Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридическая антропология в утверждении правового многообразия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Современный антропологизм исходит из признания противоречия между общечеловеческим и индивидуальным, разрешая это противоречие путем обнаружения параллелей между общечеловеческим и общеиндивидуальным. Отсюда юридическая антропология нацелена на изучение внутреннего мира человека, который позволяет ему реализовать себя как творца правовой и государственной реальности; она позволяет увидеть как духовный мир человека объективируется в правовых нормативах, ценностях, государственных институтах и т. п. Юридическая антропология преодолевает распространенную переоценку рационального поведения, указывает на значение всего богатства человеческого опыта и человеческих переживаний, тем самым открывая новые возможности для понимания поведения человека в правовой сфере.Юридическая антропология выступает как наука о человеке в правовых проявлениях, измерениях, характеристиках, изучая их правовые формы жизнедеятельности от архаичных до современных. Юридическая" антропология свидетельствует, что каждая правовая культура имеет право на автономию, и следовала бы очертить пределы этой автономии, признать плюрализм правопорядков, отказавшись от этноцентризма (европоцентризма). Юридическая антропология позволяет увидеть, что мифический образ мышления не только принадлежность традиционных обществ. Среди современных мифов., используемых современным государством — миф о государстве как гаранте фундаментальных ценностей общества, хранителе права, защитнике традиций; миф о кодексах и законах как основаниях права, постоянство и устойчивость которых призвано утверждать, что будущее должно строиться по модели настоящего.Вывод юридической антропологии, рассматривающей право в различных обществах и цивилизациях, сводится к тому, что право выступает в качестве инструмента, создаваемого каждым обществом для разрешения возникающих в нем конфликтов. Используя разработки юридической антропологии, правоведение выходит к новым возможностям объяснения существующей правовой реальности, глубже проникает в проблематику связи человека и власти, формирование правового менталитета, рассмотрение правовой системы и правовой культуры как продуктов определенной цивилизации. 11. Право в системе социального регулирования. Нормативное и индивидуальное регулирование Ни одно общество не может существовать без упорядочивания поведения людей, введения его в определенные рамки, придания ему определенной направленности. Иными словами, исторически складывается и существует социальное регулирование, использующее нормативные и ненормативные регуляторы. При этом нормативное регулирование выступает как регулирование с помощью разнообразных норм, т. е. правил, масштабов поведения. Этими нормами могут быть: религиозные, моральные, политические, организационные, эстетические, правовые и т. д. Ненормативное регулирование разграничивается на ценностное (осуществляемое на основе сложившихся ценностей), директивное (здесь используется прямое указание, приказ, директива, связанные с достижением цели или решением задачи) и информационное (информированность, обеспечиваемая СМИ, используется при решении конкретных социальных и личных проблем). Ненормативные регуляторы часто дополняют (усиливают или снижают) действие нормативного регулирования. В системе социального регулирования заметно стремление обеспечивать соединение нормативного и ненормативного регулирования. Социальное регулирование связано не только с использованием нормативного и ненормативного регулирования. Зачастую необходимо эти разновидности регулирования дополнять индивидуальным регулированием, т. е. связанным с принятием индивидуальных решений. В правовом регулировании существует настроенность на установлении жесткой связи нормативного и индивидуального регулирования. Иными словами, здесь индивидуальное регулирование может выступать только как поднормативное регулирование.Правовое регулирование отличает высокий уровень формализации, иерархичности, целостности, процессуальности и гарантированности. За счет провозглашения формального равенства и наделения участников субъективными правами и юридическими обязанностями правовое регулирование способно противостоять произволу, а право оказывается символом свободы и справедливости. 12. Нормативный, социологический и философский подходы к праву.Опр-ение права. Право - сложнейшее для понимания явл-е. На протяжении всей истории развития юр-ой мысли люди пытались опр-ить, что есть П., в чем состоит его природа и сущн-ть. Современ-е науч-е концепции П.понимания можно условно свести к трем - к трем подходам:1) аксиологическая (естественно-П.вая): 2) соц-ческая: 3) нормативная (позитивистская).Современная -зарубежная юриспр-я стоит на позициях либо полной несовместимости этих трех концепций, либо их действия в разных сферах юр-ого знания: аксиология есть сфера фил-фии права, соц-я - сфера общей теории права, а нормативизм - область изуч-я отраслей позитивного права. Исходной формой бытия права сторонники естественно-П.вого подхода считают общ-енное сознание, которому изначально присущи нравственно-П.вые ориентиры. Аксиологическая концепция рассматривает П. с позиций соответствия его справ-ости. В пространстве естественного права действуют П.вые аксиомы, одновременно являющиеся моральными императивами: не посягай на жизнь др-ого чел-ка и его имущество, соблюдай обещания, воздавай каждому свое и т.л. Соответствие позитивного права критериям естественного права и есть само П. как выражение и мера свободы и справ-ости. Справ--ть, а не норма - ключевое понятие естественно-П.вой теории. С позиций аксиологического подхода закон и П. рассматриваются как разл-е вещи. Закон выст-ет в качестве формы права и употребляется как тождественное праву понятие лишь тогда, когда соответ-ет критериям естественного права. Аксиологич-й подход ценен своей направленн-тью на совершенство-е права, его гуманизацию. В то же время противопоставление права и закона далеко не способствует укреплению законности в общ-е, провоцирует неисполнение законов под предлогом их неП.вого хар-а. Соц-ч-й подход к праву базируется на том, что ист-ком права и формой его бытия являются общ-ен-е отн-я. Соц-ч-й подход к праву так же, как и аксиологич-й основан на разграничении права и закона, "права в книгах" и "права в жизни. Законы могут быть не востребованы общ-ом, могут быть неэффективными и даже ненужными. Такие законы не признаются формой сущ-о-я права. Настоящее П., «живое П.» - это П.порядок, это реально сущ-ующая в общ-е сис-ма отн-й. Слабой стороной соц-ческого подхода к праву явл-я отсутствие четких границ между П.м и П.вым поведением, при этом теряются критерии для различения П.мерного и неП.мерного поведения. Перенесение всей тяжести П.твор-ва на лиц, применяющих П. (судьи, администраторы), ставит под вопрос сущ-о-е разделения властей, повышает опасн-ть административного и судейского произвола.Суть (нормативного) подхода к праву передается формулой "закон есть закон". Сторонники данного П.понимания отождествляют П. и закон, а единств-м ист-ком права считают гос-венную волю. По мнению позитивистов П. есть совок--ть уст-енных и обеспеченных гос-в-м принуждением общеобязательных норм. Понятие нормы явл-я ключевым для данного подхода к праву. П., с точки зрения позитивистов, с одной стороны, не подлежит нравственной оценке и критике, с др-ой - не нуждается ни в каком оправдании. П. следует воспринимать как объективно сущ-ующую реальн-ть и не более того.У нормативного подхода к праву есть ряд достоинств. В частности, он ориентирует на такие свойства права как формальная опр-енн-ть, однозначн-ть предписаний, обязательн-ть следо-я праву. В то же время некритическое отн-е к законод-ву тормозит его развитие. С позиции такого подхода оправдана любая несправ--ть, если она уст-ена законом. 13. Правовые системы. Типология правовых систем Правовая система — совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации.Различия в отношении использования правового наследия выводят на глубокие перемены в понимании развития правовых систем современности, их разделения на две разновидности: отдифференцированные и неотдифференцированные. В отдифференцированных правовых системах право существует как обособленное, относительно самостоятельное явление по отношению к религии, морали, обычаю, политике. И наоборот, в неотдифференцированных правовых системах право неразрывно связано с другими регуляторами и ценностями. Отдифференцированные правовые системы образуют две правовые семьи: семью романо-германского (континентального) права и семью общего (прецедентного) права. В составе неотдифференцированных правовых систем: религиозная правовая семья; традиционная (обычноправовая) семья; евразийская (идеологизированная) правовая семья; дальневосточная правовая семья. Нетрудно заметить, во-первых, что неотдифференцированные правовые системы — это основной массив на правовой карте мира, и, во-вторых, эти правовые системы имеют свою внутреннюю логику развития, которая не меняется в процессе диалога правовых культур. Потому логично заключить, что существование неотдифференцированных правовых систем наряду с отдифференцированными представляет собой два важнейших направления правового развития, во многом отражающих различия в мировосприятии, отношении к Богу, другим людям, традициям предков, выражено в особенностях правового менталитета и восприятии других правовых культур. Изучение и использование достижений неотдифференцированных правовых систем должно составлять такую же сокровищницу правоведения, каковой традиционно выступают отдифференцированные правовые системы.Привлекает в этой связи предложение (К. Осакве) осуществлять классификацию современных правовых систем по трем уровням, два из которых основаны на традиции, а третий — использует как основание правовую семью. На первом уровне правовые системы подразделяются на основании религиозной ориентации — на религиозные и нерелигиозные (светские). На втором уровне — по правопониманию и роли права в жизни общества — на западную и незападную. Наконец, на третьем уровне классификация связана с выделением правовых семей. Особенностью этой классификации современных правовых систем выступает отказ от однолинейного подхода в оценке существования разнообразных правовых культур и правовых систем на правовой карте мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.59 (0.01 с.) |