ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 9. Рене Декарт -представитель классического рационализма Нового времени.



РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)Он предложил свою вполне материалистическую картину мира. По Д. природа состоит из мельчайших материальных частиц «Карпустул», которые отличаются друг от друга величиной, формой и направлением движения. Эти частицы бесконечно делимы. Многообразие тел возникло естественным путем из трех различных видов первичных элементов: огнеподобных элементов, воздухоподобных, землеподобных. Все эти элементы находились в постоянном движении и представляли собой вихри. В ходе вихревого движения первого вида элементов возникают Солнце и Звезды, 2-го – небо, 3-го Земля и др планеты. Исходной идеей философии Д. явл. принцип сомнения. Он подвергает сомнению знания достигнутые ранее. Сомневаться надо во всем, в чем единственное не надо сомневаться, что существует мысль, которая сомневается. Основы познания – мысль которая сомневается Д. основоположник рационализма разум он считал единственным., что делает человека человеком. Наиболее глубоко человек познает явления природы умом и интуицией.

Он создатель аналитической геометрии, . Д. лишил материю ее качественного многообразия, он не признавал качественные различия между живой и не живой природой. Все живые организмы, в том числе и чел. он рассматривал в качестве машин (механически действующих существ). Д. выделяет 2 самостоятельные субстанции мира: материальность(особенность – протяженность) и духовную (мыслящую, не протяженность и не делимость). Д. дуалист, чел. у него расколот на телесное (материальное) и мыслящее (духовное) начало.Д дает классификацию идей на: 1. врожденные идеи, 2. идеи приобретенные человеком из вне, 3. идеи порожденные самим человеком. Первое Д. строит доказательство бытия Бога. Материалисты, доказывают, что все знания человека происходит из чувств, заявляя, что врожденных идей нет. Сам, чувствуя шаткость своих идей, заявляет: врожденные - значит рождающиеся в нас. Все многообразие форм движения материи Д. сводит к механическому перемещению тел в пространстве. Д. стремился опровергнуть схоластику, и с др. стороны не соглашаясь с материализмом попытался соединить материализм и идеализм. Это проявилось в учения о субстанциях. Он определяет субстанцию как нечто объективное, реальное, извечно существующее. С др. стороны субстанция- это мысль

 

Вопрос 10. Философия Томаса Гоббса. Его социальное учение.   ТОМАС ГОББС (1588-1679)Это последователь материализма Бекона,. Философская система у него сложилась очень поздно. . она состоит из:1. Учение о теле 2. Учение о человеке 3. О гражданине Работа «Левиафан» (механическое чудовище). Он под механическим чудовищем подразумевает государственное чудовище. Он сторонник монархии. Предмет фил.:Его матерниализм становится односторонним. Философию Г. определяет как такое рациональное познание, которое должно привести к рациональному действию. Он считал что Философия приобретает достоверность только тогда, когда она усвоит метод математики. Считал геометрияю и математику превыше всего т к она основана на научной фил Он философ – математик. Ошибочность взаимодействия Г., в том что, он технику, ставит в зависимость от философских знаний. А это идеализм. Разделяет философию на: 1. ф. природы, 1.1 ф. тела 1.2 протяженность 2. ф. гос-ва. 2.1 этика 2.2 политика Учение о теле и движении. :Все предметы интересуют Г. только с количественной стороны. Движение – это простое передвижение тел в пространстве, его фил. метафизична. ОВФ решает материалистически. Он давал критику религиозных представлений. Все духи, ангелы и т.п – это бестелесные субстанции. А бестелесные субстанции – есть абсурд. К духовенству он относился отрицательно, и выступал против равноправия церкви и гос-ва, усматривал в этом причину всех бед. Он много сделал для атеизма.Считал что Представление о Боге -привычка.и что Церковь не должна вмешиваться дела гос-ва.. Главной причиной у него является бессилие человека перед силами природы. Есть Учение об акциденциях (о свойствах). Свойства: 1. протяженность, 2. инертность, 3. форма (фигура), 4. движение. Акциденцию он определяет как способность влияния естественного тела на органы чувств человека. Раскрывая связи в предметном мире. Ошибка: такие св-ва 1,2,3 можно признать атрибутами материи, а нельзя признать атрибутом , акцидентом. Недооценка движения – это недостатки. Гносеология Г: исходным моментом познания он считает ощущения. Все знания начинаются с чувств. Чувства он понимает односторонне Он не сумел правильно сочетать эмпирический и рациональный метод исследования. Г. занимался многоязыковой системой. Он отец семиотики. Учение Г об обществе и гос-ве. :Г. предлагает построить политические теории способствующие развитию над частными интересами группы личностей, это можно сделать перенеся методы геометрии в область политики. От деятельности гос-ва зависит сама жизнь граждан их благосостояние, богатство. Он приписывает гос-ву особую силу, не зависящую от общества.илойа) лений: естественное и общественное. частными интересами группы личностей.й и рациональный метОтдельный чел. в гос-ве всю свою творческую деятельность может проявлять только через деятельность гос-ва. Внимание уделяет вопросам происхождения гос-ва Классификация наук: 1. опытно-индуктивные (этика, физика) 2. абстрактно-дедуктивные (геометрия и политика) От деятельности гос-ва зависит сама жизнь граждан их благосостояние, богатство. Он приписывает гос-ву особую силу, не зависящую от общества.илойа) лений: естественное и общественное. частными интересами группы личностей.й и рациональный мет Отдельный чел. в гос-ве всю свою творческую деятельность может проявлять только через деятельность гос-ва. Внимание уделяет вопросам происхождения гос-ва. Это выразилось в концепции Две ошибки: идеалистическая – то что гос-во возникает путем заключения общественного договора, материалист. – то что сначала возникает гос-во, а затем общество. Вопрос 11. Б. Спиноза – голландский философ – материалист, пантеист, и атеист. . БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632-1677) он пытался рассмотреть природу диалектически. Работа: учение о субстанциях, учение об атрибутах, у-ие о модусах. Критикуя средневековую схоластику он заявляет, что природа не создана Богом – он существует сама по себе, она вечна. Космологическая теория. В системе мира в центре вселенной находится Земля, Спиноза рассматривает природу как универсальный всеобъемлемый Космос С. пытается рассматривать мир как целое и единое: Всей природе присущи один и тот же порядок.Часть природы не имеет абсолютно самостоятельного бытия, она существует лишь в связи с целым. Это привело его к выводу о бесконечности мира во времени и пространстве, вечности Вселенной, единства законов движения всех планет. он увидел единство миро тогда, когда наука еще главным образом делила мир на части. природа вечна, она одна и та же, в ней нет саморазвития (ошибка). Т.о С. дал блестящие образцы диалектики. однако его учение осталось метафизическим. Учение об атрибутах. Атрибуты отражают сущность субстанции и их очень много, но главные из них два: 1. протяженность.. 2. мышление необходимо и неизменно, оно свойство всей природы, присуще всему материальному (ошибочно). Во взглядах С. проявляется гениальная догадка, что гносеология не противостоит как нечто противоположное изучению тел, вещей, предметов, материального мира. Идеалы должны точно отражать связи реального мира. Как материалист С. говорит о выражении в идеях причинной связи вещей. Учение о модусах. Модусы – конечные, изменчивые, приходящие состояния субстанции и атрибутов (это конечные вещи). Все модусы он подразделяет на конечные и бесконечные. К конечным модусам атрибута мышления С. относит интеллект. А бесконечный модус протяжения относит движения и покой. Относя движение к модусам, а не к атрибутам С. не смог правильно понять соотношение между конечными вещами и природой в целом. в своем учении о субстанциях, атрибутах и модусе С. остается метафизическим материалистом. Своим учением о несотворении материи наносит удар религии. Растворяет Бога в природе (пантеизм). Критиковал христианство, иудаизм, высмеивал несостоятельность религ-ых взглядов в целом. Он различает три ступени познания: чувственное, рассудочное, интуитивное. В учении о познании он был рационалистом, он не признавал чувственное познание истинным, адекватным. По его мнению наиболее глубоко проникает в законы природы интуиция. Ограниченность познания в отрицании чувственного познания, как обязательной необходимой ступени развития адекватного знания. С. не понял значения практики для достижения истинного знания. С. остается метафизическим материалистом. в своем учении о субстанциях, атрибутах и модусе   Вопрос 12. Теория познания Джона Локка. Политические и посвятительные идеи Локка. ДЖОН ЛОКК (1632-1704) Среднее между материализмом и идеализмом. Он интересовался гноссиологией. Он отрицал всеобщие положений в науке, нравственности и логике. Он не отрицал внутреннего опыта человека и разработал учение о первичных и вторичных качествах. К первичным он относит: протяженность, форму, число, движение. К вторичным относятся те которые возникают в результате взаимодействия с объектом исследования,которые воспринимаются органом чувств. Считал что мир материален, в основе познания лежит опыт, сознание – чистая доска куда накладывается опыт, источником опыта явл. внешний мир. Он впервые пытается провести грань – гос-во должно быть построено на разделении властей: исполнительную и законодательную. Политические идеи Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывают мир и безопасность. Естественное право — право на личную собственность; право на действия, на свой труд и на его результаты. Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Локк — теоретик гражданского общества и правового демократического государства Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа. Вопрос 13. И.Кант. Его жизнь и учение. 13. И. Кант. Его жизнь и учение. И. Кант (1724-1804). Основоположник немецкой классической философии. С него началась философия Новейшего времени.   Жил в Эпоху Просвящения (когда господствовал культ человеческого разума, разум был критерием в оценке прошлого и в построении будущего).   Человек, этика и право — вот основные моменты всего философского учения великого мыслителя. Выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас.   Ставил перед собой четыре фундаментальных вопроса:   1) «что я могу знать?» (ответ ведет к решению проблемы границ познавательных возможностей человека) 2) «что я могу делать?» (ответ исследует проблему природы морали) 3) «на что я могу надеятся?» (ответ посвящен проблеме сущности религии) 4) «что есть человек?» (ответы на первые три вопроса подчинены 4му: это вопрос о месте человека в мире и его предназначении)   В разные моменты жизни решал эти вопросы по-разному.   Существует два периода творчества канта: 1. докритический 2. критический (пишет «критику чистого разума», «критику практического разума», «критику способности суждения»)   О бытии и познании.   Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же естьсуть и границы достоверного знания. Кант считал, что нужно взять за основу метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Считал, что мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены). В результате воздействия «вещей в себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума. В ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори.. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Кант ввел воображение в теорию познания. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Кант различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и категорий. Оба эти источника позволяют постигнуть сущее. Канта справедливо критикуют за то, что он отказывается признать адекватность нашего знания вещам. Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. О человеке.   Человек, по Канту, — это «самый главный предмет в мире». Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания. Благодаря этому человек представляет собой индивидуальность, т.е. личность. Из факта самосознания вытекает эгоизм как природное свойство человека.   Нравственное учение и проблема религии.   Кант считал, что именно долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно. В философии Канта нравственное связаннослиянно с идеей религиозного, божественного. По Канту, согласно идеалу веры, церковь есть нравственное единение всех людей. Отрицание божественного существования, согласно Канту, — полнейший абсурд.   Идея права и государства. Кант разработал философское учение о праве и государстве, а также об отношениях между государствами, т.е. международном праве. Это прежде всего признание необходимости уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства всех людей перед законом, ликвидация всех юридических привилегий. Юридические законы он выводил из нравственных. Кант определяет государство в широком смысле как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. В каждом государстве существуют три власти: законодательная, исполнительная и судебная. Во взглядах на отношения между государствами Кант выступал против неправового состояния этих отношений, против господства на международной арене права сильного. Выход из такого состояния он видел в создании равноправного союза народов, задача которого — оказывать помощь государствам при нападении извне. Взгляды Канта на проблемы войны и мира пронизаны идеями гуманизма. Он резко отрицательно относился к войне. Вопрос 14. Философская система Гегеля. Противоречие между методом и системой Гегеля. ГЕГЕЛЬ (1770-1831 Высшим достижением немецкой классической философии явилась философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831).     Философская система делится Гегелем на три части: логика, философия природы, философия духа. Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Абсолютная идея - это: • единственно существующая подлинная реальность; • первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; • Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Логика тоже, в свою очередь, делится на три части: учение о бытии, о сущности и о понятии. Бытие и сущность рассматриваются как ступени, по которым «взбирается» понятие, прежде чем оно предстанет во всей своей всеобщности и полноте. Логика, с его точки зрения - это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Абсолютная идея на ступени логики существует, по его словам, вне и времени и пространства. Не случайно эти категории отсутствуют в его логике. В «Логике» развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических категорий. Отправной пункт ее — чистая абстрактная мысль о существующем вообще, о «бытии». Это бессодержательное вначале понятие «чистого бытия» стремится получить свое содержание через «нечто», которое в свою очередь есть уже «определенное бытие». Так начинается, по Гегелю, процесс становления абсолютной идеи. От бытия, понимаемого как явление, Гегель переходит к более глубоким, внутренним закономерностям — к: сущности. Основным содержанием этой части является рассмотрение Гегелем закона о взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Наличие противоречий свидетельствует о развитии явления. Та необходимость, с которой совершается развитие в области бытия и сущности, осознается в понятии. От логики Гегель переходит к философии природы. Созидательницей природы является у него идея. Именно она порождает свое «инобытие» — природу. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Как ни странно, он называл бессодержательным эволюционное учение о происхождении более развитых организмов из низших. По его мнению, все многообразие изменений в природе укладывается в рамках вечного круговорота. Лишь в изменениях, которые происходят в духовной сфере появляется новое. Гегель заявлял о том, что природа развивается в пространстве, но не во времени. Ведь именно время есть основное условие всякого развития. Вопреки этому Гегель высказывает глубокое диалектические догадки, которые нашли подтверждение в дальнейшем развитии естествознания. К ним относятся указания о действии закона превращения количественных изменений в качественные в химических процессах, понятие электричества как особой формы движения материи. В целом же философ не смог преодолеть метафизического, механистического понимания природы. Выступал против атомистики. Третья ступень развития абсолютной идеи, представляющая собой синтез первых двух, — дух. который тоже в своем развитии проходит три стадии: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Субъективный дух— это «душа», или «дух в себе», сознание, или «дух для себя», и «дух как таковой». Абсолютный дух — это вечно действительная истина. Он проходит три ступени развития: искусство, религию и философию. Искусство, по Гегелю, — это непосредственная форма знания абсолютной идеи. Религия своим источником откровения имеет Бога. Философия есть высшая ступень развития абсолютного духа, полное раскрытие истины, содержащейся в искусстве и религии. В философии идея познает саму себя, она возвышается до своего «чистого принципа», соединяет конец абсолютной идеи с ее началом. Если, по Гегелю, философия — это мир, схваченный мыслью, а сам мир есть абсолютная идея, то происходит «желаемая завершенность» развития абсолютной идеи [3].   Таким образом, абсолютная идея проживает многообразную и сложную жизнь в гегелевской философской системе. Его система — это объективный идеализм: абсолютная идея существует до природы и человека как «чистая мысль», порождает природу и общество. Система построена на основе «триады» — тезиса — антитезиса и синтеза.   Диалектика Гегеля Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что: • все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.); • данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; • единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития). Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: • существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); • данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность; • в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; • данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня. По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Он понимает развитие как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Противоречие между методом и системой Г.: 1. его метод диалектики исходит из признания стихийных законов развития природы общества и мышления. Система же требует предела в развитии. Следуя системе Г. изображает дело так, что с достижением абсол. идеи высшей стадии, развитие прекращается. 2. Диалектический метод основан на признании всеобщего характера противоречий. Система же требует разрешения противоречий и установления не противоречивого состояния. Он и в этом случае отдает предпочтение системе: он заявляет, что с вступлением абсол. идеи в высшую форму, все противоречия разрешаются и достигается абсолютно истинное состояние. 3. диалектический метод требует соответствующего движения мысли тому положению, которое характерно для реальности. Система же допускает конструктивные умозрительные связи, если связи реальные и реальные отношения противоречат ее положению. Г. отдает предпочтение системе, изобретая всевозможные искусственные связи вместо того чтобы согласовывать свое учение с реальным положением идей. 4. Диалектический метод требует корректного преобразования существующей действительности и указывает в каком направлении нужно его осуществлять. Система требует оправдания действительности. Его философская система вбирает в себя диалектику, однако сдерживает ее, ибо имеет как бы законченный характер: в его философии абсолютная идея полностью познает себя, завершив тем самым процесс познания, а в прусской монархии обретается «венец всего здания» как наиболее совершенном воплощении разума в жизни человечества. То есть настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи. Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного и бесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо полагал, что все, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или ее отчуждения.   Вопрос 15. Материализм Фейербаха. Проблема человека, религии, морали в его философии. ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ (1804-1872) Фейербах Людвиг (1804-1872), немецкий философ. Преодолев идеализм Гегеля, Фейербах называет человека продуктом природы, а его мыслительную деятельность единственным носителем разума. Мыслить может только человек, никакого сверхчеловеческого божественного разума в мире не существует. Об этом свидетельствуют данные естествознания, всех опытных наук. Материалистически решая основной вопрос философии, Фейербах убежден в познаваемости мира. Он последовательный сторонник материалистического сенсуализма, противник агностицизма. Новая философия должна исходить не из абстракций, а из чувственных данных и опыта. Истинность теоретических положений, по мнению философа, проверяется их сопоставлениями с чувственными данными. Однако такой критерий истины нельзя признать надежным. Такое решение вопроса не учитывает, что универсальным критерием истины является общественно- историческая, чувственно- предметная практика. В ходе в целом справедливой критики философского идеализма Фейербаха потерял то ценное, что было заключено в трудах его великих предшественников, и прежде всего Гегеля, - диалектику, в т.ч., диалектику познания. Предметом новой философии, считал Фейербах, должен стать человек, а сама философия - учение о человеке, или антропологией. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого "Я". Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода., которые в действительности принадлежат самому человеку. Учение о религии Важную составную часть философии Фейербаха представляет его учение о психогенезисе религии Фейербах задаётся целью показать, каким путём в человечестве и в человеке постепенно складывается известное религиозное миросозерцание. Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне природы и человеческого сознания, нет. Кантовские постулаты веры - Бог, свобода воли, бессмертие души - Фейербах признает излишними. Он противопоставляет им формулу "довольствуйся данным миром" и склоняется к атеизму и натурализму. В то же время он резко расходится с "атеистами" XVIII в. в понимании психологического и исторического происхождения религии. В XVIII в. у представителей "просвещения" (Вольтер, Гольбах) господствовал взгляд, что религия в её исторических формах есть лишь плод невежества и суеверия, с одной стороны, сознательной мистификации ради политических целей - с другой. Фейербах противопоставляет этому грубому взгляду описание психогенезиса религиозных чувств и представлений. Наклонность к религиозному творчеству коренится в природе человека, проистекая из присущего человеческому духу стремления к антропоморфизму. Импульсом к этому одухотворению и обоготворению собственных идеалов в человечестве была всегдашняя резкая противоположность между тем, что есть, и тем, что должно быть. Религиозное творчество стремится устранить противоположность между желанием и достижением, которая всегда так мучительно ощущалась человеком. Боги - дети желания, продукты фантазии. Не Бог сотворил человека "по образу и подобию своему", а наоборот, человек сотворил богов. Человек в области религиозного творчества в воображении удовлетворяет стремление к счастью. Он познает им же самим созданных богов, как сверхчеловеческие сущности; но это противоположение божеского и человеческого основано на иллюзии. По мнению Фейербаха, не только и не столько страх, а стремления, надежды, страдания, идеалы свойственные природе человека, весь его эмоциональный мир в решающей степени способствуют порождению религиозных верований. Религия, таким образом, имеет реальное жизненное содержание, она не случайна, а необходима людям. Историческое значение религии было огромное, так как она воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества, объединяя в древнейший период все сферы знания, искусства и практической деятельности. В настоящее для Фейеребаха время её роль сыграна: мы познали научным путём ту метафизическую иллюзию, которая лежит в основе религиозного творчества; секрет религиозных явлений отгадан, идейная сторона религии утрачивает свой raison d'?tre. Эмоциональная её основа также теряет своё значение. Человек создает богов по своему образу и подобию, отчуждая от себя и приписывая им свои лучшие качества, но в фантастическом и гипертрофированном виде. Надо покончить с этим процессом отчуждения, вернуть человеку отнятые у него качества, свести религиозные верования к их земной, реальной основе. Учение о морали. Особенно настойчиво Фейербах отстаивал и проводил свое антропологическое понимание человека в учении о морали. Фейербах считал, что в основе всех поступков человека лежит стремление к счастью. Человек стремится к тому, что для него является добром, избегает того, что является злом. Добро вызывает в нас чувство удовлетворения, радости, восторга, зло - чувство боли, скорби, недостатка, утраты, унижения. Ощущение есть, стало быть, по Фейер, первое условие морали. Аскетической, лицемерной, религиозной морали Фейербах противопоставляет мораль, опирающуюся на стремление человека к удовлетворению своих потребностей в достижении счастья. Этика Фейербаха совершенно абстрактна. Она начисто оторвана от всей сложности противоречивой общественной жизни, от классовой борьбы, от исторического процесса. Этика Фейербаха "выкроена для всех времен, для всех народов, для всех состояний и именно потому она не приложима нигде и никогда". 16. Славянофилы и западники в духовной жизни России 19 в. Основные направления и характеристики отечественной фил. 16. Славянофилы и западники в духовной жизни России начала 19ого века   19 и 20 век - это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий. Так, русская философия предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, в результате которого возникли две идейные программы: западничество и славянофильство. Славянофилы (кратко) К философскому направлению “Славянофилы” принадлежали : И. В. Киреевский (1806- 1856) и А. С. Хомяков (1804-1860) Стремились обосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, а основа общественной жизни это религия народа, определяющая характер его мышления. В. С. Соловьев (1853-1900) Представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной чувственной), человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть. Иванов - Разумнин (1868-1912) Человек - это божья тварь, если человек гордится собой, то это приводит к падению морали. Считал, что Россия движется к страшной катастрофе, отвергая совершенствование личности. Н. А. Бердяев (1874-1948) Существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная, хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла соединение с Богом, возникновение богочеловека. Славянофилы (полно. То есть тут еще что то) Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство, яркими представителями которого были Алексей Степанович Хомяков (1804—1860) и Иван Васильевич Киреевский (1806—1856) и др., оказавшие значительное воздействие на развитие русской мысли. В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого призвания (они поставили ряд важных социально-политических и философско-исторических проблем, связанных с крестьянской общиной, ее прошлым и будущим), тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку. славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре души и о ее ォцентральных силахサ (Хомяков) или о ォвнутреннем средоточии духа (Киреевский). Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову, — ォволящий разумサ, или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием ォдуховного смыслаサ. Сущность мира, или ォволящий разумサ, может быть познана лишь своеобразным синтезом всех духовных функций человека, так называемой ォразумной зрячестьюサ или ォживознаниемサ, исходным началом которых является ォнародная вераサ, религия. На этих религиозных взглядах славянофилами строилась концепция русского исторического процесса. Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г. Отстаивая реформы ォcsepxyサ, славянофилы объективно были выразителями перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии.     Западники   К философскому направлению “ Западники “ принадлежали великие личности: П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) и Н. В. Станкевич (1813 1840гг.) которые считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия - католицизм. Герцен Александр (1812-1870) Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнется пора"сознательного деяния" (это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой). Природа - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение. Белинский ( 1811-1848) Духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от нее; духовное есть деятельность физического. Источник исторического прогрес




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.019 с.)