Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.



Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.

Юриспруденция — это система идей, суждений, понятий, нормативов, мифологий о праве и государстве. Юриспруденция часто отождествляется с юридической наукой как системой знаний о праве и государстве. Однако не сложно заметить, что юриспруденция со­держит в себе не только научное, но и философское знание. Потом, она не ограничивается системой знаний, но выходит к юридическому опыту, к верованиям, включает в себя различные мифы (например, власть принадлежит народу, закон выражает общую волю). Таким образом, понятие "юриспруденция" значительно сложнее понятия "юридическая наука". Не говоря уже о том, что термин "юридическая наука" по отношению к религиозным правовым системам может ис­пользоваться с некой долей условности, в то время как термин "ре­лигиозная юриспруденция" вполне применим.

В системе отечественной юриспруденции могут быть выделены такие группы юридических дисциплин:

1) синтезирующие дисциплины — теория государства и права, философия права, социология права, сравнительное правоведение, история государства и права, история политических и правовых учений и др.

2) отраслевые дисциплины:

а) традиционные—конституционное,гражданское, уголовн., административное, уголовно-процессуальное и т.д

б) комплексные — банковское, налоговое, таможенное, морское, экологическое и т. д.

3) прикладные дисциплины — криминалистика, криминология, судебная статистика, юридическая психология и т. д.

4) организационные дисциплины — судоустройство, прокурату­ра, правоохранительные органы, нотариат, адвокатура и т. д.

5) международные дисциплины — международное публичное право, международное частное право, космическое право и др.

6) региональные дисциплины — право Совета Европы, право Европейского Союза, право ОБСЕ, право латиноамериканских госу­дарств и др.

Теория государства и права в системе юриспруденции занимает место среди синтезирующих дисциплин и имеет фундаментальное значение для всей юриспруденции. Выделим ее методологическое значение для других юридических дисциплин, направленность на обеспечение единства категориального аппарата юриспруденции. При этом теория государства и права не только использует для своих выводов наработки юридических дисциплин, а и выходит за пределы юриспруденции в сферу философии, со­циологии, политологии, теории информации и т. д. Не случайно, те­орию государства и права часто характеризуют не только как юри­дическую, но и как философскую и политологическую дисциплину.

Юриспруденция находится в постоянном движении и изменении. Проходя процесс юридизации, выкристаллизовываются новые юри­дические дисциплины, например: общая теория прав человека, юри­дическая антропология, информационное право, инвестиционное право. Получают новое наполнение и современное звучание такие традиционные дисциплины как римское право, торговое (коммерчес­кое) право, нотариат и др. При всех этих переменах именно теория государства и права способна аккумулировать достижения юриди­ческих дисциплин и обеспечивать единство юриспруденции.

Объект, предмет и цели юриспруденции. Правоведение и государствоведение

Юридич наука – опред-й способ права и орг-ии юр-их знаний, т.е. научных знаний о таких объектах, как гос-во и П.. Один и тот же объект может изучаться разл-ми науками, причем каждая наука изучает его с позиций своего особого предмета и метода. Объект: то что еще подлежит научному изуч-ю с помощью познавательных методов и приемов соответ-ей науки. В процессе научного изуч-я исход-е эмпирические знания об объекте дополняются теор-ми знаниями, т.е. сис-мой понятий об осн-ых сущностных свойствах, пр-ках и хар-истиках исследуемого объекта, о закономерностях его генезиса, функция и развития. Эти искомые сущност-е свойства и являются предметом соответ-ей науки. Предмет: изучаемый объект, то, что мы знаем о нем после научного исследо-я. Объект юр-ой науки: гос-во и П., а предмет – осн-ые сущност-е свойства гос-ва и проава (их понятия). Хотя юр-ая наука и изучает 2 объекта, она может иметь лишь один предмет. Это значит, что 2 фактически разных объекта исследуются и познаются в рамках и с позиций юр-ой науки в качестве двух необходимых компонентов одного единого предмета данной науки. Предметом единой науки о праве и гос-ве может быть или понятие права, вкл-ющего в себя П.вое понятие гос-ва (т.е. П.вое уч-е о гос-ве, юр-ую теорию гос-ва) или понятие гос-ва, вкл-ющее в себя понятие права (госуч-е о праве, гостеорию права).Юр-ая наука возникла, развивалась и развивается как юриспр-я, предмет которой – понятие права и вообще П.вое понятие гос-ва.История и теория юриспр-и как единой юр-ой науки о праве и гос-ве свидетельствует о том, что в рамках данной науки дуализм понятия права и понятия гос-ва преодолевается и необходимое понятийно-предметное единство достигается именно на основе и с позиций опр-енного понятия права, вкл-ющего в себя и соответ-ее П.вое понятие гос-ва, т.е. сущност-е (с позиций этого понятия права) П.вые свойства гос-ва.Предмет юр-ой науки: сущност-е свойства права и гос-ва в их понятийно-П.вом постижении и выражении (понятие права, вкл-ющее в себя соответ-е П.вое понятие гос-ва и выраж-ие сущност-е свойства права и гос-ва).

 

Содержание методологии юриспруденции: концептуальные идеи, методологические принципы, подходы и методы

Под методом науки понимается совокупность приемов средств принципов и правил с помощью которых постигается предмет получаются новые знания.1) Всеобщие М— это философские, мировоззренческие под­ходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них выделяют метафизику (рассматривающую ГиП как вечные и неизменные институты, глубоко не связан­ные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалекти­ку (материалистическую и идеалистическую; последняя в свою оче­редь может выступать как объективный либо субъективный идеа­лизм). 2) Общенаучные М — это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его эта­пах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента. Анализ — это условное разделение сложного государственно-пра­вового явления на отдельные части. Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условно­го объединения его составных частей. Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объек­та, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований госу­дарственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права и т.п. Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздей­ствия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возмож­ность познать функции государства и отдельных его органов, функ­ции права и его норм и т.д. Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования.3) Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достиже­ний конкретных технических, естественных и гуманитар­ных наук. К ним относят. Конкретно-социологический метод позволяет с помощью анкети­рования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-право­вой сфере. Статистический метод позволяет получить количественные пока­затели тех или иных массовых повторяющихся государственно-право­вых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика и т.д. Кибернетический метод — это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики по­знать государственно-правовые явления.

Среди частнонаучных следует выделить два метода: Формально-юридический метод позволяет определить юридичес­кие понятия выявлять их признаки, проводить классифи-ксацию, толковать правовые предписания и т.п. Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридичес­кую практику и т.д., в целях выявления их общих и особенных свойств.

 

Происхождения государства.

Первоначальн.:теологическая теория-гос-во результат божественной воли в силу чего народ должен повиноватся гос-ной власти.,патриархальная –соотносит власть правителя с властью отца.,естествено правовая-гос-во явл.продуктом обществ.договора заключоного людьми с целью защиты прав.,теория насилия. Органическая. Классовая соотносит происх.гос. с появлением частной собственности. Психологическая.производное происх отличается от первоначального тем что новое гос-во возникает не на пустом месте а на основе отдельных элементо прежнего гос-ва и с использованием уже имеющихся моделей госуд-ности. Производное: ликидация прежнего в результате революции и возник.нового гос-ва; разделения гос-ва; сецессия; объединениея; в результате национально-освободительного движения. Рассм-ся несколько путей обр-я гос-ва: военный, при котором война явл-я способом перераспр-я общ--го продукта и выделения правящей элиты из среды военач-ков; аристокр-й – через отделение правящей арист-и от народа и сосредоточение у нее властных полномочий; плутократ-й, когда власть сосредотач-ся у отд-х лиц, облад-х значит-м имущ-вом. Это все варианты концепции олигархического возник-я гос-ва. По мнению спец-ов, несмотря на широкое распр-ние концепции элит-го возникн-я гос-ва, она не в полной мере отобр-ет всю сложн-ть процесса возн-я гос-ва. Считается, что паралл-но с выд-ем слоя властв-щих и ранее того шел процесс создания орг-ций для ведения общих дел. Моска и Ларетто. Моска выд-л элиту из всего остального общ-а. Важнейшим критерием считал организаторскую способн-ть. Ларето и Михельс — 2 типа элит: «Лисы» (переговоры, уступки, лесть, убеж-е) и «Львы» (жесткие и решитель-е правители, опир-иеся на силу). Михельс считал, что в общ-е действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть в том, что неотделимое от общ-енного прогресса развитие крупных неизбежно ведет к олигархизации управления общ-ом и форм-ию элиты. В рез-те любой орг-ией правит олигархическая элитная группа.

Неолити́ческая револю́ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 — 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад[1]. В центральных областях Мир-Системы превращение или замещение охотничье-собирательских обществ аграрными датируется широким временным диапазоном от Х до III тысячелетия до н. э., в большинстве периферийных областей переход к производящему хозяйству завершился значительно позднее.Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено Гордоном Чайлдом в середине ХХ века. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.Соотношение технологических характеристик неолита с появлением производящего хозяйства и последовательность этих событий у разных культур остаются предметом обсуждения и, по-видимому, различаются, а не являются только лишь следствием действия неких универсальных законов развития человеческого общества[

 

 

Догматический метод.

Метод предполагает изучение права как такового, в чистом виде, вне связи с эконом., политикой, моралью и др.соц. явлениями. Его назначение состоит в анализе действующего закон-ва и практики его приминения гос.органами, в выявлении внешних, очевидных аспектов правовых явлений без проникновения во внутреннюю сущностностные стороны и связи. Он осуществляентся с помощью формально-логических приемов: анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстракции и др., которые способствуют установлению внешних признаков правовых явлений, их отличий друг от друга, выробатке понятий и их определений в кратких формулах. Примерами могут быть понятия «субъект права», «нормативный акт».

 

Классификация правовых норм

При классификации правовых норм используются различные основания от отраслевой принадлежности нормы до ее адресатов.

Среди важнейших оснований для классификации правовых норм — их роль в механизме действия права. По этому основанию правовые нормы можно разделить на общие нормы, конкретные нормы и специальные нормы. Общие нормы имеют родовое значе­ние, поскольку содержат конкретные правила для данного рода отношений. Общие нормы действуют в связке с конкретным и нор­мами, которые составляют большинство правовых предписаний. Они непосредственно устанавливают субъективные права и юриди­ческие обязанности субъектов права, условия их реализации, га­рантии обеспечения, сроки и пределы действия нормативов, содер­жание осуществляемого поведения и многое другое. Особую роль в правовом регулировании выполняют специальны е нормы, кото­рые предусматривают исключения (изъятия) из общего правила для особых случаев. Примером могут служить нормы, устанавли­вающие различного рода льготы, т. е. предоставление каких-либо преимуществ или частичное освобождение от выполнения обязан­ностей, или облегчение условий их выполнения (А. В. Малько).

В зависимости от используемого приема правового регулирования (запрет, обязывание, дозволение, поощрение и рекомендация) пра­вовые нормы могут быть:

а) запрещающими, т. е. устанавливающими запреты на опреде­ленные действия. Эти нормы связаны с определением меры ответ­ственности за совершенные правонарушения;

б) обязывающими, т. е. предусматривающими обязанности со­вершать активные действия (платить налоги, служить в рядах Воо­руженных сил);

в) управомочивающими (дозволительными), т. е. наделяющими субъективными правами (правомочиями), осуществление которых зависит от воли управомоченных лиц;

г) поощрительными, т. е. устанавливающими меры поощрения за успехи в работе, примерное поведение, героические поступки и т. д.;

д) рекомендательными, т. е. предоставляющими права самим субъектам определять свое поведение, указывая на предпочтительный вариант или варианты поведения.

По предметной направленности правовые нормы разделяются на материальные нормы и процессуальные нормы. Нормы материального права закрепляют субъективные права и юридические обязанности, а также ответственность субъектов правовых отношений. Процессуальные нормы определяют порядок и условия реализации прав и обязанностей участников правоотношений.

По характеру правового предписания правовые нормы делят на императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы - строго обязательны и не дают субъектам возможности иного выбора пове­дения кроме как того, который предусмотрен правовой нормой. Диспозитивные нормы, формулируя правило поведения субъектов права, предоставляют им возможность либо принять указанный вариант, либо урегулировать отношения по своему усмотрению в за­конных пределах.

Используются также другие основания для классификации пра­вовых норм: в зависимости от юридической силы нормативно-право­вого акта, в зависимости от времени действия, пространства, рас­пространения, круга лиц и др.

 

29. Понятие и содержание правового отношения

Правовое отношение представляет собой общественное отношение, урегулированное правом, участники которого обладают субъективными правами и юридическими обязанностями.

С помощью правоотношений установленные правовые нормативы воплощаются в конкретном поведении людей. Для возникновения правоотношения необходимы предпосылки. Разграничивают общие (материальные) предпосылки, которыми являются участники и определенные материальные и нематериальные блага (объекты правоотношения), и специальные (юридические) предпосылки, сре­ди которых правовые нормы, правосубъектность участников и юри­дический факт (фактический состав).

В качестве признаков правоотношения выделяются:

1) возникают на основе правовых норм,

2) взаимодействие участников происходит через субъективные права и юридические обязанности,

3) обеспечиваются (гарантируются) государственной властью,

4) носят волевой характер, т. е. для существования правоотно­шения необходима воля (желание) по крайней мере одного из участ­ников,

5) поводом для возникновения правоотношений являются реаль­ные блага.

Состав правоотношения включает субъектов правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения. Субъекты правоотношения — это участники правоотношения, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями. Все субъекты правоотношений разделяются на индивидов (физические лица), организации (юридические лица) и социальные общности.

Объекты правоотношения — это то, на что направлены субъек­тивные права и юридические обязанности участников. Среди объек­тов правоотношений: а) материальные блага (вещи, предметы, цен­ности); б) нематериальные личные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода и т. д.); в) действия субъектов, услуги и их результаты; г) продукты духовного творчества (художественные произведения, научные открытия, изобретения и т. п.); д) ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, деньги, паспор­та, дипломы, аттестаты и т. п.).

В правоотношении разграничивается юридическое содержание и фактическое (материальное) содержание. В качестве фактического содержания выступают конкретные действия участников правоотно­шения, в которых реализуются их права и обязанности. Традицион­но юридическое содержание правоотношений связывают с вопросом о субъективных правах и юридических обязанностях участников правоотношения. Также, юридическое содержание правоотношения могут составлять, кроме субъективных прав и юридических обязанностей, юридические полномочия, юридическая ответственность.

Субъективное право — вид и мера возможного поведения управомоченного лица. Юридическая обязанность — вид и мера требуемого поведения обязанного лица.

Юридические полномочия (юридическая компетенция) — вид и мера властного воздействия, направленного на удовлетворение при­тязаний управомоченного лица, либо на виновное лицо.

Юридическая ответственность — вид и мера принудительного претерпевания, лишения благ личного или имущественного характера, принадлежащих правонарушителю.

Частное и публичное право

Еще римские юристы рассматривали публичное право сферой ин­тересов государства как целого, тогда как частное право представля­лось сферой интересов индивида. Следовательно, в вопросе о взаимодействии государства и личности определение критериев отнесения к сфере частного и публичного имеет принципиальное значение Особенно если учесть, что границу между частным и публичным правам установить достаточно трудно в силу взаимопроникновения интересов государства и личности. Попытки найти другие критерии для разграничения частного и публичного права несколько продвину­ли решение проблемы, но в полной мере ее не сняли. В частности, используют в качестве критерия разграничения имущественные отно­шения как составляющие исключительно сферу частного права, или способ судебной защиты, когда публичное право охраняется но ини­циативе государственной власти, а частное право по инициативе частных лиц. Наиболее приемлемым критерием в разграничении част­ного и публичного права нужно считать централизацию или децентра­лизацию правового регулирования. Если правовое регулирование осуществляется из единого центра (юридическая централизация) — это сфера публичного права, если юридически значимые решения принимаются отдельными субъектами, по их инициативе (юридичес­кая децентрализация), мы в сфере частного права.

Государство в сфере публичного права определяет место и роль каждого отдельного субъекта в системе правовых отношений, его права и обязанности по отношению к государству. Издаваемые в этой сфере нормы являются императивными, поскольку фиксируют поведение участников отношений. Представляемые в этой сфере права должны осуществляться Неосуществление права есть одно временно неисполнение обязанности. Сфера частного права предпо лагает децентрализацию правового регулирования, т. е. юридически значимые решения принимаются участниками складывающихся право отношений самостоятельно. К тому же здесь проявляется свобода выбора юридического решения (диспозитивность). Государство лишь охраняет то, что решили другие участники отношений и может вмешаться в частные дела лишь тогда, когда частные лица своего решения не принимали. Для частного права характерны такие принципы как независимость и автономность личности, признание и защита частной собственности, свобода договора. В публичном праве одной из сторон всегда выступает государство либо его орган (дожностное лицо), наделенный властными полномочиями.

Границы между публичным и частным правом подвижны, изменяются в связи с развитием общества, демократическими переменами, повышением уровня культуры, интегративными процессами. Од­нако при любых обстоятельствах обеспечение невмешательства го­сударства в сферу частного права составляет важнейшую гарантию прав и свобод личности.

Разделение права на частное и публичное не следует понимать как его деление на уровне отраслей права, поскольку оно может проводиться на уровне институтов права и даже конкретных право­вых норм. Между тем обычно к сфере частного права относят от­расли гражданского права, коммерческого права, семейного права, тогда как сферой публичного права признается отрасль конституци­онного права, административного права, уголовного права, процес­суального права. Считается, что разделение права на частное и публичное в новое время должно быть дополнено социальным пра­вом, которое как бы соединяет частный и общий интерес. Среди отраслей, которые относят к социальному праву: отрасли трудового права, право социального обеспечения, медицинское право и др.

Правоприменительные акты

Акт применения права — официальный правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.

Все правовые акты как письменные документы, существующие в сфере действия права могут быть разделены на нормативные, и нтерпретационные, правоприменительные, договорные (контракттные) и личностные. Их общая черта заключается в том, что все акты порождают юридические последствия. Вместе с тем, кроме нормативных актов все остальные являются поднормативными актами, т. е. основываются на правовых нормах и либо конкретизируют, либо индивидуализируют эти нормативы. В этой связи спецификой правоприменительного акта является то, что он носит властный и связан с индивидуализацией правовых норма­тивов. Подчеркнем необходимость разграничения конкретизации (перехода от одного уровня нормативности к другому) и индивидуа­лизации (привязки норматива к конкретной ситуации, к индивиду) в правовом регулировании.

Среди признаков правоприменительного акта выделим:

1) его поднормативный характер (нормативно-правовое основание); 2) официальное решение управленческого характера компетент­ного органа; 3) содержит властное веление, обязательное для адресатов, обеспечиваемое принуждением; 4) выносится при соблюдении правовой процедуры с соблюдени­ем установленной формы; 5) связан с индивидуализацией (персонализацией) субъективных прав и юридических обязанностей, либо достижением иных право­вых последствий.

По формам внешнего выражения различают письменные, устные и конклюдентные (молчаливые) акты. В свою очередь пись­менные акты применения разграничиваются на простые и сложные. Сложные правоприменительные акты как документы представляют собой структурированное образование, включающее такие компо­ненты (составляющие) как вводная часть, описательная часть, мо­тивировочная часть и резолютивная часть

По юридическому значению правоприменительные акты делятся на основные и вспомогательные. Основные акты содержат заключитель­ное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспо­могательные акты служат целям подготовки основных правопримени­тельных актов (протокол судебного заседания, определение суда)

По форме правоприменительной деятельности правопримени­тельные акты бывают исполнительными актами, призванными наи­более эффективным образом регулировать осуществление право­мерного поведения, и охранительными актами, которые связаны с реализацией санкций за совершенные правонарушения, а также применением профилактических мер.

По отраслевому признаку правоприменительные акты разграни­чиваются на конституционные, уголовно-правовые, административ­но-правовые, гражданско-правовые и т д. По юридическим послед­ствиям правоприменительные акты бывают правоустанавливающи­ми, правоконстатирующими, правоизменяющими и правопрекращающими. В зависимости от субъектов, осуществляющих применение права правоприменительные акты могут быть индивидуальными и коллективными, государственными и негосударственными, актами центральной государственной власти, актами местной государствен­ной власти и актами местного самоуправления

Среди субъектов, исполняющих акты, особую роль в правовом регулировании имеют правоприменительные акты (указы) президен­та, а также правоприменительные акты судебных органов — судеб­ные акты. В зависимости от времени действия (темпоральная ха­рактеристика) правоприменительные акты разграничиваются на акты разовые (однократного действия), примером может быть про­токол осмотра места происшествия, и длящиеся (многократного действия), где примером является решение суда о взыскании али­ментов.

 

61. Понятие и назначение толкования права. Приемы толкования права. Толкование (интерпретация норм права) – мыслит. интеллект. деят-сть субъекта по устан-нию их содержания. Цели деят-сти по толкованию норм права: - правильное понимание и – правильное применение Офиц. толкование норм права обязательно для тех актов, кот. с точки зрения компет. органа нуждаются в допол. Разъяснении в связи с неправ. практикой их прим-ния. Назн-ние толкования обусловдено причинами: 1. Неполный охват прав. нормами всех событий в жизни (напр. по радиопиратству отсутствует прав. норма, в рез-те толкования можно отнести его к статье «хулиганство») 2. Неопред. хар-р нормы права, в кот. трудно разобраться юр. неподготовл. человеку (следует разъяснить понятия «тяжкие последствия», «незначит. деяния») 3.Нечеткость, ошибочность, халатность правотворч. Органов.Для раскрытия сод-ния прав. норм в практич. деят-ти сущ-ют некот. приемы: 1) филологич. толкование – уяснение смысла нормы права путем его граммат. анализа (знаки препинания, структура предл-ний) 2) системное толкование – уяснение смысла нормы путем сопоставления ее с др. нормами. 3) историч. - уяснение смысла нормы путем анализа историч. условий ее принятия законодателем. В зав-сти от субъектов толкование может офиц. и неофиц

 

Понятие пробела в праве

Пробел в праве — это отсутствие или неполнота правовой нор­мы для решения конкретного дела. Проблема пробелов в праве связана со следующими факторами: 1) содержанием нормативно-правовых актов; 2) правосознанием лиц, применяющих право. Дан­ное различие получило свое выражение в делении пробелов на дей­ствительные и мнимые. Действительные пробелы характеризуют сферу законодательства и подзаконных актов, а мнимые пробелы связаны с недостатками профессионализма лиц, применяющих пра­во. Профессионалов, в первую очередь, интересуют действительные пробелы в законодательстве Украины. Эти пробелы могут быть ус­транены либо законодательным органом (Верховной Радой) путем дополнительного нормотворчества, либо устранить пробелы в праве может Конституционный Суд, используя свое право толкования Конституции От устранения пробелов в праве следует отличать преодоление пробелов в праве. Преодоление пробелов в прав е осуществляется в процессе правоприменительной деятельности и связано только с разрешением конкретной жизненной ситуации. Способами преодо­ления пробелов в праве выступают три вида аналогии: 1) аналогия закона, когда для разрешения конкретной ситуации при отсутствии правовой нормы используется близкая правовая норма; 2) межот­раслевая аналогия, когда для разрешения конкретной ситуации при отсутствии правовой нормы используется правовая норма другой отрасли права; 3) аналогия права, когда для разрешения конкретной ситуации при отсутствии правовой нормы используются общие принципы права и справедливости.Пробелы в праве обнаруживаются, в первую очередь, при приме­нении права, что делает такое применение права нетипичным, требующим особого внимания и профессионализма. При установлении пробельной ситуации необходимо обратиться к имеющимся официальным и неофициальным интерпретациям (разъяснениям) права. При отсутствии официального разъяснения, которое могло бы по­мочь в преодолении пробела в праве, правоприменитель должен сам использовать аналогию, переходя от первого варианта ко второму, а затем к третьему (аналогии права). Аналогия права не может быть использована при решении вопросов о юридической ответственности. Не случайно она прямо запрещена в уголовном праве.

 

Суверенитет государства

Суверенитет выступает как свойство, присущее государственной власти. Отсюда следует важный вывод, что любое государственное образование должно обладать суверенитетом.

В самом общем виде понятие суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти внутри страны и во внешне­политической сфере. Различается государственный суверенитет, суве­ренитет нации и суверенитет народа. Суверенитету народа принадле­жит высшее право определять экономическую, социальную и полити­ческую систему государства. Национальный суверенитет рассматрива­ется как полновластие нации, ее политическая свобода, возможность самоопределения для сохранения своей самобытности, языка, куль­туры, истории. Государственный суверенитет определяют как исхо­дящую от народа верховную власть, состоящую в самостоятельном осуществлении государством своих функций в рамках национального и международного права.

В современных условиях важное значение приобрел вопрос о возможности ограничения суверенитета. Однако несмотря на то, что международное право, а также нормы, действующие в рамках международных интеграционных объединений ограничивают суверенитет государств, нельзя свидетельствовать потерю государствами их суверенитета. Содержание и объем суверенитета зависят от того, является ли государство независимым в международных отношениях, либо оно выступает как составная часть более крупного государственного образования (федерации, конфедерации), либо оно член межгосударственного союза.

По существу деление суверенитета на внешний и внутренний се­годня отображает связь между фактом существования государствен­ной власти и ее внешним признанием. При этом суверенитет факта государственной власти частное дело существующего режима, в то время как суверенитет признания — это проблема международного сообщества или других государств. В современных государствах все чаще не только дискутируется, но и официально признается пробле­ма суверенитета личности как возможности международных институ­тов обеспечить защиту прав человека от посягательств государства

Конституционное государство

Развитие государственной деятельности в рамках конституцион­ных норм на основе демократических выборов, использование принципа разделения властей, признание определяющей ценностью прав человека сформировало нормативную модель конституционного государства. Она предполагает упорядочение политических процессов и институтов власти на основе конституции Для исключения произвола, обеспечения гарантий прав и свобод личности используется жесткое ограничение государственной власти конституционными нормами и процедурами Созданы условия для реального влияния народа на ход развития политической жизни, государственной деятельности Не только закреплен в конституциях, но и практически реализуется принцип разделения властей, включающий следующие основные элементы 1) концептуальное различие "легислативы" (законодательной власти), "экзекутивы" (исполнительной власти) и "магистратуры" (судебной власти), 2) обособленность и незави­симость одной власти от действий или вмешательства другой, 3) правовая несовместимость должностных лиц во взаимоотношениях влас­тей, 4) сдерживание или уравновешивание одной власти действиями другой, 5) согласованность положения властей между собой и отсут­ствие ответственности одной из них за действия другой Следует отметить, что юридическое содержание принципа разделения властей со временем получает все новые характеристики

В практике конституционных государств получила распростране­ние доктрина "конституционной защиты", которую составляют законодательные меры, принимаемые парламентом в ходе текущего законодательства (запрет партий или организаций), судебные меры, принимаемые по просьбе органов исполнительной власти (судебные решения о запрете партий, запреты на профессии и т д), админис­тративные меры, когда лица устраняются с занимаемых должностей частных или государственных служб путем административных распоряжений, финансовые репрессивные меры (особенно штраф)

Для конституционных государств характерна также доктрина "состояние необходимости" Под состоянием необходимости пони­маются исключительные и непредвиденные обстоятельства, которые делают неизбежным концентрацию власти в одних руках в целях сохранения государства Отображение этой доктрины на законо­дательном уровне выражено в специальной системе норм чрезвы­чайного законодательства Сегодня общепризнанно, что чрезвычайное законодательство — это цивилизованная форма преодоления кризисных ситуации, с которыми может столкнуться государствен­ная власть

Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.054 с.)