Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивистская и постпозитивистская традиция: её развитие и проекты.

Поиск

Классический (или традиционный) позитивизм представлен тремя этапами, на каждом – существуют разнообразные проекты. Идентификация некоторых проектов с первым, вторым или третьим позитивизмом порой приблизительна и включение их в определённые рамки – дань сложившемуся обычаю. Постпозитивизм, в основном, антипозитивистская программа, которая может быть рассмотрена как один из этапов развития философии и методологии науки. Близость позитивизма и постпозитивизма обеспечена общностью задач, их развитие включает периоды взлёта, падения, сосуществования уходящего и нового этапа.

Первый позитивизм с 30-х годов до конца 90-х годов XIX века. Возник сначала в трудах французского философа Огюста Конта (1798-1857); позднее в учениях английских мыслителей Джона Стюарта Милля (1806-1873), Герберта Спенсера (1820-1903). В Германии – в трудах, скорее позитивистски мыслящих, чем оригинальных в этом отношении мыслителей, Якоба Молешотта (1822-1893), Эрнста Геккеля (1834-1919), кроме того, позитивизм оказал влияние на историков Европы, в особенности повлиял на немецкую историографию.

Второй позитивизм 70-е годы XIX – 10-е годы ХХ века. Эмпириокритицизм. Махизм. Связан с именами философов и учёных в области естествознания и точных наук, пытавшихся решить философские проблемы. Рихард Авенариус (1843-1896), Эрнст Мах (1838-1916), Вильгельм Оствальд (1853-1932), разделявшие и развивавшие их идеи, русские эмпириокритики.

Третий позитивизм 20-е – 60-е годы ХХ века. Неопозитивизм (в результате метаморфоз, которые претерпел эмпириокритицизм), сложился одновременно в Австрии и Польше, эмиграция учёных из фашистской Европы, привела к его появлению в Англии и США. Логический и лингвистический анализ языка науки, физикализм – вот некоторые направления неопозитивизма. Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Бертран Рассел, Альфред Тарский (Львовско-Варшавская школа). Особую роль в развитии идей Венского кружка играли посещавшие, но отделявшие себя от него Людвига Витгенштейна (ранний период творчества) и Карла Поппера (ранний период творчества).

Постпозитивизм 60-е годы ХХ века по настоящее время. Постпозитивизм (приставка «пост» = «после» и «против») – собирательное название для ряда концепций (критического рационализма Карла Поппера и Имре Лакатоса, концепции науки Томаса Куна и Стефана Тулмина, методологического анархизма Пола Фейерабенда). В справочной литературе учения постпозитивистов представлены под рубрикой «философия науки». Их характеризует антипозитивистская направленность, они осуществляют, по сути, критику, пересмотр и отказ от прежнего позитивизма. Традиционные вопросы философии и методологии науки решаются ими в непривычном для классического позитивизма ключе – в культурно-историческом контексте. Они являются выразителями идей исторической ориентации в методологии науки.

(Неопозитивизм и постпозитивизм будут рассмотрены во 2-ой части данного курса).

Общие черты классического позитивизма и перемены в постпозитивистской программе.

· Рационализмв позитивизме достигает своего крайнего сциентистского выражения: 1. Игнорируется познавательное значение всех других форм духовно-практического освоения действительности, кроме науки. 2. Отрицается специфика гуманитарного познания. Идеалом научности выступают естествознание, математика, математическая физика. В постпозитивизме идёт поиск форм новой рациональности, возникающих на пересечении сциентистских и некоторых антисциентистских тенденций.

· Антиисторизм, антидиалектика. Позитивисты яро нападали на гегелевскую идею развития, их не устраивали диалектика и умозрительные построения философии Гегеля. Для постпозитивизма предметом исследования выступает история формирования и развития научного знания, разработка историко-методологической модели науки, вместо редукционистской модели науки, свойственной позитивистам.

· Деструкция (разрушение) метафизики. Важнейшая характеристика позитивистских программ. Проблема демаркации (отделения) конкретно-научного от ненаучного знания: теологического и метафизического (философского). Главное, очистить знание от всех мировоззренческих и методологических предпосылок. В постпозитивизме происходит реабилитация метафизики.

· Феноменализм, сенсуализм, эмпиризм, индуктивизм – существенные характеристики теоретико-познавательной программы позитивизма. В постпозитивизме идёт преодоление сенсуализма и феноменализма, пересмотр функций логики и опыта в познании. Логика – средство критики теории, а не доказательства и обоснования её, как было раньше. Теоретизм вместо эмпиризма. Иное, чем прежде понимание соотношения теории и факта: «не теория из факта», а «факт – всегда теоретически нагружен». Опыт выступает промежуточной инстанцией в движении знаний от проблемы к проблеме.

· Субъективный идеализм и эклектизм. Особенность позитивистского самосознания состоит в том, что свою позицию они оценивали как мировоззренческую и гносеологическую нейтральность, как преодоление дилеммы «материализм-идеализм». Постпозитивизм исходит из того, что субъективное поглощается интерсубъективным, отсюда конвенциалистская установка (достижение общезначимых оснований и результатов познания на основе договорённости).

Неокантианская традиция формируется в Германии в 60-е годы XIX века. Неокантианское движение сначала не дифференцировалось по направлениям и школам, лишьв начале ХХ века и особенно в ретроспективеразличения между ними (формировавшиеся уже в последнюю треть XIX века) становятсяболее чёткими.

Неокантианское движение представлено физиологическим, психологическим, реалистическим направлениями, фикционализмом Х. Файхингера; и двумя важнейшими неокантианскими школами: марбургской и фрайбургской (юго-западной или баденской).

Физиологическое направление:

Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821-1894) – немецкий философствующий естествоиспытатель, представитель «физиологического идеализма». В его учении дана критика витализма. Большой резонанс имела теория «иероглифов». Стихийно материалистические позиции, «физический реализм», вклад в физиологию, биологию, теоретическую физику, математическое обоснование закона сохранения энергии.

Фридрих Альберт Ланге (1828-1875) – известен своими работами «Рабочий вопрос в его значении для современности и будущего» (1865), «История материализма и критика его значения в настоящее время» (1865, рус. пер. 1881-1883 г.). Он, как и Шопенгауэр, один из самых читаемых авторов в Европе. Ф.А. Ланге – профессор, сначала в Цюрихе, затем в Марбурге (учитель Г. Когена), не был основателем марбургской школы, но повлиял на становление неокантианства в Германии. Книга Ланге, как считал Виндельбанд, с научной точки зрения более всего помешала распространению материализма. Преодоление материализма у Ланге связано с выявлением в нём метафизики. Он доказал невозможность существования метафизики с критической точки зрения. Но кантовское учение Ланге истолковал в антропологическом ключе, с уклоном в эмпирическую теорию познания, что вело к замене «критики» психологическим и генетическим анализом. Пренебрежение рациональным моментом критической философии обусловило смешение кантовской априорности с психическим приоритетом, что склоняло к юмовскому скептицизму, или позитивистским допущениям в духе О. Конта.

Психологическое направление (Л. Нельсон).

Реалистическое направление. Критический реализм (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер).

Фикционализм. Ханс Файхингер (1852-1933) – название концепции – от слова – «фикция», философия «как если бы». Понятия не имеют теоретического значения, но важны в практическом смысле. Соотношение догмы, гипотезы, символа и фикции. Цель философии не теоретизирование, а способствование интенсивности жизни.

Оформление и консолидация неокантианской традиции относится к 60-м годах XIX века, под лозунгом возвращения и продолжения дела И. Канта, чему способствовали историко-философские изыскания Э. Целлера (занятого античной философией), К. Фишера (книга о Канте), настойчивый призыв О. Либмана (ученика К. Фишера), выступления Ф.А. Ланге.

ЭдуардЦеллер (1814-1908) – предшественник неокантианцев. Его взгляды формировались в атмосфере споров вокруг наследия Гегеля, он тяготел к Платону, критиковал Гегеля и ратовал за поворот к Канту. В 1862 г. в речи «О значении и задачах теории познания» выступил с призывом «надо вернуться к Канту!».

Отто Либман (1840-1914) каждую главу книги «Кант и эпигоны» (1865) заканчивал рефреном: «Назад к Канту!». В книге содержится критика эпигонов Канта – Фихте, Шеллинга, Гегеля, (только Кант, по мнению автора, был непосредственно связан с научным мышлением своего времени – математикой, механикой, физикой).

В книгах Ф.А. Ланге (1865) звучит тот же призыв.

В 70-е годы XIX в. лозунг «Назад к Канту!» подхватили Г. Коген и В. Виндельбанд представители двух неокантианских школ.

Общим для всех разновидностей неокантианства являлось то, что проблемы метода и познания они считали первоочередными (методология наук и логика научного мышления находилась в центре исследований до 20-х годов ХХ века). Неокантианцы работали в традиции трансцендентализма. Они (за редким исключением) разрабатывали способы элиминации кантовской «вещи самой по себе». Ограничивали познание сферой опыта и отказывались от притязаний онтологии быть научной дисциплиной (критиковали натурфилософские построения, онтологизм). Чаще всего признавали априорные нормы как нормы, обусловливающие познание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.007 с.)