Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

That their parishes were pore sith the pestilence tym, To have a license and a leve at London to dwelle And syngen there for symonye, for silver is swete.

Поиск

птицу и скот, на улов рыбы и лесную дичь. Священнику почти неизменно остав­ляли в завещаниях «лучшее животное» или «лучшее из движимого имущества». Церковь получала и не отдавала. Несмотря на акт «мертвой руки» (Mortmain Aet), препятствовавший выводу недвижимости из системы государственного на­логообложения, в пользу церкви продолжали делать завещания. Однако вместе с Тем утвердилось и взимание гражданских налогов с имущества церкви и клира, и епископы, Добровольно или по принуждению, одалживали деньги королю. Война с Францией сделала такие налоги обязательными.

Свободно раздатались индульгенции с целью строительства церквей (как в случае с Йоркским собором, 1396), сооружения мостов, мощения дорог и других общественных улучшений. Хотя клиру и было отказано в праве играть в шары и даже в шахматы, служители принимали участие в сельских развлечениях — таких как праздник церковного пива, напоминавшего средневековый день по­жертвований, когда все веселились, варили пиво и пили его за здоровье священ- швее д благополучие церкви. Что касается морального облика клира, то мы не должны делать поспешных выводов на основании осуждений его греховности, кдяорые часто грешат преувеличениями. Как бы то ни было, мы уверены, что целибат не был повсеместным требованием, и часто мы находим упоминания о назначении незаконнорожденных клириков. Епископ Квевил из Эксетера жало­вался, что женатые священники дают деньги в рост с целью обеспечения своих ща и детей. В последующий период, в 1452 г., Де ла Бэр, епископ Сент-Дэвида, пё его собственным словам, ежегодно получал от священников 400 марок за право иметь наложниц — по ноблю (равному одной марке) с каждого547. Гоувер в своем Кож clamantis мрачными красками описывает привычки клириков и обви­няет их в таких пороках, которые сейчас и упоминаются редко. Церковный историк Кейпс приходит к выводу, что «безнравственность и равнодушие были широко распространены среди клира»548. Упадок дисциплины среди братьев и их грубые манеры, отличительная черта времени, вызвали к жизни строгую крити­ку Фйтцральфа из Армага, суровое осуждение Виклифа и остроумный сарказм Чоеера. Жажда знаний, отличавшая их в начале XIII века, когда они только прибыли в Англию, сменилась самодовольной леностью. Фитцральф, бывший Щрюм Бэллиола и, вероятно, канцлером Оксфордского университета до того, кеае стал епископом, навлек на себя враждебность монахов, прочитав ряд пропо­ведей против францисканской теории евангельской бедности. Он утверждал, что дта Тёория не соответствует Писанию и обычаям изначальной церкви. За такую i^^pcTb ему пришлось держать ответ перед Авиньоном, где он, похоже, и умер ОКЬло 1360 г.549 Лонгленд писал о четырех нищенствующих орденах, франци- с$$йцах, доминиканцах, кармелитах и августинцах, что они «проповедовали йюдям ради выгоды, представляли Евангелие так, как им нравилось, из алчно­сти толкуя его по своему усмотрению».

•"Gascoigne, цит. в Gairdner: Lollardy and the Reform., I. 262. p. 253.

""Его Defensio curatorum contra eos qui privilegatos se dicunt напечатана в Goldast, II. 466 sqq. См. K. L. Poole, ст. Fitzralph в Diet, of Nat. Biog., XIX. 194-198. Четыре книги De pauperie salvatoris Фйтцральфа были впервые напечатаны Пулом в его издании De dominio Виклифа (pp. 257-477). Касательно количества книг Фитцральф утверждает, что в каждом английском монастыре была большая библиотека. С другой стороны, Р. де Бери, автор Philobiblion, обви­няет монахов в том, что они утратили интерес к книгам.

Из церковных деятелей этого столетия, за исключением Виклифа, вероятно, самыми заметными были Томас Брадуардин и Уильям Вайкхем, первый — пред­ставитель схоластов, а второй — церковной власти. Брадуардин, богослов, фило­соф, математик и астроном, учился в Мертонском колледже, Оксфорд (1325). В Авиньоне, куда он прибыл для посвящения в сан архиепископа Кентерберийско- го (1349), ему пришлось вытерпеть насмешки. Во время пира, который давал Климент VI, двери распахнулись и в зал въехал клоун на осле, который смирен­но попросил у понтифика сделать его архиепископом Кентерберийским. Это ос­корбление, задуманное племянником Климента Гуго, кардиналом Туделы, и дру­гими членами курии, напоминало о словах папы, что, если английский король попросит его назначить епископом осла, он не осмелится отказаться. Шутка в дурном свете представляет идеалы курии, но в то же время свидетельствует, что светские власти Англии пытались контролировать назначение на церковные дол­жности. Брадуардин пользовался такой завидной репутацией, что Виклиф и дру­гие современники-англичане называли его «глубоким доктором» (doctor pro fun- dus)6S0. В своем главном труде о благодати и свободе воли, в виде серии лекций, прочитанных в Мертоне, он заявлял, что церковь следует по стопам Пелагия551. В философских школах он редко слышал что-либо о благодати, зато там постоян­но утверждалось, что мы — хозяева своей воли. Он был детерминистом. По его убеждению, все происходящее случается, потому что это необходимо Первопри­чине. В «Рассказе монастырского капеллана», касаясь божественного предопре­деления, Чосер замечает:

До корня не могу я докопаться И в сложности вопроса разобраться, Как сделал то блаженный Августин, Или Боэций, или Вродеардин, Чтобы решить, предвиденье Господне Предуказует ли нам и сегодня Свершить, что Им предопределено. Иль человеку все ж разрешено И не свершать того, что Божий разум Предусмотрел, но не скрепил наказом._552

Вайкхем (1324 — 1404), образец мирского и аристократического прелата, был беззастенчивым совместителем должностей. Говорят, что его епархия в Винче­стере приносила ему ежегодно 60 тыс. фунтов стерлингов в современных день­гах. Только в 1361 г. он получил пребенды в соборе Св. Павла, Херефорде, Сол­сбери, Сент-Дэвиде, Беверли, Бромиарде, Вервелл-Абергвили и в Лланддеви-Бре- ви, а в следующем году — в Линкольне, Йорке, Уэльсе и Гастингсе. В течение какого-то времени он занимал пост канцлера, но потом впал в немилость. Его память хранят Винчестерская школа и Новый колледж в Оксфорде, которые он основал. В прекрасно организованном Новом колледже, первый камень которого был заложен в 1387 г., могло обучаться 100 человек. Эти дары ставят Вайкхема в один ряд с ведущими покровителями образования в Англии, рядом с кардина-

550Wyclif: De vent, scr., I. 30, 109, etc.

551 De causa Dei contra Pelagium et de virtute causarum ad suos Mertinenses, ed. Henry Seville,

London, 1618. Другие труды см. в ст. (Seeberg) в Herzog, III. 350, и (Stephens) в Diet, of Nat.

Biog., VI. 188 sq. Также см. S. Hahn, Thos. Bradwardinus, und seine Lehre von d. menschl.

Willensfreiheit, Miinster, 1905.

652 {3десь и далее «Кентерберийские рассказы» в переводе И. Кашкина и О. Румера.}

лом Уолси. Он попал также в историю правил хорошего тона благодаря своему знаменитому высказыванию: «Манеры делают человека»553.

Борьба против притязаний Рима на имущество Английской церкви, харак­терная Для предыдущего периода, продолжалась и сейчас. Матфей Парис554 жа­ловался, что Английская церковь оказалась между двумя жерновами, королем и папой. Это положение сохранялось, с той только разницей, что влияние короля стало преобладать. В постановлениях парламента подчеркивалось право короля диктовать свою волю или накладывать вето в вопросе назначений на церковные должности и говорилось о его суверенной прерогативе облагать налогом церков­ное имущество. Явная поддержка, которую папа оказывал Франции, воевавшей с Англией, и скандалы в авиньонской резиденции благоприятствовали заявлени­ям короны о ее власти в данных вопросах. Виклиф часто жаловался, что папа и кардиналы находятся «в союзе с врагами Английского королевства»555, а в пап- скйх документах авиньонского периода, призывающих английского короля за­ключить мир с Францией, почти всегда содержатся условия, делающие Францию победительницей. В начале войны (1339) Эдуард III гордо сожалел о сердечной боли, причиняемой знанием о том, что французские войска отчасти содержатся на папские средства558.

■"Траля самыми важными религиозными событиями в Англии между тем, как Иоанн уступил Иннокентию III свою корону, и законом о главенстве английского короля над церковью (Act of Supremacy) были парламентские акты о «мертвой руке» (Statute of Mortmain, 1279), о «назначенцах» (Statute of Provisors, 1351) и о сожжении еретиков (1401). Акт «мертвой руки» запрещал такое отчуждение Земель, которое освобождало бы их владельцев от обязанностей вассальной служ­бы или от уплаты налогов светским властям {была ограничена передача земли собственнику (церкви или корпорации), который не передавал ее по наследству, а держал практически вечно, уменьшая тем самым прежние доходы светской власти}. Акт о назначенцах, обновленный и расширенный актами о прерогативах (Statutes of Praemunire, 1353,1390 и 1393), запрещавшими апеллировать к пап­ской власти в делах, касающихся назначения на должности и распределения имущества Английской церкви. Этот старый предмет раздора в начале XIV века привел к появлению статута Карлайла (1307)557, запрещавшего иноземцам, roSCe- щающим религиозные обители Англии, принимать от них деньги для вывоза из страны, в том числе налоги и подати, налагаемые на религиозные организации дашранными учреждениями. В1343 г. парламент адресовал папе призыв отме­нить все «резервации, назначения и очереди», которые, как там утверждалось, препятствовали улучшениям церкви и благотворительности. Парламент протес­товал также против распределения английских приходов между иностранцами, мотивируя тем, что «некоторые из них — враги страны и не знают языка». Кли­мент VI, отвечая на бреве короля и парламента, объявил, что, устанавливая назначения и резервации, он делает это на благо церкви, и призвал Эдуарда вести себя как подобает католическому князю и не допускать, чтобы в его королевстве

""См. ст. (Tail;) в Diet, of Nat. Biog., LXIII. 225-231.

884Rolls Series, IV. 559.

""De eccles., p. 332.

""Walsingham, Hist.Angl., I. 200 sqq., также ответ (p. 208 sqq.). Папа Бенедикт в ответе Эдуарду засвидетельствовал свою абсолютную преданность французскому королю и выразил готов­ность отдать ему свою душу, если бы имел их две (цит. в Loserth, Stud, гиг Kirchenpol., p. 20).

"'Gee and Hardy, pp. 92-94.

творилось что-либо враждебное Римской церкви и церковной свободе. Эту свобо­ду, говорил папа, Эдуард должен «защищать, ибо он ответит за нее на последнем суде». Свобода в данном случае означала свободное и беспрепятственное осущест­вление папой своих господских прав, на которые претендовали его предшествен­ники начиная с Гильдебранда. Томас Фуллер был близок к истине, когда, характеризуя папские назначения и резервации, писал: «Если освобождалось какое-нибудь место епископа, аббата или хороший приход (aquila поп capit mus- cas — «орел не гоняется за мухами»), то папа, с выгодой для себя, назначал на это место преемника, угодного ему. При этом он игнорировал, когда ему было угодно, законно проведенные назначения в монастырях и должным образом по­данные ему представления патронов».

Весьма показательный статут о назначенцах запрещал папские назначения, резервации и все налоги на церковную собственность, идущие вразрез с обычая­ми Англии. Статут 1353 г. существенно урезал папскую власть, запретив апелли­ровать к иностранным судам в делах против английских патронов.

Папа же обращал на эти законы внимание ровно настолько, насколько это было для него выгодно и целесообразно. Он не собирался отказываться от права на все бенефиции христианского мира, на которое претендовал один из его пред­шественников в булле Cupientes, и, когда было возможно, заботился о своих ненасытных кардиналах и других церковных деятелях, кормя их за счет англий­ских приходов, чья тучность вошла в поговорку. В самом деле, Меримут приво­дит случаи таких назначений, а в папских книгах, напечатанных Блиссом, они так часты, что может возникнуть впечатление, будто понтифик специально ста­рался, чтобы приходы Английской церкви доставались иностранцам. Я посчитал количество таких назначений, упоминаемых у Блисса. На одной странице четве­ро из девяти назначены папой. Раздел, занимающий две с половиной страницы, объявляет о «назначении каноников, с ожиданием пребенды», в следующие цер­кви: 7 в Линкольне, 5 в Солсбери, 2 в Чичестере, по одному — в Уэльсе, Йорке, Эксетере, Сент-Патрике, Дублине, Морее, Саутуэлле, Хаудене, Россе, Абердине, Уилтоне. В 1342 — 1385 г. место декана Йорка по очереди занимали три рим­ских кардинала. В 1374 Г. так были распределены должности казначея, настоя­теля и двух архидиаконов Солсбери. В конце правления Эдуарда III иностранные кардиналы были настоятелями Йорка, Солсбери и Личфилда, а также Кентербе­ри (которые считались богатейшими из приходов Англии) и владели бесчислен­ным количеством пребенд. Епископы и аббаты вынуждены были проводить в Авиньоне целые месяцы и тратить много денег, чтобы добиться подтверждения своего назначения. Иногда выбранного прелата снимали со служения на том основании, что на его должность ранее уже был назначен кандидат. Что касается зарезервированных папой епархий, то Стаббс приводит следующий список, охва­тывающий лишь небольшой промежуток времени: Ворчестер, Херефорд, Дарем и Рочестёр — 1317 г.; Линкольн и Винчестер — 1320 г.; Личфилд — 1322 г.; Винчестер — 1323 г.; Карлайл и Норвич — 1325 г.; Ворчестер, Эксетер и Хере­форд — 1327 г.; Бат — 1329 г.; Дарем, Кентербери, Винчестер и Уорчестер — 1334 г. Полностью признавалась система совместительства. Так, Вальтер Лон­донский, исповедник короля, по распоряжению папы был сделан деканом Уэль­са, хотя, как сказано в папском бреве, он уже имел внушительное количество «бенефициев и пребенд» — в Линкольне, Солсбери, в Св. Павле, в Сен-Мартен- ле-Гран, в Лондоне, Бриджнорте, Гастингсе и Гарсвелле в епархии Солсбери561. Перемещая епископов из одной епархии в другую, папа оказывал своим фавори­там услуги, которых не мог оказать иначе. Так, переместив в 1374 г. Садбери в Кентербери, папа смог перевести Куртене из Херефорда в Лондон, а Джильбер- та — из Бангора в Херефорд и одновременно обогатиться за счет первых плодов четырех епархий.

Несмотря на принятые законы, папские сборщики налогов продолжали про­никать в Англию, однако менее открыто и уверенно, чем в два предыдущих века. В1379 г. Урбан VI послал Космата Гентилия в качестве своего нунция и главного сборщика налогов с поручением ему и его помощникам собрать причитающиеся Риму платежи, в основном — лепту святого Петра562. В 1375 г. Григорий XI призвал архиепископов Кентербери и Йорка собрать налог в 60 тыс. флоринов на защиту земель апостольского престола, от которого, однако, были освобождены английские бенефиции, принадлежавшие кардиналам. Летописец Меримут в аримечательном параграфе, в котором он подводит итоги практике курии, кор­мившейся за счет английских епархий и церквей, подчеркивал упорство и хит­рость, с которыми апостольский престол со времен Климента V вымогал золото и богатства у англичан, причисляя их к варварам. Иоанна XXII он представляет как распределявшего все хорошие приходы Англии. При Бенедикте XII положе­ние было не таким плохим, но преемник Бенедикта, Климент VI, был самым бессовестным из пап. Он оставил себе или раздал членам курии самые прибыль­ные места в Англии. Враги Англии, продолжает Меримут, владели английскими доходами, и в Авиньоне говорили, что англичане несут возложенное на них бре- МЯ как смиренные ослы868. Этот расточительный француз угрожал Эдуарду III отлучением, а стране — интердиктом, если сопротивление его назначениям не прекратится и доходы от них не перестанут удерживаться от передачи папскому престолу. Папа умер в 1353 г., до того как успел выполнить свою гневную угрозу. Цока англичане завоевывали Францию силой оружия, итальянские и француз­ские церковные деятели боролись за английские доходы.

„ В великом имени Виклифа, которое получило известность с 1366 г., патрио­тизм обрел полноту звучания. Говоря о правах властей в двух обширных тракта-

""Bliee, II. 521. Случаи выплаты больших сумм за папские назначения и от выбранных на церковные должности лиц приводятся в Merimuth, pp. 31, 57, 59, 60, 61, 71, 120, 124, 172,

ί etc.. Bliss и др. Merimuth (p. 67, etc.) постоянно упоминает о взятках в таких выражениях, как causa pecunialiter cognita и поп sine magna pecuniae quantitate. Иногда папа отказывался от права назначения на должность — как Климент V в 1308 г. отказался от приходов, иахо- ■ лившихся in commendam у кардинала Св. Сабины и оцененных в 1000 марок. См. Bliss, II.

- -48. О том, как два кардинала послали в Англию агентов для сбора доходов от своих епархий и как те были арестованы, см. Walsingham, I. 259.

ίβBliss IV. 257.

ю Inter curiales vertitur in proverbium quod Anglici sunt boni asini, omnia onera eis impos ita et Intolerabllia supportantes (Merimuth, p. 175). К этому бремени, возложенному на Англию пап­ских престолом, как и во времена Матфея Париса, прибавлялись бедствия, дожди и холода. Меримут рассказывает о великом наводнении 1339 г., когда дождь шел с октября по начало декабря, так что суша превратилась в море. Потом начались жестокие холода, и земля стала сплошным ледяным полем.

тах, Виклиф заявляет, что монарх имеет преимущество над церковью в светских делах на территории своих собственных владений, вплоть до права на захват ее имущества. В лице Виклифа церковь обрела лидера, по стойкости напоминающе­го Фому Бекета, однако Виклиф не опустился до того, чтобы из любви к своему сану унижать государство перед церковью. Он отражал волю народа, утверждая человеческий здравый смысл в церковной сфере и новозаветные принципы в области духа. Если бы он действовал не в одиночку, он мог бы подорвать папское влияние в Англии на два с лишним века раньше.

§40. Джон Виклиф

Священник ехал с нами приходской, Он добр был, беден, изнурен нуждой. Его богатство — мысли и дела. Направленные против лжи и зла. Он человек был умный и ученый, Борьбой житейской, знаньем закаленный. Он прихожан Евангелью учил И праведной, простою жизнью жил...

Α Α Λ

Примером пастве жизнь его была:

В ней перед проповедью шли дела,- * * *

Я лучшего священника не знал. Не ждал он почестей с наградой купно И совестью не хвастал неподкупной; Он слову Божью и святым делам Учил, но прежде следовал им сам66*.

Чосер

Звание «реформаторов до Реформации» было заслуженно присвоено группе христиан, живших в XIV — XV веках и предвосхитивших многие учения Люте­ра и деятелей протестантской Реформации. Эти люди были одиночками и выде­ляются среди своих современников: Виклиф в Англии, Ян Гус в Богемии, Саво­нарола во Флоренции, Вессель, Гох и Везель в Северной Германии. Этих лиц скульптор представил в Вормсе на пьедестале памятника Реформации XVI века. За исключением морального реформатора Савонаролы, они выражали открыто несогласие с церковным обрядом и доктриной и этим отличаются от группы немецких мистиков, которые стремились к спокойному очищению жизни. Они отличаются также от группы церковных реформаторов: Д'Альи, Жерсона, Нико­лы Клеманжа, которые признавали рамки канонического права и не шли дальше исправления злоупотреблений в области управления церковью и ее морали. Ви­клиф и его последователи были реформаторами доктрины. В некоторых отноше­ниях их предвосхитил Марсилий Падуанский и другие критики папства начала XIV века.

Джон Виклиф, называемый «утренней звездой Реформации», а к моменту его смерти — еще и «евангельским доктором»565, родился около 1324 г. возле селе­ния Виклиф, Йоркшир, в епархии Дарема566. В его собственных произведениях

""Этот текст обычно считается описанием Виклифа.

и®Fasciculi, р. 362.

^Leland ( Itinerary ) относит рождение Виклифа к 1324 г. Будденсиг и Рашдел предпочитают

1330 г. Лиланд, наш основной авторитет в том, что касается места рождения, упоминает почта ничего не сказано об обстоятельствах его жизни, и непосредственные его современники также мало упоминают о нем. Он был саксонского происхождения. Учился в Оксфорде, который состоял тогда из шести колледжей. Был студентом ВШаюла и стал магистром этого колледжа в 1361 г. Он был также связан с Мечтой-колледжем и Квин-колледжем и, возможно, был магистром Кентербери- холла, основанного архиепископом Ислипом567. Он по очереди назначался в прихо­ды Филлингем (1363), Ладгершалл (1368) и, по желанию короля, в Люттеруорт (1374). Доходность Люттеруорта оценивалась в 26 фунтов стерлингов в год.

Виклиф занимает выдающееся место как ученый из Оксфорда, патриот, сто­ронник богословских и практических реформ и переводчик Писания на англий­ский язык. Папский раскол, случившийся в середине его общественной карьеры, оказал влияние на его представления о власти папы.

Насколько известно, до 1366 г. Виклиф ограничивался исполнением своих обязанностей в Оксфорде и своей работой в приходе. В 1366 г. он, как один из капелланов короля, выступил против высшей власти папства в церковных делах королевства. Парламент в тот же год отказал Урбану V в дани, обещанной коро­лем Иоанном, которая не выплачивалась уже 33 года. По заявлению парламента, Иоанн не имел права давать обязательства иностранному правителю без согласия нации. Виклиф если и не принимал участия в заседаниях парламента, то был, без сомнения, тамошним советником568.

Летом 1374 г. Виклиф отправился в Бурж (Брюгге) как член королевской комиссии, которая должна была вести мирные переговоры с Францией и решить вопрос о назначении на церковные должности в Англии с папскими представи­телями; Его имя стоит вторым в списке членов комиссии, после епископа Банго­ра; В Бурже он впервые близко сошелся с Джоном Гонтским, любимым сыном Эдуарда. Это общение продолжалось несколько лет и в течение какого-то време­ни защищало Виклифа от нападок со стороны церкви569.

По возвращении в Англию он начал выступать как религиозный реформатор. Он проповедовал в Оксфорде и Лондоне против светской власти папы. Как пишет

Спрессвел (Хипсвел) и Виклиф-он-Тиз (на расстоянии полумили друг от друга). Существует более двадцати разных вариантов написания имени Виклифа, в том числе Wiclif, принятое Лехлером, Лозертом, Будденсигом и немецкими учеными в целом; Wiclef, Wicliffe, Wicleff, Wycleff, Wycliffe — у Фокса, Милмана, Пула, Стаббса, Рэшделла, Бигга; Wyclif — у Шерли, Мэтью, Сержента, в «Виклифском обществе», в «Обществе древнеанглийских текстов» и т. д. Форма Wyclif встречается в приходской записи 1361 г., когда реформатор был ректором коллед- г Жа Бэллиола. Древнейшее упоминание в официальном государственном документе, от 26 июля. 1374 г., использует форму Wiclif. О месте рождения Виклифа см. Shirley, Fasciculi, p. χ sqq.

.ш Некий Виклиф упоминается в связи со всеми этими колледжами. Проблема в том, что могло Существовать два Джона Виклифа. Некий Джон из Уайтклайва был ректором Мэйфилда (1361), а позже — Хорстед-Кэйнса, где он умер в 1383 г. В 1365 г. Ислип писал из Мэйфилда о назначении некоего Джона Виклива ректором Кентербери-холла. Shirley (Note on the two, Wiclif», в Fasciculi, p. 513 sqq.) выступает в защиту мнения, что этот Виклиф был другим человеком; ему вторят Пул, Рэшделл и Сержент. Директор Уилкинсон из колледжа Мальборо (СА. Quart. Rev., октябрь 1877 г.) опровергает это мнение; Лехлер и Будденсиг, два ведущих ненецких специалиста по жизни Виклифа, полагают, что существовал только один Виклиф, связанный с колледжами Оксфорда.

«"Так считает Лехлер, который приводит веские доводы в поддержку этого мнения. Лозерт, которому вторит Рэшделл, выдвигает возражения и говорит, что впервые Виклиф выступил в роли политического реформатора в 1376 г. (Studien гиг Kirchenpol., etc., pp. 1, 32, 35, 44, 60). Серьезная проблема, связанная с таким мнением, состоит в том, что в этом случае почти все произведения реформатора оказываются написанными за промежуток в 7 лет.

""Джон Гонтский, герцог Ланкастера, был младшим братом Черного Принца. Принц, одержав победы во Франции, вернулся на родину и умер от неизлечимой болезни.

автор древней летописи, Виклиф метался из стороны в сторону, облаивая цер­ковь570. Вскоре после этого в одном из своих трактатов он назвал Римского еписко­па антихристом, «гордым и мирским римским священником... самым проклятым из обрубающих монеты и обрезающих кошельки». Он заявлял, что папа «имеет не больше права связывать и разрешать, чем любой другой священник, и что светские лорды могут отбирать имущество клира, если посчитают необходимым». Герцог Ланкастерский, явный враг клира, возглавил движение за конфискацию церкрвного имущества. Петр Пахарь опирался на общественное мнение, когда восклицал: «Забери у нее земли, Господь, и пусть она живет на десятину». «Добрый парламент» 1376 г., в решения которого Виклиф внес вклад и устно, и письменно, признал справедливыми повсеместные жалобы на иерархию.

Поведение оксфордского профессора стало столь вызывающим, что его долж­ны были осадить. В 1377 г. он был призван к суду Уильямом Куртене, Лондон­ским епископом, в собор Св. Павла, и слушание дела началось с ожесточенного спора между епископом и герцогом. Они спорили о том, может ли Виклиф сесть или должен быть судим стоя. Перси, лорд-маршал Англии, велел ему сесть, но епископ объявил, что это неслыханное проявление неуважения к суду. Тогда Ланкастер, присутствовавший при этом, поклялся сокрушить гордость Куртене и гордость всех прелатов Англии. «Уж сделайте все от вас зависящее, сэр», — едко отвечал епископ, сын герцога Девонширского. Разгорелась общая перепалка, в ко­торой Ланкастер защищал Виклифа.

Сам папа Григорий XI обратил внимание на нарушителя спокойствия в доку­менте, осуждающем девятнадцать положений из его трудов как ошибочные и опасные для церкви и государства. Фактически, папа выпустил серию из не менее чем пяти булл, обращенных к архиепикопу Кентерберийскому, епископу Лондонскому, к Оксфордскому университету и королю Эдуарду III. Обращение к архиепископу Садбери начиналось с лестного восхваления былого славного бла­гочестия Англии и ее знаменитых вождей церкви, защитников ортодоксальной веры, наставлявших не только собственный, но и другие народы по части испол­нения заповедей Господних. Однако до его слуха дошло, что настоятель Люттер- уорта впал в такое безумие, что отваживается публично провозглашать ложные положения, угрожающие стабильности всей церкви. Поэтому Его Святейшество призывает архиепископа посадить Джона в темницу и держать в цепях, пока папский суд не вынесет ему окончательного приговора571. Представляется, что вице-канцлер Оксфорда по меньшей мере сделал вид, что повинуется папскому приказу и отправил доктора-еретика в Блэк-холл, но заключение было чисто номинальным.

К счастью, папа Григорий, приказавший заковать Виклифа в цепи и посадить в темницу, был не в силах заковать в цепи саму истину и остановить развитие мысли. В послании к канцлеру Оксфорда Григорий писал, что Виклиф извергает из смрадных подземелий своего сердца самые греховодные и предосудительные ереси, надеясь осквернить ими верующих и увлечь в пропасть погибели, низверг­нуть церковь и низложить светскую власть. Нарушитель спокойствия был при­числен к одному разряду с такими видными «еретиками», как Марсилий Паду- анский и Жан Жанден572.

mChron. Angl., p. 115 sq. 571 Gee and Hardy, p. 105 sqq. mFasc„ pp. 242-244.

В Ламбете собрался суд архиепископа, но еще до того, как было названо имя обвиняемого, пришло послание от вдовы Черного Принца, которая приказывала остановить слушание, а лондонские жители физически прекратили его, ворвав- шясьв дал. В Оксфорде учителя богословия объявили девятнадцать осужденных папой положений истинными, хотя они и звучат непривычно для слуха. Не­сколько недель спустя, в марте 1378 г., Григорий умер и начался папский рас- кол. 0 яростных буллах Григория больше не вспоминали. Помимо прочего, среди девятнадцати осужденных положений были утверждения, что последователи Христа не имеют права вымогать светское имущество посредством церковных доборов, что папские и священнические анафемы не имеют силы, если они про- тиворечат закону Христа, что король может отнимать у церкви светские блага, вслина то есть веские основания, и даже что миряне могут законным образом потребовать отставки папы.

На1378 г. приходится явное начало деятельности Виклифа как реформатора доктрины. Он отстаивал права англичан против покушений извне. Теперь он стал критиковать, в ряде пунктов, богословскую структуру, которую так стара­тельно взлелеяли схоласты и средневековые папы, а также злоупотребления, проникшие в церковь. Одного факта, что христианский мир расколот между даумя папскими дворами, каждый из которых объявляет анафему другому, было достаточно, чтобы подорвать веру в божественное происхождение папства. В про­поведях, трактатах и более крупных произведениях Виклиф аргументировал к Писанию и здравому смыслу. Его перо было острым, как дамасский клинок. Он без колебаний использовал иронию и оскорбления, которыми владел мастерски. Прямота и уместность его призывов делали их понятными народу. Он писал не только на латыни, но и на английском. Он обладал такими же твердыми убежде­ниями и такой же страстной верой, как Лютер, но, с одной стороны, стиль Вик­лифа не отличается такой образной живостью и сердечной теплотой, как у вели­кого немецкого реформатора, а с другой, лишен его неподобающей грубости. Как Лютер —· самый выдающийся автор трактатов, которого породила Германия, так и Виклиф — непревзойденный религиозный памфлетист Англии. Принимая в расчет содержание и целевую аудиторию, его ясные и едкие выпады можно про­тивопоставить ученым и тщательно разработанным трактатам представителей оксфордского движения, возглавляемого Пьюзи, Кеблом и Ньюменом. Если пер­вые взывали к совести, то вторые — к эстетическому вкусу. Первые стремились сецкрущить претензии священников, а вторые — выпестовать их.

Но реформатор XIV века был не просто ученым и публицистом. Как и для Джона Весли, для него была характерна практическая направленность, и, как Весли, он пытался заново возвестить Англии чистое Евангелие. В противовес влиянию монахов, которое Виклиф начал критиковать после возвращения из Буржа, он решил подготовить и отправить на служение группу странствующих евангелистов-благовестников. Эти «бедные священники» (pore priests), как их называли, были набраны из числа выпускников Оксфорда. Похоже, среди них были и миряне. Мы ничего не знаем ни об их количестве, ни о тех правилах, которыми они руководствовались. Движение началось около 1380 г., и оно, с одной стороны, роднит Виклифа с Геертом Гроотом, а с другой — с Весли и с соотечественником Виклифа более позднего времени, генералом Бутом из Армии спасения.

Хотя эта идея благовестил не привела к созданию постоянной организации, появление «бедных священников» стало сенсацией. Согласно древнему летопис­цу, вокруг Виклифа в Оксфорде собралось много учеников. Одетые в длинные красновато-коричневые мантии одного образца, они «ходили пешком, распро­страняя заблуждения своего учителя народу и публично излагая их в пропове­дях»573. Епископ Куртене назвал их «странствующими проповедниками без раз­решения, которые публично учат ошибочным и даже еретическим положениям не только в церквях, но и на площадях и в других мирских местах. Они делают это под личиной великой святости, но без какого бы то ни было позволения от епископа или папы».

В 1381 г., за год до того, как Куртене произнес свои памятные слова, Вальден сообщает, что Виклиф «начал высказываться о таинстве алтаря»574. Для того чтобы заявлять что-то новое в этой важной области, была необходима очень боль­шая смелость. И Виклиф в двенадцати тезисах заявил, что учение церкви по этому вопросу не соответствует Писанию и вводит в заблуждение. Впервые с тех пор, как учение о пресуществлении было утверждено Четвертым Латеранским собором, специалист по богословию выразил серьезное сомнение в его истинно­сти. И в этой ситуации борец за истину оказался в одиночестве. Нищенствующие ордена были в гневе. Оксфордские власти, по просьбе архиепископов и еписко­пов, устроили суд, на котором заседали канцлер Бертон и двенадцать докторов. Не упоминая имени Виклифа, судьи осудили заявления о том, что хлеб и вино остаются хлебом и вином после освящения и что тело Христа присутствует в евхаристии только образно или символически. Но Виклиф заявил, что судьям не удалось опровергнуть его доводы, и продолжал проповедовать и преподавать в университете. Однако на королевском совете, к которому он обратился с апелля­цией, герцог Ланкастерский выступил против него и запретил ему распростра­нять свои взгляды на данную тему в Оксфорде. В ответ на запрет Виклиф еще более решительно изложил свои взгляды в «Исповеди», которая завершается благородными словами: «Я верю, что в конце концов истина победит».

В тот же год начался крестьянский бунт, но у нас нет свидетельств того, чтобы Виклиф симпатизировал этому движению сколько-нибудь больше, чем Лютер — крестьянскому восстанию 1525 г. Когда бунт закончился, Виклиф предложил отдать имущество церкви высшим классам общества, а не беднякам575. Однако в провозглашаемых им принципах уже содержались семена открытого бунта про­тив угнетения. Разве не написал он: «Не существует моральной обязанности пла­тить налог или десятину дурным правителям церкви или государства. Их позво­лено наказывать или смещать, и можно требовать обратно те богатства, которые клир выманил у бедняков»? Через сто пятьдесят лет Тиндейл скажет: «Во време­на Виклифа говорили то, что лицемеры говорят и сейчас: что Слово Божье под­стрекает к бунту»576.

Появление Куртене на посту архиепископа Кентерберийского не сулило ре­форматору ничего хорошего. В 1382 г. он созвал синод, известный в истории Англии как «синод землетрясения» — из-за землетрясения, которое случилось во время его заседания. Примаса поддерживали 9 епископов, и, когда земля содрогалась, он с достойной восхищения смелостью истолковал эту шалость при­роды как благоприятное знамение. Земля, стремящаяся избавиться от новых

шСНгоп. Angl., р. 395; также Knighton, II. 184 sq. i7iFasc„ p. 104.

675См. Trevelyan, p. 199; Kriehn, pp. 254-286, 458-485. "'Предисловие к Expos, of St. John, p. 225, Parker Soc. ed.

Веяний и настроений, проявила свою симпатию к церковному большинству577. Викляф не присутствовал на синоде в тот момент, но он истолковал ситуацию шаче и заявил, что Господь послал землетрясение, «потому что монахи ввели ересь в таинство Христово, так что земля затряслась в точности как тогда, когда Христос был осужден на телесную смерть»578.

Собор осудил 24 положения, приписываемые реформатору, десять из которых были объявлены еретическими, а остальные — противоречащими мнению церк­ви579. «Четыре его главные еретические положения гласили, что Христос телесно ■е.присутствует в таинстве, что устной исповеди не требуется от умирающего, тго после смерти Урбана VI Английская церковь не должна признавать папу, а, надобно Греческой, должна сама управлять собой и что власть клириков над светской собственностью противоречит Писанию. Куртене, вслед за решением синода, призвал Рнгге, тогдашнего канцлера Оксфорда, бороться с еретическими учениями и учителями. Ригге же, проигнорировав этот призыв, сделал проповед­ником Репингдона, еще одного сторонника Виклифа, а когда Питер Стокис, «профессор священной страницы», вооружившись посланием архиепископа, по- штался заставить его замолчать, студенты и преподаватели Оксфорда угрожали кармелиту шпагами.

Но с Куртене были шутки плохи. Он призвал Ригге и прокторов в Ламбет и Заставил их на коленях поклясться, что они предпримут необходимые действия. Парламент поддержал примаса. Новые проповеди были прекращены, однако Вик- диф остался неукрощенным. Он послал жалобу из четырех статей королю и парла­менту, в которой заявлял, что вопросы церковной собственности должны решаться в соответствии с английским законом, что монахи должны иметь право отказывать­ся от уставов своих орденов и следовать уставу Христа и что на вечере Господней присутствуют реальный хлеб и вино, а не только их физические свойства580.

Двор больше не собирался поддерживать реформатора, и Ричард II категори­чески приказал Ригге подавить новое учение. Куртене сам прибыл в Оксфорд, и, возможно, справедливо утверждение о том, что Викл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.138 (0.023 с.)