ТОП 10:

VI. Общие модели развития науки



 

Позитивизм о строении научного знания. Элиминация метафизики. Неопозитивистский анализ особенностей научного знания. Задача философии по отношению к науке заключается не в систематизации и обобщении специально-научного знания, как считали представители классического позитивизма О. Конт и Г. Спенсер, а в деятельности по анализу языковых форм знания. Предмет философии в неопозитивизме есть деятельность по анализу языка науки как способа выражения и фиксации знания.

Метафизика в философии неопозитивизма как нечто лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Основные идеи в философии неопозитивизма: редукция к анализу языка науки, принцип верификации, трактовка логики и математики как формальных преобразований в языке науки. Критика парадигмы верификационизма: открытие парадокса подтверждения (Карл Гемпель), невозможность верификации отдельных теоретических положений. Результаты неопозитивистского анализа науки: невозможность получения полностью формализованной теории; реально функционирующие теории в науке, включая и математические, не отвечали неопозитивистскому идеалу образа научной теории; невозможность полной формализации языка науки; невозможность полной элиминации метафизических понятий и высказываний из структуры научной теории; не-возможность конструирования научных теорий без метафизических утверждений, что было показано историками науки Р. Дж. Коллингвудом, А. Койре.

Провозглашенная неопозитивизмом революция в философии и науке, сущностью которой являлось изгнание метафизики из философского и научною знания, не состоялась. Значение неопозитивистского анализа науки: классические, метафизические проблемы являются значимыми не только для осознания человеческого бытия, но и для анализа эпистемологических проблем науки. Концепция развития научного знания К. Поппера. Теория роста научного знания, принцип фальсификации (фальсификационизм) как антитеза неопозитивистскому анализу науки.

Проблема демаркации — отделение научного знания от ненаучного методом фальсификации. Принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) научного положения. Критика индуктивизма. Принцип «фаллибилизма» — любое научное знание подвержено ошибкам и носит гипотетический характер. Рост научного знания как процесс выдвижения гипотез и их опровержения. Принцип эволюционизма: рост научного знания как частный случай мировых эволюционных процессов. Теория «трех» миров — физического, ментального и <<мира объективного знания», не сводимых друг к другу. Концепция дедуктивно-номологического объяснения.

Теория научных революций Т. Куна. Основная работа —«Структура научных революций» (1963). Основная концепция —теория научных революций. Новый образ науки. Значимость истории науки и научного поиска. Критика образа науки неопозитивистской и попперианской философии, в которой изменение и развитие научного знания определяются канонами методологии и логики. Наука как деятельность научных сообществ. Парадигма, дисциплинарная матрица как способ деятельности научных сообществ. Конкурентная борьба научных сообществ. Господство парадигмы (нормальная наука) и распад парадигмы (научная революция). Идея относительности критериев научности и рациональности. Идея 3ависимости фактов от парадигмы, идея невозможности нейтрального языка наблюдения. Идея <<несоизмеримости» парадигм. Идея невозможности установления

логических связей между парадигмами. Идея прогресса науки: количество решений проблем.

Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция развития науки как конкуренции научно-исследовательских программ, представляющих собой связанную последовательность теорий. Идея роста научного знания: каждая теория программы возникает путем добавления вспомогательных гипотез к предыдущей теории. Идея «положительной эвристики». Идея <<отрицательной эвристики» — особые нормативные правила, обеспечивающие непрерывность программы. Идея <<жесткого ядра» программы — условно не опровергаемые фундаментальные допущения. Идеи защиты <<жесткого>> ядра «предохранительным поясом» из вспомогательных гипотез. Идея запрета направлять правило modus tollens на <<жесткое ядро». Идея «пункта насыщения» научно-исследовательской программы: резкое замедление ее развития. Возникновение соперничающей научно-исследовательской программы, ее способность предсказания новых фактов. Значение исследования истории науки.

Концепция развития науки П. Фейерабенда — американского философа, критика неопозитивизма и критического рационализма. Идея роста знания как результата размножения (пролиферации) теории. Идея <<несоизмеримости» научных теорий. Идея теоретического и методологического плюрализма. Идея ценности борьбы альтернатив как самого плодотворного периода развития науки. Идея <<нагруженности» знания — теоретическая и идеологическая нагруженности. Идея отказа от понятия истины и объективности знания.

Идея относительности критериев рациональности в познании и деятельности.

Идея «анархистской эпистемологии»: не существует универсальных методов познания. Идея развития знания как отказа от старых методов. Идея принципа <<всё дозволено». Наука как идеология научной элиты должна быть уравнена с религией, мифом, магией.

Эволюционистская модель развития науки С. Тулмина. Эволюционистская программа исследования развития науки. Идея исторического формирования и функционирования «стандартов рациональности и понимания». Идея «понимания в науке» как соответствие ее утверждений принятым в научном сообществе стандартам или <<матрицам». Идея «улучшения понимания» как стимул эволюции в науке. Идея «стандартов понимания», определяющих рациональность научного знания. Идея конкурентной борьбы между понятиями.

Эволюционистская эпистемология. Научная теория рассматривается не как связь логических высказываний друг с другом, а как «популяции» понятий. Идея: развитие науки подобно биологической эволюции. К научной теории С. Тулмин относит характеристики выживаемости (процесс консервативной сохраняемости) и <<мутации>> (введение новизны), критика и самокритика как <<естественный>> и «искусственный>> отбор теорий. Идея интеллектуальной «среды», позволяющей «выжить» тем теориям («популяциям»), которые адаптировались к среде. Научные понятия могут «выжить», если «улучшают понимание». Идея двойственной природы науки: это и совокупность интеллектуальных дисциплин, и социальный институт. Представители «научной элиты» являются «носителями» научной рациональности, от которых зависит «выведение» новых продуктивных научных «популяций» - научных теорий.

Тематический анализ науки Дж. Холтона. Основная идея – «тематический анализ науки», позволяющий находить в развитие науки определённые черты постоянства, которые сохраняются даже в научных революциях. Выделено несколько тем, представляющих собой некоторые неявные предпосылки, определяющие программу исследования, постановку вопросов, способ решения и видения проблем, «личную приверженность» определённым темам.

Идея построения теории «научного воображения», в которой «темы» являются источниками зарождения новых идей. «Темы» отличаются устойчивостью, практически не меняются на протяжении длительного времени, они надисторичны. «Тематический анализ открывает путь к открытию сходства между естественнонаучным и гуманитарным мышлением. Развитие знания есть борьба между противоположными «тематическими наборами».

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.130 (0.005 с.)