Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие теоретической юриспруденции в России.

Поиск

Становление и развитие теоретической юриспруденции в России.

 

Юридическая наука в Российском госу­дарстве сформировалась под существен­ным влиянием западноевропейской юрис­пруденции. История развития правовой мысли и юридического образования в России начинается уже с издания «Со­борного уложения» (1649). Теоретическая же юриспруден­ция, как принято считать, свой временной отсчет в России начинает с первой четверти XVIII в., когда по прямому указанию Петра была переведена и издана работа Самуэля Пуфендорфа «О должности человека и гражданина по закону естественному...".

Труды знаменитых западноевропейских юристов Г. Гроция, С. Пуффендорфа и дру­гих ученых благодаря Петру I, стали известны в России, вошли в культурный обиход, способствовали раз­витию отечественной правовой мысли.

Подготовка же профессиональных юри­стов для нужд Отечества берет свое начало в середине XVIII в. в открытом в 1755 г. Московском университете. Первыми преподавателями юридического факульте­та, и энциклопедии права в частности, были немецкие юристы Баузе и Пургольд. Первым же отечественным профессором права стал доктор Московского университета Се­мен Ефимович Десницкий. Будучи профессором юридического фа­культета, Десницкий способствовал оконча­тельному оформлению русской теоретиче­ской юриспруденции в самостоятельную на­уку и учебную дисциплину. Одним из первых учебных пособий по правоведению следует считать работу В. Новикова, одного из учеников С. Е. Десницкого, имевшую довольно пространное название: «Театр судоведения или чтение для судей и всех любителей юриспруденции…».

Первые деятели и воспитанники Мос­ковского университета в большинстве сво­ем являлись разработчиками науки, про­пагандистами светских просветительских, философских идей.

Преподавание «российской юриспруден­ции» вводилось в шляхетских кадетских кор­пусах — учебных заведениях для дворянской молодежи. В начале 19 в. Ярославле, Казане, Харькове, Петербурге, Киеве создавались университеты, где, как и в Царс­косельском лицее, в программе обучения большое место заняла наука о го­сударстве и праве. В мае 1835 г. было открыто и вскоре стало одним из лучших учебных заведений страны Императорское училище правоведения. Известный ученый-правовед того време­ни А. Благовещенский, говорил о том, что юридические науки в первые десятилетия XIX в. в России «предлагались почти исклю­чительно в виде догматическом», и придерживался мнения, что лучшая наука это практика. В первой пол. XIX в. выходят и первые оте­чественные работы по энциклопедии пра­ва: «Памятник из законов, руководствующий к познанию...» Федора Правикова, Горюшкина «Руководство к познанию рос­сийского законоискусства», Цвета­ева «Начертание теории законов», «Пособия и правила изучения российских законов, или Материалы к энциклопедии, методологии и истории литературы российского права» Павла Дегая, «Энциклопедия законоведения» К.А. Неволина. В 1863 г. издается «Энциклопедия законо­ведения» Н. Рождественского.

Лучшими руководствами по энциклопе­дии права, по мнению Н. М. Коркунова, в русской литературе того времени счита­лись сочинения М. Н. Капустина «Теория права, или Юридическая догматика» и Н. К. Ренненкампфа «Очерки юридической энциклопедии». Заслуживают внимания вышедшие в 1878 г. «Очерки из энциклопедии права» П. Делларова.

Эпоху в развитии энциклопедии права в России составили «Лекции по общей теории пра­ва» Н. М. Коркунова (1853—1904), впервые вышедшие в свет в 1886 г. Науч­ное произведение ознаменовало собой переход от идеалистической теории пра­ва к позитивистской. Н.М. Коркунова считают представителем социологического юридического позити­визма, создателем социологизированной общей теории права. Видную роль в раз­витии этого направления в русской общей теории права и государства сыграли М. М. Ковалевский (1851 — 1916) и С. А. Муромцев (1850— 1910), профессора юридического факульте­та Московского университета.

К работам Н, М. Коркунова во многом примыкают вышедшие в 1910—1912 гг. че­тыре выпуска «Общей теории права» Г. В. Шершеневича (1863—1912). Ученый в своих работах, в том числе и по теории права, развивал формально-догматиче­скую трактовку права, опираясь на пози­тивистскую философию О. Конта и Дж. С. Милля.

В ряду энциклопе­дий следует также отметить научно-педа­гогическое произведение князя Е. Н. Тру­бецкого «Лекции по энцикло­педии права». По своей сути, это уже была теория, а не энциклопедия права. Учебником по теории государства и права следует счи­тать и уникальную книгу Ф. В. Тарановского — «Энциклопедию пра­ва» (1917). Данная работа включает в свою структуру комплексное исследование таких вопросов, как общее учение о праве и общее учение о государ­стве.

В последующем русская юридическая мысль пришла окончательно к однозначно­му выводу, что энциклопедия права как наука методологически несостоятельна. Виднейший российский правовед Г. Ф. Шершеневич, обосновывая научную несостоятельность энциклопедии права как особой науки, указывал на отсут­ствие в ней отдельного метода и объекта исследования, то есть того, что присуще любой науке.

Общая теория права как наука изначаль­но и окончательно сформировалась в Рос­сии в трудах Ю. С. Гамбарова, В. М. Гессена, Б. А. Кистяковского, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, Сергеевича, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича и других.

Название «общая теория права», или просто «теория права», постепенно, начи­ная со второй половины XIX в., было при­нято в русской юридической литературе. Связано это было с развитием историче­ской школы права, возникшей как реакция на господство естественно-правовой док­трины. На смену исторической школы права во второй половине века постепенно прихо­дит юридический позитивизм. С начала 80-х годов и до конца века усилиями таких уче­ных, как Г.Ф. Шершеневич, С.В. Пахман, Е.В. Васьковский, Д.Д. Гримм, Н.И. Палиенко, А. Рождественский и других, юридический позитивизм в Рос­сии стал господствующим направлением в общей теории права и в отраслевых юридических дисциплинах, в первую оче­редь в цивилистике.

В конце XIX — начале XX в. в России заметное развитие получили социология права и психология права. Различные концепции социологии права в конце XIX — начале XX в. развивали Н. М. Коркунов, М. М. Ко­валевский, С. А. Муромцев. С обосновани­ем оригинальной психологической теории права выступил Л. И. Петражицкий. Идеи Петражицкого получили развитие в трудах его ученика профессо­ра юридического факультета Петроград­ского университета П. А. Сорокина.

Несмотря на значительное влияние позитивистской идеологии, продолжает развиваться в рассматриваемый период философия права и как самостоятельное направление, и в «составе» общей теории права (Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, В.М. Гессен, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин).

В 1917—1919 гг. вышли в свет работы учебного характера по общей теории пра­ва: Н. Н. Алексеев «Введение в изучение права» (1917) и «Общее учение о праве» (1919); К. А. Кузнецов «Теория права»; Д. Н. Хлебников «Введение в общее уче­ние о праве».

Таким образом, русская юридическая наука конца XIX — начала XX в. сочетала в себе самые разнообразные общетеорети­ческие взгляды на государство и право: естественно-правовые, материалистиче­ские, социологические, нормативистские, психологические. В тот период собствен­но теоретическое знание еще не вполне выделилось из отраслевых юридических дисциплин. В дореволюционной России мы наблюдаем методологический плюрализм. Некоторое время также положение сохра­няется и после революции 1917 г. Однако затем, начиная с 20-х гг. и далее, за не­сколько десятилетий своего развития со­ветская правовая наука создает единый методологический подход к изучению юри­дических явлений, точнее сказать, в науке постепенно начинает утверждаться марк­систская догма, заменившая правовую науку правовой идеологией.

 

Теории происхождения права.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения гос-ва.

Естественно-правовая теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев).

Главными идеями являются: 1) разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.

Достоинства: 1. это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

2. законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

3. провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Недостатки:

1. данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;

2. такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Историческая школа права (Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие).

Основные идеи: 1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания";

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека.

Достоинства: 1. впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

2. справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

3. верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Недостатки:1. данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя;

2. ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория ( Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие).

Основные идеи: 1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства: 1. верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

2. нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

3. признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки: 1. представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

2. признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм.

Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие).

Основные идеи: 1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Достоинства: 1. в связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

2. показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;

3. обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.

Недостатки: 1. преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества;

2. излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.

Психологическая теория (Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие).

Основные идеи: 1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право.

Достоинства: 1. обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр.

2. акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

Недостатки: 1. представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

2. "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, поэтому в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория ( Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд).

Основные идеи: 1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;

3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Плюсы: 1. она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;

2. фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;

3. хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Минусы: 1. если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

2. в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.

 

Структура нормы права.

 

Структура нормы права – упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность.

Структура нормы права состоит из следующих элементов.

1) Гипотеза – элемент нормы права, указывающий на условия её действия, применения, которые определяются путем закрепления юридических фактов.

Виды гипотез:

- по характеру содержания: общие (абстрактные) и конкретные (казуистические);

- по степени определённости общей гипотезы: абсолютно определённая (указывает факты, которые обусловливают действие нормы), абсолютно неопределённая (не указывает никаких фактов, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) и относительная (содержит указание на ограничительные условия действия нормы);

- по степени сложности: однородная (указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составная (необходимо наличие или отсутствие 2-х и более обстоятельств).

2) Диспозиция – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, её ядром.

Виды диспозиций:

- по способу описания: простые (указание деяния без описания его признаков), описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения);

- по юридической направленности: предоставительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения), обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица), управомочивающие (указывают вид и меру возможного поведения), рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство), запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность).

3) Санкция – элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Виды: негативная (штраф, неустойка), позитивная (государственная награда, премия).

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкций бессильна.

 

Виды норм права.

 

1) По содержанию:

- исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи (декларативные нормы, дефинитивные нормы);

- общие нормы – присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

- специальные нормы – относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют определенный вид родовых общественных отношений;

2) По предмету правового регулирования (по отраслям): конституционные, гражданские, административные, земельные и тд.;

3) По характеру: материальные (уголовные, экологические) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) По методам правового регулирования:

- императивные (содержащие властные предписания);

- диспозитивные (содержащие свободу действия);

- поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

- рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) По времени действия: постоянные, временные;

6) По социальному назначению и роли в правовой системе: учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты);

7) По кругу лиц, на которых распространяется действие: общераспространённые и специально распространённые;

8) По степени определённости элементов правовой нормы:

- абсолютно определённые (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы);

- относительно определённые (устанавливающие возможные варианты поведения);

- альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств);

9) По сфере действия: общефедеральные, региональные, локальные;

10) По юридической силе: правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) По способу правового регулирования: управомочивающие, обязывающие, запрещающие;

12) По субъектам правотворчества: нормы, принятые государственными органами и негосударственными структурами.

 

Семья религиозного права.

Правовая система (семья) – это целостный комплекс правовых явлений, обусловленных объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

К семье религиозного права относятся страны мусульманского, индусско­го и иудейского права.

Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда, который от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Другая часть норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Но данных норм было не достаточно, чтобы регулировать важнейшие общественные отношения, поэтому другие нормы религиозного права продолжили создавать ближайшие сподвижники Мухаммеда халифы.

В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний. К концу Х в. мусульманское право канонизировалось, и наступил «век традиций», период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. Создавались общие положения, принципы, единые для всех мусульманских правовых школ, которые придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивный потенциал.

В XIX в. в мусульманском праве становление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему. Со второй половины XIX века происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое происходит неравномерно в разных странах.

Семья религиозного права получила распространение: в странах Ближнего Востока, Индии, Ватикане и др.

Источники права: религиозные нормы и заповеди. Первым по значению источником мусульманского права признается Коран – священная книга мусульман. Второй источник мусульманского права – сунна, представляет собой сборник хадисов, т.е. преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий. Третьим источником мусульманского права является иджма – общее решение авторитетных исламских правоведов. Четвертый источник мусульманского права – кийяс – представляет собой обычное решение по аналогии.

К числу вторичных источников права можно отнести закон. В нем могут содержаться нормы, дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов и идущие вразрез с ними. Глубинным источником исламской правовой системы является религиозно-правовая доктрина. В отдельные периоды истории она получала официальное признание и выступала в качестве формы права, в другое время, как и сегодня, она уходила на второй план и оформлялась через иджму, кийяс, закон.

Особенности религиозного права:

1) Правотворчество рассматривается не как функция (прерогатива) государства, а как ниспосланные высшим разумом (Богом, Аллахом и т.д.) правила общежития;

2) Своеобразие терминологии, конструкций, понятия норм;

3) Нормы права основаны на религиозных догмах;

4) Статичность норм права;

5) Отсутствие чёткой структуры.

Структура права:

1) Деление права на основе религиозных направлений;

2) Религиозно-нравственные основания деления права, классификации норм.

 

Становление и развитие теоретической юриспруденции в России.

 

Юридическая наука в Российском госу­дарстве сформировалась под существен­ным влиянием западноевропейской юрис­пруденции. История развития правовой мысли и юридического образования в России начинается уже с издания «Со­борного уложения» (1649). Теоретическая же юриспруден­ция, как принято считать, свой временной отсчет в России начинает с первой четверти XVIII в., когда по прямому указанию Петра была переведена и издана работа Самуэля Пуфендорфа «О должности человека и гражданина по закону естественному...".

Труды знаменитых западноевропейских юристов Г. Гроция, С. Пуффендорфа и дру­гих ученых благодаря Петру I, стали известны в России, вошли в культурный обиход, способствовали раз­витию отечественной правовой мысли.

Подготовка же профессиональных юри­стов для нужд Отечества берет свое начало в середине XVIII в. в открытом в 1755 г. Московском университете. Первыми преподавателями юридического факульте­та, и энциклопедии права в частности, были немецкие юристы Баузе и Пургольд. Первым же отечественным профессором права стал доктор Московского университета Се­мен Ефимович Десницкий. Будучи профессором юридического фа­культета, Десницкий способствовал оконча­тельному оформлению русской теоретиче­ской юриспруденции в самостоятельную на­уку и учебную дисциплину. Одним из первых учебных пособий по правоведению следует считать работу В. Новикова, одного из учеников С. Е. Десницкого, имевшую довольно пространное название: «Театр судоведения или чтение для судей и всех любителей юриспруденции…».

Первые деятели и воспитанники Мос­ковского университета в большинстве сво­ем являлись разработчиками науки, про­пагандистами светских просветительских, философских идей.

Преподавание «российской юриспруден­ции» вводилось в шляхетских кадетских кор­пусах — учебных заведениях для дворянской молодежи. В начале 19 в. Ярославле, Казане, Харькове, Петербурге, Киеве создавались университеты, где, как и в Царс­косельском лицее, в программе обучения большое место заняла наука о го­сударстве и праве. В мае 1835 г. было открыто и вскоре стало одним из лучших учебных заведений страны Императорское училище правоведения. Известный ученый-правовед того време­ни А. Благовещенский, говорил о том, что юридические науки в первые десятилетия XIX в. в России «предлагались почти исклю­чительно в виде догматическом», и придерживался мнения, что лучшая наука это практика. В первой пол. XIX в. выходят и первые оте­чественные работы по энциклопедии пра­ва: «Памятник из законов, руководствующий к познанию...» Федора Правикова, Горюшкина «Руководство к познанию рос­сийского законоискусства», Цвета­ева «Начертание теории законов», «Пособия и правила изучения российских законов, или Материалы к энциклопедии, методологии и истории литературы российского права» Павла Дегая, «Энциклопедия законоведения» К.А. Неволина. В 1863 г. издается «Энциклопедия законо­ведения» Н. Рождественского.

Лучшими руководствами по энциклопе­дии права, по мнению Н. М. Коркунова, в русской литературе того времени счита­лись сочинения М. Н. Капустина «Теория права, или Юридическая догматика» и Н. К. Ренненкампфа «Очерки юридической энциклопедии». Заслуживают внимания вышедшие в 1878 г. «Очерки из энциклопедии права» П. Делларова.

Эпоху в развитии энциклопедии права в России составили «Лекции по общей теории пра­ва» Н. М. Коркунова (1853—1904), впервые вышедшие в свет в 1886 г. Науч­ное произведение ознаменовало собой переход от идеалистической теории пра­ва к позитивистской. Н.М. Коркунова считают представителем социологического юридического позити­визма, создателем социологизированной общей теории права. Видную роль в раз­витии этого направления в русской общей теории права и государства сыграли М. М. Ковалевский (1851 — 1916) и С. А. Муромцев (1850— 1910), профессора юридического факульте­та Московского университета.

К работам Н, М. Коркунова во многом примыкают вышедшие в 1910—1912 гг. че­тыре выпуска «Общей теории права» Г. В. Шершеневича (1863—1912). Ученый в своих работах, в том числе и по теории права, развивал формально-догматиче­скую трактовку права, опираясь на пози­тивистскую философию О. Конта и Дж. С. Милля.

В ряду энциклопе­дий следует также отметить научно-педа­гогическое произведение князя Е. Н. Тру­бецкого «Лекции по энцикло­педии права». По своей сути, это уже была теория, а не энциклопедия права. Учебником по теории государства и права следует счи­тать и уникальную книгу Ф. В. Тарановского — «Энциклопедию пра­ва» (1917). Данная работа включает в свою структуру комплексное исследование таких вопросов, как общее учение о праве и общее учение о государ­стве.

В последующем русская юридическая мысль пришла окончательно к однозначно­му выводу, что энциклопедия права как наука методологически несостоятельна. Виднейший российский правовед Г. Ф. Шершеневич, обосновывая научную несостоятельность энциклопедии права как особой науки, указывал на отсут­ствие в ней отдельного метода и объекта исследования, то есть того, что присуще любой науке.

Общая теория права как наука изначаль­но и окончательно сформировалась в Рос­сии в трудах Ю. С. Гамбарова, В. М. Гессена, Б. А. Кистяковского, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, Сергеевича, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича и других.

Название «общая теория права», или просто «теория права», постепенно, начи­ная со второй половины XIX в., было при­нято в русской юридической литературе. Связано это было с развитием историче­ской школы права, возникшей как реакция на господство естественно-правовой док­трины. На смену исторической школы права во второй половине века постепенно прихо­дит юридический позитивизм. С начала 80-х годов и до конца века усилиями таких уче­ных, как Г.Ф. Шершеневич, С.В. Пахман, Е.В. Васьковский, Д.Д. Гримм, Н.И. Палиенко, А. Рождественский и других, юридический позитивизм в Рос­сии стал господствующим направлением в общей теории права и в отраслевых юридических дисциплинах, в первую оче­редь в цивилистике.

В конце XIX — начале XX в. в России заметное развитие получили социология права и психология права. Различные концепции социологии права в конце XIX — начале XX в. развивали Н. М. Коркунов, М. М. Ко­валевский, С. А. Муромцев. С обосновани­ем оригинальной психологической теории права выступил Л. И. Петражицкий. Идеи Петражицкого получили развитие в трудах его ученика профессо­ра юридического факультета Петроград­ского университета П. А. Сорокина.

Несмотря на значительное влияние позитивистской идеологии, продолжает развиваться в рассматриваемый период философия права и как самостоятельное направление, и в «составе» общей теории права (Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, В.М. Гессен, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин).

В 1917—1919 гг. вышли в свет работы учебного характера по общей теории пра­ва: Н. Н. Алексеев «Введение в изучение права» (1917) и «Общее учение о праве» (1919); К. А. Кузнецов «Теория права»; Д. Н. Хлебников «Введение в общее уче­ние о праве».

Таким образом, русская юридическая наука конца XIX — начала XX в. сочетала в себе самые разнообразные общетеорети­ческие взгляды на государство и право: естественно-правовые, материалистиче­ские, социологические, нормативистские, психологические. В тот период собствен­но теоретическое знание еще не вполне выделилось из отраслевых юридических дисциплин. В дореволюционной России мы наблюдаем методологический плюрализм. Некоторое время также положение сохра­няется и после революции 1917 г. Однако затем, начиная с 20-х гг. и далее, за не­сколько десятилетий своего развития со­ветская правовая наука создает единый методологический подход к изучению юри­дических явлений, точнее сказать, в науке постепенно начинает утверждаться марк­систская догма, заменившая правовую науку правовой идеологией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.236 (0.016 с.)