Основные философские школы Др. Китая.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные философские школы Др. Китая.



В Древнем Китае достоинство человека определялось не столько происхождением, сколько его образованностью, талантами, умом. Наиболее влиятельными философскими течениями в Китае стали конфуцианство и даосизм, которые возникли в VI в. до н.э. Основатель даосизма Лао-Цзы – личность полулегендарная. Основы его учения изложены в трактате «Дао дэ цзы». По его мнению, мир существует благодаря взаимодействию двух начал: темного пассивного женского начала Инь и светлого активного мужского начала Ян. Это противоположности, которые присутствуют во всех явлениях действительности. Мир существует и развивается благодаря всеобщему закону Дао, которому подчинены и силы природы, и судьбы людей. Жить в соответствии с Дао можно, руководствуясь принципом «у-вэй» («недеяние»): человек не должен преобразовывать окружающий мир, а обязан всеми способами приспосабливаться к миру.

Конфуций, занимаясь государственной деятельностью, видел свою задачу в том, чтобы предложить учение, которое обеспечило бы прочный мир и благоденствие народа. Из его высказываний ученики составили трактат под названием «Лунь юй». Он говорил, что все беды происходят из-за того, что люди забывают заветы предков и нарушают традиции. Конфуций выдвинул требование «исправления имен». Оно означало, что каждый должен глубоко осознать свое положение в обществе и до мелочей выполнять все ритуалы (ли), которые ему соответствуют. В результате этого в обществе будет установлен обязательный для всех закон (фа), а отношения между людьми станут гуманными (жэнь).

Даосизм и конфуцианство с течением времени превратились в национально-государственные религии.

В целом свое главное назначение китайские философы видели в обучении порядку. Они крайне негативно относились ко всему новому и были сторонниками традиционализма. Эта односторонность философии в дальнейшем предопределила серьезное научно-техническое отставание Китая от других цивилизаций.

 

Особенности античной фил-ой традиции.

Античность – это период в истории народов Средиземноморья с середины III тыс. до н.э. по конец V в. н.э. Фил-я возникла в Др. Греции в VI-IV вв. до н.э. Первые философы были одновременно естествоиспытателями, т.е. они пытались понять природу мира, происхождение Земли, Солнца, звезд. Философы из города Милет пытались найти первооснову мира. Они видели ее в той или иной природной стихии. Фалес утверждал, что все вещи состоят из воды, а разрушаясь, превращаются в воду. Анаксимен таким первоначалом называл воздух. Анаксимандр – апейрон: подвижное вещество, напоминающее туман. Он же утверждал, что Земля шарообразна и равноудалена от других частей космоса. Гераклит из Эфеса считал началом мира огонь, который равен самому себе, закономерно загорается и закономерно затухает. Он впервые обратил внимание на постоянную изменчивость мира и стал основателем диалектики – учения о всеобщем движении и развитии. Представители элейской школы фил-и (Парменид, Зенон, Ксенофан) противопоставляли разум и чувства. По их мнению, мир, воспринимаемый с помощью чувств, – это иллюзия. Истинный мир познается только разумом. Следовательно, бытие – это то, о чем можно мыслить без противоречий. О небытии мыслить нельзя: бытие есть, небытия нет. Свою концепцию бытия предложил Демокрит (бытие – это что-то предельно простое, непроницаемое и неделимое, он его назвал «атом». Атом – бытие, пустота – небытие.). Своего расцвета античная фил-я достигла в V-IV вв. до н.э. В Афинах в условиях рабовлад-кой демократии особо высоко ценилось ораторское искусство, умение убеждать. Этому за деньги учили люди, кот. называли софистами. Они впервые в центр фил-х размышлений поставили человека. Учеником софистов, а затем их противником был Сократ, кот. требовал выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Он утверждал, что каждый чел. содержит в себе всю полноту знания. Задача философов сост-т в том, чтобы помочь людям извлечь это знание из самих себя. Ученик Сократа Платон является основоп-ком объективного идеализма. Он утверждал, что подлинным бытием являются вечные, неизменные, умопостигаемые сущности, кот. он назвал идеями. Идеи находятся на небе и каждая земная вещь существует только потому, что на небе есть соответствующая ей идея. Платон впервые использовал понятие «материя». Платон верил в переселение душ, в существование мировой души, душ растений и животных. Он утверждал, что мир создан из хаоса божественным демиургом. Аристотель будучи учеником Платона, отошел от идей учителя. Он отказался от понятия «идея» и использовал понятия «форма» и «сущность». Форма – это начало жизни и деятельности, а сущность – это единичное, самостоятельное бытие. Сущности Аристотель разделил на низшие, которые состоят из материи и формы (все земные вещи), и высшие, состоящие только из формы. Эпикур и его последователи смыслом жизни провозгласили наслаждения. Они сост. в удовл-и желаний. Среди всех желаний и наслаждений первенство отводилось духовным, среди которых главными Эпикур считал дружбу и знание. Стоики (Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет) проповедовали покорность судьбе, терпение, любовь к ближним. Они утверждали, что человек ничего не может изменить в мире, но он может и должен изменить свое отношение к нему: подавить в себе гнев, выработать невозмутимость и всепрощение.

 

 

Статус и функции фил-и в средн-й европ-й культуре.

Средние века в истории Западной Европы охватывают период с конца V - конец XV вв. Для духовной жизни этого времени характерно безраздельное господство христианской религии и церкви. Средневек. фил-я существовала в 2-х формах: патристика и схоластика. Патристика – это обобщенное название наиболее авторитетных соченений христианских богословов, кот. стояли у истоков христианской церкви и потому называться отцами церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Аврелий, Августин и др.),(лат. Paters – отцы).

Схоластика или школьная фил-я сформир-сь в средневек-х учебных заведениях и представляла собой систему рационально-логических док-в, истенности догматов христианской церкви. Одной из главных проблем, которые решали схоласты, был вопрос об универсалиях (общих понятиях). Одни утверждали, что реально существуют лишь единичные вещи, а универсалии – это продукт человеческого разума. Этих схоластов называли номиналистами. Другие доказывали, что общие понятия предшествуют единичным вещам. Их называли реалистами. В своих крайних проявлениях номинализм и реализм подрывали церковные догматы (утверждения, которые принимаются без доказательств). Так, номиналисты приходили к отрицанию догмата Святой Троицы, а реалисты «растворяли» Бога в природе.

Таким образом, для средневековой философии были характерны: 1) теоцентризм - признание Бога определяющей силой мира; 2) супранатурализм – утверждение надприродного характера божественной реальности;

3)сотериологизм – ориентация всей деятельности человека на спасение души; 4) ревеляционизм – богооткровенность, которая означает, что есть знания, недоступные разуму человека, а получить их можно непосредственно от Бога; 5) креационизм – утверждение, что Бог создал мир «из ничего», по собственной воле; 6) провиденциализм – утверждение определяющей роли Бога в историческом процессе; 7) эсхатология – учение о конце мира, в соответствии с которым человеческая история имеет своей целью достижение человечеством Божьего царства. Т. о, средневековая философия развивалась в границах, определяемых церковью, но постоянно стремилась к расширению своих границ, что вело к подрыву религиозного мировоззрения (фил-и предписывалась роль служанки богословия).

В конце XI – начале XX вв. эта философия была преобразована с учетом научных открытий и с изменением положения католической церкви в мире. Этот вариант философии получил название неотомизм и в настоящее время является официальной философией Ватикана. Ее важнейшим положением стал тезис о гармонии веры и разума.

 

 

Философия эпохи Ренессанса.

Возрождение – это эпоха духовной жизни Западной Европы, которая характеризуется расцветом искусств и ремесел, ускоренным развитием науки и охватывает период с XIV по XVII в. Мировоззрение новой эпохи характеризовалось следующими чертами: 1) антропоцентризм – признание человека центром мира, утверждение его права на преобразовательную деятельность в мире; 2) гуманизм – признание за человеком права на счастье, независимо от его происхождения и общественного положения; 3) индивидуализм – приоритет прав личности по отношению к интересам общества и государства; 4) возникновение и развитие светского реалистического искусства; 5) формирование экспериментальной науки и естествознания. Развитие производства требовало широкого использования научных знаний. Средневековая схоластика не могла обеспечить их рост, требовались принципиально новые подходы к проблеме познания мира. Значительный вклад в создание методологии научного познания внес Николай Кузанский (1401-1464). Будучи кардиналом католической церкви, он использовал философию Платона для анализа актуальных проблем своего времени. Кузанский создал оригинальную концепцию развития мира. Он утверждал, что переход от Бога к миру осуществляется путем развертывания (эманация), то есть природа – это развертывание всего, что содержит в себе Бог. Бог бесконечен, а развернутая природа имеет свои границы, но они недоступны человеку. Поскольку мир безграничен, то он не имеет центра. В связи с этим нет никакой разницы между Землей и небесными сферами. Таким образом, опровергался тезис о признании Земли центром Вселенной. Его идеи применительно к астрономии использовал Николай Коперник (1473-1543). Он создал гелиоцентрическую систему мироздания, в которой Солнце признавалось центром Вселенной. Взгляды Коперника послужили основой теоретических изысканий Дж. Бруно (1548-1600). Его называют основателем натуралистического пантеизма – учения о Боге как творческой активной силе природы. Бруно утверждал, что Вселенная имеет единое первоначало, которое соединяет материю и форму. Вселенная бесконечна и состоит из множества миров, населенных разумными существами. Значительный вклад в создание экспериментальной физики внес Г.Галилей (1564-1642). Создателем ряда медицинских дисциплин считается швейцарский врач Парацельс. В эпоху Возрождения возрос интерес не только к природе, но и к обществу. Стали создаваться социальные теории, объясняющие закономерности возникновения государств, государственной власти, различных форм государственного устройства. Первым теоретиком политики стал Н.Макиавелли (1469-1527). В своем трактате «Государь» он убедительно доказал, что причины возникновения государств следует искать не на небе, а на земле. Земные правители в своей деятельности руководствуются не нормами христианской морали, а стремлением к выгоде, и для достижения политических целей применимы любые средства. Возрождение затронуло лишь высшие слои европейского общества. Гораздо более массовым движением стала Реформация, которая началось в XVI веке в Германии и была направлена против католической церкви. Ее итогом стало возникновение протестантизма, создавшего духовные основы капиталистического способа производства и буржуазных общественных отношений.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.146.141 (0.005 с.)