Основной вопрос философии(Энгельс)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основной вопрос философии(Энгельс)



Общественный прогресс — это направление разви­тия человеческого общества, которое характеризуется необратимыми его изменениями во всех аспектах жиз­недеятельности, в результате чего осуществляется пе­реход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества.

Стремление основной массы людей к прогрессу обус­ловлено природой материального производства и опреде­ленных им законов общественного развития.

Критерии общественного прогресса. Определение основы общественного прогресса дает возможность на­учно решать вопрос о критерии общественного прогрес­са. Поскольку экономические отношения составляют фундамент всякой формы общественного устройства (общества) и в конечном итоге обусловливают все сто­роны общественной жизни, значит, общий критерий прогресса необходимо искать прежде всего в сфере ма­териального производства. Развитие и изменение спо­собов производства как единства производительных сил и производственных отношений позволили рассматри­вать всю историю общества как естественноисторический процесс и тем самым раскрыть закономерности общественного прогресса.

В чем заключается прогресс развития производитель­ных сил? Прежде всего, в непрерывном видоизменении и совершенствовании технологии средств труда, что обес­печивает постоянный и неуклонный рост его производи­тельности. Совершенствование средств труда и производ­ственных процессов влечет за собой совершенствование главного элемента производительных сил - рабочей силы. Новые средства труда вызывают к жизни новые произ­водственные умения и постоянно революционизируют существующее общественное разделение труда, приводят к увеличению общественного богатства.

Вместе с прогрессом техники, совершенствованием технологии и организации производства происходит раз­витие науки как духовной потенции производства. Это, в свою очередь, увеличивает воздействие человека на природу. Наконец, рост производительности труда озна­чает увеличение количества прибавочного продукта. При этом неизбежно изменяются характер потребления, об­раз жизни, культура и быт.

Значит, не только в материальном производстве, но и в общественных отношениях мы наблюдаем несомнен­ный прогресс.

Ту же диалектику мы видим и в сфере духовной жиз­ни, которая представляет собой отражение реальных об­щественных отношений. Определенные общественные отношения порождают определенные формы культуры, искусства, идеологии, которые нельзя произвольно заме­нить другими и оценивать по современным законам.

Прогрессивность развития общества определяется не только развитием способа производства, но и развитием самого человека.

Способ производства и обусловленный им обществен­ный строй составляют основу и критерий общественного прогресса. Этот критерий объективен, ибо опирается на реальный закономерный процесс развития и смены об­щественно-экономических формаций. Он включает в себя:

а) уровень развития производительных сил общества;

б) тип производственных отношений, которые сложились на базе данных производительных сил;

в) социальную структуру, определяющую политический строй общества;

г) ступень и уровень развития свободы личности.

Ни один из этих признаков, взятых отдельно, не может быть безусловным критерием общественного прогресса. Только их единство, воплощенное в данной формации, может быть подобным критерием. При этом необходимо иметь в виду то обстоятельство, что не существует полного соответствия в развитии разных сторон общественной жизни.

Необратимость общественного прогресса - закономер­ность реального исторического процесса.

Другой закономерностью общественного прогресса является ускорение его темпов.

Социальный прогресс тесно связан с так называе­мыми глобальными проблемами. Под глобальными про­блемами понимается комплекс общечеловеческих про­блем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные регионы или государства. К ним принадлежат: 1) предупреждениемировой термоядер­ной войны; 2) социальное развитие и экономический рост в мире; 3) ликвидация на Земле вопиющих про­явлений социальной несправедливости - голода и нище­ты, эпидемий, неграмотности, расизма и т.д.; 4) рацио­нальное и комплексное использование природы (эколо­гическая проблема).

Становление названных выше проблем именно как глобальных, которые имеют всемирный характер, связа­но с интернационализацией производства, всей обществен­ной жизни.

Человек как личность.

Важнейшим аспектом проблемы человека предстаёт формирование его как активной личности, духовно богатой и гармонично развитой. В русской религиозной ф-ии господствовало убеждение , что суть личности может быть раскрыта только через её отношение к Богу. В западной ф-ии в трактовке личности представлены две противоположные позиции:биологизаторски-индивидуалистическая и структуралистическая. Приверженцы 1-й отрицают социальную привязанность личности, объясняя её искл-но действием наследственности и нейрофизических структур организма. Пр-цы 2-й, признавая социальную обусловленность л-ти, сводят социум к неким безличным неизменным структурам об-ва и чел духа. Пон-ие личности связано с понятием индивида. Однако понятие индивида отражает целостность конкретного человеческого субъекта с момента рождения, поэтому правильней говорить, что личностью не рождаются, а становятся. Личность – всецело продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Она непосредственно реализуется в соц-ном статусе и соц-ных ролях индивида, в его соц-но значимых поступках и мотивах, побуждениях и т.д. Личность нельзя сводить к только к сознанию человека, его мыслям, мотивам. Л-ть как активно действующий субъектналагает свой отпечаток на всё окружающее. Ядром л-ти выступают ценностно-мировозренческие установки, кот складываются в пр-се воспитания и жизненного опыта индивида. Фор-ние личности пр-ит под возд социокультурных программ как систем функц-их в об-ве ценностей. Уникальность и индивидуальная неповторимость личности включают в себя вместе с тем общность особенностей и свойств в деятельности, потребностях и интересах, в направленности и ориентациях той социальной среды, в которую входит данный индивид.

сущность человека – это его душа, то есть человек есть единство души и тела, но главное – это душа, в душе есть разум, кот. руководит инструментом – телом. Некоторые древние философы выделяли в душе 3 части(напр. Аристотель):1.разумная;2.чуствующая;3.вожделяющая. Аристотель представлял человека как политическое животное. Средневековая философия в понимании человека исходила из его связи с Богом. Человек – подобие Божье. Человек обладает волей, то есть может самостоятельно выбирать между добром и злом. Душа понимается как нечто, имеющее начало, но не имеющее конца. Душа сотворяется Богом и существует вечно. Также в средневековье грех понимается как удаление человека от Бога, как результат извращённого направления воли. Внутренний мир человека – это пеле борьбы между добром и злом. Августин фиксировал две бездны: одна тянет вниз, к греху; другая – к Богу, к богопознанию. Высшая цель человеческой жизни – уподобление Богу, обожествление, то есть подчинения тела душе. В новое время от противопоставления земного духовному. Идеалом считается гармоническое сочетание телесного и духовного. Появились новые трактовки сущности человека.

1. В рационалистической линии(Декарт, Гегель)—сущностью явл. разум.

2. В философии жизни сущность человека трактуется как истинное, бессознательное начало (Шопенгауэр, психоанализ Фрейда). В психоаналитической философии Фрейда сущность человека – это сексуальное либидо с жаждой наслаждений и удовольствий.

3. В др. психоаналитических концепциях, напр. у Юнга, сущность человека выражается совокупностью архетипов и коллективной бессознательностью. Архетипы – это древние формы освоение реальности. В др. концепциях (Ницше) человек – это урод природы, то есть нечто несовершенное У человека есть стремление преодолеть природную недоразвитость, это происходит в соц. среде.

4. В 19в. возникла новая трактовка сущности человека: человек – это искусное существо, способное к активному преобразованию природной среды.

5. Ещё одна трактовка: человек обладает способностью продуцировать образы и создавать какую-либо образную среду.

6. Кассирер считал, что человек – это символосозидающее существо.

7. В 20в. эта проблема стала в центре внимания антропологии (Макс Шелер), науки о людях. В человеке есть дух – это божественное начало в человеке. Определение человека как духовного существа связано с его духовными стремлениями. У др. антропологов (Плеснер) природа человека понимается как трансцендентность.

8. В экзестенциализме первичным у человека явл. существование, кот. задаётся до рождения и предшествует сущности.

9. Маркс считал, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность общественных отношений. Человек реализует свою сущность через практическую(трудовую) деятельность. Соц. связи не есть нечто неизменное, они меняются с практической деятельностью.

В трактовке человека есть 2 крайности: а) биологизация – сведение природы человека к биологическим процессам; б) социологизация – игнорирование природных предпосылок человеческого существа и абсолютизация соц. процессов в природе человека.

Философия наукиъ

Наука – это форма познавательной деятельности человека, специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний.

Научно-философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как общение, интеграция, синтез, всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функций прогноза, формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально научными методами.

На основе общих принципов рационального мира-понимания философская мысль группирует житейские практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики (перенос опыта), она создает философские "эскизы" тез или иных природных или общественных реалей, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально-допустимого, логически, теоретически возможного. Познавательная сила таких "эскизов" тем больше, чем более зрелым является научно-философское понимание. В результате "выбраковки" вариантов, малоправдоподобных или вовсе противоречащих опыту рационального познания, могут быть в принципе отобраны (селекция), получены философские обоснования наиболее разумные допущения. Функция "интеллектуальной разведки" служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно в связи с неполнотой в разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием "белых пятен" в познавательной картине мира. Конечно, в конкретно-научном плане эти пробелы предстоит заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной общей системе миропонимания. Философия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта должна сначала набросать мысль. Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо связанные между собой фрагменты знаний; у него сильна потребность в целостном не разорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых каждая своей областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача. Философия же вносит весомый вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.

Интеграция, универсальный синтез знаний сопряжены также с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их "стыковке", согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах антиномиях (противоречиях в логически доказуемых положениях), познавательных дилеммах, кризисных ситуациях в науке, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль. В конечном счете такие затруднения связаны с проблемами соотнесения мысли (языка) и реальности, т.е. принадлежит к извечно философской проблематике.

Кроме задач, родственных науке философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, но обосновывает.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его "устройства", общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общие мировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер. Конечно, для научно-философского мировоззрения очень важна опора на науку. Однако уяснение основополагающих принципов человеческой жизни предполагает обращение не только к науке. Философия призвана осмыслить весь сложный комплекс общественно-0исторического бытия людей.

Религия и философия

Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны. Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда даже призается различие между фил и рел как отдельными формами общ сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя фил.

Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении обнако верховного авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти от бога.

Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно максизму, религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложеа система ценостей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.

Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеолог причины вязаны с трудностями истолкования фундамент достижений естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму а папа римский неоднократно проповедывал, что достиж современой физики прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями тказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравств основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззреии.

Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение П.Тейара де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел как цель эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил знания духовных абсолютов и норм.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.008 с.)