Вопрос 6. Аристотель – вершина греческой философии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Аристотель – вершина греческой философии.



.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322) Основные работы : Метафизика, Этика, Категории, Органон, Политика, Физика, Риторика, Трактат о душе, История животных.

А. первый, кто пытается дать классификацию наук. А. считает, что науки делятся на три группы :

1. Теоретические(математика, философия)

2. Практические(этика, политика, экономика)

3. Творческие(поэтика, риторика, искусство, ремесло).

Логику он выделял отдельно, рассматривал как введение в философию. Теоретические науки делит на три части:

1. философия (неизменное начало сущего)

2. математика( В абсолютном числовом свойстве тел)

3. физика.

Непоследовательная классификация наук А. в чрезмерном противопоставлении первой философии (как науки о сущности всем другим наукам, имеющим дело с явлениями)..

 

Он создает учение о категориях бытия, под категориями он понимает общее логические определения бытия, все категории делит на 10 видов, главные из которых есть категория сущности. Впервые категория бытия были изложены в системах категорий,

Учение А. о материи и форме он заявляет существенные объективные законы развития материального мира(земля, воздух, огонь, вода), и вводит понятие пятого элемента – божественный эфир (которого в действительности не существует). Материю признает вечной и неуничтожимой. До принятия определенной формы материя находится в состоянии не бытия, отрицания, это первоматерия Она лишина всяких свойств и ей присуще только отрицательные определения. Материя - возможность, а действительностью становится в связи с формой..

Учение о формах движения А.:

Аристотель не считал движение самостоятельной субстанцией., движение -процесс превращения потенциального в актуальное. Он попытался классифицировать формы движения. Существует 6 форм движения: возникновение, уничтожение, рост(увеличение), уменьшение, переход из одного состояния в другое, смена в пространстве.»При исследование движения тел он выяснил состояние покое.

Учение о детерминизме (причинности, обусловленности явлений):

Ч-ре вида причин:

1. материальные

2. формальная причина(когда форма активно себя проявляет, образуя сущность)

3. действующая (раскрывает источник развития)

4. целевая (конечная причина)

Гносеология А.: Объектом познания явл. окружающий мир, он признает первичность природы и вторичность нашего знания о нем, которая начинается с ощущений. Задача познания состоит в восхождения от чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание к которому и должен стремиться чел., есть знание достоверное, логически доказуемое и необходимое. А. –снсуалист

Логика А. :Его логика представляет собой естественное истор. описание уже сложившихся форм мышления, но это не только описание своей задачи, он считал необходимостью найти принципы научного мышления, которые приводили к правильному отражению бытия в понятиях. Он разрабатывал основные правила логических связей мышления прочно вошедших в логику.

Этика А.: Он разрабатывал многие проблемы Этики рабовладельческого общества. Проблема справедливости вместе с понятием равенства. Мораль чел. – это совокупность его добродетелей, которая проявляется в процессе деятельности свободного чел в гос-ве. Каждая соц. группа должна иметь свою меру добродетели и счастья.

Эстетика А. Он выступает противником учения Платона «О прекрастном, как об идее». Сущность искусства в познании истины. Искусство – это подражание, воспроизводство вещей: 1. как они есть, 2. как они говорят, 3. какими они должны быть.

Учение об обществе и гос-ве. Он заявляет.: чел. – это существо политическое. А. защищал рабство, он пытался доказать будто существует власть над рабами по природе. Говорил что рабами быть полезно и справедливо. Рабовладельческий строй – это вечный, данный от природы строй.. А. разработал учение об идеальном гос-ве. Которое должно быть основано на частной собственности на землю, орудий труда и рабовладение, но в нем должно быть тщательно организовано воспитание молодежи: из частных рук должно быть передано гос-ву. Вывод: недостатки: 1. отрывает первоматерию от движения, она есть неопределенная бесформенная масса, а движение приносится из вне формой. 2. переход материи из неопределенной в определенное состояние берет свое начало от Бога. Колеблется между идеализмом и материализмом.

Вопрос 7. Философия средневековья.

Специфика философской мысли в средневековье.(1-17 века, наиболее ярко 5-15)

Главная специфика этой философии в том , что движение фил. мысли было пронизано проблемами религии. Проблемы периода:

1. Сотворен ли мир богом или он существует от века в век

2. какого место человека в этом мире и его роль в истории

3. как сочетается свобода воли человека и божественная необходимость

4. Если бог- истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему бог его терпит.

В фил. происходят большие изменения. Ее главная задача- обосновывать церковные догмы, доказывать их истинность и непоколебимость. Центральное место- внутренний мир человека. В отличии от античного культа телесности провозглашается другое: человеческая плоть носитель греховности. Вывод: ее надо постоянно обуздывать.

Два этапа:

1. этап патристики(1-6 в нашей эры)

2. этап схоластики(11-15 в)

Этап патристики: Представитель Августин Блаженный(354-430). На этом этапе происходит интеллектуальное оформление христианской догматики и философии. Определяющая роль -идей Платона.

Этап схоластики: Представитель Фома Аквинский (1223-1274). Характерна систематическая разработка христианской догматики, под влиянием идей Аристотеля.

Специфика фил. средневековья:

1. Традиционализм. Самым древним истинным произведением является библия. Она отправной источник и мера оценки любых фил. теорий. Утверждаются идеи единого бога, и единой сущности мира.

2. Экзегетика- искусство правильного толкования и разъяснения положений ветхого и нового завета. Много внимания уделяется текстам и методам толкования. Критерий истины- соответствие духу и букве библии. Текст- начало и конец любой фил. теории. Существует иерархия: первое место- тексты евангелие, второе место- тексты апостольских посланий, третье место-послание библейских пророков и отцов церкви.

3. ф. средневековья присуще тенденциям назидательности, учительству. Главное качество учителя- виртуозное знание текстов, священного писания и правил формальной логики Аристотеля. Задача привести ученика от неверия к вере, процесс познания сводится к процессу преподавания, а под наукой понималось содержание библии. Цель познания- перестройка души человека с помощью слова божьего.

В средневековой ф. много внимания уделялось общим понятиям.

Реализм Представитель Ансельм Кентерберийский заявляет: реально существует лишь вечный единый Бог, который выступает как всеобщая сущность. Сторонники этой позиции признавали реальное существование общих понятий.

Номинализм Представитель Росцемен Концепция номинализма исходит из того что универсалии существуют независимо от вещей, они лишь имена . Согласно мышлению Росцемена общее не существуют. Общие понятия – это лишь слова, имена, названия. Реально существуют лишь отдельные вещи.. Сторонники номинализма выступают представителями материалистических тенденций. Крайности свойственные и тем и др. попытался преодолеть Фома Аквинский (1225-1276). Основатель направления томизма. Первопричиной всего сущего он считает Бога и общественные понятия существуют до реального бытия вещей, но в то же время он пытался и оправдать номиналистов, заявляя что если иметь в виду идеи которые присутствуют не в божественном, а в человеческом разуме, то они не могут существовать до вещей и не могут их определять.. В его учениях была попытка связать античные идеи Платона и Аристотеля, взгляды Августина Блаженного. Основная задача – разработка догматов христианства в категориях здравого смысла.. Со 2-ой половины 19 в. система взглядов Фомы А. стало основой неотомизма - официальной философской доктрины современной католической церкви.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.007 с.)