Диалектика второй половины XIX века и начала XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика второй половины XIX века и начала XX века



 

Буржуазная философия 2-й половины XIX в. отказывается от диалектики, которая трактуется как «софистика», «логическая ошибка» и даже «болезненное извращение духа». В неокантианстве марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп) Д. «абстрактных понятий» диалектика подменяется «логикой математического понятия о функции», что приводит к отрицанию понятия субстанции. Субстанция (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) – это:

1)объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства;

2)материя в аспекте единства всех форм её движения;

3)предельное основание, позволяющее сводить чувств, многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В соответствии с общей направленностью определенной философской концепции вычленяются: одна субстанция – монизм, две субстанции – дуализм или множество субстанций – плюрализм. В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельной существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект.

Субстрат (от позднелат. substratum — основа, буквально— подстилка) – это:

1) общая материальная основа явлений;

2)совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы или процесса. В самом общем смысле субстрата всех существующих форм изменений и процессов в мире является движущаяся материя. Будучи неисчерпаема и бесконечна в структуре, пространстве и времени, она выступает субстанциальной основой всех свойств, связей, взаимодействий и законов действительности.

Понятие субстрата близко к понятию субстанции, которая традиционно понималась в качестве абсолютного субстрата всех изменений. В метафизических системах допускалось существование абсолютно неделимого и элементарного субстрата, толкуемого в качестве самого нижнего, фундаментального слоя реальности. В материалистических учениях подобным субстрата признавались неделимые атомы, в идеалистических системах — абсолютная идея, дух, нематериальная энергия (энергетизм), «элементы мира» (эмпириокритицизм) и т. п. Лишь в конце XIXв. под влиянием обострения социальных противоречий возрождается интерес к диалектике. Однако она трактуется с позиций субъективизма, иррационализма и пессимистического мироощущения.

Субъективизм (субъект – от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jecio – бросаю, кладу основание) - мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая объективные законы природы и общества. Субъективизм — один из основных гносеологических источников идеализма. Сущность субъективизма состоит в абсолютизации активной роли субъекта в различных областях деятельности, и прежде всего в процессе познания. субъективизм как позиция, не сообразующаяся с природой объектов, ведёт в конечном счёте к отрыву от действительности, к «субъективной слепоте», агностицизму и релятивизму

Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный), обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие иррационализм объединяет разнородные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религиозные и религиозные философские учения, хотя в своём дальнейшем истолковании они и используют формы рационального мышления. Иррационализм с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще. Неогегельянство приходит к так называемой отрицательной диалектике, заявляя, что противоречия, обнаруживаемые в понятиях, свидетельствуют о нереальности, лишь «кажимости» их объектов. У них также наблюдается иррационалистическая трактовка единства противоположноостей, а само единство мыслится как «чудо».

В экзистенциализме (Ясперс, Сартр) диалектика релятивистски понимается как более или менее случайная структура сознания. В познании природы действует «позитивистский разум», диалектический же разум, будто бы черпающий свои принципы из глубин сознания и индивидуальной практики человека, познаёт социальные феномены. Другие экзистенциалисты (Марсель, Бубер) теологически трактуют диалектику как диалог между человеком и богом. И только в рамках отдельных школ (например, неорационализм Башлара) получает выражение, хотя и далеко непоследовательное, диалектика природы.

Экзистенциализм (от познелат. exsistentia – существование) – философия существования, иррационалистическое направление философии, возникшее накануне 1-й мировой войны в Германии и в период 2-й мировой войны во Франции, расходясь с традицией рационалистической философии и науки и трактующей опосредование как основной принцип мышления, экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия самопереживание, экзистенционализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия –в – мире». Бытие толкуется как непосредственно данное человеку существование, как экзистенция (которая, согласно экцистенциализму, непознаваема ни научными ни даже рациональными философскими средствами). Своими предшественниками экцистенциалисты считают Б. Паскаля (1623-1662), М.Ф. Достоевского (1821-1881) и Ф. Ницше (1884-1900).

 

Диалектика и метафизика

 

Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления. Метафизика (от греч. meta ta physika – то, что идёт за физикой, буквально – после физики) – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия, метод подхода к явлениям природы, общества и мышления.

Метафизический метод мышления, противоположный диалектическому, характеризуется следующими основными чертами:

1) природа рассматривается как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга;

2) природа рассматривается как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости. «Метафизическая система, говорит Энгельс, — это окончательно завершенная система всех мировых связей как физических, так и духовных и исторических. Метафизика, замечает он,— это привычка «рассматривать вещи и процессы природы в их обособленности, вне их великой общей связи, и в силу этого — не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные, не живыми, а мертвыми»[49]. На вопрос о том, что такое метафизика и каков ее предмет, Г. В. Плеханов отвечал: «Ее предметом служит так называемое безусловное (абсолютное). А какова главная, отличительная черта безусловного? Неизменность. Оно и неудивительно: безусловное не зависит от обстоятельств (условии) времени и места, видоизменяющих доступные нам конечные предметы; поэтому оно и не изменяется»;

3) процесс развития рассматривается как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным. Развитие понимается как уменьшение и увеличение, как повторение пройденного. Показывая противоположность метафизической и диалектической концепций развития, В. И. Ленин пишет: «При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движения»[21];

4) отрицается наличие внутренних противоположностей в предметах и их (предметов) саморазвитие; единственным источником развития признается лишь столкновение внешних противоположных сил.

Характерной особенностью метафизики является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Метафизическая ходы мысли прошли различные исторические формы. Так, в античности Гераклит подчёркивал одну сторону противоречия бытия — изменение вещей, доведённое софистами до полного релятивизма. Подвергая критике гераклитовский принцип текучести всего сущего, элеаты заострили внимание на другой стороне — на устойчивости и впали в другую крайность, предположив, что всё неизменно.

В новое время метафизика выступила в виде абсолютизации аналитико – классификационных приёмов в познании природы. Постоянно повторяясь в научных исследованиях, приёмы анализа, экспериментальной изоляции и классификации со временем породили в мышлении учёных некоторые общие принципы, согласно которым в «мастерской» природы предметы существуют как бы изолированно, особняком.

В связи с дальнейшим развитием философии и конкретных наук центр борьбы диалектики и метафизики переместился на интерпретацию принципа развития. Метафизическое мышление проявлялось в виде так называемого плоского эволюционизма и различных концепций «творческой эволюции». Если первый гипертрофирует количественные и постепенные изменения, упуская из вида качественные переходы и перерывы постепенности, то вторые абсолютизируют именно качественные, существенные, преобразования, не улавливая их предварительные, постепенные количественные процессы. Таким образом, для метафизики характерно «шараханье» мысли в крайности, преувеличение какой-либо стороны объекта: устойчивости, повторяемости, относительной самостоятельности и др. Единственным противоядием против метафизики и её разновидности — догматизма — является диалектика, не терпящая застоя и не налагающая никаких ограничений на познание и его возможности: неудовлетворенность достигнутым — её стихия, революционная активность — её суть.

Догматизм (от греч. dogma – мнение, учение) – способ мышления, исходящий из того, что любые новые знания могут быть только порождением, следствием неизменных, закостенелых, вечных, абсолютных истин, которые применяются без учёта конкретных условий, места и времени и являются единственным критерием истинности всех суждений и понятий, идей и теорий.

Догматизм – характерная черта и сущность всех религий и отживших религиозных теорий, опирающихся не на знание закономерностей развивающейся действительности, а на те положения некритически, на веру или на основе слепого подчинения, без проверки на практике и без логического доказательства. Догматизм означает превращение науки в догму в худом смысле этого слова, в нечто мёртвое, застывшее, закостенелое[19] Но было бы ошибочно думать, что метафизика не имела никакого основания для своего существования. В XVII—XVIII вв., когда наука занималась в основном собиранием, описанием и классификацией фактов, метафизика сыграла известную положительную роль. Но уже к середине XIX в. стало ясно, что метафизический метод ставит препоны на пути развития науки[12].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.013 с.)