Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Важность надлежащих качеств проповедникаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В сущности говоря, каждый христианин должен проповедывать: благовествовать о спасении и учить Христовой истине. Он может это делать в личных беседах, при встречах с людьми и т. п. Но проповедником, благовестником и учителем, в смысле служителя церкви, призванного ею для сей цели, может быть не всякий, а только тот, кто удовлетворяет требованиям Слова Божья. "Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению", пишет ап. Иаков (3, 1). Смысл этих слов таков: делайтесь учителями только те, кто удовлетворяет требованиям Слова Божья. Человек, неудовлетворяющий условиям Божьим и берущийся за дело проповеди, тем самым подрывает значение и влияние Слова Божья на людей и наносит вред делу Божью. Если в настоящее время проповедь христианская перестала влиять на людей, то только вследствие того, что проповедники не отвечают своему назначению. А) Внутренние качества проповедника Обращение Первая цель проповеди - призыв людей к покаянию и обращению от злых дел к Богу живому (Деян. 26, 20) и к возрождению их сердца. Но прежде чем лечить других, врач должен исцелиться сам. Тот, кто должен проповедывать прощение грехов во Христе, должен сам покаяться, обратиться и получить личную уверенность в прощении своих грехов. Учитель новой жизни должен сам получить эту жизнь через рождение свыше. Прежде чем выступить на поприще своего служения, проповедник должен испытать то, что испытал Исаия (Ис. 6, 7). Чем ярче обращение, тем сильнее проповедник и обратно: чем сильнее проповедник, тем ярче было его обращение. Ап. Павел, сильнейший из проповедников, имел наиболее яркое обращение, которое и служило источником особой силы для него, о чем он сам говорит в 1 Тим. 1, 15-16 следующее: "верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый, но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной". Ангелы не могли бы так проповедывать, как ап. Павел, бывший гонитель церкви, ибо они не испытали того, что испытал он. Сила проповеди Лютера была неразрывно связана с его обращением, завершившимся при столь необыкновенной обстановке. Мы говорим о том моменте, когда он, совершая великий подвиг святости, т. е. поднимаясь на коленях по лестнице храма Св. Петра в Риме, вдруг был озарен великим откровением: "праведный верою жив будет" (Рим. 1, 17). Этот факт и был для Лютера неугасимым импульсом его проповеднической деятельности. Необходимость обращения - этого первого опыта духовной жизни - для проповедника - до очевидности ясна. Между тем, жизнь наша полна отступлений от порядка. В настоящее время большинство проповедников больших исторических церквей люди не только необращенные, но не знающие, что такое обращение. Многие из них не признают греха, истины искупления во Христе и даже не веруют в личного Бога. Возможность таких проповедников в значительной степени связана со строем церкви и почти неизбежна во всех церквах, где присоединение членов происходит без сознательного исповедания веры. Само собою понятно, что проповедь "необращенных" проповедников в лучшем случае является "медью звенящей", а в большинстве случаев приносит огромный вред, ибо подрывает доверие к самым основам христианской проповеди. Не бесполезно привести здесь факт обращения необращенного проповедника. Известный германский отец сирот Франке (1663-1727) был проповедником, не испытав "обращения". Он ревностно изучал Св. Писание на еврейском и греческом языках. Но изучая эти языки, он сознавал, что в нем было больше стремления к учености, чем к глубокому духовному познанию Слова Божья. И вот, однажды, когда он приготовлял проповедь на слова: "как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Иоан. 20, 21), - он вдруг почувствовал, что он раньше никогда не получал такого посланничества. Он был охвачен мраком и затем в нем началась внутренняя борьба, во время которой вся прошлая жизнь прошла перед ним, как будто он поднялся на высокую башню и гору. Он упал на колени и молился, чтобы, если есть Бог и Спаситель, то чтобы он мог познать Его в прощении и любви. Тогда же он получил ответ на свою молитву. Впоследствии он часто оглядывался назад к этому времени, как ко времени рождения его сердца. "С этого времени", говорит он, "я серьезно отдался Господу, готовый страдать за Него, и с того времени мне действительно, пришлось больше страдать ради Него". Конечно, у разных лиц обращение происходит различным образом, но всякий проповедник непременно должен пережить его. Призвание Проповедник должен иметь ясные непоколебимые доказательства того, что он призван от Бога на свое служение, ибо "как проповедывать, если не будут посланы?" (Рим. 10, 15). Немногие, однако, сознают это. Я знал одного престарелого почтенного христианина, который непременно хотел определить своего сына в миссионерское училище, в то время, когда сын открыто мечтал о том, чтобы сделаться офицером. Призвание заключается, во-первых, в ясном непоборном влечении к проповеди, а во-вторых, в наличности особого таланта (дара) для сего. Духовное влечение к проповеди может быть основано или на особом переживании, как у Исаии (Ис. 6 гл.), когда призыв передается в яркой форме видения, или на постоянно растущем внутреннем убеждении, которое является результатом многократного взывания к Господу. Дар или талант должен выражаться во всех тех качествах, которые делают проповедь сильною и действительною для слушателей. Наличность таланта определяется не самим проповедником только, но, главным образом, голосом церкви, в которой проповедник служит. Сам человек способен переоценить свои способности, что часто и бывает. Ему может казаться, что он обладает талантом проповедника, чего на самом деле у него нет. Такая ошибка в оценке способностей ведет к увеличению духовной гордости человека и часто к его падению; в то же время несоответствие между притязаниями проповедника и его способностями вредно отражается на слушателях и наносит ущерб делу самой проповеди. В большинстве случаев ошибка в оценке способностей у проповедников происходит вследствие того, что горячее сильное желание принимается за дар, которого на самом деле нет. Как и в других случаях, так и тут может быть ревность по Боге без данных, которые бы ее оправдывали и направляли ее к истинной цели (Рим. 10, 2). Одному молодому человеку, который не видел ясно своего призвания, я указал на пример Гедеона (Суд. 6, 36-40) и рекомендовал ему просить у Господа знамения. Лучшим знамением в этом случае будет: просить Господа, чтобы через беседу или проповедь вашу в течение известного промежутка времени или в известный день обратилась к Господу одна или несколько душ. Если это случится, значит Господь хочет, чтобы вы делали Его святое дело проповеди. Вообще же, если желающий сделаться проповедником не может привести ни одного случая, когда через его проповедь обращались грешники, он должен серьезно призадуматься над этим, ибо это может указывать на его неспособность к служению. В дарах проповедников может быть разнообразие: один может иметь способность более к призыву, другой к назиданию, третий к учительству. Один может чувствовать особую склонность рисовать величие Божье, другой - Его любовь и милосердие, третий - сердце человека с его недостатками. Иногда приводя случаи, когда знаменитыми проповедниками делались люди, как будто не имевшие призвания для сего. Так, например, Моисей не только не имел желания, но даже сопротивлялся посланничеству от Бога (Исх. 3 гл. - 4 гл. 1-18). Лютер также вначале не имел желания проповедывать. Только по необходимости, вследствие приказания начальника монастыря, он согласился проповедывать в первый раз. Но как только он начал проповедывать, в нем явилось сильное желание продолжать служение проповедью. Слушатели высоко оценили его дар; он был приглашен проповедывать в городском соборе в Виттенберге, куда его проповедь стала привлекать множество слушателей. Но на эти случаи нужно установить правильный взгляд. В обоих случаях имелись дары, которые как у Моисея, так и у Лютера, выражались в способности словом влиять на сердца людей. Но у них не было желания к проповеди до тех пор, пока Бог их не призвал и не устранил все препятствия к сему. С ними было то же самое, что с пророком Иеремией, который говорит о себе (Иер. 20, 9) следующее: "и подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду говорить во имя Его; но был в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих и я истомился, удерживая его, и не мог". Нежелание проповедывать, как продукт несознанных влияний, растопляется под действием огня призвания, которым загораются сердца проповедников и которым они горят, подобно кусту Моисея, никогда не сгорая. Истинный талант проповедника не может остаться бездейственным. "Горе мне, если я не благовествую! - говорит истинный проповедник (1 Кор. 9, 16). Знание Библии Есть проповедники, прекрасно знающие богословские теории, знакомые с научными основами религии и т. п., но совершенно незнакомые с Библией. Если вы спросите таких проповедников, в каких именно книгах написан известный отрывок и стих Св. Писания, то они положительно теряются. Часто они не могут отличить, принадлежат ли известные слова самому Иисусу Христу или апостолам. Если их спрашивают, что обозначают такие-то слова? - то они теряются, ссылаясь на то, что у них при себе нет комментариев и т. п. У нас в России можно встретить проповедников, которые искренно думают, что такие рассказы, как рассказ о нерукотворном образе и т. п. написаны в канонических книгах Нового Завета. Отчего происходит это? Прежде всего, конечно, от того, что у таких проповедников нет личной духовной жизни и затем вследствие того, что они не читают Библии. Они берут иногда свою Библию только для того, чтобы проверить известный текст, необходимый для проповеди. Между тем, истинное отношение к Библии, не только проповедника, но и вообще всякого христианина, рисуется нам совершенно иначе. Живя искреннею духовною жизнью, он чувствует, что Слово Божье для его души необходимый на каждый день хлеб (Мат. 4,4) и потому он о законе Господа размышляет день и ночь (Пс. 1,2). Он не может начать дня без чтения с молитвою своей Библии, он не может решить ни одного более или менее важного дела без того, чтобы не найти соответствующего указания Библии. Его память хранит в себе множество текстов из Св. Писания, которые он без труда применяет к делу. Знание наизусть текстов для проповедника имеет огромное значение, ибо придает его проповеди особую силу. Если у него имеется семья, то он с нею ежедневно читает Библию и разъясняет ее. Цель проповеди его именно и заключается в том, чтобы закон Бога был написан на сердцах людей, будут ли это члены его семьи или его слушатели (Иер. 31, 33). Он должен как бы принять внутрь себя, как пищу, Слова Божьи (Иез. 3,1-3; Иер. 15,16). Христианская жизнь Проповедь налагает на человека обязанность согласовать дело со словом, жизнь с учением, которое он проповедует. Проповедуя другим, он не должен оказаться сам недостойным (1 Кор. 9, 27). Помимо покаяния, обращения и возрождения проповедник должен учить народ о делах веры, о добродетели, об освящении. Как же может он учить других делать добро, если сам он его не делает? Всякое несоответствие жизни проповедника учению Христа внушает людям мысль о бессилии самого учения, о неистинности проповеди, настраивает людей враждебно ко всякой религии, оправдывает неверие и отталкивает людей от самого Бога. Если вообще всякий соблазн со стороны рядового христианина пагубен для души (Мат. 18, 6-7), то тем более соблазн со стороны проповедника. Проповедник должен быть "образцом" для верующих "в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4,12). Он должен быть "достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2,15). Об одном проповеднике был разговор между двумя слушателями: - Какого он направления? - спрашивает один. - Религиозный мистик, - был ответ. - Что это значит? - спросил первый. - Это означает человека, который делает то, что проповедует. - А, это настоящее направление! - был ответ. Единственно обязательное и единственно здоровое направление в деятельности проповедника это - согласование дела со словом. Пороки проповедника Проповедник является орудием Бога. Сатана стремится причинить вред всякому христианину, но он с особенным усердием направляет свои стрелы искушения против тех, кто проповедует. В результате у проповедников получаются особые, более всего им свойственные, пороки. К числу таких пороков относятся: а) Нерадение или духовная леность Проповедник может утерять ревность в деле, может начать работать без увлечения как бы подневольно, как бы неся обязательную службу. Ап. Павел предостерегает от этого Тимофея (1 Тим. 4, 14-15): "не неради о пребывающем в тебе даровании" и советует ему "возгревать дар Божий" (2 Тим. 1, 6). Это возгревание есть не что иное, как постоянное обновление усердия и вдохновения в деле путем тесного общения с Богом. б) Честолюбие Первые проповедники, которых посылал Сам Христос, т. е. Его двенадцать учеников, проявили этот порок, когда занимались вопросом: "кто больше?" (Мат. 18,1). Выступая на кафедре перед большими собраниями и поучая слушателей, проповедник незаметно начинает думать о себе, как о существе высшем, чем все остальные люди. Такая мысль влияет на самый образ действий его. Проповедник начинает думать о себе больше, чем о других, начинает ожидать особого к себе внимания, почета и т. п. Такому проповеднику невозможно признать, что есть проповедники больше и сильнее его. Само собою разумеется, такое состояние лишает проповедь должной силы. Именно таким проповедникам следует прочувствовать и постоянно помнить слова Христа: "кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мат. 20,27). Им надо уподобиться Сыну Человеческому, который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мат. 20, 26-28). An. Павел советует Тимофею не самому себе искать чести, а воздавать честь другим. в) Пристрастие и лицеприятие Есть проповедники, которые охотно увещевают бедных и незначительных членов своих церквей, но которые с трудом решаются увещевать богатых и влиятельных членов, так как часто они зависят от них в материальном отношении. На наших глазах проповедники, получая содержание от знатных особ или от известных организаций, приносят в жертву их мнимым выгодам интересы церкви. Ап. Павел предвидел это и потому советует Тимофею: "ничего не делать по пристрастию" (1 Тим. 5,21), но "богатых в настоящем веке увещевать, чтобы они не высоко думали о себе" (1 Тим. 6,17). г) Малодушие и страх Очень часто в основе пристрастия и лицеприятия лежит малодушие и страх: Есть проповедники, которые охотно проповедуют, когда все им благоприятствует, когда они видят повсюду одобрение и успех. Но если они встречают какие-либо страдания на поприще проповеди (гонения извне, скорби внутри и т. п.), то они готовы все бросить и уйти от такой церкви. О таких проповедниках говорил Иисус: "наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и волк расхищает овец и разгоняет их" (Иоан. 10, 12-13). An. Павел советует Тимофею: "переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа" (2 Тим. 2,3). Проповедник должен показать пример терпения, мужества и самоотвержения. "Ведь его задача", - как сказал один писатель, - "класть топор к корню человеческих пороков; вытаскивать головни из огня, показывать безобразие греха и порочную совесть в зеркале, производить операции и отрезывать зараженные члены". На все это нужно мужество. Лучший пример мужества проповедника, это отношение Иоанна Крестителя (Map. 6,18) к Ироду, которого он, не боясь смерти, обличал в противозаконной жизни. У французского короля Людовика XIV был мужественный проповедник Массилон, который в своих проповедях не боялся обличать короля. После одной такой проповеди король сказал ему: "когда я слушаю других проповедников, я остаюсь доволен ими, когда я слушаю вас, я остаюсь недоволен собою". У английского короля Карла II-го был мужественный проповедник, который в проповедях сурово обличал его за беззакония. После одной такой проповеди король сказал ему: - Не будьте так строги ко мне в проповеди, я может быть и так исправлюсь. - Когда Вы, Ваше Величество, исправитесь в жизни, я исправлюсь в проповедях, - ответил проповедник. Такое мужество приличествует проповеднику и оно производит несомненно лучшее воздействие на тех, к кому относится, нежели приятные льстивые проповеди пристрастных проповедников. д) Унылый вид и неприветливость Есть проповедники, которые носят угрюмый вид и не стесняются в разговорах выражаться резко и грубо и даже впадают в злоречие, раздражение и ярость, особенно в беседах с теми, кто противится им или их учению. Ап. Павел по этому поводу пишет Тимофею: "рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины" (2 Тим. 2,24-25). Если от обыкновенных людей требуется, чтобы они были вежливы, то проповедники должны быть более чем вежливы: они должны быть любезны (и притом искренно) со всеми и предупредительны к слабым и старым. Е) Алчность и корыстолюбие Что любовь к материальным благам оказывает огромное влияние в жизни духовенства исторических церквей, - это почти вошло в поговорку. Но алчность и корыстолюбие может иметь место и при другом порядке вещей. Может случиться, что во главе церкви стоит ревностный проповедник, который приобретает любовь церкви и слушателей. Но в этом также может быть опасность, особенно когда эта любовь церкви к проповеднику выражается в виде хорошего содержания, подарков и т. п. У проповедника невольно могут являться желания иметь материальные блага в большей степени, чем надлежит. Ап. Павел предупреждает против этого: "имея пропитание и одежду, будем довольны тем" (1 Тим. 6,8). Хотя получение проповедником содержания или вообще материальной поддержки от церкви, вещь вполне законная (2 Кор. 11,8; 1 Кор. 9, 14), но Слово Божье дает нам еще более высший пример для проповедников. Ап. Павел пишет о себе: "проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно" (1 Кор. 9,18); "трудимся, работая своими руками" (1 Кор. 4,12), очевидно, разумея здесь тот факт, о котором написано в Деян. 18,3, когда он по одинаковости ремесла (с Акилой и Прискиллой) остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток; во всякую же субботу он говорил в синагоге. Но не всем следует подражать этому примеру, а только тем, кому Бог дает для сего силы; остальным же следует, главным образом, жить от благовествования и беречь себя от корыстолюбия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.233 (0.01 с.) |