Государственное (правовое) принуждение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное (правовое) принуждение



Государственная власть осуществляется с использованием при­нуждения. В то же время гарантии правильной реализации принуж­дения, его эффективности заложены в сочетании принуждения и убеждения. Государственное принуждение включает в себя такие элементы как: 1) субъекты принуж дения — государственный орган или должно­стное лицо; 2) осуществление принуждения — процесс воздейст­вия государственной власти на правоприменителя; 3) объект при­нуждения — физическое или юридическое лицо, допустившее про­тивоправное деяние. Характерной чертой государственного принуж­дения современного государства является осуществление его ис­ключительно в правовых формах, что дает основание называть та­кое принуждение правовым принуждением. Действительно, государ­ственное принуждение, основанное на праве и осуществляемое в пределах права, приобретает качество правового принуждения.

Неоднородность общественных отношений, регулируемых правом, определяет существование таких видов правового принуждеения как уголовно-правовое, гражданско-правовое, дисциплинарно правовое и административно-правовое. По функциональному значению в деле охраны правопорядка различаются государственные средства предупреждения, пресечения и наказания. Среди принудительных мер значительную роль играют восстановительные меру (меры защиты). Их необходимо отличать от мер юридической от­ветственности (штрафные меры). Штрафные меры (меры ответ­ственности) и меры защиты (правовосстановительные меры) выпол­няют разные функции.

Применение штрафных мер связано с официальным обвинением лица в совершении правонарушения (преступления или проступка) Отсюда выделяется уголовная, административная или дисциплинар­ная ответственность Применение мер защиты имеет целью обеспе­чить интересы тех лиц, права которых нарушены. Здесь защита права допустима как в силу объективно противоправного поведе­ния, так и при отсутствии противоправности. В конечном счете функция восстановительных мер сводится к обеспечению исполне­ния юридической обязанности. Характерно, что меры защиты пред­ставляют возможность правонарушителю на любой стадии процес­са возместить причиненный им вред, ущерб, уплату неустойки (штрафа, пени)

Следует за­метить, что в системе государственного принуждения используются меры, оказывающие морально-правовое воздействие в таких формах как замечание, предупреждение, общественное порицание и т. д.

Меры государственного принуждения могут применяться в свя­зи с экстремальными социальными условиями, военными действия­ми и стихийными бедствиями. Государство использует также про­филактические меры в интересах государственной безопасности, ох­раны прав граждан К примеру, применяется досмотр багажа, лич­ный досмотр, проверка документов и др. Эти меры составляют осо­бую группу в системе государственного принуждения, но они так­же должны быть регламентированы нормами права.

 

Понятие государства. Сильное и слабое государство.

Государство определяется как обусловленная социальной асимметрией общества и необходимостью решения общих дел универсальная политическая организация, действующая на основе административно-территориального деления и гражданства, осуществляющая с помощью специализированного аппарата управление, арбитрирование и легализированное принуждение.

Опыт существования государства определил такие его атрибуты как государственный народ, государственная территория и государственная власть. Государственный народ выступает как этническая общность, самоопределяющаяся нация, объединение людей, действующее в еди­ном правовом пространстве и связанное государственной принадлеж­ностью. Самосознание, привычки, идеалы, язык характеризуют взаимосвязь народа и государства Государственная территория является частью территории земли, с которой исторически связан государственный народ в границах, признанных мировым сообществом. Государственная власть представляет собой организацию публич­ной политической власти, обладающую суверенитетом и действующую в соответствии с правами человека. Она должна обеспечивать безопасность данной политической общности, способствовать укреплению идентификации народа, успешно разрешать конфликтные ситуации используя механизмы нормирования, управления и принужденияГосударство выступает как суверенный институт, отвечающий за целостность территории, контролирующий вооруженные силы, спо­собный изыскивать достаточные финансовые средства для содержа­ния должностных лиц и обладающий правом принимать властные решения Государство может быть названо сильным, если оно спо­собно управлять территорией, защищать ее и контролировать, при­нимать решения, финансировать свою деятельность, осуществлять общее управление экономикой и обладать властью в системе ком­муникаций. Государство, которое при осуществлении этих задач проявляет свою несостоятельность, а также постоянно сталкивает­ся с противостоянием своей политике как изнутри, так и снаружи, может быть названо слабым государством. Гражданское общество — это своего рода социальное пространство,в котором люди взаимодействуют между собой независимо от государства. Здесь самореализация индивидов и коллективов происходит через такие институты как семья, церковь, средства массовой информации, различного рода объединения. Политология рассматривает в качестве компонентов гражданского общества отдельного индивида и группы давления. При этом различаются группы давления двух типов: структурные (этносы, элиты, профсоюзы и др.) и коньюнктурные (клубы избирателей, социальные движения и т. п.). По­литические партии и организации являются связующими звеньями между гражданским обществом и государством. Гражданское обще­ство характеризуется разветвленной системой общественных связей и интересов, которые взаимодействуют с личными правами и свобо­дами суверенных индивидов.

 

Суверенитет государства

Суверенитет выступает как свойство, присущее государственной власти. Отсюда следует важный вывод, что любое государственное образование должно обладать суверенитетом.

В самом общем виде понятие суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти внутри страны и во внешне­политической сфере. Различается государственный суверенитет, суве­ренитет нации и суверенитет народа. Суверенитету народа принадле­жит высшее право определять экономическую, социальную и полити­ческую систему государства. Национальный суверенитет рассматрива­ется как полновластие нации, ее политическая свобода, возможность самоопределения для сохранения своей самобытности, языка, куль­туры, истории. Государственный суверенитет определяют как исхо­дящую от народа верховную власть, состоящую в самостоятельном осуществлении государством своих функций в рамках национального и международного права.

В современных условиях важное значение приобрел вопрос о возможности ограничения суверенитета. Однако несмотря на то, что международное право, а также нормы, действующие в рамках международных интеграционных объединений ограничивают суверенитет государств, нельзя свидетельствовать потерю государствами их суверенитета. Содержание и объем суверенитета зависят от того, является ли государство независимым в международных отношениях, либо оно выступает как составная часть более крупного государственного образования (федерации, конфедерации), либо оно член межгосударственного союза.

По существу деление суверенитета на внешний и внутренний се­годня отображает связь между фактом существования государствен­ной власти и ее внешним признанием. При этом суверенитет факта государственной власти частное дело существующего режима, в то время как суверенитет признания — это проблема международного сообщества или других государств. В современных государствах все чаще не только дискутируется, но и официально признается пробле­ма суверенитета личности как возможности международных институ­тов обеспечить защиту прав человека от посягательств государства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.006 с.)