Создание и использование биоинформационных технологий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание и использование биоинформационных технологий.

Поиск

В последние годы, в связи с научными достижениями и решением проблемам создания искусственного интеллекта стали использоваться биологические процессы в информатике.

Среди них выделяются особенно нейронносетевые информационные технологии (на основе биоэлектроники). Они формируются на базе новых принципов и архитектуры построения ЭВМ:структуры и процессов человеческого мозга; нейронных сетей низших типов животных; методов получения биологических проводников электрического тока; создание искусственных нейронных сетей в виде специализированных электронных схем, состоящих из электронных аналогов головного мозга и др.

В многообразии биоинформационных технологий выделяются такие, которые связаны с проблемами безопасности.

Последнее время, в основном в связи с реструктуризацией государственного управления и реорганизацией оборонной отрасли народного хозяйства многие технологии стали постепенно выводиться из сферы обороны. В связи с этим научные разработки, ранее закрытые для использования, стали переводиться в открытый сектор реальной экономики.

Так, например, в последние годы получила распространение биометрика - раздел биологии, содержанием которого являются планирование и обработка результатов количественных экспериментов и наблюдений с использованием метода математической статистики.

Как ни странно, но мощным толчком к этому послужили события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. В связи с этим интересны следующие данные. Если до 11 сентября в США среди граждан только 10% поддерживали идею биометрической паспортизации, то после событий – более 75%.

Наиболее известными направлениями применения биометрических информационных технологий специалисты отмечают:

сканирование отпечатков пальцев (34%);

радужной оболочка глаз (34%);

геометрии кисти рук (25%);

технологии распознавания особенностей и черт лица (15%);

распознавание голоса (11%);

распознавание по рисунку вен тыльной стороны кисти рук (10%).

Рынок биометрических технологий, например, в США за последние годы вырос с 100 млн. в 2000 году до 3-5 млрд. в 2007 году, т.е. более чем в 30 раз.

Несмотря на то, что здесь еще много нерешенных проблем распознавания (по голосу, виду, конфигурации папиллярных узоров, кровеносных сосудов, сетчатки глава и других сенсорных свойств человеческого восприятия), все же биометрические технологии широко применяются в области безопасности и расследовании преступлений и в других сложных процессах человеческой деятельности.

Вопросы для контроля

1.Научное понимание информационных технологий

2.Уровни понимания информационных технологий

3.Понятие информационных технологий

4.Виды условия использования наукоемких информационных технологий

 

Глава 3. Государственная политика в области информатики

После изучения Главы 3 бакалавр должен:

знать:

понятие и содержание государственной политики в области информатики;

уметь:

определять цели, задачи, принципы и основные направления государственной информационной политики;

владеть:

навыками определения основных положений государственной информационной политики.

 

Понятие и сущность государственной политики

В информационной сфере

 

Понимание сущности государственной политики в информационной области человеческой деятельности позволяет выявить качественные признаки этого самостоятельного и весьма важного явления социальной и политической жизни общества, определить некоторые закономерности проявления в содержании и форме данной политики.

В литературе термин «государственная политика в области информатики» в научном его понимании не имеет широкого распространения. Этому можно найти объяснение хотя бы потому, что понятие «информатика», как мы уже упоминали, представляет собой область знаний о природе информации, а также методах и средствах ее обработки и использования. Отсюда политическую составляющую в области природы информации трудно себе представить. Относительно методов ее использования, если представить их совокупность (методов и способов) применительно к процессам информационного обмена и, особенно, к массовым управляемым информационным процессам человеческой деятельности (информатизации), то организованное политическое воздействие на эту область общественного развития вполне допустимо рассматривать в качестве политики.

Для государственной политики имеет значение не столько область знаний, сколько часть сферы практической человеческой деятельности, связанной с информацией. Относительно обособленная и самостоятельная деятельность государства в этой сфере обычно определяется как государственная информационная политика, хотя выбранный наукой термин (слово), как мы знаем, не всегда отражает сущность тех явлений и процессов, которые он призван выражать.

Государственная информационная политика как сводный термин и понятие более применимы в качестве предмета знаний в современной действительности, призванные выделить новую область деятельности государства XXI в. Учитывая это обстоятельство, необходимо его рассматривать не только в качестве «рабочего» термина, но и на уровне понятия, объединяющего крупные институты информационных знаний в области государственной деятельности. Во всяком случае, для правоведов, обладающих профессиональными знаниями в области развития государственной деятельности, выбранный термин «государственная информационная политика» более приемлем для понимания сущности организованной информационной деятельности. Более того, ускорение процесса информатизации государственных органов, как предметной основы правового регулирования все больше становится реальностью юриспруденции как науки и правовой системы в целом.

Для определения природы и сущности государственной информационной политики необходимо рассмотреть отдельные ключевые признаки этого понятия: политика, информационная политика, государственная информационная политика.

Политика

Понятие «политика» является одним из наиболее сложных в полито­логии. Не случайно за последние две с половиной тысячи лет, отмеченные стремлением, прежде всего философов, осмыслить сущность управления государством, государственной власти как таковой (Гераклит Эфесский, Конфуций, Демокрит, Платон, Аристотель и др.), прийти к единому пониманию сущности данного понятия так и не удалось.

Считается, что впервые его ввел в употребление Аристотель, кото­рый исследовал функции и устройство государства своего времени. Он обозначил словом «полития» такое государство, в котором правление осуществляется большинством для общей пользы (23, 112).

За последние триста лет трактовка понятия «политика» посте­пенно претерпела существенные изменения. Так, Макс Вебер полагал, что политика — это «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает» (24, 645). П.А.Гольбах раскрывал ее как «искусство людьми, искусство заставлять их содействовать сохранению и бла­гополучию общества»(25,380), К. Манхейм — «конфликт, который все больше становится борьбой не на жизнь, а на смерть» (26, 7), Л.Штраус обозначил «политику» как организацию, упорядочение и формирование обще­ства таким образом, чтобы согласовать его со стоящими перед ним целями (27, 35), а Г.Моргентау — как борьбу за влияние (28, 11). Р.Арон, который посвятил значительное время исследованию политики, отмечал, что, с одной стороны, это концепция, программа действий, а с другой — действия одного человека, группы людей, правительства применительно к решению конкретной социальной проблемы. Сущность политики, по его мнению, заключается в способе осуществления власти и в выборе правителей (29, 54).

По мнению современных политологов, в последнее время за данным термином закрепилось множество разнообразных смыслов: сфера дея­тельности, линия поведения и действий, способ регулирования, характер человеческих отношений и т. п. (30, 32).

В политической науке термин «политика» не получил однозначного определения. Часто его раскрывают как «дея­тельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленную на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами» (31, 566), или как «совокупность отно­шений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов» (30, 53).

Современная политическая наука рассматривает в качестве участ­ников политической жизни значительное число субъектов общественной жизни: влиятельные социальные группы, политические организации, от­дельные граждане. Объектом политики каждого из участников высту­пают отношения, связанные с достижением социально значимых целей, а предметом - методы и способы деятельности по решению политиче­ских задач, возникающих в связи с данными целями. Эти цели и задачи могут заключаться в интенсификации социально-экономического и поли­тического развития общества, в противодействии негативным проявлени­ям экономических кризисов, в изжитии таких негативных явлений обще­ственной жизни как пьянство, наркомания, духовная деградация населе­ния, или коррупция в обеспечении безопасности общества и государства в условиях угрозы внешней агрессии или совершения террористических актов и т. п. Во всех случаях политические цели и интересы имеют ярко выраженную социальную направленность.

В данной постановке политика обладает дуализмом и при ее ис­следовании можно выделить два основных измерения - общественное и субъектное.

Общественное измерение политики акцентирует внимание, прежде всего, на роли политики в стимулировании общественного раз­вития, в разрешении проблем и противоречий этого развития. В рамках этого измерения политика представляет собой универсальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов обществен­ного развития на основе конкурентной публичной борьбы субъектов политики за овладение и использование публичной власти.

В связи со значительной общественной значимостью проблем, подни­маемых субъектами политики, их борьба привлекает социально активные силы общества к участию в формировании и отстаивании своих представ­лений об общественном благе, а также вынуждает субъекта, обладающе­го публичной властью, постоянно доказывать обществу эффективность его деятельности по использованию ресурсов публичной власти для до­стижения общественного блага. В отсутствие этого механизма политика как явление общественной жизни вырождается в насилие (принуждение). В этом смысле можно сказать, что без публичной борьбы нет поли­тики.

Сущность политики в общественном измерении заключа­ется в выявлении приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за привлечение ресур­сов публичной власти к разрешению наиболее острых противоре­чий общественной жизни.

Субъектное измерение политики акцентирует внимание на про­цессе достижения конкретным субъектом политики поставленных им це­лей и удовлетворении его политических интересов. С этой стороны, по­литика представляет собой особую область деятельности субъ­екта политики, связанную с публичной борьбой за овладе­ние (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) ресурсами публичной власти (финан­совыми, духовными, кадровыми, материально-техническими, социальными, информационными), а также за использование этих ресурсов для реализации представлений субъекта поли­тики об общественном благе.

Сущность политики в субъектном измерении заключается в достижении и сохранении субъектом политики (в конкурентной борьбе с политическими оппонентами и в сотрудничестве с по­литическими союзниками) преимущества в обладании публичной властью и в использовании этой власти для достижения полити­ческих целей данного субъекта.

Информационная политика

В обыденном сознании термин «информационная политика» ассоции­руется, прежде всего, со средствами массовой информации и охватывает круг явлений, связанных с общей направленностью деятельности данных средств, проявляющейся в содержании публикуемых материалов.

Применительно к жизни общества политики термин «информационная политика» может трактоваться как минимум двумя способами — в широ­ком и узком смысле.

В широком смысле данный термин может раскрываться как поли­тика в информационной сфере общества, образуемой совокупностью об­щественных отношений по поводу информации и информационной инфра­структуры как объектов интересов индивида, общества и государства (13, 82).

Исходя из предложенного выше подхода, информационная полити­ка представляет собой публичную борьбу субъектов политики за право использования ресурсов публичной власти для реали­зации их представлений о наиболее острых проблемах разви­тия информационной сферы и наиболее эффективных путях их решения.

К числу таких проблем в современной России можно отнести, например, повышение качества жизни всех субъектов общества, укрепление государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина в области информационной деятельности, ускоре­ние перехода российского общества к информационной (постиндустриальной) фазе развития, создание индустрии конкурентоспособных информационных технологий, обеспечение безопасности информационных и коммуникационных систем критически важных объектов, сохранение культурных и нравственных ценностей российского народа и т. п. Каждая из выделенных проблем обладает определенной степенью социальной значимости и может стать объектом интересов политических сил общества, а деятельность по ее решению — составить один из аспектов информационной политики. Рас­смотрению этих аспектов информационной политики уделено определен­ное внимание исследователей (32, 33, 34, 35).

В узком смысле «информационная политика» может раскры­ваться как публичная борьба за общественную поддержку ми­ровоззренческих позиций субъектов политики, их представ­лений о наиболее острых проблемах социально-политического развития общества и эффективных средствах их разрешения.

В дальнейшем основное внимание будет сосредоточено на исследова­нии явлений, охватываемых понятием «информационная политика» в широком смысле.

Информационная политика представ­ляет собой универсальный социальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов обществен­ного развития в информационной сфере, основанный на конкурентной публичной борьбе субъектов политики и связанный с реализацией общественной поддержки субъектов политики и их представлений о содержании общественного блага и путях его дости­жения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.70 (0.01 с.)