Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место информатики в системе знаний

Поиск

 

Важно отметить, что комплексный характер информационных знаний заключается в том, что, с одной стороны, они формируются на основе знаний об информации, с другой стороны, информатика является сама основой для формирования и развития знаний во многих областях человеческой деятельности. Поэтому информационные знания носят междисциплинарный многоуровневый характер.

На первом уровне информатика является вторичной по отношению к фундаментальным знаниям математических, естественных и технических наук. На втором уровне фундаментальные знания в области информатики формируют теоретическую основу для формирования знаний в отраслевых науках и в различных отраслях информационной профессиональной деятельности.

Информатика как комплексная система научных знаний об информации и информационных процессах, как уже отмечалось, формируется на основе фундаментальных знаний в области философии, физико-математических, технических, биологических, гуманитарных и общественных наук.

Физико-математические науки формируют теоретико-методологическую основу информатики. К ним относятся, прежде всего, статистическая теория информации (она определяет количественные закономерности природы информации как меры снижения неопределенности), теории алгоритмов и языков программирования, теория искусственного интеллекта, теория связи и др.

Теоретические основы информатики определяют природу информации и информационных процессов в вычислительных системах, они формируют технологическую основу информационной человеческой деятельности.

Технические науки формируют принципы создания и методы функционирования вычислительной техники и средств телекоммуникаций, методы и системы защиты информации, основы информационной безопасности, создания прикладных информационных технологий и др.

Биологические науки формируют общие закономерности информационных процессов в живых организмах и растениях, основы когнитологии (науки о мышлении), а на стыке с физико-математическими науками – основы математической биологии, биоинформатики, нейрофизических и биохимических процессов и др.

Знания в области физиологии позволяют глубже познать природу информации и определить ее значение для формирования основных параметров информационной человеческой деятельности.

Кроме того, знания в области когнитологии, нейрофизиологии и биоинформатики, биометрических процессов позволяют конструировать технологические системы экспертной и аналитической деятельности в социальных сферах управления.

Гуманитарные науки, прежде всего языкознание, формируют теорию языка, семантические (смысловые) и семиотические (знаковые) аспекты информационных процессов, прикладную и математическую лингвистику и др.

Лингвистика имеет многие направления приложения знаний, в т.ч. в области познания информационного взаимодействия и информационных процессов в общественных системах.

В составе общественных наук наиболее важное значение для развития информатики имеют философские, социальные и экономические науки.

Философия и методология определяют, прежде всего, мировоззренческие и онтологические основы информатики, основы теории познания и информационного взаимодействия, основы логики и общей терминологии, основы философии науки и техники и др.

Философские и методологические знания определяют вектор познания и развития бытия, окружающей информационной действительности в общественных, естественных и искусственных системах, ценностные ориентиры преобразовательной человеческой деятельности, основанной на достижениях науки и техники, определяет проблемы и негативные последствия технического прогресса и информационного общества.

Экономические науки формируют основы экономической теории в области информационной деятельности и мировой экономики, экономики и управления народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч. управлении предприятием, экономики знаний, инновациями, региональной экономикой, маркетингом др.).

Социологические науки формируют основы политической социологии, социальной структуры общества, демографии, социальных институтов и процессов социологии культуры и управления обществом.

Экономические и социологические науки формируют основные подходы массовой информатизации и информационной профессиональной деятельности, информационного взаимодействия при формировании информационного общества. Необходимость формирования таких подходов весьма актуальна, например, в период информатизации субъектов Российской Федерации, судебных и правоохранительных органов, при автоматизации публичных услуг и т.д.

Как подчеркивалось выше, знания в области информатики формируют основы теоретических информационных знаний в отраслевых науках, а также прикладных знаний в различных отраслях информационной профессиональной деятельности.

Применительно к медицинским наукам, например, компьютеризации системы здравоохранения и телемедицине, важное значение имеют знания в области разработки специальных компьютерных и физико-технических методов диагностики, а также вычислительной техники и телекоммуникаций для оказания медицинских услуг.

Для экономической науки важным является разработка информационных знаний в области макроэкономики, экономического планирования и компьютерного мониторинга экономических программ развития общества, а также формирования и развития электронных форм экономической деятельности (в.ч. электронной коммерции, компьютерного маркетинга и др.).

Коэволюция информатики и юриспруденции. Фундаментальные информационные знания имеют не менее важное значение и для правовой системы, в т.ч. науки и профессиональной юридической деятельности.

Знания о природе информации дают возможность познать закономерности правовой информации и ее свойства, а также ее место в правовой системе, влияние различных факторов на ее формирование. Развитие знаний в области информационных процессов и автоматизированных систем позволяют определить основные базовые условия информатизации судебной и правоохранительной деятельности.

Совместное развитие и взаимодействие информационных и правовых знаний имеет свою историю. Находясь под влиянием кибернетических знаний 50-60-х гг. прошлого века, ученые-правоведы занимались исследованиями в области влияния кибернетики на правовую систему. Знания в области кибернетики как науки об общих закономерностях управления и управленческих процессов в общественных системах, в т.ч. правовой системе, в 60-70 гг. были предметом научного интереса юристов, в связи с чем вышло много научных работ по этой тематике, длительное время (вплоть до начала 80-х гг.) продолжались дискуссии о роли и значении информации в общественной и юридической деятельности.

В результате были сформированы основы одного из направлений юриспруденции – правовой кибернетики, предметом которой являлись закономерности движения информации в правовых процессах и, особенно, в области влияния права как управляющей системы на общественные отношения, а также прикладные аспекты информации в ходе раскрытия и расследования преступлений.

К сожалению, эта тематика постепенно стала «неактуальной» для теоретической юриспруденции, сегодня она находит свое место только в прикладных правовых научных отраслях. Но все же исследовательский проект «правовая кибернетика» оказался плодотворным во многих смыслах.

Во-первых, для общеправовой науки, поскольку знания об информационных основаниях формирования и существования права позволили сформировать новые научные концепции правопонимания и методологические подходы юриспруденции, а также позволили разработать основы применения информационных технологий в правовой системе и ее главных структурных элементах (нормотворчестве, правоприменении и правовом сознании). Информационные знания продолжают активно влиять на развитие правовых наук, о чем свидетельствует современный процесс подготовки юристов высшей квалификации.

Во-вторых, для науки информационного права, в предмет которой входят закономерности природы информации как категории и различных ее видов и состояний, закономерности правового обеспечения информационных процессов и правовой защиты интересов субъектов информационного общества.

В-третьих, для отраслевых юридических наук, особенно тех научных специальностей, которые в своей структуре имеют институты, непосредственно связанные с информацией и информационными процессами (процессуального права и криминалистики).

В-четвертых, для образовательного процесса в юридических вузах, поскольку в течение последних 12-15 лет в состав учебных дисциплин включена правовая информатика, которая получила свое развитие в государственном образовательном стандарте третьего поколения в качестве обязательной дисциплины информационно-правового цикла.

 

4.Информатика как наука и учебная дисциплина

 

Информатика как междисциплинарная область знаний имеет устойчивое развитие не только по своим теоретическим компонентам, но и на уровне образовательных знаний. Начиная с 1998 года, информатика входит в состав обязательных учебных дисциплин во всех высших учебных заведениях.

Вместе с тем, научные и образовательные знания имеют разный уровень по качеству и количеству. Объем научных знаний в области информатики несопоставим по сравнению с теми знаниями, которые получает студент вуза, он значительно больше. Самое главное заключается в том, что знания научного характера по своей природе имеют другое качество, они выше по уровню и глубже по содержанию.

В чем же проявляется уровень, объем и содержание научных знаний?

1.Главный критерий заключается в характере предмета информатики как науки и учебной дисциплины. В состав предмета науки входят существующие проблемы и вопросы, решение которых является задачами исследования ученого или научного работника.

Характер предмета научных знаний в области информатики представляет собой знания о закономерностях, т.е. об устойчивых, повторяющихся связях и взаимозависимостях объектов познания:

закономерностях природы и структуры информации,

закономерностях и проблемах развития информационных процессов в естественной среде и искусственных системах;

закономерностях и проблемах формирования и развития информационного общества;

проблемах формирования методов и средств сбора, обработки, хранения передачи, обмена, защиты и использования информации с целью удовлетворения информационных потребностей;

закономерностях и проблемах формирования информационного сознания и информационной культуры.

Предметом учебной дисциплины является элементарный уровень знаний о наиболее общих положениях информатики, необходимый студенту для профессиональной деятельности (сущности информации и ее свойствах, методах и средствах информационных процессов).

2.Второй критерий разграничения заключается в характере цели и задач изучения знаний в области информатики.

Целью науки информатики является поиск истины, а главной её задачей – производство новых знаний в области информатики на основе исследования объектов науки, а также научная аттестация специалистов высшей категории, которая проводится на уровне диссертационных советов и Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.

Целью учебной дисциплины является получение профессиональных знаний о предмете информатики и как итог этого образовательного процесса получение диплома высшего профессионального образования.

3.Третьим критерием является содержание самой деятельности (научной или образовательной) в области информатики.

Научная деятельность заключается в исследовательском характере научной деятельности. Он проявляется в выборе научных методов познания, к которым относится анализ и синтез исследовательских объектов и проблем, метод абстракций, системно-структурный метод, эксперимент и др. Кроме того, объем научной информации практически не имеет пределов, хотя предмет исследования ограничивается рамками выбранной темы. Научная информация содержится в научных библиотечных коллекциях, монографиях, диссертациях, научных отчетах и публикациях в рецензированных периодических изданий и др.

Образовательная деятельность преимущественно сводится к изучению наиболее общих знаний информатики в форме лекционного материала, учебных изданий, обобщения практики, практических занятий, а также контролю полученных знаний и аттестации.

В последнее время в связи с актуальностью внедрения автоматизированных информационных систем в профессиональную юридическую деятельность отдельные юридические вузы отраслевого подчинения (судебной власти, системы министерства внутренних дел) разрабатывают и включают в учебный процесс учебные дисциплины, предметом изучения которых являются смежные знания информационного и правового характера (например, в области информатики и информационного права).

Так, например, Российская академия правосудия, входящая в систему органов судебной власти, разработала образовательную программу для обучения студентов по новой перспективной двухпрофильной специальности «Прикладная информатика в юриспруденции», ориентированной на подготовку специалистов для правоохранительной системы страны с квалификацией «информатик-юрист» (специалист в области информационного права и информатизации правоохранительной системы).

Развертывание и интенсификация работ по созданию и поэтапному внедрению Государственной автоматизированной системы (ГАС) "Правосудие", эффективное обслуживание и эксплуатация которой возможны только специалистами с соответствующей квалификацией, как в области информатики, так и в области юриспруденции. Необходимость подготовки таких специалистов обусловлена активным внедрением компьютеризации в юридическую (судебную) деятельность (установки и применения информационно-справочных, информационно-расчетных, информационно-учетных систем, систем электронного документооборота и др.), осуществляемую судьями, их помощниками, работниками аппарата судов с целью рациональной организации своей профессиональной деятельности.

Тенденции развития информационного общества, связанные с созданием и внедрением в общественно-производственную деятельность различных крупномасштабных государственных автоматизированных систем (ГАС "Выборы", ГАС «Управление», ЕАИКС - Единая автоматизированная информационно-коммуникационная система арбитражных судов РФ, "Архив ФИПС" Роспатента, "Электронное Правительство", "АСБР-Москва" Банка России и др.) вызывает острую потребность в специалистах с квалификацией как в области юриспруденции, так и в области информатики (10).

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит смысл научно-технического прогресса?

2. Определите понятие информатики.

3. Назовите предмет информатики.

4. Охарактеризуйте основные этапы развития знаний об информации.

5. Расскажите об информатике как комплексной системе научных знаний об информации.

6. Что такое коэволюция информатики и юриспруденции?

7. Перечислите критерии разграничения информатики как науки и учебной дисциплины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.79 (0.01 с.)