Раздел 1. Философия, ее предмет и роль в обществе. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.



ФИЛОСОФИЯ

 

Учебно-методический комплекс

по специальности 031001 Правоохранительная деятельность

Специализация – Обеспечение безопасности в УИС

Профиль подготовки – Организация режима и надзора в УИС

Специализация – Оперативно-розыскная деятельность

Профиль подготовки – Оперативно-розыскная деятельность в УИС

Квалификация (степень) выпускника – «специалист»

   

Факультет: юридический

Категория обучающихся: курсанты и слушатели

Курсы: 1-й (заочная форма обучения)

Рязань


РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКАХ

 

Название учебного курса Философия
Название специальности 031001 – Правоохранительная деятельность
Семестр(ы) изучения дисциплины   1, 2  
Форма обучения   заочная с применением ДОТ  
Форма итогового контроля   контрольная работа (_2_ семестр) экзамен (2 семестр)  
Сведения о преподавателе, ведущем курс  
Ф.И.О.   Гагин Игорь Анатольевич
Кафедра   Философии и истории
Информация о преподавателе   кандидат исторических наук, доцент

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭУМК

Целью электронного учебно-методического комплекса «Философия» является формирование у занимающихся по методу дистанционного обучения теоретического мировоззрения, методологической культуры, а также духовного мира личности высококвалифицированного сотрудника правоохранительной системы России на основе достижений зарубежной и русской философской мысли, отечественных интеллектуально-духовных ценностей и традиций.

Основные задачи освоения дисциплины:

– формирование представления о специфике философии, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и способах их исследования, их роли в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;

– овладение базовыми принципами, методами и приемами философского познания;

– ознакомление с основными закономерностями и тенденциями развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности, и формирование на этой теоретической основе целостной философской картины мира;

– выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;

– введение в круг общетеоретических и прикладных философских проблем, связанных с правоохранительной деятельностью.

Изучение дисциплины направлено на развитие у курсантов (слушателей, студентов) навыков критического восприятия источников информации, умения их оценивать, исходя из этого логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; способности использовать все вышеперечисленное в практической правоохранительной деятельности.

Дисциплина относится к Гуманитарному и социальному циклу ФГОС ВПО, является необходимым (обязательным) элементом его базовой части (С.1.Б.2.). Изучение дисциплины предполагается на базе знаний, умений и компетенций, приобретенных в результате получения общего среднего образования (специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента (курсанта, слушателя) не предусматриваются).

Дисциплина «Философия» формирует основы общенаучной методологической грамотности, изучается с первого курса и является предшествующей для последующих дисциплин как гуманитарного, социального и экономического, так и профессионального циклов. Методы, освоенные в дисциплинарных рамках философии, имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость.

Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);

- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

- способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

- способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

- способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

- способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий философского знания, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;

принципы, закономерности, тенденции развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности;

философские (мировоззренческие, методологические и логические) основы юридического мышления.

Уметь:

использовать принципы, законы и методы философии для решения социальных и профессиональных задач;

применять философские категории и понятия с четко определенным содержанием; устанавливать философский и логический смысл суждения; пользоваться общефилософскими и логическими правилами ведения диалога и дискуссии;

оценивать факты и явления профессиональной деятельности с философско-аксиологической точки зрения; осуществлять мировоззренческо-ценностный выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях; давать нравственную и социально-философскую оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики;

Владеть:

основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием философских знаний, в том числе философско-правового анализа;

общефилософскими, общенаучными и философско-прикладными методами;

навыками научного и философски развитого мышления, распознавания логических, гносеологических и методологических ошибок в профессиональной деятельности;

навыками грамотного применения способности и готовности к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера;

навыками выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом философско-мировоззренческих (этнокультурных и конфессиональных) различий;

навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с философской (аксиологической и методологической) точки (точек) зрения, в том числе в практической деятельности, связанной с правоохранительной деятельностью.

Философия – это одна из древнейших областей человеческого знания. Вполне заслуженно и не случайно курс философии является обязательной частью учебной программы в высших учебных заведениях как в нашей стране, так и за рубежом. Философское знание, охватывающее мир как целое, способствует расширению использования дедуктивных и индуктивных методов в практической деятельности работников системы, философского подхода к решению поставленных профессиональных задач.

Курс «Философия» разделен на три модуля:

1. основные этапы и направления развития философии;

2. теоретическая философия;

3. философия и общество.

Каждый модуль включает методические рекомендации по изучению, теоретическую часть (конспект лекций), практическую часть (), проверочные задания по усвоению программного материала. Кроме этого в ЭУМК включены: хрестоматия, где можно ознакомиться с оригинальными философскими взглядами мыслителей, глоссарий с определениями наиболее употребляемых в философии понятий и терминов, список литературы, ссылки на ресурсы в Интернет.

Организовать самостоятельное изучение модуля по курсу «Философия» целесообразно по следующей схеме. Начать рекомендуется с изучения лекционного материала. В этой связи наиболее продуктивным является ориентирование обучаемых на основные тематические положения рабочей программы и учебно-практического пособия.

Затем следует в обязательном порядке ознакомиться с литературой, которая для удобства слушателя разделена на основную и дополнительную литературу, затрагивающую отдельные, более узкие аспекты изучаемой темы. Кроме того, темы сопровождены списком Web-источников.

Хрестоматия поможет слушателю лучше ориентироваться в проблематике изучаемого периода, позволит ему научиться работать с первоисточниками, окажет содействие при работе над контрольными заданиями. Существенную помощь в усвоение материала окажет глоссарий.

В конце каждого модуля вы должны выполнить тестовые задания. Если Вы уверены в своих знаниях и задания не вызвали у вас затруднений, переходите к следующему модулю. В конце курса вы должны выполнить контрольный тест.

В соответствии с учебным планом слушатель дистанционной формы обучения должен выполнить контрольную работу. Итоговый контроль знаний для обучаемых дистанционной формы – защита контрольной работы и экзамен.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Раздел 5. Диалектика.

Диалектика как учение об универсальных связях, изменении и развитии. Диалектика и догматическое мышление: принципиальные отличия. Исторические формы диалектики. Стихийная диалектика Гераклита. Искусство творческого спора: диалектика Сократа. Противоречия как самая сложная проблема диалектики. Идея развития.

Универсальные связи бытия. Сущность категорий диалектики. Единичное, особенное, общее: диалектика единичного и общего. Явление и сущность. Структурные связи: часть и целое, форма и содержание. Связи детерминации: причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.

Три универсальных закона философии. Диалектические закономерности. Диалектика количественных и качественных изменений. Свойство и качество. Категория меры. Переход в новое качество. Категория скачка. Формы перехода от старого качества к новому.

Диалектика и логические противоречия. Противоречивость изменений. Диалектические противоположности. Развитие как самодвижение. Закон «единства и борьбы» противоположностей. Основные типы противоречий. Противодействие и содействие. Диалектика отрицания. Гегелевское «тезис-антитезис-синтез. Отрицание и синтезы. Сущность закона «отрицания отрицания».

Понятие развития. Эволюция и революция как формы развития. Развитие и прогресс. Прогресс и регресс. Критерии прогресса. Основные принципы диалектики (принцип историзма, принцип целостности).

 

Раздел 7. Общество.

Конспекты лекций модуля 1

 

Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе

Вопросы:

1. Философия как особая форма мировоззрения

2. Основной вопрос философии

3. Структура философии и ее функции

 

Первый вопрос. Философия - сложная и многогранная отрасль человеческих знаний. Зародившись в VII - VI вв. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Призванием философов сделались постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них.

Принимаяза основу интерес людей к познанию тех или иных явлений, можно изложить вопрос о предмете философии следующим образом: тот, кого интересует какая-либо часть действительности, кто хочет глубоко и подробно изучить эту часть, может заниматься соответствующей частной наукой. Тот, кого интересует мир как целое, который хочет постичь наиболее общие свойства действительности, понять сущность всевозможных предметов и явлений, придет кфилософии. Следовательно, предметом философии является мир как целое, наиболее общие свойства действительности.

Чтобы постичь этот предмет, надо мыслить, размышлять о мире и человеке. Поэтому можно дать следующее определение философии: философия есть исследование наиболее общих свойств действительности средствами мышления. Исследуя наиболее общие свойства действительности, философия, вместе с тем, призвана выяснить и место человека в мире.

Поскольку философия стремится понять мир как целое, возникает вопрос о ее отношении к мировоззрению, т.е. совокупности знаний, идей и представлений о мире. Между философией и мировоззрением есть разница, заключающаяся в том, что философия – одна из форм мировоззрения, основанная на разуме (в отличие от мировоззрения, основанного на вере, на чувствах и переживаниях.

Второй вопрос показывает, что из множества вопросов, которые разрешает философия, основным издревле стал вопрос об отношении мышления к бытию. Вопрос об отношении мышления к бытию является основным в философии потому, что бытие и мышление – это необходимые и незаменимые условия всякой философии. Первая сторона вопроса – это вопрос, раскрывающий проблему первичности. Проблема разрешалась с позиций монизма. Те, кто считал первичным мышление, а материю ее производным, получили наименование идеалистов (идеализм). Те, кто считал первичным материю, а сознание лишь атрибутом высокоорганизованной материи, стали материалистами (материализм). Вторая сторона основного вопроса связана с проблемой познаваемости мира. Гностики – это те, кто считал мир познаваемым; агностики – не познаваемым.

Третий вопрос раскрывает важные функциональные проблемы. Поскольку философия - сложная область идей и знаний, она имеет структуру, доступ к которой открывается с позиций основного вопроса философии. Если в нем идет речь об отношении мышления бытию, то в философии очень важное местопредоставляется понятию бытия. Философское учение о бытие называется онтологией (от гр. «онтос» - существующее, «логос» - учение). Вопрос об отношении мышления к бытию побуждает исследовать и то, насколько соответствует наше мышление реально существующему миру, иначе говоря, познаваем ли мир. Это лишь один из многочисленных вопросов, которыми занимается философская теория познания, или гносеология (“гносис" - познание, "логос" – учение).

Некоторые философы считают основной задачей философии разработку вопроса о методах познания, а самым важным и ценным в философии считают ее метод. Метод – это способ познавательной или практической деятельности. Методология - это 1) философия, применяемая в качестве метода; 2) философское учение о методах.

Признание необходимости и ценности метода позволяет перейти от методологии к аксиологии («аксиа» - ценность). Аксиология - учение о ценностях и включает в себя исследование следующих вопросов: что такое ценность, какие бывают ценности, почему мы считаем что-либо ценным, как мы оцениваем те или иные объекты, изменчивы ценности или они даны раз и навсегда.

Философия в обществе несет важные функции. Первая - мировоззренческая. Мировоззрение может сложиться и без изучения философии, но в таких случаях оно, скорее всего, не отличается глубиной и последовательностью. Если человек хочет иметь глубокое, обоснованное, логически оформленное и систематизированное мировоззрение, то без философии ему не обойтись. Философия служит теоретической основой всякого более или менее развитого мировоззрения.

Поскольку философия призвана помогать в познании сущности тех или иных явлений и сущности мира как целого, мировоззренческая функция философии тесно связана с ее гносеологической функцией. Она состоит в теоретическом объяснении и обосновании человеческого познания, в постановке, исследовании и решении ее наиболее общих проблем.

Методологическая функция состоит в теоретическом исследовании различных вопросов о методах познания и в применении философии как наиболее общего метода познания в решении всевозможных проблем науки и практики. В отличие от частных наук, философия дает комплексное исследование и понимание общенаучных методов.

Человеку всегда необходимо ориентироваться в сложном и изменчивом окружающем мире. Ориентация - это определение положения человека в своей природной и социальной среде, а также определение направления его дальнейшей деятельности. Для этого служит ориентационная функция. Наиболее широкая ориентация – определение места и призвания человека в мире. Она предлагает решение вопросов о смысле жизни и счастье. Ориентационная функция в том и состоит, что она помогает отдельным людям и социальным общностям выработать наиболее широкую ориентацию в мире. Экзаменарная функция состоит в том, что философия помогает (или призвана помогать) человеку выдержать хотя бы некоторые испытания, выпадающие на его долю.

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Учебно-методический комплекс

по специальности 031001 Правоохранительная деятельность

Специализация – Обеспечение безопасности в УИС

Профиль подготовки – Организация режима и надзора в УИС

Специализация – Оперативно-розыскная деятельность

Профиль подготовки – Оперативно-розыскная деятельность в УИС

Квалификация (степень) выпускника – «специалист»

   

Факультет: юридический

Категория обучающихся: курсанты и слушатели

Курсы: 1-й (заочная форма обучения)

Рязань


РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКАХ

 

Название учебного курса Философия
Название специальности 031001 – Правоохранительная деятельность
Семестр(ы) изучения дисциплины   1, 2  
Форма обучения   заочная с применением ДОТ  
Форма итогового контроля   контрольная работа (_2_ семестр) экзамен (2 семестр)  
Сведения о преподавателе, ведущем курс  
Ф.И.О.   Гагин Игорь Анатольевич
Кафедра   Философии и истории
Информация о преподавателе   кандидат исторических наук, доцент

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭУМК

Целью электронного учебно-методического комплекса «Философия» является формирование у занимающихся по методу дистанционного обучения теоретического мировоззрения, методологической культуры, а также духовного мира личности высококвалифицированного сотрудника правоохранительной системы России на основе достижений зарубежной и русской философской мысли, отечественных интеллектуально-духовных ценностей и традиций.

Основные задачи освоения дисциплины:

– формирование представления о специфике философии, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и способах их исследования, их роли в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;

– овладение базовыми принципами, методами и приемами философского познания;

– ознакомление с основными закономерностями и тенденциями развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности, и формирование на этой теоретической основе целостной философской картины мира;

– выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;

– введение в круг общетеоретических и прикладных философских проблем, связанных с правоохранительной деятельностью.

Изучение дисциплины направлено на развитие у курсантов (слушателей, студентов) навыков критического восприятия источников информации, умения их оценивать, исходя из этого логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; способности использовать все вышеперечисленное в практической правоохранительной деятельности.

Дисциплина относится к Гуманитарному и социальному циклу ФГОС ВПО, является необходимым (обязательным) элементом его базовой части (С.1.Б.2.). Изучение дисциплины предполагается на базе знаний, умений и компетенций, приобретенных в результате получения общего среднего образования (специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента (курсанта, слушателя) не предусматриваются).

Дисциплина «Философия» формирует основы общенаучной методологической грамотности, изучается с первого курса и является предшествующей для последующих дисциплин как гуманитарного, социального и экономического, так и профессионального циклов. Методы, освоенные в дисциплинарных рамках философии, имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость.

Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);

- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

- способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

- способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

- способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

- способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий философского знания, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;

принципы, закономерности, тенденции развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности;

философские (мировоззренческие, методологические и логические) основы юридического мышления.

Уметь:

использовать принципы, законы и методы философии для решения социальных и профессиональных задач;

применять философские категории и понятия с четко определенным содержанием; устанавливать философский и логический смысл суждения; пользоваться общефилософскими и логическими правилами ведения диалога и дискуссии;

оценивать факты и явления профессиональной деятельности с философско-аксиологической точки зрения; осуществлять мировоззренческо-ценностный выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях; давать нравственную и социально-философскую оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики;

Владеть:

основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием философских знаний, в том числе философско-правового анализа;

общефилософскими, общенаучными и философско-прикладными методами;

навыками научного и философски развитого мышления, распознавания логических, гносеологических и методологических ошибок в профессиональной деятельности;

навыками грамотного применения способности и готовности к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера;

навыками выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом философско-мировоззренческих (этнокультурных и конфессиональных) различий;

навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с философской (аксиологической и методологической) точки (точек) зрения, в том числе в практической деятельности, связанной с правоохранительной деятельностью.

Философия – это одна из древнейших областей человеческого знания. Вполне заслуженно и не случайно курс философии является обязательной частью учебной программы в высших учебных заведениях как в нашей стране, так и за рубежом. Философское знание, охватывающее мир как целое, способствует расширению использования дедуктивных и индуктивных методов в практической деятельности работников системы, философского подхода к решению поставленных профессиональных задач.

Курс «Философия» разделен на три модуля:

1. основные этапы и направления развития философии;

2. теоретическая философия;

3. философия и общество.

Каждый модуль включает методические рекомендации по изучению, теоретическую часть (конспект лекций), практическую часть (), проверочные задания по усвоению программного материала. Кроме этого в ЭУМК включены: хрестоматия, где можно ознакомиться с оригинальными философскими взглядами мыслителей, глоссарий с определениями наиболее употребляемых в философии понятий и терминов, список литературы, ссылки на ресурсы в Интернет.

Организовать самостоятельное изучение модуля по курсу «Философия» целесообразно по следующей схеме. Начать рекомендуется с изучения лекционного материала. В этой связи наиболее продуктивным является ориентирование обучаемых на основные тематические положения рабочей программы и учебно-практического пособия.

Затем следует в обязательном порядке ознакомиться с литературой, которая для удобства слушателя разделена на основную и дополнительную литературу, затрагивающую отдельные, более узкие аспекты изучаемой темы. Кроме того, темы сопровождены списком Web-источников.

Хрестоматия поможет слушателю лучше ориентироваться в проблематике изучаемого периода, позволит ему научиться работать с первоисточниками, окажет содействие при работе над контрольными заданиями. Существенную помощь в усвоение материала окажет глоссарий.

В конце каждого модуля вы должны выполнить тестовые задания. Если Вы уверены в своих знаниях и задания не вызвали у вас затруднений, переходите к следующему модулю. В конце курса вы должны выполнить контрольный тест.

В соответствии с учебным планом слушатель дистанционной формы обучения должен выполнить контрольную работу. Итоговый контроль знаний для обучаемых дистанционной формы – защита контрольной работы и экзамен.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Раздел 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.

Наиболее общие свойства действительности как предмет философии. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Групповые и индивидуальные черты мировоззрения. Чувства и разум в составе мировоззрения. Мироощущение и миропонимание. Жизненно-практическое и теоретическое миропонимание.

Исторические типы мировоззрения. Особенности мифологического миропонимания. Функции мифа. Религиозное мировоззрение. Вера в существование сверхъестественных сил, их главенствующую роль в мироздании и жизни человечества. Общественно-историческая природа и социальные функции религии. Мифология и религия как истоки философии. Рождение философско-теоретической мысли. Идея мудрости. Понимание мира и человеческой жизни с позиции разума. Философское мировоззрение.

Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание, познание и истина. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру. Основной вопрос философии. Проблема научности философского мировоззрения. Онтология, гносеология, методология и аксиология как основные элементы философии. Функции философии в обществе. Место философии в системе культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.005 с.)