Соотношение философии, науки и религии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение философии, науки и религии.



Л ИТЕРАТУРА

I. Предмет философии науки

II.

Н

аука как объект философского исследования. Специфиче-ская проблематика философии'- науки — проблема строения. Оснований и функций научного знания. Основной вопрос фило-софии науки* — «Что значит знать, что есть наука, что есть философия наук

Специфическая единица научного знания — научная теория. Строение научного знания. Элементарные единицы знания— понятия, суждения, 'умозаключения.

Специфика научной теории как логически организованной системы понятий, суждений и умозаключений; выполняющей особые познавательные функции. Описательная, объяснитель-ная и прогностическая функции научной теории. Теория как высшая форма организации научного знания.

Проблема философии науки: эмпирическое и теоретическое знание. Строение научного знания, развитие научного знания; революции в науке или эволюционная эпистемология; рациональность науки; наука и ценности человеческого бытия; онтология, логика и методология науки, наука как средство самопознания наука и глобальные проблемы современности; ответственность ученых за судьбы человечества. Наука и не-наука.

Прежде чем приступить к исследованию проблем философии науки обозначенных в программе курса, рассмотрим возможности и перспективы применения системного метода, разработанного

А. И. Уемовым и его школой и получившего название «Параметрическая общая теория систем". В Рамках системно-параметрического метода наука предстает как объект системного анализа. Фундаментальная единица научного знания — научная теория как упорядоченная организация понятий, законов и принципов — может быть представлена в виде системной модели, обладающей тем или иным набором системных характеристик — значений системных параметров. Строение, развитие научной теории, ее статус в период научной революции, проблема дифференциации и интеграции научного знания, проблема классификации наук и научных исследований также могут быть объектами системного анализа, в результате которого может быть выработано новое системное видение проблемного поля философии науки.

Наука. как особая сфера человеческой деятельности отлична от того, что наукой не является, — от философии, которая есть, по Аристотелю, «первая мудрость», в отличие от науки, которая есть «вторая мудрость», и без «первой мудрости» наука как «вторая мудрость» невозможна. С другой стороны наука отлична от не-науки или «антинауки, которая, как тень сопровождает науку (а, может быть, и порождает её). Где та качественная граница, отделяющая специфику философию как «первой мудрости» от специфики науки как «второй мудро-сти»? И где та граница, которая разделяет науку и то, что одеваясь в наряд науки, ею не является? Рассмотрим в категориях системно-параметрического метода различие науки и «антинауки».

 

Соотношение философии, науки и религии.

Природа философского знания

 

Б. Рассел о соотношении научного (точного) и религиозного (сверхточного) знаний. Философия между наукой и религией. Трудность в определении предмета философии и изменчивость предмета философии. Историческая изменчивость предмета философии.

Изменчивость характера 3нания (философского или научного) в зависимости от прогресса науки и философии. Философия как средство обоснования знания. Конкретно-содержательный характер предмета научного знания. Специфика определения философии: определение философии должно быть не конкретно-содержательным, а функциональным (А. И. Уемов).

В определении предмета философии указываются не определенные объекты, а функции философии в исследовании любых объектов, в том числе и самой науки. Философия как генератор развития науки, как её начало. Аристотель: «философия (мудрость) есть некоторая наука о началах» (1059, а 18-20). Связь философии и науки: условия перехода философии в науку и религию. Перерождение философии марксизма в квазирелигиозную идеологию. Перерождение философии в науку. Специфика научных методов познания.

Сравнительная характеристика природы философского и научного знания. «Скандал» в философии, его отличие от «скандала» в науке. Язык философии и язык науки. Особенность проблем философии и проблем науки. Особенность развития философии и её сопоставимость с развитием искусства, живописи, поэзии, музыки. Особенность научного развития

 

Лекции

I. Предмет философии науки.

II. Соотношение философии. науки и религии. Природа философского знания

III. Механизм взаимосвязи философии и науки.

IV. Образ науки. Общая характеристика современной науки. (Специфика научного знания. Формы организации науки. Наука в системе культуры).

V. Онтологические проблемы науки.

1. Категории " вещь», «свойство», «отношение». Структурные модели бытии в категориях вещи, свойства и отношения.

2. Материя и материальное в категориях вещи, свойства и отношения.

3. Материя и природа физической реальности

4. Проблема движения и классификации наук

5. Пространство и время в философии и науке.

6. Детермининзм, причинность в научной картине мира.

7. Проблема развития в философии и науке.

VI. Общие модели строения и развития науки.

1. Позитивизм: образ науки (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер, Ж. Мах, Р. Авенариус, П. Дюгем)

2. Неопозитивистский анализ особенностей научного знания (редукционизм, принцип верификации, логический анализ языка науки).

3. Концепция развития научного знания К. Поппера.

 

4. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

5. Концепция развития науки П. Фейерабенда.

6. Теория научных революций Т. Куна.

7. Эволюционистская модель развития науки С. Тулмина. 8. Тематический анализ науки Дж. Холтона.

VII. Логико-гносеологические проблемы науки.

1. Логические особенности научного знания.

2. Классификационная проблема науки.

3. Логические суждения. Логический анализ языка науки.

4. Проблема логического анализа форм теоретического знания.

5. Строение научной теории (эйнштейновская модель научной теории). Функции научной теории. Физика как образец наиболее развитых теорий.

6 Соотношение теории и эмпирической реальности.

7. Проблема «полноты» теоретического описания А. Эйнштейна.

8. Проблема «замкнутой теории» В. Гейзенберга.

9. Проблемы истины и правдоподобия теорий. Проблема простоты теорий. Проблема математизации и компьютеризации науки.

VIII. Методологические проблемы науки.

1. Элементарные приемы научного исследования.

2- Методы получения эмпирического знания. Логические основания метода наблюдения и эксперимента. Эталонные и безэталонные измерения: проблема логического различия. Проблема измерения сложности, проблема измерения информации.

3. Методы теоретизации научного знания. Постановка проблемы как начало теоретизации. Выдвижение и проверка гипотезы.

4. Теоретические конструкты. Методы создания теоретических конструктов: метод идеализации, метод формализации.

5. Аксиоматический метод. Проблемность аксиоматического построения физики.

6. Гипотетико-дедуктивный метод.

7. Системный метод исследований.

8. Метод моделирования.

IХ. Некоторые методологические итоги ХХ века и философия науки.

 

Литература

 

1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 3. Физика / Аристотель: пер. с древнегреч. — М.: Мысль. 1981. — 613 с.

2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. Метафизика / Аристотель: пер.с древнегреч. — М.: Мысль. 1976. – 550 с.

3. Аристотель Сочинения: в 4 т. Т. 2. Категории / Аристотель: пер. с древнегреч. — М.: Мысль. 1978. — 687 с.

4. Асмус В. Ф. История античной философии / В. Ф. Асмус. — М.: Высшаяашкола. 1965. — 320 с.

5. Баженов Л. Б. Строение и функции естественнонаучной теории / Л. Б. Баженов. – М.: Наука, 1978 – 256 с.

6. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание / Н. Бор. — М.: Изд-во иностр. лит., 1961. — 151 с.

7.Бройль Л. По тропам науки / Л. Бройль. — М.: Изд-во иностр. лит., 1962. – 408 с.

8. Борн М. Физика в жизни моего поколения: сб. статей: (переводы) / М. Борн: под общ. ред. С. Г. Суворова. — М.: Изд. иностр. лит., 1963. — 535 с.

9. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Пер. с лат. — М.: Мысль. 1977—1978. — Т. 1. — С. 81—522.

10. Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения: в 2 т. Т. 2 / Ф. Бэкон: пер. с лат. — М.: Мысль, 1972. — 582 с. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Пер. с лат. – М.: Мысль, 1977-1978 – Т. 2. – С. 5-214

11. Бэкон Ф..Великое восстановление наук // Сочинения: в 2 т. Т. 1 / Ф. Бэкон: пер. с лат. — М.: Мысль. 1971—1977. — 590 с.

12. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной / С. Вайнберг. — М.: Энергоиздат.. 1981. — 305 с;

13. Вигнер Е. Этюды о симметрии / Е. Вигнер. -Т М.: Мир.|971. — 318 с.

14. Вiтгенштайн Л. Tractatus Logico-Philosophicus: Фiлософськi дослiдження / Л. Вiтгенштайн – К.: Основи, 1995. – 311 с.

15. Гайденко П. П. Эволюция: понятия науки. Становление и развитие первых научных программ / П. П. Гайденко. М.: Наука. 1980. — 567 с.

16. Гейзенберг В. Шаги за горизонт / В. Гейзенберг. — М.: Прогресс, 1987. — 368с. 17. Г уссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменоменология / Э. Гуссерль // Вопросы философии. – 1992. - № 7. – С. 136-176

18. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум

и отыскивать истину в науках: соч.: в 2 т. Т. 1 / Р. Декарт. — М.: Мысль, 1989. — С. 250—296.

19. Джеймс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии /1 Воля к вере / У. Джеймс. — М.: Республика. 1997. — 431 с.

20. Дiльтей В. Виникнення герменевтики /1 Сучасна зару6iжна фiлософiя: Течii i напрямки: Iхрестоматiя]. — К.: Ваклер. 1996. — С. 33—60.

21. Добронравова И С. Синергетика: становление нелинейного мышления / И- С. Добронравова. — К.: Лыбидь. 1990. — 147 с.

22. Идеалы и нормы научного исследования /Г. С. Степин. А. П. Огурцов. Н. В. Мотрошилова IИ др.]: ред.-сост. В. Степин]. — Минск.: Изд-во БГУ. 1981. - 432 с.

23. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука: Сочинения: в 6 т. Т. 4, часть 1 / И. Кант. — М.: Мысль. 1965. – С. 67-210

24. Картл Р. Значение и необходимость / Р. Карнап. — М.: Иностранная литература, 1959-С. 301

25. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки / Р. Карнап. — М.: Прогресс. 1971. — 390 с.

26. Каркал Р. Преодоление метафизики. логическим анализом языка // Аналитическая философия: становление и развитие / под ред. А. Ф. Грязнов6. – М.: Дом интеллектуальной книги: Прогресс-Традиция. 1998. — С. 69-90

27 Крафт В. Венский кружок / В. Крафт. — М.: Идея-Пресс. 2003. — 217 с.

28. Критика современных немарксистских концепций Философии науки / |отв. ред. А. И. Ракитов. — М.: Наука. 1987. — 238 с.

29. Коэн Р. С.. Мах.. Физика. восприятие и Философия науки / Р. С. Коэн. Э. Мах // Современная прогрессивная философия и социологическая мысль в США. — М.: Прогресс, 1974 – 207 с.

30. Крымский С. Б. Научное знание и принципы его трансформации / С. Б. Крымский. — К.: Наукова думка, 1974. — 207 с.

31. Куайн У. В. Онтологическая относительность / У. В. Куайн: сокр. пер. А. А. Печенкина // Современная философия науки. — М.: Логос, 1996. — С. 40—61

32. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975. — 320 с.

33. Кун Т. Объективные ценностные суждения и выбор теории / Т. Кун. // Современная Философия науки. — М.: Логос. 1996. – С, 40-60.

34. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции / И Лакатос // Структура и Развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. — М.: Прогресс. 1978. — С. 203—269.

35. Лакатос И. Фальсификация и методология научно- исследовательских программ / И. Лакатос. — М.: Медиум. 1995. — 235

36. Лаудан Л. Наука и ценности / Лаудан Л. // Современная Философия науки. — М.: Логос. 1996. — С. 339.

 

 

37, Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви- Строс. — М., Наука, 1983. — С. 256.

38. Линде А. д. Раздувающаяся Вселенная // Успехи Физических наук - 1984. — Т. 144. Вып. 2. — С. 177—214.

39. Мамардашвили М. Кантианские вариации / М. Мамардашвили. — М,: Аграф, 1997. — С. 298.

40 Мамардашвили М. К. Сознание как Философская проблема // Вопросы философии. — 1990. — № 10. — С. 28—35.

41. Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Уемов А. И. Принцип простоты и меры сложности / Е. А. Мамчур, Н. Ф. Овчинников, А. И. Уемов. — М.: Наука, 1989. — 304 с.

42. Методологические принципы физики. История и современность / отв. ред. Кедров Б. М., Овчинников Н. Ф. — М.: Наука, 1975. — 512 с.

43. Мельвиль Ю. К. Чарлз Пирс и прагматизм / Ю. К. Мельвиль. — М.: Издательство МГУ, 1968. — 492 с.

44. Мельвиль Ю. К. Прагматизм / Ю. К. Мельвиль // Буржуазная философия. ХХ века. — М.: Политиздат, 1974. — С. 72—107.

45. Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике /' Ю. Б. Молчанов. — М..: Наука, 1977. — 192 с.

46. Мур Дж. Доказательство внешнего мира / Дж. Мур // Аналитическая философия: Избранные тексты / сост., вступит. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 66—84.

47. Мякишев Г. Я. От динамики к статике / Г. Я. Мякишев. — М.: Знание, 1983. — 64 с.

48. Надточаев А. С. Философия и наука в эпоху античности / А. С. Надточаев. — М.: МГУ, 1990. — 310 с.

49. Наука и культура: гуманистический аспект: тем. сб. науч. тр. / Кол. авт. под рук. И. 3. Цехмистро. — Харьков: ХГУ, 1991. — 164 с.

50. Никифоров А. Л. От формальной логики к истории науки. Критический анализ буржуазной методологии науки / А. Л. Никифоров. — М.: Наука.1983. — 176 с.

51. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология: учеб. пособие / А. Л. Никифоров – М.: Наука, 1998 – 280 С.

52 Никифоров А. Л. Философия и история науки / А. Л. Никифоров. — М.: Идея-Пресс, 2008 – 176 с.

53. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного / Г. Николис. И. Пригожин. – М.: Мир, 1990 – 343 с.

54. Остин Дж., Значение слова / Дж. Остин // Аналитическая философия: Избранные тексты / сост., вступит. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. — М.: Изд-во МГУ, 1993 – С. 105-121.

55. Патнем Х. Философы и человеческое понимание / Х. Патнем // Современная философия науки: хрестоматия. — М.: Логос, 1996. — С. 158—198.

56. Печенкин А. А. Операционалистичекая трактовка логики науки у П. Бриджмена / А. А. Печенкин // Концепции науки в современной буржуазной философии и социологии. Вторая половина ХIХ—ХХ вв. — М.: Наука. 1973. — С. 41—52.

57. Пикашова Т. Д. Разрешение проблемы теоретического знания / Т. д. Пикашова. — К.: Виша школа, 1986. — 152 с. — (Философская монография).

58. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейера-бенд. — М.: Прогресс, 1986. — 326 с.

59. Поляни М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / М. Поляни, - М.: Прогресс, 1985. – 344 с.

60. Попович М. В. Рацiональность i вимiри людського буття / М. В. Попович. – К.: Сфера, 1997. – 290 с.

61.Поппер К. Логика и рост научного знания / Поппер К. – М.: Прогресс, 1983 – 290 с.

62. Поппер К. Реализм и цель науки // Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: хрестоматия. – М.: Логос, 1996 –С. 92-106

63. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Прогресс, 1986 – 432 с.

64 Пригожин И., Николис Г. Познание сложноего / И. Пригожин, Г. Николис. –М.: Мир, 1990. – 344 с.

65. Пуанкаре А. О науке: сборник / А. Пуанкаре: под ред. Л. С. Понтрягина. – М.: Наука, 1983. – 560 с.

66. Рассел Б. Моё философское развитие / Б. Рассел // Аналитическая философия: Избр. Тексты / Сост., вступит. Статья и прим. Грязнова А. Ф. – м.:Изд-во МГУ, 1993. – 182 с.

67. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. //Статьи. / Пер. с англ. Н. В. Воробьёва, В. В. Горбтова; Об. Ред., составл. И вступ. Ст. А. Ф. Грязнова. – М.: Терра – книжный клуб: Республика, 2000. – 464 с.

68. Рассел Б. Логический атомизм / Б. Рассел / Аналитическая философия: становление и развитие. Антология. Общая редакция и составление А. Ф. Грязнова. – М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-традиция, 1998. – С. 17-38.

69. Рейхенбах, Г. Направление времени / Г. Рейхенбах; пер. с англ. – М.: Изд-во иностр. лит., 1962. – 396 с.Г. Рейхенбах. – М.:. Прогресс, 1985. – 334 с.

71. Раушенбах Б. В. Точные науки и науки о человеке / Б. В. Раушенбах // Вопросы философии. – 1984. - № 4. – С. 110-113.

72. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология ХХ век: антология. – М.: Юрист, 1995. –С. 69-101.

73. Селларс У. Научный реализм или «миролюбивый» инструментализм? / У. Селларс // структура и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки. – М.: Прогресс, 1978.-С. 396-418.

74. Спенсер Г. синтетическая философия / Г. Спенсер. – К.: Ника-Центр, 1997. – 296 с.

75. Современная философия науки: Знание, рацональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / под ред. А. А. Печенкина. – М.: Логос, 1996. – 394 с.

76. Современная западная философия: словарь / ред. В. Н. Садовский. – М.: Изд-во полит. литер., 1991. – 298 с.

77. Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки: сб. переводов / сост. Грязнова Б. С. И Садовского В. Н. –М.: Прогресс, 1978.-488 с.

78. Степин В. С. Становление научной теории / В. С. Степин. – Минск.: Изд-во Белорус. ун-та, 1976.-170 с.

79. Терентьева Л. Н. Философские семинары / Л. Н. Терентьева. – Одесса: Изд-во Одесского ун-та, 1992.-170 с.

80. Терентьева Л. М. Системно-параметрический аналiз структури та ровитку науковойi теорii / Л. М. Терентьева. – К.: ВО, 1991.-50 с.

81. Тейчман Д., Эванс К. Философия: пер. с англ. / Д. Тейчман, К. Эванс. — М.: Весь Мир, 1997. — 248 с.

82. Тулмин Ст. Концептуальные революции в науке / Ст. Тулмин // Структура и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки: Сборник переводов. Составление, вступительная статья и общая редакция: сб. переводов / сост. Грязнова Б. С. и Садовского В. Н. — М.,Прогресс, 1978. — С. 170—190.

83 Тулмин Ст. Человеческое понимание / Ст. Тулмин. — М.: Прогресс, 1984. - 304 с.

84. Уёмов А. И. Вещи, свойства и отношения / А.И. Уёмов. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 184 с.

85. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов. — М.: Мысль, 1978. – 272 с.

86. Уемов А. И Основы практической логики с задачами и упражнениями / А. И. Уемов. Одесса: Одесский гос. ун-т им. И. И. Мечникова, философское отделение ИСН, 1997. — 380 с. 87. Уёмов А. И. Системные аспекты философского знания / А. И. Уёмов. — Одесса: Негоциант, 2000.-159 с.

88. Уёмов А., Сараева И., Цофнас А. Общая теория систем для гуманитариев / А. Уёмов, И. Сараева, А. Цофнас // Общая теория систем для гуманитариев. Учебное пособие. — Warazawa: Uniwersitas Rediviva, 2001. — 276 с.

89. Уёмов А. И., Терентьева Л. Н. Лекции и задачи по метафизике /А. И. Уёмов, Л. Н. Терентьева. — Одесса: Астропринт, 2009. — 280 с.

90. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. — М.: Прогресс, 1986. — 543 с.

91. Физическая теория. — М.: Наука, 1980. — 462 с.

92. Философия и современное естествознание. Выпуск I. — М.: Знание, 1982. — 176 с.

93. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 836 с.

94. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. — М.: Политиздат, 1986. — 399 с.

95. Фуко М. Археология знания / М. Фуко. — К.: Ника-Центр. 1996. —208 с.

96. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие / Пер. с; нем. — М.: Республика, 1993. — С. 41—62.

97. Хилл Т. Современные теории познания / Т. Хилл. — М.: Прогресс,1965. — 533 с.

98. Шлик М. Поворот в философии / М. Шлик // Аналитическая философия: Избранные тексты / сост., вступит. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. —М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 28—33.

99. Холтон Дж. Тематический анализ науки / Дж. Холтон. — М.: Прогресс, 1981.-385 с.

100. Шлик М. О фундаменте познания / М. Шлик // Аналитическая философия: Избранные тексты / сост., вступит. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова.-М.: Изд-во МГУ, 1993.-С. 44.

101. Шустер Г. детерминированный хаос: Введение / Г. Шустер. — М.:Мир, 1988. — 240 с.

102. Эйнштейн А. Физика и реальность / А. Эйнштейн. — М.: Наука, 1965. — 360 с.

103. Юм д. Сокращенное изложение «Трактата о человеческой природе" / Д. Юм // Сочинения: в 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1966. — С. 103—126.

 

Планы семинарских занятий

 

Тема 1. Эйнштейновская модель построения научной теории.

1. А. Эйнштейн как философ науки.

2. Эйнштейновская модель построения научной теории:

а) лабиринт чувственных впечатлений;

б) система аксиом. Два логических разрыва;

в) природа научных понятий;

г) логический путь в построении научной теории;

д) сложность <<подтверждения>> теории;

е) два критерия <<хорошей» теории;

ж) проблемы роста теории;

з) объединение теорий. Сопоставление соперничающих теорий;

И) роль тематических предпосылок.

 

Л и т е р а т у р а

 

1. Эйнштейн А, Физика и реальность: сб. ст. / А. Эйнштейн: переводы: сост. и коммент. У. А. Франкфурта. – М.: Наука, 1965.-359 с.

2. Холтон Дж. Тематический анализ. науки /, ДЖ. Холтон. — М.: Прогресс, 1981. — 385 с.

3. Степин В. С Становление научной теории / В. С. Степин. — Минск: Изд-во БГУ, 1976.-319 с.

4. Современная Философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия / сост. А. А. Печенкин. — М.: Логос, 1996. – 400 с.

 

Т е м а 2. Тематический анализ науки.

1. Дж. Холтон о тематической структуре научной деятельности.

2. Проблема выявления и классификации тем в научном мышлении.

3. Предпосылочный анализ научной теории и его соотношение с тематическим анализом.

4. Тематический анализ научной полемики: Э. Мах — А. Эйнштейн, А. Эйнштейн — Н. Бор, Э. Милликен — Ф. Эренхафт.

5 Научное понятие, философское понятие, тематическое понятие (тематическая компонента научного понятия), тематическое утверждение, тематическая гипотеза. В чём отличие последней от методологической гипотезы?

6. Можно ли тему подвергнуть операции верификации или фальсификации?

7. Как можно представить процесс научного изменения (развития) в рамках тематического анализа?

 

 

Л и т е р а т у р а

1. Холтон Дж. Тематический анализ науки / Дж. Холтон. – М.: Прогресс 1981. – 385 с.

2. Уёмов А. О природе философского знания / А. Уёмов // Перестройка и общественные науки: к 125-летию ОГУ: тез. докл. И выступлений (17-18 апреля 1990 г.).-Одесса, 1990. –С. 23-24.

3. Философия как форма общественного сознания и задачи её развития в условиях перестройки // Философия и её место в культуре. – Новосибирск: Наука, 1990.-С. 17-30.

4. Терентьева Л. Н. Философские семинары / Л. Н. Терентьева. – Одесса: Изд-во ОГУ, 1992.- 170 с.

5. Швырев В. С, Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В. С. Швырев, - М.: Наука, 1978.-382 с.

Тема 3. «Замкнутая теория» В. Гейзенберга.

1. Понятие «замкнутой теории». Почему ньютоновская механика является примером «замкнутой теории»?

2. Критерии правильности замкнутой теории.

3. Системно-параметрическая модель «замкнутой теории».

4. Идея «реляционного коллапса» (по А. Уемову) и её применение к анализу свойств «замкнутой теории».

 

Л и т е р а т у р а

1. Гезенберг В. Шаги за горизонт / В. Гейзенберг. – М.: Прогресс, 1987.-С. 368.

2. Уёмов А. И. Системный поход и общая теория систем / А. И. Уёмов. – М.: Наука, 1978.-272 с.

3. Уёмов А. И. системные аспекты философского знания / А. И. Уёмов.-Одесса.: Негоциант, 2000.-159 с.

4. Терентьева Л. Н. Системно-параметричний аналiз структури i розвитку науковоΪ теорiΪ / Л. Н. Терентьева.- К.: ВО, 1991. – С. 37-44.

 

Тема 4. Изменение структуры мышления в развитии науки.

1. Понятийная структура мышления. Ньютоновская физика: основные понятия.

2. Физическая реальность в рамках ньютоновской физики.

3. Физическая реальность в рамках квантовой физики.

4. Как делаются научные революции (по В. Гейзенбергу)?

5. Эволюция физических понятий (по М. Борну «Физика в жизни моего поколения»).

6. Как делаются научные революции (по Т. Куну «Структура научных революций»)?

 

Л и т е р а т у р а

 

1. Эйнштейн А. Физика и реальность: сб. ст. / А. Эйнштейн; переводы; сост. и коммент. У. А. Франкфурта. – М.: Наука, 1965. – 359 с.

2. Гейзенберг В. Шаги за горизонт / В. Гейзенберг. – М.: прогресс, 1987. –С. 368.

3. Борн М. Физика в жизни моего поколения: сб. статей; (переводы) / М. Борн; под общ. Ред. С. Г. Суворова: - М.: Изд.: иностр. лит., 1963.- 535 с.

4. Бройль Л. Де По тропам науки / Л. де Бройль. – М.: Изд-во иностр. лит., 1962.-408 с.

5. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: прогресс 1977. – 304 с.

 

Тема 5. Механизм взаимодействия философии и науки.

1. Философия как учение о первых принципах, началах науки (по Аристотелю).

2. Философия как система предпосылок, относящихся к любой области знания (по А. Уемову).

3. Методы, разрабатываемые в рамках философии для науки: аксиоматический (Аристотель), эмпирические методы исследования причинных свзяей (Ф. Бэкон, Д. С. Милль) системный метод (Л. фон Берталанфи, А. Богданов, Ю. Урманцев, А. Уемов и др.)

4. Категория предпосылки. Научные и философские предпосылки. Явные и неявные предпосылки.

5. Р. Дж. Коллингвуд об «абсолютных предпосылках» как фундаментальных общих положениях, от которых зависит значение специальных понятий физики.

6. А. Уемов о предпосылочном отношении философии и науки. Отношении эквивалентности между истинностью принимаемого предпосылочного положения и истинностью научного вывода.

7. Сопоставление предпосылки и аксиомы по функциям в научном познании.

8. Разъяснить: «Предпосылка не есть основание, из которого выводится следствие, она есть возможность вывода из оснований».

9. Эмпирические основания науки. Индуктивный и гипотетико-дедуктивный способы «подключения» научной теории к эмпирическому основанию.

10. Возможность вывода Философских положений из других философских положений и невозможность получения одного научного положения из другого научного положения без философского (онтологического, логического, методологического и гносеологического) положения.

 

Л и т е р а т у р а

1. Уемов А. И. К вопросу о взаимоотношении предмета философии и специальных наук (См. настоящий сборник).

2. Уемов А. О природе философского знания / А. Уемов // Перестройка и общественные науки: к 125-летию ОГУ: тез. докл. и выступлений (17—18 апреля 1990 Г.). — Одесса: ОГУ, 1990. — С. 23—24.

3. Уемов А. И. Системные аспекты Философского знания / Уемов А. И. — Одесса: Негоциант, 2000. — 159 с.

4. Тулмин С. Концептуальные революции в науке / С. Тулмин // Структура и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки: сб. переводов / сост. Грязнова Б. С. и Садовского В. Н. — М.: Прогресс. 1978. —С. 170—190.

5. Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке / М. Вартофский // Структура и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки: сб. переводов / сост. Грязнова Б. С. и Садовского В. Н. — М.: Прогресс, 1978. — С. 71.

6. Уемов А. И. Формы и методы научного познания. (См. настоящий сборник).

7. Уемов А., Терентьева Л. Н. Лекции и задачи по метафизике / А. Уемов, Л. Н. Терентьева. — Одесса: Астропринт, 2009. — 280 с.

8. Терентьева Л. Н. Философские семинары / Л. Н. Терентьева. — Одес-са: ОГУ, 1992. — 170 с.

 

Т е м а 6. Онтологические проблемы науки.

1. Онтология как учение о бытии, его формах и фундаментальных принципах, о сущем. Элеатический принцип бытия и принципы сохранения в современной науке.

2. Милетская идея о качественно определенных началах бытия (стихии Эмпедокла, атомы Демокрита, апейрон Анаксимандра, семена Анаксагора, вода Фалеса Милетского и гипотеза Проута о составе Вселенной).

3. Платоновский поворот в понимании онтологических сущностей. Онтология идей: идея Блага, идеальные образцы, числа, геометрические формы.

4. В. Гейзенберг о применимости идей Платона к пониманию онтологии квантового мира; <<платонизм» в современной физике.

5. Онтологические <<идеи>> Платона и «третий мир>> К. Поппера. Где и как существует знание?

6. Критика Аристотелем онтологии Платона. Типы (бытия выделенные Аристотелем по параметрам «находиться в подлежащем» и «сказываться о подлежащем». Типы бытия Аристотелю и классификация наук.

7. Значение учения Аристотеля о 4 видах бытия для современной науки.

8. Онтологический статус универсальный; проблема существования общего в полемике реалистов и номиналистов. Реализм и номинализм в физике.

9. Концепция <<эмпирического реализма» (по А. И. Уемову) и её значение для современной науки.

10. Кантовская концепция онтологии. как понимания бытия в его соотнесенности с теоретическим знанием, зависящем от априорных форм чувственности, категорий рассудка и идей разума

11. Проблема реальности в современной физике; «реальность» макро- и микроскопических явлений. Принцип несепарабельности в квантовоймеханике кантианского понимания онтологии.

 

Л и т е р а т у р а

 

 

1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 2. / Аристотель; пер. с М. ' Мысль. 1978. - 687 с.

2. Асмус В. Ф. История античной философии / В. Ф Асмус. – М.: Высшая школа, 1965.- 320 с.

3. Гейзенберг В. Шаги за горизонт / В. Гейзенберг. – М.: Прогресс, 1987. – С.368.

4. Уемов А., Терентьева Л. Н. Лекции и задачи по метафизике. / А. Уемов, Л. Н. Терентьева. – Одесса: Астропринт, 2009.- 280 с.

5. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход / К. Поппер; пер. с англ. Д. Г. Лахути.- М.: Эдиториал УРСС, 2002.- 384 с.

6. Терентьева Л. Системно-параметричний аналiз структури та розвитку

науковоi теорiΪ / Л. Терентьева. — К.: НМК ВО, 1991. — 50 с.

7. Терентьева Л. Н. Философские семинары / Л. Н. Терентьева. — Одесса: ОГУ, 1992. – 170 с.

 

Т е м а 7. Структура научной теории.

 

1. Р. Дж. Коллингвуд об «абсолютных предпосылках» и их отношениях к специальным утверждениям естествознания (По С. Тулмину «Концептуальные Революции в науке>>).

2. Мышление физика отлично от мышления математика. Различие дедуктивного и предпосылочного отношений в структуре математического и естественнонаучного знаний.

3. Трудности аксиоматической организации структуры физической теории (Подгорецкий М. И., Смородинский Я. А. В кн.: Физическая теория. – И., 1980.)

4. «При каких обстоятельствах и в результате каких процессов одна такая совокупность предпосылок сменяется другой?» Р. Дж. Коллингвуд

5. Что означает следующая мысль Р. Дж. Коллингвуда о том, что изменение в «абсолютных предпосылках «является наиболее радикальным изменением, которое может испытать человек, и это изменение влечет отказ от наиболее обоснованных убеждений и стандартов мышления и действия»?

6. Трехуровневая модель строение научной теории (по Е. Вигнеру Этюды о симметрии. – М., 1971). События, законы и принципы инвариантности и специфика их отношения.

7. Трехуровневая системно-дескрипторная модель строения научной теории.

8. Эйнштейновская модель строения научной теории.

 

Л и т е р а т у р а

 

1. Тулмин С. Концептуальные революции в науке / С. Тулмин // Структура и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки: сб. переводов / сост. Грязнова Б. С. И Садовского В. Н. –М.: Прогресс. 1978. – С. 170-190.

2. Подгорецкий М. И. Смородинский Я. А. Об аксиоматической структуре физических теорий / М. И. Подгорецкий, Я. А. Смородинский // Физическая теория. – М.: Наука, 1980. –С. 53-61.

3. Вигнер Е. Этюды о симметрии / Вигнер Е. –М.: Мир, 1971. – 318 с.

4. Холтон Дж. Эйнштейновская модель построения научной теории / Дж. Холтон // Тематический анализ науки / Дж. Холтон. –М.: Наука, 1981. – С. 120-163.

5. Уемов А. И. Системные аспекты философского знания / Уемов А. И. – Одесса.: Негоциант, 2000-163.

6. Терентьева Л. Системно-параметрический аналiз структури та розвитку науковой теорiΪ / Л. Терентьева. – К.: НМК ВО. 1991. – 50 с.

 

Т е м а 8. Концепция критического рационализма К. Поппера.

 

1. Критика принципа верификации как критерия осмысленности научных положений и как критерия демаркации науки и не-науки. Парадокс подтверждения К. Гемпеля.

2. Новое понимание критерия осмысленности научных предложений. Принцип фальсификации. «Эмпирическая вязкость» моделей науки логического позитивизма и критического рационализма. Идея фундаментализма в философии науки.

3. Теория роста научного знания К. Поппера. Критика индуктивизма. Принцип «фалли6илизма» — любое научное знание подвержено ошибкам и носит гипотетический характер.

4. Почему К. Поппер отвергает детерминизм? Совместимы ли позиции К. Поппера и А. Эйнштейна в оценке детерминизма? Совместим ли детерминизм со свободой воли?

5. Теория роста научного знания как процесса выдвижения гипотез и их опровержения.

6. Разъясните мысль К. Поппера о том, что «требование сведения всех общих суждений к сингулярным протокольным предложениям есть индуктивизм»

7. Является ли И. Ньютон индуктивистом? Как оценивал Ф. Энгельс индуктивизм И. Ньютона?

8. Могут ли стороники логического позитивизма принять мысль И.Канта о том, что условиями возможности опыта являются синтетические априорные суждения?

9. В чем различие общих положений науки и общих утверждений метафизики в рамках принципов фальсификации и верификации?

10. В чем значение процедуры поиска ошибок и их элиминг-ции в концепции критического рационализма К. Поппера?

1 1. Как понять мысль К. Поппера о том, что одним из пороков всей классической эпистемологии есть «выделение самостоятельного эмпирического уровня познания и, наряду с ним, нейтрального языка наблюдения»?

12. Механизм роста научного знания в концепции критического рационализма. Какими свойствами должна обладать новая теория по сравнению со своей предшественницей?

13. Попперовская теория научной эволюции. Как понять идею научного развития (по К. Попперу)? Развитие — это процесс, «идущий от старых проблем к новым проблемам посредством предположений и опровержений»?

14. Эволюционная эпистемология К. Поппера. Модель дарвиновского естественного отбора: гипотезы, которые доказывают свою способность выживать в борьбе за существование; конкуренция элиминирует гипотезы, не способные выжить.

15. «Объективное знание». Теория трех онтологических миров К. Поппера. Где и как существует знание? Эйдосы Платона, дух Гегеля и третий мир Поппера: сравнительный анализ. Критика третьейго мира П. Фейерабендом. Чем привлекателен третий мир К. Поппера?

 

Л и т е р а т у р а

 

1. Поппер К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. –М.: Прогресс. 1983. — 606 с.

2. Поппер К. Реализм и цель науки Современная философия науки. Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: хрестоматия. –М.: Логос, 1996. – С. 92-106.

3. Современная западная философия: словарь / сост. Малахов В.С., Филатов В. П. –М.: Изд-во полит. литер., 1991. – 416 с.

4. Поппер К. Объективное знание: Эволюционный подход / К. Поппер. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – С. 108-166.

5. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология / А.Л Л. Никифоров. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 260 с.

6. Уемов А. И. Жизнь после смерти / А. М. Уемов // Вопросы философии. – 2003. - № 8. – С. 184-189 – Рец. на кн.: Поппер К. Объективное знание: Эволюционный подход / К. Поппер. –М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 381 с.

7. Уемов А. И. Критика принципа фальсификации К. Поппера и проблема системного подхода к демаркации научного знания / А. И. Уемов // Вопросы философии. – 2008. - №4. –С. 91-97.

8. Критика современных немарксистских концепций философии науки. – М.: Наука, 1987.- 239 с.

9. Шлик М. Поворот в философии / М. Шлик // Аналитическая философия: Избранные тексты / сост., вступит, ст. и коммент. А. Ф. Грязноваю – М.: Изд-во МГУ, 1993. – С. 28-49.

10. Шлик М. О фундаменте познания / М. Шлик // Аналитическая философия: Избранные тексты / сост., вступит, ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 181 с.

 

Т е м а 9. Методология научных исследовательских программ (НИП) И. Лакатоса.

1. Концепция развития науки как конкуренции НИП, представляющих собой связанную последовательность теорий. В чём отличие концепции научного развития И. Лакатоса от концепции развития К. Поппера?

2. Структура научно-исследовательской программы. Идея «положительной эвристики», идея «отрицательной эвристики», идея «жесткого ядра» программы, идея «защитного пояса» программы.

3. Идея запрета правил «modus tollens» на «жесткое ядро» программы. «НИП ждут столкновения». Работает ли это правило в принципе фальсификации К. Поппера?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.215 с.)