Проповедь и народное благочестие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проповедь и народное благочестие



§72. Литература

К §73, 74. Труды Эразма, Колета, Тиндейла, Гейлера Страсбургского и другие источники, упоминаемые в примечаниях. Lea: Hist, of Cler. Celibacy. Также Hist, of Span. Inq. — Histt. Of The Engl. Ch„ Capes и Gairdner-Traill: Social Hist, of Engl., vol. II. — Seebohm: Oxf. Reformers. — Gasquet: The Old Engl. Bible and Other Essays, Lond., 2d ed., 1907. Также The Eve of the Reformation, pp. 245 sqq. — Cruel: Gesch. d. deutschen Predigt, im MA, pp. 431-663, Detmold, 1879. — Kolde: D. relig. Leben in Erfurt am Ausgange d. MA, 1898. — Landmann: D. Predigttum in Westphalen In d. letzten Zeiten d. MA, pp. 256. — Schon: ct. Predigt в Herzog, XV. 642-656. Janssen-Pastor: Hist, of the Ger. People, vol. I. — Pastor: Gesch. d. Papste, I. 31 sqq., III. 133 sqq. — Hefele-Hergenrother: Conciliengesch., vol. VIII.

К §75. Ullmann: Reformers before the Reformation, 2 vols., Hamb., 1841 sq., 2"ed., Gotha, 1866, англ. перев., 2 vols., Edinb., 1855; также J. Wessel, ein Vorganger Luthers, Hamb., 1834. — Gieseler, II, part IV. 481-503. Многочисленные выдержки из их произведений. — Hergen- r0ther-Kirsch, II, 1047-1049. — Janssen-Pastor: I. 745-747. — Harnack: Dogmengesch., III. 518, etc. — Loofs: Dogmengesch., 4th ed., 655-658. — О Гохе: его De libertate christ., etc., ed. Corn. Graphaeus, Antw., 1520 — 1523. — 0. Clemen: J oh. Pupper von Goch, Leip., 1896, и статьи в Herzog, VI. 740-743, и в Wetzer-Welte, VI. 1678-1684. — О Везеле: его Adv. indulgentias в Walch, Monumenta medii aevi, Gotting., 1757. — Описание суда над ним в Aeneas Sylvius: Commentarium de concilio Basileae, и D'Argentre: Col. Nov. judicio- rum de erroribus novis, Paris, 1755; также Browne: Fasciculus, 2d ed., Lond., 1690. — Статьи в Herzog, Clemen, xxi, 127-131, и Wetzer-Welte, VI. 1786-1789. — О Весселе: первое издание его трудов Farrago rerum theol., сборник его трактатов, который вышел в Нидерландах ок. 1521 г. (2d ed., Wittenb., 1522), содержит послание от Лютера (3d — 4th edd., Basel, 1522, 1523). Полное издание его трудов включает в себя жизнеописание — A. Hardenberg (проповедник из Бремена, ум. в 1574), Groningen, 1614. — Muurling: Commentatio historico-Theol. de Wesseli cum vita turn meritis, Trajecti ad Rhenum, 1831; также de Wesseliprincipiis ac virtutibus, Amsterd., 1840. — J. Friedrich (католик): J. Wes­sel, Regensb., 1862. — Статьи Wessel в Herzog, Van Veen, xxi. 131-147, и в Wetzer-Welte, XII. 1339-1343. — P. Hofstedede Groot: J. Wessel Ganzevoort, Groningen, 1871.

Κ§76. НиколайдеЛира: PostillaesiveCommentariabreviainomniabiblia, Rome, 1541 — 1543, 5 vols., Introd. — Wyclif: De veritate scrip. Sac., ed. Buddensieg, 3 vols., Leipzig, 1904. — Gerson: De sensu litterali scrip, sac., Du Pin ed., 1728,1. 1 sqq. — Erasmus: вступление к греческому Новому Завету, 1516. — L. Наш: Repertorium bibliographicum, 4 vols., Stuttg., 1826 — 1838. Ed. Reuss (ум. в 1891): D. Gesch. d. heil. Schriften N. Т., 6th ed., Braunschweig, 1887, pp. 603 sqq. — F. W. Farrar: Hist, of Interpretation, Lond., 1886, pp. 254-303. — S. Berger: La Bible Franqaise au moyen &ge, Paris, 1884. Gasquet: The Old Engl. Bible, etc.; Eve of the Reformation. — F. Falk: Bibelstudien, Bibelhandschriften und Bibeldrucken, Mainz, 1901; Die Bibel am Ausgange des MA, ihre Kenntnis und ihre Verbreitung, Col., 1905. — W. Walther: D. deutschen Bibeliibersetzungen des MA, Braunschweig, 1889 — 1892. — A. Coppinger: Incunabula bibl. or the First Half Cent, of the Lat. Bible, 1450 — 1500, с 54 факсимиле, Lond., 1892. — The Histt. of the Engl. Bible, авторы Westcott, Eadie, Moulton, Kenyon, etc. — Janssen-Pastor: Gesch. des deutschen Volkes, I. 9 sqq. — Bezold:

Gesch. der Reformation, pp. 109 sqq. — R. Schmid: Nic. of Lyra, в Herzog, XII. 28-30. — Ст. Bibellesen und Bibelverbot и Bibeliibersetzungen в Herzog, II. 700 sqq., III. 24 sqq. Другие труды упоминаются в примечаниях.

К §77.1. Источники. Латинские и итальянские произведения Савонаролы состоят из пропо­ведей, трактатов, посланий и нескольких поэм. Самое крупное собрание рукописей и оригинальных изданий хранится в Национальной библиотеке Флоренции. Там есть 15 изданий «Триумфа Креста», вышедших в XV — XVI веках. Послания spirituals et asce- ticae, ed. QuЈtif, Paris, 1674. Проповеди были собраны другом Савонаролы Лоренцо Виволи и публиковались сразу после того, как проповедник произносил их. Лучшее издание — Sermoni е Prediche, Prato, 1846. Также издание G. Baccini, Flor., 1889. Под­борка, сделанная Villari и Casanova: Scelta di prediche e scritti, G. Sav., Flor., 1898. — Нем. перев. 12 проповедей и поэмы de ruina mundi, Η. SchottmOller: Berlin, 1901, pp. 132. A. Gherahdi: Nuovl document a e studii intorno a Savon., 1876, 2d ed., Flor., 1887. — «Триумф Креста», издание на латыни и на итальянском, L. Ferretti, о. Р., Milan, 1901. Англ. перев. с этого издания — J. Procter, Lond., 1901, pp. 209. — Exposition ofPs. LI and part ofPs. XXXII (латинский текст с английским переводом Ε. Η. Perowne), Lond., 1900, pp. 227. — Поэзия Савонаролы, изд. С. Guasti, Flor., 1862, pp. xxii, 1864. — Рудельбах, Перренс и Виллари приводят фрагменты в оригинале. — Е. С. Βαυοννε: Oeuvres tpir. choisies de Sav., 3 vols., Paris, 1880. — Древнейшие биографии: P. В. Urla- macchi (ум. в 1519), основана на более старом латинском жизнеописании, труде свидетеля (изд. Mansi, 1761); G. F. Pico della Mirandola (племянник прославленного ученого с тем же именем), завершено в 1520, опубликовано в 1530 (ed. Qu6tif, 2 vols., Paris, 1674). Об этих трех изданиях см. Villari, Life of Sav., pp. xxvii sqq. — Также J. Nardi (современ­ник): Le stone della cittd di Fireme, 1494 — 1531, Flor., 1584. Luca Landucci (благочести­вый флорентийский аптекарь, пылкий почитатель Савонаролы): Diario Fiorentino, 1450 — 1516, Florence, 1883. Реалистическое описание Флоренции, проповедей и смерти Савонаролы.

И. Современные труды. Подробный список литературы см. в Potthast: Bibl. Hist, med., И. 1564 sqq. — Жизнеописания: Rudelbach, Hamb., 1835. — Meier, Berl., 1836. — K. Hase в Neue Propheten, Leip., 1851. — F. T. Perrens, 2 vols., Paris, 1853, 3d ed., 1859. M adden, 2 vols., Lond., 1854. — ОтецУ. Marchese, Flor., 1855. — *Pasquale Villari: Life and Times of Savon., Flor., 1859 — 1861, 2d ed., 1887, первый англ. перев. L. Horner, второй англ. перев. Villari, Lond., 2 vols., 1888, 1 vol. ed., 1899. — Ranke в Hist, biogr. Studien, Leip., 1877. — Βαυοννε: Paris, 1879. — E. Warren, Lond., 1881. — W. Clark, Prof. Trinity Col., Toronto, Chicago, 1891. — J. L. O'Neil, 0. P.: Was Sav. really excommu­nicatedf Bost., 1900; *H. Lucas, St. Louis, 1900. — G. McHardy, Edinb., 1901. — W. Н. Crawford: Sav. the Prophet в Men of the Kingdom series. — *J. Schnitzer: Quellen und Forschungen zur Gesch. Savon., 3 vols., Munich, 1902 — 1904. Vol. II, Sav. und die Fruerprobe, pp. 175. — Также Savon, im Lichte der neuesten Lit. в Hist.-pol. Blatter, 1898 — 1900. — Н. Riesch: Savon, u. s. Zeit, Leip., 1906. — Roscoe в Life of Lorenzo the Magnifi­cent. — E. Comba: Storia della riforma in Italia, Flor., 1881. — P. Schaff, ct. Savon, в Herzog, II, 2d ed., XIII. 421-431, и Benrath, 3d ed., XVII. 502-513. — Creighton: vol. III. — Gregorovius: VII. 432 sqq. — *Pastor: 4th ed., III. 137-148,150-162, 396-437: Zur Beurthe- ilung Sav., pp. 79, Freib. im Br., 1896. Эта брошюра была написана в ответ на резкую критику отношения Пастора к Савонароле в первом издании его «Истории», особенно со стороны ЛуоттоиФеретти. — P. Luotto: II veroSavon, edilSavon, di L.Pastor, Flor., 1897, p. 620. Луотто написал также Dello studio di scrittura sacra secondo G. Savon, e Lion XIII, Turin, 1896. — Feretti: Per la causa di Fra G. Savon., Milan, 1897. — Миссис Oliphant: Makers of Florence. Godkin: The Monastery of San Marco, Lond., 1901. — G. Biermann: Krit. Studie гиг Gesch. des Fra G. Savon., Rostock, 1901. — Brie: Savon, und d. deutsche Lit., Breslau, 1903. — G. Bonet-Maury: Les Pricurseurs de la Riforme et de la liberte de conscien­ce... du ΧΙΓ et ΧΙΙΓ sticle, Paris, 1904, содержит очерки о Вальде, Бернаре Клервоском, Петре Достопочтенном, святом Франциске, Данте, Савонароле и др. — Романтическое описание Савонаролы можно прочитать в поэме Lenau, Savonarola, 1844, тж. Geo. Eliot в Romola и в трагедии Alfred Austin, Savonarola, Lond., 1881, с длинным предисловием, в котором проводится неуместная, если не сказать кощунственная, параллель между флорентийским проповедником и Христом.

К §78. См. цитаты в примечаниях.

К §79. G. Uhlhorn: Die christl. Liebesthatigkeit irn MA, Stuttg., 1884. — P. A. Thiejm: Gesch. d. Wohlthatigkeitsanstalten in Belgien, etc., Freib., 1887. — L. Lallemand: Hist, de la charite, 3 vols., Paris, 1906. Том III освещает период Χ — XVI веков. — Т. Kolde: ст. Bruderschaf- ten в Herzog, III. 434-441. — A. Blaize: Des monts-de-piete et des banques de pret sur gage, Paris, 1856. — H. Holzapfel; D.Anfange d. montes pietatis 1462 — 1515, Munich, 1903. — Toulmin Smith: Engl. Gilds, Lond., 1870. — Thorold Rogers: Work and Wages, ch. XI sqq. — W. Cunningham: Growth of Engl. Industry and Commerce, bk. II, ch. III. sqq. — Lecky: Hist, of Europ. Morals, II. — Stubbs: Const. Hist., ch. XXI. — W. von Heyd: Gesch. d. Levanten- handels im MA, 2 vols., Stuttg., 1879. — Ст. Aussatz и Zins u. Wucher в Wetzer-Welte, I. 1706 sqq., XII. 1963-1975. — Janssen-Pastor, I. 451 sqq. — Pastor: Gesch. d. Papste., III. К §80. Источники — Фома Аквинат, папские буллы об индульгенциях, произведения Викли- фа, Гуса, Весселя, Иоанна из Пальтца, Иакова из Ютербока и др. Много материала приводится в W. K0hler: Dokumente гит Ablassstreit, Tub., 1902, и в A. Schulte: D. Fug- ger in Rom, 2 vols., Leipz., 1904. Τ. И содержит документы. — Авторитетный католичес­кий труд — Fr. Beringer: DieAblasse, ihrWesen и. Gebrauch, pp. 860, 64,13tb ed., Paderb., 1906. — Также Nic. Paulus: J. Tetzel, der Ablassprediger, Mainz, 1899. — Лучшие протес­тантские труды — Η. С. Lea: Hist, of Auric. Conf. and Indulgences in the Lat. Ch., 3 vols., Phil., 1896. — T. Brieger, ct. Indulgenzen в Herzog, IX. 76-94, и Schaff-Herzog, V. 485 sqq., также D. Wesen d. Ablasses am Ausgange d. MA, обращение в университете. Бригер обещал более подробно осветить эту тему в книге. — Schaff: Ch. Hist., V, I. p. 729 sqq., VI. 146 sqq.

§73. Клир

После 1450 г. клир был более благообразен по части нравственности и образо­вания в сравнении с веком авиньонского пленения и папского раскола. В преды­дущую эпоху клирики пали так низко, что невозможно было пасть еще ниже, сохранив при этом хотя бы видимость веры. Одним из здоровых признаков более позднего периода был тот факт, что, в духе истинной веры, Савонарола в Италии и такие люди, как Буш, Томас Мурнер, Гейлер из Страсбурга, Себастьян Брант и аббат-бенедиктинец Тритемий в Германии, осуждали или высмеивали некомпе­тентность и обмирщенность священников. Картины, которые они рисовали вме­сте с Эразмом, были довольно мрачными. Однако среди клириков как высших, так и низших уровней было много людей, искренне заботившихся о благополу­чии народа и подававших пример чистоты поведения.

Первой причиной распущенности клира (ибо клир в целом оставался распу­щенным) было непомерное требование безбрачия, и нарушение этого требования уже само по себе ослабляло институт священства. Второй причиной был захват знатью прибыльных церковных должностей, которые отдавались детям без учета их моральной и интеллектуальной пригодности. К проблемам, связанным с дву­мя этими причинами, добавлялись те, которые возникали из-за беззастенчивого обладания несколькими приходами. Рим не оказывал клиру никакой помощи по части сдерживания амбиций. Епископские резиденции Толедо, Констанца, Па­рижа, Майнца, Кельна и Кентербери никак не могли служить примером семей­ного и религиозного порядка, поскольку в жизни высших чинов христианского мира творилось то же самое, что в новеллах Боккаччо.

Серьезные обсуждения поведения клириков на соборах в Констанце и Базеле выявили болезнь, но не нашли лекарства от нее. Кардинал Дзабарелла и Жерсон предложили даже разрешить клиру вступать в брак, если все попытки заставить священников отказаться от наложниц окажутся тщетными. В программе ре­формы церкви, предложенной Сигизмундом в Базеле, предполагалась такая ус- fymca, и Пий II, один из участников этого синода, объявил, что причины для восстановления права на брак для священников в эти дни более веские, чем те, по которым он был запрещен в прошлые века. Необходимость ослабления стро­гого правила признается в указах Евгения IV (1441) и Александра VI (1496), которые освободили некоторые воинствующие ордена от обета безбрачия. То там, то тут священники, подобно Лаллье из Парижа в конце XV века, осмеливались открыто (как Виклиф за век до того) выступать за полную отмену безбрачия, но Сорбонна отказала Лаллье в степени доктора из-за этого предложения, ν В Испании попытки синодов и прелатов пресечь аморальное поведение клира не увенчались успехом. Наконец вмешались светские власти. Фердинанд и Иза­белла неоднократно выпускали указы против сожительства священников с жен­щинами (1480,1491,1502,1503). Указы эти насаждались столь энергично, что в некоторых районах клирики жаловались на светских представителей власти, которые вламывались в их дома насильно и уводили их женщин1151. В своей ♦Истории испанской инквизиции» доктор Ли посвящает отдельную главу этим просьбам священников. Судя по донесениям епископов, священники часто были неграмотными и даже не знали латыни. Прелаты вели мирской образ жизни и владели несколькими приходами. Доходы епархии Толедо составляли от 80 до 100 тыс. дукатов, и доходы от распределения подчиненных ей приходов состав­ляли βιήβ столько же. Достаточно одного примера, чтобы показать, какого разма­ха Достигло владение несколькими приходами в Испании. Гонсалес де Мендоса, будучи еще ребенком, получил приход Иты. В двенадцать он был архидиаконом Гвадалахары, одного из богатейших бенефициев Испании. Позже он стал еписко­пом Сегуэнсы, а также архиепископом Севильи и Толедо. Гонсалес был доблест­ным рыцарем, а в 1484 г., когда он вел армию на завоевание Гранады, он взял с собой своего внебрачного сына Родриго, который позже, в присутствии Ферди­нанда и Изабеллы, вступил в брак с племянницей Фердинанда. В 1476 г., когда освободился пост архиепископа Сарагосы, король Хуан II попросил Сикста IV дать это место его сыну Альфонсо, шестилетнему ребенку. Сикст отказался, но после оживленного спора сохранил добрые отношения с королем, сделав мальчи­ка постоянным управляющим епархии.

Во Франции епископ Анжера в официальном обращении к Карлу VIII (1484) заявил: религиозные ордена так низко пали в нравственном отношении, что ста­ли хуже мирян1182. Вот пример сочетания нескольких должностей в одном лице. Иоанн, сын герцога Лотарингии (годы жизни: 1498 — 1550), был назначен по­мощником епископа Метца (1501), стал полноправным епископом семь лет спу­стя, а потом, одно за другим, получил епископства Туля (1517), Теруанна (1518), Озленса и Ди (1521), Вердена (1523), Альби (1536) и вскоре Макона, затем Ажена (1541) и Нанта (1542). К этим должностям добавились архиепископства Нарбон- на (1524), Реймса (1533) и Лиона (1537). Он владел также не менее чем девятью аббатствами, в том числе Клюни. Он отказался от епархий Вердена и Метца ради своего племянника, но вновь получил их в 1548 г., когда племянник женился на Маргарите д'Эгмонт1153. В 1518 он стал кардиналом. В течение XV века еписко- аами Женевы побывали 10-летний мальчик и юноша 17 лет. Верная Римской

UMLea, Inq. of Spain, I. 15 sqq.

""Другие свидетельства см. в Lea, Cler. Celibacy, II. 8 sqq. "иСм. Lea в Cambr. Mod. Hist., I. 660.

церкви сестра Жанна де Жюсси в XVI веке свидетельствует о распущенности епископов и клира швейцарского города и обвиняет их в прелюбодеяниях1154.

В Германии, вследствие усилий мистиков, ситуация в церкви была лучше, но все равно моральные и интеллектуальные недостатки клира были таковы, что католические историки, как и протестантские, сурово их критикуют. Католик Янссен говорит, что «распутство клира немецких соборов, его грубость и невеже­ство вошли в поговорку. От XV века до нас дошло очень много жалоб на безнрав­ственность немецкого клира». Фикер, протестант, говорит о «невероятной без­нравственности священников и монахов». Безольд, также протестант, утвержда­ет, что «в XV веке обмирщенность клира достигла предела»1155. Современник, Якоб Вимфелинг, вероятно, склонялся к уравновешенной оценке ситуации. Он был строг к клиру, однако говорил о многих превосходных прелатах, канониках и викариях, известных своим благочестием и добрыми делами. Он знал немецко­го клирика, который одновременно владел 20 приходами, в том числе 8 должно­стями каноника. К архиепископству Майнца Альбрехт Гогенцоллерн добавил епархию Гальберштадта и архиепископство Магдебурга. За епархию Майнца он заплатил 30 тыс. гульденов золотом, заняв эти деньги у Фуггеров.

Епископов обвиняли в том, что они следуют последней моде в одежде и шьют ее себе из самых роскошных тканей, что они держат лошадей и охотничьих собак, окружают себя слугами и пажами, отращивают бороды и длинные волосы, носят зеленые и красные туфли и обувь с дырочками, в которые продеты ленты. Их часто видели в кольчугах, шлемах, с мечами. Они фигурировали в списках участников турниров1156.

Обычай сохранения высших должностей церкви для аристократов целиком и полностью поддерживался законом. Уже в 1281 г. в Вормсе и в 1294 в Оснабрюке человек не мог стать деканом, если не имел знатного происхождения. Должность епископа и пребенды занимали только благородные лица в Базеле (1474), Аугс- бурге (1475), Мюнстере и Падерборне (1480) и Оснабрюке (1517). То же самое правило существовало в Майнце, Гальберштадте, Мейссене, Мерсенбурге и других епархиях. В начале XVI века в Германии для вступления в капитул кандидат до­лжен был доказать, что не менее 16 его предков принимали участие в турнирах, а уже в 1474 г. для вступления в капитул Кельна требовалось, чтобы кандидат назвал 32 знатных представителей своей семьи. Из 228 епископов, по очереди занимавших 32 немецких престола в период с 1400 по 1517 г., только 13 не были знатными. Все восемь человек, владевших престолом Мюнстера в 1419 — 1514 г., были графами или герцогами. То же самое можно сказать и о 10 архи­епископах Майнца (1419 — 1514), о 7 епископах Гальберштадта (1407 — 1513) и 5 архиепископах Кельна (1414 — 1515)1157. Обычай отдавать высокие посты знати с иронией осуждали Гейлер из Страсбурга и другие современники. Гейлер объявлял, что Германия безумна, раз делает епископами не самых благочести­вых и ученых, а лишь тех, кто, «по их словам, принадлежит к благородным Семействам». Протестантская Реформация вновь провозгласила демократичес­кий характер церковного служения.

11МЦит. в Lindsay: The Reformation, II. 90. Об итальянских монастырях Савонарола говорил, что монахини в них хуже блудниц.

ll55Janssen, I. 681, 687, 708; Ficker, p. 27; Bezold, pp. 79, 83.

11ИСм. Hefele-Hergenrother: Conciliengesch., VIII, раздел Kleidung, и Butzbach: Satirae elegiacae, цит. в Janssen, I. 685 sqq.

:l57Janssen (I. 689-696) приводит полный список этих епископов.

Невозможно было ожидать возвышенных идеалов в низших рядах клира, если те, кто занимал высшие посты, получали их не благодаря своему благочес­тию или личным достижениям, а в награду за свое происхождение. Удивитель­но^ что среди священников низших рангов еще сохранялась истинная вера. Свя­щенников было слишком много. В каждой семье по несколько сыновей хотели сяш клириками. Часто религии посвящали себя люди, которые из-за своих физических недостатков не могли добиться успеха на мирском поприще. Гейлер иа Страсбурга заявляет с негодованием, что, как люди посвящали святому Вель- тену больных цыплят, а святому Антонию больных свиней, так они отдавали в священники своих самых неспособных детей.

Как правило, сельские священники в Германии того периода не имели уни­верситетского образования. Летописец Феликс Фабер из Ульма в 1490 г. заявлял, что из 1000 священников вряд ли хоть один видел своими глазами университет- ©рй город, а бакалавры или магистры были среди них редкостью. Люди этого периода говорили об образованных священниках со вздохом — как о том, что встречалось лишь в «добрые старые времена».

От Альп до Скандинавии священники часто сожительствовали с женщинами. В некоторых районах Германии, таких как Саксония, Бавария, Австрия и Ти­роль, это было всеобщим правилом. Меньше всего таких случаев наблюдалось в Решской области. В некоторых местах Швейцарии и других местностях прихо­жане заставляли молодых священников брать себе наложниц, чтобы обезопасить свои собственные семьи. Двое швейцарских деятелей Реформации, Леон Юд и Буллингер, были сыновьями священников, а Цвингли, выдающийся священ- щш, грешил до того, как начал свою карьеру реформатора. Как говорили в пого- ворке, подверженность священников позывам их похоти — это турок, которого труднее изгнать, чем турков с Востока.

Мы не можем точно сказать, насколько успешными были сознательные по­гашен провести реформу монастырей в Германии в последние годы Средневеко- вьЯг Иоганн Буш самым энергичным образом стремился к этой цели почти пять­десят лет в Вестфалии, Тюрингии и других областях. То, о чем он рассказывает, звучит почти невероятно. Женские монастыри зачастую были не лучше публич­ных домов. Иногда знатные люди регулярно посещали их. Рассказывали, что одщ вельможа, путешествовавший со слугой, остановился на ночь в монастыре. После ужина монахини украсили зал, изящно оделись и развлекали гостя танца­ми11®. Томас Мурнер даже говорит, что женские монастыри превратились в мес­та отдыха знати*159. Танцы во время заседания Кельнского рейхстага (1505) от­бывали архиепископ и аббатиса, а также монахини из монастырей Св. Урсулы и Св. Марии. На это представление смотрел король Максимилиан. Проповедни­ки* такие как Гейлер Страсбургский, предупреждали о моральных опасностях, подстерегающих людей, которые приняли монашеский обет1160. Жизнь в мона-

llaJanssen, I. 726. Bezold (p. 83), конечно, заходит слишком далеко, когда называет монастыри университетами самой бесстыдной безнравственности — Hochschulen der grauelichsten Unsit- tlichkeit.

lmSind jetzt aUgemein Edelleute Spital (Janssen, I. 724).

""Die jungen Monchlein, — говорил он, — und Nonnlein die du machest, die uierden Huren und Buben. Молодые монахи и монахини становились разбойниками и блудницами. А если вспо­минать о непристойном средневековом праве феодала на первую брачную ночь (jus primae noctis или, как это называли, droit de marquette), то священническая знать Южной Фран­ции иногда без стеснения требовала такой же привилегии в своих владениях (Lea, Celibacy, I. 441).

стыре стали называть «неизбежным призванием». Времена Реформации прибли­жались, а протесты против аморальности клира и монастырей не прекращались, как видно из произведений Ульриха фон Гуттена и Эразма.

Хотя практика сожительства священников с женщинами не соответствовала канонам, епископы были готовы превратить даже ее в средство получения дохода и обложили ее налогом. В епархии Бамберга за каждого ребенка, рожденного от священника, следовало уплатить налог в 5 гульденов. Говорят, за один-единст­венный год так была собрана немалая сумма в 1500 гульденов. В 1522 г. подобный налог, в 4 гульдена, принес в казну епископа Констанца 7500 гульденов. В том же году Нюрнбергский рейхстаг жаловался папе на неукротимое беззаконие со сто­роны молодых священников, которые соблазняют женщин, причем в большин­стве епархий налогом облагался уже весь клир независимо от того, содержали священники наложниц или нет1161. Если учесть эти факты, то Лютер вполне обоснованно призывал монахов и монахинь уходить из монастыря и вступать в брак, когда они оказывались неспособными одержать победу над неподобающи­ми мыслями. С другой стороны, не следует забывать, что никому еще не удалось доказательно обвинить этого деятеля Реформации в чувственных излишествах.

Что касается Англии, нас поражает, как мало создавалось там религиозной литературы в 1450 — 1517 г. в сравнении с Германией1162. До нас дошло немного трудов, по которым мы можем судить о состоянии клира. Отчасти мы основыва­емся на свидетельствах английских гуманистов и деятелей Реформации, отчасти на рассказах о посещении монастырей и об их упразднении при Генрихе VIII. В одном документе, составленном по просьбе Генриха V в Оксфордском универси­тете (1414), говорится о необходимости реформы церкви, а в одной из статей осуждается «нешуточный разврат клира, о который претыкается церковь»1163. В середине века (1455) архиепископ Буршье распорядился провести реформу кли­ра—в его документе говорится о браках священников, об их сожительстве с женщинами и о вопиющем невежестве, в котором они иногда уличались. В конце века (1489) архиепископ Мортон изучил моральные нравы монастырей, оказав­шиеся неудовлетворительными. Например, древнее аббатство Сент-Албан вы­родилось настолько, что было немногим лучше публичного дома для монахов. Монахини в двух приориях, подчиненных аббатству, превратились в откро­венных куртизанок. Лолларды требовали, чтобы священникам разрешили вступать в брак. Когда в 1494 г. Роберт Блакейтер, архиепископ Глазго, при­влек к суду 30 лоллардов, одно из основных обвинений против них гласило, будто они утверждали, что в первоапостольской церкви у священников были жены1164. В самом конце XV века Колет восклицал: «О сколь отвратительны грехи этих несчастных священников, которых великое множество в наш век, которые не боятся отправляться из объятий скверной блудницы прямо в церковный храм, к алтарю Христову, к таинствам Божьим!»1165 В знаменитом трактате «Мольба ни-

1161 Lea, и. 59.

lle2Gee and Hardy ( Documents, etc.) приводят только два церковных постановления периода с 1402 по 1532 г.

lie3Wilkins, Concil., III. 360-365.

1164Capes {Engl. Ch. in the 14th and 15th Centt., p. 259) говорит, что многие клирики были женаты законным образом.

lle5Seebohm, р. 76. По поводу рассказа Гуттона о визите в Норвич см. Traill: Social Engl., II. 467 sqq. Он приходит к выводу, что «хотя монахи не делали ничего хорошего, но они не делали и вреда». Однако в том же томе (р. 565) см. обвинения против священников Глостера.

щих», написанном накануне британской Реформации, клир обвинялся в том, что не имеет Иных серьезных занятий, кроме нарушения мира в семьях и развраще­ния женщин1188.

Что касается владения несколькими приходами, то в Англии оно, похоже, было столь же распространено, как и в Германии. Доктор Шербурн, предшест­венник Колета на посту декана Св. Павла, был примечательным примером тако­го священника, но в этом отношении его превзошли Мортон и Уолси. Что каса­ется невежества английского клира, то достаточно упомянуть свидетельство епи­скопа Хупера, который во время посещения Глостера (1551) обнаружил, что 168 священников из 311 не способны назвать десять заповедей, 40 священников не звают, где в Писании находится молитва Господня, а 31 священник не может оказать, кто ее произнес1187.

В Шотландии состояние клира в период перед Реформацией, вероятно, было таким же плачевным, как и в других районах Западной Европы1168. Внебрачный сын Иоанна IV был назначен епископом Сент-Эндрюса в возрасте 16 лет. Внебра­чные сыновья Иакова V (1513 — 1542) владели аббатствами Холируд, Кельсо, Сент-Эндрюс, Мелроуз и Колдингем. Епископы открыто сожительствовали с женщинами и выдавали своих дочерей за представителей знати. В брачном кон­тракте старшей дочери кардинала Битона, которая выходила замуж за герцога Крауфорда (1546), кардинал признал ее своей дочерью. Говорят, что ночь, когда его убили, он проводил со своей любовницей Марион Огилви.

Несмотря на упадок монастырских нравов, среди монахов XV века господ­ствовало преувеличенное представление об освящающем воздействии монаше­ского обета. По свидетельству Лютера, монахи в его время делили христиан на совершенных и несовершенных. К первым относились сами монахи. Их обет считался вторым крещением, которое очищало от всякой скверны, вос­станавливало Божий образ в человеке и делало его подобным ангелам. Мона­стырское начальство Лютера внушало ему, что после принятия обета он стано­вится чист, как младенец. Об этом втором рождении свыше учили святой Бер- нар и Фома Аквинат. Фома утверждал как вполне возможное, что человек, «вступающий в религию», то есть принимающий монашеский обет, получает отпущение грехов1169.

""фроуде датирует этот трактат 1528 г. Шестнадцатая жалоба звучит так: «Станет ли женщина трудиться, чтобы заработать 3 пенса в день, в то время как она может получить по меньшей мере 20 пенсов в день за то, что проведет час с монахом или священником? Станет ли женщина работать за 4 пенса в день, если она может получить не менее 12 пенсов, став сводней для, священника или монаха?»

,И7См. James Gairdner в Engl. Hist. Rev., Jan. 1905.

""Доктор Туллох говорит в своей книге ( Luther and other Leaders of the Reformation ): «Не было другого места, где клир впал бы в такую вопиющую и мрачную скверну, а римская католи­ческая вера была бы так извращена, как в Шотландии».

""Бернар в Migne, 182:889, Фома Аквинат, Summa, II. 2, q. 189. Denifle ( Luther und Luther- thum, I. 208) выдвигает против Лютера чудовищное обвинение в сознательной лжи и мо­шенничестве в связи с его отношением к этому «монашескому крещению». Kolde (Denifle's B'eschimpfung Μ. Luthers, Leipz., 1904, pp. 33-49) доказывает, что Лютер прав. Но в их споре никак не учитывается утверждение, которое делает Joseph Ries (Das geistiche Leben nach der Lehre d. hi. Bernard, p. 86): Бернар и церковь считали, что даже вне мона­ стырских стен могут быть совершенные верующие, а в монастырях — люди, находящиеся в несовершенном состоянии.

§74. Проповедь

Двумя ведущими проповедниками Европы в последние 50 лет средних веков были Джироламо Савонарола из Флоренции и Иоганн Гейлер из Страсбурга. В начале XV века Жерсон, вследствие невежества клира, советовал ограничить количество проповедей1170, но непосредственно перед Реформацией наблюдалось возвращение к практике проповеди в Германии и движение в этом направлении в Англии. Эразм, ученый-космополит, призывал проповедовать, и призыв этот был услышан во всех частях Западной Европы.

В Германии значение проповеди подчеркивали постановления синодов и го­милетические учебники. Здесь можно упомянуть синоды в Эйхштадте (1463), Бамберге (1491), Базеле (1503), Мейссене (1504). В известном «Учебнике искус­ства проповеди» Сурганта проповедь восхваляется как наилучшее средство для приведения людей к покаянию и для воспламенения христианской любви. Она названа «путем жизни, лестницей добродетели и вратами рая»1171. Объявлялось, что не прислушаться к словам, произнесенным с кафедры, — такой же грех, как и пролить каплю освященного вина. В пенитенциариях и молитвенных учебни­ках того времени акцент ставится на обязанности посещать проповеди равно как мессы. Те, кто уходит из церкви до начала проповеди, объявлялись заслуживаю­щими отлучения. В пенитенциарии Вольфа (1478) говорится, что пренебрежение проповедью — это нарушение четвертой заповеди. О важности проповедей свиде­тельствует следующая легенда. Некий добрый человек встретил дьявола, кото­рый нес мешок, где находились банки с мазями. Показав самую черную банку, дьявол сказал, что пользуется мазью из нее, чтобы обратить людей в сон во время проповеди. А проповедники, продолжал он, этому весьма мешают, и часто одна- единственная проповедь лишает его власти над душами, которые принадлежали ему по 30-40 лет1172.

К концу XV века во всех крупных немецких городах и в ряде мелких пропо­веди читались регулярно1173. Было принято строить кафедры, как в Майнце (1465), Базеле (1469), Страсбурге (1478), Констанце, Аугсбурге, Штутгарте и дру­гих городах. Популярные проповедники привлекали большие аудитории. Так было с Гейлером Страсбургским, служение которого продолжалось 30 лет. Гово­рят, что 10 тыс. человек собрались послушать проповеди босоногого монаха Яко­ба Мене из Кельна, когда он был во Франкфурте. Люди заглядывали в окна и забирались на орган, чтобы услышать его. Мене обычно проповедовал в 7-8 часов утра, а потом после обеда. Однажды в страстную пятницу он проповедо­вал пять часов, с трех до восьми вечера. По словам Лютера, города рады были уплатить странствующим монахам 100 гульденов за серию проповедей в честь великого поста.

Другим признаком возросшего интереса к проповедям служат гомилетичес­кие энциклопедии того времени, в которых были собраны материалы из Библии, из отцов церкви, из классических авторов, а также из области сказок и преда-

1170Contra vanam curiositatem, Du Pin ed., 1728,1. 106 sqq.

lmManuale curatorum predicandi praebens modum (1503), цит. в Janssen, I. 38.

n72Wolff и Augsburger, BeichtbUchlein, ed. Falk, pp. 78, 87; Gute Vermaninge, ed. Bahlmann, p. 78;

Николас Рум из Ростока, цит. в Janssen, I. 39. Der Spiegel des Siinders (ок. 1470). См. также

Geffcken, p. 69. Seelentrost, 1483, etc.

1173Cruel (pp. 647, 652) завершает рассказ о немецкой проповеди средних веков выводом, что

следует отказаться от старого представления о скудости проповедей в Германии XV· века.

Сегодня с мнением Круэла соглашается большинство протестантских авторов.

ний. Сюда следует добавить plenaria, сборники из евангелий и посланий с глос­сами и комментариями. Plenarium Гильерма, профессора из Парижа, до 1500 г. выдержал 75 изданий. Издавались также сборники образцовых проповедей. Не­которые из них были широко распространены. Сборник Иоганна Найдера (ум. в 1439) выдержал 17 изданий. Тексты у него, были поделены на три раздела. Сбор­ник францисканца Иоанна из Вердена (ум. в Кельне ок. 1450) издавался 25 раз. Книга Иоганна Герольта «Проповеди ученика» (Sermones discipuli) была издана до 1500 г. 41 раз; подсчитано, что она была распространена в количестве не менее 40 тыс. экземпляров1174. Один из самых популярных сборников назывался Parati sermones («Проповеди готового человека»), он был анонимным. Его заглавие ос­новано на 1 Петра 4:6, «готов (paratus) судить живых и мертвых», и Пс. 118:60: «спешил [был готов] и не медлил соблюдать заповеди Твои». Комментируя слова «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия»1175, ав­тор говорит, что такой мудрости учат нас животные. 1. Лев заметает хвостом свои следы, чтобы охотник не выследил его. Так и мы должны покаянием устра­няй. следы своих грехов, чтобы нас не поймал дьявол. 2. Змея закрывает оба уха, чтобы противостоять обольщению, одно — хвостом, другое — прижимая к зем­ле. Так и мы не должны слушать дьявола, думая о смерти и вечности. 3. У муравья мы должны учиться трудолюбию, заботе о будущем. 4. Есть рыба, кото­рая прклипает к скалам во время шторма. Так и мы должны держаться Камня, Иисуса Христа, думая о Его страстях и спасаясь тем самым от бушующих волн Мира сего. Подобными материалами доказывается пробуждение гомилетическо­го инстинкта: проповедники старались привлечь внимание народа и поделиться с людьми библейской истиной.

Речи немецких проповедников XV века писались то на латыни, то на немец­ком языке. Самыми знаменитыми латинскими проповедниками были Габриэль Биэль (проповедник из Майнца, а затем профессор в Тюбингене, ум. в 1495) и Якоб Ютербок (1383 — 1465, картузианский приор из Эрфурта и профессор в тамошнем университете)1176. Среди известных проповедников, которые выступа­ли: на немецком языке, были уже упомянутый Иоганн Герольт из Базеля, фран­цисканец Иоганн Гритч, проповеди которого выдержали 26 изданий до 1500 г., францисканец Иоганн Медер из Базеля, чьи речи о блудном сыне на великий пост 1494 г. были изданы 36 раз, и Ульрих Крафт, пастор из Ульма (1500 — 1516), автор двух книг — «Духовная битва» и «Ноев ковчег».

Б0лее знаменит, чем другие, был Гейлер из Страсбурга, обычно называемый ΰο месту рождения его отца Гейлером из Кайзерсберга {фон Кайзерсберг}. Он родился в Шаффхаузене (1445) и умер в Страсбурге (1510). Гейлер и его предше­ственник Бертольд из Регенсбурга прославились как самые влиятельные пропо­ведники средневековой Германии. Более четверти века он выступал на кафедре страсбургского собора й был главным из проповедников севера. Он учился в университетах Фрейбурга и Базеля, потом стал профессором в Фрейбурге (1476). Проповеди быстро сделали его известным. Его позвали проповедовать в Страс­бург, и он согласился, договорившись выступать каждое воскресенье и по всем

""Jfannsen, 1:43.

1175Εφ. 5:17. — Прим. изд.

""Ullman ( Reformers, etc., I. 229 sqq.) относит Ютербока к реформаторам до Реформации — в

основном из-за его трактата De septem ecclesiae statibus.

праздникам и дням поста. Он перестал проповедовать за два месяца до смерти и был похоронен в соборе, в котором звучали его проповеди.

«Страсбургский глашатай», как называли Гейлера, прославился выступлени­ями в защиту моральных и социальных реформ. Он не выступал за изменения в учении. Когда в 1500 г. его призвали объяснить его публичное заявление о том, что городские советники «все от дьявола», он выпустил 21 статью с требованием запретить азартные игры, закрыть питейные заведения, соблюдать субботу и праздничные дни, заботиться о госпиталях и ограничивать попрошайничество монахов.

Он был народным проповедником. Он то развлекал, то поражал слушателей анекдотами, игрой слов, описаниями, притчами, остроумными фразами, юмором и сарказмом. Он выступал против народных безумств и моды, критиковал священников, «многие из которых ни разу в жизни не совершали мессу», а также монастыри, где «нельзя было найти ни веры, ни добродетели и царил распущенный, похотливый, греховный и полный всяческого легкомыслия образ жизни». Он вполне поддерживал средневековые суеверия. Он твердо верил в астрологию, призраков и ведьм.

Стиль Гейлера может показаться грубым в наши времена хорошего тона, но в то время он был вполне уместен. Его слушали все слои общества. Максимилиан пришел послушать Гейлера, когда приехал в Страсбург. И всем было совершенно ясно, о чем именно говорит проповедник. В цикле из 65 проповедей о страстях он развил сравнение между Христом и имбирным пирогом — немецким Lebkuc- hen. Христос состоит из бобов, принимаемых в пищу для обретения божествен­ности, фруктов, принимаемых в пищу для тела, и пшеницы, принимаемой в пищу для души. К этим составляющим добавляется мед милосердия. Все это попадает в печь страдания, делится священниками на много частей и раздается народу. В других проповедях он сравнивал совершенных христиан с колбасами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.162.80 (0.084 с.)