Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественное и индивидуальное сознание их взаимосвязьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сознание специфическое свойство высокоорганизованной материи. С этой позиции оно предстает как социальная форма отражения, интегрирующая в себе все его последовательно возникающие в процесс эволюции природы и общества черты: вторичность и изоморфность в отношении отражаемого (физическое отражение), информационность(физиологическое отражение), субъективность (психика), идеальность (сознание человека). Поскольку же человек существо социальное, то проблема сознания приобретает еще одно важное измерение идеологичности. Сознание индивида и общественное сознание образуют противоречивое единство. Сознание индивида формируется в многообразных общественных отношениях, в его деятельности, в непосредственных усилиях самой личности. Специфическим качеством и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысления своих поступков и отношения к другим людям. Самосознание развивается в процессе утверждения человека как личности. Осознание себя результат многообразной деятельности человека и общения с другими людьми. Оно проявляется в самоконтроле личности, самосовершенствовании, ответственности в социальных действиях и самокритичности. Уникален духовный мир и сознание личности. Но каждый человек тысячами различных нитей связан с социальными общностями разного уровня. Тем самым индивидуальное сознание содержит в себе не только сугубо личностное и частное восприятие действительности, но и испытывает общее с другими людьми отношение к ней. Вместе с тем, хотя общественное сознание и не обнаруживается вне сознания отдельных индивидов, оно вовсе не исчерпывается им. В групповом (общественном) сознании возникает новое качество отражения. Для индивида оно выступает как пестрая совокупность чувств и мыслей, функционирующих в обществе. Многие из них ему близки и он воспринимает их как собственные, иные кажутся неприемлимыми и не всегда понятными (специализированное сознание). Воздействующее на индивида общественное сознание может проявляться в разных его состояниях: социальное чувство, общественное настроение, общественное мнение, традиции, идеалы, нормы, теории и т.д. В том случае, когда интересы какой либо группы людей (нации, политической партии, военного клана, религиозного объединения и т.д.) получают четкое выражение в некоторой системе идей, мы и имеем дело с идеологией. Под идеологией понимается совокупность теоретически оформленных воззрений, обеспечивающих конкретному социальному субъекту обоснование своих целей в сохранении или изменении наличных общественных отношений. Идеология это сознание, цементирующее массовые действия и канализирующие их в определенном направлении. В обществе с противоположными классовыми социальными устремлениями неизбежно возникают взаимоотрицающие друг друга отношения (милитаристская и пацифистская, расистская и гуманистическая, националистическая и интернациональная, тоталитаристская и демократическая, религиозная и атеистическая). Идеология оказывается ложным сознанием, "превращенной формой теории", если образующие ее идеи возводятся в ранг непререкаемых догм и абстрактных истин, не допускающих ни малейшей терпимости по отношению к любой иной системе взглядов. Сферу общественной психологии составляют как динамично меняющиеся духовные процессы (общественные настроения и мнения), так и сравнительно консервативные феномены сознания (обычаи, традиции, черты национального характера). В практике повседневной жизни людей (в сфере обыденного сознания) элементы идеологии и общественной психологии предстают в их недифференцированном единстве как регуляторы многоаспектной социальной деятельности. Наряду с общественной психологией и идеологией, которые можно понимать как различные уровни общественного сознания, в нем выделяют еще ряд его форм. Формы общественного сознания различаются по объекту отражения и социальным функциям. Так, политическое сознание касается сферы классовых, национальных, межгосударственных отношений. Оно объединяет людей в борьбе за коренные интересы соответствующей им общности (класса6 партии, государства и т.д.). Правосознание выражает волю общества (класса) по обеспечению приемлимых для него норм социальной жизни. Нравственное сознание регулирует поведение человека в отношениях с другими людьми. Свои важные функции выполняют и другие формы общественного сознания: эстетическое, религиозное6 наука, философия. Многообразие взаимодействий друг с другом феноменов сознания, его различных структур, уровней и состояний образует специфическое качество человеческой жизни пространство социальных субъективных реалий, мир ее духовности. Мир духовности В недавнем прошлом понятия «дух», «душа», «духовность» вспоминались в философской литературе прежде всего в связи с рассмотрением различных религиозно-идеалистических учений. В них этой проблематике всегда придавалось первостепенное значение. По многовековой традиции различаются такие эпифеномены сознания, как «дух» и «душа». У Платона и Аристотеля, например, дух предстает как перводвигатель космоса и формообразующее начало. У Гегеля дух есть абсолютное; необходимое развитие вечной идеи. Он различал «субъективный дух» (феномен индивидуального сознания), «объективный дух» (трансформации ид ей в социальных реалиях гражданской и политической истории человечества) и «абсолютный дух» (метаморфозы мирового разума в общественном сознании — искусстве, религии, философии). Для Н.А.Бердяева само бытие есть жизнь духа, предшествующая всякой науке, всякому познанию, всякому мышлению; дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность; Бог есть дух, он реально присутствует в жизни святых, мистиков, людей высокой духовной жизни и в человеческом творчестве. При всей мистификации сознания (духа) в подобных религиозно-идеалистических воззрениях верно фиксируется его существенная черта быть определяющим побуждением человека к активности и преобразовательной деятельности. Что же касается «души», то представления о ней возникли еще во времена господства анимизма. Древние люди трактовали душу как особую силу, обитающую в теле человека и животного, покидающую его во время сна или в случае смерти. Широко были распространены идеи переселения душ (понятие сансары в древнеиндийской мифологии). В отличие от идеализма, наделяющего «дух» и «душу» сверхприродными качествами (абсолютности, вечности, бессмертности, космического творения и т.д.), материалистическая философия всегда стремилась объяснить духовный мир личности естественными причинами. Вместе с тем это не должно означать неприятия самого различения «духа» и «души» как особых аспектов сознания. Понятия духа и души имеют не только значение, приданное им в религиозно-философских учениях, но они обладают и вполне научным рациональным смыслом. Дух как выражение прежде всего ценностных структур сознания есть высшее средоточие интеллектуальных сил, воли и эмоций человека в его социальных действиях. Душа же — это нравственно-психологическая сторона сознания человека, характеризующая сопереживание им межличностных отношений и человеческих действий. Дух концентрирует ценности сознания в идее, душа выражает их во внутренних чувствах. В своем синтезе дух и душа как взаимодополняющие друг друга составляющие сознания человека и образуют феномен его духовности. В зависимости от доминанты внутренней жизни людей могут быть выделены различные типы духовности: эстетический (ориентация на идею красоты и чувство эстетического удовольствия), моральный (акцентирование идеи добра и чувства справедливости), сциентистский (установка на идею знания и чувство реальности), религиозный (вера в идею Бога и чувство смирения), философско-гуманистический (признание идеи человека как высшей ценности и чувство целостного мировосприятия). Несмотря на ценностные различия отмеченных типов духовности, всем им свойственны высокие качества любви к ближнему, милосердия, доброты, ответственности перед другими людьми, верности идеям и идеалам, сострадания, терпимости, чувства собственного достоинства, долга, совести, чести, свободы, искренности, жалости и др. Без такого рода эмоций и идей невозможен социум, совместная человеческая жизнь. Напротив, проявлениями бездуховности будут цинизм и нигилизм, невежество, отсутствие идеалов, нравственная непросветленность эмоций, рабская зависимость человека от низменных вожделений и примитивных влечений, общественная неразвитость чувствований, нетерпимость к инакомыслию, агрессивность поведения, ненависть, злобность, жестокость и т.п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.231 (0.009 с.) |