Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные философские школы Др. Китая.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В Древнем Китае достоинство человека определялось не столько происхождением, сколько его образованностью, талантами, умом. Наиболее влиятельными философскими течениями в Китае стали конфуцианство и даосизм, которые возникли в VI в. до н.э. Основатель даосизма Лао-Цзы – личность полулегендарная. Основы его учения изложены в трактате «Дао дэ цзы». По его мнению, мир существует благодаря взаимодействию двух начал: темного пассивного женского начала Инь и светлого активного мужского начала Ян. Это противоположности, которые присутствуют во всех явлениях действительности. Мир существует и развивается благодаря всеобщему закону Дао, которому подчинены и силы природы, и судьбы людей. Жить в соответствии с Дао можно, руководствуясь принципом «у-вэй» («недеяние»): человек не должен преобразовывать окружающий мир, а обязан всеми способами приспосабливаться к миру. Конфуций, занимаясь государственной деятельностью, видел свою задачу в том, чтобы предложить учение, которое обеспечило бы прочный мир и благоденствие народа. Из его высказываний ученики составили трактат под названием «Лунь юй». Он говорил, что все беды происходят из-за того, что люди забывают заветы предков и нарушают традиции. Конфуций выдвинул требование «исправления имен». Оно означало, что каждый должен глубоко осознать свое положение в обществе и до мелочей выполнять все ритуалы (ли), которые ему соответствуют. В результате этого в обществе будет установлен обязательный для всех закон (фа), а отношения между людьми станут гуманными (жэнь). Даосизм и конфуцианство с течением времени превратились в национально-государственные религии. В целом свое главное назначение китайские философы видели в обучении порядку. Они крайне негативно относились ко всему новому и были сторонниками традиционализма. Эта односторонность философии в дальнейшем предопределила серьезное научно-техническое отставание Китая от других цивилизаций.
Особенности античной фил-ой традиции. Античность – это период в истории народов Средиземноморья с середины III тыс. до н.э. по конец V в. н.э. Фил-я возникла в Др. Греции в VI-IV вв. до н.э. Первые философы были одновременно естествоиспытателями, т.е. они пытались понять природу мира, происхождение Земли, Солнца, звезд. Философы из города Милет пытались найти первооснову мира. Они видели ее в той или иной природной стихии. Фалес утверждал, что все вещи состоят из воды, а разрушаясь, превращаются в воду. Анаксимен таким первоначалом называл воздух. Анаксимандр – апейрон: подвижное вещество, напоминающее туман. Он же утверждал, что Земля шарообразна и равноудалена от других частей космоса. Гераклит из Эфеса считал началом мира огонь, который равен самому себе, закономерно загорается и закономерно затухает. Он впервые обратил внимание на постоянную изменчивость мира и стал основателем диалектики – учения о всеобщем движении и развитии. Представители элейской школы фил-и (Парменид, Зенон, Ксенофан) противопоставляли разум и чувства. По их мнению, мир, воспринимаемый с помощью чувств, – это иллюзия. Истинный мир познается только разумом. Следовательно, бытие – это то, о чем можно мыслить без противоречий. О небытии мыслить нельзя: бытие есть, небытия нет. Свою концепцию бытия предложил Демокрит (бытие – это что-то предельно простое, непроницаемое и неделимое, он его назвал «атом». Атом – бытие, пустота – небытие.). Своего расцвета античная фил-я достигла в V-IV вв. до н.э. В Афинах в условиях рабовлад-кой демократии особо высоко ценилось ораторское искусство, умение убеждать. Этому за деньги учили люди, кот. называли софистами. Они впервые в центр фил-х размышлений поставили человека. Учеником софистов, а затем их противником был Сократ, кот. требовал выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Он утверждал, что каждый чел. содержит в себе всю полноту знания. Задача философов сост-т в том, чтобы помочь людям извлечь это знание из самих себя. Ученик Сократа Платон является основоп-ком объективного идеализма. Он утверждал, что подлинным бытием являются вечные, неизменные, умопостигаемые сущности, кот. он назвал идеями. Идеи находятся на небе и каждая земная вещь существует только потому, что на небе есть соответствующая ей идея. Платон впервые использовал понятие «материя». Платон верил в переселение душ, в существование мировой души, душ растений и животных. Он утверждал, что мир создан из хаоса божественным демиургом. Аристотель будучи учеником Платона, отошел от идей учителя. Он отказался от понятия «идея» и использовал понятия «форма» и «сущность». Форма – это начало жизни и деятельности, а сущность – это единичное, самостоятельное бытие. Сущности Аристотель разделил на низшие, которые состоят из материи и формы (все земные вещи), и высшие, состоящие только из формы. Эпикур и его последователи смыслом жизни провозгласили наслаждения. Они сост. в удовл-и желаний. Среди всех желаний и наслаждений первенство отводилось духовным, среди которых главными Эпикур считал дружбу и знание. Стоики (Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет) проповедовали покорность судьбе, терпение, любовь к ближним. Они утверждали, что человек ничего не может изменить в мире, но он может и должен изменить свое отношение к нему: подавить в себе гнев, выработать невозмутимость и всепрощение.
Статус и функции фил-и в средн-й европ-й культуре. Средние века в истории Западной Европы охватывают период с конца V - конец XV вв. Для духовной жизни этого времени характерно безраздельное господство христианской религии и церкви. Средневек. фил-я существовала в 2-х формах: патристика и схоластика. Патристика – это обобщенное название наиболее авторитетных соченений христианских богословов, кот. стояли у истоков христианской церкви и потому называться отцами церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Аврелий, Августин и др.),(лат. Paters – отцы). Схоластика или школьная фил-я сформир-сь в средневек-х учебных заведениях и представляла собой систему рационально-логических док-в, истенности догматов христианской церкви. Одной из главных проблем, которые решали схоласты, был вопрос об универсалиях (общих понятиях). Одни утверждали, что реально существуют лишь единичные вещи, а универсалии – это продукт человеческого разума. Этих схоластов называли номиналистами. Другие доказывали, что общие понятия предшествуют единичным вещам. Их называли реалистами. В своих крайних проявлениях номинализм и реализм подрывали церковные догматы (утверждения, которые принимаются без доказательств). Так, номиналисты приходили к отрицанию догмата Святой Троицы, а реалисты «растворяли» Бога в природе. Таким образом, для средневековой философии были характерны: 1) теоцентризм - признание Бога определяющей силой мира; 2) супранатурализм – утверждение надприродного характера божественной реальности; 3)сотериологизм – ориентация всей деятельности человека на спасение души; 4) ревеляционизм – богооткровенность, которая означает, что есть знания, недоступные разуму человека, а получить их можно непосредственно от Бога; 5) креационизм – утверждение, что Бог создал мир «из ничего», по собственной воле; 6) провиденциализм – утверждение определяющей роли Бога в историческом процессе; 7) эсхатология – учение о конце мира, в соответствии с которым человеческая история имеет своей целью достижение человечеством Божьего царства. Т. о, средневековая философия развивалась в границах, определяемых церковью, но постоянно стремилась к расширению своих границ, что вело к подрыву религиозного мировоззрения (фил-и предписывалась роль служанки богословия). В конце XI – начале XX вв. эта философия была преобразована с учетом научных открытий и с изменением положения католической церкви в мире. Этот вариант философии получил название неотомизм и в настоящее время является официальной философией Ватикана. Ее важнейшим положением стал тезис о гармонии веры и разума.
Философия эпохи Ренессанса. Возрождение – это эпоха духовной жизни Западной Европы, которая характеризуется расцветом искусств и ремесел, ускоренным развитием науки и охватывает период с XIV по XVII в. Мировоззрение новой эпохи характеризовалось следующими чертами: 1) антропоцентризм – признание человека центром мира, утверждение его права на преобразовательную деятельность в мире; 2) гуманизм – признание за человеком права на счастье, независимо от его происхождения и общественного положения; 3) индивидуализм – приоритет прав личности по отношению к интересам общества и государства; 4) возникновение и развитие светского реалистического искусства; 5) формирование экспериментальной науки и естествознания. Развитие производства требовало широкого использования научных знаний. Средневековая схоластика не могла обеспечить их рост, требовались принципиально новые подходы к проблеме познания мира. Значительный вклад в создание методологии научного познания внес Николай Кузанский (1401-1464). Будучи кардиналом католической церкви, он использовал философию Платона для анализа актуальных проблем своего времени. Кузанский создал оригинальную концепцию развития мира. Он утверждал, что переход от Бога к миру осуществляется путем развертывания (эманация), то есть природа – это развертывание всего, что содержит в себе Бог. Бог бесконечен, а развернутая природа имеет свои границы, но они недоступны человеку. Поскольку мир безграничен, то он не имеет центра. В связи с этим нет никакой разницы между Землей и небесными сферами. Таким образом, опровергался тезис о признании Земли центром Вселенной. Его идеи применительно к астрономии использовал Николай Коперник (1473-1543). Он создал гелиоцентрическую систему мироздания, в которой Солнце признавалось центром Вселенной. Взгляды Коперника послужили основой теоретических изысканий Дж. Бруно (1548-1600). Его называют основателем натуралистического пантеизма – учения о Боге как творческой активной силе природы. Бруно утверждал, что Вселенная имеет единое первоначало, которое соединяет материю и форму. Вселенная бесконечна и состоит из множества миров, населенных разумными существами. Значительный вклад в создание экспериментальной физики внес Г.Галилей (1564-1642). Создателем ряда медицинских дисциплин считается швейцарский врач Парацельс. В эпоху Возрождения возрос интерес не только к природе, но и к обществу. Стали создаваться социальные теории, объясняющие закономерности возникновения государств, государственной власти, различных форм государственного устройства. Первым теоретиком политики стал Н.Макиавелли (1469-1527). В своем трактате «Государь» он убедительно доказал, что причины возникновения государств следует искать не на небе, а на земле. Земные правители в своей деятельности руководствуются не нормами христианской морали, а стремлением к выгоде, и для достижения политических целей применимы любые средства. Возрождение затронуло лишь высшие слои европейского общества. Гораздо более массовым движением стала Реформация, которая началось в XVI веке в Германии и была направлена против католической церкви. Ее итогом стало возникновение протестантизма, создавшего духовные основы капиталистического способа производства и буржуазных общественных отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.153 (0.007 с.) |