Категории диалектики: единичное, особенное, общее, целое и часть, элемент, структура, система.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории диалектики: единичное, особенное, общее, целое и часть, элемент, структура, система.



Фил-кие категории - это фундаментальные понятия, кот. отражают общие отношения материальной реальности и познания. Впервые теоретический анализ категорий попытался осуществить Аристотель. Кант рассматривал категории как доопытные формы разума, не связанные с внешним миром. Гегель утверждал, что категории, хотя являются формами мышления, но содержат в себе характеристики самих предметов.

Материалистическая диалектика признает объективность содержания категорий и универсальность связей, закрепленных в них. Развитие категорий он рассматривает в двух аспектах. Во-первых, как обогащение содержания уже существующих категорий и, во-вторых, как появление новых категорий.

Каждую вещь можно мысленно или реально разделить на составляющие. В этом случае возникает проблема соотношения между вещью и ее составляющими. Для ее решения используются категории «целое», «часть», «элемент», «структура», «система». Целое – это такая взаимосвязь частей, которая характеризуется свойствами не присущими каждой отдельной части.

Часть – это составляющая целого. В фил-и существуют три подхода, характеризующие взаимоотношения между целым и его частями: холизм исходит из того, что характер частей определяет целое; меризм утверждает, что целое определяется частями; диалектический подход основан на том, что целое определяется целым посредством частей. Развитие познания и расширение сферы деятельности человека потребовало новых категорий, дополняющих содержание категорий «целое» и «часть». Элемент – это относительно самостоятельная качественно-определенная составная часть сложного целого.

Структура – это относительно устойчивый способ связи элементов сложного целого, который обеспечивает существование этого целого при различных изменениях. Система – это совокупность взаимосвязанных упорядоченных элементов, которая характеризуется определенной структурой. Каждый материальный объект представляет собой систему. Множество объектов предполагает классификацию систем. В самом общем виде системы подразделяются на материальные (материальные объекты и их совокупности) и абстрактные (продукты человеческого мышления). В зависимости от устойчивости или изменчивости выделяют статичные и динамичные системы.

По характеру взаимодействия с окружающей средой различают закрытые и открытые системы. Первые обмениваются с внешней средой только энергией. Вторые – энергией и веществом. По характеру связи между элементами выделяют суммативные и целостные системы. В первых элементы связаны поверхностными, случайными связями; во вторых – существенными, органическими. При знакомстве с миром человек обращает внимание на его многообразие и неповторимость каждой вещи и, вместе с тем, замечает сходство вещей и явлений. Эта особенность отражена категориями «единичное», «общее», «особенное». Единичное – это отдельный, обладающий индивидуальной качественной и количественной определенностью предмет, ограниченный в пространстве и во времени от других предметов и явлений.

Общее – это сходство свойств сторон предметов и явлений действительности. Общее существует в единичном и проявляется через единичное, а единичное всегда содержит в себе частицу общего. Спецификой особенного является то, что по отношению к единичному оно выступает как общее, а по отношению к общему как единичное.

 

 

32. Категории диалектики: содержание и форма, сущность и явление.

В процессе внутреннего взаимодействия элементов целого и его внешнего взаимодействия с другими целостностями происходит изменение объекта. Однако это изменение не мгновенное. Разные части целого изменяются с разной скоростью. Эту особенность отражают категории «содержание» и «форма».

Содержание – это единство всех элементов объекта: их связей, свойств, противоречий и тенденций развития.

Форма – это способ выражения содержания объекта.

Форма не равнозначна внешнему виду. В объекте всегда различают внешнюю и внутреннюю форму. Внешняя связана с пространственно-временными характеристиками, а внутренняя характеризует способ связи элементов содержания, его свойств и противоречий. При этом внешняя форма не может существовать без внутренней, а внутренняя всегда проявляется через внешнюю.

Содержание является ведущей, определяющей стороной объекта, и оно изменяется быстрее, чем форма. Но форма способна активно воздействовать на содержание и противостоять его изменению.

Тот или иной предмет нельзя познать сразу, целиком и полностью. Познание осуществляется путем перехода от одного уровня познания к другому. Это отражают категории «сущность» и «явление».

Сущность – это единство глубинных связей, отношений, законов, которые определяют основные черты развития той или иной системы.

Явление – внешнее обнаружение сущности. Сущность и явление отражают одну и ту же реальность, но не совпадают. Сущность отражает внутреннюю устойчивую непосредственно не воспринимаемую сторону предметов и процессов, а явление - внешнюю изменчивую чувственно воспринимаемую сторону предмета.

 

 

Категории диалектики: причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность.

Иногда выделяют категорию «всеобщее», которое характеризует связь между всеми явлениями и предметами действительности. Примером всеобщей связи называют причинно-следственную связь.

Причина – это явление, которое при наличии определенных условий вызывает новые явления.

Следствие – это результат действия причины. В результате такого взаимодействия между причиной и следствием происходит обмен веществом, энергией, информацией. В общественных отношениях эту пару категорий дополняет понятие «повод» – какое-либо событие, которое активизирует действие причины.

Сторонники всеобщего характера причинно-следственных связей составляют течение философии, которое называется «детерминизм». Те, кто отрицают всеобщий характер причинно-следственных связей, относятся к течению индетерминизма.

Переход причины в следствие всегда является необходимым, но осуществляется в случайных формах.

Необходимость отражает внутренние, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения реальности.

Случайность отражает внешние, неустойчивые явления и процессы. Необходимость – это то, что обязательно проиойдет при определенных условиях. Случайность – это то, что может быть, а может и не быть.

Необходимость и случайность могут меняться местами. То, что в одних условиях случайно, в других может быть необходимым.

Действительность – в широком смысле слова весь реально существующий мир, а в узком – бытие отдельных предметов.

Возможность – это то, предпосылки чего уже имеются, но оно еще не стало действительностью.

Во взаимосвязи возможности и действительности приоритет принадлежит действительности, поскольку она включает в себя все возможности, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Выделяют реальные и формальные возможности. Первые связаны с необходимыми сторонами объекта, а вторые – со случайными. Реальные возможности подразделяются на абстрактные и конкретные. Для первых в настоящее время нет необходимых условий осуществления, а для вторых они имеются.

 

 

Философия природы

Термин «природа» используется в трех значениях: 1) для обозначения всего существующего; 2) для определения внечеловеческой реальности, то есть всего того, что возникло и существует независимо от человека; 3) в качестве синонима понятия «сущность».

Древние люди соотносили природу с собой и, задумываясь над сущностью психических процессов, пришли к анимизму – вере в существование души. Часто они наделяли душой весь окружающий мир (гилозоизм).

На основе анимизма и гилозоизма в античном мире стали формироваться рационалистические представления о природе. Существовало понятие «ЛОГОС» – всеобщий закон, управляющий миром. Ему были подчинены и люди, и природа. Однако наличие у человека разума приводило к мысли о его праве преобразовывать природу.

В средние века мир был разделен на земной и небесный. Земной считался греховным, а природа рассматривалась чаще всего как сосредоточие сил зла.

Возрождение восстановило античное отношение к природе и утверждало мысль о том, что только в единстве с природой человек способен приобрести высшие духовные ценности. Однако при этом стало формироваться и утилитарно-практическое отношение к природе, согласно которому природа рассматривалась как неисчерпаемая кладовая богатств, которые человек должен использовать для роста своего материального благополучия. Эта доминанта массового сознания утвердилась в Новое время и просуществовала до середины XX в. Только в 50-е годы XX в. пришло осознание хрупкости природы и необходимости бережного отношения к ней.

Издавна, различая живую и неживую природу, люди мало задумывались над проблемой возникновения жизни. Столетия господствовало убеждение о самозарождении жизни. Только в 1862 году Луи Пастер опроверг эту догму своим тезисом «Все живое – с живого». Успехи естествознания позволяют определить специфику систем живой природы: 1) для живого характерна негентропийность, то есть способность накапливать вещество, энергию, информацию, приобретая сложную организацию, обладающую длительной памятью; 2) живое сохраняется, постоянно разрушаясь; 3) живая система относительно изолирована от внешней среды и сохраняет свою качественную специфику; 4) для живого характерны упреждающие реакции; 5) живые системы преимущественно сохраняют не действие, а свое противодействие, то есть живое стирает след воздействия, преобразуя его в память; 6) живые системы открыты, то есть обмениваются со средой и энергией, и веществом.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.015 с.)