Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Позитивистская и постпозитивистская традиция: её развитие и проекты.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классический (или традиционный) позитивизм представлен тремя этапами, на каждом – существуют разнообразные проекты. Идентификация некоторых проектов с первым, вторым или третьим позитивизмом порой приблизительна и включение их в определённые рамки – дань сложившемуся обычаю. Постпозитивизм, в основном, антипозитивистская программа, которая может быть рассмотрена как один из этапов развития философии и методологии науки. Близость позитивизма и постпозитивизма обеспечена общностью задач, их развитие включает периоды взлёта, падения, сосуществования уходящего и нового этапа. Первый позитивизм с 30-х годов до конца 90-х годов XIX века. Возник сначала в трудах французского философа Огюста Конта (1798-1857); позднее в учениях английских мыслителей Джона Стюарта Милля (1806-1873), Герберта Спенсера (1820-1903). В Германии – в трудах, скорее позитивистски мыслящих, чем оригинальных в этом отношении мыслителей, Якоба Молешотта (1822-1893), Эрнста Геккеля (1834-1919), кроме того, позитивизм оказал влияние на историков Европы, в особенности повлиял на немецкую историографию. Второй позитивизм 70-е годы XIX – 10-е годы ХХ века. Эмпириокритицизм. Махизм. Связан с именами философов и учёных в области естествознания и точных наук, пытавшихся решить философские проблемы. Рихард Авенариус (1843-1896), Эрнст Мах (1838-1916), Вильгельм Оствальд (1853-1932), разделявшие и развивавшие их идеи, русские эмпириокритики. Третий позитивизм 20-е – 60-е годы ХХ века. Неопозитивизм (в результате метаморфоз, которые претерпел эмпириокритицизм), сложился одновременно в Австрии и Польше, эмиграция учёных из фашистской Европы, привела к его появлению в Англии и США. Логический и лингвистический анализ языка науки, физикализм – вот некоторые направления неопозитивизма. Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Бертран Рассел, Альфред Тарский (Львовско-Варшавская школа). Особую роль в развитии идей Венского кружка играли посещавшие, но отделявшие себя от него Людвига Витгенштейна (ранний период творчества) и Карла Поппера (ранний период творчества). Постпозитивизм 60-е годы ХХ века по настоящее время. Постпозитивизм (приставка «пост» = «после» и «против») – собирательное название для ряда концепций (критического рационализма Карла Поппера и Имре Лакатоса, концепции науки Томаса Куна и Стефана Тулмина, методологического анархизма Пола Фейерабенда). В справочной литературе учения постпозитивистов представлены под рубрикой «философия науки». Их характеризует антипозитивистская направленность, они осуществляют, по сути, критику, пересмотр и отказ от прежнего позитивизма. Традиционные вопросы философии и методологии науки решаются ими в непривычном для классического позитивизма ключе – в культурно-историческом контексте. Они являются выразителями идей исторической ориентации в методологии науки. (Неопозитивизм и постпозитивизм будут рассмотрены во 2-ой части данного курса). Общие черты классического позитивизма и перемены в постпозитивистской программе. · Рационализм – в позитивизме достигает своего крайнего сциентистского выражения: 1. Игнорируется познавательное значение всех других форм духовно-практического освоения действительности, кроме науки. 2. Отрицается специфика гуманитарного познания. Идеалом научности выступают естествознание, математика, математическая физика. В постпозитивизме идёт поиск форм новой рациональности, возникающих на пересечении сциентистских и некоторых антисциентистских тенденций. · Антиисторизм, антидиалектика. Позитивисты яро нападали на гегелевскую идею развития, их не устраивали диалектика и умозрительные построения философии Гегеля. Для постпозитивизма предметом исследования выступает история формирования и развития научного знания, разработка историко-методологической модели науки, вместо редукционистской модели науки, свойственной позитивистам. · Деструкция (разрушение) метафизики. Важнейшая характеристика позитивистских программ. Проблема демаркации (отделения) конкретно-научного от ненаучного знания: теологического и метафизического (философского). Главное, очистить знание от всех мировоззренческих и методологических предпосылок. В постпозитивизме происходит реабилитация метафизики. · Феноменализм, сенсуализм, эмпиризм, индуктивизм – существенные характеристики теоретико-познавательной программы позитивизма. В постпозитивизме идёт преодоление сенсуализма и феноменализма, пересмотр функций логики и опыта в познании. Логика – средство критики теории, а не доказательства и обоснования её, как было раньше. Теоретизм вместо эмпиризма. Иное, чем прежде понимание соотношения теории и факта: «не теория из факта», а «факт – всегда теоретически нагружен». Опыт выступает промежуточной инстанцией в движении знаний от проблемы к проблеме. · Субъективный идеализм и эклектизм. Особенность позитивистского самосознания состоит в том, что свою позицию они оценивали как мировоззренческую и гносеологическую нейтральность, как преодоление дилеммы «материализм-идеализм». Постпозитивизм исходит из того, что субъективное поглощается интерсубъективным, отсюда конвенциалистская установка (достижение общезначимых оснований и результатов познания на основе договорённости). Неокантианская традиция формируется в Германии в 60-е годы XIX века. Неокантианское движение сначала не дифференцировалось по направлениям и школам, лишьв начале ХХ века и особенно в ретроспективеразличения между ними (формировавшиеся уже в последнюю треть XIX века) становятсяболее чёткими. Неокантианское движение представлено физиологическим, психологическим, реалистическим направлениями, фикционализмом Х. Файхингера; и двумя важнейшими неокантианскими школами: марбургской и фрайбургской (юго-западной или баденской). Физиологическое направление: Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821-1894) – немецкий философствующий естествоиспытатель, представитель «физиологического идеализма». В его учении дана критика витализма. Большой резонанс имела теория «иероглифов». Стихийно материалистические позиции, «физический реализм», вклад в физиологию, биологию, теоретическую физику, математическое обоснование закона сохранения энергии. Фридрих Альберт Ланге (1828-1875) – известен своими работами «Рабочий вопрос в его значении для современности и будущего» (1865), «История материализма и критика его значения в настоящее время» (1865, рус. пер. 1881-1883 г.). Он, как и Шопенгауэр, один из самых читаемых авторов в Европе. Ф.А. Ланге – профессор, сначала в Цюрихе, затем в Марбурге (учитель Г. Когена), не был основателем марбургской школы, но повлиял на становление неокантианства в Германии. Книга Ланге, как считал Виндельбанд, с научной точки зрения более всего помешала распространению материализма. Преодоление материализма у Ланге связано с выявлением в нём метафизики. Он доказал невозможность существования метафизики с критической точки зрения. Но кантовское учение Ланге истолковал в антропологическом ключе, с уклоном в эмпирическую теорию познания, что вело к замене «критики» психологическим и генетическим анализом. Пренебрежение рациональным моментом критической философии обусловило смешение кантовской априорности с психическим приоритетом, что склоняло к юмовскому скептицизму, или позитивистским допущениям в духе О. Конта. Психологическое направление (Л. Нельсон). Реалистическое направление. Критический реализм (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер). Фикционализм. Ханс Файхингер (1852-1933) – название концепции – от слова – «фикция», философия «как если бы». Понятия не имеют теоретического значения, но важны в практическом смысле. Соотношение догмы, гипотезы, символа и фикции. Цель философии не теоретизирование, а способствование интенсивности жизни. Оформление и консолидация неокантианской традиции относится к 60-м годах XIX века, под лозунгом возвращения и продолжения дела И. Канта, чему способствовали историко-философские изыскания Э. Целлера (занятого античной философией), К. Фишера (книга о Канте), настойчивый призыв О. Либмана (ученика К. Фишера), выступления Ф.А. Ланге. ЭдуардЦеллер (1814-1908) – предшественник неокантианцев. Его взгляды формировались в атмосфере споров вокруг наследия Гегеля, он тяготел к Платону, критиковал Гегеля и ратовал за поворот к Канту. В 1862 г. в речи «О значении и задачах теории познания» выступил с призывом «надо вернуться к Канту!». Отто Либман (1840-1914) каждую главу книги «Кант и эпигоны» (1865) заканчивал рефреном: «Назад к Канту!». В книге содержится критика эпигонов Канта – Фихте, Шеллинга, Гегеля, (только Кант, по мнению автора, был непосредственно связан с научным мышлением своего времени – математикой, механикой, физикой). В книгах Ф.А. Ланге (1865) звучит тот же призыв. В 70-е годы XIX в. лозунг «Назад к Канту!» подхватили Г. Коген и В. Виндельбанд представители двух неокантианских школ. Общим для всех разновидностей неокантианства являлось то, что проблемы метода и познания они считали первоочередными (методология наук и логика научного мышления находилась в центре исследований до 20-х годов ХХ века). Неокантианцы работали в традиции трансцендентализма. Они (за редким исключением) разрабатывали способы элиминации кантовской «вещи самой по себе». Ограничивали познание сферой опыта и отказывались от притязаний онтологии быть научной дисциплиной (критиковали натурфилософские построения, онтологизм). Чаще всего признавали априорные нормы как нормы, обусловливающие познание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.007 с.) |