Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.1. Философия Древнего Мира.

Поиск

Вопросы.

1. Философия древнего Востока: философские школы индуизма, конфуцианства и даосизма

2. Досократовский период древнегреческой философии

3. Классический период древнегреческой философии

4. Эллинистический период. Римская античность

 

Первый вопрос рассматривает основные проблемы, которым уделяли внимание древнеиндийские и древнекитайские мыслители. Они легли в основу формирования индуистского мировоззрения, раскрывающегося в «Упанишадах», (часть Ведического цикла), а также китайского, нашедшего теоретическое воплощение в учениях Кун Фу-Цзы и Лао-Цзы.

В Индии существует многовековая традиция, согласно которой все философские системы делятся на две большие группы: ортодоксальные (правоверные, признающие авторитет Вед) и неортодоксальные. К числу ортодоксальных относятся веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Их связывает стремление найти путь, на котором можно достичь искупления (мукти) из пут кармы и цепи перерождении.

В числе неортодоксальных – школа черваков-локаятиков и буддизм. Чарваки-локаятики считают, что основой всего сущего являются 4 материальных элемента: огонь, земля, вода и воздух. Существует только этот мир ("лока"), никакого потустороннего, загробного мира нет. Никаких сверхъестественных сил не существует. Бог - выдумка богатых людей для обмана бедных. Не существует души. Мыслит материя, а не душа. Единственный источник познания - чувственное восприятие.

Философская трактовка буддизма – учение о мире и человеческой личности как потоке сменяющих друг друга элементов материи и сознания – дхарм. Путь спасения в подавлении «беспокойства» дхарм. Вся природа, все существующее представляет собой единый поток, вихрь, состоящий из элементов (атомов). Жизнь элемента ничтожно мала («вспышка») и все, что состоит из них, рано или поздно перестает быть, но то, что действительно есть, не может перестать быть. Поэтому все явления природы - и материальные, и духовные нельзя называть истинно реальным бытием. Элементы имеют своего носителя - дхарму, вечную и неизменную субстанцию, которая и является истинно реальным бытием, сущностью всех явлении.

Китайская философия формировалась в осознании места человека в мире и обществе. В Книге Перемен (XII – VI вв. до н.э.) даны первые представления о Мире и человеке. В текстах книги прослеживается начало перехода от мифологического изображения мира к его философскому осмыслению. Основой исходных текстов являются 64 гексограммы, т.е. символы, образованные комбинациями 6 линий. Гексограмма – это выражение определенного состояния действительности. Непрерывные линии олицетворяют ян, прерывные – инь. Инь-ян отражают все формы и признаки, имеющиеся во Вселенной, два явления противоположной природы и два противоположных аспекта одного явления.

Кун Фу-цзы (551-479 гг. до н.э,) считается первым китайским философом. Мысли его сохранились в форме бесед с учениками («Лунь Юй» - «Беседы и суждения»). Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание – это подведение человека к надлежащему выполнению этой функции. Индивид был функцией в социальном организме общества. Человеческое существование социально, поэтому: а), помогай другим достичь того, чего бы хотел достичь сам; б), чего не желаешь себе, того не делай другим.

Основатель Даосизма – Лао-цзы. Ему приписывается авторство книги " Дао дэ цзын ", которая стала основой дальнейшего развития даосизма. Дао – это понятие, при помощи которого возможно дать универсальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. Дао есть источник вещей. Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все непостоянно и конечно. Это возможно благодаря принципу инь-ян. Взаимодействуя, эти начала проходят стадию великого передела, когда преобладание инь заменяется преобладанием ян, а затем движение идет в обратном направлении. Этот процесс бесконечен; ибо движение во Вселенной, условно отождествляемое с символом спирали, вечно.

Второй вопрос связан с началом развития европейской философии, которое было положено в Древней Греции в VII-IV вв. до н.э. Она возникла и развилась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Неслучайно первых греческих философов называли "физиками" (от гр. "фисис"— природа). Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. Впервые вопрос был поставлен родоначальником греческой философии Фалесом еще в VII в. до н.э. в основанной им Милетской школе. Основой всего сущего считал воду, понимаемую не как конкретную форму, а как аморфное, текучее состояние материи. Все возникает путем сгущения или разряжения этой первоматерии. Продолжатели: Анаксимандр и Анаксимен. Анаксимандр считал, что первоосновой мира является апейрон (беспредельное). Апейрон неопределен - это и не вода» и не воздух, ни что-либо другое. Анаксимен первоосновой мира предполагает неограниченный, имеющий неопределенную форму воздух. Впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения.

Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского – основоположника Эфесской школы философии. В качестве субстанциально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь, как наиболее адекватный символ динамики развития. Центральный мотив учения - все течет (панта реи). Разнообразие проявлений существующего мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной праматерии. Одна материя живет смертью другой. Причем все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – Логос (разум, закон).

Таким образом, в раннегреческой философии налицо совмещение философского и физического (естественнонаучного) подхода к объяснению первоначала мира.

Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия элеатов: Парменида, Зенона и Ксенофана. Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первыми в истолковании субстанции перейди от конкретных природных стихий - воды, воздуха, земли, огня - к бытию как таковому. Центральное понятие их философии – бытие. Элеаты четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние, считают одни, знакомят лишь с видимостью вещей. Чувственное многообразие мира иллюзорно.

Доказательству иллюзорности многообразия мира и движения посвящены трактаты Зенона. В онтологических взглядах отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего. Зенон ставит проблему конечного и бесконечного, проблему бесконечной делимости конечных вещей. Заслуга Зенона - в постановке вопроса, а не в его решении. Он видит только противоположность конечного и бесконечного, но не видит их единства. Он видит, что они являются отрицанием друг друга, но не видит, что каждая из них с необходимостью предполагает свою противоположность.

Крупным шагом по пути развития онтологического подхода в решении философских проблем является атомизмДемокрита. Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое – атом. Атомов бесконечное множество, они вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются, отличаются друг от друга по объему и фигуре. Все тела состоятиз атомов. Суть онтологии Демокрита сводится к двум основным положениям: 1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их соединения и разделения; 2. атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому, место, занимаемое им совершенно случайно. Демокрит отбрасывает негативное отношение к чувственному познанию, видя в нем основную предпосылку всякого другого познания.

Третий вопрос. В античной философии к середине V в. до н.э. постепенно происходит переход от преимущественного изучения природы к человеку, рассмотрению его жизни во всех многообразных проявлениях. Возникает субьективно-антропологическая тенденция в философии, родоначальниками которой являются софисты. Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека означал коренной поворот в разработке мировоззренческой проблематики. Начиная с софистов философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию.

Начало в исследовании проблемы человека положили старшие софисты -Протагор и Горгий. Логическая доказуемость считалась у них основным свойством истины. Доказать - значить убедить, а доказать, по мнению софистов, можно было что угодно. Старшие софисты – виднейшие сторонники релятивизма. Речь считали наилучшим и совершеннейшим орудием человека. Отрицали возможность точного знания, поэтому люди должны довольствоваться во всем более или менее правдоподобным мнением. В теории познания софисты являлись последователями сенсуализма. Наиболее известное изречение: «человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют». Это можно понять, что по мнению Протагора человек должен воспринимать мир таким, какой он есть. Младшие софисты (например, Фразимах) проповедовали крайний релятивизм.

Учеником софистов в начальный период своего творчества, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ. Прогрессивное значение софистики заключается в том, что она выдвинула на передний план субъективный момент в отношении человека к миру, выразившийся в требовании: все, что ценное для личности, должно быть оправдано перед его сознанием. Сократ выступил против релятивизма софистов. Мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно-произвольный единичный человек, а человек как разумное, мыслящее существо. Сократ подчеркивал значение совести («внутреннего голоса»), который называл «даймонионом» - гарантией постижения истины. В дискуссиях обращал основное внимание на познание сути добродетели, то есть познания того, что есть благо. Основные добродетели: сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Добродетели человек достигает путем познания и самопознания.

Цель диалектического метода Сократа – достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов следует выяснялись слабые места в знаниях противников, в чем состоит сократовская ирония. Цель – стремление помочь людям в поиске самих себя. С иронией тесно связана маевтика. Ее цель – обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения. Индукция служила достижению цели, которая должна была на основе общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей (нравственной) основой человеческого поведения вообще. Процесс заканчивался дефиницией – понятийной фиксацией общего, полученного при помощи индукции. Дефиниция служит понятийным упорядочением достигнутого знания.

В философской системе ученика Сократа – Платона, уже четко можно выделить все четыре составные части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику. Бытие у Платона характеризуется как вечное, неизменное, неделимое, множественное. Это множество бытий Платон называет видами, идеями иди сущностями. Платон впервые четко проводит различие между явлением и сущностью. Одно из важных положений платоновской онтологии – разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным, «истинно существующим», Платон называет мир вечных, самостоятельно существующих сущностей – идей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. Идеи можно рассматривать как цели вещей. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материя. Это первичный материал, из которого делаются все чувственно-существующие вещи. Материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна (апейрон), как бы только возможность, а не действительность.

Философия Аристотеля – логическое завершение и переработка всей предшествующей греческой философии. В 340 г. основывает школу в Афинах в роще Ликея. Обучал на ходу, отсюда название его школы – перипатетики. Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждойиз них специальные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Основа всего бытия - первая материя. Она принципиально не определима ни одной из категорий, которыми определяем реальное состояние сущего. Первая материя – потенциальная предпосылка существования» Огонь, вода, воздух, земля – наипростейшая определенность этой материи, суть промежуточная ступень между первоматерией и реально существующим миром. Чувственные вещи – результат взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. Они постижимы. Придает же материи актуальное состояние, то есть, превращает ее из возможности в действительность, форма. Аристотель заменяет платоновскую идею на форму. Форма – активное начало жизни и деятельности. Аристотель дает понятию бытия иное толкование. Сущность – это единое, обладающее самостоятельностью бытие. Сущности делит на высшие и низшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Высшие сущности он называет чистыми Формами – это ничто иное, как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса. Движение считаетвечным. Наиболее общая характеристика движения: реализация, осуществление сущего. Это значит,что движение выступает переходом возможности в действительность.

Душа по Аристотелю является формой по отношению к материи» Она присуща лишь живому существу, ибо душа – проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животное и человек. Разумной душой обладает только человек – это познающая и думающая часть души.

Первым уровнем познания признает чувственное: при его посредстве человек познает конкретное бытие. При помощи чувственного человек овладевает единичным. Постижение общего является привилегией разума. Познание – развивающийся процесс: развивается от простейших ступеней к предельно абстрактным. Градация процесса: ощущение, представление, опыт, искусство, наука.

В период эллинизма меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредотачивается на жизни отдельного человека. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место индивидуальной этике эпикурейцев и стоиков.

Четвертый вопрос. Эпикур основывается на атомистической теории Демокрита. Главный упор делает на этику. В дополнение к учению Демокрита добавляет к свойствам атомов тяжесть. В учение о душе отстаивает материалистические взгляды. Человек – чувствующее существо и его чувства суть основной критерий морали. Высшее наслаждение (гедоне) состоит в удовлетворении естественных потребностей человека и достижении определенного душевного равновесия - спокойствия души (атараксия), а тем самым и счастья (эвдемония). Основным источником возникновения религии считал страх смерти и незнание естественных законов. Учение Эпикура вульгаризировалось позднейшими сторонниками эпикуризма, в частности богатыми выходцами из римского общества. Эпикур рекомендует, чтобы мудрый человек (философ) избегал общественной (политической) деятельности. Замкнутость в частной жизни является типичным проявлением индивидуализма.

В Римскую эпоху единственным философом, отождествлявшим свое учение с Демокритом и Эпикуром был Тит Лукреций Кар. Единственно сущим считает атомы и пустоту. У него можно встретить наметки эволюционизма: органическое возникло из неорганического и что сложные органические виды развились из простых. Выступает против всякой веры в богов. В области этики Лукреций последовательно отстаивал эпикурейские принципы спокойной и счастливой жизни.

Название «стоицизм» происходит от греческого олова «стоа», что значит «колоннада», «портик». Основатель - Зенон из Кития. Одним их первых заявил, что основная цель – «жить согласно с природой и это тоже самое, что жить согласно с добродетелью». Основная ориентация стоической школы на этику и ее разработку. От Зенона исходит усилие соединить три части философии (логику, физику и этику) в одну цельную систему.

Стоицизм исходит из представления о предопределенности всего сущего. Все события, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей закономерности, которая выступает как неотвратимая необходимость. Все в мире жестко детерминировано. Бог также подчинен необходимости, точнее, он есть сама необходимость. Таким образом, мировоззрению стоиков присущ глубокий фатализм. Человек ничего не может изменить в порядке вещей. Жить согласно с природой, поскольку природа, по мнению стоиков, тождественна с разумом, значит поступать разумно – таков главный принцип этики стоиков. Философ или мудрец есть человек, постигший неизбежное, сознательно подчинившийся ему, отказавшийся от чувственных наслаждений ради того, чтобы наслаждаться добродетелью, к которой он приобщается через познание сущности вещей и благодаря победе разума над страстями. Счастье человека находится внутри него и не зависит от внешнего хода событий. Человек должен правильно сориентировать себя, закалить свою волю так, чтобы напряжение душ противопоставить потоку событий. Ради полной свободы человек должен искоренить в себе страсти. Римский философ Сенека в своем сочинении «О гневе» учит необходимости подавления страстей и проповедует любовь к ближнему и всепрощение. Основная цель жизни мудреца – выработать абсолютную невозмутимость духа. По мнению стоиков, истинная свободазаключается лишь во внутренней духовной независимости человека, и, чтобы обрести такую свободу, человек не должен желать того, что не находится в его власти, в том числе и не должен требовать изменения сложившегося порядка вещей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.131.112 (0.014 с.)