Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектика как метод познания. Основные принципы диалектики. Диалектика объективная и субъективная.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие диалектики (от греч. dialektike techne - искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Сократ, например, рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения или согласования различных и даже противоположных мнений в процессе полемики. Его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений (случаев употребления) к общим понятиям - идеям, выражавшим, по его убеждению, истинно сущее. Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. (книга «Да и нет») Накопленная в веках культура диалектической полемики - умения обсуждать сложные проблемы, выявлять, понимать, уточнять разные, порой противоположные точки зрения - имеет непреходящее значение. Не подавление, не духовное уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать правильный, обоснованный подход к сложным проблемам - таковы цель и назначение диалектики творческого диалога. Формирование диалектики прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов, идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектику. Диалектика в виде стройной теоретической системы впервые предстала в идеалистической философии Гегеля (1770 - 1831). Диалектическим методом он пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие. Но это рациональное познание - особого рода: в основе его лежит диалектическая логика, движущим мотором которой является противоречие. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого понимания - заключён в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую духовную природу. Согласно Гегелю диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Диалектика предстала в виде знания о диалектических закономерностях Существует много категорий диалектики. Сущность, например, это есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления Если сущность - это нечто общее, то явление - единичное, выражающее, лишь какой-то момент сущности. Если сущность есть нечто глубинное, то явление - внешнее, более богатое, красочное. Сущность - есть нечто устойчивое и необходимое, а явление - это переходящее, изменчивое, случайное. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне, во взаимодействии со всем иным. Единичное, особенное, всеобщее являются философскими категориями диалектики, выражающими различные объективные связи мира, а также ступени познания этих связей. Диалектика единичного и общего универсальна, и общее проявляется не иначе как в единичном и через единичное. Философскими понятиями, с помощью которых ранее всего, и притом долгое время, осмысливалось “ устройство ” бытия, служили понятия “ простого-сложного ”, “ части-целого ”. Под частями понимали такие “ предметы ”, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета. Тайна целостности, её несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Учёт диалектического взаимодействия части и целого имеет важное значение в процессе познания. Существуют ещё и другие категории диалектики, как-то: возможность и действительность, необходимость и случайность, форма и содержание, качество и количество, элемент, структура и система. Материалистическая диалектика представляет собой теоретический философский “ образ ” мира в сложном сплетении его связей, взаимодействий, в его изменении, развитии. Существует несколько наиболее важных законов диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные. Закон единства и борьбы противоположностей - это всеобщий закон действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, “ ядро ” материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности, под которыми понимаются такие моменты, которые: 1) находятся в неразрывном единстве, 2) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении, 3) взаимопроникают друг в друга. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Этот закон объясняет объективный внутренний “ источник ” всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Закон отрицания отрицания был впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Он выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория “ отрицание ” означает превращение одного предмета в другой при одновременном “ уничтожении ” первого. Но это такое “ уничтожение ”, которое открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Закон перехода количественных изменений в качественные есть всеобщий закон развития, который констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определённый для каждого отдельного процесса момент приводит к существенным коренным качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Качество - такая определённость предмета, которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. При утрате качественной определённости предмет перестаёт быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов. Количество - это характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих ему свойств, выражаемая в величинах и числах. “ Уравнивание ” качественных различий предметов, приведение их к некоторому единству делает возможным измерение. Диалектика - открытая, творческая система мышления, призванная осмысливать всё новые и новые реалии, проблемы, ситуации с которыми сталкивается человечество и человек на каждом новом этапе своей жизни, своего исторического пути. Каждая диалектическая позиция требует практического её освоения, формирования навыка решения проблем, использования диалектических понятий, анализа.
Универсальные связи бытия: Единичное и общее, сущность и явление. Единичное, особенное, общее . Отдельное - относительно обособленное образование - тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Из сказанного становится ясной ошибочность иногда встречающегося в учебной литературе отождествления единичного и отдельного, рассмотрение единичного'как предмета, вещи, если она одна. Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное - это-вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое. Общее так же объективно, как и единичное. Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности Единичное всегда выступает в одном качестве - как единичное. А общее может выступать в двух качествах. А именно оно выступает в своем качестве, как общее по отношению к меньшей общности, и в то же время проявляет себя как единичное по отношению к более широкой общности. Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория особенного. Следует подчеркнуть, что особенное указывает на сходство, когда выступает в качестве общего, и на различие, когда оно проявляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное - есть и особенное, но всеобщее не может быть особенным. Из сказанного выше следует, что рассматриваемые категории играют большую методологическую роль в процессе познания, а именно: действительное познание заключается в том, что мы в мыслях поднимаемся от единичного к особенному, а от него к общему. Это так называемый индуктивный путь. Но, познав общее, мы его экстраполируем снова на единичное, т.е. переходим к дедукции. В единстве индукции и дедукции проявляется диалектика процесса по- которыми осуществляется указанная организация, называются элементами. Единство элементов и структуры называется системой..Каждый элемент системы является в свою очередь системой, состоящей из других элементов. В то же время всякая система является элементом другой, более всеобъемлющей системы. Системный подход в процессе познания состоит в понимании того, что для более глубокого познания данной системы необходимо бывает выйти за ее рамки и рассмотреть взаимодействие данной системы с другими. Этого требует диалектический, методологический принцип учета всеобщих связей для всестороннего познания конкретных материальных образований. Сущность и явление Категории "сущность" и "явление" необходимы для выработки правильного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется явлением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность - основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей Сущность обычно выступает как общее, а явление - как единичное, индивидуальное. К понятию "явление" близко по содержанию понятие "видимость" (или "кажимость") - неадекватное, извращенное выражение сущности. В ней есть верное и неверное. Трудность познания заключается в отделении искажений от верного выражения сущности в явлениях. И вместе с тем необходимо за явлением вскрыть сущность. Сущность и явление - разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущности, нет сущности без ее проявлений. Сущность является. Явление существенно. Изменение сущности определяет изменение явления. Вместе с тем сущность обнаруживается в явлениях и яе может обнаружиться помимо явления. Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность как общее не может существовать вне отдельных явлений. Она существует только в отдельном и проявляется через него. Познавая сущность тех или иных процессов, наука раскрывает законы, которые ими управляют. Сущность и закон - понятия очень близкие, однопорядковые; закон есть существенная, внутренняя связь, связь внутри сущности или между сущностями. Познание идет от явления к сущности, от внешней стороны вещей к глубоким закономерным связям. Но сущность не дается сразу, вся, а постигается по частям. Раскрыв определенную сущность, познание идет дальше, от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка, более глубокой, и так без конца.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.223.12 (0.013 с.) |