Основные положения государственной политики в области развития информационного общества в России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения государственной политики в области развития информационного общества в России



В России планируется уже к 2015 г. создать основные условия формирования информационного общества в Российской Федерации. 7 февраля 2008 г. Президентом Российской Федерации был утвержден официальный документ – «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» (далее - Стратегия). Этот документ стал результатом труда многих ученых, экспертов и специалистов под эгидой Совета Безопасности Российской Федерации. Последние три года проект рассматривался большим кругом общественности, он обсуждался с участием государственных органов во всех федеральных округах.

Стратегия является основным документом, в котором сформулированы основы государственной политики в информационной сфере. Это официальный документ носит комплексный характер, поскольку является основой для подготовки и уточнения всех доктринальных, концептуальных, программных, правовых и иных документов, определяющих деятельность органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации.

Названный документ определяет цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области формирования и развития информационного общества в нашей стране. В настоящее время разворачивается масштабная работа по реализации этого документа.

К 2015 г. намечено достигнуть определенных показателей в области доступа к информации, применения информационных технологий в управлении, образовании, науке и в жизни в целом.

Главной цельюСтратегии являетсяповышение качества жизни граждан.

Впервые в практике государствоведения в официальном документе, в котором определяются базовые параметры государственной политики, заявлена самая важная для общества и человека цель. Термин «качество жизни» до последнего времени вообще не использовался политологами и разработчиками проектов документов, определяющих стратегию развития общества. Названный термин носит комплексный характер, объединяющий совокупность факторов, имеющих политическое, социально-экономическое и организационно-правовое значение: модернизации образования, здравоохранения, материальный уровень населения, развитие институтов гражданского общества, совершенствование деятельности государственных органов и качество услуг и др. Нетрудно заметить, что все названные значения имеют самое прямое отношение к повышению качества человека и гражданина.

В дальнейшем, при разработке документов, определяющих основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года термин «новое качество жизни» выделен также в разряд главной цели. Более того, этот тезис определен уже как интегрированный показатель конкурентоспособности страны: «Свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны. Исходя из этого главной целью деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы» (49). Как видим и в этом тезисе содержится непосредственная связь с качеством жизни граждан.

В документах последующего времени, следующего после принятия Стратегии, названная цель (повышение качества жизни граждан) провозглашена на уровне национальной безопасности. Например, в официальном тексте об основных положениях государственной политики в области национальной безопасности России (50) целью обеспечения национальной безопасности является повышения качества жизни российских граждан, которое проявляется в снижении уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизации его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе - коренное улучшение демографической ситуации. Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности.

Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества:

совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства;

содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов;

создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения;

улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышают защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан;

обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества;

совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.

Другими целями Стратегии также являются:обеспечение конкурентоспособностиРоссии, развитие всех основных сфер жизни общества (экономической, социально-политической, культурной и духовной), совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Масштабные цели государственной политики в области развития информационного общества свидетельствуют о значимости информационной сферы, поскольку именно в ней проявляются все области человеческого бытия.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных целей, относятся:

· формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

· совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

· развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

· повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

· повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

· развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

· сохранение культуры, укрепление нравственных принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

· противодействие угрозам национальным интересам России, использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий.

Следует заметить, что в числе названных задач поименованы приоритетные направления развития не только информационного общества, но и социально-экономического развития страны в целом. Это подчеркивает значимость Стратегии для развития российской действительности.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих основных началах (принципах):

партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Условиями и средствами обеспечениярешения поставленных задач являются:

разработка основных мероприятий по развитию информационного общества и создание условий для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

определение контрольных значений показателей развития информационного общества в Российской Федерации;

обеспечение развития законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;

создание благоприятных условий для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

обеспечение повышения качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

создание условий для равного доступа граждан к информации;

использование возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

В целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений, научных и других организаций в области развития информационного общества в Российской Федерации образован Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации. В состав Совета вошли руководители Администрации Президента Российской Федерации, ведущих министерств и служб России, научных ведомств и крупных субъектов Российской Федерации.

Выступая 23 декабря 2009 г. на совместном заседании Государственного Совета Российской Федерации и Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, Президент России Д.А.Медведев подчеркнул, что применительно к российским условиям проблемами формирования информационного общества на современном этапе являются трудности в освоении модели «электронного правительства», преодоление «цифрового разрыва» между регионами, подготовка кадров в области информационных технологий, а также инерция государственного мышления. Необходимость решения названых основных проблем становится главным критерием зрелости руководителей всех уровней.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.239.91 (0.01 с.)