Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В проповеди должен строго выделяться определенный предмет.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда текст выбран, нужно задать себе вопрос: какой главный предмет, о котором в нем говорится? выделить этот главный предмет и говорить о нем, не увлекаясь второстепенным. Если не выделить себе главного предмета, то проповедник будет говорить о разных предметах и получится затянутая проповедь и неопределенное впечатление. Лютер сравнивает таких проповедников со служанкой, которая, идя на базар, по дороге останавливается, разговаривает с другими служанками о посторонних предметах и задерживается настолько, что запаздывает. Можно избрать и второстепенную мысль из текста, но это нужно точно объяснить и держаться ее, не уклоняясь в сторону. При определении главного предмета нужно иметь всегда в виду связать его со Христом, этим первым из главных предметов. - Знаете ли Вы, что из каждой деревни нашего государства есть дорога к столице? - спросил один пожилой проповедник другого молодого. - Конечно, знаю, - был ответ. - Так вот, от каждого стиха Библии есть дорога ко Христу. Поэтому, выбрав текст, прежде всего отыскивайте от него дорогу ко Христу. 4) Объяснение текстов. Если после должного молитвенного размышления проповедь ясно улеглась в уме и сердце проповедника и если притом он имеет хорошую память, то вверив себя Господу, он может идти на проповедь. Но прежде чем окончательно составить свою проповедь, проповеднику необходимо самому себе уяснить смысл текста. От неправильного понимания текста часто бывают большие ошибки. Для правильного уяснения: а) Проповедник должен прежде всего обратить внимание на то, что предшествует тексту, иначе может получиться совершенно неправильный смысл. Например: "будучи хитр, лукавством брал с вас" (2 Кор. 12, 16); "не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся" (Кол. 2,21). б) Далее проповедник должен найти все параллельные места, сравнить их с избранным текстом и взять общий смысл; иначе может получиться одностороннее толкование. При этом удобно пользоваться симфонией. в) Если встречаются названия географических мест, то проповедник должен посмотреть их на карте. Очень часто от уяснения расположения места относительно других мест зависит смысл выражения. г) Если встречаются имена исторических лиц, то проповеднику полезно ознакомиться с этими лицами по существующим справочникам. Вот что говорит Лютер о приготовлении к проповеди: "Проповедник должен быть логичен и риторичен; он должен быть способен поучать и назидать. Если он хочет проповедывать о каком-либо предмете, он должен выделить его от других, определить, описать и объяснить, что именно он излагает; в-третьих, он должен привести тексты из Слова Божья для подтверждения их; в-четвертых, он должен объяснить его примерами; в-пятых, он должен украсить речь уподоблениями; и, наконец, его задача пробудить и назидать беспечных, исправлять неповинующихся и обличать заблуждающихся. XV. Перед выступлением на проповедь Перед тем, как идти на проповедь, проповедник должен преклонить колена и вопросить Господа, хочет ли Он, чтобы была произнесена приготовленная проповедь; если да, то чтобы Он благословил ее, если нет, то чтобы дал новую. Такие великие проповедники, как Иоанн Златоуст и Августин сознаются, что часто в последний момент в их душе менялась тема проповеди и это было ко благу. Проповедник должен знать точно наизусть все тексты, которые ему придется приводить, чтобы не делать ошибок. Есть проповедники, которые записывают заранее самым точным образом свои проповеди и просто читают их в собраниях; 2) другие, записав их, заучивают наизусть и произносят на память; 3) третьи делают только краткие заметки (конспекты), а самые проповеди произносят как свободные речи. Последний способ, по нашему мнению, самый лучший, так как наиболее приближается к идеальной проповеди, как свободно изливающейся по вдохновению от Духа. Если проповеди хороши, то хорошо, если кто-либо запишет их стенографически в то время, когда они произносятся. Хорошо, если они потом будут напечатаны. Если проповедь устная действует, как дождь сразу, то записанная и напечатанная действует, как снег, который тает и питает поля влагой более продолжительное время. Хорошо проповедникам перед выступлением на проповедь озаботиться о правильном физическом состоянии. Если он телесно утомлен, то должен выспаться или вообще отдохнуть, иначе утомление может вредно отразиться на самой его проповеди. Перед проповедью по крайней мере за три часа не следует ничего есть. XVI. Во время проповеди Начиная проповедь, проповедник должен оставить все посторонние мысли, призвать в душе Господа и выходить на кафедру с полным сознанием, что здесь присутствует Христос, как Учитель, и Дух Святой, как Тот, Кто может подсказать во всякое время необходимую мысль или слово. При выходе на кафедру, особенно в многолюдных собраниях, многие проповедники чувствуют страх и робость. Чтобы этого страха не было, проповедник должен: 1) откинуть всякие мысли о том, как к нему отнесутся слушатели; 2) запастись от Господа верою в успех каждого слова: "По вере вашей будет вам". Однажды, во время французской революции на одном политическом собрании неизвестный произнес речь. Мирабо спросил своего соседа: "Кто говорил речь?" - Сосед не был заинтересован речью и потому был удивлен вопросом Мирабо. Мирабо сказал: "этот человек будет играть огромную роль в жизни Франции. Он говорил с верою в каждое слово"; 3) должен быть охвачен только одною мыслью о том, чтобы через его проповедь люди спаслись или приблизились к Богу. Один проповедник советовал молодым проповедникам при выходе на кафедру в первый раз, чтобы не смущаться, вообразить, что он умнее всех, находящихся в собрании. Но такой совет по нашему мнению опасен, ибо вообразив себя таким на кафедре, проповедник будет думать о себе таким образом и в другое время, что несомненно не может послужить к его пользе. Против страха на кафедре нужно бороться другими средствами. О Джоне Веслее рассказывают, что ему однажды пришлось проповедывать перед полным собранием профессоров одного Университета, причем он проповедывал с такою же легкостью, как в одной деревне перед тем. Его спросили, как это он проповедывал с такою легкостью перед таким ученым собранием. Он ответил: "Я был так наполнен страхом от сознания присутствия Божья, что совсем не замечал людей". Лютер говорит следующее по этому вопросу: "Я никогда не боялся того, что буду проповедывать плохо, но я часто был преисполнен страха, что я должен стоять в присутствии Бога и говорить о Его величии и Его естестве". В другом месте Лютер говорит по тому же поводу: "Если человек всходит на кафедру в первый раз, то его смущает вид множества голов. Когда я стою на кафедре, я не вижу ни одной головы и воображаю, что передо мной стоят столбы. Когда я проповедую, я погружаюсь в предмет и не смотрю ни на докторов, ни на магистров, которых бывает до 40. Но я смотрю на множество молодых людей, детей и прислуг, которых более 2000. Я проповедую им и направляю речь к тем, кто именно больше всего нуждается в ней". Часто имеют значение манеры проповедников на кафедре. Есть проповедники, у которых нет никаких манер. Взойдя на кафедру, они держатся неподвижно от начала до конца проповеди. Никакого движения рук, никакого выражения на лице и т. п. Речь без повышения или понижения голоса, монотонная, однообразная. Впечатление усыпительное. С другой стороны, есть проповедники, которые во время проповеди позволяют себе много движения: они жестикулируют руками, ходят, подпрыгивают на кафедре, делают гримасы: смехотворные или плачевные. Употребляют смешные вульгарные выражения и т. п. Все это сводится к подражанию актерам на сцене. Некоторые проповедники (особенно в армии спасения) к этому добавляют музыкальные способы: оркестры, цимбалы и т. п., а также механические способы воздействия на слушателей: заставляют некоторых вставать, других сидеть и т. п. Некоторые при этом пользуются гипнотизмом. Спрашивается, как относиться к этому? Во-первых, нельзя отрицать необходимости некоторых манер. Вот что говорит Тренч о необходимости внешних приемов для проповедника: одни слова не могут передать всего смысла Евангелия. Чрезвычайно важно, как оно передается. Представьте, к матери приходит няня и спокойным голосом, улыбаясь, говорит: ваш ребенок упал и разбился. Поверит ли этому мать? Нет, она будет думать, что это шутка, хотя и злая. Но если няня прибежит с испуганным лицом и скажет то же самое с плачем - тогда совсем другое дело. Ламартин рассказывает, что во время революции один полк получил приказание выступить в одно место. Распоряжение пришло от генерала. Но полк, как один человек заявил, что они не пойдут, если их не поведет такой-то любимый офицер, в патриотизм которого они верили. Тогда пришел тот офицер и стал читать им приказ генерала, но он читал им с таким выражением лица и с такою интонацией, что это обозначало: "Ребята, не идите!" Солдаты это поняли и совершенно отказались идти. Есть много таких проповедников, которые говорят евангельские истины, но таким тоном и с такими приемами, которые противоречат предмету их проповеди и потому народ часто получает обратное впечатление. Чтобы найти надлежащие манеры проповедники должны взять за образец Самого Иисуса Христа. Ведь нельзя вообразить себе, чтобы Иисус стоял без движения, без выражения и говорил мертвяще монотонно. Нет, Он возводил очи к небу (Иоан. 17,1; Иоан. 11,41), поднимал руки (Лук. 24,50), даже употреблял живую иллюстрацию для проповеди в виде дитяти (Мат. 18,2). Следовательно, во время проповеди Иисус не был неподвижен; как глаза, так и руки Его находились в зависимости от движения Его души. Но с другой стороны, можно ли вообразить себе, чтобы Иисус жестикулировал, прыгал, делал гримасы и т. п., чтобы Он применял музыкальные эффекты и механические или гипнотические способы воздействия на слушателей? Нет и нет. О Нем сказано: "не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах" (Ис. 42,2), т. е. никогда и ни в чем Он не будет вести Себя, как популярные уличные народные ораторы. Думая о Христе, как о проповеднике, мы не можем представить себе Его иначе, как спокойным, стоящим на горе или в лодке пред огромными толпами народа, иногда возводящим очи к небу, иногда указывающим на лилии полевые, на птиц небесных и пр., и пр., иногда радостно улыбающимся при виде детей, иногда грустным со слезами на глазах (вблизи гроба Лазаря) и т. п. Но во всем этом было величавое спокойствие, в котором была сила. Сердца восхищались премудростью, умилялись от раскаяния и прославляли Бога за великие проявления благодати. Истинный проповедник должен быть подобен Ему. Механические приемы в проповеди, т. е. принудительное вызывание в собраниях к молитве вслух, к покаянию и т. п., могут быть очень вредны. Во время такого вызова к покаянию многие отвечают не потому, что покаялись, а машинально, по примеру других или вследствие нервного возбуждения. Потом, когда пройдет этот момент, у них наступает реакция и даже враждебное настроение против религии. Если же под влиянием такого возбуждения человек оказывается принятым в общину, то вскоре отпадает. Но и вообще говоря, механические способы ничего не достигают. Один проповедник проповедывал очень хорошо. Многие заслушивались. В заключение он пригласил всех, кто хочет, покаяться, поднять руки. Подняли многие. Тогда проповедник сказал: "Архангел Михаил! Отсеки всякую руку, которая поднята неискренно". Все руки моментально опустились. В отношении манер на кафедре хорошо, если проповедник будет исполнять следующие правила: 1) Проповедник должен держать голову и шею прямо, чтобы дышать свободно. Он должен дышать не через рот, а через ноздри. Легкие должны быть всегда хорошо наполнены воздухом; нужно сделать новое дыхание до того, как легкие опорожнятся. 2) Во время проповеди проповедник должен взор свой направлять на самый конец собрания, чтобы видеть, долетает ли его речь до тех, кто сидит позади всех. 3) Нужно избегать однообразия и монотонности; нужно разнообразить речь выражениями, повышением и понижением голоса, примерами и т. п. 4) Не следует стучать на кафедре. 5) Не следует склоняться на кафедру; не следует во время проповеди складывать руки на груди, схватывать руки перед собою, класть их в карман, смотреть на часы. Самая верная поза: с самого начала стоять прямо, с руками опущенными свободно по бокам. Во время особенно важных выражений можно "простирать", поднять руку, которую нужно потом опять привести в нормальное положение. Надо вообще держаться по возможности естественно. 6) Выражение лица должно быть без гримас, торжественное, сосредоточенное, но осененное лучами внутреннего света. 7) Проповедник не должен начинать слишком высоким голосом, потому что в середине проповеди у него может не хватить голоса на повышение, а к концу он может остаться совсем без голоса. Начинать он должен ровным голосом и медленно. Текст должен прочитать с чувством, с расстановкой, если можно, даже повторить. Хорошо, если в то же время слушатели отметят текст в своих Библиях. 8) Проповедник не должен допускать резких переходов от высоких нот к низким. Я знал одного проповедника, который начинал так тихо, что его едва можно было слышать на передних скамьях, но неожиданно для всех он так сильно повышал голос, что потрясал этим все собрание, как ударом грома. На моих глазах у одного слушателя выпала из рук книга при одном таком повышении голоса. Такие резкие переходы очень невыгодно отражаются на общем впечатлении от проповеди. 9) Если проповедник ошибся в слове или забыл что-нибудь, он не должен останавливаться, он должен найти какое-либо другое подходящее выражение и продолжать дальше. Остановка в таких случаях приносит гораздо больший вред, чем сама ошибка. 10) Порицая собрание за недостатки, проповеднику лучше говорить не "вы", а "мы", что звучит мягче и смиреннее. 11) Проповедник должен глубоко прочувствовать то, что говорит и не говорить ничего, что он не чувствует в данный момент. Есть проповедники, которые подобно актерам приводят в слезы большие собрания, а сами не чувствуют ничего во время своей проповеди. Здесь получается несоответствие между словом и действительностью, недопустимое с точки зрения истинной проповеди, которая должна исходить от избытка сердца. Отсутствие чувства у проповедника, даже несмотря на внешнее влияние его на народ, ослабляет внутреннее содержание его проповеди. Лучшие произведения это те, которые были глубоко прочувствованы. Лучшая поэма Каупера есть поэма, посвященная его матери и облитая слезами. Д-р Гетри (Dr. Guthrie), английский проповедник, говорил об этом следующее: "Проповедник на кафедре, воодушевляется сложными чувствами: любовью к Богу и Иисусу, любовью к грешникам, любовью к святым, желанием славы Бога и добра людям". Все это вместе взятое должно воздействовать на слушателей как воздух, вода, свет, теплота и пр., действуют на рост растений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.150 (0.014 с.) |