Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная западная философия XIX-XXI век.

Поиск

Утверждаю

Декан ФСФ, профессор

__________ С.С. Аванесов

«17» января 2005 г.

 

Современная западная философия XIX-XXI век.

Часть первая.

История западноевропейской философии XIX века

Методическое пособие

для студентов 3 года обучения

философского факультета,

Специальность – 020100 – философия,

Направление – 520400 – философия,

подготовка бакалавров.

Томск – 2006

Методическое пособие составлено на основании государственного стандарта

по специальности – 020100 – Философия, ОПД Ф. 05,

по направлению – 520400 – Философия, ОПД Ф. 05.

 

Методическое пособие обсуждено на заседании

кафедры истории философии и логики

 

Зав. каф. истории философии и логики

канд. филос. н., доц. О.Г. Мазаева

 

 

Методическое пособие одобрено

методической комиссией философского факультета

 

Председатель методической комиссии

философского факультета,

канд. филос. н., доц. В.В. Петренко

 

Составители:

 

· лекционного курса –

канд. филос. н., доц. зав. каф.

истории философии и логики

Ольга Геннадьевна Мазаева;

· курса семинарских занятий –

канд. филос. н., доц.

каф. истории философии и логики

Ирина Андреевна Эннс.

От составителей.

Методическое пособие предназначено для студентов 3 курса философского факультета, специальность 020100 – философия, направление 520400 – философия, подготовка бакалавров. Курс «Современная западная философия XIX-XXI в.» изучается в 5 и 6 семестрах, общая аудиторная нагрузка 140 часов, формы аттестации – экзамены. Часть первая. Западноевропейская философия XIX века изучается в 5 семестре.

Цель и задачи курса.

· Показать тематическое, методологическое, хронологическое разнообразие основных философем, типологизирующих делений и тенденций, характерных для западноевропейской философии.

· Выявить взаимовлияния социокультурных ситуаций, личностных особенностей и философских позиций мыслителей.

· Раскрыть истоки, смысл, разбираемой позиции, показать её значение для дальнейшего развития философских идей.

· Учитывая открытость разбираемых текстов, неоднозначность их интерпретаций, связанных со сложностью, многомерностью социокультурного и идейного контекста, стремиться формировать у студентов умение проводить текстологические исследования – рефлексивно, аргументировано, точно, используя разнообразные методы критики.

Краткая аннотация курса: «Современная западная философия XIX-XXI в.».

Во введении рассматриваются основные типологизирующие деления философии характерные для современной философии: Запад / Россия / Восток; общефилософское / национальное / авторское в философемах академического и неакадемического толка; рационализм / иррационализм / новая рациональность; идеализм / материализм; философия жизни / культуры; философия науки / техники / искусства / морали / религии; мистическая / светская; феноменологическая / герменевтическая / аналитическая; онтология сознания / языка; структурализм / постструктурализм; прагматизм; философия эпох модернизма / постмодернизма и т.д. Указан комплекс основополагающих идей Просвещения и Романтизма, их противостояние и роль в формировании дилеммы рационализм / иррационализм. Далее прослежены как стремления к отчётливому размежеванию сциентистско – позитивистского и экзистенциалистско – герменевтического стилей мышления в XIX-XX в., так и попытки синтезирующего порядка в рамках новой рациональности (последняя треть XX – начало XXI века).

Лекции ориентированы на характеристику общего контекста, поиск истоков, смысла, перспектив философствования и разбираемых учений с опорой на основополагающие труды. Семинарские занятия посвящены текстологическому анализу.

XIX век представлен произведениями от Ф.-В.Й. Шеллинга до Э. Маха и Э. Кассирера;

XX в. – от Э. Гуссерля и М. Хайдеггера до П. Рикёра, Ж. Делёза, К.-О. Апеля и Ю. Хабермаса.

Методическое пособие включает:

· Тематический план лекций и семинарских занятий. Стр. 4.

· Раскрытие содержания тематики лекций с указанием литературы. Стр. 5-75.

· Контрольные вопросы по теме. См. Стр. 4.

· Темы рефератов, докладов, квалификационных работ. См. Стр. 4.

· Раскрытие тематики семинаров с указанием литературы и тезауруса. Стр. 76-84.

· Экзаменационные вопросы. Стр. 84-85.

· Примечания. Стр. 85-94.

Тематические планы:

Курс лекций «История западноевропейской философии XIX века»

 

№ Название темы Стр. Час.
1. Введение в западноевропейскую философию XIX века    
2. Основные этапы развития западноевропейской философии XIX века    
3. Романтизм как подготовка и воплощение иррационализма    
4. Мен де Биран. Психологическое обоснование иррационализма    
5. Гегельянство 30-40-х г. XIX в. и индивидуализм М. Штирнера    
6. Философствование С. Кьеркегора    
7. Метафизика воли А. Шопенгауэра    
8. Философия жизни. Новации философствования Ф. Ницше. О. Шпенглер: от философии жизни к философии культуры. Философия А. Бергсона.    
9. Философская герменевтика Ф. Шлейермахера и В. Дильтея в контексте их научных исследований    
10. Философия жизни и культуры Г. Зиммеля    
11. Позитивистско-неокантианский этап европейского рационализма.Позитивистская и неокантианская традиции    
12. Первый позитивизм    
13. Второй позитивизм    
14. Неокантианство Марбургской школы    
15. Неокантианство Баденской школы    
Всего 5 – 75  

Семинарские занятия по курсу «История западноевропейской философии XIX века»

 

1. Ф. Шеллинг «Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах»    
2. Ф. Шеллинг «Введение в философию мифологии»    
3. С. Кьеркегор «Болезнь к смерти»    
4. С. Кьеркегор «Страх и трепет»    
5. Теоретико-познавательные воззрения А. Шопенгауэра    
6. Концепция воли А. Шопенгауэра    
7. Основные идеи эстетики и этики А. Шопенгауэра    
8. Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»    
9. Ф. Ницше «Генеалогия морали»    
10. А. Бергсон «Творческая эволюция»    
11. В. Дильтей Построение исторического мира в науках о духе    
12. Г. Спенсер Синтетическая философия: Основные начала    
13. Э. Мах Познание и заблуждение    
14. Э. Кассирер Познание и действительность    
15. Г. Риккерт Границы естественнонаучного образования понятий    
16. Г. Риккерт О понятии философии и системе ценностей    
Всего 76-84  
Итоговая конференция: «Трудности и проблемы философии XIX в., завещанные философии будущего» 2 ч. Аудиторная нагрузка по курсу – 70 часов. Форма аттестации по курсу – экзамен.

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

 

Тема 1. Введение в западноевропейскую философию XIX века. (2 часа).

 

Социокультурная ситуация в Европе XIX века, тематическое и методологическое разнообразие философем. Социокультурные кризисы и кризисы в философии: их взаимосвязь и взаимозависимость. Возможности диагностики и осознания причин, сущности, масштаба кризисных ситуаций, путей и способов их преодоления. XIX век как «век истории» в западноевропейском интеллектуально-духовном развитии.

Исторические исследования в Англии, Германии, Франции. Задачи и особенности исторического мышления: Л. фон Ранке (1795-1886), И.-Г. Дройзен (1808-1884), Я.К. Буркхардт (1818-1897). Состояние и взаимовлияния филологических, исторических, историко-методологических и философско-исторических разработок в середине и во второй половине XIX века. Исследования методологических и теоретических проблем гуманитарных наук.

Становление историко-философского знания. Историко-философская традиция Германии XIX века – самая сильная в Европе. Влияние общефилософской ситуации, «романтической школы», историко-философских изысканий Ф. Шлейермахера, истории философии Г.-В.Ф. Гегеля и спора о его идейном наследии, немецкой «исторической школы» – на формирование немецкой истории философии второй половины XIX века: К. Фишер, Т. Гомперц, В. Виндельбанд, Э. Целлер, Г. Гёффдинг, В. Дильтей и др.

История философии как самосознание и самоосмысление философии, рефлексия над содержанием, формами и методами философской деятельности. Особенности методологических, историографических и источниковедческих проблем в историко-философских трудах исследователей XIX века. Методологические установки, историографические и источниковедческие проблемы по исследованию западноевропейской философии XIX века в исследованиях XX века и в настоящее время.

Учебно-методическое обеспечение курса.

Основные типологизирующие деления философии:

· Запад / Россия / Восток, западоцентризм и востокоцентризм в истории философии XIX в.;

· общефилософское / национальное / авторское в философемах XIX века;

· университетская, академическая, духовно-академическая традиции в философском творчестве и образовании, внеинституализированные формы существования философии;

· светское и мистическое начала в западноевропейском философствовании XIX века;

· идеализм / материализм;

· иррационализм / рационализм;

· философия жизни / философия культуры / философия науки;

· искусство, мораль, религия – особые формы постижения жизни в противовес науке;

· герменевтический / неокантианский / позитивистский стили мышления;

· оптимизм, пессимизм, нигилизм, декаданс как мироощущения и умонастроения, содержащиеся в философемах, рассматриваемого периода.

Основнаяфилософская проблематика. Проблема метафизики. Деструкция и деконструкция метафизики. Новая метафизика и новая онтология. Познание и его основания. Познание и понимание. Аксиологическая и прагматическая проблематика. Анализ условий действия. Деятельностное и ценностно-эмоциональное отношения к миру. Социально-философская, феноменолого-герменевтическая, экзистенциальная и антропологическая проблематика.

Соотношение философии и философствования; философской системы и философемы; философемы и мифологемы; понятия, образа, символа; философской категории и экзистенциала.

 

Литература

 

В нижеследующем списке литературы, сначала перечислены издания (1, 2), в которых содержатся библиография и программы, представляющие разнообразие философских направлений, школ, учений XIX-XX века, затем – энциклопедия (3), справочник (4), учебники и общая учебная литература (5-16).

Только в ряде тем там, где это крайне необходимо, будут даны ссылки на страницы этих изданий, но к ним имеет смысл обращаться на протяжении изучения всего курса.

Данную литературу полезно использовать при написании рефератов, курсовых и квалификационных выпускных работ разного уровня.

В конце настоящего перечня (17-29) указаны исследования в области общетеоретических, методологических и историографических проблем истории философии.

 

1. История философии. Программа углубленного изучения. Для студентов, аспирантов, преподавателей. Под ред. Н.В. Мотрошиловой, И.А. Михайлова, Э.Ю. Соловьёва. М.: Издательство «Феноменология-Герменевтика». 2002. – 212 с.

2. Ширинкина Т.Г. История зарубежной философии (XIX-XX вв.): (Учебное пособие…). В 2 частях. Часть 1. Омск 2001. – 151 с. Часть 2. Омск 2001. – 135 с.

3. Новая философская энциклопедия. М. 2000-2001. Т. 1-4.

4. Пассмор Дж. Сто лет философии. – М. 1998. – 496 с.

5. Виндельбанд, В. История философии. Киев. 1997. С. 369-539.

6. Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. Т.2: От Канта до Ницше М. 2000. – 512 с.

7. История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М. 1996 – книга вторая; 1998 – книга третья; 1999 – книга четвёртая.

8. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. СПб. 1998. Т. 1. 448 с. Т. 2. 320 с.

9. Геффдинг Г. Современные философы. СПб. 1907.

10. Геффдинг Г. Учебник истории новой философии М. 1910, 265 с.

11. Зотов А.Ф. Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века. М. 1988. 520 с.

12. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. М. 1996. Т. 4. М. 1997.

13. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. М.2004. 542 с.

14. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М. 2000. С.392-662.

15. Челпанов Г. Введение в философию (С приложением вопросника и конспективного обзора истории философии). М.-Пг. 1918. 549 с.

16. Фишер К. Шопенгауэр. История Новой философии. СПб. 1999. 608 с.<См.: С.11-14>

17. Введенский Алексей Куно Фишер как историк-художник. Сергиев Посад. 1908. 21 с.

18. Виндельбанд В. Что такое философия? (О понятии и истории философии). // Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб. 1904. С. 1-44.

19. Гегель Г.-В.Ф. Предварительные замечания об истории философии. // Гегель Г.-В.Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб. 1993. С. 66-142.

20. Дройзен И.-Г. Историка. Лекции об энциклопедии и методологии истории. СПб. 2004. 583 с.

21. Леопарди Дж. Нравственные очерки. Дневник размышлений. Мысли. – М. 2000. 448 с.

22. Фейербах Л. История философии. Собр. произвед. в трёх томах. Т. 1. Т. 2. Т. 3. М. 1974.

23. Библер В.С. История философии как философия (К началам логики культуры). // Историко-философский ежегодник ‘ 89. М. 1989. С. 39-55.

24. Знание и традиции в истории мировой философии. М. 2001. с.

25. Визгин В.П. Культура сегодня: ситуация распутья. // От философии жизни к философии культуры. СПб. 2001. С.380-384.

26. Идея преемственности и философская традиция. Интервью с М. Мамардашвили. // Историко-философский ежегодник’ 89. М. 1989. С 285-292. [Идея преемственности и философская традиция. // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М. 1992. С. 91-99].

27. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. СПб. 1999. 447 с.

28. Перцев А.В. Типы методологий историко-философского исследования. Закат рационализма. Свердловск. 1991. 195 с.

29. Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XIX-XX вв. М. 1996.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы основные перемены экономической, политической, религиозной, научной, идеологической, образовательной, культурно-художественной жизни Западной Европы XIX века?

2. В какой мере и как эти перемены сказались на философии?

3. Каково влияние философии на разнообразные сферы жизни и духовно-интеллектуальный климат Западной Европы XIX века?

4. Каковы эффекты требований Леопольда фон Ранке, который призывал историков, описывая прошлое, следовать девизу: «пиши, как это было на самом деле!»; призыва к исследователям Иоганна Густава Дройзена: «ищите методы!»; и признания Якоба Кристофа Буркхардта в том, что история представляется ему чередой живописных композиций, подчёркивавшего «ненаучность», «асистемность» своего мышления, называвшего, со свойственной ему ироничностью, исходным пунктом своего исследования «патологический» метод, при котором единственным центром выступает человек «претерпевающий, желающий и действующий…, каков он есть и каким он всегда был и будет»?

5. Что представляет собой источниковая база западноевропейской философии XIX века?

6. С чем связано многообразие философского опыта в XIX веке?

7. Какие известны Вам историко-философские исследования XIX века о философии и философствовании мыслителей этого века?

8. Как представлена история философии XIX века в ХХ веке и в настоящее время?

9. Чем отличается связь философии и её истории от связи науки и её истории, от связи искусства и его истории?

10. Что могли бы Вы сказать о месте онтологической, гносеологической, методологической, аксиологической, праксиологической, антропологической, экзистенциальной проблематики и значении метафизической проблематики в философии XIX века?

11. Как бы Вы охарактеризовали соотношения философии и философствования; философской системы и философемы; философской категории, философемы и мифологемы?

12. Какие методологические установки исследования философии XIX века Вам известны?

 

Темы рефератов, докладов, квалификационных работ

1. Проблемы и трудности методологии истории философии XIX века.

2. История философии XIX века как саморефлексия философии.

3. Неизбежность, опасность и границы модернизации истории философии XIX века.

4. Возможности и границы использования современных способов текстологического анализа применительно к философским источникам XIX века.

5. Западоцентризм в истории философии XIX века.

6. Гегелевская философия истории и философия истории философии в изложении Фредерика Коплстона. (См.: литературу к теме: Коплстон Ф. … С 254-262; С. 279-282).

7. Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Фридрих Ницше: два способа интерпретации истории философии.

8. Историко-философские исследования Людвига Фейербаха.

9. Вильгельм Виндельбанд и Куно Фишер как историки западноевропейской философии XIX века.

10. Отечественная историография западноевропейской философии XIX века.

11. Преобладающие типы мироощущений и умонастроений, содержащиеся в философемах XIX века.

12. Проблема возврата к традиции и выхода из неё. (См.: литературу к данной теме: статья В.П. Визгина, интервью М. К. Мамардашвили).

 

 

Тема 2. Основные этапы развития западноевропейской философии XIX века. (2 часа).

 

Соотношение понятий календарного (астрономического) века и исторической эпохи. Рубежный смысл эпохальнозначимых для XIX века событий: Великой Французской революции (1789-1894 г.) и Первой Мировой войны (1914-1918 г.).

Многомерность социокультурного развития и условность линейной схемы периодизации. Проблема соотношения и совмещения периодизаций:

· классического и неклассического этапов в развитии науки и философии;

· романтизма (первая половина XIX в.) и декаданса (с 50-х годов XIX в. до Первой мировой войны) в развитии искусства и философии;

· периодизации, ориентирующейся на дилемму рационального / иррационального, в истории западноевропейской философии XIX века.

Значение дилеммырационализм / иррационализм для периодизации западноевропейской философии XIX века. Объяснительные возможности периодизации, выявляющей следующие контрастные черты двух оппозиционных традиций:

· метафизика рацио, гносеология рационализма, воля как «практический разум» в гуманистической традиции европейского рационализма, с одной стороны;

· метафизика воли и чувства, гносеология интуитивизма; воля как антипод разума в иррационализме, с другой стороны.

Сложности, возникающие при характеристике и выделении определённого, конкретного, этапа развития западноевропейской философии XIX века.

· Необходимость учёта особого места таких идей, как «дух времени», история, прогресс, кризис, религиозность, гуманизм, в изучении развития и самоосмысления философии.

· Необходимость учёта критического отношения представителей каждого последующего этапа к идеям философов предыдущего этапа и своих современников.

· Необходимость учёта особенностей синтеза в учениях выдающихся представителей каждого последующего этапа, их умения усвоить сильные стороны своих предшественников по традиции и извлекать уроки из противостоящей позиции. (Так, Гегель, наследник и критик идей Просвещения, одновременно мог – высказываться на темы романтиков, не хуже их самих, – и давать своеобразный синтез идей предшествующей эпохи, Просвещения и Романтизма).

· Учёт позиций, отрицающих необходимость и возможность периодизации развития философии, считающих, что по аналогии можно выделить только типологию учений. В данном случае типологический подход противопоставлен конкретно-историческому, при котором на основании выбранного критерия, выделяются определённые этапы.

· Необходимость учёта того, что все виды оппозиций присутствуют в любое время и выделение конкретного этапа связано с выявлением ведущей оппозиции и спецификой её ведущего начала.

«Господствующая форма рацио и её критика» – может быть принята как критерий выделения определённого этапа развития философии – в единстве взаимовлияния и противостояния:

I. Просвещения – Романтизма;

II. рационализма Гегеля (часто оцениваемого оппонентами как панлогизм) – философемам Ф.-В.Й. Шеллинга, А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, а также позициям М. Штирнера, Л. Фейербаха, К. Маркса;

III. позитивистско-неокантианского рационализма – философии жизни.

Традиция рационализма.

· Характеристика Просвещения и национальных особенностей его существования. Просвещение как конкретно-историческое и типологическое, периодически повторяющееся, явление. Социокультурные и экзистенциальные границы Просвещения. Рассудок и его роль в философеме Просвещения. «Рассудочность чувства» и «рассудочность разума». Романтическая критика Просвещения. Кризис европейского Просвещения.

· Георг-Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – выразитель нового этапа западноевропейского рационализма. Диагноз века Просвещения и отрицание Гегелем «рассудка Просвещения» во имя преимуществ «диалектического разума», усвоение Гегелем «уроков Просвещения и Романтизма». Социокультурные и идейные основания кризиса гегелевского рационализма.

· Особенности позитивистско-неокантианского этапа европейского рационализма. Сциентистские интенции позитивизма и неокантианства. Самоограниченность критического разума как форма преодоления тотальности «диалектического разума» Гегеля.

Взаимная критика позитивистов и неокантианцев, их отношение к философии жизни. Кризис позитивистко-неокантианского этапа европейского рационализма в первые десятилетия ХХ века.

Традиция иррационализма.

· Характеристика Романтизма, его отличительные особенности в сравнении с Просвещением. Истоки иррационализма в философском осмыслении психологии, литературы, искусства. Роль Ф.-В.Й. Шеллинга в становлении иррационализма.

· Метаморфоза гегельянства: от Гегеля к Штирнеру. «Ниспровергатели» Гегеля: А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор – иррационалистический смысл их учений.

· Антисциентистские устремления философии жизни последней трети XIX – первой трети XX века.

Философемы мыслителей традиции иррационализма в их отношении к идеям представителей как своей, так и противоположной традиции. Острое осознание и выражение кризисности эпохи иррационалистами каждого этапа развития западноевропейской философии XIX в.

 

Литература

 

1. Вебер А. Периоды. // Вебер Альфред. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб. 1998. С. 441-456.

2. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М. 1993. – 105 с.

3. Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками В 2 т. Т. 1: От Возрождения до Просвещения. М. 2000. С.375-612.

4. Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. Т. 2: От Канта до Ницше. М. 2000. С. 359-490.

5. Трёльч Э. Проблема объективной периодизации. // Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М. 1994. 719 с. [См. С. 624-644].

6. Гессе Г. Фауст и Заратустра. // Метафизические исследования. СПб. 1997. Вып. 4. С. 164-188.

7. Калиниченко В.В. Понятия «классического» и «неклассического» в философии М.К. Мамардашвили // Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности. М. 2004. С. 219-238.

8. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб 2003. 792 с.

9. Fink E. Phaenomenologische Interpretationen der “Phaenomenologie des Geistes”. Frankfurt am Main. 1977.

10. Лёвит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. Маркс и Кьеркегор. СПб. 2000. 671 с.

11. Мамардашвили М.К., Соловьёв Э.Ю., Швырёв В.С. Классическая и современная буржуазная философия (Опыт эпистемологического сопоставления). – Статья первая. Они же. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии. – Статья вторая. // Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности. М. 2004. С. 103-216.

12. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. М. 1990. / Составление, редакция изд., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. (Из произведения Фридриха Ницше Сумерки идолов или как философствуют молотом: Проблема Сократа. С. 563-567; «Разум в философии». С. 568-571).

13. Руткевич А.М., Мотрошилова Н.В. Михайлов И.А. Современная западная философия. // История философии. Программа углубленного изучения. Для студентов, аспирантов, преподавателей. Под ред. Н.В. Мотрошиловой, И.А. Михайлова, Э.Ю. Соловьёва. М.: Издательство «Феноменология-Герменевтика». 2002. С.116-134.

14. Рокмор Т. Гегелевская циркулярная эпистемология как антифундаментализм. // Историко-философский ежегодник’ 91. М. 1991. С. 190-204.

15. Сербенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен. // Философские науки. 1990. № 7. С. 37-47.

16. Кассирер Э. Философия Просвещения. М. 2004. 400 с.

17. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург. 2001. 584 с.

18. Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. М. 2000. 383 с. (См. статьи: Быкова М.Н. Гегель – философ модерна? С. 84-102; Доброхотов А.Л. Антигностические моменты спекулятивного метода Гегеля. С. 134-145; Кричевского А.В. Имеют ли атеизм и религиозное сознание общую основу в философии Гегеля? Как получается, что два противоположных типа мировоззрения ссылаются на одну и ту же метафизику? … С. 146-161; Пёггелера О. Гегель и немецкий романтизм сегодня. С. 322-334. Козловски П. Философские эпопеи. Об универсальных синтезах метафизики, поэзии и мифологии в гегельянстве, гностицизме и романтизме. С. 348-373).

19. Хоркхаймер М. Адорно Т.-В. Диалектика Просвещения. М. – СПб. 1997. 311 с.

20. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М. 2003. С. 10-22, 31-57, 117-141.

 

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия «астрономическое время», «календарный век», «историческая эпоха»?

2. Что такое периодизация?

3. Как возможно и что может дать совмещение периодизаций социокультурного и философского развития в XIX веке?

4. Каковы критерии периодизации западноевропейской философии XIX века?

5. Назовите основные этапы развития западноевропейской философии XIX века.

6. Дайте краткую характеристику наиболее общих черт каждого этапа развития западноевропейской философии XIX века.

7. Раскройте наиболее контрастные отношения к идее истории и прогресса в западноевропейской философии XIX века.

8. Что такое кризис?

9. Могли бы Вы назвать и кратко охарактеризовать кризисные ситуации, присущие разным этапам развития западноевропейской философии XIX века?

10. Какова роль религиозности в развитии западноевропейской философии XIX века?

11. Какое отношение к проблеме гуманизма складывается в традициях рационализма и иррационализма на разных этапах развития западноевропейской философии XIX века?

 

Темы рефератов, докладов, квалификационных работ

 

1. Осмысление понятий «историческая эпоха» и «историческая ситуация» в рамках цивилизационного подхода.

2. Эвристические возможности решения проблемы соотношения и совмещения периодизаций: классического и неклассического этапов в развитии науки и философии; романтизма (первая половина XIX в.) и декаданса (с 50-х годов XIX в. до Первой мировой войны) в развитии искусства и философии; с периодизацией, ориентирующейся на дилемму рационального / иррационального, в западноевропейской философии XIX века.

3. Выявление динамики доминирующих и дополнительных оппозиций в пределах выбранного для анализа конкретного этапа развития западноевропейской философии XIX века.

4. Размышления о «духе времени» в исторической и историко-философской традициях Германии XIX века.

5. Влияние «духа протестантизма» на формирование и метаморфозы немецкой классической философии.

6. «Феноменология философского духа» в эпоху Просвещения у Э. Кассирера.

7. Макс Хоркхаймер и Теодор В. Адорно о саморазрушении Просвещения, его регрессии в миф и идеологию.

8. Реакция Юргена Хабермаса на «Диалектику Просвещения» М. Хоркхаймера и Т.В. Адорно.

9. Архетипичность Просвещения в сумерках цинического разума.

10. Юрген Хабермас о соотношении между модерном, осознанием данного времени и рациональностью у Гегеля.

11. Взгляд В. Виндельбанда из 1908 года и К. Лёвита из 1939-1949 годов на развитие философии и немецкой духовной жизни XIX столетия.

12. О двусмысленности философии Гегеля или, как и почему «два противоположных типа мировоззрения ссылаются на одну и ту же метафизику?»

13. Ойген Финк, Отто Пёггелер versus Александр Кожев о «Феноменологии духа» или дилемма онтологического и антропологического введения в систему Гегеля.

14. Гегель и модерн.

15. О пользе и вреде кризисных ситуаций в развитии западноевропейской философии XIX в.

 

 

Тема 3. Романтизм как подготовка и воплощение иррационализма. (3 часа).

 

Определение романтизма, родственные и разнородные ему понятия: романтик, романтика, романтическое, роман, романс. Невозможность формально-логического определения романтизма «через род и видовое отличие». Определение понятия через отрицание.

Генезис понятия «романтизм», необходимость учёта того, что понятие, имеющее свою двухсотлетнюю историю, особым индивидуальным образом связано как с реальной историей, так и с историей своего осмысления. Первоначально окказиональное (случайное, ситуативное) словообразование лишь постепенно приобретает терминологический смысл.

Культурологические разыскания соединяют в «романтическом» (рубеж XVIII-XIX в.) «романное» и «романсное». Слово «романтик», как персонификация романтизма, выступает в «Приготовительной школе эстетики» /1804 г./ Жана Поля, затем как нарицательное именование (кличка) бытует в критических нападках на теоретическое и поэтическое творчество иенских романтиков.

Слово романтизм только через ряд переосмыслений превратилось в типологическое понятие, обозначающее и конкретный тип творчества, и этап культурного развития, и своеобразное противостояние «рассудку» Просвещения.

Условность понятия «романтизм» при характеристике художественного стиля, эпохи в пределах определённого региона художественного творчества. Романтизм в его отношении к классицизму, сентиментализму, реализму. Романтизм в живописи, поэзии, музыке. Содержание и форма художественных творений романтиков.

Романтизмкакоснова и выражение иррационализма. Романтизм в его отношении к философии и идеологии Просвещения и к Немецкой классической философии.

Философские идеи романтизма. Проблема личности (индивидуалистического субъективизма), свободы, бесконечного и конечного в осмыслении романтиков. Романтизм и природа. Романтизм и мистика. Романтизм и религия. Романтизм и история. Реакционный и революционный романтизм. Уход от настоящего: идеализация прошлого и поэтизация будущего, в формах утопизма, фантазий. Романтизм и ирония, истоки романтической иронии в теории комического Жана Поля (наст. имя – Иоган Пауль Фридрих Рихтер – 1763-1825). Идея универсального «динамического синтеза».

Национальные особенности романтизма, необходимость выяснять, что для определённой национальной культуры является романтическим, неромантическим и антиромантическим. Философское осмысление и самоосмысление романтизма в разнообразии национальных и творческих способов его выражения. Осознание и определение романтиками особенностей своей миссии.

Романтизм во Франции.Франсуа Рене де Шатобриан (1768-1848), его жизнь и творчество. Трактат «Гений христианства», мемуары – «Замогильные записки». Особенности формы трактата «Гений христианства» (специфика понятийного аппарата, доказательств, фальсификаций; роль литературных вставок). Философские идеи трактата, эстетический аргумент в пользу христианства. Разница в трактовке чувства у представителя Просвещения Ф.М.А. Вольтера (1694-1778) и Ф.Р. де Шатобриана. Апелляция Шатобриана к комедиям Вольтера для доказательства того, что христианство имеет несомненное преимущество по сравнению с язычеством античности.

Романтизм вГермании. Философичность творений и романтический настрой произведений Иогана Вольфганга Гёте (1749-1832), Иоганна Фридриха Шиллера (1759-1805), Иоганна Христиана Фридриха Гёльдерлина (1770-1843).

Сближение Гёте и Шиллера началось с 1794 года, до этого времени эпизодические встречи. Их поэтическое братство – своеобразный феномен романтизма. Шиллер утверждал: что Гёте идёт от чувственного опыта и интуиции, а он – от отвлечённой идеи и рефлексии; в Гёте Шиллер видел воплощение понятия «гений», дело которого – синтез, в противовес «философу», дело которого – анализ.

Гёте, будучи романтиком, отвергал крайности его проявления, особенно в зрелый период ценил классический канон красоты. Художественное и природное творчество имеют много общего. Гёте исследовал метаморфозы растений и организмов, теорию цвета (полемика с Ньютоном). Он противник механического понимания природы, считал, что в организме все части подчинены целому. Развитие – телеологично (энтос = внутри, телос = цель, эхо = иметь), то есть тотальность феноменов есть продуцирование «внутренней формы», постичь которую в состоянии «глаза духа» или умозрение (созерцательная способность суждения). Как учёный – пантеист, как поэт – политеист, в религиозно-моральном смысле – монотеист.

Шиллер Фридрих – известен своими драмами, написанными в духе романтизма. Одна из них «Дон Карлос» 1787 г. (маркиз Поза – идеальный герой, в 1788 г. в «письмах о «Дон Карлосе»» Шиллер разъясняет замысел пьесы и характер маркиза Позы).

В 90-е годы Шиллер стал внештатным профессором истории Иенского университета, одновременно занимался философией, испытывая влияние этики И. Канта. Полемически развивает эстетические идеи И. Канта («О грации и достоинстве», 1793).

В «Письмах об эстетическом воспитании человека» писал о решающей роли искусства в воспитании подлинно «свободного» человека, поднявшегося над «естественным» состоянием, где действует закон необходимости и человек подвластен неосознанным инстинктам. Путь преображения связан не с государством, как в «Дон Карлосе», а с воздействием красоты, воплощённой в искусстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.45.238 (0.02 с.)