Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических вузов. – 2004.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра философии «Утверждаю» Начальник кафедры философии НА МВД России полковник полиции И.А.Треушников «10» октября 2011г.
Планы семинарских занятий по «Логике» федерального компонента цикла ГСЭ ГОС ВПО для курсантов 3 курса очной формы обучения, специальность 030505.65 - Правоохранительная деятельность, специализация – оперативно- розыскная деятельность ОВД (профиль подготовки- оперативные уполномоченные уголовного розыска).
Составитель: Клементьева С.В.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии Протокол № 4 от «10» октября 2011 г.
Нижний Новгород, 2011
Планы семинарских занятий по «Логике» / Составитель Клементьева С.В. – Нижний Новгород: НА МВД России, 2011 г. – с. 50.
Предлагаемые учебно-методические материалы включают в себя: методические рекомендации по изучению курса логики, тематический план, основное программное содержание тем курса, планы семинарских занятий и вопросы для самостоятельного изучения, темы докладов и рефератов, вопросы к рубежному контролю, примерный перечень вопросов к зачету, рекомендуемую литературу. Материалы предназначены для курсантов 3 курса очного обучения (специальность 030505.65 - «правоохранительная деятельность», специализация – оперативно- розыскная деятельность ОВД, профиль подготовки- оперативные уполномоченные уголовного розыска).
© Нижегородская академия МВД России, 2011. СОДЕРЖАНИЕ: 1. Организационно- методический раздел…………………………….. 4 2. Тематический план ………………………………………………….. 11 3. Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы ………………………………………………………………………..12 4. Глоссарий ……………………………………………………………. 33 5. Примерный перечень вопросов к зачету ………………………….. 48
1.ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Настоящие учебно- методические материалы предназначены для курсантов 3 курса очной формы обучения (специальность 030505.65- Правоохранительная деятельность, специализация – оперативно- розыскная деятельность ОВД, профиль подготовки- оперативные уполномоченные уголовного розыска). Преподавание учебной дисциплины “Логика” имеет своей основной целью повышение культуры аналитического мышления будущих юристов, укрепление навыков эффективного использования ими логических знаний в практике социального общения. Необходимость этого определяется тем, что юридическая деятельность не исчерпывается процессуальными действиями. Она органично включает интеллектуальное взаимодействие, диалог с лицами, вовлеченными в сферу правовых отношений. Поставленная цель достигается решением конкретных задач, связанных с изучением основных форм мышления, развития знаний и логических законов, принципов и методов интеллектуальной деятельности, логических основ аргументации. В анализе понятия как основной, исходной формы рационального познания раскрываются логические отношения между ними, виды понятий, принципы и правила их классификации. Центральной задачей анализа суждений выделяется поиск правил установления логических условий их истинности. Одной из важных задач преподавания данного учебного курса является выработка у обучаемых навыков контроля за используемой терминологией, речью и рассуждениями, способами построения доказательств и опровержений. Логико-методологическая подготовка дополняет профессиональную культуру и компетентность работника правовой сферы. Задача обеспечения высокого уровня профессионализма выпускника вуза МВД в полной мере не может быть решена в рамках предметного обучения правоведческим дисциплинам. Этим обусловлены место и роль изучения теории, методов и средств логической науки, а также ее приложений в правовой жизни. Логика имеет самое непосредственное отношение к решению проблемы обеспечения достоверности, объективности и истинности результатов правового исследования в области юридической практики. Поэтому она входит в непосредственную связь с этикой, теорией права, процессуальным правом, криминалистикой и рядом других дисциплин учебного плана. В результате изучения содержания курса учащийся должен знать: - предмет и основные этапы развития логики; - терминологию формальной логики; - основные формы мышления и развития знания; - логические основы теории аргументации; уметь: - давать правильную квалификацию предложенным логическим формам мысли; - находить ошибку в рассуждениях и исправить ее; - самостоятельно решать логические задачи, предусмотренные сборниками упражнений по логике для учащихся юридических вузов; - выбирать соответствующий поставленной логической задаче метод и правильно его применить;
владеть навыками: - применения логических знаний для анализа правового текста; - применения законов логики в осмыслении и решении задач из области юридической науки и практики; - самостоятельного ведения диалога, проведения доказательственного рассуждения или опровержения тезиса. Логическая грамотность является одним из важных элементов, образующих интеллект, культуру и профессионализм выпускника юридического вуза. К логическим основам правового мышления в наибольшей степени, сравнительно с другими видами мыследеятельности, применима характеристика логики как нравственности мышления. Поэтому изучение формальной логики во все времена входит в программу подготовки юристов высшей квалификации Логика изучает и задает формальные начала научного знания. В этом аспекте достаточно обоснованным представляется тезис о том, что каждая наука есть прикладная логика. Логические средства познания, примененные к определенному предмету, образуют соответствующие «…логии», в том числе и юридические – криминологию, виктимологию и т. п. Широкое использование в правоведении законов и форм логического мышления привело к формированию самостоятельного направления исследований – логики права. Право и логику как отрасли знания роднит формальный подход к предмету исследования. Важнейшим признаком права как системы норм или правил поведения является формальная определенность. Это свойство обеспечивает строгость и чёткость нормативных предписаний, однозначность толкования и применения юридических норм. Формальный характер права и логики не означает их бессодержательности. Материальное, фактическое содержание правовых норм и смысловое наполнение логических форм составляет существенный момент в их понимании и использовании. Поэтому вполне оправдано выдающийся отечественный криминалист Н. С. Таганцев взял эпиграфом к своему многотомному курсу лекций по русскому уголовному праву латинское изречение: «знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл». А поскольку логику занимают преимущественно смыслы а не слова, она оказывается полезной в области юридической науки и практики. Очень важно к изучению логики относиться не просто как к возможности получать знания. Дело в том, что знания и ум – это довольно разные явления. Знания в сути есть информация, а ум – способность правильно и творчески мыслить. Занятия логикой полезны в развитии именно этой способности. Для того чтобы усовершенствовать ум надо больше размышлять, чем заучивать. Этот совет гениального Декарта выражает основной урок логики – думать надо. Логика есть наука о формах и законах мышления, постигающего истину. Значительная часть учебного времени, отведенного на ее изучение, будет посвящена основным формам мышления: понятию, суждению, умозаключению. Предусмотрено проведение занятия по логическим основам теории аргументации. Настойчивое и систематическое изучение логики самостоятельно и совместно с преподавателем в ходе учебных занятий позволит Вам повысить культуру мышления, приобрести знания и навыки правильного мышления, необходимые в профессиональной деятельности юриста. Учебные занятия по логике будут состоять из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть имеет своей целью достижение ясного понимания учебного материала по раскрываемым темам. Она включает в себя также самопроверку и проверку преподавателем Ваших знаний по вопросам темы. Практическая часть будет состоять в решении Вами логических упражнений. Готовясь к занятию, Вам необходимо самостоятельно изучить тему, используя конспекты лекций и рекомендованную литературу. В процессе подготовки весьма полезно составить краткий конспект, раскрывающий основное содержание каждого теоретического вопроса плана занятия. Если в ходе самостоятельной работы над учебным материалом у Вас возникают познавательные трудности, т. е. появляются вопросы, на которые Вы не находите ответ, то эти вопросы обязательно нужно ставить на занятии или консультации. Решение логических упражнений является необходимым и существенным условием успешного освоения курса логики. Вообще говоря, решение задач более свойственно учебному процессу по естественным и техническим дисциплинам, таким как математика, физика, химия и непривычно в области гуманитарных наук. Однако, суть дела здесь не в психологии (привычно – непривычно), а в том, что логическое знание является достаточно точным знанием, в силу чего к нему и оказался успешно приложим математический аппарат (логические исчисления). Возникшая в результате этого математическая логика вместе с другими средствами познания образует теоретический фундамент вычислительной техники, бурно развивающегося в современном мире процесса компьютеризации. В данном факте наглядно отражено фундаментальное значение этой науки для современности. Без решения логических задач невозможно научиться сознательно использовать логические правила, приемы и операции в мыслительной деятельности, подобно тому, как нельзя научиться плавать, не залезая в воду. Выполнение упражнений обеспечит и более глубокое усвоение сущности теоретических вопросов. Решение задач вырабатывает умения и навыки практического использования логических знаний в профессиональной деятельности, осознанного их применения в процессе мышления. А именно это последнее и составляет главную цель изучения данной науки. Готовясь к занятию, весьма полезно самостоятельно порешать упражнения по теме занятия, которые Вы можете по своему усмотрению выбрать в рекомендованном сборнике упражнений. Что касается основной учебной литературы, ко всем темам курса, то мы рекомендуем учебник, специально подготовленный для юридических вузов и построенное в соответствии с этим же учебником пособие: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема № 1. Предмет и значение логики Учебная цель и дидактические задачи: - добиться глубокого усвоения курсантами предмета логики, ее специфики и основных этапов развития; - обеспечить усвоение понятий: мышление, язык, знак, значение, логическая форма мышления, истинность мысли; - убедить курсантов в многообразном значении логики для профессиональной деятельности юриста.
Основное программное содержание Возникновение и основные этапы развития формальной логики. Мышление как предмет изучения логики. Понятие знака и значения языковых выражений. Виды и функции языка. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Признаки логического мышления. Взаимосвязь логики и юриспруденции. Значение логики: познавательное, методологическое, интеллектуально-развивающее, культурологическое. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Соотношение логики формальной и диалектической. 2. Соотношение чувственного познания и абстрактного мышления. 3. Язык, его виды и функции. 4. Логика и язык права. Основная литература: Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие, – М., 2004. Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2005. Ивин А. А. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2005. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2004. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие /под ред. В.И.Кириллова. – М., 2006. Дополнительная литература: Власенко Н. А. Язык права.- Иркутск,1997 Каныгин В.И. Некоторые вопросы влияния языка законодательных дефиниций на сферу применения оперативно–разыскного законодательства.// Законодательная дефиниция: логико–гносеологические, политико–юридические, морально–психологические и практические проблемы: Материалы Международного «круглого стола» (Черновцы, 21–23 сентября 2006).– Н.Новгород: Нижегородский исследовательский научно–прикладной центр «Юридическая техника», 2007 – С.1408–1415. Тенчов Э. С. Язык уголовного закона / Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. доктора юридических наук, профессора, академика РАЕН и ПАНИ, заслуженного деятеля науки РФ В. М. Баранова.- Нижний Новгород, 2000. Язык закона / Под ред. А. С. Пиголкина. – М.,1990. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. – Екатеринбург, 1993.
Тема №2. Понятие Учебная цель и дидактические задачи: – добиться глубокого усвоения курсантами логических характеристик и видов понятий, отношений между ними, а также правил осуществления операций с понятиями; – выработать умения и навыки логического анализа понятий выполнения операций с ними; – добиться понимания курсантами специфики правовых понятий и законодательных дефиниций.
Основное программное содержание Общая характеристика и основные приемы образования понятий. Соотношение слова, термина и понятия. Семантический треугольник. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий и отношения между ними. Логические операции с понятиями: обобщение и ограничение, определение и деление. Правила и ошибки при выполнении операций с понятиями. Темы докладов или рефератов 1. Норма, ее логическая структура и виды. 2. Истинность норм права.
Основная литература: Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2004. Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учебное пособие.– М., 2005. Ивин А.А. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2004. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2004. Кириллов В.И., Орлов Г. А., Фокина Н.И., Упражнения по логике.– М., 2000.
Дополнительная литература: Баранов В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики.– Изд-во Сарат. ун-та, Саратов, 1989. Бартон В.И. Логика: учеб. пособие. – Мн., 2005. Грядовой Д.И. Логика: Структурированный учебник. – М., 2003. Дмитриевская И.В. Логика: учеб. пособие. – М., 2006. Ивин А.А. Логика норм.– Изд-во Моск. ун-та, М., 1973. Ивлев Ю.В. Логика.– Изд-во Моск. ун-та, М., 1992. Кузина Е.Б. Практическая логика. – М., 1996. Першин В.Б. Логико-философский анализ нормы как общенаучного понятия. «Актуальные проблемы в области гуманитарных наук: от теории к практике». Вып. 2: Сб. научных трудов.– Нижегородский юридический институт МВД РФ, Н.Новгород, 1997. Солодухин О.А. Логика: Методическое пособие для юридических факультетов. – М., 1998. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике.– УИФ «Наука», Екатеринбург, 1993, гл. II.
Тема №4. Модальная логика Учебная цель и дидактические задачи: - добиться глубокого и прочного усвоения программного материала по теме занятия; - закрепить и углубить знания по ранее изученной теме; - обеспечить усвоение основных понятий темы: модальность суждений, эпистемическая модальность, алетическая модальность, деонтическая модальность, модальные операторы; - выработать умение и навык правильного определения и использования модальности суждений.
Основное программное содержание Понятие и общая характеристика модальности суждений. Эпистемическая модальность. Алетическая модальность. Деонтическая модальность.
Темы докладов или рефератов 1. Основные модальности нормативно-правовых актов. 2. Значение и использование деонтической модальности суждений в профессиональной деятельности юриста..
Основная литература: Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2004. Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учебное пособие.– М., 2005. Ивин А.А. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2004. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2004. Кириллов В.И., Орлов Г. А., Фокина Н.И., Упражнения по логике.– М., 2000.
Дополнительная литература: Баранов В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики.– Изд-во Сарат. ун-та, Саратов, 1989. Бартон В.И. Логика: учеб. пособие. – Мн., 2005. Грядовой Д.И. Логика: Структурированный учебник. – М., 2003. Дмитриевская И.В. Логика: учеб. пособие. – М., 2006. Ивин А.А. Логика норм.– Изд-во Моск. ун-та, М., 1973. Ивлев Ю.В. Логика.– Изд-во Моск. ун-та, М., 1992. Кузина Е.Б. Практическая логика. – М., 1996. Першин В.Б. Логико-философский анализ нормы как общенаучного понятия. «Актуальные проблемы в области гуманитарных наук: от теории к практике». Вып. 2: Сб. научных трудов.– Нижегородский юридический институт МВД РФ, Н.Новгород, 1997. Солодухин О.А. Логика: Методическое пособие для юридических факультетов. – М., 1998. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике.– УИФ «Наука», Екатеринбург, 1993, гл. II.
Основные вопросы к рубежному контролю По темам № 1-4 1. Мышление как предмет изучения логики. 2. Понятие логической формы. Основные формы мышления. 3. Истинность мысли и формально-логическая правильность мышления. 4. Мышление и язык. Виды и функции языка. 5. Понятие знака и значения языковых выражений. 6. Возникновение логики как науки. 7. Современный этап в развитии формальной логики. 8. Значение логики. 9. Взаимосвязь логики и юриспруденции. 10. Что такое понятие и какова роль понятий в познании? 11. Признаки предметов и их виды. 12. Охарактеризуйте основные приемы образования понятий. 13. Каково соотношение понятия и слова. 14. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. 15. На какие виды делятся понятия? 16. Отношения между совместимыми понятиями. 17. Отношения между несовместимыми понятиями. 18. Логические операции обобщения и ограничения понятий. 19. Определение понятия и его виды. 20. Определение через род и видовое отличие. Его правила и ошибки, связанные с их нарушением. 21. Охарактеризуйте приемы, сходные с определением. 22. Деление понятия и его виды. 23. Правила деления и ошибки, связанные с их нарушением. 24. Что такое суждение и в какой языковой форме оно выражается? 25. Какова структура атрибутивных суждений и суждений с отношениями? 26. На какие виды делятся категорические суждения по количеству и качеству? 27. Что такое распределенность терминов в суждении, и как распределены термины в простых суждениях? 28. Какие разновидности совместимых простых суждений Вы знаете и каковы их истинностные характеристики? 29. Чем отличается отношение противоположности от отношения противоречия между суждениями? 30. Виды сложных суждений. 31. Каковы условия истинности сложных суждений? 32. Отрицание простых суждений. 33. Отрицание сложных суждений. 34. Что такое модальность суждений? 35. Эпистемическая модальность. 36. Алетическая модальность. 37. Деонтическая модальность. 38. Понятие и логическая структура правовой нормы. 39. Основные модальности нормативно-правовых актов.
Тема №5. Основные законы логики Учебная цель и дидактические задачи: - добиться глубокого и прочного усвоения курсантами основных законов формальной логики; - обеспечить усвоение базовых понятий темы: формально-логический закон, тождество, противоположность, противоречие, достаточное основание; - выработать и закрепить навыки применения законов логики в осмыслении и решении задач из области юридической науки и практики. Основное программное содержание Законы бытия и законы мышления. Понятие формально-логического закона. Закон тождества и границы его применимости. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Принципы логической последовательности и его выражение в законе исключенного третьего. Закон достаточного основания. Принцип обоснованности мышления и его выражение в законе достаточного основания. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Закон как общая, необходимая и существенная связь 2. Соотношение юридического и формально-логического законов.
Темы докладов и рефератов 1. Соотношение законов формальной и диалектической логики. 2. Роль основных формально-логических законов в деятельности юриста.
Основная литература: Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2004. Гетманова А. Д. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2005. Ивин А. А. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2004. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов – М., 2004. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие /под ред. В.И.Кириллова. – М., 2006.
Дополнительная литература: Ивин А. А. Логика: Учеб. пособие для вузов.– М., 2004. Ивин А.А. По законам логики. – М., 1983. Кеченов А.А., Чернобель Г.Т. Логические основы законотворческого процесса. // Правоведение.– 1991. – № 6. Кузнецов В.Г. Логика изменения. Несколько замечаний к проблеме соотношения диалектической и формальной логик. //Философские науки.– 1984. – № 6. Наумов А.В., Новиченко А.С. Законы логики при квалификации преступлений.– М., 1978. Толстик В.А. Технико-юридические приёмы выявления, устранения и преодоления формально-логических противоречий /Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. доктора юридических наук, профессора, академика РАЕН и ПАНИ, заслуженного деятеля науки РФ В.М. Баранова.– Нижний Новгород, 2000.
Тема №6. Умозаключение Учебная цель и дидактические задачи: - добиться глубокого и прочного усвоения курсантами умозаключения как важнейшей формы мышления; - обеспечить усвоение логических характеристик умозаключения, его видов, соответствующих им правил и базовых понятий темы: посылка, логическое следование, силлогизм, дедукция, индукция, аналогия; - на основе решения логических задач выработать навыки правильного рассуждения, способность находить ошибку в рассуждениях и исправить ее.
Основное программное содержание Понятие, структура и виды умозаключения. Дедуктивное умозаключение: непосредственное, простой категорический силлогизм, умозаключение из сложных суждений. Индуктивное умозаключение. Индуктивные методы установления причинных связей между явлениями. Умозаключение по аналогии. Возможности и сфера применения аналогии в праве. Темы докладов или рефератов 1. Дедуктивный метод и его роль в юридическом познании. 2. Роль аналогий в юридической науке и практике.
Основная литература: Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2004. Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2005. Ивин А.А. Логика для юристов: Учебное пособие. М., 2004. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебное пособие для юридических вузов – М., 2004. Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И. Упражнения по логике: учеб. пособие / под ред. В.И.Кириллова. – М, 2006.
Дополнительная литература: Белоносов В. О., Громов Н.А. Критерии допустимости аналогии в уголовном процессе //Правоведение.–2001.–№7. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики юля гуманитариев: Учеб. пособие.– М., 1994. Ерина Е.Б. Логика: Учеб. пособие. – М., 2005. Ивин А. А. Логика: Учеб. пособие для вузов.– М.,2004. Книпер Р. Толкование, аналогия и развитие права: проблемы разграничения судебной и законодательной власти. //Государство и право. – 2003. – №8. Кузина Е.Б. Практическая логика.- М., 1996. Рузавон Г.И. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов. – М., 2005. Солодухин О.А. Логика: Методическое пособие для юридических факультетов. – М., 1998. Светлов В.А. Практическая логика. – СПб, 1997.
Тема №7. Формы развития знания: вопрос и ответ, Проблема, гипотеза, теория Учебная цель и дидактические задачи: - Добиться глубокого и прочного усвоения курсантами указанных форм развития знаний; - обеспечить усвоение основных понятий темы – вопрос, ответ, проблема, гипотеза, версия, научная теория; - обеспечить необходимые условия для формирования навыков анализа форм развития знаний в праве.
Основное программное содержание Вопросно-ответная форма развития знания. Типология вопросов и ответов. Логическая природа проблемы. Понятие гипотезы, ее логическая структура и виды. Построение гипотезы и этапы ее развития. Понятие следственной версии. Научная теория, ее строение и функции.
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Установите основные условия корректности постановки вопроса. 2. Раскройте содержание понятий «парадокс» и «антиномия». 3. Логические требования, предъявляемые к научной теории. Темы докладов и рефератов 1. Гипотеза как форма развития знания. 2. Судебно-следственная версия, специфика ее выдвижения и обоснования. Основная литература: Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. М., 2004. Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учебное пособие.- М., 2005. Ивин А.А. Логика для юристов: Учебное пособие. М., 2004. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебное пособие для юридических вузов.– М.,2004. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие /под ред. В.И.Кириллова. – М., 2006.
Дополнительная литература: Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика. – Минск, 1997. Ерина Е.Б. Логика: Учеб. пособие.– М., 2005. Иванов Е.А. Логика. – М., 2000. Ивин А.А. Логика: Учеб. пособие для вузов.– М., 2004. Кузина Е.Б. Практическая логика. – М., 1996. Пещак Я. Следственные версии. – М., 1976. Рузавин Г.И Философия науки: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2005. Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов. – М., 2005. Солодухин О.А. Логика: Методическое пособие для юридических факультетов. – М., 1998.
Тема №8. Логические основы теории аргументации Учебная цель и дидактические задачи: - Добиться глубокого и прочного усвоения курсантами логических основ теории аргументации и внелогических факторов убеждающего воздействия; - обеспечить усвоение основных понятий темы: аргументация, доказательство, тезис, аргумент, демонстрация, опровержение, дискуссия. - закрепить и развить навыки доказательственной познавательной деятельности в сфере юриспруденции.
Основное программное содержание Аргументация и процесс формирования убеждений. Доказательство, его понятие, структура и виды. Понятие опровержения и способы опровержения. Поля аргументации. Правила доказательственного рассуждения. Полемика, дискуссия и спор как виды аргументации.
Семинарское занятие – 2 часа: 1. Доказательство, его строение и виды. 2. Понятие опровержения. 3. Правила доказательственного рассуждения и ошибки в доказательствах. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Понятие и состав полей аргументации. 2. Согласование полей аргументации.
Темы докладов и рефератов 1. Язык, речь и мышление в аргументации. . 2. Доказательство и опровержение в правовом познании.
Основная литература: Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2004. Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2005. Ивин А.А. Логика для юристов: Учебное пособие. М., 2004. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебное пособие для юридических вузов.– М., 2004. Курбатов В.И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов.– Ростов-на-Дону,1997. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И., Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред. В.И.Кириллова. – М., 2006.
Дополнительная литература: Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении.–М., 1954. Герасимова И.А., Новоселов М.М. Аргументация как методология убеждения. //Вопросы философии. – 2002. – №10. Каверин Б.И. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов. /Б. И. Каверин, И.В.Демидов. – М., 2005. Корнеева Л.М. Доказательство и доказывание при производстве расследования. – Горький, 1987. Левин Г.Д. В споре рождается истина? //Вопросы философии.– 2002.– №11. Логика: логические основы общения. / Под. ред. В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, В.И. Бартон и др. – М., 1994. Пашин С.А. Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе.//Государство и право.–2001.–№9. Перерва В.В. Логические основы аргументации. Учебное пособие. – М., 2004. Питерцев С.К., Степанов А.А. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде. СПб., 2001. Рузавин Г. И. Логика и аргументация.– М., 1997. Солодухин О.А. Философия юридического диалога. Ростов н/Д., 1996. Усманов У.А. Тактика допроса. – М., 2001. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации: Учебное пособие. –. 2005.
Основные вопросы к рубежному контролю по темам № 5-8 1. Закон тождества. 2. Закон непротиворечия. 3. Закон исключенного третьего. 4. Закон достаточного основания. 5. Понятие умозаключения. 6. Виды умозаключений. 7. Превращение. 8. Обращение. 9. Противопоставление предикату. 10. Понятие и состав простого категорического силлогизма. 11. Фигуры и модусы силлогизма. 12. Общие и специальные правила фигур простого категорического силлогизма. 13. Сокращенный силлогизм (энтимема). 14. Чисто условное умозаключение. 15. Условно-категорическое умозаключение и его модусы. 16. Разделительно-категорическое умозаключение и его модусы. 17. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения. 18. Понятие и виды индукции. 19. Индуктивные методы установления причинных связей. 20. Умозаключение по аналогии и его структура. 21. Вопрос и ответ, их логическая структура и виды. 22. Проблема, ее логическая структура и виды. 23. Гипотеза и версия. 24. Теория как система научных знаний. 25. Понятие аргументации и доказательств, их соотношение.. 26. Структура доказательства. 27. Способы аргументации или виды доказательства. 28. Критика и опровержение, их виды. 29. Понятие и состав полей аргументации. 30. Согласование полей аргументации. 31. Правила и ошибки в аргументации по отношению к тезису. 32. Правила и ошибки по отношению к аргументам. 33. Правила и ошибки демонстрации. 34. Дискуссия, спор, полемика как виды аргументации. ГЛОССАРИЙ АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio – отвлечение), результат отвлечения от некоторых характеристик изучаемых предметов, представляющий собой мысленные конструкции. АБСУРД (от лат. absurdus — нелепый), бессмыслица, нелепость. АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas — власть, влияние), в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти. АКСИОМА (греч. axioma), положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории. АЛГОРИТМ (алгорифм) (от algorithmi, algorismus, первоначально — лат. транслитерация имени математика аль-Хорезми), способ (программа) решения вычислительных и др. задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными. Алгоритм — одно из основных понятий математики и кибернетики. В вычислительной технике для описания алгоритма используются языки программирования. АЛЬТЕРНАТИВА (франц. alternative, от лат. alter — один из двух), необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей; каждая из исключающих друг друга возможностей. АНАЛИЗ (от греч. analysis — разложение), 1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое). 2) Синоним научного исследования вообще. 3) В формальной логике — уточнение логической формы (структуры) рассуждения. АНАЛОГИЯ (греч. analogia — соответствие, сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии — знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения — один из источников научных гипотез. АНТИТЕЗИС (греч. antithesis — противоположение), в логике — суждение, противопоставляемое тезису; в философии Г. Гегеля — ступень триады, момент отрицания в диалектическом развитии. АРГУМЕНТ (лат. argumentum), 1) суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории). 2) Основание (часть основания) доказательства. АТРИБУТ (от лат. attribuo — придаю, наделяю), 1) необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта (напр., атрибут материи в философии — движение). 2) В языкознании — то же, что определение. ВЕРОЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.011 с.) |