Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Электронные учебные материалыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как уже отмечалось, одним из направлений развития информационных технологий в образовательной деятельности является создание и использование электронных учебников и учебных пособий (ЭУ и ЭУП). Электронное учебное издание (ЭУИ) - это информационная система, которая включает в себя совокупность информационных ресурсов разной формы их представления и компьютерных технологий. Но вначале необходимо дать определение ЭУИ и выделить характерные признаки этих новых форм образовательной деятельности. Электронное учебное издание – учебный материал в форме базы данных, имеющий необходимые массивы знаний, встроенный интерфейс, обеспечивающий удовлетворение образовательных потребностей и соответствующее государственному образовательному стандарту. 1.Учебное издание создано в форме базы данных, т.е. совокупности логически связанных между собой информационных образовательных материалов в разном формате (тестовом, графическом, речевом, видео и др.) Совокупность учебных информационных материалов как информационный ресурс включают в себя: множество текстовых учебных материалов (тексты учебных программ, лекций, задачников, библиографических источников, текстов нормативных правовых актов и судебной практики и др.); различные формы проверки знаний (тесты, пиктографические задачи и др.); видеоинформация (лекции, видеоматериалы конференции и семинаров, диалоговые видеоматериалы и др.); графическая информация (фотографии, таблицы, диаграммы и др.); справочная информация. 2.Учебное издание должно соответствовать государственному образовательному стандарту, т.е. иметь полный набор дидактических единиц учебной программы соответствующей учебной специальности. 3. ЭУИ должно иметь встроенные программные элементы (интерфейс), обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей. Встроенный интерфейс представляет собой наличие в ЭУИ информационных технологий, которые включают в себя, прежде всего, различное программное обеспечение, обеспечивающее навигацию учебной информации, удобные условия ее поиска и распределения по различным критериям. Кроме того, названный интерфейс должен обеспечивать высокую скорость поиска, обработки и представления учебной информации. В ЭУ и ЭП применяется технология гипертекста, которая широко используется в сети Интернет. Такая технология обеспечивает одновременное использование множества логически между собой связанных текстов и быстрый переход из одного текста в другой при необходимости. Переход происходит с помощью либо ключевого слова, либо ссылки на другой текст из сноски. Таким образом, ЭУ и ЭУП должны не только соответствовать критериям обычных учебных изданий в печатной форме, не только соответствовать стандартам, но быть удобными в использовании. Преимущество ЭУ и ЭП проявляется в удобстве их использования (для этого достаточно иметь персональный компьютер средней комплектации) и в том, что они заменяют множество различных печатных учебных изданий, которые трудно использовать одновременно. Единственным недостатком ЭУ и ЭП остается относительно высокая их стоимость, поскольку затраты на производство включают в себя затраты не только на создание текстовой части учебников, но и составление множества других технологических условий размещения, хранения, поиска и использования информационных образовательных материалов. Кроме того, при изготовлении электронных учебных материалов требуется использование интеллектуальных информационных средств и материальных затрат создателей. В настоящее время на рынке ЭУ и ЭП пока еще много псевдоэлектронных учебников, т.е. продукции, которая представляет собой всего лишь отсканированные печатные учебные издания. Это объясняется несовершенством практики и сложностью производства ЭУ и ЭП. Вопросы для контроля: 1.Понятие электронной информации 2.Значение формата электронной информации 3.Понятие и реквизиты документа 4.Характеристика документа 5.Понятие и признаки электронного документа 6.Понятие и виды электронной подписи 7.Понятие и признаки универсальной электронной карты 8.Сущностные признаки базы данных 9.Структура электронных учебных материалов
Информационные ресурсы Как мы уже отмечали, информационный интерес традиционно понимается как реальные потребности человека искать, получать, обрабатывать, передавать и использовать информацию в целях решения различных задач в реальной жизни. Специалисты в области информатики подчеркивают, что стержневым вопросом процесса информационного обеспечения современной деятельности является вопрос об информационных ресурсах (ИР). Существует даже понятие «жизненно важный интерес» в информационной сфере. Оно концентрирует в себе наиболее важные отношения в той системе общественных отношений, которые складываются по поводу информации. Такие отношения по реализации потребностей субъектов в информационной сфере принято называть объектом информационной безопасности (20). Вся система современной информатизации сосредоточена вокруг информационного ресурса. Именно он является главным, стержневым интересом любого субъекта информационной деятельности. В прежней редакции Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»давалось определение понятия ИР – отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). К сожалению, в новой редакции ФЗ «Об информации», который принят 27 июля 2006 г., приведенное определение исчезло, как и упоминание ИР вообще, хотя это не совсем корректно, поскольку общественность уже привыкло к терминологии законодательных актов, в которых не только упоминается названный термин, но и содержатся нормы, регулирующие общественные отношения по поводу использования ИР. ИР можно характеризовать по форме и содержанию. Выделяются отдельные содержательные свойства и признаки информационных ресурсов. 1.Массивность ИР. Информационные ресурсы - это всегда массивы или совокупность информации, а не отдельная информационная единица. Например, архивы, фонды библиотек, базы и банки данных. Однако это не конгломераты информации, не хаотично собранные информационные материалы. 2.Системность или структурированность ИР. Как правило, информационные ресурсы всегда систематизированы, т.е. распределены по отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств. ИР всегда представляют собой упорядоченную совокупность в зависимости от какой-либо цели. Причем, они должны быть логически связаны между собой. Например, база данных диссертаций, т.е. научных рукописных трудов. Или, например, исторические архивные материалы. Таким образом, ИР являются систематизированным массивом информации. 3.Фундаментальная ценность ИР. Это свойство ИР выделяет их как благо с незаменимыми качествами. Фундаментальная ценность проявляется, как минимум, в четырех составляющих: научной и образовательной деятельности (ИР как знания); экономической и производственной деятельности (ИР как нематериальные активы предприятий, интегрированный элемент приращения дохода); управленческой деятельности (ИР как основание и обеспечение принятия решений); духовно-культурной сфере (ИР как библиотечные, архивные, музейные информационные ценности). Ценность для управленческой человеческой деятельности ставит ИР в один ряд с другими ресурсными основаниями (энергией, природными ископаемыми, кадрами, финансами, культурой и др.). Одним словом, фундаментальность ИР проявляется в их важности для социально-экономического развития общества и его институтов. 4.Материальная (экономическая) ценность ИР. Материальная ценность информационных ресурсов проявляется в экономическом или стоимостном измерении (т.е. возможности материальной оценки с точки зрения количества и качества информации). Стоимостная характеристика ИР проявляется в добавлении (value adding) стоимости разного рода человеческой деятельности, особенно связанной с интеллектуальными (творческими) ее разновидностями (1, 242). Особенно это проявляется в современный период развития общества, когда информационные технологии проникли в реальный сектор экономики, рекламный рынок и особенно в сферу услуг. Значительное применение ИР имеют в новой области человеческой деятельности – индустрии знаний (1, 265-304). Формальные (атрибутивные ) признаки ИР также отличают их от иной, отдельно взятой информации. Существуют, как минимум, три таких отличительных формальных признака, которые выделяют ресурсоемкость информации. Эти признаки в концентрированном виде ранее были перечислены в ст. 4 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»: документированность, т.е. такое состояние информации, при котором она имеет реквизиты, которые ее идентифицируют; распределенность по уровню доступа в зависимости от важности и целевого их использования, а также правового статуса пользователя; состояние правовой защиты (то есть, наличие правовой нормы, в соответствии с которой субъект информационной сферы может защитить свое право на обладание информации). Отмеченные свойства и признаки ИР придают им такие качества, которые являются важными условиями формирования режима ИР. Именно они выдвигаются сегодня в число основных при разграничении полномочий либо при определении статуса информационных массивов в интересах пользователей. Таким образом, информационные ресурсы – это массивы документированной информации, имеющие фундаментальную социально-экономическую ценность, систематизированные по отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств и распределенных по уровню доступа. Отметим, что ИР является главным элементом в процессе обеспечения информационных потребностей субъектов общественных отношений. Иначе говоря, ради него и по его поводу складываются многие информационные отношения. В составе ИР можно выделить информационные продукты (товары) и информационные услуги (174, 79). Информационный продукт – информация, представляющая собой результат деятельности, либо обеспечивающая информационную деятельность, созданная и представленная в форме, пригодной для потребления. Информационный товар – информация, созданная и представленная в форме, пригодной для обмена, продажи или потребления. Информационные продукты (товары) включают: информацию (знания, данные, информационные материалы); носители информации; информационные средства (технические и технологические). Информационные продукты (товары) как ресурсы могут быть созданы в форме баз данных, специально созданных по заказу потребителя знаний (например, научно обоснованных обзоров, проектов и др.), серийных мультимедийных изданий и т.д. Информационным продуктом (товаром) могут быть материалы из фондов, хранилищ и коллекций информационного характера. Информационная услуга – область человеческой деятельность, направленная на предоставление информационных продуктов в пользование потребителям. Типичной информационной услугой является предоставление доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, а также деятельность по приему, передаче, доставке сообщений по линиям электросвязи или почтовых отправлений (ФЗ «О связи»). Таким образом, продуктом, товаром или услугой является не информация в ее образном сущностном понимании, а отдельные разновидности информационных ресурсов, которые всегда имеют какую-либо социально-экономическую ценность.
Вопросы для контроля: 1.Социальная ценность информационных ресурсов 2.Содержательные признаки информационных ресурсов 3.Формальные признаки информационных ресурсов 4.Понятие и виды информационных ресурсов
Информационная сфера Прежде всего, необходимо отметить, что понимание информационной сферы тесно связано с понятием природы информации, главным содержанием которой является образ отражения существующей действительности, т.е. той, которая связана с человеческой деятельностью. Нет такой ее области, которая бы не отражалась в сознании человека. Поэтому информационная сфера имеет непосредственное отношение или связь со всеми областями деятельного человеческого поведения. Известно, что человеческая деятельность проходит в определенных пространствах и имеет какую-то протяженность, что отражается в соответствующих формах информации. При этом необходимо отметить, что информационная деятельность в современных информационно-телекоммуникационных формах, как правило, не ограничивается территориальными границами, поскольку распространение сигнала в физической среде практически безгранично. Нельзя не отметить и временной фактор распространения информации. Совершенствование физических и технологических возможностей передачи и получения электронного сообщения, с помощью которого передается информация, активно влияет на длительность ее распространения, т.е. на скорость. Иначе говоря, временные интервалы информационного обмена постоянно изменяются. Движение человеческой деятельности, а вместе с ней и информации в обществе проходит в нескольких формах. Первой формой является поиск информации. Пожалуй, одно из самых серьезных проблем современной жизни – найти важную информацию и в нужное время. Сегодня уже не объем информации и не ее разнообразие, а точность и скорость поиска интересны для пользователя. Следующей формой движения информации является ее обработка. Как известно, мало найти нужную информацию - не менее важно ее сохранить, защитить и обработать. Здесь многое зависит от технических возможностей компьютера, программного обеспечения и умения пользователя. Формой существования, точнее, движения информации является и ее передача. И здесь технические характеристики телекоммуникационных средств (средств связи) играют ведущую роль при передаче информации. Современные мобильные телефоны подчеркивают эту качественную характеристику систем связи. На рубеже 70-х гг. прошлого века произошли революционные телекоммуникационные преобразования. Вначале была создана цифровая технология передачи информации, а затем на основе лазерных технологий появились оптико-волоконные каналы связи. Такие открытия позволили создать уникальные технические и технологические возможности передавать на большие расстояния огромные объемы информации и с высокой скоростью. На основе цифровых технологий были созданы возможности существенно преобразовать глобальные телекоммуникационные сети, в том числе глобальную сеть Интернет, которая в 80-90-е гг. революционно изменила систему передачи информации. Разновидностью передачи информации является ее обмен. Наконец, последней формой движения информации является ее использование. Думается, что не нужно представлять названную форму существования информации, поскольку она самая распространенная. Итак, информация проходит во времени несколько этапов: поиск, обработка, передача и использование. Прохождение информации по названному кругу и приобретение соответствующих форм ее существования обычно связывают с термином «оборот информации». Постараемся запомнить его, поскольку мы не один раз будем использовать этот термин при характеристике информационной темы. Область любого вида человеческой деятельности принято называть сферой. Человек может заниматься производством товаров, что будет являться производственной деятельностью. Область человеческой деятельности, связанной с движением денежных средств именуется финансовой деятельностью. Включаясь в область получения знаний, человек погружается в научную и образовательную деятельность. При использовании правовых средств защиты своих интересов человек вступает в сферу права. При использовании одной из названных форм информации человек, следовательно, погружается в сферу информации или информационную сферу. Рассмотрев все формы движения информации характере информационной человеческой деятельности, можно определить информационную сферу как пространственно-временную область человеческой деятельности, связанную с поиском, обработкой хранением (защитой), передачей и использованием информации. Для понимания информационной сферы человеческой деятельности, связанной с информацией, немалое значение имеет определение понятия «информационная среда». В научной литературе этому понятию уделяется внимание не только в контексте рассмотрения его соотношения с категорией «информационная сфера» (38), но и с понятиями, определяющими физико-технические сущности информационных процессов (1, 119-141). Необходимо отметить, что такие сопоставления представляют довольно сложные теоретические конструкции и носят преимущественно строго научный характер, хотя и на образовательном уровне они имеют значение, поскольку позволяют правильно определить границы информационных процессов в юридической практике. Понятие «информационная сфера» описывает самые широкие, практически не определяемые, границы информационной человеческой деятельности. Такое наиболее обобщенное понимание не дает возможности «увидеть» более конкретные пространственные области общественных отношений, возникающих по поводу информации и, в частности, в ситуациях применения различных технических средств и информационных технологий. В связи с этим И. Л. Бачило правильно определяет значение выбора термина «информационная среда» для обозначения жестких границ конкретной информационной деятельности, и отмечает, что только в пространстве среды можно определить конкретного субъекта такой деятельности, его цель и интересы (38, 20). Авторы Глоссария по информационному обществу (Институт развития информационного общества) определяют информационную среду как «совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации» (177, 59). Это правильно, поскольку информационные интересы конкретных субъектов человеческой деятельности реализуются не в абстрактно существующей пространственно-временной области информационного общества, а в реально существующих условиях существования окружающей технической и технологической обстановки информационного среды. Правильно организованные и технологически (на физико-техническом уровне) обустроенные условия производства документов, их передачи и использования создают благоприятные условия принятия правильных управленческих решений (1, 131). Действительно, среда как часть сферы представляет собой более конкретное начало, она несет в себе иную смысловую нагрузку, нежели понятие «сфера». К информационной среде относятся та конкретная обстановка или совокупность условий, в которых осуществляется человеческая деятельность, связанная с информацией, использованием информационных технологий и других информационных элементов инфраструктуры. В литературе по теории и методологии систем исследователи, описывая состав элементов любой системы, включают среду существования системы как обязательный элемент и определяют ее как «окружение любой системы» (76, 46 – 55). Иначе говоря, информационная среда является не только необходимым структурным элементом информационной деятельности как системы, но важной совокупностью условий (параметров), которые влияют на существование и развитие информационных процессов, складывающихся по поводу использования объектов информационной инфраструктуры. В состав таких параметров входят организационные, организационно-технические, организационно-технологические, организационно-правовые условия. От того, как и каким образом сформулированы, смоделированы, структурированно описаны и скоординированы названные условия, зависит эффективность и устойчивость информационной деятельности. Названная совокупность параметров (условий) характеризующих функционирование системы может быть представлена как состояние (76, 55) информационной системы, а совокупность правовых и связанных с ними организационных и технологических параметров (условий) может определять уровень устойчивости информационного обеспечения любой человеческой деятельности. Среда может быть благоприятной, т.е. когда условия (обстановка) реализации информационных интересов являются предпочтительными и более приемлемыми. И наоборот, когда такие условия затрудняют реализацию информационных потребностей, то информационная среда является неблагоприятной, а может быть и агрессивной. К таковой относится, допустим, среда использования сети Интернет. Для того, чтобы Интернет-среда была более благоприятной, необходимо на организационно-правовом и технологическом уровне исключить, например, несанкционированные почтовые рассылки (спам), создать технологические гарантии против воздействия вирусов, способных вывести из строя пользовательские системы многомиллионной аудитории глобальных сетей. Одним словом, категория «информационная среда» является более конкретной структурой и более насыщенной смыслом предметной совокупности. Таким образом, информационная среда представляет собой совокупность наиболее оптимальных благоприятных организационно-правовых, технических и технологических условий реализации конкретных (ситуационных) информационных потребностей субъектов информационной сферы.
Информационные процессы Простейшее определение информационного процесса мы находим в прежней редакции ФЗ «Об информации», где в ст.2 приводились дефиниции различных терминов, упоминаемых в законе. Информационные процессы – процессы сбора, хранения, накопления, обработки, поиска, передачи и использования информации. Как видите, определение простое, достаточно только знать, какие формы информации существуют. Однако, мы знаем, что кроме юридического значения термина «информационный процесс» существуют и иные его смыслы. В зависимости от среды распространения информации информационные процессы могут происходить в: естественной среде (геологии, биологии и др.); технической среде (машины, механизмы, телекоммуникации и др.); социальной среде (общественные процессы информационного взаимодействия). Отсюда и информационные процессы могут быть биологическими, техническими и социальными. Для нас наиболее важной средой является третья – социальная, так как именно в социальном смысле рассматриваются правовые категории и правовые системы. В социальном смысле можно вести речь о происходящих процессах использования информации как сведений о фактах существующей действительности. Каждая из форм существования информации динамична по своей сути. Мне уже приходилось подчеркивать, что информация очень тесно связана с материальными и нематериальными объектами и явлениями действительности, поскольку в ходе их развития и возникает реальный процесс отражения этого развития, то есть информационный процесс. В реальной жизни информационный процесс многообразен так же, как и сама действительность, отражаемая в информации. Процесс как совокупность реальных действий человека с определенной целью предполагает строгую их последовательность. Обычно он состоит из совокупности этапов для достижения цели. Управленческий процесс, например, связан с выбором цели, определением средств и способов ее достижения. Как правило, управленческая цель достигается с разработкой, принятием и реализацией управленческого решения. Судебный процесс также состоит из совокупности стадий и циклов. Информационный процесс также предполагает какую-то последовательность действий, связанных с достижением главной информационной цели - удовлетворением информационных потребностей. Следовательно, в зависимости от видов и форм информационных потребностей процесс их достижения распадается на совокупность реальных информационных действий, составляющих жизненные стадии и циклы развития информационных объектов и явлений. Как правило, процесс удовлетворения информационных потребностей проходит организованно, т.е. предполагает целенаправленность действий, связанных с выбором информационного объекта, который удовлетворяет человека по своим качественным признакам. Это в свою очередь предполагает его поиск и обработку, сохранение его в нужных параметрах от повреждения или искажения. Далее, выбранный и сохраненный информационный объект, может быть, потребуется передать другому пользователю. Наконец, конечным потребителем использовать по своему назначению. Поэтому информационный процесс вполне можно представить как организованную совокупность последовательных действий, связанных с удовлетворением информационных потребностей. Говоря об информационном процессе, предполагается «технологическая цепочка действий» (как обычно это понимают авторы), связанных с той или иной формой информационной потребности. Однако, это не всегда строго обязательная последовательность всех названных форм. Могут существовать отдельно некоторые из них: сбор и использование; сбор и накопление; сбор и хранение; сбор и обработка; сбор, обработка, хранение и передача; сбор, обработка, хранение, передача, защита и использование. В информатике принято говорить не просто об информационных процессах, но целенаправленной реализации интересов субъектов государственной и общественной жизни либо общественного производства. В качестве субъектов всегда выступают человек, гражданин, личность, общество в целом и отдельные их институты. Субъектом может быть также общественный коллектив (хозяйственные организации) либо государство, а также их представители (органы либо организации). В зависимости от сложности информационного интереса личности, общества и государства могут быть более сложные формы реализации такого интереса в информационной сфере либо, наоборот, более простые. Информационные действия и информационные процессы обычно возникают по поводу удовлетворения информационных потребностей упомянутых субъектов. Таким образом, в качестве потребностей выступают какие-либо материальные либо нематериальные объекты информационной действительности или объекты права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.98 (0.015 с.) |