Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фридриха Ницше(1844-1900). Философия Анри Бергсона (1859-1941).

Поиск

(4 часа).

 

Трактовка философии жизни в широком смысле: традиция от стоика Луция Аннея Сенеки (6 или 3 г. до н.э.-65 г. н.э.) – до мистики Блеза Паскаля (1623-1662), прагматизма Уильяма Джемса (1842-1910), философской антропологии Макса Шелера (1874-1928). В философию жизни в таком понимании включался весьма широкий круг мистических, прагматических, антропологических устремлений и умонастроений.

Термин «философия жизни»возник в немецкой философии во второй половине XVIII века (синоним «жизненной мудрости», «жизненной философии»). В немецком романтизме Ф. Шлегеля он приобрёл статус философского термина, отрицающего теоретический разум и философскую систематику.

Употреблялся в Германии как дескрипция течений исходящих из понятий «жизнь», «переживание» (М. Шелер, Г. Риккерт и др. М. Шелер – статья: «Опыт философии жизни. Ницше-Дильтей-Бергсон» /1913 г./; Г. Риккерт – книга «Философия жизни» /1920 г./.). Как самоназвание термин появился позже у последователей В. Дильтея – Георга Миша (1930) и Отто Фридриха Больнова (1936). Они отличали «философию жизни» от метафизики «жизни» в духе Шеллинга и позднего Фихте. Критическую оценку философии жизни как модного течения своего времени дал Генрих Риккерт в книге «Философия жизни» (1920 г., русск. перевод – 1922 г.).

Противоречивость и неопределённость термина «философия жизни» превратила его в словесный ярлык. М. Хайдеггер (1927 г.) иронически отождествил словосочетания «философия жизни» и «ботаника растений».

Всобственном, узком смысле, исследователи полагают, что философия жизни длится с последней трети XIX до первой трети XX века. К «философам жизни» причисляются, прежде всего, трёх немецких философов, это – Фридрих Ницше (1844-1900), Вильгельм Дильтей (1833-1911), Георг Зиммель (1858-1918). Завершителем немецкой философии жизни часто называют – Освальда Шпенглера (1880-1936), а её родоначальником – Артура Шопенгауэра. Кфилософии жизни непременно причисляют французского философа – Анри Бергсона (1859-1941).

Интерпретации понятия жизнь в биологическом, психологическом, культурно-историческом и философском отношениях.

Поиск адекватных средств тематизации жизни, её ценности и смысла.

Философема жизни и разнообразие проектов философии жизни.

Многообразие влияний «философов жизни» на учения и философскую проблематику XX и XXI века. Преобразование идей философии жизни в экзистенциализме, персонализме, философской антропологии, социальной философии, философии культуры, философии мифа, философии языка, философии техники, философии истории и т.д.

Фридрих Ницше (1844-1900). Учёба в гимназии Наумбурга, в королевском провинциальном интернате Шульпфорта, Берлинском и Лейпцигском университетах. Военная служба в Наумбурге (1867-1868 г.). Профессор филологии Базельского университета (1869-1879 годах, в 1870 г. санитар-доброволец действующей армии); 1879 г. – уход по болезни из университета, профессор на пенсии, напряжённый труд свободного писателя, чаще всего живущего в курортных местах Германии, Италии, Швейцарии, где он одновременно лечился (1879-1889 г.). В январе 1889 г. упал без сознания в Турине, помрачение рассудка (1889-1900). С 1889 г. в психиатрических лечебницах Базеля и Йены, с 1890 г. в Наумбурге у матери, с 1897 г. в Веймаре на попечении сестры – Элизабет Фёрстер-Ницше (1846-1935). Она с 1894 г. формирует архив Ницше в Наумбурге, который в 1897 г. перевозится в специально построенный «Архив Ницше», дом в стиле «модерн» на окраине Веймара. Здесь Ф. Ницше проводит последние годы.

Большинство периодизаций творчества Ф. Ницше включают этапы, условно обозначаемые, как 1 – романтический; 2 – антиромантический, позитивистский, 3 – метафизический.

Первый период (1871-1876). Истоки: с 15-ти лет античные тексты: Саллюстий, Диоген из Лаэрты, трагики; влияние Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Рихарда Вагнера (1813-1883). Новации первых сочинений Ф. Ницше: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Философия в трагическую эпоху Греции» (1873) «Несвоевременные размышления» (1873-1876), второе размышление: «О пользе и вреде истории для жизни» (1874), третье размышление: «Шопенгауэр как воспитатель» (1874) и четвёртое: «Рихард Вагнер в Байрейте» (1876 г.), панегирик Р. Вагнеру накануне разрыва личных отношений, которые продолжались с осени 1868 до 1878 г.

Второй период (1877-1882). Книги: «Человеческое, слишком человеческое» (1878-1880), «Утренняя заря» (1881), «Весёлая наука» (1882).

Третий период (1883-1888). «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883-1886), «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (1886), «Генеалогия морали. Полемическое сочинение» (1887), «Антихрист. Проклятие христианству» (1888). Последний год перед заболеванием (1888-1889): «Казус Вагнер», «Сумерки идолов, или как философствуют молотом», «Ecce Homo. Как становятся сами собою».

Посмертная публикация в 1906 г. Элизабет Фёрстер-Ницше неизданных материалов Ф. Ницше 80-х годов как книги, которую она назвала «Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей». Проблема отношения к литературному наследию Ницше, фальсификация его текстов. Тема – фашизм и Ницше.

Судьба мыслителя и судьба учения Ф. Ницше. Трудности интерпретации жизни и творчества.

Напряжённость и противоречивость личностного и идейного порядка, свойственная Ницше, как предчувствие, обнаружение и выражение тотальных кризисных тенденций. Критические нападки Ф. Ницше на всё, особенно на то, что ему дорого. Ироничность, пародийность, трагикомичность в философствовании Ф. Ницше. Тема масок. Отношение к основным умонастроениям и мироощущениям эпохи: оптимизму, пессимизму, нигилизму и декадансу.

Невозможность одномерной трактовки текстов Ф. Ницше, буквалистского их понимания. Фрагментарность и континуальность смыслового пространства текстов. Особенности языка, стиля, формы выражения философских идей. Язык, мышление, истина в оценках Ф. Ницше. Провокативность его коммуникативной стратегии.

Особенности философского дара Ф. Ницше. Дискредитация им наукообразности, систематики, рационализма и догматизма традиционной философии, обличение гносеологического оптимизма первого «теоретического человека» Сократа. Амбивалентность оценок Сократа в трудах Ф. Ницше.

Отношение Ф. Ницше к истории (об её «пользе и вреде» для жизни), историко-философские экскурсы, античность (трагической эпохи) как средоточие всех последующих типов философий. Ницше о типологической близости позиций Анаксимандра и Шопенгауэра, философии Гераклита и своей философии.

Значимость игрового начала. Метафора Ницше о верблюде, льве и ребёнке, её эвристичность. Особое понимание античности, несовпадающее с идиллическим представлением о Древней Греции. Дионисийское и Аполлоновское начала жизни и культуры. Ницше как филолог-классик, не оправдавший надежд цеховых филологов Германии. Генеалогический смысл и пророческий пафос всего его философствования.

Интерпретации фразы Ф. Ницше «Бог умер» богоборчество и богооставленность. Amor fati (от лат. – любовь к судьбе, покорность ей) и ressentiment (от франц. – мстительность; злоба и бессилие) в понимании Ф. Ницше.

Суть, сопряжённость и противоречивость основных философем: воли к власти как воплощения воли к жизни, сверхчеловека, переоценки всех ценностей, вечного возвращения. Мифологемы Диониса, Аполлона, ландшафта и др. их связь с философемами.

Многозначность и значительность философствования Ф. Ницше. Эстетизм, имморализм, методизм и перспективизм его позиции. Ф. Ницше как проповедник аристократизма духа и провозвестник новых синтезов динамической цельности жизни и творчества.

Разнообразие влияний Ф. Ницше на философию и культуру XIX-XXI веков. Дискуссии о нём и его учении. Деконструкции философии Ф. Ницше. Восприятие идей Ф. Ницше в западной философии: К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. Делёз, А. Данто, Ф. Г. Юнгер и др. Судьбы учения Ф. Ницше в России.

Освальд Шпенглер (1880-1936). Curriculum vitae. Одиночество. О. Шпенглер и фашизм. О. Шпенглер как философ жизни, культуры, истории.

Основной труд О. Шпенглера «Закат Европы» написан в 1918-1922 годах; русский перевод тома 1-1923 год, тома 2-1998 год.

Проблема источников и влияний. Физиогномический метод. Морфология культуры как опыт универсальной и идеальной автобиографии в реалиях парадоксов и кризиса жизни. Понятия «души» и «возраста культуры». Цикличность истории. Культура и цивилизация. Учение о технике. Пророчества «Заката Европы». Реакция на книгу русских и европейских мыслителей.

Философия жизни Анри Бергсона (1859-1941). Жизнь и учение А. Бергсона (Нобелевский лауреат по литературе – 1927 г.). Его философиякак один из проектов философии жизни. Критика телеологизма и механицизма в понимании жизни как введение в философию А. Бергсона. Понятие жизни. Единство сознания, материи и памяти – основа интерпретации жизни А. Бергсоном. Концепция жизненного порыва (elan vital), понятие эволюции. Инстинкт, интеллект, интуиция как формы реализации жизненного порыва. Понятие длительности (duree), длительность и протяженность, абстрактное и конкретное время, критика классической интерпретации времени в науке. Элитарная концепция творчества и культуры. Социально-этические воззрения: теория открытых и закрытых обществ. Проблема смысла жизни человека.

 

Литература

 

1. Риккерт Г. Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени.// Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М. 1998. С. 206-362. [См. также: Риккерт Г. Философия жизни. Киев. 1998. С. 167-443].

2. Кутлунин А.Г. Немецкая философия жизни. Критические очерки. Иркутск. 1986. 172 с.

 

Произведения Ф. Ницше, указанные в скобках, можно читать и по другим изданиям.

 

3. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.1. М. 1990. / Составление, редакция изд., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. («Рождение трагедии из духа музыки» С.57-157, 773-780. «О пользе и вреде истории для жизни» С. 159-230, 780-788).

4. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. М. 1990. / Составление, редакция изд., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна («Так говорил Заратустра» С. 5-237, 770-777; «По ту сторону добра и зла» С. 238-406, 777-783; «К генеалогии морали» С. 407-555, 783-789; «Антихрист» С.632-692, 799-805).

5. Ницше Ф. Антихристианин. // Сумерки Богов. М. 1989. С. 17-93.

6. Ницше Ф. Избр. произвед. в 3-х т. Т. 1. Воля к власти. М. 1994. – 352 с.

7. Ницше Ф. Избр. произвед. в 3-х т. Т. 2 Странник и его тень. М. 1994. – 400 с. («Шопенгауэр как воспитатель» С. 7-79)

8. Ницше Ф. Избр. произвед. в 3-х т. Т. 3 Философия в трагическую эпоху. М. 1994. / Составитель А.А. Жаровский. («Философия в трагическую эпоху Греции» С. 192-253; «Об истине и лжи во вненравственном смысле» С. 254-266).

9. Ф. Зелинский Ницше и античность. // Ницше Ф. Избр. произвед. в 3-х т. Т. 3 Философия в трагическую эпоху. М. 1994. / Составитель А.А. Жаровский. С 6-36.

10. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб. 1993. – 672 с.

11. Полемика вокруг книги Ф. Ницше «Рождение трагедии» (1872-1874) // Ницше Ф. Рождение трагедии. М. 2001. С.219-410.

12. Вебер А. Ницше и катастрофа. // Вебер Альфред. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб. 1998. С. 456-499. [Здесь же: Ю.Н. Давыдов А. Вебер и Ф. Ницше: культурсоциология истории как инструмент социальной диагностики. С. 547-552].

13. Данто А. Ницше как философ. М. 2001. – 280 с.

14. Делёз Жиль Ницше СПб. 1997. 186 с.

15. Делёз Жиль Ницше и философия. М. 2003 391 с.

16. Зиммель Г. Фридрих Ницше. Этико-философский силуэт. // Зиммель Георг. Избранное. Том 1. Философия культуры. М. 1996. С. 433-444.

17. Клоссовски П. Ницше и порочный круг. СПб. 1997. с.

18. Лёвит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. Маркс и Кьеркегор. СПб. 2000. С. 318-392.

19. Подорога В.А. На высоте Энгадена. // Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М. 1993. С. 142 – 229.

20. Полякова Е.А. Эстетика слова Ф. Ницше. // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 1. М. 2004. С. 82-114.

21. Хабермас Ю. Вступление в постмодерн: Ницше как новая точка отсчёта. // Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.2003. С. 93-115.

22. Юнгер Ф.-Г. Ницше. М.2001. – 256 с.

23. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб. 2004. 627 с.

24. Ясперс К. Ницше и христианство. М. 1994. 114 с.

25. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. М. 1991.336 с.

26. Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта. // Манн Т. Художник и общество: Статьи и письма. М. 1986. С.163-196.

27. Нордау М. Вырождение. М. 1995. 400 с.

28. Цвейг С. Борьба с демоном: Гёльдерлин, Клейст, Ницше. М. 1992. 304 с.

29. Вересаев В.В. Аполлон и Дионис (о Ницше) // Вересаев В.В. Живая жизнь… М. 1991. С. 190-298.

30. Иванов В.И. Ницше и Дионис. // Иванов В.И. Родное и вселенское. М. 1994. С. 26-34.

31. Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания. СПб. 1999. 240 с.

32. Ливри Анатолий. Набоков-ницшеанец. СПб. 2005. 240 с.

33. Соловьёв В.С. Идея сверхчеловека. // Соловьёв В.С. Соч. в 2 т. Т.2 М.: Мысль. 1998. С. 626-634.

34. Франк С. Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему». // Франк С.Л. Соч. М. 1990. С. 11-64.

35. Фридрих Ницше и философия в России. М. 1999. – 312 с.

36. Фридрих Ницше и русская религиозная философия: В 2 т. Минск. 1996. с.

37. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ницше (философия и проповедь). Достоевский и Ницше (философия трагедии). // Шестов Л. Соч., в двух томах. Т. 1. Томск. 1996. С. 215-464.

38. Ницше: pro et contra. СПб. 2001. 1076 с. <русский образ Ф. Ницше>.

39. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М. 1993. 663 с. <См.: вступ. ст. К.А. Свасьяна С. 5-122>.

40. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы. М. 1998. 606 с.

41. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М. 2002. 240 с.

42. Шпенглер О. Пессимизм? М. 2003. 304 с.

43. Освальд Шпенглер и Закат Европы. Сб. ст. Ф. Степуна, С. Франка. Н. Бердяева, Я. Букшпана. // Бердяев Н.А. Смысл истории. Новое средневековье. М. 2002. Приложение. С. 313-404.

44. Аверинцев С.С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера. // Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества СССР. 1991. Культура и религия. М. 1991. С. 183-203.

45. Бергсон А. Творческая эволюция. М. 1998. 384 с.

46. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. // Бергсон А. Собр. соч. в 4-х т. М. 1992. Т.1. 336 с.

47. Бергсон А. Два источника морали и религии. М. 1994. 384 с.

48. Бергсон А. Смех. М. 1992. 127 с.

49. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование. // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 163-168.

50. Асмус В.Ф. Бергсон и его критика интеллекта. // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М. 1984. С. 217-261.

51. Блауберг И.И. Анри Бергсон. М. 2003. 672 с.

52. Делёз Ж. Бергсонизм. // Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М. 2001. С.229-322.

53. Лосский Н.О. Интуитивная философия Бергсона. Пг. 1922. с.

54. Нэтеркотт Ф. Анри Бергсон в России (1907-1917): «Побуждение к тексту». // Arbor mundi. 2000. Вып. 7. С. 195-210.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите представителей «философии жизни» и их произведения.

2. Почему в последнюю треть XIX века усиленно разрабатывается философема «жизнь»?

3. Чем объяснить большую популярность философии жизни (в широком смысле) на рубеже XVIII-XIX и XIX-XX веков?

4. За что Г. Риккерт критиковал «философию жизни»?

5. Что можно сказать о влиянии жизненных обстоятельств и характера Ф. Ницше на его творчество?

6. Какие идейные влияния формировали философствование Ф. Ницше?

7. Какое влияние на Ницше в понимании античности до Сократа как трагической эпохи оказали взгляды И.-Г. Гердера, И. Гёте, Я. Буркхардта?

8. Дайте характеристику основных философем Ф. Ницше.

9. Если философема «воли к власти» подразумевает дифференциацию и упорядоченность мира, а философема «вечного возвращения» говорит о всеобъемлющем утверждении становления, его безграничности, то возможно ли найти позицию преодоления «кентаврического» соединения несоединимого?

10. Чем обусловлены единство и противоречивость философем Ф. Ницше?

11. Что такое «жизненный порыв» по Бергсону?

12. Удается ли Бергсону преодолеть дуализм материи и духа?

13. Каким образом соотносится абстрактное время и конкретное время?

14. Каким образом «интуиция» Бергсона может быть оформлена в метод?

15. В чем состоит смысл существования человека по Бергсону?

 

Темы рефератов, докладов, квалификационных работ

 

1. Особенности интерпретации понятия жизни: Ф. Ницше, А. Бергсон, Г. Зиммель.

2. Сопоставление позиций философов жизни и неокантианцев.

3. Музыка как глубинный импульс философии Ф. Ницше.

4. Имморализм Ф. Ницше как эстетизм и своеобразный преизбыток морали.

5. Дилемма эстетического и этического отношения к жизни: С. Кьеркегор и Ф. Ницше.

6. Христианская религия и мораль в оценках С. Кьеркегора Ф. Ницше.

7. Проблема человека и сверхчеловека в философии Ф. Ницше.

8. Нормативный и регулятивный смысл учения о сверхчеловеке Ф. Ницше.

9. Философия истории Ф. Ницше в её критическом отношении к позициям А. Шопенгауэра и Г.-В.Ф. Гегеля.

10. Язык и мышление в философствовании Ф. Ницше.

11. Словесное творчество Ф. Ницше.

12. Ф. Ницше: переоценка ценностей и европейский нигилизм.

13. Ответственность Ф. Ницше за европейский декаданс в «Вырождении» Макса Нордау.

14. О. Шпенглер в его отношении к Гёте и Ницше.

15. Философский смысл культурно-исторического перспективизма О. Шпенглера.

16. Ф. Ницше как участник дискурса о модерне и зачинатель постмодерна.

17. Различия М. Хайдеггера и К. Ясперса в понимании философии Ф. Ницше.

18. Опыты интерпретации философии Ф. Ницше в России.

19. Ф. Ницше и русский символизм.

20. Литературное творчество В. Набокова в свете философем Ф. Ницше.

21. Проблема времени в философии Ф. Ницше и А. Бергсона.

22. Место и роль концепции длительности А. Бергсона для культуры 20 века.

23. Понятие интуиции в философии А. Бергсона.

24. Жизненный порыв А. Бергсона как основа художественного творчества.

25. Исследование смеха Анри Бергсоном.

26. Н.О. Лосский и Ж. Делёз об интуитивизме А. Бергсона.

27. Рецепция и развитие идей А. Бергсона в России.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.148.234 (0.01 с.)