Семинарское занятие – 2 часа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие – 2 часа



1. Модальность суждений.

2. Эпистемическая модальность.

3. Алетическая модальность,

4. Деонтическая модальность.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Как символически выразить суждение необходимости и случайности?

2. Как выразить суждение необходимости с помощью оператора возможности?

3. Как выражают в естественном языке проблематичность суждений?

4. Как выразить деонтическую обязанность через запрещение и наоборот?

 

Темы докладов или рефератов

1. Основные модальности нормативно-правовых актов.

2. Значение и использование деонтической модальности суждений в профессиональной деятельности юриста..

 

Основная литература:

Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2004.

Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учебное пособие.– М., 2005.

Ивин А.А. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2004.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2004.

Кириллов В.И., Орлов Г. А., Фокина Н.И., Упражнения по логике.– М., 2000.

 

Дополнительная литература:

Баранов В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики.– Изд-во Сарат. ун-та, Саратов, 1989.

Бартон В.И. Логика: учеб. пособие. – Мн., 2005.

Грядовой Д.И. Логика: Структурированный учебник. – М., 2003.

Дмитриевская И.В. Логика: учеб. пособие. – М., 2006.

Ивин А.А. Логика норм.– Изд-во Моск. ун-та, М., 1973.

Ивлев Ю.В. Логика.– Изд-во Моск. ун-та, М., 1992.

Кузина Е.Б. Практическая логика. – М., 1996.

Першин В.Б. Логико-философский анализ нормы как общенаучного понятия. «Актуальные проблемы в области гуманитарных наук: от теории к практике». Вып. 2: Сб. научных трудов.– Нижегородский юридический институт МВД РФ, Н.Новгород, 1997.

Солодухин О.А. Логика: Методическое пособие для юридических факультетов. – М., 1998.

Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике.– УИФ «Наука», Екатеринбург, 1993, гл. II.

 

Основные вопросы к рубежному контролю

По темам № 1-4

1. Мышление как предмет изучения логики.

2. Понятие логической формы. Основные формы мышления.

3. Истинность мысли и формально-логическая правильность мышления.

4. Мышление и язык. Виды и функции языка.

5. Понятие знака и значения языковых выражений.

6. Возникновение логики как науки.

7. Современный этап в развитии формальной логики.

8. Значение логики.

9. Взаимосвязь логики и юриспруденции.

10. Что такое понятие и какова роль понятий в познании?

11. Признаки предметов и их виды.

12. Охарактеризуйте основные приемы образования понятий.

13. Каково соотношение понятия и слова.

14. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

15. На какие виды делятся понятия?

16. Отношения между совместимыми понятиями.

17. Отношения между несовместимыми понятиями.

18. Логические операции обобщения и ограничения понятий.

19. Определение понятия и его виды.

20. Определение через род и видовое отличие. Его правила и ошибки, связанные с их нарушением.

21. Охарактеризуйте приемы, сходные с определением.

22. Деление понятия и его виды.

23. Правила деления и ошибки, связанные с их нарушением.

24. Что такое суждение и в какой языковой форме оно выражается?

25. Какова структура атрибутивных суждений и суждений с отношениями?

26. На какие виды делятся категорические суждения по количеству и качеству?

27. Что такое распределенность терминов в суждении, и как распределены термины в простых суждениях?

28. Какие разновидности совместимых простых суждений Вы знаете и каковы их истинностные характеристики?

29. Чем отличается отношение противоположности от отношения противоречия между суждениями?

30. Виды сложных суждений.

31. Каковы условия истинности сложных суждений?

32. Отрицание простых суждений.

33. Отрицание сложных суждений.

34. Что такое модальность суждений?

35. Эпистемическая модальность.

36. Алетическая модальность.

37. Деонтическая модальность.

38. Понятие и логическая структура правовой нормы.

39. Основные модальности нормативно-правовых актов.

 

Тема №5. Основные законы логики

Учебная цель и дидактические задачи:

- добиться глубокого и прочного усвоения курсантами основных законов формальной логики;

- обеспечить усвоение базовых понятий темы: формально-логический закон, тождество, противоположность, противоречие, достаточное основание;

- выработать и закрепить навыки применения законов логики в осмыслении и решении задач из области юридической науки и практики.

Основное программное содержание

Законы бытия и законы мышления. Понятие формально-логического закона. Закон тождества и границы его применимости. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Принципы логической последовательности и его выражение в законе исключенного третьего. Закон достаточного основания. Принцип обоснованности мышления и его выражение в законе достаточного основания.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Закон как общая, необходимая и существенная связь

2. Соотношение юридического и формально-логического законов.

 

Темы докладов и рефератов

1. Соотношение законов формальной и диалектической логики.

2. Роль основных формально-логических законов в деятельности юриста.

 

Основная литература:

Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2004.

Гетманова А. Д. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2005.

Ивин А. А. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2004.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов – М., 2004.

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие /под ред. В.И.Кириллова. – М., 2006.

 

Дополнительная литература:

Ивин А. А. Логика: Учеб. пособие для вузов.– М., 2004.

Ивин А.А. По законам логики. – М., 1983.

Кеченов А.А., Чернобель Г.Т. Логические основы законотворческого процесса. // Правоведение.– 1991. – № 6.

Кузнецов В.Г. Логика изменения. Несколько замечаний к проблеме соотношения диалектической и формальной логик. //Философские науки.– 1984. – № 6.

Наумов А.В., Новиченко А.С. Законы логики при квалификации преступлений.– М., 1978.

Толстик В.А. Технико-юридические приёмы выявления, устранения и преодоления формально-логических противоречий /Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. доктора юридических наук, профессора, академика РАЕН и ПАНИ, заслуженного деятеля науки РФ В.М. Баранова.– Нижний Новгород, 2000.

 

Тема №6. Умозаключение

Учебная цель и дидактические задачи:

- добиться глубокого и прочного усвоения курсантами умозаключения как важнейшей формы мышления;

- обеспечить усвоение логических характеристик умозаключения, его видов, соответствующих им правил и базовых понятий темы: посылка, логическое следование, силлогизм, дедукция, индукция, аналогия;

- на основе решения логических задач выработать навыки правильного рассуждения, способность находить ошибку в рассуждениях и исправить ее.

 

Основное программное содержание

Понятие, структура и виды умозаключения. Дедуктивное умозаключение: непосредственное, простой категорический силлогизм, умозаключение из сложных суждений. Индуктивное умозаключение. Индуктивные методы установления причинных связей между явлениями. Умозаключение по аналогии. Возможности и сфера применения аналогии в праве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.55.239 (0.101 с.)