Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика основных правовых семей современности.

Поиск

 

Англо-саксонская правовая семья или система «общего права».

Становление и развитие англосаксонского права связано с множест­вом исторических, географических, национальных, политических, экономи­ческих и других факторов. С исторической точки зрения, эпохальным для Англии и англосаксонского права является период нормандского завоева­ния. До этого времени в стране действовали разрозненные местные акты, приказы королей, регулирующие отдельные вопросы общественной жизни. Римляне, правившие в Британии почти пять столетий, не смогли оказать определяющего воздействия на её дальнейшее правовое развитие. Римское право не прижилось и вскоре было вытеснено местными нормами.

Общее для всей Англии право возникает после её захвата Вильгель­мом 1 Завоевателем (1066 г.). В этот период формируется централизо­ванная судебная система, появляются (в период правления Генриха II) королевские разъездные судьи, которые решают дела с выездом на места от имени Короны. Первоначально группа дел, относимых к ведению этих судей, была ограничена, но постепенно она расширялась. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так стала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название «common Law» (общее право). В решении судебных споров принимали участие присяж­ные-свободные граждане из числа местных жителей, которые чаще всего не знали прецедентов и актов королей, но знали свои обычаи и традиции. Воздействие обычных норм существенно сказывалось на содержании выноси­мых судебных решений. В этом смысле общее право Англии – обычное, тра­диционное право.

В XII-XIV вв. система общего права достигла расцвета, но посте­пенно, с возрастанием числа прецедентов в ней стала обнаруживаться тенденция к консерватизму и формализации, что к XV в. подготовило поч­ву для качественно нового этапа её развития, связанного с появлением «права справедливости» и его противостоянием общему праву. Нарождающи­еся рыночные отношения не находили должного выражения в старых право­вых формах, и постепенно стал складываться особый порядок апелляции к монарху рассмотреть дело «по совести», «по справедливости», а не по прецедентам. Такая апелляция обычно осуществлялась через лорд-канцлера, который решал вопрос о передаче жалобы королю. Вскоре сама функция разбирательства дела по существу переходит к лорд-канцлеру, и он ста­новится самостоятельным судьей.

В Англии, таким образом, сложились две самостоятельные системы права: общего прецедентного и «права справедливости». Последнее посте­пенно претерпело существенные изменения. Оно стало реализоваться на основе ранее рассмотренных казусов, а, следовательно, лорд-канцлер ли­шился возможности по собственному усмотрению, по своему чувству спра­ведливости решать спор при наличии готовых решений по аналогичным де­лам. Право справедливости тоже стало правом прецедентным, различия между двумя системами оказались непринципиальными, хотя до 1875 г. сохранялся суд канцлера, руководствовавшийся только правом справедли­вости. После 1875 года нормы общего права и права справедливости стали применяться одними и теми же судьями, и прецеденты права справедливости составили органическую часть одного прецедентного права Англии.

Современный период развития англосаксонского права – период кар­динальной правовой реформы, суть которой состоит в активизации законо­дательной деятельности, унификации искового производства, слиянии су­дов общего права и права справедливости.

В данный период существенно повысилась роль законодательного регулирования, возросло значение за­кона среди других источников права. Законодательное "наступление" при­вело к модификации структуры и содержания права, а также самого юриди­ческого мышления, правовой доктрины и образования. Если раньше анг­лийские юристы обучались главным образом на практике, то в настоящее время приоритет получило университетское образование. При выработке законопроектов учитывается опыт зарубежных стран, в том числе относя­щихся к романо-германской семье права, идут заимствование и унификация других правовых ценностей. Таким образом, наблюдается постепенное сближение названных правовых систем.

Прецедентное право Англии существенно повлияло на правовое разви­тие многих стран мира. В сферу его воздействия попали США, Канада, Авс­тралия, Индия, Новая Зеландия, другие страны. Однако в самой Великобрита­нии господство общего права не повсеместно. Оно применяется лишь в Анг­лии и Уэльсе. В Шотландии и Северной Ирландии, а также ряде островных территорий оно не получило распространения. В рамках стран англосак­сонской системы издавна идёт конструктивное правовое сотрудничест­во, многие прецеденты, выработанные английскими судами, стали достоянием других государств либо учитывались их судьями, и наоборот.

 

Вместе с тем в последнее время несколько стран (в том числе Кана­да и Австралия) заявили о своей правовой автономии. В Соединённых же Штатах Америки правовой «суверенитет» начал складываться гораздо раньше – ещё в ХVIII в., со времён борьбы за независимость. Но сам по себе про­цесс правовой суверенизации ещё не означает их «ухода» из сложившейся правовой семьи, так как влияние английского права не ограничивается прецедентами, оно обуславливает общий тип юридического мышления, харак­тер и особенности правовой деятельности, используемые категории, понятия, конструкции и другие юридические элементы.

 

Особенности норм англо-саксонского права.

В англосаксонском праве существует два вида норм: законодательные и прецедентные.

Законодательные представляют собой (как и в романо-гер­манской системе) правила поведения общего характера.

Прецедентные – опре­делённая часть судебного решения по конкретному делу. Английские юристы относят к прецедентной норме, во-первых, юридическое заключение по делу и, во-вторых, аргументацию, мотивировку решения. Эти два элемента состав­ляют сущность решения. Остальная его часть есть «попутно сказанное». В отличие от континентальных юристов тип правового сознания англичан скорее индуктивный, чем дедуктивный. В основе суждений, заключений по де­лу лежит анализ частного случая, казуса.

 

Источники англо-саксонского права.

Наиболее важным источником англосаксонского права является – су­дебный прецедент. Именно он долгое время был главной формой выражения и закрепления английского права, которое поэтому было и остаётся преце­дентным. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстан­циями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета (по делам госу­дарств-членов Содружества, Апелляционным судом и Высоким судом).

Английс­кое правило прецедента гласит: решать так, как было решено ранее.

Другим источником англосаксонского права является – закон (ста­тут). Он появился гораздо позднее прецедента, но постепенно приобрёл весьма важное значение в правовом регулировании общественных отноше­ний. Законы бывают публичные и частные.

Древним источником англосаксонского права является обычай. Сегодня его роль среди других источников права непрерывно уменьшается. Однако в содержательном плане, для становления и развития англосаксонского права обычай имел весьма важное значение. С учётом этих норм (обычаев) выраба­тывается общее мнение, позиция присяжных по конкретному делу.

Особое место среди источников англосаксонского права занимает юридическая доктрина (наука). У англичан некоторые литературные источ­ники имеют повсеместное признание и используются при решении конкрет­ных дел. Например, наиболее авторитетный источник – «Институция» Кока, как признают сами английские юристы, цитируется в судах чаще, чем любой дру­гой сборник прецедентов.

Таким образом, под английской доктриной как ис­точником права следует понимать не собственно юридическую науку, теоре­тические представления, идеи, конструкции, а судебные комментарии, описа­ния прецедентной практики, призванные выполнять роль практического ру­ководства для юристов.

 

 

Структура англо-саксонского права.

В английском праве нет деления на публичное и частное. Вместо это­го исторически сложилось его подразделение на общее право и право справедливости, которое до сих пор определяет всю правовую архитектони­ку. Это принципиальное отличие англосаксонской правовой семьи от рома­но-германской.

Право справедливости – споры о недвижимости, отношения до­верительной собственности, дела о торговых товариществах, о банкротс­тве, наследовании.

К предмету общего права отошли уголовно-правовые де­ла, институты гражданско-правовой ответственности. Однако жёсткого водораздела между ними нет.

 

Романо-германская правовая семья или система континентального права.

Происхождение романо-германской правовой системы связано с ХII-ХIII вв. и является результатом рецепции римского права странами континентальной Европы. Первоначальной социальной основой и сферой его применения в средневековой Европе было преимущественно городское насе­ление, однако через несколько веков, с изменением сельского уклада, зе­мельных отношений в деревне зародившаяся в городах правовая система стала общенациональной, континентально-европейской. С ХIII в. романо-гер­манское право активно развивается, преодолевая государственные грани­цы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. Ста­новление наций и национальной государственности привнесло в него эле­менты национализма. В настоящее время традиции романо-германского права дополнились идеями создания «европейского дома», Евросоюза, что ведёт к правовой интеграции стран, преодолению национально-государственных гра­ниц, а вместе с ними и правового национализма. Основаниями интеграции выступают общие принципы, начала, «дух» римского частного права.

 

Особенности норм романо-германского права.

Романо-германская норма права – общее правило поведения, сформули­рованное законодателем либо уполномоченными органами.

Главной особен­ностью этой нормы по сравнению с англосаксонской прецедентной выступа­ет обобщённый, абстрактный характер. Законодатель обычно формулирует её как социальную модель поведения, как общий масштаб, границу дозволенно­го («от» и «до»), не прибегая к перечислению частных случаев, вариантов поведения.

 

Положительное использование норм-моделей поведения позволяет за­конодателю оперативно воздействовать на социальные отношения, изме­нять, преобразовывать их, что является безусловным достоинством данного вида правовой регламентации.

Недостатки – чем более общей является норма, тем труднее её приме­нять на практике. Возникает серьёзная проблема её конкретизации и тол­кования. Для этого используется множество приёмов, способов толкова­ния, позволяющих уточнить волю законодателя.

 

Источники романо-германского права

Важнейшим источником романо-германского права выступает закон. За­коны принимаются парламентами стран системы, обладают высшей юридичес­кой силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан. Они, с точки зрения современной доктрины должны выражать волю большинства общества, основные права человека, социальную справедли­вость. Закон имеет приоритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики. Согласно романо-германской доктрине законы подразде­ляются на конституционные и обычные (текущие).

Важное место среди текущих законов занимают кодифицированные ак­ты (кодексы). Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры.

Вторым источником романо-германского права является – обычай. Исторически многие обычные нормы получили закрепление в зако­нах, стали их содержанием. Но как самостоятельный источник права обычай сегодня носит второстепенную роль в правовой системе, выступая как до­полнение к закону.

Третьим источником романо-германского права с определёнными ого­ворками может быть признана судебная практика. Смысл этих оговорок сво­дится к тому, что согласно действующей доктрине нормы права могут при­ниматься лишь самим законодателем и уполномоченными им органами. Тем не менее, существующие пробелы, противоречия и, самое главное, широ­кий простор, предоставленный парламентами судебным органам, обусловили разработку судьями принципиальных решений, уточняющих положения зако­на, а иногда идущих вразрез с волей законодателя.

 

Структура романо-германского права.

В странах романо-германской правовой системы используется извест­ное со времён Римской империи ставшее классическим деление права на публичное и частное.

Публичное право – общий государственный инте­рес, частное право – особенный, частный интерес.

Публичное право – конституционное, административное, финансовое, международное публичное право, про­цессуальные отрасли, основные институты трудового права и т.д.

В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и т.д.

Другой особенностью романо-германского права является последова­тельное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям пра­ва и правовым институтам. В соответствии с юридической доктриной все принимаемые нормативные положения получают соответствующую отраслевую «прописку» с учётом предмета регулирования и особенностей приёмов и средств воздействия на субъектов права. Такая логическая последователь­ность обусловлена рациональной природой, «университетскими корнями» дан­ной правовой семьи.

 

Религиозно-традиционная правовая семья (семья мусульманского права).

Религиозно-традиционная правовая семья (семья мусульманского права) рассматривает право не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей воли (Божественного предначертания). В семью религиозно-традиционного (мусульманского) права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн и др.).

Правовые системы мусульманских стран имеют определенные различия, но все они сформировались и функционируют на религиозной основе исла­ма.

 

Источники.

Основой мусульманского права является Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине – это первый источник, «корень» правовой системы. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, Коран содержит установления, в достаточной степени, юридического характера.

Вторым источником мусульманского права яв­ляется Сунна – описание поступков, поведения, высказываний Магомета. Считается, что Сунна представляет собой собрание рассказов (хадисов) людей, близко знавших Магомета. Коран насчитывает 114 сур (глав), а Сунна состоит из шести канонических сборников.

В Коране, Сунне содер­жатся правила, регулирующие жизнь, поведение правоверных, много внима­ния уделяется проблеме справедливости. В Коране содержатся повеления: «Будьте справедливы», «Будьте стойки и справедливы», «Судите по справед­ливости».

Третий источник мусульманского права – иджма, т.е. согласие, дос­тигнутое всем мусульманским сообществом об обязанностях правоверного. Иджма представляет собой единогласное мнение знатоков ислама, уче­ных-правоведов, установивших принцип, норму мусульманского права на основе Корана и Сунны.

Четвертым источником мусульманского права явля­ется кияс, т.е. умозаключение по аналогии.

Нормы, сформулированные му­сульманской правовой доктриной на основе иджмы и кияса, составляют вторую группу норм мусульманского права, взаимосвязанных с первой - группой юридических предписаний Корана и Сунны.

 

Под мусульманским правом в широком смысле слова понимается комп­лекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления, предписания, также органически свя­занные с ними, проникнутые религиозным духом ислама, нравственные и юридические нормы.

Мусульманское право в узком смысле входит в соци­ально-нормативную систему ислама, санкционировано им, но в то же время выступает как автономное явление.

Развившаяся на основе Корана и Сунны мусульманская правовая докт­рина служит основным источником мусульманского права в собственном, узком смысле слова.

Для приспособления мусульманского права к практической жизни используются различные средства и методы: соглашения, рациональное (собственно юридическое) законодательство, не противоречащие религиозным нормам обычаи и т.д.

Законодательство, государственное нормотворчество развивается на основе доктрины, принципов мусульманского права, оно также является источником права.

Наряду с писаным правом – шариатом (путь следования) в мусуль­манских странах действует и обычное право – адаты.

 

В странах мусульманского права существовал и существует реальный дуализм организации и функционирования судопроизводства: наряду со специальными религиозными судами (кади), рассмотрение дел осуществляют суды, опирающиеся в процессе судопроизводства на социально-правовые обычаи или законодательные акты (регламенты), изданные в порядке формально-юридической процедуры правотворчества

 

Правовые системы разных мусульманских государств при их общности, единстве в главном, основном имеют в то же время и существенные разли­чия в структуре права, правовых учреждениях, правовой культуре, эффек­тивности правового регулирования. Такие различия существуют, например, между правовыми системами Саудовской Аравии, Ирана, Пакистана, Судана и правовыми системами такой группы государств, как Египет, Сирия, Ирак, Марокко, Иордания, Алжир.

 

Во второй половине XIX-XX веке развитие права мусульманских стран проходит под воздействием правовых систем Запада, романо-германского права и общего права. В странах мусульманского права вместе с комплек­сом норм «личного статуса» (брак, наследование, завещание, правосубъ­ектность) сформировались такие отрасли права, как гражданское и торго­вое право, государственное, административное, трудовое, судебно-про­цессуальное, уголовное. Проводится систематизация законодательства, разработаны и приняты кодексы, совершенствуется организация и деятель­ность судов. В ряде стран сохранились и действуют мусульманские суды, юрисдикция которых включает, прежде всего, рассмотрение дел личного ста­туса. В других странах (государства Аравийского полуострова, Персидс­кого залива) действует многоуровневая система мусульманских судов. Эти суды рассматривают дела, относящиеся не только к личному статусу, но и гражданские и уголовные.

 

Рационалистически настроенные правоведы мусульманских стран вни­мательно изучают правовые системы и опыт стран Западной Европе и Аме­рики, проводят работу по совершенствованию своих национальных систем права, опирающихся на идеологию ислама.

В бывшем Советском Союзе, в среднеазиатских республиках, на Кав­казе, в других регионах страны проживали мусульмане. Социалистическая правовая система отвергала мусульманское право. Там действовали нормы, направленные против обычаев, которые рассматривались как «пережитки», с которыми нужно бороться, чтобы преодолеть их влияние на сознание и поведение граждан. В современных условиях в независимых среднеазиатс­ких государствах, в структуре некоторых субъектов Российской Федера­ции, где проживают большие группы населения, исповедующие ислам, воз­растает влияние религии. Приведет ли этот процесс к изменениям право­вых систем, которые в годы Советской власти развивались на советской основе, – покажет будущее.

 

Семья обычного (традиционного) права.

Под системой обычного права (традиционного) понимается существую­щая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регла­ментации общественных отношений, основанная на государственном призна­нии сложившихся естественным путём и вошедших в привычку населения со­циальных норм (обычаев).

 

Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах рома­но-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепен­ную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплочённость социальной группы (рода, деревни), ува­жение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими свер­хъестественными силами.

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не из­менил образ правового сознания большинства сельского населения, кото­рое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоя­щее время лидеры независимых африканских государств осуществляют сис­тематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других прожива­ющих в данных странах народностей, социальных групп.

Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Основу судебных решений составляет примирение. Таким образом, современное состояние правового развития Аф­рики можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодатель­но-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.29 (0.01 с.)