Тема 2. Методология научного познания 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Методология научного познания



1.Научное познание как предмет методологического анализа. Методология научного поиска и обоснования его результатов. Научная проблема. Предпосылки возникновения и постановки проблем. Разработка и решение научных проблем.

2.Методы эмпирического познания. Методы теоретического познания. Научные законы и их классификация. Общая характеристика и определение научной теории. Научная теория и ее структура. Классификация научных теорий. Методологические и эвристические принципы построения теорий. Гипотеза как форма развития научного знания. Логическая структура гипотезы. Вероятностный характер гипотезы. Эвристические принципы отбора гипотез.

3.Понятия метода и методологии. Классификация методов. Общенаучные методы и приемы исследования. Понимание и объяснение.

Контрольные вопросы:

1.Научное познание как предмет методологического анализа. Методология научного познания как основа научного творчества. Основные уровни научного познания.

2. Научная теория и ее структура. Классификация научных теорий.

3. Задачи научного исследования, виды, классификация, этапы и составные части научно-исследовательской работы. Разработка методики исследования как его важнейшая часть, определяющая правильность решения поставленной задачи.

 

Тема 3. Понятие и принципы методологии юридической науки

1.Метод, методологический принцип, методологическая стратегия, методология: соотношений понятий. Эмпирический и теоретический уровни юридического познания. Понятие методологии юридической науки. Метод и теория. Проблемы классификации методов. Методы научного и философского познания права.

2.Классические и постклассические методологии познания права: общая характеристика. Концепция универсального научного метода в классической науке. Междисциплинарный характер современного правоведения. Классические методы юридической науки. Логические методы. Диалектический метод. Понятие, предмет, задачи и практическое значение догматического метода. Нормативный метод. Историко-правовой метод. Сравнительно-правовой метод. Постклассические методы юридической науки. Герменевтический метод в юридической науке. Семиотический метод и аналитическая стратегия в правоведении. Метод юридической деконструкции. Интегральная (синтезирующая) стратегия в юридической методологии. Системный подход и структурно-функциональная стратегия. Системный подход и синергетика. Трансцендентальная феноменология и стратегия “жизненного мира человека”.

3.Антропный принцип в юридической методологии. Интерсубъективность как принцип юридической методологии. Принцип историзма в юридической методологии. Культурологический принцип юридической методологии. Коммуникативный принцип юридической методологии.

Контрольные вопросы:

Структура и функции научной теории. Проблема преемственности и “несоизмеримости” правовых теорий.

Юридическая наука и юридическая техника. Юридико-технические методы.

Осознание специфики методологии социогуманитарного знания и требование методологической рефлексии в постклассической науке. Плюрализм и комплементарность методов в современной юридической науке.

Примерные темы к рефератам, докладам и эссе


1.Проблема выбора наиболее эффективных типов научного познания правовой материи.

2.Эпистемология и современное научное познание политико-правовых явлений.

3.Диалектико-материалистическая эпистемология, её место и роль в юридическом научном познании.

4.Противоположность и связь философского и научного подходов к познанию права.

5.Рационалистические теории естественного права.

6.Логика и основные этапы исследования политико-правовых явлений.

7.Идеалы и нормы предвидения тенденций развития правовых явлений в современной юридической науке.

8.Место и роль понимания в исследовании объектов правовой материи.

9.Гуманистические ориентиры в современной юридической науке. 10.Общенаучные методы, их место и роль в юридическом научном познании.

11.Собственно-юридические методы, их место и роль в научном познании политико-правовых явлений действительности.

12.Рациональность как ценность правовой культуры.

13.Проблема периодизации юридической науки.

14.Социально-онтологические основания неклассической рациональности в юриспруденции.

15.Основные причины формирования нового юридического мировоззрения в обществе.

16.Идеалистические теории права и их методологическое значение для современной юриспруденции.

17.Материалистические теории права и их методологическое значение.

18.Теоретическое и эмпирическое в истории развития юридического научного познания.

19. Аксиологические факторы в структуре юридического научного знания.

20. Юридическая практика как основа, движущая сила и критерий истинности знаний о явлениях правовой реальности.

21. Диалектическая взаимосвязь юридической теории и практики.

22.Стиль мышления и его методологическое значение в научном познании правовых явлений.

23.Идеи синергетики и образы современной правовой культуры.

24.Синергетика на перекрестке современных правовых культур и типов правопонимания.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Для достижения поставленных целей и задач методика преподавания курса «История и методология юридической науки» предполагает сочетание активных и интерактивных форм обучения, в том числе чтение лекций, проведение практических (семинарских) занятий, включающих обсуждение наиболее актуальных, дискуссионных вопросов, контрольные опросы, коллоквиумы, подготовку студентами и последующее обсуждение в аудитории рефератов, эссе, мониторинг студентами интернет-источников.

 

  Виды занятий Используемые интерактивные образовательные технологии   Количество часов  
    Лекции Применение интерактивной доски Smart-Board; Чтение лекций в диалоговом режиме      
    Практические (семинарские занятия) Круглые столы, диспуты, диалоговые семинары, групповые дискуссии, подготовка рефератов, эссе, выступление с докладами и их коллективное обсуждение т.п.      
Итого:    

 

Занятия в интерактивной форме составляют не менее 20% от аудиторных занятий. Лекция по теме «Современные представления о научном познании» проводится с использованием технических средств, а именно интерактивной доски для визуализации презентационного материала. (2ч). Практические занятия по темам «Методология научного познания» (2ч.), «Понятие и принципы методологии юридической науки» (2 ч.)

По дисциплине «История и методология юридической науки» предусмотрены групповые дискуссии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.004 с.)