ТОП 10:

VII. Логико-гносеологические проблемы науки.



1. Логические особенности научного знания. Знание непосредственное и выводное. Основы логические формы знания: понятия, суждения, умозаключения. Понятийная форма мышления в науке Логические операции над понятиями: ограничение и обобщение понятий, выводы из понятий, определение и деление понятий. Проблема истинности и ложности понятий. Идея эволюции понятий. «Ломка понятий» как изменение смысла понятий в период научных революций. Изменение структуры мышление в эволюции физических идей (В. Гейзенберг). Объём и содержание понятий. Фактическая и логическая пустота объёма понятий.

2. Классификационная проблема. Логические основания классификационной проблемы: логические критерии деления понятий. Классификация и её место в развитии науки. Классификация и районирование, классификация и периодизация. Различие логических оснований деления и членения понятий. Идея естественной классификации. Многообразие классификаций и про6лема логических оснований деления понятий. Машинные методы классификации.

3. Логические суждения. Строение суждений в формальной классической логике (Аристотель). Субъектно-предикатная форма мысли в современной науке. Двойной тезис О. Рейзера: связь аристотелевской логики, геометрии Эвклида и механики И. Ньютона. Реализация этого тезиса с добавлением частицы <<не>> в современной науке: связь не-аристотелевской логики, не-эвкли-довой геометрии и не-ньютоновской физики. Логические операции над суждениями: превращение, обращение суждений. Логический анализ языка науки: логическая связность ее суждений, непротиворечивость, обоснованность. Связь суждений по истинности и ложности. Формально-логические законы мышления.

4. Проблема логического анализа форм теоретического знания. Научные открытия в форме гипотез, теорий, исследовательских программ. Проблема логического анализа и обоснования гипотезы. Условно-категорический силлогизм. Соотношение гипотезы и теории. Многообразие теорий. Функции научной теории: объяснение, предсказание, стандарты понимания.

Физика как образец наиболее развитых теорий. Логическая связность и непротиворечивость теории. Эйнштейновская модель построения научной теории (ДЖ. Холтон). Логический и нелогический пути в организации теории. Критерии истинности теории: внешнее оправдание и внутреннее совершенство (А. Эйнштейн).

5. Соотношение теории и эмпирической реальности. Факты и теория. Теоретизм и эмпиризм. Идея нейтральности фактов. Идея "теоретической нагруженности» научных фактов. Наличный и научный факт. Подключение теории к эмпирическому базису: индуктивный (И. Ньютон) и гипотетико-дедуктивный пути. Сравнительная характеристика индуктивного и дедуктивного вывода. Соотношение достоверности и новизны в выводном процессе. Умозаключения по аналогии, условия повышения достоверности аналогических умозаключений.

6. Проблема статуса научной теории. Проблема «полноты» теоретического описания (А. Эйнштейн). Проблема полноты квантовомеханического описания физической реальности (А. Эйнштейн). Полемика А. Эйнштейна и Н. Бора. Логические онтологические и гносеологические основания полемики. Принципы локальности и нелокальности, сепарабельности и несепарабельности.

Проблема «замкнутой теории» В. Гейзенберга. Проблема логического анализа «замкнутой теории», идея внутренних и внешних отношений (У. Джеймс). Проблема развития научной теории и идея «реляционного коллапса» (А. Уемов).

Критерии выбора теории. Проблема истины и правдоподобия теорий. Принцип верификации и его логический анализ. Принцип фальсификации К. Поппера. Проблема простоты теории. Проблема измерения простоты. Эстетические критерии выбора теории.

Проблема математизации науки. <<Непостижимая эффективность» математики в науке. Математика и логика. Логицизм Б. Рассела. Идея качественной математики и язык тернарного описания (ЯТО) А. И. Уемова.

7. Компьютеризация науки. Связь математизации и компьютеризации науки. Компьютеризация: новые возможности и методы исследования. Машинное моделирование, машинный эксперимент, машинные методы получения выводного знания, машинные методы доказательства теории. Компьютеризация и новые методы хранения и поиска информации. Компьютеризация и образование.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.194.83 (0.003 с.)