Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые итоги, или что делать↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Не все темы, характеризующие науку и паранауку, буду подвергнуты нами системно-параметрическому анализу. Рамки статьи не позволяют и это – задача монографического исследования. Отметим, что нами опускаются проблема связности тем, проблема классификации тем науки и паранауки, выраженных в категориях системно-параметрического метода. Отметим, что высокий статус «объективности» науки – как ведущая тема в анализе науки – находится в связи с такими темами: 1) проблемная установка исследования; 2) установка на доказательность; 3) инструментальное, а не субстанциональное понимание рациональности; 4) тенденция к тиражированию и воспроизводимости результатов, специализация. В сущности, это гносеологические установки, определяющие качество знания, вырабатываемого наукой и паранаукой. Возможно, можно отыскать и другие упущенные Дж. Холтоном тематические оппозиции, характерные для науки и паранауки. Однако, одна оппозиционная пара тем вызывает у нас возражения. Это, как подчеркивает Дж. Холтон, проявляется для науки в «итоговом стремлении к количественным, а не качественным результатам», для паранауки характерен «качественный, а не количественный характер результатов» [1, 52-53]. На наш взгляд, эти альтернативные установки можно отнести к методологически предпосылкам познания. Здесь сталкиваются две методологии – пифагореизм (стремление к количественным результатам познания) и квалитативизм (стремление к качественным результатам познания). Думается, что демаркации между наукой и паранаукой по этой черте нет. Науке в той же мере свойственен качественный анализ, как и количественный, а паранаука прибегает к количественной обработке своих идей. Примером качественного анализа в науке может служить силлогистика Аристотеля. Здесь методом качественного анализа формальная классическая логика достигает необходимой точности своих результатов. Формальная аристотелева логика исследует структуры, которые не носят количественного характера, да и само количество у Аристотеля понимается как вид качества: «числа имеют определённые качества, например, числа сложные и простирающиеся не в одном только направлении… и таково вообще то, что входит в сущность чисел помимо количества» [3, V, 14, 1020в 3-9]. В. П. Визгин замечает, что «представление о качестве как «пред-количестве», представление, истолковывающее качество как недовыявленное количество, как низшую ступень полноценного, т. е. количественного знания, не отвечает науке сегодняшнего дня и опровергается анализом её истории» [15, 3]. Аристотель, как всегда, оказался прав. И, наконец, представляет интерес характеристика, различающая мировоззрения и контрмировоззрения, которая относится к оценке результатов познания. Для научного мировоззрения характерен «интерсубъективный, надличностный, универсальный характре результатов», для контмировоззрения, напротив, свойственен <<личностный, а не интерсубъективный характер результатов» [1, 52—53]. Эти альтернативные положения, на наш взгляд, также относятся к гносеологическим альтернативным характеристикам познания. Личностный характер результатов познания, научного или философского исследования, музыкального или художественного творчества остается в имени их творца — симфония Л. Бетховена, сонеты В. Шекспира, философия И. Канта, физика А. Эйнштейна и т. д. Именно на той стадии становления науки, когда она находится где-то возле науки, т. е. паранауки, личностный характер результатов познания неизбежен. Это только на стадии становящейся науки актуальными становятся положения типа: «Надо освободить физику от груза антропоморфных представлений!»; для паранауки, исследующей, например, явления случайного предвидения (проскопии, прекогниции) перед катастрофами, не могут не носить личностного плана — речь идет о том, как человек вдруг становится обладателем информации о своем собственном будущем? [16]. Пока в этом вопросе мы находимся на территории паранауки, в дальнейшем эта проблема, возможно, приобретет научно-обоснованный характер. Но станем ли мы от этого счастливее?
Л и т е р а т у р а
1. Холтон Дж. Что такое «антинаука"? / Дж. Холтон // Вопросы философии. — 1992. — № 2. — С. 26—58. 2. Холтон Дж. Тематический анализ науки / Дж. Холтон, — М.: Прогресс, 1981. — 385 с. 3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. / Аристотель: пер. с древнегреч.; ред. Асмус В. Ф. — М.: Мысль, 1976. — 550 с. 4. Уемов А. И. Системные аспекты философского знания / А. И. Уемов. — Одесса: Негоциант, 2000. — 159 с. 5. Уемов А. И. Философия как форма общественного сознания и задачи ее развития в условиях перестройки / А. И. Уемов // Философия и ее место в культуре. — Новосибирск: Наука, 1990. — 23 с. 6. Уемов А. И. Роль системных параметров в демаркации научного знания / А. И. Уемов // Системный анализ научного знания: тезисы областной конференции. — Одесса: ОГУ, 1986. — 109 С. 7. Тулмин С. Концептуальные революции в науки / С. Тулмин / Структура и развитие науки. — М.: Прогресс. 1978. — 272 с. 8. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов. - М.: Мысль, 1978. — 272 с. 9. Уемов А. И. Основы практической логики с задачами и упражнениями / А. И. Уемов. - Одесса: Одесский государственный университет им. И. И. Мечникова. философское отделение ИСН, 1997. — 388 с. 10. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. — М.: Прогресс, 1975. – 287 с. 11. Эйнштейн А Принципы научного исследования / А. Эйнштейн // Физика и реальность. – М.: Наука, 1965. – 360 с. 12 Гейзенберг В. Шаги за горизонт / В. Гейзенберг. –М.: Прогресс, 1987. – 367 с. 13. Терентьева Л. М. Системно-параметричний аналiз структури i розвитку науковой теорiΪ / Л. М. Терентьева. – К.: НМК ВО, 1991. – 50 с. 14. Джемс У..Вселенная с плюралистической точки зрения / У. Джемс. – М.: Космос, 1911.-235 с. 15. Визгин В. П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля / В. П. Визгин. –М.: Наука, 1982.-430 с. 16. Чернобров В. Седьмое чувство / В. Чернобров // Вечерние вести. – 2004. – 14 янв.
Терентьева Л. Н. Наука и «антинаука» в системно-параметрическом измерении / Вiсник Одеського нацiонального унiверситету. Фiлософiя. – 2007. -№ 2. –С. 3-18.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.6 (0.006 с.) |