Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 8. Философия истории: Формации и цивилизации.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Причины вычленения конкретных ступеней развития общества. Идеи Сен-Симона и Фурье: рождение «пятичленки». Общественно-экономическая формация. Теория общественно-экономической формации К. Маркса и Ф. Энгельса. Современные взгляды на общественно-экономическую формацию. Единство и многообразие истории человечества. Основные проявления единства и многообразия. Понятие неравномерности на определенных этапах развития общества. Сущность дискуссии об «азиатском способе производства». Дискуссия о рабовладении и феодализме как единой формации. Понятие «цивилизации». Основные принципы цивилизационного подхода к истории общества. Наиболее существенные черты цивилизации. Концепция локальных цивилизаций. Философия истории А. Тойнби. Концепция цивилизации П.А. Сорокина. Культура и цивилизация в учении О. Шпенглера. Традиционное и индустриальное общество как два исторически сформировавшихся типа цивилизации. 3. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ТиП – освоение теоретического материала и практической части модуля ПК – промежуточный контроль К – консультация ИК-КПР – контрольная работа ИК-Э – экзамен
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТ а) базовый учебник: 1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. б) основная литература: 2. Алексеев П.В. История философии: учеб. для студ. вузов, изуч. философию. М., 2010. 3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. по курсу «Философия» для студ. вузов. М., 2010. 4. Бессонов Б.Н. История философии: учеб. для студ. вузов. М., 2009. 5. Гриненко Г.В. История философии: учеб. для студ. вузов. М., 2009. 6. Губин В.Д. Философия: учебник. М., 2009. 7 История мировой философии: учеб. пособие для студ. вузов / А.И. Алешин [и др.]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2007. 8. Канке В.А. История философии: Мыслители, концепции, открытия: учеб. пособие. М., 2005. 9. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учеб. для вузов. М., 2005. 10. Марков Б.В. Философия: учеб. для вузов. СПб., 2009. 11. Островский Э.В. Философия: учеб. для вузов. М., 2009. 12. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. М., 2009. 13. Современная западная философия: учеб. пособие / В.Л. Абушенко [и др.]; под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. Минск, 2009. 14. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям / В.Г. Кузнецов [и др.]. М., 2009. в) дополнительная литература: 15. Антология мировой философии. М., 1969-1971. Т. 1-4. 16. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: электрон. учеб. М., 2009. 17. Всемирная энциклопедия: философия / главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицианов. М., 2001. 18. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: учеб. пособие для вузов. М., 2000. 19. Грядовой Д.И. Основы философских знаний: учеб. для вузов. М., 2007. 20. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия. М., 2006. 21. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 2001. 22. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века. М., 1988. 23. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. М., 1993. 24. История философии: учеб. для вузов / под ред. В.В. Васильева, А.А. Коротова и Д.В. Бугая. М., 2005. 25. История философии: учеб. пособие / Овчинников Г.К., Шевцова Е.В. М., 2007. 26. Коплстон Ф. История философии. ХХ век. М., 2002. 27. Коплстон Ф. История философии. Средние века. М., 2003. 28. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим: в 2 т. М., 2003. 29. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. 30. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 31. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия XX века (истоки и итоги): учеб. пособие. М., 2001. 32. Миронов В.В. Философия: учеб. для вузов. М., 2008. 33. Моисеева Н. А., Сороковикова В.И. Философия: учеб. пособие. СПб., 2008. 34. Орлов С.В. История философии: учеб. пособие. СПб., 2008. 35. Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: учебник / под общ. ред. И.Н. Сиренко. М., 1998. 36. Рассел Б. История западной философии: в 3 кн. СПб., 2004. 37. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. СПб., 1997. 38. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: учеб. пособие. М., 2001. 39. Философия: учеб. пособие для вузов / И.В. Ватин [и др.]; отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д, 2009. 40. Философия: учебник для студ. вузов / В.В. Миронов [и др.]; под ред. В.В. Миронова. М., 2009. 41. Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие. М., 2008. 42. Хрестоматия по истории философии. М., 1998-2001. Ч. 1-3. 43. Хюбшер А. Мыслители нашего времени (62 портрета). М., 1994. 44. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учеб. для вузов. М., 2001. г) периодические издания: «Вопросы философии» «Философские науки» «Социально-гуманитарные знания» д) интернет-ресурсы: 45. http://www.auditorium.ru – гуманитарная библиотека на auditorium.ru. 46. http://www.gumer.info – библиотека Гумер; раздел «Философия» (более 250 книг и статей). 47. http://www.gumfak.ru – электронная библиотека для студентов гуманитарных специальностей; разделе «Философия» (более 101 наименований: учебники, учебные пособия, лекции, хрестоматии, словари, дополнительные материалы). 48. http://ihtik.ru – Электронная полнотекстовая «Библиотека Ихтика» 49. http://philisophy.allru.net/ – «Золотая Философия». Тексты лучших философских произведений всех школ и направлений от древности до современности. 50. http://www.patriotica.ru – Библиотека думающего о России. Популярная электронная библиотека Интернет. Содержит полнотекстовые материалы гуманитарной тематики: произведения известных российских мыслителей, подборки материалов по философии, словесности, этике и пр. 51. http://www.philisophy.ru./lib/ – Библиотека на philosophy.ru. Электронная библиотека размещена на философском портале. Основные разделы: онтология и теория познания; антропология и культурология; социальная и политическая философия; философия права, философия языка, философия сознания, философия науки; история философии и др. 52. Библиотека философской антропологии. – Режим доступа: http://www.musa.narod.ru/bib.htm. 53. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Философия. – Режим доступа: http://window.edu.ru/. 54. Наука и техника – электронная библиотека. – Режим доступа: http://n-t.ru/. 55. Национальная философская энциклопедия. – Режим доступа: http://terme.ru/. 56. Портал Гуманитарное образование. – Философия. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/sect/28/5. 57. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/. 58. Философия в WWW – Философские ресурсы в Интернете. – Режим доступа: http://rri.chat.ru/phil.html. 59. Философия в России: философский портал / Рос. Акад. наук. Ин-т философии – Библиотека ИФ РАН: Каталог. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/catalog.html. 60. Философия: электронные тексты. – Режим доступа: http://travelliers.narod.ru/. 61. Философия: электронный путеводитель. – Режим доступа: http://www.nlr.ru/res/inv/guideseria/filosofia/about.php. 62. Цифровая библиотека по философии. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/. 63. Цифровая библиотека философии – Виртуальная библиотека. – Режим доступа: http://piglos.ru/dir/5. 64. Infolio – Университетская электронная библиотека. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/ 65. ЭБС (Электронная библиотечная система)
5. МОДУЛЬ I. «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ» 5.1. Методические рекомендации по изучению модуля i
Модуль I включает двенадцать лекций по историческим типам философии, список литературы, глоссарий, хрестоматийные материалы, а также проверочные задания по усвоению программного материала. Порядок изучения модуля I: Чем раньше Вы начнете систематическую подготовку, тем больше шансов, что к моменту зачетно-экзаменационной сессии у Вас будут прочные и глубокие знания предмета. Необходимый объем знаний изложен в рабочей программе, которой и следует руководствоваться в процессе подготовки. 1. Приступая к изучению философии обучаемые должны внимательно ознакомиться с основными разделами рабочей программы, содержащимися в данном УМК для дистанционного обучения. Разделы рабочей программы соответствуют Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по философии. 2. Исходным пунктом изучения учебного материала является первичное получение информации в виде лекционных конспектов. Лекционный материал предоставляет систематизированные основы теоретических знаний по дисциплине, акцентирует внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы. При этом лекционный материал не должен рассматриваться как исчерпывающая информация по той или иной теме. Информация конспекта призвана лишь сориентировать обучаемых в той или иной теме, и, в дальнейшем, стимулировать их активную познавательную, способствовать формированию у них твердых знаний по дисциплине. 3. В ходе работы с материалом модуля необходима постоянная работа по четкому определению терминов и понятий. 4. Изучив и усвоив тему, переходите к выполнению предложенных заданий по основным блокам разделов программы, чтобы окончательно закрепить материал. Внимательно изучите хрестоматийные материалы, они помогут Вам лучше понять суть изучаемой проблематики. 5. Проверьте усвоение материала, выполнив тестовые задания. 6. Если Вы уверены в своих знаниях и задания не вызвали у вас затруднений, переходите к модулю II.
Конспекты лекций модуля 1
Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе Вопросы: 1. Философия как особая форма мировоззрения 2. Основной вопрос философии 3. Структура философии и ее функции
Первый вопрос. Философия - сложная и многогранная отрасль человеческих знаний. Зародившись в VII - VI вв. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Призванием философов сделались постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них. Принимаяза основу интерес людей к познанию тех или иных явлений, можно изложить вопрос о предмете философии следующим образом: тот, кого интересует какая-либо часть действительности, кто хочет глубоко и подробно изучить эту часть, может заниматься соответствующей частной наукой. Тот, кого интересует мир как целое, который хочет постичь наиболее общие свойства действительности, понять сущность всевозможных предметов и явлений, придет кфилософии. Следовательно, предметом философии является мир как целое, наиболее общие свойства действительности. Чтобы постичь этот предмет, надо мыслить, размышлять о мире и человеке. Поэтому можно дать следующее определение философии: философия есть исследование наиболее общих свойств действительности средствами мышления. Исследуя наиболее общие свойства действительности, философия, вместе с тем, призвана выяснить и место человека в мире. Поскольку философия стремится понять мир как целое, возникает вопрос о ее отношении к мировоззрению, т.е. совокупности знаний, идей и представлений о мире. Между философией и мировоззрением есть разница, заключающаяся в том, что философия – одна из форм мировоззрения, основанная на разуме (в отличие от мировоззрения, основанного на вере, на чувствах и переживаниях. Второй вопрос показывает, что из множества вопросов, которые разрешает философия, основным издревле стал вопрос об отношении мышления к бытию. Вопрос об отношении мышления к бытию является основным в философии потому, что бытие и мышление – это необходимые и незаменимые условия всякой философии. Первая сторона вопроса – это вопрос, раскрывающий проблему первичности. Проблема разрешалась с позиций монизма. Те, кто считал первичным мышление, а материю ее производным, получили наименование идеалистов (идеализм). Те, кто считал первичным материю, а сознание лишь атрибутом высокоорганизованной материи, стали материалистами (материализм). Вторая сторона основного вопроса связана с проблемой познаваемости мира. Гностики – это те, кто считал мир познаваемым; агностики – не познаваемым. Третий вопрос раскрывает важные функциональные проблемы. Поскольку философия - сложная область идей и знаний, она имеет структуру, доступ к которой открывается с позиций основного вопроса философии. Если в нем идет речь об отношении мышления бытию, то в философии очень важное местопредоставляется понятию бытия. Философское учение о бытие называется онтологией (от гр. «онтос» - существующее, «логос» - учение). Вопрос об отношении мышления к бытию побуждает исследовать и то, насколько соответствует наше мышление реально существующему миру, иначе говоря, познаваем ли мир. Это лишь один из многочисленных вопросов, которыми занимается философская теория познания, или гносеология (“гносис" - познание, "логос" – учение). Некоторые философы считают основной задачей философии разработку вопроса о методах познания, а самым важным и ценным в философии считают ее метод. Метод – это способ познавательной или практической деятельности. Методология - это 1) философия, применяемая в качестве метода; 2) философское учение о методах. Признание необходимости и ценности метода позволяет перейти от методологии к аксиологии («аксиа» - ценность). Аксиология - учение о ценностях и включает в себя исследование следующих вопросов: что такое ценность, какие бывают ценности, почему мы считаем что-либо ценным, как мы оцениваем те или иные объекты, изменчивы ценности или они даны раз и навсегда. Философия в обществе несет важные функции. Первая - мировоззренческая. Мировоззрение может сложиться и без изучения философии, но в таких случаях оно, скорее всего, не отличается глубиной и последовательностью. Если человек хочет иметь глубокое, обоснованное, логически оформленное и систематизированное мировоззрение, то без философии ему не обойтись. Философия служит теоретической основой всякого более или менее развитого мировоззрения. Поскольку философия призвана помогать в познании сущности тех или иных явлений и сущности мира как целого, мировоззренческая функция философии тесно связана с ее гносеологической функцией. Она состоит в теоретическом объяснении и обосновании человеческого познания, в постановке, исследовании и решении ее наиболее общих проблем. Методологическая функция состоит в теоретическом исследовании различных вопросов о методах познания и в применении философии как наиболее общего метода познания в решении всевозможных проблем науки и практики. В отличие от частных наук, философия дает комплексное исследование и понимание общенаучных методов. Человеку всегда необходимо ориентироваться в сложном и изменчивом окружающем мире. Ориентация - это определение положения человека в своей природной и социальной среде, а также определение направления его дальнейшей деятельности. Для этого служит ориентационная функция. Наиболее широкая ориентация – определение места и призвания человека в мире. Она предлагает решение вопросов о смысле жизни и счастье. Ориентационная функция в том и состоит, что она помогает отдельным людям и социальным общностям выработать наиболее широкую ориентацию в мире. Экзаменарная функция состоит в том, что философия помогает (или призвана помогать) человеку выдержать хотя бы некоторые испытания, выпадающие на его долю.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.23 (0.009 с.) |