Информатизация как информационный процесс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информатизация как информационный процесс



Информатизация - объективная закономерность развития общества, необходимое его условие движения вперед, это всеобщий и неизбежный период развития цивилизации (3, 3-4).

Нам уже пришлось упоминать о том, что центральным элементом информационной действительности является информационный ресурс как совокупность и содержательная часть удовлетворения потребностей. Это – ключевая информационная субстанция.

Информационные интересы – это потребности, связанные с удовлетворением информационных желаний в ходе человеческой деятельности, их принято называть информационными потребностями.

Поиск и обнаружение нужной информации, ее обработка и надежная сохранность, а также умелое использование входит в основу человеческой деятельности. Но как это сделать – вот вопрос.

Раньше, в докомпьютерную эпоху все было проще. Вспомните хотя бы XVШ или даже XIX в. Для того, чтобы найти нужную историческую информацию достаточно было купить нужную историческую книгу. Или для того, чтобы узнать новость, достаточно было заглянуть в свежие газеты либо пойти на массовое мероприятие и там обнаружить новостные знания. Сфера производства раньше не была так тесно связана с потребностями в информационных ресурсах, а потому и не было острой необходимости в сложных технологических системах. Да их попросту тогда и не было. Вспомните этапы информационной революции и исторические даты создания технических ее элементов (телеграфа, телефона, радио, телевидения, компьютера и др.).

Сегодня для того, чтобы хорошо ориентироваться в жизни, участвовать в производственной или управленческой деятельности, надо быть информированным, а для этого необходимо создать условия и совершить целый ряд действий, направленных на поиск, сбор, создание, хранение, накопление, обработку, передачу, защиту и использование информации.

Названные действия и условия связаны, прежде всего, с финансовыми возможностями и приобретением компьютерной техники и программных продуктов. Но и этого мало. Чтобы получать и передавать информацию на большие расстояния, необходимо подключиться к каналам связи и настроить их. Кроме того, необходимо и обучиться навыкам работы со сложной техникой. Формирование этих и других условий принято называть организованным процессом создания условий удовлетворения информационных потребностей.

Признак «организованный процесс» объединяет всю деятельность, связанную с планированием и проектированием информационной деятельности, приобретением компьютерной техники, технологий ителекоммуникационных систем, организацией формирования информационных ресурсов и информационных рынков, а также с подготовкой и переподготовкой профессиональных кадров для обслуживания информационной сферы. Например, разработка и принятие государственных программ в части информационного обеспечения продолжалась в течение нескольких лет, поскольку необходимо было не только разработать технические параметры, но и произвести финансовые расчеты всех программных работ. Иначе говоря, информатизация – это управляемый процесс, направленный на удовлетворение информационных потребностей.

Этот процесс может быть организован государством, тогда это будет государственной информатизацией, а если он организован и управляется на уровне корпорации, то соответственно - корпоративной информатизацией.

Удовлетворение информационных интересов (потребностей) – процесс сложный и достаточно длительный. Он включает в себя не только действия по планированию и созданию оптимальных организационно-технических и правовых предпосылок удовлетворения информационных интересов, но и условий непосредственного осуществления потребностей, т.е. потребления информационных ресурсов.

Кроме того, процесс проектирования и построения информационных систем должен иметь научные и социально-экономические основания. Научные основания включают в себя фундаментальные и прикладные научно-технические знания о создании и эксплуатации информационно-технологических систем. Социально-экономические основания связаны с существующими задачами по формированию информационного общества и потребностями всех его субъектов (личности, общества и государства) на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Следовательно, организованный научный и социально-экономический процесс создания условий потребления информации и также организованный процесс непосредственного употребления информационных ресурсов составляет содержание специализированной деятельности субъектов информационной сферы человеческой деятельности, которую принято называть информатизацией.

Таким образом, информатизация – это научно-технически и социально-экономически организованный процесс удовлетворения информационных потребностей на основе использования компьютерной техники, современных телекоммуникационных систем и информационных технологий.

Первый этап отечественной информатизации берет свое начало в 90-х гг., когда началась компьютеризация банковского сектора экономики, затем этот процесс охватил сферу государственного управления, образования, здравоохранения и др. На этом этапе только начинались создаваться информационные системы, в отдельных случаях принимались государственные программы на уровне субъектов Российской Федерации (Москва, С-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская область, Татарстан и др. Разрабатывались муниципальные решения в области информатизации крупных городов.

Второй этап информатизации почти совпал с началом нового века. В 2002 году была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия», рассчитанная до конца 2010 года. В 2006 и 2009 гг. Правительство РФ уточнила целый ряд позиций программы. В сентябре 2004 г. была разработана Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, которая была одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р. Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в соответствии с задачами модернизации государственного управления. Основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

В июле 2006 г. было принято решение о введении единых правил информатизации в субъектах Российской Федерации, в связи с чем Правительство РФ утвердило Концепцию региональной информатизации т.е. определило основные положения современной государственной политики в области организации процесса удовлетворения информационных потребностей органов исполнительной власти в регионах и информационным обеспечением социально-экономического развития территорий.

Третий этап информатизации берет свое начало с принятия Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, целью которой является значительное повышение качества жизни в России, основным источником которого является использование ИКТ в основных секторах экономики, здравоохранения, образования, науки и культуры.

В 2008 г. была принята Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренная Распоряжением Правительства РФ от 6.05.2008 г., № 632-р. Основной целью Концепции электронного правительства является переход на автоматизированную форму деятельности всех государственных органов и муниципальных органов управления, а также перевод всех публичных услуг в электронную форму. Эта цель преобразовывает всю российскую действительность путем перехода на ИКТ. Достаточно сказать, что административная реформа и борьба с коррупцией также приобретают новое качественное состояние в связи с переходом государственной деятельности на ИКТ.

В течение 2009-2010 гг. были внесены дополнения в Федеральную целевую программу «Электронная Россия», связанные с финансированием работ по формированию информационной инфраструктуры электронного правительства.

Дальнейшее развитие в настоящее время получили государственные автоматизированные системы управления и правосудия.

В соответствие с планами перехода на электронные формы деятельности государственных систем управления социально-экономическим развитием страны к 2015-2018 гг. качество жизни действительно должно измениться.

Вопросы для контроля:

1.Понятие информационной сферы

2.Особенности понимания информационной среды

2.Стадии информационного процесса

3.Информатизация как организованный информационный процесс

 

Информационная система

В справочной литературе по информатике рассматриваемое понятие представляется как автоматизированная информационная система (АИС), под которой понимается комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенных для информационного обеспечения пользователя информации и решения профессиональных задач. [15]

Разновидностью АИС является автоматизированная система управления (АСУ), т.е. комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенных для управления различными объектами. [16]

Применительно к управлению объектами в общественных процессах, в т.ч. общественных отношениях, комплекс средств, которые поименованы в приведенных определениях, обобщаются до предела: совокупность технических и технологических средств, необходимых для обработки информации (данных).

Именно такое определение мы обнаруживаем в законе «Об информации», в тексте которого под информационной системой понимается совокупность баз данных и обеспечивающих их обработку технологий и технических средств.

Иначе говоря, информационная система включает в себя совокупность трех составляющих элементов:

· базы данных (систему самостоятельных информационных материалов);

· вычислительные средства, технические каналы связи и связанная с ними инфраструктура;

· информационные технологии, т.е. совокупность программных средств.

Современные информационные системы носят характер автоматизированных, поскольку в их состав включаются сложные вычислительные и телекоммуникационные комплексы создания, обработки, передачи, защиты и использования информационных ресурсов.

Во многих нормативных правовых актах мы обнаруживаем наличие трех названных элементов информационной системы.

Все создаваемые информационные системы в зависимости от формы собственности подразделяются на:

1) государственные информационные системы (федеральные информационные системы и региональные информационные системы), созданные на бюджетные государственные средства и в соответствие с федеральными законами, законов субъектов Российской Федерации либо на основании правовых актов государственных органов;

2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;

3) информационные системы негосударственных хозяйственных организаций.

4) иные информационные системы, в т.ч. информационные системы, в состав которых включены объекты (базы данных, программные и технические средства) смешанной формы собственности, созданные на основании консолидированных решений государственных, муниципальных и частных организаций.

Типичной государственной информационной системой является Государственная автоматизированная система «Выборы» (ГАС «Выборы»), в состав которой входят крупные массивы информации в виде информационных ресурсов и комплексы средств автоматизации (программные и технические средства, защищенные компьютерные телекоммуникационные сети и иные средства, необходимые для обеспечения информационных процессов в ГАС «Выборы»).

ГАС «Выборы» функционирует на территории Российской Федерации и применяется для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, а также для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

В состав информационных ресурсов ГАС «Выборы» входят:

1) персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума. Перечень таких данных устанавливается федеральными законами;

2) информация о ходе и об итогах голосования;

3) картографическая информация об административно-территориальном делении федерального и регионального уровней, о территориальном устройстве муниципальных образований, используемая при подготовке и проведении выборов и референдума;

4) информация, связанная с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;

5) информация о нормативных правовых актах о выборах и референдуме;

6) иную информация, предусмотренная федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Информационные ресурсы ГАС «Выборы», содержащие персональные данные, независимо от уровня и способа их формирования являются федеральными информационными ресурсами. Информационные ресурсы ГАС «Выборы», содержащие персональные данные, формируются, хранятся и используются в условиях конфиденциальности в порядке, установленном законом «О ГАС «Выборы», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Важным правовым положением закона «О ГАС «Выборы» является правовой статус системного администратора, т.е. специалиста, обеспечивающего эксплуатацию комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы» в соответствующей избирательной комиссии или комиссии референдума.

В соответствии с требованиями ст.11 названного закона системный администратор организует и осуществляет работы по эксплуатации комплекса средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, в т.ч. обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы».

Системные администраторы являются работниками информационных центров избирательных комиссий субъекта Российской Федерации и государственными служащими субъекта Российской Федерации.

Деятельность системного администратора осуществляется на основании срочного трудового договора, заключаемого с соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на период избирательной кампании.

Системный администратор проходит подготовку и переподготовку на право эксплуатации комплексов средств автоматизации, получает сертификат в порядке, установленном Федеральным центром информатизации.

В настоящее время создана и эксплуатируется Государственная автоматизированная система «Правосудие» (далее по тексту – ГАС «Правосудие»), обеспечивающая информационное обеспечение функционирования судов общей юрисдикции. В ее состав также входят крупные массивы судебной информации (информация о деятельности суда), компьютерная сеть специального назначения, комплекс средств автоматизации (технические и программные средства).

В тексте Положения об организации и порядке обеспечения функционирования комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие»[17] подчеркивается цель создания названной информационной системы: ГАС «Правосудие» представляет собой территориально распределенную автоматизированную информационную систему, предназначенную для формирования единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

С 2007 года был начат масштабный процесс ввода в эксплуатацию ГАС «Правосудие» во всех федеральных судах общей юрисдикции и органах Судебного департамента на территории всей России.

Общий парк компьютерных технических средств на всех объектах использования ГАС «Правосудие» составляет: более 93 тыс. компьютеров, более 3600 серверов, более 90 тыс. единиц принтеров, сканеров и иного компьютерного оборудования[18].

К концу 2011 г. должен быть завершен ввод в действие комплекса средств автоматизации ГАС «Правосудие» во всех судах и органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

ГАС «Правосудие» обеспечивает не только информационную и технологическую поддержку судопроизводства, но и доступ граждан и организаций к судебной информации, создавая условия для поддержания необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Кроме того, в зависимости от круга субъектов информационного взаимодействия информационные системы также классифицируются на информационные системы общего пользования и корпоративные информационные системы.

Закон «Об электронной подписи» приводит определения таких информационных систем:

корпоративная информационная система - информационная система, участники электронного взаимодействия в которой составляют определенный круг лиц;

информационная система общего пользования - информационная система, участники электронного взаимодействия в которой составляют неопределенный круг лиц и в использовании которой этим лицам не может быть отказано.

Причем, участниками корпоративной информационной системы могут быть даже субъекты, находящиеся за границей, поскольку они могут быть участниками деловых, в.ч. хозяйственных отношений.

Понятие «информационная система общего пользования» включено в тексты нормативных правовых актов как объект права в связи с развитием информационного общества в Российской Федерации и транспарентностью деятельности органов государственной власти, особенно после принятия Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».[19] Названый закон обязал все органы государственного и муниципального управления размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о своей деятельности.

Информационные системы общего пользования включают в себя средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы и сети, средства и системы передачи, приема и обработки информации, средства изготовления, тиражирования документов и другие технические средства обработки речевой, графической, видео- и буквенно-цифровой информации, программные средства (операционные системы, системы управления базами данных и т.п.), средства защиты информации, применяемые в информационных системах.

Информация, содержащаяся в информационной системе общего пользования, является общедоступной.

Правительством Российской Федерации установлены общие и специальные требования при подключении информационных систем общего пользования к информационно-телекоммуникационным сетям (Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям») [20].

Общим требованием является возложение обязанности на оператора информационных систем общего пользования и оператора связи - обеспечивать информационную безопасность при подключении информационных систем общего пользования к информационно-телекоммуникационным сетям.

Специальными требованиями являются:

защита информации, содержащейся в информационных системах общего пользования, от уничтожения, изменения и блокирования доступа к ней;

постоянный контроль возможности доступа неограниченного круга лиц к информационным системам общего пользования;

восстановление информации, измененной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней, в течение не более 8 часов;

использование при подключении информационных систем общего пользования к информационно-телекоммуникационным сетям средств защиты информации, прошедших оценку соответствия (в том числе в установленных случаях сертификацию), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, информационные системы общего пользования должны обеспечивать:

целостность информации, т.е.сохранность и неизменность обрабатываемой информации при попытках несанкционированных или случайных воздействий на нее в процессе обработки или хранения;

доступность информации т.е. беспрепятственный доступ пользователей к содержащейся в информационной системе общего пользования информации;

защиту от неправомерных действий, т.е. действий пользователей в отношении информации, не предусмотренных правилами пользования информационной системой общего пользования, приводящих, в том числе к уничтожению, модификации и блокированию информации.[21]

Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать обязательные требования к порядку ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем.

Такие требования, например, установлены Положением о регистрации федеральных государственных информационных систем,[22] устанавливающим требования к государственным информационным системам общего пользования. Порядок ввода в эксплуатацию государственных информационных систем, сведения о которых составляют информацию ограниченного доступа, устанавливаются иными нормативными правовыми актами.

Названное Положение устанавливает порядок регистрации федеральных государственных информационных систем, порядок формирования и ведения реестра федеральных государственных информационных систем, а также порядок обеспечения доступа к информации, содержащейся в указанном реестре.

Положение вводит отдельные понятия о функционировании федеральных государственных информационных систем и дает им определения:

реестр федеральных государственных информационных систем (реестр) - федеральная государственная информационная система, содержащая сведения о федеральных государственных информационных системах, предназначенных для использования при осуществлении государственных функций и (или) предоставлении государственных услуг;

регистрация федеральной государственной информационной системы (регистрация) - действия оператора реестра по внесению сведений о федеральной государственной информационной системе в реестр и выдаче электронного паспорта федеральной государственной информационной системы;

электронный паспорт федеральной государственной информационной системы (электронный паспорт) - электронный документ, подтверждающий регистрацию федеральной государственной информационной системы в реестре;

актуализация сведений о федеральной государственной информационной системе (актуализация сведений) - внесение в реестр сведений об изменениях состава информации, информационных технологий и технических средств, образующих федеральную государственную информационную систему, зарегистрированную в реестре.

Регистрации подлежат федеральные государственные информационные системы, которые предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственных функций и (или) предоставлении государственных услуг вне зависимости от названия этих систем (реестры, регистры, справочно-информационные системы, каталоги и др.).

Регистрация осуществляется в целях:

организации доступа граждан и организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления к информации об эксплуатируемых федеральных государственных информационных системах, в том числе о составе содержащейся в них информации, информационных технологиях и технических средствах, обеспечивающих обработку информации;

обеспечения координации работ по созданию и эксплуатации федеральных государственных информационных систем.

Регистрация, актуализация сведений, отмена регистрации, а также доступ к информации, содержащейся в реестре, осуществляются на безвозмездной основе.

Оператором реестра является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Отдельные функции оператора реестра могут быть переданы иным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные обязательные требования установлены и для ввода в эксплуатацию и других государственных информационных систем. Например, для информационных систем миграционного учета,[23] федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров»,[24] в которых содержатся требования, в т.ч. как к открытой части информационной системы, так и к закрытой, в которой содержатся информация ограниченного доступа.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.044 с.)