Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Ф. Ницше «Генеалогия морали»

Поиск

1. Особенность «генеалогического метода».

2. Проблема происхождения морали. Исток и генезис морали. Смысл и сущность морали.

3. Идея переоценки ценностей. Основание идеи переоценки ценностей. Интерпретация понятия ценность. Ценность как точка зрения. Новые ценности.

4. Интерпретация идей сверхчеловека в работе. Сверхчеловек как носитель новых ценностей.

5. Понятие «ressentiment».

 

Тезаурус темы

Генеалогический метод, жизнь, переоценка ценностей, мораль, ценность, ressentiment, воля к власти, реактивная воля, активная воля, аскетические идеалы, нигилизм, ничто.

 

Литература

 

1. Ницше Ф. К генеалогии морали. Ф. Ницше / Составление, редакция изд., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. Сочинения в 2 т. Т.2. М. 1990. С. 408-413; 783-789. Часть 1. §§ 4-7; 10; 13. Часть 2. §§ 1-5; 12; 16; 18. Часть 3. §§ 11; 23-24; 27; 28.

2. Ницше Ф. Генеалогия морали (памфлет). // Фридрих Ницше. Избранные произведения в 2-х книгах. Книга 2. По ту сторону добра и зла. / Составитель Иванова М.Ш. М. 1990. С. 5-147. Часть 1. §§ 4-7; 10; 13. Часть 2. §§ 1-5; 12; 16; 18. Часть 3. §§ 11; 23-24; 27; 28.

 

 

Тема 10. А. Бергсон «Творческая эволюция» (2 часа).

1. Интерпретация понятий «жизнь», «длительность».

2. Проблема времени. Абстрактное и конкретное время. Критика абстрактного времени науки (кинематографический механизм).

3. Соотношение длительности и пространства, длительности и абстрактного времени науки.

4. Жизненный порыв, его развитие и формы. Эволюция жизненного порыва.

5. Инстинкт. Интеллект. Интуиция. Их сущность, функции и соотношение. Проблема границ интуитивного познания.

6. Проблема смысла жизни. Смысл и назначение философской деятельности.

 

Тезаурус темы

 

Жизненный порыв (elan vital), длительность (duree), время, абстрактное и конкретное время, кинематографический механизм, пространство, материя, эволюция, телеологизм, механицизм, инстинкт, интеллект, разум, смысл.

 

Литература

 

Бергсон А. Творческая эволюция. М. 1998. 384 с. (С. 33-38; 40-45; 47-48; 60-62; 75-85; 111-119; 151-160; 162-170; 186; 197-206; 248; 258-264).

 

 

Тема 11. В. Дильтей. Построение исторического мира в науках о духе. (2 часа).

 

1. Задача критики исторического разума.

2. Категории жизни: жизнь, переживание, выражение и понимание. Уровни душевной жизни.

3. Понятие жизненного опыта, носитель жизненного опыта. Виды высказываний о жизненном опыте.

4. История и её понимание. Уровни исторического понимания.

5. Типы миросозерцаний в оценке В. Дильтея.

 

Тезаурус темы

 

Исторический разум, жизнь, жизненный опыт, телеология жизни, переживание, выражение, понимание, интерпретация, смысл, история, науки о духе, мировоззрение, метафизическое, религиозное и научное мировоззрение.

 

Литература

 

1. Дильтей Вильгельм Построение исторического мира в науках о духе/ Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе. М. 2004. С. 165-213; С.239-295. [Также Дильтей Вильгельм Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 135-152].

2. Дильтей Вильгельм Типы мировоззрений. // Культурология. ХХ век. М. 1995. С. 213-256.

3. Дильтей Вильгельм Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах. // Новые идеи в философии. Сб. 1. Философия и ее проблемы. СПб. 1912. С. 119-181.

4. Дильтей Вильгельм Введение в науки о духе. // Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Т. 1. М. 2001. С. 271-297; С. 650-686; С. 713-721. [Также в: Вильгельм Дильтей Введение в науки о духе. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX в. М. 1987. С. 108-135]

 

 

Тема 12 Г. Спенсер «Синтетическая философия: Основные начала» (2 часа).

 

1. Понятие непознаваемого. Религия и наука.

2. Определение философии. Общая и частная философия.

3. Основные начала философии: пространство, время, материя, движение, сила.

4. Понятие эволюционного процесса. Простая и сложная эволюция. Закон эволюции.

 

Тезаурус темы

 

Философия, общая философия, частная философия, пространство, время, материя, движение, сила, эволюционный процесс, простая эволюция, сложная эволюция.

 

Литература

1. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев. 1997. С. 16-58.

 

 

Тема 13 Э. Мах «Познание и заблуждение» (2 часа).

 

1. Специфика философского и естественнонаучного мышления.

2. Проблема опыта и понятия в философии Э. Маха.

3. Психология познания и основания заблуждений.

 

Тезаурус темы

 

Мышление, закон экономии мышления, опыт, чистый опыт, физический опыт, психический опыт, понятие, познание, заблуждение.

 

Литература

 

1. Мах Э. Познание и заблуждение, Очерки по психологии исследования. М. 2003. С. 35-62; С. 128-158.

 

 

Тема 14 Э. Кассирер «Познание и действительность» (2 часа).

 

1. Проблема образования понятий. Понятие о вещи, понятие об отношениях.

2. Проблема математической абстракции. Критика традиционных способов обоснования математического знания. Принципы логики отношений: понятие ряда, член ряда.

3. Понятие действительности, субстанции и функции.

4. Понятие об отношениях и активности «Я».

 

Тезаурус темы

 

Понятие, принцип ряда, член ряда, субстанция, функция, индукция, действительность, сознание, познание, субъект, объект.

 

Литература

 

1. Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие о субстанции и функции. СПб. 1996. С. 11-42; С. 349-422.

 

 

Тема 15 Г. Риккерт «Границы естественнонаучного образования понятий» (2 часа).

 

1. Проблема понятия в науках о природе и в науках о духе. Понятие вещей и понятие отношений.

2. Историческое образование понятий: исторический индивидуум, телеологизм.

3. Естественнонаучное и историческое миросозерцания. Естественнонаучные элементы в исторических науках.

 

Тезаурус темы

 

Науки о духе, науки о природе, дух, природа, понятие, история, индивидуум, телеология, телеологическое образование понятий, смысл, миросозерцание, естественнонаучное миросозерцание, историческое миросозерцание.

 

Литература

 

1. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб. 1997. С. 78-128; С. 208-247; С. 260-311.

 

 

Тема 16 Г. Риккерт О понятии философии и системе ценностей (2 часа).

 

1. Интерпретация предмета философии у Г. Риккерта. Понятие субъекта и объекта.

2. Особенности трансцендентальной философии в понимании Г. Риккерта.

3. Понятие ценности. Виды ценностей. Ценность и действительность. Система ценностей.

 

Тезаурус темы

 

Философия, трансцендентальная философия, предмет философии, субъект, объект, природа, культура, ценность, отнесение к ценности, действительность.

 

Литература

 

2. Г. Риккерт Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. // Риккерт Г. Философия жизни. Киев. 1998. С. 30-40; С. 115-165.

3. Г. Риккерт О понятии философии. // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М. 1998. С. 15-44. [См. так же: Риккерт Г. Философия жизни. Киев. 1998. С. 448-487].

4. Г. Риккерт О системе ценностей. // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М. 1998. С.365-392.

 

Примерный перечень экзаменационных вопросов.

 

 

1. Общая характеристика философских тенденций 19-20 веков.

2. Проблема периодизации, её критерий, основные традиции.

3. Философские идеи романтизма (Ф.Р. де Шатобриан, Иенские романтики).

4. Критика традиционных способов интерпретации мифологии у Шеллинга.

5. Методологические особенности анализа мифологии у Шеллинга.

6. Особенности постановки проблемы свободы в философии Шеллинга. Философия и проблема зла.

7. Проблема личности в философии Шеллинга.

8. Философия искусства Шеллинга (искусство и интеллектуальное созерцание).

9. Позитивная философия Шеллинга как философское обоснование иррационализма.

10. Психологическое обоснование иррационализма. Мен де Биран.

11. Жизнь и учение С. Кьеркегора.

12. Критика С. Кьеркегором Г.-Ф.В. Гегеля, особенности диалектической позиции С. Кьеркегора.

13. Понятие экзистенции в философствовании С. Кьеркегора, его трактовка позиций (стадий, фаз) человеческого существования.

14. Понятие «отчаяния». Виды и диалектика «отчаяния». Способы преодоления «отчаяния» у С. Кьеркегора.

15. Проблема соотношения веры и разума в философии С. Кьеркегора.

16. Биография и учение А. Шопенгауэра.

17. Основные идеи работы А. Шопенгауэра «О четверояком корне закона достаточного основания».

18. Философско-идейные источники работы А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление».

19. Теоретико-познавательные воззрения А. Шопенгауэра.

20. Принцип индивидуации в философии А. Шопенгауэра.

21. Учение о мире как воле А. Шопенгауэра.

22. Философско-эстетические воззрения и их значение в учении А. Шопенгауэра.

23. Философско-этические воззрения А. Шопенгауэра.

24. Способы преодоления воли у А. Шопенгауэра.

25. Общая характеристика философии жизни.

26. А. Бергсон. Понятие творческой эволюции. Формы и эволюция жизненного порыва.

27. Проблема времени в философии А. Бергсона. Понятие длительности. Длительность и одновременность, длительность и пространство.

28. Жизнь и учение Ф. Ницше.

29. Проблема ценности в философии Ф. Ницше.

30. Философема сверхчеловека Ф. Ницше: ее смысл и значение.

31. Философемы воли к власти и вечного возвращения Ф. Ницше.

32. Ф. Шлейермахер. Герменевтика как искусство понимания чужой индивидуальности.

33. Герменевтика В. Дильтея.

34. Понятия переживания, выражения и понимания в философии В. Дильтея.

35. Типы мировоззрений в оценке В. Дильтея.

36. Г. Зиммель как философ.

37. Позитивистско-неокантианский этап европейского рационализма.Позитивистская и неокантианская традиции.

38. Этапы развития позитивизма. Общая характеристика классического позитивизма.

39. Позитивизм О. Конта.

40. Позитивизм Дж. Ст. Милля.

41. Философская позиция Г. Спенсера.

42. Общая характеристика второго позитивизма.

43. Гносеологические воззрения и методологические установки Р. Авенариуса и Э. Маха.

44. Неокантианство Марбургской школы.

45. Э. Кассирер. Проблема образования понятий. Субстанция и функция.

46. Неокантианство Баденской школы.

47. Г. Риккерт. Проблема понятия в науках о природе и в науках о духе.

48. Учение Г. Риккерта и В. Виндельбанда о ценности.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

В примечаниях даны имена мыслителей и деятелей, которые дополняют и расширяют представления о контексте формирования философии и философствования XIX века.

Некоторые из них указаны дважды, в таблице, где разбивка дана по странам и выделены в особый столбец, как причастные какому-нибудь направлению.

Там, где это было необходимо, дана более подробная характеристика взглядов мыслителей.

Смотрите также «Хронологическую таблицу» (с 1780 по 1980 годы), где есть четыре рубрики: Исторические события, Философы, Литература и искусство, Наука и техника, в книге: Дж. Реале Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. М. 1997. С. 776-813.

 

ФРАНЦИЯ

Просвещение. Монтескьё Шарль Луи де 1689-1755. Вольтер Франсуа Мари Аруэ 1694-1778. Руссо Жан-Жак 1712-1778. Энциклопедисты. Дидро Дени 1713-1784. Гельвеций Клод Адриан 1715-1771. Д’ Аламбер Жан Батист 1717-1783. Гольбах Поль Анри 1723-1789. Идеологи. Кондильяк Этьен Бонно де 1715-1780 Дестют де Траси Антуан-Луи-Клод 1754-1836.
Историки. Гизо Франсуа (1787-1874) – после революции 1848 г., радикально пересмотрел взгляды. Тьерри Огюстен (1795-1856) – пережив революцию 1848 г., ушёл из исторической науки. Минье Франсуа Огюст Мари (1796-1884). Тьер Адольф (1797-1877).
Философы. Мен де Биран Франсуа Мари Гонтье Пьер де (1766-1824) Кузен Виктор де (1792-1867) продолжатель и публикатор трудов Мен де Бирана Шатобриан Франсуа Рене де (1768-1848) – французский романтик Бергсон Анри (1859-1941) – представитель философии жизни. Конт Огюст (1798-1857) – родоначальник Первого позитивизма

ГЕРМАНИЯ

Философы. Немецкая классическая философия Кант Иммануил 1724-1804. Фихте Иоганн Готлиб 1762-1814. Гегель Георг Вильгельм Фридрих 1770-1831. ШеллингФридрих Вильгельм Йозеф 1775-1854.
«Ниспровергатели» Гегеля. Фейербах Людвиг 1804-1872 своим антропологизмом завершил немецкую классику. Его позиция отличается от философского трансцендентализма предшественников. Вместе с тем он выступает как один из «ниспровергателей» Гегеля, среди которых Штраус Давид Фридрих (1808-1874). Штирнер Макс /наст. имя – Каспар Шмидт/ (1806-1856). Бауэр Бруно (1809-1882). Маркс Карл (1818-1883). Энгельс Фридрих (1820-1895).
Просвещение Гердер Иоганн Готфрид (1744 1803) – его историзм (с реабилитацией средневековой культуры, что не свойственно представителям Просвещения) предвосхищает философию истории В. Гумбольдта и Гегеля, даёт импульс идеям романтиков, вдохновитель движения «Бури и натиска». Лессинг Готхольд Эфраим(1729-1781) – драматург, теоретик искусства и литературный критик, сторонник религиозной терпимости и гуманности. Виланд Кристоф Мартин (1733-1813) – писатель. Философы – братья Гумбольдт Вильгельм (1767-1835) –языковед, государственный деятельи Александр (1769-1859) –естествоиспытатель, географ.
Противник Просвещения Гаман Иоган Георг (1730-1788) философ, протестантский метафизик, мистик, интуитивист, называвший себя «северным магом».
Немецкая историческая школа Гумбольдт Вильгельм (1767-1835) языковед. Нибур Бартольд Георг (1776-1831) – историк. Савиньи Фридрих Карл (1779-1861) – юрист, историк. Бёк Филипп Август (1785-1867) филолог, ученик Ф. Шлейермахера, писал о влиянии на духовную культуру эпохи эллинизма социально-экономической жизни, повлиял на И.Г. Дройзена, В. Дильтея. Братья Гримм Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) – филологи-германисты, собиратели и авторы сказок. Ранке Леопольд фон (1795-1886) и Моммзен Теодор (1817-1903) – историки. Бопп Франц – один из основателей сравнительной лингвистики. Риттер Карл – географ.
Немецкие романтики. Жан Поль (наст. имя – Иоган Пауль Фридрих Рихтер – 1763-1825). Один из крупнейших немецких писателей. Его теория комического предшествовала концепции романтической иронии. Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832) «Страдания юного Вертера» 1774; «Фауст» 1 ч.-1806; 2 ч.-1831. Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих (1759-1805) Наиболее известны его драмы: «Разбойники» 1781; «Коварство и любовь» 1783; Гимн «К радости» 1785; «Дон Карлос» 1787 г. Иенские романтики. Издавали журнал «Атенеум» (нем. “Athenaeum” от греч. «храм богини Афины») 1798-1800. Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854). Братья Шлегель Август (1767-1845) и Фридрих (1772-1829). Жена Фридриха Шлегеля – Доротея Фейт (1763-1839) – автор романа - «Флорентин». Михаэлис Каролина Альбертина Доротея 1763-1809 (дочь ориенталиста Михаэлиса, вдова Бэмера, с 1796 г. жена Августа Вильгельма Шлегеля, с 1803 г. жена Шеллинга). Новалис /наст. имя – Фридрих фон Гарденберг/ (1772-1801). Тик Людвиг (1773-1853). Шлейермахер Фридрих Даниэль (1768-1834) – философ, близкий к кругу Иенских романтиков, основоположник философской герменевтики. Гейдельбергские романтики. Арним Людвиг Ахим фон (1781-1831), Брентано Клеменс (1778-1842), филолог и публицист Гёррес Иоанн-Йозеф (1776-1848), филолог Крейцер Фридрих (1771-1858), юрист Савиньи Карл Фридрих фон (1779-1861). Тесно были связаны с Гейдельбергом в то время Гримм Якоб (1785-1863) и Гримм Вильгельм (1786-1859).В Гейдельберге вступил в литературу Эйхендорф Йозеф фон (1788-1857). Романтические идеи формируются в Гейдельберге в начале века, до поселения там Арнима и Брентано. В 1809 г. почти все представители Гейдельбергского кружка переселяются в Берлин. Швабские романтики. Кернер Юстинус (1786-1867), Майер Карл (1786-1850), Шваб Густав (1792-1850). Уланд Людвиг (1787-1862), сборник – «Песни и баллады». К ним примыкал – Мёрике Эдуард (1804-1875) в поэтическом творчестве он стремился синтезировать наследие античности, «веймарской классики» и романтизма. Написал роман «Художник Нольтен» (1832), куда включены его лучшие стихи того времени. Поздние романтики. Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776-1822). Гейне Генрих (1797-1856) отразил противоречия эстетической системы романтизма; сложное сплетение романтической и реалистической поэтики, автор очерков «К истории религии и философии в Германии». Романтизм в живописи. Фридрих Каспар Давид (1774-1840) Рунге Филипп Отто (1777-1810) Романтизм в музыкальном творчестве. Бетховен Людвиг ван (1770-1827) /поздний период/. Шуберт Франц (1797-1828) – утренняя заря музыкального романтизма. Вебер Карл-Мария (1786-1826). Мендельсон-Бартольди Феликс (1809-1847) /классик среди романтиков/. Шуман Роберт (1810-1856). Вагнер Рихард (1813-1883) /дружба его с Ф. Ницше 1868-1878/.
Из европейских композиторов-романтиков наиболее известны Берлиоз Гектор (1803-1869) /Франция/. Шопен Фридерик (1810-1849) /Польша/. Лист Ференц (1811-1886) /Венгрия/.
В Англии важно иметь в виду творчество поэта – романтика «озёрной школы» Кольриджа Сэмюэла Тэйлора (1772-1834), который исследовал вопросы философии, эстетики, литературоведения, а в декабре 1818 г. читал лекции по истории философии. Байрона Джорджа Ноэла Гордона (1788-1824) – поэт-романтик. В Италии Леопарди Джакомо (1798-1837) – поэт и мыслитель, романтик и пессимист.

Виктория (1819-1901) – англ. Королева в 1837-1901. С 1876 г. – императрица Индии. В 1901 г. королём Англии становится Эдуард VII.

Вильгельм I Гогенцоллерн (1797-1888) прусский король (1861-1888) и герм. император (1871-1888).

Вильгельм II Гогенцоллерн (1859-1941) германский император и прусский король 1888-1918.

Бисмарк Отто Эдуард Леопольд Шёнгаузен (1815-1898) немецкий государственный деятель, рейхсканцлер (1871-1890).

Наполеон I, Бонапарт (1769-1821), 1799-1804 – первый консул Французской республики, в 1804 г. провозгласил себя императором в 1814 г. – отрёкся, (сослан на о-в Эльбу), затем император 100 дней с марта по 18 июня 1815 битва при Ватерлоо (сослан на о-в Святой Елены).

Наполеон II (1811-1832) сын Наполеона I и австр. эрцгерцогини Марии Луизы, с 1818 г. герцог Рейхштадтский, после смерти Наполеона I бонапартисты рассматривали его как законного претендента на престол.

Наполеон III Луи Наполеон Бонапарт (1808-1873), франц. император 1852-1870, племянник Наполеона I, вёл борьбу с Пруссией, сдался в плен во время франко-прусской войны 1870-1871 г. низложен. 1871 г. Парижская коммуна. Далее во Франции устанавливается республиканский режим правления.

Аполл о н (рим. - Феб) – древнегреческий бог, сын Зевса и богини Лето, отец Орфея, Лина, Асклепия, брат Артемиды. В понимании Ницше воплощал светлое, рациональное начало бытия и соответствующий тип культуры.

Ди о нис (рим. - Вакх) – древнегреческий бог растительности и виноделия. Сын Зевса и смертной женщины Семелы. По Ницше дионисийское начало в культуре – воплощающее инстинктивно-жизненное, тёмное, оргиастическое, иррациональное начало.

Зарат у стра (Заратуштра, Зороастр) – пророк и реформатор древнеиранской религии зороастризма. Жил в X-VII веках до н.э. Составил древнейшую часть «Авесты». Главное действующее лицо произведения Ф. Ницше «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого», Лейпциг, 1883.

 

Винкельман Иоганн Иоахим (1717-1768) немецкий историк искусства.

 

Буркхардт Якоб Кристоф (1818-1897). В 1855 г. он стал профессором истории и истории искусств Цюрихского «Политехникума», а с 1858 до 1893 г. – Базельского университета. В 1860 г. вышла в свет книга «Культура Италии в эпоху Возрождения. Опыт». По Буркхардту, эпоха Ренессанса и «акме» истории мировой культуры, и исток развития, которое ведёт к «безнадёжности» современного ему мира XIX столетия. Он не принял историзма как последней правды о человеке: тема «вырождения» естественной жизни, не принял он и той мистической телеологии, которая в XIX веке успешно уживалась с позитивизмом. Отказался от возможности достичь путём умозрения начала и конца, что является одним из ограничений историзма, вопрос о первопричине остаётся в тайне, прошлое – бездонный колодец.

В 1982 г. вышли заметки и наброски Я. Буркхардта под редакцией Якоба Ори, который назвал книгу: «Всемирно-исторические размышления об изучении истории».

«Буркхардт – Ницше» – особая тема. Буркхардт – аристократ, воплощённая сдержанность, уравновешенность. Он обнаруживал ироничный консерватизм в противостоянии всякому радикализму, не желал заглянуть в бездны, осознавая запретность пути, открываемого ему «глубокоуважаемым коллегой» Ницше. Буркхардт дистанцировался от Ницше, со стороны наблюдая гибельную судьбу последнего «Гётевский способ самозащиты» (Т. Манн). Ницше – почитатель, продолжатель и оппонент, антипод Буркхардта – символ отказа от всякой меры.

 

Дройзен Иоганн Густав (1808-1884) – историк эллинизма, политической истории Германии. Представитель младогерманской школы историографии /Г. фон Зибель, Г. фон Трейчке/.

Важно учесть его вклад в определение характера исторического знания, в проблему, которую разрабатывали его современники В. Виндельбанд, Г. Риккерт, В. Дильтей и др.

Смысл своего исследования Дройзен видел в познании исторического мышления и способов исследования. Если Л. фон Ранке призывал историков, описывая прошлое, следовать девизу: «как это было на самом деле», то призыв Дройзена: «ищите методы». Научная задача «историки» по Дройзену: «обобщить … методы, развить их систему, … установить не законы истории, а только законы исторического знания и познания».

В 1857-1883 гг. читал лекции «Энциклопедия и методология истории» (теоретический курс «о природе и задаче, методе и компетенции исторической науки»).

Разделы курса: 1). Методика, 2). Систематика и 3). Топика (изложение) истории.

1.) Методика делилась на эвристику, критику и интерпретацию (исторического материала), отвечая на вопросы: почему, каким образом, с какой целью. Развитие идеи в истории мы всё-таки можем проследить, даже имея фрагментарный материал. Искусство эвристики, как части методики, заключается в способности с помощью разных аналитических процедур выходить за рамки наличного исторического материала. К таким способам Дройзен относил интуитивные поиски; комбинирование, которое благодаря правильному упорядочению того, что как бы не является историческим материалом, делает его таковым; аналогию; гипотезу.

2.) Систематика определяла область применения исторического метода, отвечая на вопрос: что может исследовать история.

3.)К топике относился анализ форм исторического изложения.

Дройзен выделял следующие функции истории: 1 - идентификации; 2 - в формировании образцов; 3 - познавательная /земной взор … может познать направление текущего движения/.

Он утверждал, что результатом критики источников является не «подлинный исторический факт», а исчерпывающее изучение материала «для получения относительно точного и конкретного мнения».

Дройзен вступал в прямую полемику с позитивистами, полагавшими, что социальная жизнь определяется историческими законами, в поступках людей лишь их проявления. Дройзен полагал, что предметом исторической науки является не прошлое, а человеческие действия, совершенные в прошлом (волевые акты по его терминологии).

Определяя теоретические основания исторической науки и их специфику, Дройзен первым ввёл различие между пониманием и объяснением. В ХХ веке апелляция к «пониманию» стала своего рода философским реликтом.

Подробнее см.: 1). Иоганн Густав Дройзен Историка. Лекции об энциклопедии и методологии истории. СПб. 2004. 583 с. 2). Савельева И.М. Обретение метода. // Там же С. 5-23. 3). Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история. В 2-х томах СПб. Наука, 2003.

 

Целлер Эдуард (1814-1908). Формировался в атмосфере споров вокруг наследия Гегеля. Тяготел к Платону, высказывал несогласие с Гегелем, ратовал за поворот к Канту, выступил как предшественник неокантианцев. В 1862 г. в речи «О значении и задачах теории познания» выступил с призывом «надо вернуться к Канту». Работал в Берне, Марбурге, Гейдельберге, с 1872 г. проф. Берлинского университета. Придерживался позиции «здравого реализма». Занимался античной и немецкой философией. Явился организатором первой в Европе школы антиковедения, стал объектом критики со стороны других антиковедческих школ (Гомперц, Виндельбанд), саму возможность появления которых создала его упорная многолетняя деятельность.

 

Гомперц Теодор (1832-1912) немецкий (австрийский) антиковед, с 1873 г. проф. классической филологии в Венском университете на философском факультете, с 1882 г. – действительный член Академии Наук, почётный член ряда академий, в том числе Императорской Академии Наук в Санкт-Петербурге. С 1867 – почётный доктор университета в Кенигсберге.

Пытался устанавливать аналогии между греческими мыслителями и современной эпохой. Отрицал метафизику. Разрабатывал установки, следуя положениям классического позитивизма. Прослеживает историю самог о «положительного» знания, истоки которого в античности.

Вместе с тем XIX век – время рождения исторической «картины мира». На смену фрагментарной описательности приходят, с одной стороны, методология историцизма, основанная на идее прогресса, с другой, – подкрепляющее эту позицию стремление обнаружить реальную эмпирическую базу для обоснования выводов глобального философского характера. Гомперц даёт осмысление античности с точки зрения современного ему естественнонаучного прогресса.

В 1853 г. знакомится с системой позитивной философии Джона Стюарта Милля, делает перевод его «Системы индуктивной логики». Труды Гомперца находятся под влиянием прагматизма и позитивизма Милля. Космологические спекуляции ранних досократиков он истолковывает как первый расцвет позитивизма, а поздних досократиков и софистов рассматривает как представителей эпохи Просвещения. Обнаружил непонимание идей Дильтея.

Фишер Куно(1824-1907) – немецкий историк философии, гегельянец, профессор с 1872 г. в Берлине и Гейдельберге. В основе концепции К. Фишера идея единства индивидуального философского развития мыслителя и философского сознания человечества. Как и Гегель резко возражает противопоставлению истории философии и философии. Главная работа десятитомная «История новой философии» (1897-1904), при исследовании жизни и учений Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, И. Канта, Г. Фихте, Ф.-В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра пользуется герменевтическим методом. Наиболее полный русский перевод т. 1-8, 1901-1906 г. С 1994 г. начато переиздание этого труда. (О нём: Windelband W. Kuno Fischer. Hdlb. 1907.)

 

Вундт Вильгельм (1832-1920) – немецкий психолог, физиолог, философ, языковед. Один из основателей экспериментальной психологии. Профессор физиологии в Гейдельберге, философии в Цюрихе и Лейпциге.

 

Геффдинг Гарольд[иногда, / Гёффдинг Харальд /] (1843-1931) – датский философ и психолог, профессор в Копенгагене. Воззрения сложились под влиянием И. Канта, А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, отчасти под влиянием английской психологии и эволюционизма. Разделяет кантовский априоризм, выдвигает на первый план понятие ценности. Сущность религии в сохранении безусловных ценностей. В области истории философии работы о философии Ч. Дарвина, С. Кьеркегора, Б. Спинозы. Почти все работы переведены на русский язык. «Философские проблемы» М. 1905, «Учебник истории новой философии» СПб. 1910, «Современные философы». СПб. 1907.

 

Гайм Рудольф(1821-1901) – историк развития немецкого духа, подчёркивал общность истории философии и истории литературы, профессор в Галле. Труды: «Гегель и его время» (1857) «Романтическая школа» (1870; рус. пер. М. 1891) «Гердер, его жизнь и сочинения» (рус. пер.: М. 1888).

 

Трёльч Эрнст (1865-1923) немецкий философ, теолог. Стремился соотнести историю с задачами формирования будущего. Исследовал идею исторического развития в историко-философских системах и идеях от Гегеля и Шлейермахера до философов ХХ века А. Бергсона и Б. Кроче.

 

Гарнак Адольф фон (1851-1930) – протестант, исследователь христианства и средневековой философии.

 

Гартман Эдуард фон (1842-1906) – немецкий философ-идеалист, источники: Шеллинг и Шопенгауэр, основой сущего полагал бессознательное начало, придерживался позиции панпсихизма. Работы: «Философия бессознательного» (1869, рус. пер. 1902), «Феноменология нравственного сознания»(1879), «Религиозное сознание человечества»(1882).

Маттиас Клаудиус / Матиас Клавдий/ (1740-1815) (См.: Шопенгауэр А. Соч. т.1 с.486-7).

 

Шопенгауэр Артур (1788-1860)

Кьеркегор Сёрен (1813-1855)

Вагнер Рихард (1813-1883)

Ницше Фридрих (1844-1900)

Дильтей Вильгельм (1833-1911)

Зиммель Георг (1858-1918)

Бергсон Анри (1859-1941)

Шпенглер Освальд (1880-1936)

Шпенглер О. «Закат Европы» (1918-1922; рус. пер. т.1-1923, т.2-1998). Закат Европы.

Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М. 1993. 663 с.

2. Всемирно-исторические перспективы. М. 1998. 606 с.

Нордау Макс (1849-1923) – врач по образованию, ученик Ломброзо Чезаре(1835-1909), итальянского психиатра и криминалиста ставившего поведение личности в зависимость от его психофизических особенностей. Книга М. Нордау «Вырождение» М. 1995 (рус. пер. 1894 г.), явилась одной из первых попыток показать «закат Европы», ответственность за который он возлагает на кумиров своего времени – Ф. Ницше, Л.Н. Толстого и др.

 

Вульгарный материализм. Предшественник: Кабанис Пьер Жан Жорж (1775-1808) – французский врач, философ, считал, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь».

Фохт (Фогт) Карл– (1817-1895) немецкий естествоиспытатель, философ, популяризировал идеи дарвинизма и атеизма, отрицательно относился к рабочему движению и социализму. Как участник революции 1848 г., заочно приговорён к смертной казни, эмигрировал в Швейцарию. Повлиял на русских мыслителей, Д.И. Писарева и др. Книги его в 1865-1868 переведены на русский язык, среди них – «Человек и место его в природе», т. 1-2. СПб. 1865-1866.

Бюхнер Людвиг(1824-1899) – немецкий врач, естествоиспытатель, философ, сторонник социального дарвинизма, книга «Сила и материя» (1855, рус. пер. 1907).

Молешотт Якоб(1822-1893) – немецкий физиолог, философ, в мышлении видел лишь физиологический механизм. Книги – «Естествознание и медицина», «Вращение жизни в природе» в 60-е годы переведены на рус. яз.

 

Дарвин Чарльз Роберт(1809-1882) – английский естествоиспытатель, автор «Происхождения видов путём естественного отбора» (1858). Идея книги связана с озарением Дарвина в 1838 г. по поводу закона Мальтуса о законе народонаселения. Понимая значение фактора борьбы за существование, Дарвин поражён догадкой, что под влиянием меняющихся обстоятельств сохраняются благоприятные им изменения, а несоответствующие формы разрушаются. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) – гипотеза о происхождении человека от обезьяноподобного предка. Его идеи повлияли на становление вульгарного материализма.

Вейсман Август (1834-1914) – нем. зоолог и эволюционист, основатель неодарвинизма.

 

Мальтус Томас Роберт(1766-1834). «Опыт о законе народонаселения» (1798). Рост народонаселения осуществляется в геометрической прогрессии (удвоение каждые 25 лет), тогда как средства существования растут в арифметической прогрессии. Отсюда различные способы контроля над ростом народонаселения. Мальтус склонялся к аргументации морального свойства по поводу сдерживания роста народонаселения, тогда как неомальтузианцы говорят о пользе войн, стихийных бедствий, катастроф.

 

Первый позитивизм:

Конт Огюст /полн. имя – Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье/ (1798-1857)

Милль Джон Стюарт(1806-1873)

Спенсер Герберт (1820-1903)

 

На Конта (кроме графа Анри де Сен-Симона, Д. Юма) повлияли:

· Кондорсе Мари-Жан Антуан Никола де Карита, маркиз (1743-1794) французский просветитель, математик, политический деятель. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785 г.). В 1793 г. предложил либеральный проект конституции, отвергнутый якобинцами. Был в подполье. Кондорсе приговорён к смерти и казнён режимом Робеспьера. Считал, что достоверность человеческого разума ограничена, предлагал использовать математический аппарат в решении социальных и повседневных житейских проблем. Выделил 10 этапов прогресса человеческого разума. Автор оптимистической версии Просвещения. Способность к безграничному совершенствованию человечества связывал с господством разума. Предшественник идей Мальтуса.

· Монтескьё Шарль Луи / Шарль де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескьё / (1689-1755). Французский философ права и истории. Представитель философии Просвещения. Книга «О духе законов» (1748) попала в «Индекс запрещённых книг». Законы и политическую жизнь считал обусловленной природными и историческими условиями.

 

Второй позитивизм:

Мах Эрнст (1838-1916)

Авенариус Рихард (1843-1896)

Оствальд Вильгельм (1853-1932)

Пирсон Карл (1857-1936)

Лаас Эрнст (1837-1885) – нем. философ-позитивист, педагог, профессор в Страсбурге, у него учился неокантианец П. Наторп.

Конвенционализм – попытка преодолеть узость Второго позитивизма:

Пуанкаре Анри (1854-1912)

Дюгем Пьер Морис Мари (1861-1906)

 

Бор Нильс Хенрик Давид (1885-1962) – датский физик.

Эйнштейн Альберт (1879-1955) – физик-теоретик, автор теории относительности.

 

Лотце Рудольф Герман (1817-1881) – немецкий философ, естествоиспытатель, врач. Развивал идеи, близкие к монадологии Лейбница; ввёл философское понятие «ценность». Отстаивал некоторые положения механистического материализма. У него учился В. Виндельбанд.

 

Неокантианство:

Ланге Фридрих Альберт (1828-1875) – нем. философ и экономист, неокантианец.

Марбургская школа:

Коген Герман (1842-1918)

Наторп Пауль (1854-1924)

Кассирер Эрнст (1874-1945)

Баденская школа:

Виндельбанд Вильгельм (1848-1915)

Риккерт Генрих (1863-1936)

Вебер Макс (Карл Эмиль Максимилиан) 1864-1920 – немецкий социолог, философ и историк. Взгляды сформировались под влиянием неокантианства. Разрабатывал концепцию идеальных типов (конструирование образов-схем, позволяющих наиболее удобным образом упорядочить эмпирический материал). Эта концепция против идеи объективной закономерности исторического развития, она служит методологическим обоснованием плюрализма как принципа исследовательской деятельности.

Ласк Эмиль (1875-1915) – нем. философ, сочетал неокантианство в духе Г. Риккерта с феноменологией Э. Гуссерля. Профессор в Гейдельберге.

Гартман Николай (1882-1950) – немецкий философ, основоположник критической или (новой) онтологии, близок неокантианцам и феноменологам.

 

Имманентная школа: В. Шуппе – 1836-1913; Шуберт-Зольдерн; Леклер; Йоханнес Ремке – 1848-1930. Некоторые исследователи склонны рассматривать эту школу как разновидность неокантианства.

 

Джемс Уильям /Джеймс Вильям/ (1842-1910) – американский психолог и философ, представитель прагматизма. Профессор Гарвардского и др. университетов США и Англии.

 

Брентано Франц (1838-1917) немецкий философ, предшественник феноменологии Э. Гуссерля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.31.27 (0.02 с.)