ТОП 10:

Эволюция онтологических парадигм



 

1. Онтология как учение о бытии, его формах и фундаментальных принципах, о сущем. Древнегреческие философы о бытии как таковом. Элеаты о различении истинного, чистого бытия и бытия обманчивого чувственного мира. Элеатический принцип бытия и принцип сохранения современной науки. Милетская идея о качественно определенных началах бытия (стихии Эмпедокла, атомы Демокрита, апейрон Анаксимандра, семена Анаксагора). Вода Фалеса Милетского и гипотеза Проута о составе Вселенной. Р. Фейнман о значении атомистической идеи для современной науки.

Платоновский поворот в понимании онтологических сущностей: онтология идей как неких умопостигаемых сущностей, их иерархическая соподчиненность: идея Блага, идеальные образцы, числа, геометрические формы. Платон о «сопричастности» мира идей многообразию чувственного мира.

В. Гейзенберг о применимости идей Платона к пониманию онтологии квантового мира: «платонизм>> в современной физике.

Онтологические идеи Платона и «третий мир» К. Поппера. Проблема сопоставимости мира знания природному миру. Где и как существует знание?

Критика Аристотелем онтологии Платона. Типы бытия, выделенные Аристотелем по параметрам: «сказываться о подлежащем» и «находиться в подлежащем». Значение учения Аристотеля о четырёх видах бытия для современных наук, изучающих 1-е сущности (история, география, литературоведение, геология), и наук, изучающих 2-е сущности (биология, химия ). Теоретические науки, изучающие 3-й и 4-й типы сущего (физика, математика).

Онтологический статус универсалий: проблема существования общего в полемике реалистов и номиналистов. Концепция «эмпирического реализма» (А. И. Уемов) и её значение для современной науки.

Декартовская концепция онтологии, зависящей от гносеологии и методологии. Аналитический метод Р. Декарта и проблема простоты современного научного знания.

Кантовская концепция онтологии как понимание бытия и его соотнесенности с теоретическим знанием, зависящим от априорных форм чувственности, категорий рассудка и идей разума. Проблема реальности в современной Физике: «реальность» макро- и микроскопических явлений. Принцип несепара6ельности в квантовой механике в свете кантианского понимания онтологии

2. Онтология категорий <<вещь>>, <<свойство» и <<отношение>>.

Категории <<вещь», <<свойство», <<отношение>> как базисные категории современной науки в философии (А. И. Уемов). Про6лема определения категорий <<вещь>>, <<свойство» и <<отношение>>. Определение вещей с пространственными и качественными границами и современная физика. Логическое и онтологическое определение вещи. Принцип взаимоопределимости категорий вещи, свойства и отношения. Контекстуальное различие и взаимопереходность категорий вещи, свойства и отношения.

Деление наук о вещах и наук об отношениях (Г. Риккерт).

Категории определенное, неопределенное, произвольное (А. Уемов).

Деление наук на три типа:

1) науки об определенных вещах (астрономия, биология и т. Д.):

2) науки об определенных свойствах. Один комплекс свойств изучает одна наука (физика), другой изучает другая наука (ХИМИЯ) и т.д.;

3) науки об определенных отношениях (математика, кибернетика) и др. (А. Уемов).

3. Структурные модели бытия в категориях <<вещь>>, <<свойство» и <<отношение>>

и в категориях <<определенное>>, «неопределённое>>, «произвольное».

Монарные модели как представление о мире, состоящем из элементов одного и того же структурного типа. Три группы монарных моделей. Концепции реизма (мир как совокупность вещей), атрибутивизма (мир как совокупность свойств), релятивизма (мир как совокупность отношений).

Бинарные модели бытия как состоящие из пары разнородных единиц. Виды бинарных моделей бытия. Тернарные модели бытия. Различие монарных, бинарных и тернарных моделей по типу интерпретации структурных единиц в категориях «определённое», «неопределённое», «произвольное».

Структурные модели бытия в воззрениях античных философов. Ионийский тип объяснения природных явлений (Фалес — вода, Анаксимен — воздух, Анаксимандр — апейрон). Пифагорейский тип объяснения («Все вещи суть числа»). «Философия отношений>> Платона (М. Клайн). Пифагорейский путь объяснения в современной науке. Математизация современной науки. Тип объяснения природы элементарных частиц в воззрениях В. Гейзенберга. Пифагореизм и квалитативизм.

Бинарная модель бытия в воззрениях Демокрита. Неделимые частицы бытия, пустота (пространство), движение, время, «число движения» (Аристотель), причинность — арсенал объяснения современной науки.

4. Материя и материальное в категориях «вещь», <<свойство>, «отношение».

Онтологический и гносеологический подходы к определению материи. Кризис в физике на рубеже 19—20 веков и категория материи. «Объективная» реальность: проблема истолкования в категориях «вешь». «свойство», «отношение». Структуризация свойства «быть объективной реальностью» — «быть объективной» реистичностью. «быть объективной» атрибутивностью, «быть объективной» реляционностью. Современная наука: анализ принципа сохранения массы, энергии, импульса, закон взаимопревращения массы и энергии в дифференцированном представлении об объективной реальности. .

Физика И. Ньютона: почему И. Ньютон считал пространство и время объективными, но не материальными?

5. Материя и природа физической реальности.

Классическая и квантовая механика: два взгляда на природу физической реальности. Полемика А. Эйнштейна и Н. Бора о природе физической реальности. Интерпретация структурных единиц физической реальности в категориях <<вещь», «свойство», «отношение», «определенное», и «неопределенное"

Эйнштейновская концепция физической реальности. Н. Бор о природе физической реальности (философия целостности квантового явления). М. Борн о природе физической реальности: анализ концепции инвариантов.

Принцип относительности и принцип дополнительности: проблема онтологического обоснования. Элементы современной физической картины мира: принципы локальности, нелокальности. принципы сепарабельности, несепарабельности. Полемика А. Эйнштейна и Н. Бора о природе физической реальности выявленной в доквантовой и квантовой физике.

6. Проблема движения и классификации наук.

Соотношение движения, изменения, развития, их соотнесенность с материальным или идеальным носителем. Возможность движения. Элеатический принцип бытия. Гераклит и Парменид о возможности изменения. Апории Зенона Элейского. Противоречивость движения.

Виды движения в философии Аристотеля. Идея формы и материи, классификация форм движения по Ф. Энгельсу. Классификация наук по формам движения материи Энгельса и развитие этой идеи в трудах Б. М. Кедрова.

Проблема редукционизма и антиредукционизма. Редукционизм и онтология элементаризма. Онтологические предпосылки механицизма, витализма и энергетизма. Является ли энергетизм «отходом» от материализма? В. Ленин против В. Оствальда. Онтологические основания полемики по проблеме энергетизма.

Современная наука и проблема энергетизма. Проблема истолкования формулы А. Эйнштейна Субстанциональность (реистичность) в трактовке «массы» (И. Ньютон). Закон сохранения «массы» как сохранение абсолютно неизменных. неделимых частиц материи как закон сохранения реистичности. Законы сохранения энергии, импульса, заряда, спина как законы сохранения и превращения реляционности.

М. Борн о «единении наших знаний о природе». Достигнутом в законе взаимосвязи (пропорциональности, эквивалентности) массы и энергии: Онтологическая интерпретация закона взаимосвязи как взаимопревращения реляционности и реистичности.

М. Джеммер об утрате субстанциональности в понимании материи.

7. Пространство и время в философии и науке. Субстанциональная и реляционная парадигмы.

Демокрит, Аристотель о пустоте, пространстве, времени, движении. Теория времени Августина. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени, анализ этих концепций в категориях «вещь», «свойство», «отношение». Демокрит, И. Ньютон: понимание пространства и времени как неких субстанций, имеющих самостоятельное существование наряду с материей. Время и пространство как некоторые «вещи».

Пространство как чистая протяженность, время как чистая длительность, в которые как бы «погружены», «помещены» материальные объекты. Субстанциональность пространства и времени и классическая механика.

Реляционная концепция пространства и времени. Утрата признака субстанциональности у пространства и времени. Аристотель о времени: «...время есть число движения». Эйнштейновская концепция пространства и времени. Взаимосвязь пространства и времени, относительность пространственно-временных характеристик. Проблема бесконечности и безграничности пространства и времени. Эвклидова и неэвклидова геометрии о свойствах пространства. Симметрия пространства времени и законы сохранения. Необратимость времени.

Специфика временных отношений в географии, геологии, биологии, истории, психологии.

8. Детерминизм, причинность в научной картине мира.

Понятие детерминизма и его соотношение с понятием причинности. Виды причинности. Причинность как связь состояний во времени, как пространственно-временная детерминация событий.

Причинность в математике: функциональные зависимости как математическая форма выражения причинных связей. Необратимость причинных связей и обратимость аргумента и функции в функциональных зависимостях.

Причинность в классической физике. Второй закон Ньютона и формирование концепции лапласовского детерминизма. Ограниченность концепции лапласовского детерминизма как основы для построения современной научной картины мира.

Причинность квантовой теории. Детерминизм и индетерминизм. Принцип неопределенности в квантовой механике. Идеал однозначной причинности в доквантовой физике. Идея вероятностей причинности (Л. Баженов).

Динамические и статистические закономерности. Возможности и границы вероятностной картины мира. Кибернетика и идея вероятностной причинности (Н. Винер). Однозначная и

вероятностная причинность: интерпретация в категориях точечных и линейных свойств.

Временное отношение между причиной и следствием (А. Уемов). Идея Аристотеля о видах причин (материальная. формальная, действующая и целевая) и ее реализация в истории научных исследований.

9. Проблема развития в философии и науке.

Развитие и изменение. Является ли развитие атрибутом науки? Связь и развитие. Связь развития со связью. Многообразие связей: существенность, универсальность, взаимность, разнокачественность, относительность. Аналогичные характеристики развития. Направленность связей и направленность развития. Прогрессивное и регрессивное развитие. Тупиковые ветви развития в науке и социальной сфере. Концепция развития в философии Г. В. Ф. Гегеля. Источник, механизм и форма развития в материалистической диалектике. Параметры развития как переход от однородного к разнородному в философии Г. Спенсера. Н. К. Михайловский о формуле прогресса как перехода от менее разнородного к более разнородному.

Процессы интеграции и дифференциации в развитии современной науки в параметрах однородно-разнородного. Является ли прогресс атрибутом развития? Роль современной науки в гуманизации и дегуманизации жизни людей. Контролируемые и неконтролируемые проблемы научных последствия научных открытий. Этические проблемы научных открытий и изобретений.

Системная концепция развития. Системные параметры и системные дескрипторы в параметрической общей теории систем (А. И. Уемов). Понятие реляционного коллапса и его применения к анализу процесса развития.

Развитие как некая диахроническая система с меняющимся набором знаний системных параметров. Гомогенный и гетерогенный тип развития научного знания (Л. Н. Терентьева).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.006 с.)