Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
Наука – это систематизированное знание об окружающей человека природе.
В зависимости от сферы исследовательских интересов, все науки подразделяются на естественные, имеющие объектом исследования объективную реальность, существующую независимо от человеческого сообщества, – физика, химия, биология, математика и т.д. и социальные (общественные) – изучающие процессы общественной жизнедеятельности (общество, человека, социальные явления и институты), – социология, политология, экономика, правоведение.
К числу социальных наук относится и правоведение, которое представляет собой систему юридических наук. Правоведение (система юридических наук) – это отрасль специальных общественных знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретико-прикладное освоение (изучение) государственно-правовой действительности.
Основные группы юридических наук: историко-теоретические, отраслевые, межотраслевые и прикладные (специальные) науки, некоторые источники выделяют отдельными составными элементами науки, изучающие зарубежное государство и право, и международное право.
Предметом изучения историко-теоретических наук являются наиболее общие закономерности формирования и функционирования различных государственно-правовых систем, которые рассматриваются в динамике исторического развития. (ТГП, ИГП, ИППУ)
Предметом изучения отраслевых наук являются реально сложившиеся общественные отношения, которые существуют в конкретном государстве и регулируются нормами права, закрепленными в действующем законодательстве (действующей конституции, законах, подзаконных нормативно-правовых актах). (ГП, АП, СП, ЭП, УП, УИП)
Предметом изучения межотраслевых наук являются однородные общественные отношения (правовые институты), возникающие в сфере правового воздействия различных отраслей права.
Предметом изучения специальных (прикладных) наук являются юридические аспекты общественных отношений, возникающих в сферах, не имеющих непосредственно-юридического значения (например, предметом судебной психиатрии являются юридически значимые отношения, возникающие в области общей психиатрии). Таким образом, данные науки требуют специальных познаний в неюридических областях. К специальным юридическим наукам относятся: криминалистика, судебная медицина, юридическая психология, судебная психиатрия, правовая статистика и т.д.
Науки, изучающие зарубежные государственно-правовые системы, рассматривают специфику формирования и функционирования государственных институтов, особенности структуры и содержания механизмов правового воздействия применительно к иностранным государствам. К данной группе юридических наук относятся: конституционное право зарубежных стран и сравнительное правоведение.
Теория государства и права как наука. Теория государства и права связана с общественными и юридическими науками, изучая в качестве объекта государственно-правовую действительность. Методологической основой теории государства и права является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека. Философия права – это область научного знания, в рамках которой конкретизируется (применительно к правовой действительности) «первичная философия» и показывается, каким образом всеобщая сущность мироздания соотносится с бытием личности, бытием права. Предмет философии права составляют проблемы историко-логического познания права, волевой природы права, сущности и содержания правового воздействия на государство и общество, соотношения свободы и права. Теория государства и права имеет с этой наукой, пожалуй, самые глубокие и прочные связи, творческое использование вершинных достижений философского знания во многом обусловливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального процесса.
Место теории государства и права в системе юридических наук. Теория государства и права является базовой основой для всех юридических наук, так как содержит информацию об основных юридических понятиях, категориях, институтах. Полученные при изучении теории знания впоследствии конкретизируются в отраслевых и прикладных юридических науках (например, абстрактное понятие нормы права приобретает конкретное содержание в рамках уголовного, конституционного, гражданского права, где речь идет о соответствующих этим отраслям юридических нормах); Теория государства и права является методологической юридической наукой. Без знания основных частно-правовых методов исследования, невозможно получить достоверную информацию в сфере юриспруденции.
Предмет теории государства и права.
Особенность предмета ТГП состоит в следующем:
1) ТГП познает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, рассматривает государство и право «вообще», т.е. дает этим явлениям абстрактно-обобщенную характеристику 2) теоретико-правовая наука, являясь базовой, фундаментальной юридической наукой, уделяет серьезное внимание анализу основополагающих юридических понятий(сущность государства и права, правовое сознание и законность), являясь своеобразной «юридической азбукой». 3) ТГП исследует технико-юридические аспекты права (особенности правотворчества, правоприменения, юридической ответственности и т.д.), рассматривая право как систему общеобязательных и общезначимых социальных регуляторов, а государство как механизм, гарантирующий действенность и реальную жизненную силу правовых предписаний. 4) исследует государство и право в единстве, в неразрывной взаимосвязи. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм.
Таким образом, предмет теории государства и права составляют основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции.
Теологическая теория. Теологическая теория происхождения государства получила своё распространение в 13 веке, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.). Согласно теологической теории государство и право имеют божественное происхождение: государство создано Богом, а право – это божественная воля, божественное откровение. Ученые - теологи полагали, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира, а государь есть его наместник на земле, как по учению римской церкви. Папа – наместник Христа на земле в делах не только духовных, но и светских. Особенно велико влияние было в средние века. Вспомним хотя бы теорию двух мечей. Согласно одной из версий этой теории Бог дал папе римскому два меча, один из которых папа передал светскому королю. Согласно другому варианту бог дал два меча, но один – папе римскому, другой – королю. В первом случае делался вывод, что власть короля вторична по отношению к власти религиозной, а во втором – независима. Но оба варианта исходят из божественного источника власти. По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть – вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.
Теория насилия. Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, А. Менгера, К. Каутского и др.
Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Теория насилия предполагает возникновение государства как в результате внешнего насилия, когда более развитое (более агрессивное) племя подчиняет менее развитое (менее агрессивное), так и в результате внутреннего насилия, результатом которого является порабощение «сильнейшими» соплеменниками «слабейших». Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
По мнению представителей данной доктрины, государство – «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств. Насилие само по себе не может создать ни собственности, ни классов. Оно может сыграть определенную роль лишь в перераспределении уже возникшей частной собственности. Но для этого общество должно достигнуть определенной ступени развития. Да и само насилие зависит от производства. Производитель наиболее совершенных орудий труда является производителем и более совершенного оружия. Однако насилие, завоевание, бесспорно, может быть фактором, который способен ускорить возникновение государства, если общество уже созрело для этого, достигло определенного уровня развития. С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.
Форма правления. Форма правления –способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
Правопонимание Сформулировать определение права как социально-политического явления весьма сложно, нет дефиниции, которая была бы общепризнанной. Право – явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.
Право (в формально-юридическом смысле) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.(Такое определение права свойственно нормативному типу правопонимания). Правопонимание – процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий: познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
От нормативного понимания права отличается так называемое широкое понимание права, сторонники которого включают в понятие права не только нормы, но и другие правовые явления. (принципы права, саму общественную жизнь,, правотворчество, основные права и обязанности граждан, которые предопределяют правовой статус гражданина, правопорядок)
На наш взгляд нормативное понимание права имеет явное преимущество, т.к. «именно с позиции нормативного понимания права разрабатываются: · теория правоотношения, правотворчества и правоприменения, · теория юридических фактов и фактического состава, · проблемы ответственности, эффективности правовых норм, · раскрываются противоречия правовой надстройки, · исследуются взаимосвязь и взаимодействие государства, права и экономики, права и других явлений жизни общества.
А на основании такого исследования возможны и научно обоснованные рекомендации, направленные на совершенствование всей системы правового регулирования».
Понятие и признаки права.
Право – это система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных, гарантированных принудительной силой государства правил поведения общего характера, являющихся регулятором общественных отношений и основывающихся на принципах естественного права.
Признаки: 1) Общезначимость – право регулирует и охраняет наиболее важные для абсолютного большинства членов сообщества общественные отношения.
2) О бщеобязательность нормы права возникает вместе с ней. Общеобязательность означает, что все члены общества непременно должны выполнять требования, содержащиеся в нормах права.(распространяется как на граждан, так на должностных лиц и государство)
3) Публичность – право принимается от имени всего общества и распространяется на всех членов, независимо от их участия в правотворческой деятельности.
4 ) Неразрывная связь права с государством. Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через уполномоченные правотворческие органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями. Связь права с государством проявляется в том, что нормы права издаются от имени государства, гарантируются государством и санкционируются им.
5) Формальная определенность – правовые предписания выражаются в определенных государством формах (в форме правовых обычаев, прецедентов, договоров, нормативно-правовых актов и т.д.) и имеют письменное закрепление.
6) Нормативность. Заключается в том, что право складывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида.
8) Системность права проявляется в том, что право —образующие систему права нормы структурированы в группы (отрасли, подотрасли, институты). Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, составляют единое явление — право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами. Принципы права.
Принципы права – это основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Общеправовые принципы: - справедливость; - формально-юридическое равенство граждан; - гуманизм; - демократизм; - единство прав и обязанностей; - сочетание убеждения и принуждения. Названные принципы действуют во всех без исключения отраслях права.
Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: - принцип неотвратимости юридической ответственности; - принцип состязательности и гласности судопроизводства; - принцип недопущения обратной силы закона.
Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: - принцип равенства сторон в имущественных отношениях – в гражданском праве; - презумпция невиновности - в уголовном процессе; - презумпция виновности - в гражданском процессе и т.д.
Анализ сущностного содержания принципов права не только помогает определить общее направление правового воздействия, но и может быть положен в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, в процессе применения аналогии права).
Функции права.
Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения, в рамках которых выражается социально-юридическая природа права. Функции права тесно связаны с его целями и задачами. Цель в праве представляет собой идеальное выражение объективной закономерности, идеальную силу, которая побуждает к должному поведению людей и является ближайшей причиной определенного направления этого поведения. Задачи права, обычно, указывают на те ближайшие вопросы, проблемы, решение которых необходимо для достижения цели. Цели и задачи права конкретизируются в его функциях, поскольку указывают на те основные направления, на которые нацелено правовое воздействие.
Функции права в наиболее общем виде можно подразделить на общесоциальные и специально-юридические. К общесоциальным функциям права следует отнести:
Ценностная функция права означает определение и закрепление при помощи права наиболее значимых для общества ценностных критериев (жизнь, здоровье, социально-политическая стабильность, собственность и т.д.). Познавательная функция права предполагает использование юридических средств и методов в процессе познания окружающей действительности. В данном случае знакомство с правом позволяет уяснить содержание общезначимых правил поведения, с тем, чтобы в дальнейшем уметь их правильно реализовать. Информативная функция права позволяет говорить о праве как о мощнейшей информационной системе содержащей в себе сведения самого различного плана и, прежде всего информацию о правилах возможного, должного, недопустимого поведения.(не может вступить в юридическую силу закон, не опубликованный в СМИ) Коммуникативная функция права характеризует право как связующий элемент, при помощи которого осуществляется общение между людьми, общественными организациями, государствами. К примеру, именно с помощью права устанавливаются социально-юридические контакты в сфере гражданского права и процесса, уголовного процесса и т.д.
К специально-юридическим функциям права относятся регулятивные и охранительные функции. Сущность регулятивной функции заключается в определении и формальном закреплении стандартов общезначимого поведения, ориентируясь на которые субъекты самостоятельно, либо с помощью компетентных государственных органов, реализуют свои позитивные интересы. Регулятивная функция в свою очередь складывается из статической и динамической функций. Регулятивная статическая функция -выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. (в Конституции гарантируются единство экономического пространства- основной задачей является сохранение стабильности единого экономического пространства). Динамическая функция предполагает использование правовых средств и методов для внесения позитивных изменений в сложившуюся ситуацию. К примеру, в Конституции говорится о том, что в России «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим… жилье предоставляется бесплатно из государственных… фондов в соответствии с установленными законом нормами». Таким образом, при помощи права могут вноситься изменения в устоявшийся общественный порядок.
Сущность охранительной функции заключается в недопущении нарушения установленного при помощи юридических норм правопорядка, своевременном выявлении и пресечении правонарушений, привлечении к юридической ответственности правонарушителей. Охранительная функция, в свою очередь складывается из профилактической и оперативной. Профилактическая функция предполагает использование правовых средств и методов в целях недопущения возможных, однако еще не совершенных правонарушений. Профилактическая функция может осуществляться как в отношении всех субъектов права, так и в отношении определенных социальных групп, представители которых наиболее склонны к совершению правонарушений (лица, освободившиеся из мест лишения свободы, «трудные подростки», лица склонные к злоупотреблению алкоголем). Оперативная функция предполагает использование правовых средств и методов для выявления и пресечения правонарушений, привлечения к юридической ответственности правонарушителей, осуществления правосудия, исполнения наказаний. Оперативная функция осуществляется в персонифицированном порядке, т.е. в отношении конкретных лиц (правонарушителей).
Правовой обычай.
Правовой обычай – юридически значимое правило поведения, сложившееся в результате многократного повторения, признанное в силу своего повторяющегося характера закономерным и получившее официальное одобрение (санкцию) государства.
Обычай – исторически первый источник права, связанный с устоявшимися в данном обществе представлениями и правилами поведения. Государство обеспечивает реализацию тех обычаев, которые считает целесообразными, т.е. полезными (либо не вредными для государства). Таким образом, государством санкционируются не все обычаи, а только те, которые отвечают государственным интересам. Содержание правового обычая прямо не закрепляется в действующем законодательстве. Для обеспечения действия правового обычая в качестве юридической нормы в нормативно-правовом акте необходима отсылка на допустимость его применения. Например, обычаи морских портов прямо не закрепляются в законодательстве, однако в международных соглашениях содержатся нормы, разрешающие их применение. Также примером этому может служить статья 5 Гражданского кодекса РФ, определяющая возможность применения обычаев делового оборота и делового обыкновения. Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, аграрном праве, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте. В условиях рыночных отношений достаточно широкое распространение получили «обыкновения», сложившиеся в хозяйственной практике.
Деловое обыкновение – это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону. Примером признания в России делового обыкновения в качестве источника права может служить статья ГК РФ «в случае, если договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». Юридический прецедент.
Юридический прецедент – решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, являющееся образцом при рассмотрении аналогичных дел одноуровневыми либо нижестоящими органами государства.
Различают два вида юридических прецедентов – административный и судебный (по органу, принявшему решение: суд или административный орган). Российская юридическая практика не признает прецедент в качестве официального источника права, поскольку исходит из того, что судебные и административные органы призваны применять нормы права, а не создавать их.
Судебный прецедент – это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел, либо служащее примерным образцом толкования закона (прецедент толкования). (решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам толкования Конституции РФ).
Административный прецедент – решение органа управления или должностного лица по конкретному административному делу, которому придана нормативная сила.
Виды правовых норм. По функциональной роли в механизме правового регулирования общественных отношений нормы права подразделяются на классические нормы-правила (поведенческие нормы) и специализированные (институциональные) нормы. 1). Специализированные (институциональные) нормы определяют основные понятия и принципы правового регулирования; формулируют его цели и задачи; обозначают возможные перспективы развития юридических институтов.
Виды институциональных норм: Нормы-начала – это предписания, конституционно закрепленные (основы политической и государственной жизни, взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан). Нормы-принципы – закрепляют основные направляющие начала юридической деятельности (например, Конституция закрепляет, что в основу формирования государственной власти положен принцип разделения властей). Нормы-цели – определяют и юридически закрепляют перспективные цели политико-правового развития. Нормы-дефиниции – содержат определения конкретных юридических понятий Коллизионные нормы – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями, когда две (или более) нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю.(«В случае противоречия указа Президента или постановления Правительства ГК или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».
Иногда выделяют: Декларативные нормы – определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления.«Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны». Закрепительные нормы – нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. (нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств в гражданском праве)
2). Нормы-правила (поведенческие нормы) содержат характеристику вариантов возможного, должного и недопустимого поведения.
При этом они в свою очередь подразделяются: 1. По функциям, выполняемым в правовом регулировании: на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов, направлены на урегулирование правомерного поведения, формулируют положительные предписания в праве. Охранительные нормы предусматривают отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение, предусматривают применение к нарушителю негативных мер в форме государственного принуждения. 2. По отраслевому признаку юридические нормы подразделяются на нормы государственного, административного, гражданского, уголовного, трудового. В свою очередь отраслевые нормы делятся на нормы материального и процессуального права. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования (нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права). Процессуальные правовые нормы регулируют организационные отношения и носят сугубо организационный, процедурный, управленческий характер, регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права; регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и касаются не всех субъектов, а только участников процесса (истца, ответчика, судьи, адвоката, прокурора, подсудимого, потерпевшего и т.д.). 3. По методу правового регулирования нормы права делятся на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. Императивные нормы – категорические властные предписания, в максимально конкретной форме излагающие правила поведения при реализации которых не допускается какой бы то ни было свободы правоприменителя. (обязывание, запрет). Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. (дозволение). Поощрительные нормы – это предписания о мерах поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающихся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей, либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования. Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учётом своих местных условий, возможностей и резервов. 4. По характеру содержащихся предписаний нормы делятся на управомочивающие, предписывающие, запрещающие. Управомочивающие нормы права определяют правила возможного поведения субъектов. Предписывающие нормы права устанавливают правила должного поведения субъектов. Запрещающие нормы обязывают субъектов воздерживаться от совершения определённых деяний, признанных законодателем противоправными. 5. По действию норм права во времени различаются постоянные и временные нормы. Постоянные - не ограничены в своем действии временным промежутком, действуют до отмены. Временные действуют в течение формально определенного промежутка времени. При этом промежуток времени может определяться календарным сроком, а также фактической ситуацией (нормы, закрепленные чрезвычайным законодательством, будут иметь юридическую силу в условиях объявленного чрезвычайного положения). 6. В зависимости от действия по кругу лиц, нормы права разделяются на общие – касающиеся всех субъектов права; специальные – распространяющие своё действие на определённый круг субъектов (нормы, регулирующие правовое положение иностранцев). 7. По субъекту правотворчества и юридической силе, то есть в зависимости от органа, издавшего юридические нормы, они подразделяются на нормы, получающие закрепление в законах (основным из которых является Конституция), обладающие высшей юридической силой и нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основании и во исполнение законов. 8. По действию в пространстве, различаются нормы общего действия и нормы ограниченного действия (локальные). Нормы общего действия действуют на всей юрисдикционной территории государства (нормы, закрепленные в Конституции РФ). Локальные нормы – правила поведения, действующие в пределах обособленного территориального образования (правила поведения, закрепленные в нормативных актах, принимаемых и действующих на территориях субъектов РФ).
Структура правовой нормы – это внутреннее строение правовой нормы, деление её на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей между собой.
Структура правовой нормы состоит из трёх взаимосвязанных элементов: гипотеза; диспозиция; санкция. Логическая структура правовой нормы показывает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции и представляет собой формулу: «если – то – значит». «Если» – это условие действия правила закрепленного в норме права, «то» – само правило поведения, «значит» – последствия реализации правила.
Публичное и частное право.
Публичное право – защищает общие, общегосударственные (публичные) интересы, защита интересов в публичном праве осуществляется по обязательному предписанию закона должностными лицами. К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права. Отрасли публичного права объединяют юридические нормы общезначимого, общеобязательного характера, реализация которых осуществляется независимо от внутреннего отношения субъекта к закрепленному в норме предписанию и не предполагает вступление субъектов в правоприменительное отношение. К примеру, нормы уголовного права реализуются независимо от того, вступает субъект в предусмотренное нормой отношение (т.е. совершает преступление) или нет. К отраслям публичного права относятся конституционное, административное, уголовное право. Частное право – выражает и защищает интересы частных лиц, защита интересов в частном праве осуществляется по инициативе самих, заинтересованных лиц. Отрасли частного права – это отрасли, регулирующие отношения между юридически равными субъектами, которые возникают в результате волеизъявления этих субъектов и предполагают реализацию корреспондирующих прав и обязанностей. К отраслям частного права относятся гражданское право, семейное право, трудовое право и т.д. В том случае если в процессе реализации норм частного права возникает коллизия с нор
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.015 с.) |