде (например, погибнет аристократ в бандитской среде, несмотря на то, что он имеет более высокую степень организации, т.е. любая система выше степени организации по отношению к окружающей среде; пример, революция 17 г.г. когда истребляли высокоорганизованную интелегенцию т.к. они не входили в обыденную среду).

В диссипативных системах превалируют зоны рассеивания, сброса энергии. Это способ сглаживания неоднородности в системе. Это обозначается словом – стоки – стоки энергии.

1. диссипативные системы – это устойчивые (асимптотические т.е. примерно) системы в которых нарастают энтропийные тенденции (энтропия – это мера упорядоченности системы, характеризуя эту упорядоченность от противного чем выше энтропия тем менее сложной является система. В замкнутых системах все виды энергии переходят в тепловую. Диссипативные системы ведут себя как замкнутые. До известных пределов нарастания энтропии служит сохранению порядка системы, так как повышает устойчивость ее внутреннего состояния.. слишком высокая разноуровневость, многомерность собственного пространства системы повышают риск разбалансированности, внезапного сваливания в хаос за счет спонтанных флуктуаций в которых действует принцип «больше следствия от маленьких причин»

в диссипат. Системах превалируют зоны рассеивания, сброса энергии (стоки их название). Результаты их деятельности сглаживание структурных неоднородностей в системе.

2. Эволюционные системы – это относительно нестационарные системы, возникающие за счет активности нелинейных источников энергии «зон подпитки», которые располагаются за пределами таких систем, они способствуют наращиванию структурной неоднородности системы.

Синергетическая онтология имеет в своей содержательной основе инварианты самоорганизации нелинейных систем – узловое понятие в синергетике. (инвариант – это свойство системы не меняющиеся ни при каких ее трансформациях). По отношению к теории, концепции можно говорить о понятийных инвариантах, т.е. о таких категориях которые являются магистральными для данной теории, концепции и являются методологически значимыми для всех областей знания, в которых так или иначе применяются используются представления сформировавшиеся в рамках данных теорий. Если мы применяем в исследовании синергетическую методологию, то мы должны использовать следующий лексикон синергетики (т.е. ее дискурс) – сложность (это способность к самоорганизации, усложнению своей постструктуралистской структуры на макроуровне за счет происходящих на микроуровне изменений:

- Диссипативные и эволюционные системы

- Флуктуации

- Точки бифрукации

- Аттрактор

- Выбор системы

Нелинейная система – это самоорганизующаяся система. Методология – это концепция модель видения, а дискурс – это словестное выражение этого осознания.

2. эволюционные системы - это относительно нестационарные системы. Возникающие за счет активности нелинейных источников энергии (зон подпитки) зоны подпитки локализованы во внешней среде. Они способствуют наращиванию структурной неоднородности системы. Синергетическая онтология имеет в своей содержательной основе инварианты самоорганизации нелинейных систем. (инвариант – это структура не меняющаяся ни при каких изменениях системы)

 

И.П.Малинова

Мировоззренческое и методологическое значение философии для юридической науки и практики.

 

Понятие истории и философии введено Галилеем, но у Канта это было ранее. Кант считает, что существует история и потом уже философия как резюме этих совершившихся исторических событий в сфере философской истории – что бы (цель) эти ошибки истории больше не повторять, т.е. методологическая роль (т.е. используется как метод в выстроении историческо-значимой деятельности), (в любой сфере деятельности: исторической, социальной, творческой), т.е. это руководство к деятельности (метод) в том числе и в творческой деятельности. Философская история права и правовой науки способная выполнять методологическую роль для реформатора (судебная реформа), для законодателя и правоведа. (т.е. роль методологии берем из истории, она не искусственно выстроена). Вышеизложенные основы положены Кантом, дана Гегелем.

Для юридической науки и практики имеет значение мировоззренческое и методологическое значение философии. В этой связи можно говорить о 2 основных функциях философии в юридической науке и практике:

1. Мировоззренческая функция, в проблемное поле которой входят:

- Значение права для человека и общества (Алексеев, Грибакин считают, что предмет философии права)

- Философские основания прав человека

- Правовая картина мира (профессор Тихомиров)

- Гуманистические начала права

- Правосознание в социальном, социально-психологическом и других аспектах

Мировоззренческая функция заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и сознания, о месте назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и пр.

2. Методологическая функция, в проблемное поле которой входят:

- Философские основания права

- Философские проблемы права

- Философские дискурсы в праве

- Другие тематические рубрики

Методологическая функция заключается в том, что ее положения применяются при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками (исторические, социологические, юридические, экономические и др.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.046 с.)