Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VIII. Можно ли учиться проповеди.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Есть люди, которые охотно допускают, что для проповедника полезно снабдить себя научными познаниями, но что учиться самой проповеди, по их мнению, нельзя. Такой взгляд основывается на том, что проповедь есть только передача того, что Дух Святой хочет сказать людям через проповедника и потому, чем меньше человек проявляет своей воли или своего человеческого умения, тем лучше; что учиться можно только у Христа (Мат. 23.8) и Духа Святого, помазание Которого (1 Иоан. 2,27) учит нас всему и нет нужды, чтобы кто-либо учил нас. Это все совершенно верно. Если бы все проповедники были исполнены Духа Святого в полной мере и Им только руководились, то никакому учению не могло бы быть места. Но люди исполняются Духом не в одинаковой мере; есть более духовные и менее духовные из них. В силу же закона любви Христовой более духовные должны помочь менее духовным своим опытом и знаниями, откуда и вытекает необходимость в некоторых случаях поучений от людей. IX. Идеальная проповедь Идеальная проповедь, это - проповедь Иисуса Христа. Иисус говорил так сильно, так могущественно, что враги Его, приходившие взять Его, умилялись сердцами и говорили: "никогда человек не говорил так, как этот Человек" (Иоан. 7,46). Вот отличительные черты проповеди Христа: 1) Проповедь Иисуса Христа была проста, так что всякий ребенок мог понимать Его. Что может быть проще таких слов Его: "взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?" (Мат. 6,26). Он говорил сжато и кратко, но ясно. В Его речи не было ни одного лишнего слова. 2) Вместе с тем Его проповедь была неизмеримо глубока, так что величайшие умы не могут исчерпать ее смысла. "Блаженны нищие духом" Мат. 5,3. "Не заботьтесь о завтрашнем дне" Мат. 6,34. "Не противься злому" Мат. 5,39. "Любите врагов ваших" Мат. 5,44. Никто никогда не говорил таких истин. 3) В проповеди Его можно заметить разнообразие способов. Иногда Христос говорил в проповеди в виде рассуждений без притчей и примеров (Нагорная проповедь Мат. Главы 5-я, 6-я и 7-я). Но чаще всего Он говорил притчами и примерами из жизни (Мат. Гл. 13-я, Лука 15-я и др.). Но как там, так и тут Он развивал одну и ту же великую истину о любви Божьей к людям и о Царствии Божьем. 4) В Его проповеди дивным образом сочетались: глубокое смирение и величавая властность. Когда Он говорил: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас... Возьмите иго Мое... и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мат. 11, 28-29) - это был кротчайший голос на земле. Но вместе с тем, в Его речах чувствовался Тот, Кто имеет власть (Мат. 7,29). Прочтите 23-ю главу Еванг. Матфея. Как кротость, так и властность в проповеди Христа производили неотразимое впечатление. 5) В проповеди Христа проявлялось удивительное знание сердец человеческих, к которым Он говорил (Иоан. 4, 16-18; Иоан. 8,7). 6) Проповедь Христа всегда опиралась на писанное Слово Божье, на Библию (Лук. 4,17; Мат. 4,17-20). 7) Главная цель всех проповедей Иисуса Христа заключалась в том, чтобы взыскать и спасать "погибшее" (Мат. 18, 11-14 и др.). Проповедник, который получил бы дар проповедывать так, как Христос, был бы так велик, как Он. X. Евангельская проповедь Евангельская проповедь есть такая проповедь, которая, во-первых, передает дух и суть евангельского Христова учения, и во-вторых, придерживается только евангельских способов. Евангельская проповедь должна быть подражанием проповеди Христа. Но в каком смысле возможно подражание Ему? Дело в том, что проповедь Христа была творческою проповедью. Христос не разъяснял чужие истины, и излагал свои первичные основные истины богопознания. После Него, как бы проповедники ни были велики, они не могут делать ничего другого, как только разъяснять, истолковывать высказанные Им истины. Творчество в проповеди свойственно только Сыну Творца. Но есть одна область, в которой обыкновенный человек-проповедник может возвыситься до Христа и даже превзойти Его. Это - область разъяснения практического применения к сердцам великих истин Христа. Приведем пример. Иисус Христос в двух случаях был окружен огромною толпою, не только обильно проповедывал им, т. е. питал их духовно, но напитал их телесно в первый раз в числе 4000 и во второй раз в числе 5000 человек. Но что получилось? Он должен был сказать этому народу: "вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились" (Иоан. 6,26), а после этого многие отошли от Него, даже из учеников (Иоан. 6,66). Результаты от Его проповедей и чудес в этих случаях были не великие. Но посмотрите на первых Его проповедников после Пятидесятницы. Ап. Петр проповедует один раз и к церкви присоединяются 3000 уверовавших (Деян. 2,14); он вместе с ап. Иоанном проповедует в другой раз и веру во Христа принимают 5000 человек (Деян. 4,4). Ни одного такого случая неизвестно о проповеди Самого Христа. Что это значит? Это есть ничто иное, как исполнение Его слов: "верующий в Меня и дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Иоан. 14,12). Это объясняется тою силою Духа Святого, которая должна была излиться на учеников, а, кроме того, еще одною чертою проповеди апостольской, отличающей ее от проповеди Христа. Христос, проповедуя грешникам. Сам был свят. Он не мог привести личных примеров греха и раскаяния. Апостолы же, проповедуя, вносили личный элемент в свои проповеди, т. е. личный опыт греха и искупления. Они говорили: "чему мы свидетели" (Деян. 2,32); они рассказывали даже о своем обращении (Деян. 22,1-21) и это личное чувство искупленного греха усиливало действие проповедей до такой степени, что люди умилялись и обращались. Отсюда ясно, какие свойства должна иметь евангельская проповедь: 1) Евангельская проповедь прежде всего и должна быть "свидетельствованием" (1 Иоан. 4,14; 5,10-11), т. е. не просто теоретическим изложением учения Христа, но должна заключать в себе элемент личного опыта проповедника, опыта обращения и духовного возрождения. Отсутствие личного элемента в проповеди, превращает ее из евангельской проповеди в сухую лекцию. 2) Евангельская проповедь должна иметь своею главною целью спасение душ человеческих. Мы уже говорили о том, что проповедь имеет три цели: 1) спасение грешников, 2) назидание и 3) поучение верующих, но что главною целью все-таки должен быть призыв к спасению. Без этого призыва к спасению проповедь лишена "благой вести" и потому перестает быть евангельской. Сперджен рассказывает как он обратился в собрании, где проповедь была на тему для верующих и проповедник только, как бы случайно, сказал слово к неверующим, призывая их к покаянию, и это случайное слово так подействовало на Сперджена, что он обратился. С тех пор, в каком бы собрании Сперджен ни говорил, хотя бы это было собрание исключительно для верующих, он никогда не заканчивал проповедь без призыва к покаянию неверующих. Это правило должно соблюдаться всеми, кто хочет быть евангельским проповедником. 3) Главным предметом евангельской проповеди должна быть любовь Божья, явленная людям в Его Сыне. В сущности говоря, основной мотив всякой евангельской проповеди выражен Самим Господом Иисусом Христом в Иоан. 3,16: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Этот стих в сущности есть все Евангелие в миниатюре и отдельные его части могут служить неисчерпаемою темою для множества проповедей. "Любовь Бога к миру", воплощение Сына, отдача Его, т. е. весь план спасения, "вера, как средство спасения", "что такое верующий?", "в чем погибель?", "что такое жизнь вечная?" и т. п. - все это необъятные животрепещущей важности темы для проповедей. Но в Слове Божьем есть еще более краткое суммирование евангельского учения. Ап. Павел выражает это только в двух словах: "Христос распятый". Он решил "не знать ничего, кроме Христа и притом распятого" (1 Кор. 2,2) и от лица всех последователей Евангелия, он говорит: "Иудеи требуют чудес и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1 Кор. 1,22-23). Все речи и проповеди апостолов наполнены именем Христа и говорят только о Нем Одном. Между тем, в наш век можно встретить проповедников, которые произносят длинные проповеди, в которых или совершенно не упоминается Христос, или упоминается вскользь. В своих проповедях они проповедуют больше себя, чем Христа. Евангельская проповедь не должна заполняться посторонними предметами, как-то: рассуждениями Об обрядах Если вы читаете книги Ветхого Завета (особенно Левит и др.), то вы видите, что большинство речей Моисея относились к обрядам. В тот век это было естественно. К сожалению, и в наш век в больших исторических церквах большинство проповедей произносятся на темы о различных обрядах. Ни одна проповедь Христа или апостолов не касалась обрядов. Если они упоминали о крещении, то в конце проповедей после того, как Христос, Его любовь. Его путь спасения уже был разъяснен. О других каких-либо обрядах в проповедях апостолов и помину нет. А почему? Потому что душам нужна здоровая духовная пища, рассуждение же об обрядах, как внешних предметах, не может доставлять духовного питания. О философии Есть проповедники, которые своим проповедям придают характер философских трактатов. В их проповедях вы можете встретить почти все существующие "измы". Ап. Павел тоже в одной проповеди коснулся философии (Деян. 17,17-18), но нужно иметь в виду, что 1) его слушатели были исключительно философы (стоические и эпикурейские), 2) что он упомянул философию вскользь для освещения одной мысли и 3) что он тут же засвидетельствовал о Христе (ст. 31). Пользование философией или наукой в проповеди в качестве вспомогательного средства или доказательства главной мысли о Христе полезно, но недопустимо затемнение философией великой Евангельской истины. От этого ап. Павел предупреждает очень энергично, говоря: "смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею по стихиям мира, а не по Христу" (Кол. 2,8). Рассказывают о средневековом проповеднике Бернарде следующее: Однажды он произнес ученую схоластическую проповедь. Несколько ученых, бывших в собрании, его благодарили, а остальные молчали. На следующий раз он проповедывал просто и ученые, удивляясь, скучали. Но по окончании проповеди простой народ окружил его с благодарными словами. Бернарда спросили: почему так растроган народ? - "О, - ответил он, - в прошлый раз я проповедывал Бернарда, а сегодня - Христа!" О политике Христос говорит, что Царство Его не от мира сего, что оно внутри людей, в их сердцах. Поэтому, если проповедник оставляет область сердец и переходит в область государственных вопросов и т. п., то он изменяет своему главному назначению. Это не значит, однако, что проповедник должен оставаться совершенно глухим и слепым по отношению к государственной жизни своего народа. Нет, и в особенности, когда государство переживает критические моменты. Для сего он может устраивать особые собрания, но он не должен никогда вносить политического элемента в свои духовно-назидательные проповеди. Но даже и в этом случае, христианский проповедник не может принимать сторону какой-либо отдельной партии. Возвещая вечные истины, он не может говорить иначе, как в беспартийном духе и во всяком случае, его симпатии и его слова должны быть всегда на стороне справедливости, свободы, порядка, на стороне угнетенных и обездоленных. Он не должен останавливаться и перед тем, если ему, подобно Иоанну Крестителю, придется обличать людей, стоящих у власти. Но даже в этом случае лучший путь - освещать положение вещей исключительно светом Христа. Однажды французский король Людовик был в церкви, проповедник говорил проповедь на тему политики, финансов и т. п., но мало коснулся Евангелия. "Жаль, - сказал король при выходе из церкви - если бы он сказал хоть немножко о вере, то он сказал бы о всем остальном". Проповедуя только Христа, проповедник дает людям свет, который освещает все сферы и уголки жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.01 с.) |