Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фридриха Ницше(1844-1900). Философия Анри Бергсона (1859-1941).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(4 часа).
Трактовка философии жизни в широком смысле: традиция от стоика Луция Аннея Сенеки (6 или 3 г. до н.э.-65 г. н.э.) – до мистики Блеза Паскаля (1623-1662), прагматизма Уильяма Джемса (1842-1910), философской антропологии Макса Шелера (1874-1928). В философию жизни в таком понимании включался весьма широкий круг мистических, прагматических, антропологических устремлений и умонастроений. Термин «философия жизни»возник в немецкой философии во второй половине XVIII века (синоним «жизненной мудрости», «жизненной философии»). В немецком романтизме Ф. Шлегеля он приобрёл статус философского термина, отрицающего теоретический разум и философскую систематику. Употреблялся в Германии как дескрипция течений исходящих из понятий «жизнь», «переживание» (М. Шелер, Г. Риккерт и др. М. Шелер – статья: «Опыт философии жизни. Ницше-Дильтей-Бергсон» /1913 г./; Г. Риккерт – книга «Философия жизни» /1920 г./.). Как самоназвание термин появился позже у последователей В. Дильтея – Георга Миша (1930) и Отто Фридриха Больнова (1936). Они отличали «философию жизни» от метафизики «жизни» в духе Шеллинга и позднего Фихте. Критическую оценку философии жизни как модного течения своего времени дал Генрих Риккерт в книге «Философия жизни» (1920 г., русск. перевод – 1922 г.). Противоречивость и неопределённость термина «философия жизни» превратила его в словесный ярлык. М. Хайдеггер (1927 г.) иронически отождествил словосочетания «философия жизни» и «ботаника растений». Всобственном, узком смысле, исследователи полагают, что философия жизни длится с последней трети XIX до первой трети XX века. К «философам жизни» причисляются, прежде всего, трёх немецких философов, это – Фридрих Ницше (1844-1900), Вильгельм Дильтей (1833-1911), Георг Зиммель (1858-1918). Завершителем немецкой философии жизни часто называют – Освальда Шпенглера (1880-1936), а её родоначальником – Артура Шопенгауэра. Кфилософии жизни непременно причисляют французского философа – Анри Бергсона (1859-1941). Интерпретации понятия жизнь в биологическом, психологическом, культурно-историческом и философском отношениях. Поиск адекватных средств тематизации жизни, её ценности и смысла. Философема жизни и разнообразие проектов философии жизни. Многообразие влияний «философов жизни» на учения и философскую проблематику XX и XXI века. Преобразование идей философии жизни в экзистенциализме, персонализме, философской антропологии, социальной философии, философии культуры, философии мифа, философии языка, философии техники, философии истории и т.д. Фридрих Ницше (1844-1900). Учёба в гимназии Наумбурга, в королевском провинциальном интернате Шульпфорта, Берлинском и Лейпцигском университетах. Военная служба в Наумбурге (1867-1868 г.). Профессор филологии Базельского университета (1869-1879 годах, в 1870 г. санитар-доброволец действующей армии); 1879 г. – уход по болезни из университета, профессор на пенсии, напряжённый труд свободного писателя, чаще всего живущего в курортных местах Германии, Италии, Швейцарии, где он одновременно лечился (1879-1889 г.). В январе 1889 г. упал без сознания в Турине, помрачение рассудка (1889-1900). С 1889 г. в психиатрических лечебницах Базеля и Йены, с 1890 г. в Наумбурге у матери, с 1897 г. в Веймаре на попечении сестры – Элизабет Фёрстер-Ницше (1846-1935). Она с 1894 г. формирует архив Ницше в Наумбурге, который в 1897 г. перевозится в специально построенный «Архив Ницше», дом в стиле «модерн» на окраине Веймара. Здесь Ф. Ницше проводит последние годы. Большинство периодизаций творчества Ф. Ницше включают этапы, условно обозначаемые, как 1 – романтический; 2 – антиромантический, позитивистский, 3 – метафизический. Первый период (1871-1876). Истоки: с 15-ти лет античные тексты: Саллюстий, Диоген из Лаэрты, трагики; влияние Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Рихарда Вагнера (1813-1883). Новации первых сочинений Ф. Ницше: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Философия в трагическую эпоху Греции» (1873) «Несвоевременные размышления» (1873-1876), второе размышление: «О пользе и вреде истории для жизни» (1874), третье размышление: «Шопенгауэр как воспитатель» (1874) и четвёртое: «Рихард Вагнер в Байрейте» (1876 г.), панегирик Р. Вагнеру накануне разрыва личных отношений, которые продолжались с осени 1868 до 1878 г. Второй период (1877-1882). Книги: «Человеческое, слишком человеческое» (1878-1880), «Утренняя заря» (1881), «Весёлая наука» (1882). Третий период (1883-1888). «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883-1886), «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (1886), «Генеалогия морали. Полемическое сочинение» (1887), «Антихрист. Проклятие христианству» (1888). Последний год перед заболеванием (1888-1889): «Казус Вагнер», «Сумерки идолов, или как философствуют молотом», «Ecce Homo. Как становятся сами собою». Посмертная публикация в 1906 г. Элизабет Фёрстер-Ницше неизданных материалов Ф. Ницше 80-х годов как книги, которую она назвала «Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей». Проблема отношения к литературному наследию Ницше, фальсификация его текстов. Тема – фашизм и Ницше. Судьба мыслителя и судьба учения Ф. Ницше. Трудности интерпретации жизни и творчества. Напряжённость и противоречивость личностного и идейного порядка, свойственная Ницше, как предчувствие, обнаружение и выражение тотальных кризисных тенденций. Критические нападки Ф. Ницше на всё, особенно на то, что ему дорого. Ироничность, пародийность, трагикомичность в философствовании Ф. Ницше. Тема масок. Отношение к основным умонастроениям и мироощущениям эпохи: оптимизму, пессимизму, нигилизму и декадансу. Невозможность одномерной трактовки текстов Ф. Ницше, буквалистского их понимания. Фрагментарность и континуальность смыслового пространства текстов. Особенности языка, стиля, формы выражения философских идей. Язык, мышление, истина в оценках Ф. Ницше. Провокативность его коммуникативной стратегии. Особенности философского дара Ф. Ницше. Дискредитация им наукообразности, систематики, рационализма и догматизма традиционной философии, обличение гносеологического оптимизма первого «теоретического человека» Сократа. Амбивалентность оценок Сократа в трудах Ф. Ницше. Отношение Ф. Ницше к истории (об её «пользе и вреде» для жизни), историко-философские экскурсы, античность (трагической эпохи) как средоточие всех последующих типов философий. Ницше о типологической близости позиций Анаксимандра и Шопенгауэра, философии Гераклита и своей философии. Значимость игрового начала. Метафора Ницше о верблюде, льве и ребёнке, её эвристичность. Особое понимание античности, несовпадающее с идиллическим представлением о Древней Греции. Дионисийское и Аполлоновское начала жизни и культуры. Ницше как филолог-классик, не оправдавший надежд цеховых филологов Германии. Генеалогический смысл и пророческий пафос всего его философствования. Интерпретации фразы Ф. Ницше «Бог умер» богоборчество и богооставленность. Amor fati (от лат. – любовь к судьбе, покорность ей) и ressentiment (от франц. – мстительность; злоба и бессилие) в понимании Ф. Ницше. Суть, сопряжённость и противоречивость основных философем: воли к власти как воплощения воли к жизни, сверхчеловека, переоценки всех ценностей, вечного возвращения. Мифологемы Диониса, Аполлона, ландшафта и др. их связь с философемами. Многозначность и значительность философствования Ф. Ницше. Эстетизм, имморализм, методизм и перспективизм его позиции. Ф. Ницше как проповедник аристократизма духа и провозвестник новых синтезов динамической цельности жизни и творчества. Разнообразие влияний Ф. Ницше на философию и культуру XIX-XXI веков. Дискуссии о нём и его учении. Деконструкции философии Ф. Ницше. Восприятие идей Ф. Ницше в западной философии: К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. Делёз, А. Данто, Ф. Г. Юнгер и др. Судьбы учения Ф. Ницше в России. Освальд Шпенглер (1880-1936). Curriculum vitae. Одиночество. О. Шпенглер и фашизм. О. Шпенглер как философ жизни, культуры, истории. Основной труд О. Шпенглера «Закат Европы» написан в 1918-1922 годах; русский перевод тома 1-1923 год, тома 2-1998 год. Проблема источников и влияний. Физиогномический метод. Морфология культуры как опыт универсальной и идеальной автобиографии в реалиях парадоксов и кризиса жизни. Понятия «души» и «возраста культуры». Цикличность истории. Культура и цивилизация. Учение о технике. Пророчества «Заката Европы». Реакция на книгу русских и европейских мыслителей. Философия жизни Анри Бергсона (1859-1941). Жизнь и учение А. Бергсона (Нобелевский лауреат по литературе – 1927 г.). Его философиякак один из проектов философии жизни. Критика телеологизма и механицизма в понимании жизни как введение в философию А. Бергсона. Понятие жизни. Единство сознания, материи и памяти – основа интерпретации жизни А. Бергсоном. Концепция жизненного порыва (elan vital), понятие эволюции. Инстинкт, интеллект, интуиция как формы реализации жизненного порыва. Понятие длительности (duree), длительность и протяженность, абстрактное и конкретное время, критика классической интерпретации времени в науке. Элитарная концепция творчества и культуры. Социально-этические воззрения: теория открытых и закрытых обществ. Проблема смысла жизни человека.
Литература
1. Риккерт Г. Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени.// Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М. 1998. С. 206-362. [См. также: Риккерт Г. Философия жизни. Киев. 1998. С. 167-443]. 2. Кутлунин А.Г. Немецкая философия жизни. Критические очерки. Иркутск. 1986. 172 с.
Произведения Ф. Ницше, указанные в скобках, можно читать и по другим изданиям.
3. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.1. М. 1990. / Составление, редакция изд., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. («Рождение трагедии из духа музыки» С.57-157, 773-780. «О пользе и вреде истории для жизни» С. 159-230, 780-788). 4. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. М. 1990. / Составление, редакция изд., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна («Так говорил Заратустра» С. 5-237, 770-777; «По ту сторону добра и зла» С. 238-406, 777-783; «К генеалогии морали» С. 407-555, 783-789; «Антихрист» С.632-692, 799-805). 5. Ницше Ф. Антихристианин. // Сумерки Богов. М. 1989. С. 17-93. 6. Ницше Ф. Избр. произвед. в 3-х т. Т. 1. Воля к власти. М. 1994. – 352 с. 7. Ницше Ф. Избр. произвед. в 3-х т. Т. 2 Странник и его тень. М. 1994. – 400 с. («Шопенгауэр как воспитатель» С. 7-79) 8. Ницше Ф. Избр. произвед. в 3-х т. Т. 3 Философия в трагическую эпоху. М. 1994. / Составитель А.А. Жаровский. («Философия в трагическую эпоху Греции» С. 192-253; «Об истине и лжи во вненравственном смысле» С. 254-266). 9. Ф. Зелинский Ницше и античность. // Ницше Ф. Избр. произвед. в 3-х т. Т. 3 Философия в трагическую эпоху. М. 1994. / Составитель А.А. Жаровский. С 6-36. 10. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб. 1993. – 672 с. 11. Полемика вокруг книги Ф. Ницше «Рождение трагедии» (1872-1874) // Ницше Ф. Рождение трагедии. М. 2001. С.219-410. 12. Вебер А. Ницше и катастрофа. // Вебер Альфред. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб. 1998. С. 456-499. [Здесь же: Ю.Н. Давыдов А. Вебер и Ф. Ницше: культурсоциология истории как инструмент социальной диагностики. С. 547-552]. 13. Данто А. Ницше как философ. М. 2001. – 280 с. 14. Делёз Жиль Ницше СПб. 1997. 186 с. 15. Делёз Жиль Ницше и философия. М. 2003 391 с. 16. Зиммель Г. Фридрих Ницше. Этико-философский силуэт. // Зиммель Георг. Избранное. Том 1. Философия культуры. М. 1996. С. 433-444. 17. Клоссовски П. Ницше и порочный круг. СПб. 1997. с. 18. Лёвит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. Маркс и Кьеркегор. СПб. 2000. С. 318-392. 19. Подорога В.А. На высоте Энгадена. // Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М. 1993. С. 142 – 229. 20. Полякова Е.А. Эстетика слова Ф. Ницше. // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 1. М. 2004. С. 82-114. 21. Хабермас Ю. Вступление в постмодерн: Ницше как новая точка отсчёта. // Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.2003. С. 93-115. 22. Юнгер Ф.-Г. Ницше. М.2001. – 256 с. 23. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб. 2004. 627 с. 24. Ясперс К. Ницше и христианство. М. 1994. 114 с. 25. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. М. 1991.336 с. 26. Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта. // Манн Т. Художник и общество: Статьи и письма. М. 1986. С.163-196. 27. Нордау М. Вырождение. М. 1995. 400 с. 28. Цвейг С. Борьба с демоном: Гёльдерлин, Клейст, Ницше. М. 1992. 304 с. 29. Вересаев В.В. Аполлон и Дионис (о Ницше) // Вересаев В.В. Живая жизнь… М. 1991. С. 190-298. 30. Иванов В.И. Ницше и Дионис. // Иванов В.И. Родное и вселенское. М. 1994. С. 26-34. 31. Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания. СПб. 1999. 240 с. 32. Ливри Анатолий. Набоков-ницшеанец. СПб. 2005. 240 с. 33. Соловьёв В.С. Идея сверхчеловека. // Соловьёв В.С. Соч. в 2 т. Т.2 М.: Мысль. 1998. С. 626-634. 34. Франк С. Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему». // Франк С.Л. Соч. М. 1990. С. 11-64. 35. Фридрих Ницше и философия в России. М. 1999. – 312 с. 36. Фридрих Ницше и русская религиозная философия: В 2 т. Минск. 1996. с. 37. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ницше (философия и проповедь). Достоевский и Ницше (философия трагедии). // Шестов Л. Соч., в двух томах. Т. 1. Томск. 1996. С. 215-464. 38. Ницше: pro et contra. СПб. 2001. 1076 с. <русский образ Ф. Ницше>. 39. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М. 1993. 663 с. <См.: вступ. ст. К.А. Свасьяна С. 5-122>. 40. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы. М. 1998. 606 с. 41. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М. 2002. 240 с. 42. Шпенглер О. Пессимизм? М. 2003. 304 с. 43. Освальд Шпенглер и Закат Европы. Сб. ст. Ф. Степуна, С. Франка. Н. Бердяева, Я. Букшпана. // Бердяев Н.А. Смысл истории. Новое средневековье. М. 2002. Приложение. С. 313-404. 44. Аверинцев С.С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера. // Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества СССР. 1991. Культура и религия. М. 1991. С. 183-203. 45. Бергсон А. Творческая эволюция. М. 1998. 384 с. 46. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. // Бергсон А. Собр. соч. в 4-х т. М. 1992. Т.1. 336 с. 47. Бергсон А. Два источника морали и религии. М. 1994. 384 с. 48. Бергсон А. Смех. М. 1992. 127 с. 49. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование. // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 163-168. 50. Асмус В.Ф. Бергсон и его критика интеллекта. // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М. 1984. С. 217-261. 51. Блауберг И.И. Анри Бергсон. М. 2003. 672 с. 52. Делёз Ж. Бергсонизм. // Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М. 2001. С.229-322. 53. Лосский Н.О. Интуитивная философия Бергсона. Пг. 1922. с. 54. Нэтеркотт Ф. Анри Бергсон в России (1907-1917): «Побуждение к тексту». // Arbor mundi. 2000. Вып. 7. С. 195-210.
Контрольные вопросы
1. Назовите представителей «философии жизни» и их произведения. 2. Почему в последнюю треть XIX века усиленно разрабатывается философема «жизнь»? 3. Чем объяснить большую популярность философии жизни (в широком смысле) на рубеже XVIII-XIX и XIX-XX веков? 4. За что Г. Риккерт критиковал «философию жизни»? 5. Что можно сказать о влиянии жизненных обстоятельств и характера Ф. Ницше на его творчество? 6. Какие идейные влияния формировали философствование Ф. Ницше? 7. Какое влияние на Ницше в понимании античности до Сократа как трагической эпохи оказали взгляды И.-Г. Гердера, И. Гёте, Я. Буркхардта? 8. Дайте характеристику основных философем Ф. Ницше. 9. Если философема «воли к власти» подразумевает дифференциацию и упорядоченность мира, а философема «вечного возвращения» говорит о всеобъемлющем утверждении становления, его безграничности, то возможно ли найти позицию преодоления «кентаврического» соединения несоединимого? 10. Чем обусловлены единство и противоречивость философем Ф. Ницше? 11. Что такое «жизненный порыв» по Бергсону? 12. Удается ли Бергсону преодолеть дуализм материи и духа? 13. Каким образом соотносится абстрактное время и конкретное время? 14. Каким образом «интуиция» Бергсона может быть оформлена в метод? 15. В чем состоит смысл существования человека по Бергсону?
Темы рефератов, докладов, квалификационных работ
1. Особенности интерпретации понятия жизни: Ф. Ницше, А. Бергсон, Г. Зиммель. 2. Сопоставление позиций философов жизни и неокантианцев. 3. Музыка как глубинный импульс философии Ф. Ницше. 4. Имморализм Ф. Ницше как эстетизм и своеобразный преизбыток морали. 5. Дилемма эстетического и этического отношения к жизни: С. Кьеркегор и Ф. Ницше. 6. Христианская религия и мораль в оценках С. Кьеркегора Ф. Ницше. 7. Проблема человека и сверхчеловека в философии Ф. Ницше. 8. Нормативный и регулятивный смысл учения о сверхчеловеке Ф. Ницше. 9. Философия истории Ф. Ницше в её критическом отношении к позициям А. Шопенгауэра и Г.-В.Ф. Гегеля. 10. Язык и мышление в философствовании Ф. Ницше. 11. Словесное творчество Ф. Ницше. 12. Ф. Ницше: переоценка ценностей и европейский нигилизм. 13. Ответственность Ф. Ницше за европейский декаданс в «Вырождении» Макса Нордау. 14. О. Шпенглер в его отношении к Гёте и Ницше. 15. Философский смысл культурно-исторического перспективизма О. Шпенглера. 16. Ф. Ницше как участник дискурса о модерне и зачинатель постмодерна. 17. Различия М. Хайдеггера и К. Ясперса в понимании философии Ф. Ницше. 18. Опыты интерпретации философии Ф. Ницше в России. 19. Ф. Ницше и русский символизм. 20. Литературное творчество В. Набокова в свете философем Ф. Ницше. 21. Проблема времени в философии Ф. Ницше и А. Бергсона. 22. Место и роль концепции длительности А. Бергсона для культуры 20 века. 23. Понятие интуиции в философии А. Бергсона. 24. Жизненный порыв А. Бергсона как основа художественного творчества. 25. Исследование смеха Анри Бергсоном. 26. Н.О. Лосский и Ж. Делёз об интуитивизме А. Бергсона. 27. Рецепция и развитие идей А. Бергсона в России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.148.234 (0.01 с.) |