Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проповедничество в жизни пастыря↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История гомилетики Начало. Проповедь берет начало с нагорной проповеди Христа. Свойства: простота, безыскусность, доступность и понятность. Связано это с тем, что вера была весьма сильна и благодатные дарования были настолько видны, что не было необходимости к подготовке. Проповедь звучала из сердец. Благодатное вдохновение до 2-го века было источником проповедей. 3 в. Школа Оригена становится известной. Ориген учил, что христианскому проповденику необходим труд и теоретическая подготовка, что свидетельствует о том, что вера теряет свою силу. Пастырю нужно было знать, о чем говорить. Ориген стал преподавать риторику. Когда человек говорит не от сердца, уходит простота, а приходит ложное мудрование и правильные мысли могут отягощять проповедь, если выражены неверно. Церковную проповедь начинают наполнять элементы искусности и искусственности. Общаясь по заранее созданному плану мы не можем отвлечься от него, боясь растеряться. Проповедь становится плодом творчества. Каждый пастырь, приступая к проповеди, ознакамливался с трудами предыдущих, что не лишает такие проповеди самобытности и достоинства. Ориген уделял не мало внимания действию благодати Божией на проповедника. Пастырь должен с достоинством, подготовив себя, вести пасомых ко спасению. 4 век. Появление гомилетических сочинений апологетического характера. Сила слова была настолько велика, что не было необходимости в гомилетическом руководстве. Это было плодом того, что каждый проповедник внимательно относился к своему образованию. Списывать в то время было не у кого, нужно было потрудиться самому. 5 век. Появление теоретических руководств по проповеди. Постепенно уровень благовествования снижается. Руководства: сочинение Августина «Христианская наука», Григорий Великий, папа римский «Правило пастырское». В русской Церкви такие пособия появились спустя 10 столетий. В 1665 г. в Киеве архим. Иоанникием (Волятовским) составлено пособие по теоретической подготовке проповедников «Наука, альбо спосаб зложення сказаня». 1720 г. рекомендация в духовном регламенте архиеп. Феофана (Прокоповича) о наставлении проповедника. 1776г. «О должностях пресвитеров приходских» архиеп.Георгий (Кониский), еп.Парфений Смоленский. В книге сказано об обязанностях и вопросах пастырства и проповедничества. Сперанским были составлены правила высшего красноречия 1793г. (составлены). Вышли в свет при Ветринском в 1844г. 1846 г. – выход руководства по гомилетике Якова Космича Амфитетарова (проф. К) «сочинение о церквоной словесности или гомилетика. Назарий Поворов «Руководство к церковному собеседованию или гомилетика». Пивницкий «Церковное красноречие и его законы». Представлена гомилетическая система, рассмотрены законы гомилетики. Ряд статей Тареева «Критические очерки по вопросам гомилетики». 1915 г. Триодин «Принципы красноречия и проповедничества» о необходимости гомилетики и проблемах, актуальных в нач 20-го века. Ветелев «Курс академических лекций по гомилетике». Курс академический лекций по теории и практике православного проповедничества. Тодор Тодоров «Омилетика» 1960 г. Пособие архиеп. Феодосия (Бильченко) «Гомилетика, теория церковной проповеди». В России гомилетическая наука небогата, опыт воспринят из Византии в 10 ст. Проповедь представляла собой не столько сухое изложение материала, но изложение материала из внутреннего чувства. Пастыри не столько учили, как делать словами, сколько своими проповедями были примерами для подражания.
Условия успешности проповеди Молитвенность и вера. Постоянное чтение и изучения Св.Писания и Предания. Забота о своем спасении (личный подвиг, борьба с грехами). Забота о спасении своей паствы. Любовь к Родине. Органическое вынашивание проповеди (в течение недели). Подготовка к проповедничеству Перед проповедью нужно изучить ряд теоретических дисциплин: русский язык, риторику, гомилетику. Нужно овладеть литературной речью. Хорошей подготовкой к проповеди является письменный пересказ, изложение текстов священного Писания, житий святых, притчей Христа. Пересказ позволяет в последующем лучшему усвоению ораторских навыков, изложения в устном формате. Далее в составлении проповеди является нравственное приложение по прочитанному фрагменту, практического прикладного вывода на основе приведенного ранее текста. Нраственное приложение д.соответствовать запросам паствы и предыдущему изложению. Нравств.приложение обязательно в проповеди. Если цель поучения – осведомление о цели собрания или какое-либо повествование, то нравственное приложение м.б.пропущено. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ПРОПОВЕДИ. Ее части Проповедь м.б.четырехчастной или трехчастной. 1 Вступление, 2 изложение, 3 нравственное приложение, 4 заключение. Вступление вводит слушающих в курс дела, повторение проповедником темы для самого себя. Составление плана простейшей проповеди происходит до составления проповеди. Если на основе жития святого, то план включает: основные этапы жизни, основной подвиг (описание) перетекает в нравственное приложение. Для начала проповеди можно использовать небольшие евангельские отрывки (притчи). Прием углубления содержания текста посредством использования текстов Св.отцов, Св.Писания. Прием противопоставления. Оттеняет основную мысль, придаст глубину. Прием психологической и образной наглядности. Сравнения и образы. Цели составления плана: 1) приведение в порядок мыслей проповедника; 2) избегание повторов, последовательность изложения. Основная хар-ка: четкая внутр.стр-ра. Характеристики текста, достигаемые посредством плана: единство темы и содержания, единство всей проповеди; полнота; многообразие риторич.оборотов, красноречие (помогает проповеднику избежать повторений в тексте); последовательность изложения, симметричность; Нравственное приложение м.б. двух- и трехчастным. Нравств.приложение трехчастное: Вариант1. 1) объяснение (толкование), 2) доказательство (раскрытие т.зр.проповедника), 3) применение (приложение к современной жизни). Вариант2. 1) тезис (нравственный идеал, позитивное утверждение, смысловое ядро), 2) антитезис (пример противоречия идеалу), 3) синтез (практич часть). Нравств.приложение двухчастное: Вариант3. 1) отриц. т.зр, 2) положит т.зр. – полемический вариант. 4 формы проповеди: Слово, Беседа, Поучение, Речь. Самая развитая форма проповеди – слово, самая неразвитая – поучение, среднеразвита – беседа. Если берем Б или П, то в них наличествуют все части проповеди. Если форма – С, то там есть все 4 части, но фактически их 6. Части разделены на детали. Если форма – Р, то там отсутствует нравств. приложение, т.к. данная проповедь касается случаев торжеств.хар-ра событий жизни Церкви, гос-ва. Форма проповеди Слово. Наиболее развитая форма проповеди, требует от проповедника наибольшей подготовки. 0 часть. Текст. М.использоваться догмат, догматический вопрос. 1 часть. Вступление. Обращение к присутствующим с кратким раскрытием вопроса, по которому говорится слово. 2 часть. Предложение. Слушающим предлагается обратиться к разбору вопроса. 3 часть. Разделение. Рассматриваемый вопрос разделяется на части. (Анализ состава темы). Делается для того, чтобы слушатели понимали, что будет раскрыто в проповеди. 4 часть. Изложение (разъяснение). Основная часть. Раскрытие содержания проповеди. 5 часть. Приложение. Актуализация для сегодняшнего дня, ориентация на практику в современной жизни. 6 часть. Заключение. Синтез. Выводы.
Вступление к проповеди. Обычно 3 предложения. Свойства: краткость, связность, ясность, однозначность восприятия, выделение интонацией, неожиданность. Заключение проповеди. Варианты: резюмирование (подведение итога), призыв к действию (исходя из нравственного приложения), вывод посредством приведения противопоставления, цитата текста из Св.П. или отцов, молитвенное обращение, молитва славословия святого. Свойства: выделение темы проповеди.
Форма проповеди «Беседа». Гомилия – общедоступное слово для всех присутствующих, искренность, безыскусственность. Основной акцент – на внутреннем содержании слов проповедника. Наставления произносились без предварительной подготовки. Могла прерываться вопросами слушающих. Гомилия изъяснительная – проповедь, нацеленная на изъяснение слов Св.П., сохранившая все черты беседы. Ход рассуждения проповедника не играет существенной роли, а определяется текстом Св.П. Ориген стал основателем проповеди – беседа. Изъяснение библейского текста. Приводилось всецело содержание текста. Развитие гомилий – беседы Иоанна Зл. Отличается от Оригена тем, что опускаются тонкости текста, а делается акцент на догматическом значении вопроса. Проповеди Ин.Зл. создавались, исходя из тех запросов, к-рые существовали в его время. Экзегетич беседа перешла в разряд достаточно конкретных, имела научный хар-р, но не утратила своей близости к слушающим. С востока проповедь переместилась на Запад. Там беседа получила свое развитие. Наиболее употреблялась изъяснительная гомилия, нравственная, практически не развивалась. Но она до сего дня не утратила своего значения. Нравсвтвенное наставление нужно делать на основе исключительно Св.П. не для научности, а для нравственного возрастания. Даже жития святых требуют толкование в ключе прикладного характера. Материалы для беседы: отрывки из Евангелия, Апостола, литургич тексты, жития, части катихизиса. Беседы имеют много тем. Для составления проповеди применяется аналитический подход. Элементы беседы – основная часть и нравственное приложение. Беседа, имеющая нескольоко тем представляет собой сборник миниатюр, которые могут быть подведены по особый итог. Задача проповедника при беседе - раскрытие смысла текста. Экзегетические беседы, аналитико-экзегетические беседы – проповедь, содержащая толкование Св.П. такая проповедь д. стать основой назидания. Соразмерность приводимых образов по времени не обязательна. Форме проповеди Поучение имеет только одну тему. Четырехчастная форма построения наиболее характерна для поучения. Такое строгое схематическое составление помогает наилучшему восприятию проповеди. Изложение и нравственное приложение существуют на своем месте и не чередуются, т.к. на одну тему мо.б.рассмотрен только один нравственный вывод. М.б.изложены различные аспекты темы, но все они будут относиться к одной теме.
Особенностью поучения явл-ся образность и наглядность изложения материала. Слушающие д.видеть практическое приложение. Темы для поучений могут выбираться не очень сложными для разъяснения, но актуальны для паствы. Не д.б.лишена доступности и ясности. Для поучения не характерно исчерпывающее раскрытие вопроса. Исчерпывающее изложение характерно для формы проповеди Слово. Язык поучения простой и понятный для любого слушателя. Т.к. тема одна, то она д.б. интересна слушающим. Ориентируется на нужды паствы, учитывает их религиозные запросы. Форма проповеди РЕЧЬ Имеет особое строение, значение и содержание. Начало берет с похвальных речей (мученические акты 2в.). с периода расцвета церковного красноречия. Одна из самых ранных форм проповеди. Исходный момент проповеди – какое-л событие из жизни церковной (праздник, освящение храма, памятные даты, начало-окончание учебного года, встреча высокопоставленных лиц, стихийные бедствия). Публичное поздравление носит формат не проповеди. Речь не обязательно посвящена духовно-нравств. стороне события. Отличается строгой тематикой и формой построения. Состав речи: обращение, вступление, указание предмета речи, изложение, пожелания, заключение. (нравств. приложение, поучение не предполагается). Деление речей: приветственные, благодарственные, поздравительные. Свойства речи: краткость слога, оригинальность, динамическая сила.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОПОВЕДИ. Ясность и доступность для слушающих, однозначность высказываний. Речь д.б.литературно правильной, чистой от лишних слов, просторечий. По построению фраз речь д.приближаться к разговорной. Длинные предложения сложно придумать, сложно выучить, еще сложнее воспринимать на слух. Паузы м-ду предложениями – время, чтобы подумать над смыслом сказанного. Они используются для акцентирования внимания на важных местах. Библеизм языка проповедника. Использование слов, выражений, образов из Св.П. для приближения языка проповедника к священному языку Библии. Присутствие специальных терминов: благоговение, грехопадение, таинство, благолепие. Язык должен быть исполнен благоговения. Проповедь начинается с молитвы. Благовествовать о спасении. Христос Спаситель. Пресвятая Дева Мария. Благовение свойственно речи тех, кои благочестивы и благоговейны в своей жизни. Связность речи в ходе проповеди. Связь м-ду предложениями. Можно ставить вопросы, к-рые помогут раскрыть проповедь или затронуть основные моменты. Цитация. Лучшей цитацией являются отрывки из Св.П. и Св.Отцов, к-рые признаны всеми. Цитаты из худ.лит-ры могут отвлекать от основного смысла проповеди внимание слушающих. Уместно употреблять сравнения и образы, доступные слушающим, повторы (отрывки из Св.П., вопросы). Эти приемы имеют несамостоятельное, подчиненное значение. Переизбыток может привести к перенасыщению и потере внимания. Внутреннее содержание имеет решающее влияние на слушающих. Проповеди по содержанию: - По направлению и цели: учительно-просветительная (задача: научение христиан основам веры, преподание догматич. истин); нравственно-назидательная; аскетическая (с указанием на внутренние аспекты жизни христианина). - По способу составления и изложения: составление по образу научной статьи (изложение основ вероучения, иторич события, описывае в пр.) – недостаток – отвлеченность и схоластичнось. Темы и предметы проповеди 1.Истинно-догматические. Основные положения вероучения. Догматический вопрос может стать поводом к написанию проповеди. Священный текст является единственно истинным источником. Вероучительные истины лучше усваиваются в храме. 2. Нравственные нормы. 3. Богослужение, таинства и обряды. Раскрытие сути богослужения. Изъяснять богослужение лучше в форме беседы после вечернего богослужения, после всенощного бдения. Проповеди по временам церковным. Праздничные проповеди. Праздники Господские, Богородичные, бесплотных сил, святых. Проповеди в дни поста. О подвиге, грехах, духовной брани, покаянии. Проповеди в дни гос.праздников.
Лучшим живым примером для христиан являютс святоотеческие жития, а не жизненные примеры из современности. Раскрываемые истины должны иметь вид церковности. Этапы роста проповедника По тетради. Чтение. Наизусть. Рассказ подготовленной проповеди. По плану. Импровизация Экспромт. Без предварительной спец. подготовки. По необзодимости. Подготовкой явл-ся весь предшествующий проповеднический опыт.
Настроение проповедника Д.б. хорошим. У нравственного проповедника настроение сосредоточенности д. проявляться ч-з молитвенный настрой. Молитвенность – одно из гл.условий пропведи. Внутр. состояние д.б. молитвенным. Голос д.б. спокойным, но громким. Богатство интонации, ритм, задушевность. Риторические вопросы и паузы. Все д.б. предельно естественно, не д.б.актерства, наигранности. Пастырь д.взывать, не к чувствам и сознанию, но к сердцу. Слова пропведника д.проникать в сердце, для этого они д. исходить из сердца. Проповедь призвана пробудить в человеке те чувства и мысли, которые ничем другим уже не пробудить. Иногда уместен пафос. Но он д.б. естественным. Дикция, скорость речи, интонация зависят от настроения. Чем больше проповедник опирается на свой духовно-нравственный опыт тем более действенной будет его прповедь. Личный опыт богооткровения у всех разный, поэтому универсального рецепта по созданию проповеди нет. Разных людей будут интересовать разные вопросы. Если не знаешь аудитории, то в проповеди нужно сочетать элементы и вероучения, и нравоучения, и обращение к Св.П., как подтверждению. Это м.б. пробная проповедь для выяснения проблем и интересов слушающих. Суть психологического воздействия проповеди на слушающего. Вначале проповедь воспринимается ушами и умом. Но призыв д.б.не столько к уму, сколько к сердцу. Ближайший эффект – приподнятость настроения о том, что есть путь ко спасению. Отдаленный эффект – внутренний анализ сказанного, осознание своей духовной реальности, возрастание духовных плодов. Чем сильнее пропведник вскрывает греховность слушающих, тем больше ч-к будет уповать на Бога и находить в себе силы к делам для спасения. Пропоедь д.б. прожита в сердце. Проповедник должен видеть конечную цель проповеди и направлять усилия к ее достижению. АПОЛОГЕТИЧЕСКАЯ ПРОПОВЕДЬ Отсечение ложных учений, антицерковных, неправославных. Задача: научить отличать истинное от ложного, защитить христиан от современных болезней общества. Апологет не сообщает принципиально нового. Однако он напоминает о догматических истинах, которые поддерживают чистоту веры, являются стержнем в распознании добра и зла. Первое проникновение греха в душу – прилог. Апологетическая проповедь призвана к тому, чтобы на втором этапе – прилога христианин мог распознать грех. Цель апол.проповеди – в том, чтобы пастырь воспользовался добровольным посещением людьми храма, чтобы насадить в них истины христианских ценностей и морали. Особенности проповеди. Исследование лжеучений, которыми увлечены члены паствы (йога). Не стоит опровергать неизвестные пастве практики и лжеучения, чтобы не создать интерес. Распознание причины увлечения христиан неистинным учением. Указать на два вида заблуждающихся людей: умные, вникнувшие в учение; испорченные сердцем, развращенные инстинктами, но не имеющие глубоких познаний в учении. Проповедь применима для умных. Человек, порабощенный грехом не м.б. переубежден логикой. Во втором случае проповедь д.б. обличительной. Проповедник апологет д.увлечь слушателей. Проповедь – это не только нравственное наставление, но и апология, защита вероучительных истин перед слушающими. Проповедь – не лекция по догматике, или аскетике. Она является благовествованием, ведущим ко спасению. Виды проповеди Императивность «Милосердие – это...» раскрытие в полноте Достоверность если мы не милосердны, то ответственность за это..., то на нас это отразится... Необходимость наличие милосердия приводит к..., отсутствие милосердия приводт к... Возможность призвание слушающих к деланию Импликативность заключение. Если..., то..., иначе...
Аскеза. Необходима для всех. Помни, что аскетизм – это подвиг ч-ка на пути ко спасению, это христианство в действии и размышлении. Это мировоззрение христианина, его жизнь (теория и практика). Аскетизм основывается на опыте представляет собой целостность теоретич и практич знаний. Знания мб связаны с тяготами и радостями. Это удел не только затворников, но и жизненный опыт христианина, его ответ на призыв Бога каждому. Аскетич путь строится на смирении. Пастырь д призывать хр-на к покаянию, смирению. В этом – особть аскетич проповеди.
Состав проповеди. Прежде написания проповеди нужно продумать ее состав, план. Четырехсоставное строение (наиболее частое) Трех- и четырехсоставная проповеди м.б. тождественными. Вступление Изложение. Нравственное приложение Заключение. Вторая и третья части м.б.объединены в одну. Есть проповеди (Речь), имеющие только три части, которые не имеют нравственного приложения. Н.часть = изложение + нрав.приложение Перед написанием проповеди лучше ознакомиться с материалом, а потом составить план. Далее писать проповедь. Хар-ки проповеди: единство, полнота, многообразие, последовательность (логич.связность), симметричность (вступление и заключение, изложение и нр.приложение. Пары имеют равные по времени части, 2 и 3 части обычно больше, чем 1 и 4). Вступление призвано обратить внимание, привлечь к теме, личности проповедника (не только голосом и интонацией, но и содержанием). Изложение Нр.приложение – призвано наставить слушающих, согласно изложению. Заключение – итог сказанному. Варианты построения Нр.Прил. 1вар Объяснение, док-во применение. 2 вар. тезис, антитезис, синтез 3 вар. Положит т.зр, отриц.т.зр. Формы проповеди: беседа, поучение, слово, речь. Различие беседы и поучения. Хар.черты, части. Внеш сторона изложения пропведи. Правильная речь. Культурно-правильная, но не идеально-книжная. Уместное употребление слов Св.П. Благоговение в произнесении. Ясность речи – следствие ясности ума. Простота и выразительность. Не всякое красноречие полно достойного содержания. Стиль. Допустимы худ.приемы, придающие красоту, способствующие усвоению содержания. Уместные повторы. Виды проповеди. По направлению и цели. Учительно-просветительный, нравственно-назидательный, аскетический. По способу составления и изложения. Как научные статьи – осн.вн.истории или экзегезе. Вероучительные – основное – вероучение, подкрепляемое выдержками из Св.П. Способы произненесения. По тетради. 2. Заранее заученная. 3. Импровизация (пересказ). 4. Экспромт (без подготовки, в голове – тема, возможно только план) Предметы поучения. Истины догматические и способы их раскрытия Наравственные истины Богослужебные таинства и обряды. Применительно ко временам церковным. Соотнесение с богослужебным кругом. Внутренний характер. Основание на Св.П. Призывать к спасению. Действенность. Радование. Проповедь д.б исполенна радости, благоговения, внутренней собранности.
1) Что же такое живое слово? Понятие о живом слове могло сложиться во всей полноте и ясности только в христианском мире и, без сомнения, заимствовано из Библии. По буквальному смыслу оно есть слово дающее, возбуждающее и направляющее жизнь. Прежде всего в высочайшем смысле это значение его принадлежит слову творческому: "да будет…" "и бысть…" (Быт. 1, 1 – 24). "Той рече и быша, той повеле и создашася" (Пс. 32, 9). Архим. Амвросий называет «живым словом» импровизацию. Импровизацию следует отличать от заученной наизусть заранее составленной проповеди. Основная работа по обращению продуманного материала в слово совершается в храме во время самого произнесения. В это время проповедник как бы вступает в особое живое общение со своими слушателями. Это чувство общения сообщает проповеди особую искренность и живость, как бы подсказывает проповеднику отдельные слова и выражения. 2) Различия между словом устным и писанным. Когда говорят по тетрадке, то углубление в нее или частое заглядывание скрывает от слушателей лицо и глаза оратора, в которых наиболее выражаются его внутренняя жизнь и сила ощущения, — и тем ослабляют впечатление речи на его слушателей. Искусство отчетливого и сильного выражения мысли в голосе и даже телодвижениях, где они нужны, у оратора связываются тем, что за содержанием речи он постоянно должен обращаться к тетрадке или к листку, который он иногда вертит и мнет в своей руке. Чувствуя себя, таким образом, привязанным к тетрадке, оратор, незаметно обращается в чтеца. Все это вредит полному вниманию и сочувствию слушателей, хотя они по содержанию речи и отдают оратору справедливость, но скорее как мыслителю и писателю, нежели как оратору. От всех этих недостатков в произношении речи свободен оратор, говорящий наизусть: он беспрепятственно смотрит на слушателей во все стороны, влияет на них одушевлением своего лица и глаз, следит за силой впечатления, им производимого, может усиливать голос и видоизменять его выражение по усмотрению, наконец, свободой и отрешением от тетрадки он обнаруживает силу дарований и присутствия духа, не остающихся без значения относительно впечатления на слушателей. Как научиться? 1) Итак, главный совет проповеднику, приготовленному к своему служению воспитанием и образованием и сознающему в себе возможность и способность к импровизациям, один: выходи на кафедру и говори. Здесь, прежде всего, руководительницей служит сама природа или личные таланты и особенности каждого проповедника, которые могут выясниться только при употреблении их в дело, или на самой практике импровизаций. 2) При первых опытах импровизации не нужно решаться говорить в больших храмах при большом стечении народа (чтобы не впасть в смущение), а пока говорить лучше всего перед снисходительным судьей – нашим простым народом. 3) Но привыкнув говорить в церкви, он не должен думать, что может говорить свободно везде и при всех условиях. 4) Импровизатор должен непременно иметь в готовности, так сказать, в устах первое слово, с которого найдет приличным начать проповедь. При неимении этого слова в готовности проповедник будет поставлен в затруднительное положение 5) Стоит вспомнить начальные слова, и остальные пойдут своим чередомю 6) Слушать опытных импровизаторов, если можно чаще, учиться у них самообладанию, спокойствию, плавности, последовательности речи, но бояться перенимать личные, им собственно принадлежащие приемы и особенности, как в складе речи, так и в ее выражении; приемы каждого оратора обуславливаются его личными дарованиями и природными свойствами. 7) Каждый должен быть самим собой, если не хочет быть странным. 8) Нужно приобретать спокойствие, самолюбие и самообладание. 9) Кто говорит скоро, говори как можно тише, кто говорит медленно, говори еще медленнее. Весьма полезно в начале слова выражаться в форме вопросов, на секунду приостанавливаться, взглядывать на слушателей, чтобы таким образом, совершенно освоиться с положением и всей своей работой. 10) Для успешного приучения себя к импровизации, необходимо как можно скорее и чаще упражняться в них, так как здесь все зависит от навыка. 11) Не смущаться, если потеряется мысль, а нужно сделать паузу, собраться и ухватиться за первую мысль, подходящую по теме и потом сразуже возвратиться ясность взгляда на все предстоящие слова. 12) как долго может или должна продолжаться импровизация? Здесь все зависит от личности и способностей импровизатора: один спокойный и твердый может говорить дольше, другой, пылкий и нервный — говорит меньше потому, что скоро утомляется и, так сказать, расходуется. Поэтому, импровизатор относительно положения своей речи должен смотреть не столько на остающееся еще перед ним количество мыслей, которые он предполагает раскрыть, сколько на душевное состояние.
История гомилетики Начало. Проповедь берет начало с нагорной проповеди Христа. Свойства: простота, безыскусность, доступность и понятность. Связано это с тем, что вера была весьма сильна и благодатные дарования были настолько видны, что не было необходимости к подготовке. Проповедь звучала из сердец. Благодатное вдохновение до 2-го века было источником проповедей. 3 в. Школа Оригена становится известной. Ориген учил, что христианскому проповденику необходим труд и теоретическая подготовка, что свидетельствует о том, что вера теряет свою силу. Пастырю нужно было знать, о чем говорить. Ориген стал преподавать риторику. Когда человек говорит не от сердца, уходит простота, а приходит ложное мудрование и правильные мысли могут отягощять проповедь, если выражены неверно. Церковную проповедь начинают наполнять элементы искусности и искусственности. Общаясь по заранее созданному плану мы не можем отвлечься от него, боясь растеряться. Проповедь становится плодом творчества. Каждый пастырь, приступая к проповеди, ознакамливался с трудами предыдущих, что не лишает такие проповеди самобытности и достоинства. Ориген уделял не мало внимания действию благодати Божией на проповедника. Пастырь должен с достоинством, подготовив себя, вести пасомых ко спасению. 4 век. Появление гомилетических сочинений апологетического характера. Сила слова была настолько велика, что не было необходимости в гомилетическом руководстве. Это было плодом того, что каждый проповедник внимательно относился к своему образованию. Списывать в то время было не у кого, нужно было потрудиться самому. 5 век. Появление теоретических руководств по проповеди. Постепенно уровень благовествования снижается. Руководства: сочинение Августина «Христианская наука», Григорий Великий, папа римский «Правило пастырское». В русской Церкви такие пособия появились спустя 10 столетий. В 1665 г. в Киеве архим. Иоанникием (Волятовским) составлено пособие по теоретической подготовке проповедников «Наука, альбо спосаб зложення сказаня». 1720 г. рекомендация в духовном регламенте архиеп. Феофана (Прокоповича) о наставлении проповедника. 1776г. «О должностях пресвитеров приходских» архиеп.Георгий (Кониский), еп.Парфений Смоленский. В книге сказано об обязанностях и вопросах пастырства и проповедничества. Сперанским были составлены правила высшего красноречия 1793г. (составлены). Вышли в свет при Ветринском в 1844г. 1846 г. – выход руководства по гомилетике Якова Космича Амфитетарова (проф. К) «сочинение о церквоной словесности или гомилетика. Назарий Поворов «Руководство к церковному собеседованию или гомилетика». Пивницкий «Церковное красноречие и его законы». Представлена гомилетическая система, рассмотрены законы гомилетики. Ряд статей Тареева «Критические очерки по вопросам гомилетики». 1915 г. Триодин «Принципы красноречия и проповедничества» о необходимости гомилетики и проблемах, актуальных в нач 20-го века. Ветелев «Курс академических лекций по гомилетике». Курс академический лекций по теории и практике православного проповедничества. Тодор Тодоров «Омилетика» 1960 г. Пособие архиеп. Феодосия (Бильченко) «Гомилетика, теория церковной проповеди». В России гомилетическая наука небогата, опыт воспринят из Византии в 10 ст. Проповедь представляла собой не столько сухое изложение материала, но изложение материала из внутреннего чувства. Пастыри не столько учили, как делать словами, сколько своими проповедями были примерами для подражания.
Проповедничество в жизни пастыря Виды пастырского служения: тайносовершительное служение, душепопечение (духовничество), проповедничество. За неисполнение одного из этих служений пастырь будет нести ответственность. Любое из этих послушаний требует ответственности, сосредоточенности, благоговения. Это видно из слов Христа: «Шедше, научите вся языки» (Мф.), Проповедите всей твари (Лк.). каждый человек должен услышать благую весть о Царствии. Если я не благовествую, то мне горе. Что слышал от меня при многих свидетелях, то будь способен и других научить. Вникай в себя и учение, ибо так поступая спасешься сам и всех вокруг себя (ап. Павел). Апостол пропведует Христа так, как преподал Сам Христос. Проповедуем премудрость Божию, тайную. Вера – от слышания, а слышание – от слова Божия. Через слово Божие человек укрепляет свою веру, которая помогает человеку двигаться ко спасению. 2кор. «Мы не повреждаем слово Божие, как некоторые, но проповедуем истинно...» - не следует преукрашать то, что уже открыто. Притупать к разъяснению текста Св.П. нужно только тогда, когда слова пастыря соответствуют святоотеческому учению. Проповедь называется Служением слова, Священнодействием благовествования, Необходимой обязанностью, посланничеством, великим подвигом. 2Тим.: «Проповедуй слово во время и не во время, обличай, увещевай,... и имей в этом долготерпение». Это говорит об имении у пастыря навыков собственного служения. Имея авторитет, пастырь сможет увещевать паству, обличать или запрещать. Проповедник, не показывая ни на кого конкретно, указывает людям на их недостатки. Это можно сделать через притчи (19 в.), евангельские тексты, сюжеты, которых следует избегать. Способы обличения и увещевания м.б. совершенно различными. Ин.Зл. Сравнение пастыря с врачем, воином, апостолами. Слово проповедника – меч на защите веры, лекарство для врачевания души. У апостолов была сила творить чудеса и знамения, у нас – одно слово (необходимые знания и сама проповедь). Блж. Иероним. Всякий предстоятель должен быть пастырем. Нужно заботиться о том, с каким достоинством выйдешь на амвон. 58 апостольское правило «Епископ или пресвитер на радящий о спасении паствы и не произносящий проповеди, да будет отлучен. Если же и после останется в сем нерадении, да будет извержен». Вс. Собор.«Предстоятели церквей должны во вся дни поучать народ словесам благочестия». 16-в. издание синода «Божя служба состоит не только в совершении таинств и приношении молитв,... но наиболее в поучении Божиему слову». «Книга пресвитеров приходских» - «...первейшая и главнейшая должность пресвитерская...которая почитается за никакую». Прежде проповеди нужно изучить Св.П., продумать проповедь и глубоко ее изучить. Люди не смогут воспринять сердцем то, что не идет от сердца пастыря. Необходимо осознавать значимость проповедничества, его важность. Значение пропведничества для пропведника. Пропведь нужна не только слушающим, но и самому пропведнику, т.к. произносимое слово Божие оказывает благотворное влияние на жизнь проповедника. Продумывая проповедь, проповедник вносит свои размышления в область сердца. Это служение возвышает дух пастыря, его молитвенность, сближает его с паствой. Польза заключается в самой работе над проповедью. Готовясь просвещать других, пастырь просвещает себя. Слова проповеди, сказанные или услышанные являются обязательными для исполнения, если они ведут ко спасению, обязывают желать спасения и двигаться к нему. Пастырь может поделиться только тем, что имеет. На слушающих действуют не только и не столько слова пастыря, сколько благодатная сила, действующая через проповедь. Ин.Зл. «Пусть кто-нибудь будет скуден в словах и недостаточно искусен,... но должен быть сведущ в том, о чем говорит». Некрасноречивый проповедник сможет вести людей ко спасению, если он знает, о чем говорит. Слова пастыря д.стать свидетельством его дел, как и дела быть свидетельством его слов. Личные качества пастыря, важные для проповедничества: трезвенность, молитвенность, нестяжательность. Трезвенность – знание меры во всем. Пастырь должен четко представлять, о чем он будет говорить, кто его будет слушать, границы благовествования, которое не должно вводить в заблуждение ни пастыря, ни его паству. Трезвенность в отношении к алкоголю, т.к. проповедь нетрезвенного пастыря о добродетели не будет иметь успеха. Молитва. Любое дело начинается с молитвы. Для подготовки к проповеди, обретения спокойного состояния нужна молитва. Это общение с Богом. Пастырь молится о своей пастве. Совместная молитва пастыря и паствы умиротворяет дух пастыря, укрепляет, освящ<
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.195 (0.021 с.) |