Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт Евангельской гомилетики↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Иван Проханов Краткое учение о проповеди Опыт Евангельской гомилетики Оглавление Предисловие I. Краткий очерк истории проповеди II. Что такое гомилетика? III. Что такое проповедь? Образец проповеди призывной (Проповедь Сперджена "Друг грешников") Образец проповеди назидательной или воспитательной (Проповедь Ф.Б. Майера "Путь к силе") Образец проповеди призывно-назидательной (Проповедь "Спасены ли вы?") Образец проповеди поучительной (Проповедь И.С. Проханова "Христианин и мир") Отличие проповеди от беседы и лекции Образец беседы (Беседа "Любовь Христова") Образец лекции (Лекция И.С. Проханова "Идеалы и Библия") Образец проповеди (Проповедь Сперджена "Величайшее благо жизни") IV. Что разумеется под словом "проповедник" в Св. Писании? V. Служение проповедника VI. Качества проповедника Важность надлежащих качеств проповедника А) Внутренние качества проповедника Пороки проповедника 5) Молитва Б) Внешние качества проповедника VII. Значение образования для проповедника VIII. Можно ли учиться проповеди? IX. Идеальная проповедь X. Евангельская проповедь XI. Роды проповедей Образец текстовой проповеди (Проповедь "Цветник в сердце") Образец предметной проповеди (Проповедь И.С. Проханова "Дар веры или особая вера") XII. Построение проповедей 1) Введение 2) Изложение 3) Заключение Для примера составления введения, изложения и заключения (Проповедь Сперджена "Кричащий нищий") Пример 2 (Проповедь И.С. Проханова "Иисус как Спаситель") XIII. Можно ли готовиться к проповеди? XIV. Приготовление к проповеди XV. Перед выступлением на проповедь XVI. Во время проповеди XVII. Недостатки, которых должен проповедник избегать в проповеди Заключение Предисловие Едва ли кто станет отрицать, что религиозное состояние русского народа в наши дни носит в себе характер глубокого трагизма. Правда, у народа имеются раззолоченные храмы, пышные богослужения, знаменитые кафедры, с которых ученые проповедники произносят проповеди, составленные по всем правилам гомилетики - и цензурированные высшею духовною властью, - но увы! все это не удовлетворяет запросов народа. Отчего происходит это? На это отвечаем: прежде всего от внутреннего состояния, как проповедников, так и всего народа, от отсутствия в нем истинной веры и, затем, от вытекающего отсюда отсутствия жизни и силы Духа в официальных проповедях. Произносимые с официальных кафедр проповеди трактуют об обрядах, о философии, полны полемики с другими вероисповеданиями и умалчивают о самом главном: о живом Христе, как источнике спасения и жизни. Получается положение весьма похожее на то, которое Христос считает невероятным в повседневной жизни людей: "есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?" (Мат. 7, 9). Но Бог не оставил нашего народа без Своего посещения. Он посылает ему истинный духовный хлеб, который есть Слово Божье, скрывавшееся от народа в течение столетий, но, несмотря на это, произведшее у нас в России Евангельское движение и давшее нам новую Евангельскую проповедь. Основы Евангельской проповеди изложены в настоящей книге и мы будем рады, если сторонники официальной проповеди увидят всю несостоятельность усвоенной ими практики и открыто, поставив в основу своей веры и своих дел чистое Евангельское учение, сделаются истинными Евангельскими проповедниками. При этом, однако, нам приходится иметь в виду следующие обстоятельства. Евангельское движение в России растет и развивается. Но, подобно первым дням христианства, пионерами Евангельского движения в России, за малым исключением, являются люди "некнижные и простые" (Деян. 4, 13). Не получив систематического образования, они подобно Галилейским рыбакам живут, действуют и проповедуют с тою верою, которая может передвигать горы и с тем самоотвержением, которое дает им возможность с радостью переносить всякие притеснения за дорогое для них дело. Не умея часто облекать свои мысли в правильные литературные формы человеческой мудрости, они проповедуют в таком "духе и силе" (1 Кор. 2, 13), что под влиянием их проповеди многие тысячи душ раскаялись, обратились от злых дел к служению Богу и начали новую жизнь. Наше пламенное желание, чтобы это отличительное свойство проповеди распространителей Евангелия в России никогда в них не ослабевало, не затушевывалось, не погасало, а наоборот, усиливалось; чтобы, не отходя ни на минуту от простоты Христовой, новые проповедники старого Евангелия сохранили в себе этот святой внутренний огонь, чтобы на них почивали "огненные языки", чтобы они могли зажигать сердца пламенем веры и неугасимого счастья. Но вместе с тем мы находим, что если евангельские проповедники, сохраняя дух, смогут усвоить себе некоторые литературные приемы для более ясного изложения мыслей во время своих проповедей, то это может только устранить некоторые внешние препятствия к полному пониманию людьми откровений Духа, который в них говорит, и тем самым содействовать большей плодотворности их проповеднической деятельности. Это соображение заставляет нас опубликовать обработанные лекции. Мы надеемся, что при благословении Божьем, о котором мы молимся, эта книжка принесет пользу многим работникам на ниве Божьей. Но как бы то ни было: красноречиво или не красноречиво, мудро или не мудро: "проповедуйте Евангелие всей твари" (Map. 16, 15), "не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле... О, вы, напоминающие о Господе! - не умолкайте!" (Ис. 62, 6. 7). Автор I. Краткий очерк истории проповеди История проповеди находится в тесной связи с историей христианской церкви. Периоды пробуждения или обновления в жизни христианской церкви всегда являлись вместе с тем и периодами особого развития проповеди. И это вполне понятно, ибо "от избытка сердца говорят уста". Й период Апостольский (30 г.- 100 г.) Христос был идеальный проповедник. Апостолы учились у Него и потому проповедь их была столь могущественна. Проповедь апостолов сосредоточивалась на Христе и, основываясь всецело на Св. Писании, призывала людей к покаянию и обращению от злых дел к Богу. Апостолы говорили под непосредственным действием Духа благодати и личных переживаний. Й период так называемых Апостольских учеников (100 г. - 180 г.) По имеющимся сведениям в этот период проповедь значительно утратила свою силу. По свидетельству Иустина Мученика (около 165 г.) в собраниях христиан читались писания апостолов. По окончании чтения руководитель собрания говорил что-нибудь в назидание на основании прочитанного. Таким образом, проповедь из вдохновенного излияния духовных мыслей и истин при апостолах превратилась ко времени их учеников в истолковательную и назидательную речь. Форма проповедей первых дней христианства не могла быть обработанной. И это вполне понятно: церкви в то время находились под тяжестью гонений; христиане собирались в пещерах и потаенных местах; им некогда было упражняться в изяществе выражений и разнообразии мыслей; краткость и простота являлись необходимостью. Вместе с тем, конечно, у апостольских учеников не могло быть такого вдохновения, как у апостолов, которые лично видели Христа. Й период (180 г. - 450 г.) По мере ослабления гонений и увеличения числа членов христианских церквей явилась необходимость более глубокого изучения Библии и более совершенной проповеди. Для удовлетворения этой потребности много потрудился Ориген, родившийся в 185 году. Он написал множество сочинений по истолкованию книг Библии. Он читал лекции по наставлению вновь принимаемых в церкви членов. Его труды оказали огромное влияние на его современников и ближайшие поколения проповедников. Он получил название "отца проповедников", хотя сам он в качестве проповедника не выступал. Ориген внес в дело проповеди принцип систематического изложения предмета и аллегорический метод истолкования. Под его влиянием проповедь из простой истолковательн,о-назидательной беседы превратилась в произведение ораторского искусства. Наилучшими представителями этого рода проповеди были: на востоке Иоанн Златоуст (347-407), а на западе Августин (354-430). хотя последний и не в такой степени, как первый. Оба были мощные проповедники, хотя слишком усердное применение в их проповеди правил ораторского искусства, удовлетворяя эстетическим требованиям, ослабляло духовное действие их. Й период (450 г. - 800 г.) В этот период проповедь переживает значительный упадок. Проповедники стали гнаться больше за блестящей формой изложения, чем за истинно-духовным содержанием их. Риторика все более и более вытесняла чувство; форма умерщвляла дух. Проповеди мало основывались на Библии, в них много было философии, произвольных толкований и рассуждений об обрядах. Примером этого может служить римский епископ Лев Великий (395-461), после которого остался сборник проповедей (числом 21). Все проповеди написаны на такие темы, как церковные праздники, почитание Богородицы, пост и милостыня, чистилище и т. п. Таким образом, постепенно проповедь утратила свою жизненную силу. Й период (800 г. - 1200 г.) Франкский король Карл Великий, обращавший внимание на все стороны жизни своего народа, между прочим, сделал попытку восстановления проповеди, которая к его времени почти умолкла во всех церквах. Под его влиянием разные соборы постановили, чтобы епископы сами проповедывали и учили священников проповедывать. Для лучшего осуществления этого, Карл приказал Варнефриду собрать в виде одной книжки лучшие проповеди учителей церкви, распределив их по праздникам, временам года и т. п. Предполагалось, что проповедники будут только брать общие мысли из этих проповедей для составления своих проповедей и только те из них, кто не в состоянии сами составить проповеди, будут прямо читать эти проповеди из книги. Но на самом деле из этой благой мысли получилось зло. Проповедники, зная, что можно самим не составлять проповедей, а прямо прочитывать уже готовые проповеди, перестали работать самостоятельно. Народ в церквах, слушая из года в год одни и те же проповеди, потерял к ним всякий интерес. В результате проповедь в церквах на западе почти совсем прекратилась. Й период (1200 г. - 1517 г.) Около этого времени в церкви начинается некоторое пробуждение, как первые проблески грядущей реформации. Это пробуждение выражается в некотором, хотя и робком, возобновлении проповеди. При этом определилось два направления: 1) схоластическое, 2) мистическое. Представителем первого был Фома Аквинский (1226-1274). Направление его выражалось в стремлении примирить христианское богословие с философией Аристотеля. Проповедь, основанная на таком мировоззрении, должна была говорить больше разуму, чем совести. Проповеди заполнялись самыми искусственными толкованиями, разделялись на множество отделов и подотделов Но все-таки это был шаг вперед. Проповедниками мистического направления были: Бернард Клервосский (ум. 1153) и другие. Отличительною чертою этих проповедей было: аллегорическое толкование, чувствительность и неясность изложения. Проповедники обоих направлений были далеки от норм истинной христианской проповеди, но во всяком случае они произвели некоторую новую струю в соверешенно замершей религиозной жизни Европы. 7-й период (1517 г. - 1550 г.) В 1517 году Лютер прибил к дверям церкви свои 95 тезисов, и с этого дня вспыхнул огонь реформации. Небывалое до сего дня религиозное пробуждение вылилось в форму пламенных проповедей на чисто евангельские темы, как Лютера, так и его сподвижников. Как динамит в шрапнели разрывает внешнюю стальную оболочку, так и пробужденный дух разбил все условные формы и приемы проповеди и превратил ее в мощный, почти стихийный, призыв к оправдывающей и спасающей вере. Проповедь Лютера была восстановленная евангельская проповедь, проповедь в духе первых учеников Христа. Будучи лишена искусственных приемов, она носила в полном смысле естественный народный характер. То же самое должно быть сказано о Цвингли, Кальвине и других деятелях той эпохи. 8-й период (1550 г. - 1650 г.) После Лютера настает период догматизма. Учение реформатора стало выливаться в определенные формы в виде катехизисов и пр. Проповедники стали думать более о сохранении учения в неприкосновенности и чистоте, чем о спасении душ человеческих, и проповедь утратила свою жизненную силу. Буква стала брать силу и умерщвлять дух, и в результате получилось охлаждение в жизни реформированных церквей. 9-й период (1650 г. - 1750 г.) Шпенер, родившийся в 1635 г., Франке (1663-1727) и другие проповедники, сознавая мертвящее влияние догматизма на жизнь реформированных церквей, начинают проповедывать необходимость пробуждения, которое началось при них и продолжалось в течение 100 лет. Суть их учения состояла в том, что недостаточно проповедывать оправдание верою, но необходимо еще возрождение, "новое сердце". Такое учение дало особую силу проповеди и вызвало новую струю в жизни церквей. 10-й период (1750 г.- 1850 г.) Так как пиетисты проповедывали, главным образом, возрождение, взывали к чувствам, мало говорили к разуму и мало заботились о росте христианской жизни, то в скором времени и их проповедь потеряла силу и вызвала реакцию, т. е. движение к разуму, которое перешло в крайность и произвело так называемый рационализм. Начало рационализма связано с именем Землера (1725-1791) и было развито такими проповедниками как Мосхейм и другими. Все эти проповедники совершенно оставили почву Евангелия, перестали говорить о спасении грешников верою или о возрождении и занимались только разъяснением начал христианской нравственности. Результаты такой проповеди сказались в том, что проповедь в сущности превратилась в чтение лекций. Должно однако сказать, что такое резкое отклонение от образца евангельской проповеди в рационализм поддерживалось только на главных кафедрах Германии. Что касается остальных мест Германии и вообще всей Центральной Европы, то там во всякое время были проповедники истинно евангельского направления. Таковы, например: Граф Цинцендорф (1700-1760), Людвиг Гофакер (1798-1828), Гармс (1778-1855), Штир (1800-1862), Круммахер (1796-1868) и другие. Все они учили, что проповедник должен прежде всего и после всего держаться основы Библии. В некоторых местах Германии и до сих пор остался неизменным этот библейский дух; сюда принадлежат: Вюртемберг, Эльберфельд и Бремен, где работали такие проповедники, как Менкен, Моллет, Функе (автор книги "Пророк Иона") и другие. В последнее время в Германии начинается некоторое пробуждение под влиянием Евангельского Союза (Evangelische Allianz) и устраиваемых им Бланкенбургских конференций. Это движение, вокруг которого объединились такие проповедники, как Штокмайер и др., начинает сказываться в литературе и периодической печати в виде живого направления евангельского духа. Излагая вкратце историю проповеди, мы, главным образом, говорили о Германии и совершенно не упоминали о других странах именно потому, что в Германии проявились наиболее ярким образом все направления в проповеди: положительные и отрицательные и потому в деле изучения проповеди она представляет наибольший интерес. В Англии со времени реформации (1531 г. - 1571 г.) в проповедях не замечалось таких отклонений от евангелизма, как в Германии. До самого последнего времени рационализм в Англии ютился в небольших группах деистов и унитариев, а если рассматривать всю религиозную жизнь Англии целиком, то придется сказать, что она не уклонялась в рационализм. Догматизм, пожалуй, овладел аристократическими кругами Англиканской Церкви (High Church), но он не стеснял духовной жизни большинства церкви (Low Church). До начала 18-го века, однако, нельзя сказать, чтобы проповедь в Англии процветала. В господствующей англиканской церкви удовлетворялись чтением установленных проповедей. Только в общинах баптистов, пресвитериан, конгрегационалистов и др. звучала живая евангельская проповедь. Под влиянием этой проповеди, а также религиозного пробуждения, начатого братьями Уэсли в Англии, до последнего времени на кафедрах этой страны раздавались проповеди в духе чистого евангелизма. В недавнее время передовыми проповедниками в Англии выдвинулись: Иосиф Паркер (конгрегационалист), Фаррар (Англ. Церковь), но более всего Чарльз Сперджен (баптист), величайший проповедник 19-го столетия, названный "королем проповедников". Среди английских баптистов кроме Сперджена приобрели всемирную известность такие проповедники, как: Ф. Б. Майер, д-р Макларен, д-р Клиффорд и др. Из американских проповедников последнего времени наиболее замечательны: Тальмедж, Муди, Торрей и др. Все они проповедывали и проповедуют в евангельском духе. II. Что такое гомилетика? Слово "гомилетика" происходит от греческого слова omilia - гомилия, которое в начале означало беседу с одним человеком или собранием лиц, а впоследствии получило значение речи, которая держится в религиозном собрании. В первое время "гомилию" различали от проповеди. В первые века христианства "гомилией" называлось то пояснение, которое предлагалось собранию при чтении какой-либо части Св. Писания. Таким образом "гомилия" была истолковательная речь, которая произносилась при чтении избранной части Св. Писания и которая состояла из последовательных пояснений на каждый стих с применением смысла их к практической жизни. Для проповеди у первых христиан существовало другое слово: logoV - "слово" в смысле отдельной речи или kerugma (1 Кор. 2, 4) в общем смысле проповеднического служения. Проповедь отличалась от "гомилии" тем, что в то время, как "гомилия" состояла из кратких последовательных пояснений на слова текста, неразрывно с ним связанных, проповедь являлась самостоятельною речью, опиравшеюся на определенный текст Св. Писания или имевшею определенную тему из Св. Писания. Но впоследствии слово "гомилия" стали употреблять вообще в смысле проповеди - самостоятельной речи в религиозном собрании на какой-либо текст или тему из Св. Писания. В настоящее время учение о проповеди от этого слова называется гомилетикой. Еще в первые века христианства стали сознавать необходимость внимательного отношения к проповеди и усердного изучения ее способов. Для сего являлось желание сохранить лучшие образцы проповедей. Поэтому первыми книгами по гомилетике были сборники лучших проповедей. Первый такой сборник был составлен Оригеном в 3-м веке. Затем особенно полный сборник таких проповедей был составлен по повелению Карла Великого в 782 году (см. выше). После сего таких сборников было издано в разных странах множество. Но мысль человеческая шла дальше; она требовала более или менее систематического изложения знаний об условиях, необходимых для правильной проповеди. Первая книга, которая более или менее отвечала этой потребности, была 1) "De Doctrina Christiana" Августина; затем следовали: 2) сочинение Эразма Роттердамского: "Ecclesiastes" или "Проповедник"; 3) "Застольные Речи" Лютера, которые дают очень много полезного материала для проповедников; 4) "Loci Communes" Меланхтона, в которой он дает указания текстов для проповедей. Но в сущности первым, кто написал сочинение, достойное названия гомилетики, был Андрей Гипериус из Марбурга (1564 г.). Его сочинение "De Formandis Concionibus Sacris" дает указания к выбору текстов, построению проповеди и т. п. Дальнейшее развитие гомилетики привело к крайностям: к излишней классификации проповедей и предметов, о которых говорится в проповедях и т. п. Так, например, находили 25 различных родов проповеди; рекомендовали делать три введения к проповеди: 1) близкое, 2) более близкое и 3) ближайшее. Для соблюдения этой формы уродовались тексты и т. п. Таким образом, стремление к изучению правильной проповеди, превращенное в науку о проповеди, привело к мертвящему формализму. Приступая к составлению первой гомилетики на русском языке в евангельском духе, мы имеем в виду эту опасность научного формализма и наше желание - совершенно избегнуть его. III. Что такое проповедь? Прежде всего отметим, что проповедь есть продукт христианства; ни в какой другой религии проповедь не культивировалась. В высшем значении слова проповедь есть слово Божье передаваемое устами человека. В ближайшем значении слова проповедь есть сама в себе законченная речь, произносимая в религиозном собрании и имеющая своею целью: 1) призыв неверующих грешников к вере и покаянию; 2) назидание или утверждение верующих в вере и добродетели; и 3) разъяснение учения Христа. Соответственно с этим проповеди бывают четырех родов: 1) призывные, в которых неверующие и грешники призываются к вере и покаянию; 2) назидательные или воспитательные, в которых верующие утверждаются в делах веры; 3) призывно-назидательные проповеди, содержащие призыв к неверующим и назидание для верующих; 4) поучительные, в которых разъясняются известные части Св. Писания или вопросы, основанные на них, главным образом для верующих. Священное Писание дает нам образцы: 1) призывных проповедей: Мат. 3, 2. 3. 7-12; Деян. 2, 14-39; 22, 3-21; 2) назидательных: Иоанн. Главы 14-я, 15-я и 16-я и 4) поучительных: Мат. Главы 5-я, 6-я и 7-я. Приводим здесь примеры всех четырех родов проповедей нашего времени: Образец проповеди призывной Друг грешников "Друг мытарей и грешников" (Лук. 7, 34) Этот титул дан был нашему Божественному Учителю и Господу теми, которые придирались к Нему и не хотели убедиться в том, что Он Мессия. Самоотречение Иоанна Крестителя заходило слишком далеко для них. Они не могли понять человека, носящего одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, пищу которого составляли акриды и дикий мед. Или этот человек был слишком хорош для этого мира, или он был не в своем уме. "В нем бес", говорили они, отворачиваясь от него. Но они не могли сказать этого о Спасителе, потому что Он ел и пил, как и другие и никакого затруднения не делал относительно пищи и питья; поэтому они говорили: "вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарей и грешников". Таким образом, наш текст является языком известного класса людей, которые говорили даже о Спасителе, что не могут слушать Его потому, что Он казался обыкновенным человеком, ходившим со всеми прочими и не отличался аскетизмом. Я тоже слышал от одного человека, что он не может слушать такого-то проповедника, потому что, к несчастью для себя, он был очень полный человек; ему нужно было проповедника худого, потому что он более походил на святого. Так судят многие, а по-моему, если кто может оказать мне добро, я не стану спрашивать, толст он или худ; мне также безразлично, высок он или низок. Ведь не буду же я при консультации с доктором принимать в расчет, светлые у него волосы или черные, или какие у него еще особенности; а между тем, в вопросах души люди так несерьезны, что малейший пустяк препятствует им слышать серьезнейшие истины, касающиеся бессмертных вопросов. Теперь перейдем к этому титулу нашего Учителя; они называли Его "другом мытарей и грешников". Заметим, что Он Сам приводит эти слова. Вероятно ни Матфей, ни Марк, ни Лука, ни Иоанн не сказали бы нам, что Иисуса называли "Другом мытарей и грешников", если бы Он Сам этого не повторил. Из этого факта ясно, что Он нисколько не стыдился этого титула. Он повторяет это так, как будто он Ему нравится, как будто Он его Себе присваивает и носит как отличие, которое Ему приятно иметь. Он Сам это говорит, и повторяет, и заботится о том, чтобы Матфей и Лука передали это, что Он был назван "Другом мытарей и грешников". О том, что Он не стыдился повторять, нам не стыдно думать. Эти слова были верны тогда и верны теперь, Иисус Христос "Друг мытарей и грешников". 1. Прежде всего Он был самый сердечный и любящий Друг преступных людей. Вся Его душа была преисполнена любовью к людям, когда они были еще грешниками и Его врагами. Это заставило Его покинуть обитель Отца и небесные знаки царского достоинства, чтобы прийти и родиться в пещере, быть положенным в ясли, работать в мастерской плотника, стать беднейшим из бедных и самым презренным и отверженным из людей. И все это потому только, что Он любил людей, не только людей вообще, но и преступных людей. Их преступность вызывала в Нем жалость, ибо Он знал какая скорбь скрывается за видимым удовольствием греха; и для того, чтобы избавить преступных людей от последствий их грехов, Он пришел жить там, где Ему негде было главы приклонить, где под конец у Него не было одежды, чтобы покрыть Свое Тело. Господь наш Иисус Христос был искренний, верный, серьезный Друг: не было до Него человека с такой глубоко любящей натурой. Мне всегда кажется, что Он соединяет в Своем благословенном Лице оба пола, являясь совершенством всего, что может быть найдено в мужчине и женщине, всего мягкого, нежного и в то же время сильного. Во Христе соединялись мужественность со всей ее силой и женственность со всей ее мягкостью и сострадательностью. Он никогда не думал о грешниках без любви, никогда не смотрел на них без жалости, никогда не слушал их жестоких слов без доброжелательности к ним, никогда не мог видеть их скорби без сострадания. Он был образцом той доброты, которой мы с вами должны подражать, но которой никогда не достигнем. Он был "Друг мытарей и грешников" в бесконечной любви Своего нежного сердца. 2. Вы не должны поэтому удивляться, если я прибавлю, что Он был "Друг мытарей и грешников" в практическом смысле этого слова, ибо исполненное любви сердце всегда приносит плод. Если вы только говорите, что любите меня, то любовь ваша не пойдет дальше слов; но, если ваша любовь искренна, то она проявится в ваших поступках. Спаситель наш доказал Свою любовь к людям Своим пришествием на землю, как я уже говорил; но, кроме того, будучи на земле, Он творил добро. Никогда Он не отказывал тем, которые призывали Его, какого бы они не были низкого происхождения или положения; всегда Он готов был излить на них Свое благословение. Он ходил, проповедуя Евангелие, которое могло поднять падших и утешить близких к отчаянию. А под конец Он доказал Свою любовь уже самым очевидным образом. Если добрый пастырь называется добрым, потому что кладет душу свою за овец, то разве Иисус не сделал того же? Я позволю себе привести слова апостола Петра, в которых для меня больше музыки, нежели во всей поэзии Гомера - "Который Сам вознес Телом Своим грехи наши на древо" (1 Пет. 2, 24). Для того, чтобы мы могли жить, Он умер. Для того, чтобы нам быть очищенными от грехов, Господь возложил их на Него. О, грешники, Христос несомненно ваш Друг, раз Он сделал для вас все, что может сделать и перенести всеобъемлющая и всемогущая любовь. Воскреснув из мертвых и вознесшись к Своему престолу, Он стал ходатайствовать за беззаконных и продолжать являть Свою любовь к грешникам ежедневным молением за них. Молитва, начатая на земле, никогда не прекращалась. "Отче, прости им, ибо не знают, что делают" (Лук. 23, 34). О, да, Он глубоко преисполнен любви в Своем сердце, как бы внутри Себя, а вне, Он действительно и практически Друг грешников, потому что Он для них все делает! Я бы хотел, чтобы некоторые из вас испытали это на себе, обратившись к Нему, чтобы Он мог явить на вас чудное действие Своей благодати. 3. Затем, возлюбленные, я призываю ваше внимание к тому, что Господь наш есть друг грешников в самом широком смысле. Он исполнен не только любовью, но и мудростью. Вы знаете, что есть много способов проявления дружбы. Например: человек обращается к другому человеку, которого он считал своим другом, и говорит: "дай-ка мне выпить"; его друг отвечает: "вон, там бутылка, пей сколько хочешь!" Тот, кто так поступает, заслуживает названия врага, а не друга. У бедняка есть другой друг, к которому он обращается с той же просьбой, но тот отвечает: "я не могу дать тебе спиртного напитка, потому что я уверен, что это тебе будет вредно. Я считаю это дурным, а мне кажется, что ты начинаешь приобретать привычку пить. Прости меня, но я не дам тебе пить". Я думаю, все вы согласитесь, что последний друг более мудрый. Мудрый друг часто как бы обливает холодной водой наши планы и говорит: "вы ошибаетесь", когда нам бы хотелось, чтобы он сказал "вы правы". Господь наш Иисус Христос настолько премудрый Друг, что говорит грешнику: "друг мой, если ты хочешь быть счастливым, оставь этот грех". Он не говорит: "Я буду тебе Другом и помогу тебе в той беде, в которую вовлек тебя грех". Нет, Христос говорит: "Я помогу тебе вырваться из сети греха, если ты доверишься Мне; но если ты хочешь пребывать во грехе, то тебе придется нести его последствия; тут уж Я не буду тебе помогать". Он приходит к тебе, дорогой Друг, и говорит: "ты хочешь быть счастливым, но не это главное; ты должен стать святым, прежде чем сделаться счастливым". - "О, Господи Иисусе", взывает грешник, "мне хочется покоя". "Нет", говорит Иисус, "теперь тебе не нужен покой; он был бы для тебя вреден в твоих настоящих условиях; тебе раньше нужно очищение. Прежде всего Я должен тебе показать, в чем ты неправ и исправить тебя". Когда Он это делает, мы иногда восклицаем: "слишком тяжело, Господь!" Я знал такой случай, когда пациент просил доктора поскорее залечить ему рану, чтоб она затянулась. "Нет - ответил доктор - теперь нельзя, тут слишком много дикого мяса, которое надо раньше удалить; нельзя закрывать отверстие. Если мы хотим полного исцеления то именно надо оставить отверстие открытым, потому что много должно еще выйти из него". Так часто поступает Иисус Христос с грешниками. Он их истинный Друг именно тогда, когда приближает секиру к корню их дерева самооправдания и начинает его отсекать. Он хочет сотворить дело верное и прочное и потому побуждает грешника отвергнуть грех, раскаяться в своих беззакониях и стремиться к той новой перемене сердца, которая произведет и перемену жизни. Христос "Друг мытарей и грешников" в самом мудром смысле. 4. Возлюбленные, Господь наш Иисус Христос "Друг мытарей и грешников" в самом серьезном смысле этого слова. Есть пословица, говорящая, что истинные друзья познаются в нужде. Христос истинный Друг грешников в их нужде. Вы, может быть, дошли до нищенства своей расточительностью и излишествами, и все-таки вы можете теперь же прийти ко Христу. Или вы расстроили ваше здоровье, благодаря греху; все-таки вы можете прийти ко Христу. Быть может, даже, вы опозорили себя каким-нибудь явным преступлением, все-таки вы можете прийти ко Христу и Христос прийдет к вам. "Но ведь никто даже не разговаривает со мной", скажете вы. Он будет с вами говорить. Он найдет вас одних с вашим стыдом и скажет вам слова, могущие вас спасти. Или, быть может, тут есть женщина, опозорившая себя и теперь всеми презираемая. Иисус Христос подходит к вам, стоящей одиноко, и говорит: "и Я не осуждаю тебя; иди, и впредь не греши". Иисус Христос любит находить нас, когда мы в уничижении; когда другие говорят: "он упал так низко, пусть себе падает еще", Христос говорит: "он упал, надо его поднять". Рассказывают такую историю про Спасителя, которую я не считаю верной, но правдоподобной. Однажды, на улицах Иерусалима лежала мертвая собака; один толкал ее и говорил, что у нее короста; другой также толкал и говорил: "как у нее торчат кости! дрянная дворняжка!" Но пришел Некто, остановился у мертвой собаки и сказал: "какие у нее были белые зубы". Он отметил единственную хорошую вещь, которую можно было найти в мертвой собаке; и когда Он продолжал свой путь, народ спрашивал: "кто это был?", а другие отвечали: "это Иисус из Назарета". Как я уже говорил, я не считаю, чтоб эта история была верна, но вероятно Христос именно так бы поступил; так именно относится Он к людям. Он находит ту или другую хорошую сторону, если они есть; а если ничего нет хорошего, Он все же любит до тех пор, пока Своей любовью не вызовет чего-либо доброго, ибо Он знает как овладеть людьми в их худшем состоянии и найти в них светлую сторону характера, которая избавила бы их от окончательной погибели. Он извлекает грешников из самой бездны греха. Сколько несчастных пленников Он освободил из темницы! Сколько Он собрал вокруг Себя таких, которых сам диавол выбросил вон, как никуда негодных. Эти самые лица потом омывали Его ноги слезами и отирали волосами и становились Его возлюбленными. Да, Христос истинный Друг, ибо Он Друг в нужде. 5. Он также постоянный Друг грешника. Он его Друг, когда тот еще начинает грешить и Он удерживает его. Он ему Друг, когда грешник продолжает грешить, а Он остерегает его. Он ему Друг, когда грешник возрастает в грехе, а Он возвращает его назад. Он ему Друг, когда грешник доходит до крайности. Иисус продолжает идти за ним: удивительная устойчивость Божьего милосердия может быть предметом удивления для ангелов. О, как бы мне хотелось, чтобы вы, далеко зашедшие в грех, могли бы почувствовать, что Он, в Своей жалости, смотрит на вас и, в Своей любви, следует за вами. Он несомненный Друг грешников. Вы раньше писали слово "грешник" маленькими буквами, и может быть слово "Друг" такими же маленькими буквами; но теперь вы пишете слово "ГРЕШНИК" большими буквами. О, каких они должны были бы быть размеров, чтобы правильно изобразить вас! Но еще крупнее должно быть написано благословенное слово "Друг". Чем больше вы возрастаете в грехе, тем более возрастает Его дружба. О, если бы Он дал вам поверить этому теперь же, чтобы вы бросились в Его объятия! Он неизменный Друг грешников. 6. Еще могу сказать только, что Он Друг грешников в самом обширном смысле слова. Не было такого грешника, которому Он не пожелал бы быть Другом. Если ты, бедный грешник, взыщешь Его, то Он будет тобою найден. Во время пробуждения может быть сотни придут ко Христу; не думай, что ты будешь лишним. В другое время может казаться, что никто не приходит ко Христу; не думай, что Он откажет тебе, если ты придешь один. Где бы ты не находился, Христос там же; и так ищи Его в тишине вечера. Если ты работаешь серди шумного города, и там твоя тихая молитва достигнет Его слуха. Он обитает на Сионе и также с сокрушенными смиренными сердцами. Если бы Он отверг тебя, когда ты обратишься к Нему, ты был бы первым непринятым Им, а я не думаю, чтоб Он для тебя делал исключение. Это невозможно, потому что Иисус сказал: "прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас". И еще: "приходящего ко Мне не изгоню вон". Нет, возлюбленные, не может этого быть ни с вами, ни со мной; это совершенно невозможно. И так, возрадуемся тому, что пока грешник еще не в аду, Христос готов быть Другом этого грешника. Аминь. Главный предмет этой проповеди: Иисус друг грешников. Эта мысль развивается в шести пунктах. В первом пункте показывается, что Иисус самый сердечный и любящий друг; во втором, что Он друг в самом практическом смысле; в третьем, что Он друг в самом широком смысле; в четвертом, что Он друг в самом сердечном смысле; в пятом, что Он постоянный друг и в шестом, что Он друг в самом обширном смысле. В каждом пункте, и особенно в последнем, содержится призыв к грешникам, чтобы они пришли к Другу Иисусу. Отсюда ясно, что эта проповедь всецело призывная. Спасены ли вы? "Благодатию вы спасены" (Еф. 2,5) Главнейшее з<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.92.247 (0.013 с.) |