Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методический комплекс по специальности 031001 Правоохранительная деятельность Специализация – Обеспечение безопасности в УИС Профиль подготовки – Организация режима и надзора в УИС Специализация – Оперативно-розыскная деятельность Профиль подготовки – Оперативно-розыскная деятельность в УИС Квалификация (степень) выпускника – «специалист» Факультет: юридический Категория обучающихся: курсанты и слушатели Курсы: 1-й (заочная форма обучения) Рязань РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКАХ
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭУМК Целью электронного учебно-методического комплекса «Философия» является формирование у занимающихся по методу дистанционного обучения теоретического мировоззрения, методологической культуры, а также духовного мира личности высококвалифицированного сотрудника правоохранительной системы России на основе достижений зарубежной и русской философской мысли, отечественных интеллектуально-духовных ценностей и традиций. Основные задачи освоения дисциплины: – формирование представления о специфике философии, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и способах их исследования, их роли в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности; – овладение базовыми принципами, методами и приемами философского познания; – ознакомление с основными закономерностями и тенденциями развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности, и формирование на этой теоретической основе целостной философской картины мира; – выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами; – введение в круг общетеоретических и прикладных философских проблем, связанных с правоохранительной деятельностью. Изучение дисциплины направлено на развитие у курсантов (слушателей, студентов) навыков критического восприятия источников информации, умения их оценивать, исходя из этого логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; способности использовать все вышеперечисленное в практической правоохранительной деятельности. Дисциплина относится к Гуманитарному и социальному циклу ФГОС ВПО, является необходимым (обязательным) элементом его базовой части (С.1.Б.2.). Изучение дисциплины предполагается на базе знаний, умений и компетенций, приобретенных в результате получения общего среднего образования (специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента (курсанта, слушателя) не предусматриваются). Дисциплина «Философия» формирует основы общенаучной методологической грамотности, изучается с первого курса и является предшествующей для последующих дисциплин как гуманитарного, социального и экономического, так и профессионального циклов. Методы, освоенные в дисциплинарных рамках философии, имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость. Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению: - способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2); - способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3); - способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5); - способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9); - способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11); - способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий философского знания, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности; принципы, закономерности, тенденции развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности; философские (мировоззренческие, методологические и логические) основы юридического мышления. Уметь: использовать принципы, законы и методы философии для решения социальных и профессиональных задач; применять философские категории и понятия с четко определенным содержанием; устанавливать философский и логический смысл суждения; пользоваться общефилософскими и логическими правилами ведения диалога и дискуссии; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с философско-аксиологической точки зрения; осуществлять мировоззренческо-ценностный выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях; давать нравственную и социально-философскую оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики; Владеть: основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием философских знаний, в том числе философско-правового анализа; общефилософскими, общенаучными и философско-прикладными методами; навыками научного и философски развитого мышления, распознавания логических, гносеологических и методологических ошибок в профессиональной деятельности; навыками грамотного применения способности и готовности к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера; навыками выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом философско-мировоззренческих (этнокультурных и конфессиональных) различий; навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с философской (аксиологической и методологической) точки (точек) зрения, в том числе в практической деятельности, связанной с правоохранительной деятельностью. Философия – это одна из древнейших областей человеческого знания. Вполне заслуженно и не случайно курс философии является обязательной частью учебной программы в высших учебных заведениях как в нашей стране, так и за рубежом. Философское знание, охватывающее мир как целое, способствует расширению использования дедуктивных и индуктивных методов в практической деятельности работников системы, философского подхода к решению поставленных профессиональных задач. Курс «Философия» разделен на три модуля: 1. основные этапы и направления развития философии; 2. теоретическая философия; 3. философия и общество. Каждый модуль включает методические рекомендации по изучению, теоретическую часть (конспект лекций), практическую часть (), проверочные задания по усвоению программного материала. Кроме этого в ЭУМК включены: хрестоматия, где можно ознакомиться с оригинальными философскими взглядами мыслителей, глоссарий с определениями наиболее употребляемых в философии понятий и терминов, список литературы, ссылки на ресурсы в Интернет. Организовать самостоятельное изучение модуля по курсу «Философия» целесообразно по следующей схеме. Начать рекомендуется с изучения лекционного материала. В этой связи наиболее продуктивным является ориентирование обучаемых на основные тематические положения рабочей программы и учебно-практического пособия. Затем следует в обязательном порядке ознакомиться с литературой, которая для удобства слушателя разделена на основную и дополнительную литературу, затрагивающую отдельные, более узкие аспекты изучаемой темы. Кроме того, темы сопровождены списком Web-источников. Хрестоматия поможет слушателю лучше ориентироваться в проблематике изучаемого периода, позволит ему научиться работать с первоисточниками, окажет содействие при работе над контрольными заданиями. Существенную помощь в усвоение материала окажет глоссарий. В конце каждого модуля вы должны выполнить тестовые задания. Если Вы уверены в своих знаниях и задания не вызвали у вас затруднений, переходите к следующему модулю. В конце курса вы должны выполнить контрольный тест. В соответствии с учебным планом слушатель дистанционной формы обучения должен выполнить контрольную работу. Итоговый контроль знаний для обучаемых дистанционной формы – защита контрольной работы и экзамен. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА Раздел 5. Диалектика. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении и развитии. Диалектика и догматическое мышление: принципиальные отличия. Исторические формы диалектики. Стихийная диалектика Гераклита. Искусство творческого спора: диалектика Сократа. Противоречия как самая сложная проблема диалектики. Идея развития. Универсальные связи бытия. Сущность категорий диалектики. Единичное, особенное, общее: диалектика единичного и общего. Явление и сущность. Структурные связи: часть и целое, форма и содержание. Связи детерминации: причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность. Три универсальных закона философии. Диалектические закономерности. Диалектика количественных и качественных изменений. Свойство и качество. Категория меры. Переход в новое качество. Категория скачка. Формы перехода от старого качества к новому. Диалектика и логические противоречия. Противоречивость изменений. Диалектические противоположности. Развитие как самодвижение. Закон «единства и борьбы» противоположностей. Основные типы противоречий. Противодействие и содействие. Диалектика отрицания. Гегелевское «тезис-антитезис-синтез. Отрицание и синтезы. Сущность закона «отрицания отрицания». Понятие развития. Эволюция и революция как формы развития. Развитие и прогресс. Прогресс и регресс. Критерии прогресса. Основные принципы диалектики (принцип историзма, принцип целостности).
Раздел 7. Общество. Конспекты лекций модуля 1
Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе Вопросы: 1. Философия как особая форма мировоззрения 2. Основной вопрос философии 3. Структура философии и ее функции
Первый вопрос. Философия - сложная и многогранная отрасль человеческих знаний. Зародившись в VII - VI вв. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Призванием философов сделались постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них. Принимаяза основу интерес людей к познанию тех или иных явлений, можно изложить вопрос о предмете философии следующим образом: тот, кого интересует какая-либо часть действительности, кто хочет глубоко и подробно изучить эту часть, может заниматься соответствующей частной наукой. Тот, кого интересует мир как целое, который хочет постичь наиболее общие свойства действительности, понять сущность всевозможных предметов и явлений, придет кфилософии. Следовательно, предметом философии является мир как целое, наиболее общие свойства действительности. Чтобы постичь этот предмет, надо мыслить, размышлять о мире и человеке. Поэтому можно дать следующее определение философии: философия есть исследование наиболее общих свойств действительности средствами мышления. Исследуя наиболее общие свойства действительности, философия, вместе с тем, призвана выяснить и место человека в мире. Поскольку философия стремится понять мир как целое, возникает вопрос о ее отношении к мировоззрению, т.е. совокупности знаний, идей и представлений о мире. Между философией и мировоззрением есть разница, заключающаяся в том, что философия – одна из форм мировоззрения, основанная на разуме (в отличие от мировоззрения, основанного на вере, на чувствах и переживаниях. Второй вопрос показывает, что из множества вопросов, которые разрешает философия, основным издревле стал вопрос об отношении мышления к бытию. Вопрос об отношении мышления к бытию является основным в философии потому, что бытие и мышление – это необходимые и незаменимые условия всякой философии. Первая сторона вопроса – это вопрос, раскрывающий проблему первичности. Проблема разрешалась с позиций монизма. Те, кто считал первичным мышление, а материю ее производным, получили наименование идеалистов (идеализм). Те, кто считал первичным материю, а сознание лишь атрибутом высокоорганизованной материи, стали материалистами (материализм). Вторая сторона основного вопроса связана с проблемой познаваемости мира. Гностики – это те, кто считал мир познаваемым; агностики – не познаваемым. Третий вопрос раскрывает важные функциональные проблемы. Поскольку философия - сложная область идей и знаний, она имеет структуру, доступ к которой открывается с позиций основного вопроса философии. Если в нем идет речь об отношении мышления бытию, то в философии очень важное местопредоставляется понятию бытия. Философское учение о бытие называется онтологией (от гр. «онтос» - существующее, «логос» - учение). Вопрос об отношении мышления к бытию побуждает исследовать и то, насколько соответствует наше мышление реально существующему миру, иначе говоря, познаваем ли мир. Это лишь один из многочисленных вопросов, которыми занимается философская теория познания, или гносеология (“гносис" - познание, "логос" – учение). Некоторые философы считают основной задачей философии разработку вопроса о методах познания, а самым важным и ценным в философии считают ее метод. Метод – это способ познавательной или практической деятельности. Методология - это 1) философия, применяемая в качестве метода; 2) философское учение о методах. Признание необходимости и ценности метода позволяет перейти от методологии к аксиологии («аксиа» - ценность). Аксиология - учение о ценностях и включает в себя исследование следующих вопросов: что такое ценность, какие бывают ценности, почему мы считаем что-либо ценным, как мы оцениваем те или иные объекты, изменчивы ценности или они даны раз и навсегда. Философия в обществе несет важные функции. Первая - мировоззренческая. Мировоззрение может сложиться и без изучения философии, но в таких случаях оно, скорее всего, не отличается глубиной и последовательностью. Если человек хочет иметь глубокое, обоснованное, логически оформленное и систематизированное мировоззрение, то без философии ему не обойтись. Философия служит теоретической основой всякого более или менее развитого мировоззрения. Поскольку философия призвана помогать в познании сущности тех или иных явлений и сущности мира как целого, мировоззренческая функция философии тесно связана с ее гносеологической функцией. Она состоит в теоретическом объяснении и обосновании человеческого познания, в постановке, исследовании и решении ее наиболее общих проблем. Методологическая функция состоит в теоретическом исследовании различных вопросов о методах познания и в применении философии как наиболее общего метода познания в решении всевозможных проблем науки и практики. В отличие от частных наук, философия дает комплексное исследование и понимание общенаучных методов. Человеку всегда необходимо ориентироваться в сложном и изменчивом окружающем мире. Ориентация - это определение положения человека в своей природной и социальной среде, а также определение направления его дальнейшей деятельности. Для этого служит ориентационная функция. Наиболее широкая ориентация – определение места и призвания человека в мире. Она предлагает решение вопросов о смысле жизни и счастье. Ориентационная функция в том и состоит, что она помогает отдельным людям и социальным общностям выработать наиболее широкую ориентацию в мире. Экзаменарная функция состоит в том, что философия помогает (или призвана помогать) человеку выдержать хотя бы некоторые испытания, выпадающие на его долю.
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методический комплекс по специальности 031001 Правоохранительная деятельность Специализация – Обеспечение безопасности в УИС Профиль подготовки – Организация режима и надзора в УИС Специализация – Оперативно-розыскная деятельность Профиль подготовки – Оперативно-розыскная деятельность в УИС Квалификация (степень) выпускника – «специалист» Факультет: юридический Категория обучающихся: курсанты и слушатели Курсы: 1-й (заочная форма обучения) Рязань РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКАХ
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭУМК Целью электронного учебно-методического комплекса «Философия» является формирование у занимающихся по методу дистанционного обучения теоретического мировоззрения, методологической культуры, а также духовного мира личности высококвалифицированного сотрудника правоохранительной системы России на основе достижений зарубежной и русской философской мысли, отечественных интеллектуально-духовных ценностей и традиций. Основные задачи освоения дисциплины: – формирование представления о специфике философии, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и способах их исследования, их роли в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности; – овладение базовыми принципами, методами и приемами философского познания; – ознакомление с основными закономерностями и тенденциями развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности, и формирование на этой теоретической основе целостной философской картины мира; – выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами; – введение в круг общетеоретических и прикладных философских проблем, связанных с правоохранительной деятельностью. Изучение дисциплины направлено на развитие у курсантов (слушателей, студентов) навыков критического восприятия источников информации, умения их оценивать, исходя из этого логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; способности использовать все вышеперечисленное в практической правоохранительной деятельности. Дисциплина относится к Гуманитарному и социальному циклу ФГОС ВПО, является необходимым (обязательным) элементом его базовой части (С.1.Б.2.). Изучение дисциплины предполагается на базе знаний, умений и компетенций, приобретенных в результате получения общего среднего образования (специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента (курсанта, слушателя) не предусматриваются). Дисциплина «Философия» формирует основы общенаучной методологической грамотности, изучается с первого курса и является предшествующей для последующих дисциплин как гуманитарного, социального и экономического, так и профессионального циклов. Методы, освоенные в дисциплинарных рамках философии, имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость. Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению: - способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2); - способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3); - способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5); - способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9); - способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11); - способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий философского знания, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности; принципы, закономерности, тенденции развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности; философские (мировоззренческие, методологические и логические) основы юридического мышления. Уметь: использовать принципы, законы и методы философии для решения социальных и профессиональных задач; применять философские категории и понятия с четко определенным содержанием; устанавливать философский и логический смысл суждения; пользоваться общефилософскими и логическими правилами ведения диалога и дискуссии; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с философско-аксиологической точки зрения; осуществлять мировоззренческо-ценностный выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях; давать нравственную и социально-философскую оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики; Владеть: основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием философских знаний, в том числе философско-правового анализа; общефилософскими, общенаучными и философско-прикладными методами; навыками научного и философски развитого мышления, распознавания логических, гносеологических и методологических ошибок в профессиональной деятельности; навыками грамотного применения способности и готовности к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера; навыками выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом философско-мировоззренческих (этнокультурных и конфессиональных) различий; навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с философской (аксиологической и методологической) точки (точек) зрения, в том числе в практической деятельности, связанной с правоохранительной деятельностью. Философия – это одна из древнейших областей человеческого знания. Вполне заслуженно и не случайно курс философии является обязательной частью учебной программы в высших учебных заведениях как в нашей стране, так и за рубежом. Философское знание, охватывающее мир как целое, способствует расширению использования дедуктивных и индуктивных методов в практической деятельности работников системы, философского подхода к решению поставленных профессиональных задач. Курс «Философия» разделен на три модуля: 1. основные этапы и направления развития философии; 2. теоретическая философия; 3. философия и общество. Каждый модуль включает методические рекомендации по изучению, теоретическую часть (конспект лекций), практическую часть (), проверочные задания по усвоению программного материала. Кроме этого в ЭУМК включены: хрестоматия, где можно ознакомиться с оригинальными философскими взглядами мыслителей, глоссарий с определениями наиболее употребляемых в философии понятий и терминов, список литературы, ссылки на ресурсы в Интернет. Организовать самостоятельное изучение модуля по курсу «Философия» целесообразно по следующей схеме. Начать рекомендуется с изучения лекционного материала. В этой связи наиболее продуктивным является ориентирование обучаемых на основные тематические положения рабочей программы и учебно-практического пособия. Затем следует в обязательном порядке ознакомиться с литературой, которая для удобства слушателя разделена на основную и дополнительную литературу, затрагивающую отдельные, более узкие аспекты изучаемой темы. Кроме того, темы сопровождены списком Web-источников. Хрестоматия поможет слушателю лучше ориентироваться в проблематике изучаемого периода, позволит ему научиться работать с первоисточниками, окажет содействие при работе над контрольными заданиями. Существенную помощь в усвоение материала окажет глоссарий. В конце каждого модуля вы должны выполнить тестовые задания. Если Вы уверены в своих знаниях и задания не вызвали у вас затруднений, переходите к следующему модулю. В конце курса вы должны выполнить контрольный тест. В соответствии с учебным планом слушатель дистанционной формы обучения должен выполнить контрольную работу. Итоговый контроль знаний для обучаемых дистанционной формы – защита контрольной работы и экзамен. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА Раздел 1. Философия, ее предмет и роль в обществе. Наиболее общие свойства действительности как предмет философии. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Групповые и индивидуальные черты мировоззрения. Чувства и разум в составе мировоззрения. Мироощущение и миропонимание. Жизненно-практическое и теоретическое миропонимание. Исторические типы мировоззрения. Особенности мифологического миропонимания. Функции мифа. Религиозное мировоззрение. Вера в существование сверхъестественных сил, их главенствующую роль в мироздании и жизни человечества. Общественно-историческая природа и социальные функции религии. Мифология и религия как истоки философии. Рождение философско-теоретической мысли. Идея мудрости. Понимание мира и человеческой жизни с позиции разума. Философское мировоззрение. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание, познание и истина. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру. Основной вопрос философии. Проблема научности философского мировоззрения. Онтология, гносеология, методология и аксиология как основные элементы философии. Функции философии в обществе. Место философии в системе культуры.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.146 (0.014 с.) |