Понятие диалектики. Диалектика субъективная и объективная.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие диалектики. Диалектика субъективная и объективная.



Знания, используемые человеком в своей деятельности – метод. Диалектика в качестве метода есть система принципов, правил, законов и категорий, которыми руководствуется человек в своей познавательной и преобразующей деятельности. Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов прнадлежит Гегелю: идеальное – создаёт всё.

Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии. Метафизика – мир статичен, неизменен. Гегель ввел понятие метафизики как противоположность диалектики. Формы диалектики: 1) Античная (наивная) – Гераклит. 2) Классическая немецкая – Гегель. 3) Материалистическая диалектика Маркса (маркситсткая). 4) Современная диалектика. Опирается не только на марксистскую, но и на естествознание.

Метафизика - 1.то, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории Ф. термин "метафизика" нередко употребляется как синоним философии. В Ф. марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется

на абсолютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. Диалектика - учение о наиб закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основ на этом учении метод мышления.

Уже античн Ф. подчеркнула изменчивость всего сущ, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се иг-рает переход всякого св-ва в противоположное (Гераклит, пифа-горейцы). Первонач. термином Д. обозначались: 1) способн вес-ти спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во классиф-ции поня-тий, разделения вещей на роды и виды. Идеалистич. Д. Гегеля - он впервые представил весь природн, историч и духовн мир в виде процесса, т. е. в беспрерывн движении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движе-ния и развития. Д. - движущая душа всякого научн развертыв мысли. Истинно научное понимание Д. - Маркс и Энгельс, они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. про-цесса и развития познания, обобщ реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. Вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. Противоречие - движущ сила и источник всякого развития.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и

законов. П. целостности: проблема несводимости целостности к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взамовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются

закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе

филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания -

спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные"

стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс,

отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе

связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета. Содержание -совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма- принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие. Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования:система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных

эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т- неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

Материалистическая диалектика как теоретическая система. Элементы диалектики.

Она основана на материальном единстве мира. Основоположник Маркс: идеальное – материальное, перенесённое в человеческую голову и переработанное в ней. Материалистическая диалектика – ядро диалектико-материалистического мировоззрения, метод изучения, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности.

Принципы:- объективности и всеобщности – сознание не только отражает мир. С помощью его человек создает гипотезы и образно мыслит.

- всесторонности – каждая вещь, явление множество связей и отношений.

- развития – главный принцип он объединяет все остальные принципы. Развитие: прогресс и регресс.

Категории- элементы—фундаментальные понятия ,которое отражает общие отношения материальной, социальной действительности и познания.

- единичное(существование отдельных вещей, явлений) и общее(наличие в каждом единаличном того, что есть и в других вещах, принадлежность к определённой системе):они неразрывны между собой , в процессе развития реального мира и его познания единичное может может переходить в общее и наоборот.

- явление и сущность: вещи имеют внутренние и внешние стороны, свойства, нельзя полностью познать предмет сразу. Сущность – глубинные связи и отношения. Явление – отражает внешние , видимые стороны предметов.

- часть (элемент целого) и целое(взаимосвязь частей), элемент, структура, система, форма, содержание

- причина (явление, действие которого при определённых условиях вызывает новое явление, называемое следствие)

- возможность и действительность.

Концепция детерминизма.

Признание универсальной закономерной связи и взаимоднйствия явлений мат . и духовного мира свойственно философским учениям, придерживающимся позиции детерминизма. Сам детерминизм различными мыслителями интерпритировался по-разному. Многие из них (Демокрит, Спиноза,Лаплас, Гольбах), верно устанавливая связь явлений, ограничивалтсь лишь указанием одной непосредственно действующей причины. Сама идея каузальности (причиности) трактовалась чисто механтчески. Игнорировались особенности биологической и социальной причинности. Отрицалась объективная природа случайности. Статические связи и вероятность исключались из поедставлений о детерминизме. Подобные метафизические воззрения в ист . ф-ии сочет . с телеологическими (телеология – учение о цели) конц-ями. Приверженцы телеологии (Аристотель, Шеллинг, Шопенгауэр и др) исходили из идеологической установки о наличии в природе внутренних целей, выступающих в качестве “конечных причин ” развития. Но предписывание целей прилоде неправомерно. Способность к целеполагамию присуща разумным существам. Поэтому только человеческую деятельность уместно объяснить посредством целевой детерминации.

<Открытое общ-во и его враги>. К.Поппер. В этой книге Поппер рассм. идейные истоки тоталитарного общ-ва, кот уходят в историю (конфуцианство, Платон и тд)

В философском познании фундаментальная роль принадлежит принципу детерминизма. Согласно этому принципу, реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими. Признание причинности и закономерности явлений лежит в основе материалистического понимания и научного познания мира.

Современное понимание детерминизма сложилось в результате длительного исторического развития представлений о причинно – следственных связях и закономерностях.

Причина – это явление, которое порождает другое явление. Характеристики:

1. одно после другого,

2. одно порождает другое.

Причинные связи: прямые, опосредованные, отражение (следы магнитных полей на горных породах), взаимодействие (причина испытывает обратное воздействие со стороны следствия, выполняют практически одновременно роль причины и следствия [почва, растение]), информационность, вероятностная причинность.

В классической картине мира до ХХ века во – первых предполагалось, что причинные связи исчерпывают все связи материального мира, а во – вторых причинная зависимость всегда трактовалась как однозначная. Причинная связь порождает воздействие одного объекта на другой. Традиционное представление о причинности исходит из того, что эта связь однозначна, значит можно просчитать и прошлое и будущее. Такой подход называется механистический детерминизм, для него характерно очень жесткое понимание причинных связей и ньютоновский тип законов [классическая механика] (Демокрит, Спиноза и др.).

Кроме вышесказанного особенностью механистического детерминизма являлось то, что детерминация рассматривалась как вызываемая внешними причинами (условиями). Как в механике Ньютона, все процессы определяются предыдущим состоянием и силами, оказывающими действие извне. Отсюда и возможность предсказаний. Также такое понимание называют Лапласовским детерминизмом.

Диалектизация принципа причинности шла в различных направлениях. В механистическом материализме простая схема причинности мыслилась как однозначное соответствие между причиной и следствием. Предполагалось, что одна и та же причина всегда имеет одно и то же следствие, что имеется единственное следствие для каждой причины, однозначным образом вытекающее из этой причины.

Согласно диалектико – материалистической концепции детерминизма, причина и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими связями, то есть необходимым образом. Эта связь может носить статистический, вероятностный характер, и тогда форма детерминации статистическая. Статистическая детерминированность – результат взаимодействия большого числа элементов, индивидуально детерминированных в связи с другими типами детерминации. Статистическая детерминация касается ситуаций, когда имеется несколько альтернатив.

Признание реальности вероятностей, случайных явлений повлекло также диалектическое переосмысление понятия закона. Случайность не отрицает детерминизм, она имеет свои законы, свою обусловленность. Диалектико-материалистический детерминизм включает в себя случайность. В игре случая конечные результаты возникают из определенных условий, по определенным законам. Так, в квантовой теории “одинаковые” физические ситуации могут сопровождаться большим количеством различных состояний. Игра статистически детерминирована. Квантовая механика ограничивает ньютоновскую форму детерминизма. Она не отрицает причинность и закономерность, а их жесткую форму.

Принцип закономерности не требует, чтобы каждое индивидуальное событие всегда происходило одинаково. Универсальная закономерность (коллективная регулярность) совместима в некоторых отношениях с индивидуальными исключениями, нерегулярностью. Это не отрицание, а расширение детерминизма, переход к более богатой, диалектичной его модели, полнее и тоньше отражающей сложные социальные и природные процессы.

 

27.Проблемы развития в философии.

Концепция развития ???????????????7

Понимание действительности в развитии важный аспект диалектического воззрения на мир.диалектика есть "учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде...". Знание законов развития позволяет целенаправленно изменять мир в соответствии с субъективными тенденциями и потребностями человеческой цивилизации.

Мысль о том, что окружающий человека мир, да и он сам не просто со "временем претерпевают некоторые изменения, но находятся в развитии величайшее философское открытие. Философы-метафизики, если они соглашались с идеей развития, трактуют его крайне односторонне, многие из них истолковывают развитие как уменьшение или увеличение, как повторение того, что было, отвергают возникновение принципиально нового. Другие философы (А.Бергсон, С.Александер, Попер) считали, что развитие это цепь случайностей, непредсказуемых спонтанных скачков, прерывающих всякую связь со старым. Часто развитие воспринимается только как прогресс, прямое восхождение от низшего к высшему. Для иных мыслителей развитие видится в неуклонной деградации действительности, в регрессе от высшего к низшему. Возводя в ранг философской концепции развития теоретическое воспроизведение какого-то одного момента действительности (круговорота, повторения, скачка, прогресса, регресса и т.д.), метафизики тем более оказываются не в состоянии ответить на вопрос, в чем причина качественного обновления мира. Ими источник развития переносится во вне: по отношению к миру вообще это Бог (или субъект, или безличный разум, воля и т.п.); применительно же к отдельным объектам вопрос о причине их развития либо игнорируется, либо указанием лишь на внешние воздействия.

Следует заметить, что в современной философской литературе в понимании категории развития выявились в ряде аспектов существенно различные мнения. В частности, некоторые авторы полагают, что идея вечного развития материи (мира в целом) несостоятельна с философской точки зрения и не подтверждается данными естествознания. С их позиции атрибутом материи является движение, но не развитие, поскольку идея бесконечно восходящего развития приводит к признанию начала мира и в конечном итоге к креационизму (к принятию религиозного тезиса о сотворении мира Богом из ничего). Утверждается также, что развитие черта конкретных систем, существующих в определенных интервалах времени. Поскольку же мир вообще, Вселенная не являются единой системой, то к ним неправомерно применять понятия развития и прогресса. Но с приведенными суждениями трудно согласиться. Во-первых, вовсе не обязательно понимать развитие только как прогрессивное бесконечное восхождение. Во-вторых, мир как закономерное движение материи представляет собой единое связное целое, т.е. своего рода суперсистему. В-третьих, неправомерно резко разграничивать понятия "движение" и "развитие". Те, кто отказывают развитию в атрибутивности, не могут объяснить, каким образом их "просто изменяющейся" материи возникает материя развивающаяся. Видимо, будет правильным разграничить понимание развития как атрибутивного способа существования материи и применительно к конкретным системам. Современное естествознание (космология, астрономия, синергетика, физика, биология и др.) подтверждает факт эволюции материального мира, в ходе которой рождаются новые, до того неизвестные организационные формы существования материи. Природа как бы постепенно открывает все новые и новые свои возможности формы бытия , согласные с ее законами. В этом видится известная направленность эволюции. Согласно нынешним воззрениям, развитие Вселенной с момента "большого взрыва", положившего начало метагалактике, в которой мы живем, может быть представлено следующим образом. Первичным по происхождению являются физические структуры и формы движения: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, межзвездный газ, звездные образования. Их эволюция приводит к появлению химических, а затем планетарных структур. Здесь в дальнейшем могут возникнуть и развиваться разнообразные формы жизни, а со временем и социальные структуры. История человеческого общества выявляет процессы развития уже во всей их сложности и противоположности: в соотношении высшего и низшего, простого и сложного; поступательности и необратимости социальных изменений; прогресса и регресса; эволюции и революции; инвариантности и нелинейности и др. Изложенное ранее понимание движения как способа существования материи теперь значительно обогащается категорией развития. Ею выражаются происходящие в действительности изменения в их совокупной интеграции и постепенно формирующейся направленности. Эта восходящая или нисходящая тенденция отчетливо обнаруживается не сразу, а в достаточно крупных и целостных процессах, в известный интервал времени.

Время необходимое условие качественного изменения любой материальной системы. Тем самым известная необратимость процессов оказывается признаком ее развития. Таким образом, развитие как атрибутивное свойство материи суть бесконечный процесс ее закономерного самообновления и самоорганизации, порождение качественно новых форм своего бытия и движения. Применительно же к конкретным объектам развитие это поступательный процесс системно накапливающихся за сравнительно длительный промежуток времени направленных и необратимых их изменений. В различных областях действительности свои критерии развития. Так, для объектов неорганической природы достаточным критерием восходящей линии эволюции можно считать степень самоорганизации и усложнения структуры системы (например, молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным). Переход от одних основных уровней системной организации объектов к другим означает расширение спектра возможностей взаимодействия, изменения этих систем. Для живых организмов критериями развития выступают сте пень адаптации их к условиям существования, степень эволюционной пластичности организма, увеличение автономизации или относительной независимости от среды и т.п. Объективным критерием развития общества является изменение уровня и характера производительных сил, производительности труда.

Дальнейшее раскрытие содержания диалектической концепции развития требует рассмотрения его универсальных законов. Аспект развития наиболее существен в материалистической диалектике. Поэтому всеобщие законы развития обычно называют основными (главными) законами диалектики, а среди них определяющее значение имеет закон единства и борьбы противоположностей.

 

Основные законы развития

1.Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектического противоречия) раскрывает источник развития и формируется : всякое самодвижение и развитие происходит благодаря взаимодействию, внутреннему едиству и взаимопроникновению противоположных, взаимоисключаемых сторон и тенденций предметов,явлений, процессов.

2.Закон перехода количественных изменений в качественные: количественные и качественные характеристики материальной системы связаны таким образом, что на определённом этапе развития изменения количественных приводит к изменениям качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

3.Закон отрицания отрицания (диалектичкеского синтеза): в процессе развития каждая ступень, являющаяся результатом 2-го отрицания-снятия. Представляет собой синтез предыдущих ступеней, где на более высоком уровне воспроизводятся характерные черты исходной ступени развития.

Учение о развитии – диалектика.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.014 с.)