Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VI. Общие модели развития наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Позитивизм о строении научного знания. Элиминация метафизики. Неопозитивистский анализ особенностей научного знания. Задача философии по отношению к науке заключается не в систематизации и обобщении специально-научного знания, как считали представители классического позитивизма О. Конт и Г. Спенсер, а в деятельности по анализу языковых форм знания. Предмет философии в неопозитивизме есть деятельность по анализу языка науки как способа выражения и фиксации знания. Метафизика в философии неопозитивизма как нечто лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Основные идеи в философии неопозитивизма: редукция к анализу языка науки, принцип верификации, трактовка логики и математики как формальных преобразований в языке науки. Критика парадигмы верификационизма: открытие парадокса подтверждения (Карл Гемпель), невозможность верификации отдельных теоретических положений. Результаты неопозитивистского анализа науки: невозможность получения полностью формализованной теории; реально функционирующие теории в науке, включая и математические, не отвечали неопозитивистскому идеалу образа научной теории; невозможность полной формализации языка науки; невозможность полной элиминации метафизических понятий и высказываний из структуры научной теории; не-возможность конструирования научных теорий без метафизических утверждений, что было показано историками науки Р. Дж. Коллингвудом, А. Койре. Провозглашенная неопозитивизмом революция в философии и науке, сущностью которой являлось изгнание метафизики из философского и научною знания, не состоялась. Значение неопозитивистского анализа науки: классические, метафизические проблемы являются значимыми не только для осознания человеческого бытия, но и для анализа эпистемологических проблем науки. Концепция развития научного знания К. Поппера. Теория роста научного знания, принцип фальсификации (фальсификационизм) как антитеза неопозитивистскому анализу науки. Проблема демаркации — отделение научного знания от ненаучного методом фальсификации. Принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) научного положения. Критика индуктивизма. Принцип «фаллибилизма» — любое научное знание подвержено ошибкам и носит гипотетический характер. Рост научного знания как процесс выдвижения гипотез и их опровержения. Принцип эволюционизма: рост научного знания как частный случай мировых эволюционных процессов. Теория «трех» миров — физического, ментального и <<мира объективного знания», не сводимых друг к другу. Концепция дедуктивно-номологического объяснения. Теория научных революций Т. Куна. Основная работа —«Структура научных революций» (1963). Основная концепция —теория научных революций. Новый образ науки. Значимость истории науки и научного поиска. Критика образа науки неопозитивистской и попперианской философии, в которой изменение и развитие научного знания определяются канонами методологии и логики. Наука как деятельность научных сообществ. Парадигма, дисциплинарная матрица как способ деятельности научных сообществ. Конкурентная борьба научных сообществ. Господство парадигмы (нормальная наука) и распад парадигмы (научная революция). Идея относительности критериев научности и рациональности. Идея 3ависимости фактов от парадигмы, идея невозможности нейтрального языка наблюдения. Идея <<несоизмеримости» парадигм. Идея невозможности установления логических связей между парадигмами. Идея прогресса науки: количество решений проблем. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция развития науки как конкуренции научно-исследовательских программ, представляющих собой связанную последовательность теорий. Идея роста научного знания: каждая теория программы возникает путем добавления вспомогательных гипотез к предыдущей теории. Идея «положительной эвристики». Идея <<отрицательной эвристики» — особые нормативные правила, обеспечивающие непрерывность программы. Идея <<жесткого ядра» программы — условно не опровергаемые фундаментальные допущения. Идеи защиты <<жесткого>> ядра «предохранительным поясом» из вспомогательных гипотез. Идея запрета направлять правило modus tollens на <<жесткое ядро». Идея «пункта насыщения» научно-исследовательской программы: резкое замедление ее развития. Возникновение соперничающей научно-исследовательской программы, ее способность предсказания новых фактов. Значение исследования истории науки. Концепция развития науки П. Фейерабенда — американского философа, критика неопозитивизма и критического рационализма. Идея роста знания как результата размножения (пролиферации) теории. Идея <<несоизмеримости» научных теорий. Идея теоретического и методологического плюрализма. Идея ценности борьбы альтернатив как самого плодотворного периода развития науки. Идея <<нагруженности» знания — теоретическая и идеологическая нагруженности. Идея отказа от понятия истины и объективности знания. Идея относительности критериев рациональности в познании и деятельности. Идея «анархистской эпистемологии»: не существует универсальных методов познания. Идея развития знания как отказа от старых методов. Идея принципа <<всё дозволено». Наука как идеология научной элиты должна быть уравнена с религией, мифом, магией. Эволюционистская модель развития науки С. Тулмина. Эволюционистская программа исследования развития науки. Идея исторического формирования и функционирования «стандартов рациональности и понимания». Идея «понимания в науке» как соответствие ее утверждений принятым в научном сообществе стандартам или <<матрицам». Идея «улучшения понимания» как стимул эволюции в науке. Идея «стандартов понимания», определяющих рациональность научного знания. Идея конкурентной борьбы между понятиями. Эволюционистская эпистемология. Научная теория рассматривается не как связь логических высказываний друг с другом, а как «популяции» понятий. Идея: развитие науки подобно биологической эволюции. К научной теории С. Тулмин относит характеристики выживаемости (процесс консервативной сохраняемости) и <<мутации>> (введение новизны), критика и самокритика как <<естественный>> и «искусственный>> отбор теорий. Идея интеллектуальной «среды», позволяющей «выжить» тем теориям («популяциям»), которые адаптировались к среде. Научные понятия могут «выжить», если «улучшают понимание». Идея двойственной природы науки: это и совокупность интеллектуальных дисциплин, и социальный институт. Представители «научной элиты» являются «носителями» научной рациональности, от которых зависит «выведение» новых продуктивных научных «популяций» - научных теорий. Тематический анализ науки Дж. Холтона. Основная идея – «тематический анализ науки», позволяющий находить в развитие науки определённые черты постоянства, которые сохраняются даже в научных революциях. Выделено несколько тем, представляющих собой некоторые неявные предпосылки, определяющие программу исследования, постановку вопросов, способ решения и видения проблем, «личную приверженность» определённым темам. Идея построения теории «научного воображения», в которой «темы» являются источниками зарождения новых идей. «Темы» отличаются устойчивостью, практически не меняются на протяжении длительного времени, они надисторичны. «Тематический анализ открывает путь к открытию сходства между естественнонаучным и гуманитарным мышлением. Развитие знания есть борьба между противоположными «тематическими наборами».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.236 (0.007 с.) |