Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектика второй половины XIX века и начала XX векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Буржуазная философия 2-й половины XIX в. отказывается от диалектики, которая трактуется как «софистика», «логическая ошибка» и даже «болезненное извращение духа». В неокантианстве марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп) Д. «абстрактных понятий» диалектика подменяется «логикой математического понятия о функции», что приводит к отрицанию понятия субстанции. Субстанция (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) – это: 1)объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; 2)материя в аспекте единства всех форм её движения; 3)предельное основание, позволяющее сводить чувств, многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В соответствии с общей направленностью определенной философской концепции вычленяются: одна субстанция – монизм, две субстанции – дуализм или множество субстанций – плюрализм. В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельной существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект. Субстрат (от позднелат. substratum — основа, буквально— подстилка) – это: 1) общая материальная основа явлений; 2)совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы или процесса. В самом общем смысле субстрата всех существующих форм изменений и процессов в мире является движущаяся материя. Будучи неисчерпаема и бесконечна в структуре, пространстве и времени, она выступает субстанциальной основой всех свойств, связей, взаимодействий и законов действительности. Понятие субстрата близко к понятию субстанции, которая традиционно понималась в качестве абсолютного субстрата всех изменений. В метафизических системах допускалось существование абсолютно неделимого и элементарного субстрата, толкуемого в качестве самого нижнего, фундаментального слоя реальности. В материалистических учениях подобным субстрата признавались неделимые атомы, в идеалистических системах — абсолютная идея, дух, нематериальная энергия (энергетизм), «элементы мира» (эмпириокритицизм) и т. п. Лишь в конце XIXв. под влиянием обострения социальных противоречий возрождается интерес к диалектике. Однако она трактуется с позиций субъективизма, иррационализма и пессимистического мироощущения. Субъективизм (субъект – от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jecio – бросаю, кладу основание) - мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая объективные законы природы и общества. Субъективизм — один из основных гносеологических источников идеализма. Сущность субъективизма состоит в абсолютизации активной роли субъекта в различных областях деятельности, и прежде всего в процессе познания. субъективизм как позиция, не сообразующаяся с природой объектов, ведёт в конечном счёте к отрыву от действительности, к «субъективной слепоте», агностицизму и релятивизму Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный), обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие иррационализм объединяет разнородные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религиозные и религиозные философские учения, хотя в своём дальнейшем истолковании они и используют формы рационального мышления. Иррационализм с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще. Неогегельянство приходит к так называемой отрицательной диалектике, заявляя, что противоречия, обнаруживаемые в понятиях, свидетельствуют о нереальности, лишь «кажимости» их объектов. У них также наблюдается иррационалистическая трактовка единства противоположноостей, а само единство мыслится как «чудо». В экзистенциализме (Ясперс, Сартр) диалектика релятивистски понимается как более или менее случайная структура сознания. В познании природы действует «позитивистский разум», диалектический же разум, будто бы черпающий свои принципы из глубин сознания и индивидуальной практики человека, познаёт социальные феномены. Другие экзистенциалисты (Марсель, Бубер) теологически трактуют диалектику как диалог между человеком и богом. И только в рамках отдельных школ (например, неорационализм Башлара) получает выражение, хотя и далеко непоследовательное, диалектика природы. Экзистенциализм (от познелат. exsistentia – существование) – философия существования, иррационалистическое направление философии, возникшее накануне 1-й мировой войны в Германии и в период 2-й мировой войны во Франции, расходясь с традицией рационалистической философии и науки и трактующей опосредование как основной принцип мышления, экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия самопереживание, экзистенционализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия –в – мире». Бытие толкуется как непосредственно данное человеку существование, как экзистенция (которая, согласно экцистенциализму, непознаваема ни научными ни даже рациональными философскими средствами). Своими предшественниками экцистенциалисты считают Б. Паскаля (1623-1662), М.Ф. Достоевского (1821-1881) и Ф. Ницше (1884-1900).
Диалектика и метафизика
Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления. Метафизика (от греч. meta ta physika – то, что идёт за физикой, буквально – после физики) – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия, метод подхода к явлениям природы, общества и мышления. Метафизический метод мышления, противоположный диалектическому, характеризуется следующими основными чертами: 1) природа рассматривается как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга; 2) природа рассматривается как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости. «Метафизическая система, говорит Энгельс, — это окончательно завершенная система всех мировых связей как физических, так и духовных и исторических. Метафизика, замечает он,— это привычка «рассматривать вещи и процессы природы в их обособленности, вне их великой общей связи, и в силу этого — не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные, не живыми, а мертвыми»[49]. На вопрос о том, что такое метафизика и каков ее предмет, Г. В. Плеханов отвечал: «Ее предметом служит так называемое безусловное (абсолютное). А какова главная, отличительная черта безусловного? Неизменность. Оно и неудивительно: безусловное не зависит от обстоятельств (условии) времени и места, видоизменяющих доступные нам конечные предметы; поэтому оно и не изменяется»; 3) процесс развития рассматривается как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным. Развитие понимается как уменьшение и увеличение, как повторение пройденного. Показывая противоположность метафизической и диалектической концепций развития, В. И. Ленин пишет: «При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движения»[21]; 4) отрицается наличие внутренних противоположностей в предметах и их (предметов) саморазвитие; единственным источником развития признается лишь столкновение внешних противоположных сил. Характерной особенностью метафизики является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Метафизическая ходы мысли прошли различные исторические формы. Так, в античности Гераклит подчёркивал одну сторону противоречия бытия — изменение вещей, доведённое софистами до полного релятивизма. Подвергая критике гераклитовский принцип текучести всего сущего, элеаты заострили внимание на другой стороне — на устойчивости и впали в другую крайность, предположив, что всё неизменно. В новое время метафизика выступила в виде абсолютизации аналитико – классификационных приёмов в познании природы. Постоянно повторяясь в научных исследованиях, приёмы анализа, экспериментальной изоляции и классификации со временем породили в мышлении учёных некоторые общие принципы, согласно которым в «мастерской» природы предметы существуют как бы изолированно, особняком. В связи с дальнейшим развитием философии и конкретных наук центр борьбы диалектики и метафизики переместился на интерпретацию принципа развития. Метафизическое мышление проявлялось в виде так называемого плоского эволюционизма и различных концепций «творческой эволюции». Если первый гипертрофирует количественные и постепенные изменения, упуская из вида качественные переходы и перерывы постепенности, то вторые абсолютизируют именно качественные, существенные, преобразования, не улавливая их предварительные, постепенные количественные процессы. Таким образом, для метафизики характерно «шараханье» мысли в крайности, преувеличение какой-либо стороны объекта: устойчивости, повторяемости, относительной самостоятельности и др. Единственным противоядием против метафизики и её разновидности — догматизма — является диалектика, не терпящая застоя и не налагающая никаких ограничений на познание и его возможности: неудовлетворенность достигнутым — её стихия, революционная активность — её суть. Догматизм (от греч. dogma – мнение, учение) – способ мышления, исходящий из того, что любые новые знания могут быть только порождением, следствием неизменных, закостенелых, вечных, абсолютных истин, которые применяются без учёта конкретных условий, места и времени и являются единственным критерием истинности всех суждений и понятий, идей и теорий. Догматизм – характерная черта и сущность всех религий и отживших религиозных теорий, опирающихся не на знание закономерностей развивающейся действительности, а на те положения некритически, на веру или на основе слепого подчинения, без проверки на практике и без логического доказательства. Догматизм означает превращение науки в догму в худом смысле этого слова, в нечто мёртвое, застывшее, закостенелое[19] Но было бы ошибочно думать, что метафизика не имела никакого основания для своего существования. В XVII—XVIII вв., когда наука занималась в основном собиранием, описанием и классификацией фактов, метафизика сыграла известную положительную роль. Но уже к середине XIX в. стало ясно, что метафизический метод ставит препоны на пути развития науки[12].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.008 с.) |