РЕЗУЛЬТАТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОПОВЕДИ НА СЛУАЮЩИХ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РЕЗУЛЬТАТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОПОВЕДИ НА СЛУАЮЩИХ



Психологическое, духовно-нравственное изменение сознания слушающего. Самого проповедника проповедь побуждает реализовывать то, к чему он будет призывать других.

Внешний результат – приподнятость чувств, возвышенное состояние. Признак проникновения в сознание христианина проповеди, но эта приподнятость не является критерием истинности постижения благовествования.

АПОЛОГЕТИЧЕСКАЯ ПРОПОВЕДЬ

Отсечение ложных учений, антицерковных, неправославных. Задача: научить отличать истинное от ложного, защитить христиан от современных болезней общества.

Апологет не сообщает принципиально нового. Однако он напоминает о догматических истинах, которые поддерживают чистоту веры, являются стержнем в распознании добра и зла.

Первое проникновение греха в душу – прилог. Апологетическая проповедь призвана к тому, чтобы на втором этапе – прилога христианин мог распознать грех. Цель апол.проповеди – в том, чтобы пастырь воспользовался добровольным посещением людьми храма, чтобы насадить в них истины христианских ценностей и морали.

Особенности проповеди.

Исследование лжеучений, которыми увлечены члены паствы (йога).

Не стоит опровергать неизвестные пастве практики и лжеучения, чтобы не создать интерес.

Распознание причины увлечения христиан неистинным учением.

Указать на два вида заблуждающихся людей: умные, вникнувшие в учение; испорченные сердцем, развращенные инстинктами, но не имеющие глубоких познаний в учении.

Проповедь применима для умных. Человек, порабощенный грехом не м.б. переубежден логикой. Во втором случае проповедь д.б. обличительной.

Проповедник апологет д.увлечь слушателей.

Проповедь – это не только нравственное наставление, но и апология, защита вероучительных истин перед слушающими. Проповедь – не лекция по догматике, или аскетике. Она является благовествованием, ведущим ко спасению.

Виды проповеди

Учительно-просветительные,нравств.-назидательные, аскетические.

Продуктивность проповеди оценивается по плодам: покаянию и коренному изменению жизни христианина. То, что предлагается в проповеди д.б. применимым к опыту каждого человека, его практике.

Внутр содержание проповеди должно содержать несколько условий: возможность, достижимость, гипотетичность. Необходимо говорить о тех плодах, которые приобретаются подвигом. На этом основывается достоверность проповеди. Триада: возможность (будем же хранить оставленные нам нашими предками заветы, есть возможность хранить то, что нам досталось), необходимость, гипотетичность (возможная достижимая цель на будущее).

5 составляющих раскрытия содержания проповеди.

Императивность

«Милосердие – это...» раскрытие в полноте

Достоверность

если мы не милосердны, то ответственность за это..., то на нас это отразится...

Необходимость

наличие милосердия приводит к..., отсутствие милосердия приводт к...

Возможность

призвание слушающих к деланию

Импликативность

заключение. Если..., то..., иначе...

 

Аскеза. Необходима для всех.

Помни, что аскетизм – это подвиг ч-ка на пути ко спасению, это христианство в действии и размышлении. Это мировоззрение христианина, его жизнь (теория и практика). Аскетизм основывается на опыте представляет собой целостность теоретич и практич знаний. Знания мб связаны с тяготами и радостями. Это удел не только затворников, но и жизненный опыт христианина, его ответ на призыв Бога каждому. Аскетич путь строится на смирении. Пастырь д призывать хр-на к покаянию, смирению. В этом – особть аскетич проповеди.

 

Состав проповеди.

Прежде написания проповеди нужно продумать ее состав, план.

Четырехсоставное строение (наиболее частое)

Трех- и четырехсоставная проповеди м.б. тождественными.

Вступление

Изложение.

Нравственное приложение

Заключение.

Вторая и третья части м.б.объединены в одну.

Есть проповеди (Речь), имеющие только три части, которые не имеют нравственного приложения.

Н.часть = изложение + нрав.приложение

Перед написанием проповеди лучше ознакомиться с материалом, а потом составить план. Далее писать проповедь.

Хар-ки проповеди: единство, полнота, многообразие, последовательность (логич.связность), симметричность (вступление и заключение, изложение и нр.приложение. Пары имеют равные по времени части, 2 и 3 части обычно больше, чем 1 и 4).

Вступление призвано обратить внимание, привлечь к теме, личности проповедника (не только голосом и интонацией, но и содержанием).

Изложение

Нр.приложение – призвано наставить слушающих, согласно изложению.

Заключение – итог сказанному.

Варианты построения Нр.Прил.

1вар Объяснение, док-во применение.

2 вар . тезис, антитезис, синтез

3 вар. Положит т.зр, отриц.т.зр.

Формы проповеди: беседа, поучение, слово, речь.

Различие беседы и поучения. Хар.черты, части.

Внеш сторона изложения пропведи. Правильная речь. Культурно-правильная, но не идеально-книжная. Уместное употребление слов Св.П. Благоговение в произнесении. Ясность речи – следствие ясности ума. Простота и выразительность. Не всякое красноречие полно достойного содержания.

Стиль. Допустимы худ.приемы, придающие красоту, способствующие усвоению содержания. Уместные повторы.

Виды проповеди.

По направлению и цели. Учительно-просветительный, нравственно-назидательный, аскетический.

По способу составления и изложения. Как научные статьи – осн.вн.истории или экзегезе. Вероучительные – основное – вероучение, подкрепляемое выдержками из Св.П.

Способы произненесения.

По тетради. 2. Заранее заученная. 3. Импровизация (пересказ). 4. Экспромт (без подготовки, в голове – тема, возможно только план)

Предметы поучения.

Истины догматические и способы их раскрытия

Наравственные истины

Богослужебные таинства и обряды.

Применительно ко временам церковным. Соотнесение с богослужебным кругом.

Внутренний характер.

Основание на Св.П.

Призывать к спасению.

Действенность.

Радование.

Проповедь д.б исполенна радости, благоговения, внутренней собранности.

 

1) Что же такое живое слово? Понятие о живом слове могло сложиться во всей полноте и ясности только в христианском мире и, без сомнения, заимствовано из Библии. По буквальному смыслу оно есть слово дающее, возбуждающее и направляющее жизнь. Прежде всего в высочайшем смысле это значение его принадлежит слову творческому: "да будет…" "и бысть…" (Быт. 1, 1 – 24). "Той рече и быша, той повеле и создашася" (Пс. 32, 9).

Архим. Амвросий называет «живым словом» импровизацию. Импровизацию следует отличать от заученной наизусть заранее составленной проповеди.

Основная работа по обращению продуманного материала в слово совершается в храме во время самого произнесения. В это время проповедник как бы вступает в особое живое общение со своими слушателями. Это чувство общения сообщает проповеди особую искренность и живость, как бы подсказывает проповеднику отдельные слова и выражения.

2) Различия между словом устным и писанным.

Когда говорят по тетрадке, то углубление в нее или частое заглядывание скрывает от слушателей лицо и глаза оратора, в которых наиболее выражаются его внутренняя жизнь и сила ощущения, — и тем ослабляют впечатление речи на его слушателей. Искусство отчетливого и сильного выражения мысли в голосе и даже телодвижениях, где они нужны, у оратора связываются тем, что за содержанием речи он постоянно должен обращаться к тетрадке или к листку, который он иногда вертит и мнет в своей руке. Чувствуя себя, таким образом, привязанным к тетрадке, оратор, незаметно обращается в чтеца. Все это вредит полному вниманию и сочувствию слушателей, хотя они по содержанию речи и отдают оратору справедливость, но скорее как мыслителю и писателю, нежели как оратору.

От всех этих недостатков в произношении речи свободен оратор, говорящий наизусть: он беспрепятственно смотрит на слушателей во все стороны, влияет на них одушевлением своего лица и глаз, следит за силой впечатления, им производимого, может усиливать голос и видоизменять его выражение по усмотрению, наконец, свободой и отрешением от тетрадки он обнаруживает силу дарований и присутствия духа, не остающихся без значения относительно впечатления на слушателей.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.013 с.)