Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

Поиск

Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

 

Наука – это систематизированное знание об окружающей человека природе.

 

В зависимости от сферы исследовательских интересов, все науки подразделяются на есте­ственные, имеющие объектом исследования объективную реальность, существующую независимо от человеческого сообщества, – физика, химия, биология, математика и т.д. и социальные (общественные) – изучающие процессы обще­ственной жизнедеятельности (общество, человека, социальные явления и институты), – социология, политология, экономика, пра­воведение.

 

К числу социальных наук относится и правоведение, которое представляет собой систему юридических наук.

Правоведение (система юридических наук) – это отрасль специальных общественных знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретико-прикладное освоение (изучение) государственно-правовой дей­ствительности.

 

Основные группы юридических наук: историко-теоретические, отраслевые, межотраслевые и прикладные (специальные) науки, некоторые источники выделяют отдельными составными элементами науки, изучающие зарубежное государство и право, и международное право.

 

Предметом изучения историко-теоретических наук являются наиболее общие закономерности формирования и функционирования различных государственно-правовых систем, которые рассматриваются в динамике исторического развития. (ТГП, ИГП, ИППУ)

 

Предметом изучения отраслевых наук являются реально сложившиеся общественные отношения, которые существуют в конкретном государстве и регулируются нормами права, закрепленными в действующем законода­тельстве (действующей конституции, законах, подзаконных нормативно-правовых актах). (ГП, АП, СП, ЭП, УП, УИП)

 

Предметом изучения межотраслевых наук являются однородные об­щественные отношения (правовые институты), возникающие в сфере пра­вового воздействия различных отраслей права.

 

Предметом изучения специальных (прикладных) наук являются юриди­ческие аспекты общественных отношений, возникающих в сферах, не име­ющих непосредственно-юридического значения (например, предметом судебной психиатрии являются юридически значимые отношения, возни­кающие в области общей психиатрии).

Таким образом, данные науки требуют специальных познаний в неюридических областях. К специальным юридическим наукам относятся: криминалистика, судебная медицина, юридическая психология, судебная психиатрия, правовая статистика и т.д.

 

Науки, изучающие зарубежные государственно-правовые системы, рассматривают специфику формирования и функционирования государственных институтов, особенности структуры и содержания механизмов правового воздействия применительно к иностранным государствам. К данной группе юридических наук относятся: конституционное право зарубежных стран и сравнительное правоведение.

 

Теория государства и права как наука.

Теория государства и права связана с общественными и юридическими науками, изучая в качестве объекта государственно-правовую действительность.

Методологической основой теории государства и права яв­ляется философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека.

Философия права – это область научного знания, в рамках которой конкретизируется (применительно к правовой действительности) «первич­ная философия» и показывается, каким образом всеобщая сущность ми­роздания соотносится с бытием личности, бытием права.

Предмет философии права составляют проблемы историко-логического познания права, волевой природы права, сущности и содержания пра­вового воздействия на государство и общество, соотношения свободы и права.

Теория государства и права имеет с этой наукой, пожалуй, самые глубокие и прочные связи, творческое использова­ние вершинных достижений философского знания во мно­гом обусловливает общенаучный уровень учения о государ­стве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального процесса.

 

Место теории государства и права в системе юридических наук.

Теория государства и права является базовой основой для всех юридических наук, так как содержит информацию об основных юридических понятиях, категориях, институтах. Полученные при изучении теории знания впоследствии конкретизируются в отраслевых и прикладных юридических науках (например, абстрактное понятие нормы права приобретает конкретное содержание в рамках уголовного, конституционного, гражданского права, где речь идет о соответствующих этим отраслям юридических нормах);

Теория государства и права является методологической юридической наукой. Без знания основных частно-правовых методов исследования, невозможно получить достоверную информацию в сфере юриспруденции.

 

Предмет теории государства и права.

 

Особенность предмета ТГП состоит в следующем:

 

1) ТГП познает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, рассматривает государство и право «вообще», т.е. дает этим явлениям абстрактно-обобщенную характеристику

2) теоретико-правовая наука, являясь базовой, фундаментальной юридической наукой, уделяет серьезное внимание анализу основополагающих юридических понятий(сущность государства и права, правовое сознание и законность), являясь своеобразной «юридической азбукой».

3) ТГП исследует технико-юридические аспекты права (особенности правотворчества, правоприменения, юридической ответственности и т.д.), рассматривая право как систему общеобязательных и общезначимых социальных регуляторов, а государство как механизм, гарантирующий действенность и реальную жизненную силу правовых предписаний.

4) исследует государство и право в единстве, в неразрывной взаимосвязи. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм.

 

Таким образом, предмет теории государства и права составляют основные и общие закономерности возникновения, развития и функцио­нирования государства и права, а также систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции.

 

Теологическая теория.

Теологическая теория происхождения государства получила своё распространение в 13 веке, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.). Согласно теологической теории го­сударство и право имеют божественное происхождение: госу­дарство создано Богом, а право – это божественная воля, бо­жественное откровение. Ученые - теологи полагали, что процесс воз­никновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворе­ния Богом мира, а государь есть его наместник на земле, как по учению римской церкви. Папа – наместник Христа на земле в делах не только духов­ных, но и светских.

Особенно велико влияние было в средние века. Вспомним хотя бы теорию двух мечей. Согласно одной из версий этой теории Бог дал папе римскому два меча, один из которых папа передал свет­скому королю. Согласно другому варианту бог дал два меча, но один – папе римскому, другой – королю. В первом случае делался вывод, что власть короля вторична по отношению к власти религиозной, а во втором – независима. Но оба вари­анта исходят из божественного источника власти.

По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть – вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных орга­низаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое нера­венство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжате­лю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государст­венной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

 

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-эконо­мических и иных отношений на государство и не позволяет опреде­лить, как совершенствовать форму государства, как улучшать госу­дарственное устройство. К тому же теологическая теория в принци­пе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

 

Теория насилия.

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возник­ла в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, А. Менгера, К. Каутского и др.

 

Причину происхождения государственности они видели не в эко­номических отношениях, божественном провидении и обществен­ном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, пора­бощении одних племен другими.

Теория насилия предполагает возникновение го­сударства как в результате внешнего насилия, когда более развитое (более агрессивное) племя подчиняет менее развитое (менее агрессивное), так и в результате внутреннего насилия, результатом которого является порабо­щение «сильнейшими» соплеменниками «слабейших».

Для управления завоеванными на­родами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

 

По мнению представителей данной доктрины, государство – «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властво­вания одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство – не итог внутреннего развития об­щества, а навязанная ему извне сила.

 

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возник­новения многих государств.

Насилие само по себе не может создать ни собственности, ни классов. Оно может сыграть определенную роль лишь в перераспределении уже возникшей частной собственности. Но для этого общество должно достигнуть определенной сту­пени развития. Да и само насилие зависит от производства. Производитель наиболее совершенных орудий труда является производителем и более совершенного оружия. Однако наси­лие, завоевание, бесспорно, может быть фактором, который способен ускорить возникновение государства, если общество уже созрело для этого, достигло определенного уровня разви­тия.

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государ­ства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первен­ство социально-экономическим.

 

Форма правления.

Форма правления –спо­соб организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населе­ния в их формировании.

 

 

                   
   
     
 
 
     
 

 


 

 

 
 

 


Правопонимание

Сформулировать определение права как социально-политического явления весьма сложно, нет дефиниции, которая была бы общепризнанной.

Право – явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение.

Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

 

Право (в формально-юридическом смысле) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.(Такое определение права свойственно нормативному типу правопонимания).

Правопонимание – процесс и результат целенаправленной мыслитель­ной деятельности человека, включающий: познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

 

От нормативного понимания права отличается так называемое широкое понимание права, сторонники которого включают в понятие права не только нормы, но и другие правовые явления. (принципы права, саму общественную жизнь,, правотворчество, основные права и обязанности граждан, которые предопределяют правовой статус гражданина, правопорядок)

 

На наш взгляд нормативное понимание права имеет явное преимущество, т.к. «именно с позиции нормативного понимания права разрабатываются:

· теория правоотношения, правотворчества и правоприменения,

· теория юридических фактов и фактического состава,

· проблемы ответственности, эффективности правовых норм,

· раскрываются противоречия правовой надстройки,

· исследуются взаимосвязь и взаимодействие государства, права и экономики, права и других явлений жизни общества.

 

А на основании такого исследования возможны и научно обоснованные рекомендации, направленные на совершенствование всей системы правового регулирования».

 

Понятие и признаки права.

 

Право – это система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных, гарантированных принудительной силой государства правил поведения общего характера, являющихся регулятором общественных отношений и основывающихся на принципах естественного права.

 

Признаки:

1) Общезначимость – право регулирует и охраняет наиболее важные для абсолютного большинства членов сообщества общественные отношения.

 

2) О бщеобязательность нормы права возникает вместе с ней.

Общеобязательность означает, что все члены общества непременно должны выполнять требования, содержащиеся в нормах права.(распространяется как на граждан, так на должностных лиц и государство)

 

3) Публичность – право принимается от имени всего общества и распространяется на всех членов, независимо от их участия в правотворческой деятельности.

 

4 ) Неразрывная связь права с государством. Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через уполномоченные правотворческие органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями.

Связь права с государством проявляется в том, что нормы права издаются от имени государства, гарантируются государством и санкционируются им.

 

5) Формальная определенность – правовые предписания выражаются в определенных государством формах (в форме правовых обычаев, прецедентов, договоров, нормативно-правовых актов и т.д.) и имеют письменное закрепление.

 

6) Нормативность. Заключается в том, что право скла­дывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида.

 

8) Системность права проявляется в том, что право —образующие систему права нормы структурированы в группы (отрасли, подотрасли, институты).

Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, со­ставляют единое явление — право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.

Принципы права.

 

Принципы права – это основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

 

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы:

- справедливость;

- формально-юридическое равенство граждан;

- гуманизм;

- демократизм;

- единство прав и обязанностей;

- сочетание убеждения и принуждения.

Названные принципы действуют во всех без исключения отраслях права.

 

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют:

- принцип неотвратимости юридической ответственности;

- принцип состязательности и гласности судопроизводства;

- принцип недопущения обратной силы закона.

 

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся:

- принцип равенства сторон в имущественных отношениях – в гражданском праве;

- презумпция невиновности - в уголовном процессе;

- презумпция виновности - в гражданском процессе и т.д.

 

Анализ сущностного содержания принципов права не только помогает определить общее направление правового воздействия, но и может быть положен в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, в процессе применения аналогии права).

 

Функции права.

 

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения, в рамках которых выражается социально-юридическая природа права.

Функции права тесно связаны с его целями и задачами.

Цель в праве представляет собой идеальное выражение объективной закономерности, идеальную силу, которая побуждает к должному поведению людей и является ближайшей причиной определенного направления этого поведения.

Задачи права, обычно, указывают на те ближайшие вопросы, проблемы, решение которых необходимо для достижения цели.

Цели и задачи права конкретизируются в его функциях, поскольку указывают на те основные направления, на которые нацелено правовое воздействие.

 

Функции права в наиболее общем виде можно подразделить на общесоциальные и специально-юридические.

К общесоциальным функциям права следует отнести:

 

Ценностная функция права означает определение и закрепление при помощи права наиболее значимых для общества ценностных критериев (жизнь, здоровье, социально-политическая стабильность, собственность и т.д.).

Познавательная функция права предполагает использование юридических средств и методов в процессе познания окружающей действительности. В данном случае знакомство с правом позволяет уяснить содержание общезначимых правил поведения, с тем, чтобы в дальнейшем уметь их правильно реализовать.

Информативная функция права позволяет говорить о праве как о мощнейшей информационной системе содержащей в себе сведения самого различного плана и, прежде всего информацию о правилах возможного, должного, недопустимого поведения.(не может вступить в юридическую силу закон, не опубликованный в СМИ)

Коммуникативная функция права характеризует право как связующий элемент, при помощи которого осуществляется общение между людьми, общественными организациями, государствами. К примеру, именно с помощью права устанавливаются социально-юридические контакты в сфере гражданского права и процесса, уголовного процесса и т.д.

 

К специально-юридическим функциям права относятся регулятивные и охранительные функции.

Сущность регулятивной функции заключается в определении и формальном закреплении стандартов общезначимого поведения, ориентируясь на которые субъекты самостоятельно, либо с помощью компетентных государственных органов, реализуют свои позитивные интересы.

Регулятивная функция в свою очередь складывается из статической и динамической функций.

Регулятивная статическая функция -выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. (в Конституции гарантируются единство экономического пространства- основной задачей является сохранение стабильности единого экономического пространства).

Динамическая функция предполагает использование правовых средств и методов для внесения позитивных изменений в сложившуюся ситуацию. К примеру, в Конституции говорится о том, что в России «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим… жилье предоставляется бесплатно из государственных… фондов в соответствии с установленными законом нормами». Таким образом, при помощи права могут вноситься изменения в устоявшийся общественный порядок.

 

Сущность охранительной функции заключается в недопущении нарушения установленного при помощи юридических норм правопорядка, своевременном выявлении и пресечении правонарушений, привлечении к юридической ответственности правонарушителей.

Охранительная функция, в свою очередь складывается из профилактической и оперативной.

Профилактическая функция предполагает использование правовых средств и методов в целях недопущения возможных, однако еще не совершенных правонарушений. Профилактическая функция может осуществляться как в отношении всех субъектов права, так и в отношении определенных социальных групп, представители которых наиболее склонны к совершению правонарушений (лица, освободившиеся из мест лишения свободы, «трудные подростки», лица склонные к злоупотреблению алкоголем).

Оперативная функция предполагает использование правовых средств и методов для выявления и пресечения правонарушений, привлечения к юридической ответственности правонарушителей, осуществления правосудия, исполнения наказаний.

Оперативная функция осуществляется в персонифицированном порядке, т.е. в отношении конкретных лиц (правонарушителей).

 

Правовой обычай.

 

Правовой обычай – юридически значимое правило поведения, сло­жившееся в результате многократного повторения, признанное в силу своего повторяющегося характера закономерным и получившее официаль­ное одобрение (санкцию) государства.

 

Обычай – исторически первый ис­точник права, связанный с устоявшимися в данном обществе представле­ниями и правилами поведения. Государство обеспечивает реализацию тех обычаев, которые считает целесообразными, т.е. полезными (либо не вред­ными для государства). Таким образом, государством санкционируются не все обычаи, а только те, которые отвечают государственным интересам. Содержание правового обычая прямо не закрепляется в действующем зако­нодательстве.

Для обеспечения действия правового обычая в качестве юри­дической нормы в нормативно-правовом акте необходима отсылка на допустимость его применения. Например, обычаи морских портов прямо не за­крепляются в законодательстве, однако в международных соглашениях со­держатся нормы, разрешающие их применение. Также примером этому может служить статья 5 Гражданского кодекса РФ, опре­деляющая возможность применения обычаев делового оборота и делового обыкновения.

Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, аграрном праве, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте.

В условиях рыночных отношений достаточно широкое рас­пространение получили «обыкновения», сложившиеся в хозяйственной практике.

 

Деловое обыкновение – это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями.

В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону. Примером признания в России делового обыкновения в качестве источника права может служить статья ГК РФ «в случае, если договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».

Юридический прецедент.

 

Юридический прецедент – решение компетентного государственно­го органа по конкретному юридическому делу, являющееся образцом при рассмотрении аналогичных дел одноуровневыми либо нижестоящими ор­ганами государства.

 

Различают два вида юридических прецедентов – адми­нистративный и судебный (по органу, принявшему решение: суд или адми­нистративный орган).

Российская юридическая практика не признает прецедент в качестве официального источника права, поскольку исходит из того, что судебные и административные органы призваны применять нормы права, а не создавать их.

 

Судебный прецедент – это решение по конкретному делу, являю­щееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при ре­шении аналогичных дел, либо служащее примерным образцом толко­вания закона (прецедент толкования). (решения Конституционного Суда Россий­ской Федерации по вопросам толкования Конституции РФ).

 

Административный прецедент – решение органа управления или должностно­го лица по конкретному административному делу, которому придана нормативная сила.

 

Виды правовых норм.

По функциональной роли в механизме правового регулирования об­щественных отношений нормы права подразделяются на классические нормы-правила (поведенческие нормы) и специализированные (институциональные) нормы.

1). Специализированные (институциональные) нормы определяют основные понятия и прин­ципы правового регулирования; формулируют его цели и задачи; обозна­чают возможные перспективы развития юридических институтов.

 

Виды институциональных норм:

Нормы-начала – это предписания, конституционно закрепленные (основы политической и государственной жизни, взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан).

Нормы-принципы – закрепляют основные направляющие начала юри­дической деятельности (например, Конституция закрепляет, что в основу формирования государ­ственной власти положен принцип разделения властей).

Нормы-цели – определяют и юридически закрепляют перспективные цели политико-правового развития.

Нормы-дефиниции – содержат определения конкретных юридических понятий

Коллизионные нормы – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями, когда две (или более) нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю.(«В случае противоречия указа Президента или постановления Правительства ГК или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

 

Иногда выделяют:

Декларативные нормы – определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления.«Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Закрепительные нормы – нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. (нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств в гражданском праве)

 

2). Нормы-правила (поведенческие нормы) содержат характеристику вариантов возможного, должного и недопустимого поведения.

 

При этом они в свою очередь под­разделяются:

1. По функциям, выполняемым в правовом регулировании: на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов, направлены на урегулирование правомерного поведения, формулируют положительные предписания в праве.

Охранительные нормы предусматривают отрицательную реакцию го­сударства на неправомерное поведение, предусматривают применение к нарушителю негативных мер в форме государственного принуждения.

2. По отраслевому признаку юридические нормы подразделяются на нормы государственного, адми­нистративного, гражданского, уголовного, трудового.

В свою очередь отраслевые нормы делятся на нормы материального и процессуального права.

Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирова­ния (нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права).

Процессуальные правовые нормы регулируют организационные от­ношения и носят сугубо организационный, процедурный, управленческий характер, регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права; регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и касаются не всех субъек­тов, а только участников процесса (истца, ответчика, судьи, адвоката, про­курора, подсудимого, потерпевшего и т.д.).

3. По методу правового регулирования нормы права делятся на импе­ративные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

Императивные нормы – категорические властные предписания, в мак­симально конкретной форме излагающие правила поведения при реализа­ции которых не допускается какой бы то ни было свободы правоприменителя. (обязывание, запрет).

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств уре­гулировать отношения по своему усмотрению. (дозволение).

Поощрительные нормы – это предписания о мерах поощрения за одоб­ряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающихся в добросовестном выполнении своих юриди­ческих и общественных обязанностей, либо в достижении результатов, пре­восходящих обычные требования.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций прово­дят соответствующие их компетенции мероприятия с учётом своих мест­ных условий, возможностей и резервов.

4. По характеру содержащихся предписаний нормы делятся на управомочивающие, предписывающие, запрещающие.

Управомочивающие нормы права определяют правила возможного поведения субъектов.

Предписывающие нормы права устанавливают правила должного по­ведения субъектов.

Запрещающие нормы обязывают субъектов воздерживаться от со­вершения определённых деяний, признанных законодателем противоправ­ными.

5. По действию норм права во времени различаются постоянные и вре­менные нормы.

Постоянные - не ограничены в своем действии временным промежут­ком, действуют до отмены.

Временные действуют в течение формально определенного проме­жутка времени. При этом промежуток времени может определяться ка­лендарным сроком, а также фактической ситуацией (нор­мы, закрепленные чрезвычайным законодательством, будут иметь юриди­ческую силу в условиях объявленного чрезвычайного положения).

6. В зависимости от действия по кругу лиц, нормы права разделяются на общие – касающиеся всех субъектов права; специальные – распро­страняющие своё действие на определённый круг субъектов (нормы, регу­лирующие правовое положение иностранцев).

7. По субъекту правотворчества и юридической силе, то есть в зави­симости от органа, издавшего юридические нормы, они подразделяются на нормы, получающие закрепление в законах (основным из которых является Конституция), обладающие высшей юридической си­лой и нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издавае­мых на основании и во исполнение законов.

8. По действию в пространстве, различаются нормы общего действия и нормы ограниченного действия (локальные).

Нормы общего действия действуют на всей юрисдикционной терри­тории государства (нормы, закрепленные в Конституции РФ).

Локальные нормы – правила поведения, действующие в пределах обо­собленного территориального образования (правила поведения, закреп­ленные в нормативных актах, принимаемых и действующих на территориях субъектов РФ).

 

  1. Структура нормы права.

 

Структура правовой нормы – это внутреннее строение правовой нор­мы, деление её на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей между собой.

 

Структура правовой нормы состоит из трёх взаимосвязанных элемен­тов: гипотеза; диспозиция; санкция.

Логическая структура правовой нормы показывает взаимосвязь гипоте­зы, диспозиции, санкции и представляет собой формулу: «если – то – значит».

«Если» – это условие действия правила закрепленного в норме права, «то» – само правило поведения, «значит» – последствия реализации правила.

 

Публичное и частное право.

 

Публичное право – защищает общие, об­щегосударственные (публичные) интересы, защита интересов в публичном праве осуществляет­ся по обязательному предписанию закона должност­ными лицами.

К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права.

Отрасли публичного права объединяют юридические нормы обще­значимого, общеобязательного характера, реализация которых осуществ­ляется независимо от внутреннего отношения субъекта к закрепленному в норме предписанию и не предполагает вступление субъектов в правоприменительное отношение.

К примеру, нормы уголовного права реализуются независимо от того, вступает субъект в предусмотренное нормой отношение (т.е. совершает преступление) или нет. К отраслям публичного права относятся конститу­ционное, административное, уголовное право.

Частное право – выражает и защищает интересы частных лиц, защита интересов в частном праве осуществляет­ся по инициативе самих, заинтересованных лиц.

Отрасли частного права – это отрасли, регулирующие отношения между юридически равными субъектами, которые возникают в результате волеизъявления этих субъектов и предполагают реализацию корреспонди­рующих прав и обязанностей.

К отраслям частного права относятся гражданское пра­во, семейное право, трудовое право и т.д. В том случае если в процессе реализации норм частного права возникает коллизия с нор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.015 с.)