Универсальная электронная карта



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Универсальная электронная карта



 

В связи с формированием в Российской Федерации электронного правительства, т.е. новой формы организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая их информационное взаимодействие и качественно новый уровень оперативности предоставления информационных услуг гражданам на основе применения ИКТ стала активно развиваться соответствующая информационно-телекоммуникационная инфраструктура.

В состав инфраструктуры входит не только организационная структура, нацеленная на обеспечение процессов предоставления информационных услуг публичного характера (многофункциональные центры и центры общественного доступа), но и техническо-технологические средства, с помощью которых будет обеспечиваться реализация прав, связанных с информационным взаимодействием в условиях функционирования систем электронного правительства.

К одним из таких средств относится универсальная электронная карта, с помощью которой граждане получат доступ к информационным системам названной формы деятельности органов государственной власти и муниципальных органов.

Закон «О предоставлении услуг»[12] впервые на законодательном уровне определил правовой режим использования универсальной электронной карты как объекта информационных правоотношений.

Универсальная электронная карта (далее по тексту – УЭК) представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг и для совершения юридически значимых действий в электронной форме (ч.1 ст. 22 закона «О предоставлении услуг»).

Кроме того, названный закон определяет УЭК как документ, удостоверяющий личность граждан (ч.2 ст.22 закона «О предоставлении услуг»).

Для того, чтобы рассмотреть содержание названного объекта права, необходимо выделить его характерные черты.

К их числу законодатель относит следующие признаки:

· универсальность цели использования карты;

· электронный документ, удостоверяющий личность граждан;

· материальный носитель, содержащий визуальную и электронную формы информации;

· средство доступа к информационной системе и реализации прав, а также совершения юридически значимых действий.

Первый признак подчеркивает универсальный характер УЭК, который определяется её многофункциональным использованием:

как документ, удостоверяющий личность и право получения услуг,

как материальный носитель визуальной и электронной информации,

как техническое средство, обеспечивающее доступ к различным информационным системам.

Впервые в истории граждане получили удобное (универсальное) средство повышения качества жизни, поскольку с его помощью у человека появляются условия повышения комфорта на уровне личностного бытия.

Ведь с помощью УЭК её владелец может не только получить государственную услугу и информацию о деятельности органов государственной и муниципальной власти, но и получить медицинские услуги, оплатить товары и совершить иные действия.

Второй признак определяет один из важных свойств УЭК, связанных с идентификацией личности, поскольку визуальная и электронная часть карты может содержать все необходимые персональные данные человека. Это позволит использовать её как материальный носитель информации, подтверждающей наличие у владельца различных прав передвижение за границей и на управление транспортом.

УЭК должна содержать следующие визуальные (незащищенные) сведения:

· фамилию, имя и (если имеется) отчество пользователя универсальной электронной картой;

· фотографию заявителя (в случае выдачи универсальной электронной карты по заявлению гражданина в порядке, установленном ст. 25 закона «О предоставлении услуг»);

· номер универсальной электронной карты и срок ее действия;

· контактную информацию уполномоченной организации субъекта Российской Федерации;

· страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.

На электронном носителе универсальной электронной карты подлежат фиксации сведения, удостоверяющие личность граждан, а также дата, место рождения и пол пользователя универсальной электронной картой. Перечень иных сведений, подлежащих фиксации на электронном носителе универсальной электронной карты, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Универсальная электронная карта хранится у пользователя такой картой и не может быть использована для предоставления государственных или муниципальных услуг другим лицам(ч.5 ст.22 закона «О предоставлении услуг»).

Как электронный документ УЭК может быть носителем электронной подписи и других сведений о защите информации.

Третий признак тесно связан со вторым признаком, поскольку электронный документ без материального носителя практически не существует как физическая целостность. Материальный носитель изготовлен из гибкого пластика (поликарбоната) и является физической основой для нанесения визуальных оттисков, в т.ч. графической и оптической информации (фотографий, защитных знаков и т.д.).

УЭК относится к защищенной полиграфической продукции и должна содержать средства защиты от изменений (искажений) информации, зафиксированной в визуальной (графической) форме на лицевой и оборотной стороне.

Материальная основа позволяет встраивать интегральную схему отечественного производства с криптографическим ядром, разработанным с учетом положений федеральных законов, регулирующих отношения в области информации, информационных технологий, защиты информации и персональных данных.

Интегральная схема позволяет разместить операционную систему УЭК и электронные приложения в электронной (машиносчитываемой) форме.

Интегральная схема УЭК должна обладать энергонезависимой перезаписываемой памятью с размером, достаточным для размещения в ней необходимых приложений с соответствующими данными, но не менее 72 Кбайт, а также содержать области, защищенные от несанкционированного доступа.

Постоянная и энергонезависимая перезаписываемая память интегральной схемы УЭК должна обеспечивать хранение записанной информации не менее 5 лет.

Операционная система УЭК должна обеспечивать возможность работы с форматами передачи и хранения данных, программами и программно-аппаратными комплексами, удовлетворяющими требованиям размещения и функционирования электронных приложений, в частности:

а) загрузку электронных приложений в энергонезависимую перезаписываемую память интегральной схемы универсальной электронной карты;

б) возможность размещения на универсальной электронной карте дополнительных доменов безопасности;

в) поддержку дистанционного управления электронными приложениями универсальной электронной карты;

г) реализацию механизмов проверки авторства и целостности загружаемых электронных приложений с использованием криптографических алгоритмов, определенных в спецификации универсальной электронной карты.

 

Энергонезависимая перезаписываемая память интегральной схемы должна обеспечивать возможность выполнения не менее 100000 циклов стирания и записи.[13]

Четвертый признак характеризует УЭК как техническое средство доступа к информационным системам, обеспечивающим получение государственных и муниципальных услуг, а также необходимой иной информации для реализации прав.

Электронное приложение УЭК (далее также - электронное приложение) представляет собой уникальную последовательность символов, записанную на электронном носителе универсальной электронной карты и предназначенную для авторизованного доступа пользователя такой картой к получению финансовой, транспортной или иной услуги, в том числе государственной или муниципальной услуги.

Универсальная электронная карта может иметь несколько независимо функционирующих электронных приложений (федеральные, региональные и муниципальные), предназначенные для получения услуг:

на всей территории Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и или постановлениями Правительства Российской Федерации,

на уровне субъекта Российской Федерации и в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации,

на муниципальном уровне в соответствии с муниципальными правовыми актами (ст.23 закона «О предоставлении государственных услуг»).

Кроме того, карта должна иметь федеральные электронные приложения, обеспечивающие:

1) идентификацию пользователя универсальной электронной картой в целях получения им при ее использовании доступа к государственным услугам и услугам иных организаций;

2) получение государственных услуг в системе обязательного медицинского страхования (полис обязательного медицинского страхования);

3) получение государственных услуг в системе обязательного пенсионного страхования (страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования);

4) получение банковских услуг (электронное банковское приложение).

Электронные приложения разрабатываются эмитентами электронных приложений, которыми являются федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и территориальные органы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, банки, иные органы и организации, обеспечивающие оказание государственных, муниципальных и иных услуг в электронной форме с использованием универсальной электронной карты и электронных приложений.

Более подробно технические требования к федеральным электронным приложениям и правила работы с содержащимися в них сведениями содержатся в Технических требованиях к федеральным электронным приложениям и правила работы с содержащимися в них сведениями.)[14]

Пользователем универсальной электронной картой может быть гражданин Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иностранный гражданин либо лицо без гражданства (далее, если не указано иное, - гражданин).

 

База данных

Информационные ресурсы могут формироваться, накапливаться и храниться как базы данных и банки данных.

Термин «база данных» заимствован из иностранной научной литературы по информатике и обычно понимается как совокупность взаимосвязанных данных, т.е. информации, создаваемой и используемой исключительно только с помощью ЭВМ и связанных с компьютерами систем.

Данные – информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при участии человека.

Итак, информационные ресурсы и базы (банки) данных – это не просто информация, не просто сведения о чем-то, а определенные структурированные массивы, большие объемы информации.

Причем, не просто конгломераты информации, а документыи массивы документов, систематизированных в строгую логически обусловленную структуру.

Документы могут быть текстовыми и графическими (рисунки, чертежи, фотографии, геологические и географические карты).

Легальное определение «база данных» приводится в тексте ст. 1260 ГК РФ с уточнениями в п.1 ст.1334 ГК РФ понятия «материалы».

Законодатель употребил специальный технический прием лингво-нормативного толкования (как способ устранения коллизии норм - ч. 4 ГК РФ) и разъяснил, что под «материалами», упоминаемыми в ст. 1260 ГК РФ при разъяснении «база банных», подразумевается «самостоятельные информационные элементы».

Если следовать такой позиции законодателя, то термин «база данных» можно определить с учетом вышеупомянутого уточнения.

База данных - представленная в объективной форме совокупность самостоятельных информационных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных информационных элементов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть созданы, найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины(ЭВМ).

Из приведенного определения можно выделить три характерных признака.

Первый из них связан с самостоятельным характером информационных материалов, т.е. их логической завершенностью. Например, такими могут быть отдельные статьи, сборники статей, собранные по определенной тематике. Расчеты могут быть самостоятельными, если они соответствуют заданным параметрам и могут быть использованы как отдельные материалы. Самостоятельный характер носят диссертации, собранные по определенным темам и научным направлениям.

Второй признак отражает системность самостоятельных информационных материалов, т.е. расположение их в строгой логической связанности между собой, в зависимости от какого-либо заданного критерия. Например, самостоятельные информационные материалы, отражающие какую-либо отрасль управления (финансово-экономические отчеты, бюджетные расчеты за определенный период, обзоры судебной практики по кругу участников правоотношений либо по характеру судебных дел и др.).

Третий характерный признак базы данных жестко связывает информационные материалы с электронно-вычислительной машиной, т.е. подразумевает факт их производства и обработки на компьютере с последующим их использованием также на вычислительных технических средствах.

Однако названными и выделенными в законе отличительными признаками базы данных их характеристика не ограничивается. Существуют еще и технологические свойства баз данных. Например, к таким относится программная оболочка собранных информационных материалов или их коллекций. Программная оболочка заключается в возможностях использования специальной компьютерной семантики при формировании базы данных. Специальные компьютерные языковые средства позволяют создать удобные условия использования баз данных в зависимости от программных задач дальнейшего их применения теми или иными профессиональными группами. Например, в ходе использования базы данных могут быть найдены с помощью программного навигатора списки информационных материалов в зависимости от заданного параметра, отдельные их фрагменты с возможностью систематизации. Семантические средства могут выбрать по специальным критериям из множества массивов информационных материалов только те из них, которые касаются только круга упоминаемых в них лиц, их персональные данные и особенности использования.

Простейшие базы данных – телефонные справочники, расписание движения поездов, списки и сведения о сотрудниках, список цен на товары, каталог книг в библиотеке, словари и тезаурусы, каталоги видеозаписей.

Сложные базы данных – сводные сведения о владельцах недвижимого или движимого имущества с использованием гипертекстовых технологий, когда в одной БД могут находиться сведения различного характера (например, о наличии недвижимости и паспортные данные, финансовая информация о клиенте банка в совокупности с другими сведениями о нем и т.д.).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.107.77 (0.015 с.)