Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.2. Философия средневековья↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы 1. Христианская апологетика: идейные истоки 2. Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения 3. Мистика и схоластика в средневековой философии
Первый вопрос. Средневековая философия начинает складываться в Западной Европе во II в. н.э. Непосредственными теоретическими истоками явилась система Филона из Александрии и философия стоиков. Философия Филона базируется на представлении о Боге как высшем существе, стоящем вне времени и пространства, трансцендентальном миру (находящемся за пределами мира). В силу трансцендентальности Бог не мог вступить в контакт с миром, для этого нужен посредник. В религии вопрос был решен через образ Иисуса Христа, для зарождающейся философии требовалось дать решение этой проблемы на теоретическом уровне. Филон создает концепцию личностного понимания бога, т.е., воспринимает Бога как личность. Античные философы, в частности Пифагор, Платон заложили основные принципы учения о духовном единстве мира, но они толковали Единое, как некое первоначальное, произведшее из себя все бытие, как абсолютную абстрактно-безличностную индивидуальность. Бог как личность – шаг вперед в направлении христианского мировоззрения, но это не давало преодоления пропасти между Богом и миром. Для этой цели Филон использует понятие логоса, который выступает у Филона как сотворенный Богом дух, который первоначально есть божественный разум. После сотворения реального мира божественный разум сделался имманентным миру (имманентное — понятие, означающее внутреннее присущее какому-либо предмету, явлению то или иное свойство). Логос, отождествленный с Христом, появился вскоре после смерти Филона, в Евангелии от Иоанна: Таким образом, возникает версия, что извечно существовавший Логос воплотился в Иисуса Христа. Между богом-отцом и Логосом-сыном существует извечное различие: первый не видим, второй должен воплотиться среди людей, чтобы они через него узнали об отце. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители – апологетами. Их сочинения носили характер апологий, т.е. сочинений, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения. Много внимания ими уделялось разработке теоретического обоснования вероучения. Климент Александрийски й и Ориген разрабатывали проблему соотношения философии и знания. Они стояли на позиции, что союз философии и знания возможен и даже укрепляет позиции разума, но фундаментом последнего выступает вера. Самым видный апологетом христианства был Аврелий Августин. Он разрабатывает теорию о гармонии веры и разума. Выступает с требованием признания двух путей приобщения людей к религии: понятийно-рационального (логического мышления, достижения наук и философии) и нерационального (авторитет церкви, "Священного писания", эмоций и чувств). Приоритет отдает нерациональным средствам. Второй вопрос. Основные положения христианского вероучения принимают в религиозной философии форму руководящих установок, которые определяют форму основных принципов религиозно-философского теоретизирования и мировоззрения. Главенствующая идея – идея Бога. Средневековое мировоззрение теоцентрично. Христианские мыслители придают сверхъестественному роль определяющего начала во всех происходящих в мире процессах, ставят в зависимость от него существование природы, человека и общества. Такая точка зрения принимает форму руководящей установки, которая определяет способ восприятия, осмысления и переработки всего мыслительного материала, обретает статус главного принципа религиозно-философского теоретизирования – супранатурализма (от латинского «супер» - сверх и натура – природа). Действуя, как важнейшая установка, основополагающий элемент религиозного философского стиля мышления, супранатурализм конкретизируется рядом других принципов. Сотериологизм (от латин. "сотер" – спаситель) – ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души. С супранатурализмом и сотериализмом тесно связан и другой важный принцип осмысления и переработки мыслительного материала в христианской теологии – ревеляционизм или принцип богооткровенности (от латин. – откровение). Принцип откровения предполагает существование некоего "таинственного", которое необходимо знать людям для спасения. Но своим умом они неспособны получить эти знания, так как содержание откровения представляют собой трансцендентальное бытие, которое бесконечно превосходит возможности естественного познания. Поэтому возникает необходимость такой формы общения Бога с человеком, как процесс передачи Богом человеку своей "тайны" как акт божественного самооткрытия через пророков и апостолов. Теоцентризм, как самая характерная черта христианского мировоззрения, пронизывает все части философской теории. В области онтологии теоцентризм раскрывается через принцип креационизма, в антропологии – антропоцентризма, гносеологии - богоуподобления, в философии истории – провиденциализма и эсхатологизма. Третий вопрос. Учение о божественном проникновении в человеческое познание является основой одного из крупнейших направлений средневековой философии – мистицизма (от гр. «мистикос» - таинственный). Мистицизм учит, что до грехопадения человек представлял собой существо духовной, световой субстанции. Грехопадение привело к тому, что он лишился своей первоначальной сущности, и был низвергнут в мир «чувственного бытия». Теперь, в процессе спасения, человек должен отказаться от всего телесного и возвратить себе прежний световой духовный облик. Этот процесс включает в себя три стадии:1. Очищение души от чувственных страстей и привязанностей (катарсис); 2. Просветление души мудростью – интеллигибельным (термин обозначает объект, постигаемый только умом) светом божественных истин; 3. Озарение, мистический экстаз, слияние человека с Богом. Все три ступени неразрывно связаны между собой. Катарсис – предварительное условие просветления. Необходимо из падшего состояния вернуться в состояние первозданной чистоты. Роль катараксиса заключается в восстановлении в человеке затемненного грехопадением божественного образа. Процесс очищения требует больших аскетических усилий. В результате должна произойти дематериализация человека, отрешение его от земного. Облегченная душа стремится вверх, человек вступает в новую стадию богоуподобления – стадию просветления. На этой стадии совершается постепенное восхождение ума от низших проявлений "световой энергии" к более высоким. Процесс должен завершиться непосредственным общением человека и Бога. Внешним выражением все возрастающего единения выступает мистический экстаз – божественное озарение. В системах мистицизма оно трактуется как явление сознанию истины в своей самоочевидности. Душа видит самого Бога – источник всего света - в его бестелесной сущности. На высшем этапе восхождения души к Богу осуществляется возвращение душе своего первозданного вида, т.е. образа и подобия Бога. Только тогда происходит полное слияние человека с Богом. Наряду с мистицизмом, в средневековой философии огромным влиянием пользовалась схоластика. Перевести этот термин можно как "школьная философия", т.е. философия, которая была приспособлена для широкого обучения людей основам христианского мировоззрения. Одним из самых характерных признаков схоластического стиля мышления является авторитаризм. Творческие потенции схоластов уходят в сферу формально-логических изысканий. Истина дана в Откровении и поэтому искать ее не надо. Речь идет о том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством философии. Основоположником схоластики считается Иоанн Скотт Эриугена. Схоластическое философское мышление сосредотачивалось, в сущности, на двух проблемах: спор номинализма и реализма с одной стороны, доказательство существования Бога с другой. Философской основой спора между реализмом и номинализмом был вопрос об отношении общего и единичного. Реализм (латин. - реальный, действительный) приписывал существование лишьобщему. Номиналисты (латин. "номен" – имя) не допускали реального существования универсалий, общее существует лишь после вещей, В споре намечаются тенденции борьбы материализма и идеализма. Пьер Абеляр отстаивал номиналистическую позицию, утверждая, что реально существуют реальные вещи и универсалии возможны как абстрактные понятия, существующие в разуме. Самым знаменитым представителем схоластики принято считать Фому Aквинского. Ставит перед собой задачу с помощью трудов Аристотеля довести до совершенства утверждения христианской веры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.225 (0.008 с.) |