Фил-я и ценностные приоритеты в культуре XXI века



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фил-я и ценностные приоритеты в культуре XXI века



Фил-я и ценностные приоритеты в культуре XXI века

Важнейшим разделом фил-и является аксиология, которая представляет собой теорию ценностей. Ценность - объективная значимость разнообразных явлений действительности, содержание которых определяется потребностями общественных групп. Ценность - это всегда социальная значимость, затрагивающая интересы многих людей или всего человечества. Ц. всегда выражает позитивную значимость: каждая вещь может приносить человеку и пользу, и вред, но ценностью она выступает лишь с позитивной стороны. Понятие ценности имеет функциональный характер. Источник ценностей - практическая деятельность людей. Ц. имеют ист. хар-р. В каждую ист. эпоху существуют свои ценности, которые могут сохраняться, вытесняться новыми, возможен также возврат к прежним ценностям. При классификации ценностей в фил-и исп. два подхода. В 1-м основанием для классификации выступают особенности объекта (выделяют материальные и духовные), во 2-м субъект ценностного отношения (ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие). Ценностные ориентации формируются в результате сознательного выбора субъектом жизненно важных для него объектов. Отдавая предпочтение каким-либо ценностям, человек определяет направление своей жизни. В религиозной этике особое значение придается аскетизму, который отрицает радости земной жизни, а высшей ценностью провозглашает вечную небесную жизнь. Противоположностью аскетизма является гедонизм, который рассматривает наслаждение и отсутствие страданий как главную ценность. Близок к нему эвдемонизм: он называет высшей ценностью счастье, но понимает его не как просто чувственное наслаждение, а как достижение внутренней свободы. В XVIII в. на волне критики феодализма сформировался утилитаризм. Он называет руководящим принципом поведения полезность. Индивидуальные интересы утилитаризм рассматривает как единственно реальные, а общественные сводит к сумме индивидуальных. В совр-ых условиях особое значение приобретают ценности эколог-го хар-ра (истощением прир-х ресурсов и загр. окруж. среды). Современный уровень развития экологического сознания включает в себя две противоположные методологические концепции решения экологических проблем. 1-я - природа несовершенна и нуждается в улучшении. Основы 2-й концепции были заложены в 60-е гг. XX в. в виде так называемых четырех законов экологии: все взаимосвязано; все должно куда-то деваться; за все надо платить; природа знает лучше. В н. время ученые все чаще используют термин «коэволюция», кот. означает совместное изменение природы и общ-ва и их взаимное приспособление друг к другу. Решением демографической проблемы. В настоящее время продолжается процесс прироста населения Земли. Проблема преодоления угрозы войны. Т. о, ценностные приоритеты культуры ХХI века смещены в направлении общечеловеческих ценностей.

Фил-я как социокультурный феномен

«Философия» дословно переводится как «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал в VI в. до н.э. Пифагор. Первоначально фил-я включала все теоретические знания о мире. Со временем от фил-и отделились конкретные науки. Однако фил-я сохранила статус науки и отличается от частных наук 3-мя особенностями: 1) субстанционализмом, т.е. стремлением обнаружить во всех явлениях мира что-то постоянное и неизменное; 2) универсализмом, т.е. попыткой дать целостное представление о мире; 3) сомнением, т.е. стремлением к критическому анализу даже самых очевидных вещей с тем, чтобы закрепить наиболее главное и продуктивное, отбросив второстепенное. Среди многих вопросов, которые решает философия, есть один, основной. Он имеет две стороны и звучит следующим образом: «Что первично: природа или дух, материя или сознание? и Познаваем ли мир?» Отвечая на первую часть вопроса, философы разделились на материалистов и идеалистов. Материалисты настаивают на первичности природы, утверждают, что материя вечна, несотворима и неуничтожима, а дух, сознание возникают на определенном высоком этапе ее развития. Идеалисты убеждены в том, что дух первичен, а материя порождена им. При этом объективные идеалисты считают, что началом всего является мировой дух, который находится за приделами мира и человека и порождает их. Субъективные идеалисты полагают, что первичным является духовный мир отдельного человека, который творит окружающую действительность. Отвечая на вторую часть основного вопроса, философы разделились на гносеологических оптимистов, которые считают, что мир познаваем, и агностиков, ставящих под сомнение познавательные возможности человека. Фил-я – это особый вид духовной деятельности, которая создает общие представления о мире, его природе, законах существования, месте и роли человека в нем. Философское знание включает в себя множество разделов, главными из которых являются: онтология - учение о бытии; гносеология – теория познания; аксиология – теория ценностей. Функции фил-и принято разделять на: 1) мировоззренческая - состоит в том, что фил-я создает обобщенную модель мира, разрабатывает цели и идеалы развития чел-ва. 2) мотодологическая – фил-я разрабатывает научную картину мира, формирует методы и средства его познания. 3) кумулятивная – означает реализацию задачи, обобщение и истолкование всего научного знания.4) регулятивно-эвристическая - проявляется в создании системы принципов и норм научно-позновательной деятельности. 5) логическая обеспечивает разработку понятий, с помощью которых осущ-ся научное мышление. 6) социально-критическая состоит в том , что фил-я оказывает значит. Влияние на принципы и формы организации общ-й жизни, обосновывает стратегические цели развития общества и культуры.

 

 

Специфика фил-ой традиции Др. Индии.

Характерной особенностью Древней Индии было деление общества на касты – замкнутые сословные группы, принадлежность к которым определялась фактом рождения: переход из одной касты в другую запрещался, смешанные браки исключались.

Существовали четыре основные касты:

- брахманы (жрецы);

- кшатрии (воины);

- вайшьи (торговцы, земледельцы, ремесленники);

- шудры (слуги).

Такое положение поддерживалось религией, которая опиралась на комплекс священных текстов под общим названием Веды. Эти тексты представляли собой гимны богам, заклинания, жертвенные формулы и т.д. Наибольший интерес для философии представляют комментарии к Ведам, которые называются Упанишады. Они содержат представления древних индусов о происхождении мира и человека. Индусы верили в то, что душа бессмертна и претерпевает бесконечное число перерождений, переселяясь из одного тела в другое (сансара). При этом после смерти тела душа не может переселиться в тело представителя более высокой касты. В этих условиях спасение (мокша) виделось в том, чтобы прервать круг перерождений и привести душу в особое состояние (нирвана), в котором нет никаких эмоций и никакой жизни.

В зависимости от отношения к текстам Вед философы Древней Индии разделились на 2 группы школ:

- ортодоксальные школы философии считали авторитет Вед непререкаемым и видели свою задачу только в комментировании их текстов. К этим школам относятся: санкхья, веданта, миманса, ньяя, вайшешийа, йога;

- неортодоксальные школы не признавали авторитет Вед и допускали возможность отступления от них. Среди них особо влиятельными были джайнизм, буддизм, лакаята-чаравака.

Особенностью последней школы была материалистическая трактовка мира, в то время как остальные школы стояли на позициях идеализма. В целом для философии Древней Индии характерно слабое внимание к внешнему миру (природе и обществу) и ориентация человека на внутреннее самосовершенствование.

 

 

Философия эпохи Ренессанса.

Возрождение – это эпоха духовной жизни Западной Европы, которая характеризуется расцветом искусств и ремесел, ускоренным развитием науки и охватывает период с XIV по XVII в. Мировоззрение новой эпохи характеризовалось следующими чертами: 1) антропоцентризм – признание человека центром мира, утверждение его права на преобразовательную деятельность в мире; 2) гуманизм – признание за человеком права на счастье, независимо от его происхождения и общественного положения; 3) индивидуализм – приоритет прав личности по отношению к интересам общества и государства; 4) возникновение и развитие светского реалистического искусства; 5) формирование экспериментальной науки и естествознания. Развитие производства требовало широкого использования научных знаний. Средневековая схоластика не могла обеспечить их рост, требовались принципиально новые подходы к проблеме познания мира. Значительный вклад в создание методологии научного познания внес Николай Кузанский (1401-1464). Будучи кардиналом католической церкви, он использовал философию Платона для анализа актуальных проблем своего времени. Кузанский создал оригинальную концепцию развития мира. Он утверждал, что переход от Бога к миру осуществляется путем развертывания (эманация), то есть природа – это развертывание всего, что содержит в себе Бог. Бог бесконечен, а развернутая природа имеет свои границы, но они недоступны человеку. Поскольку мир безграничен, то он не имеет центра. В связи с этим нет никакой разницы между Землей и небесными сферами. Таким образом, опровергался тезис о признании Земли центром Вселенной. Его идеи применительно к астрономии использовал Николай Коперник (1473-1543). Он создал гелиоцентрическую систему мироздания, в которой Солнце признавалось центром Вселенной. Взгляды Коперника послужили основой теоретических изысканий Дж. Бруно (1548-1600). Его называют основателем натуралистического пантеизма – учения о Боге как творческой активной силе природы. Бруно утверждал, что Вселенная имеет единое первоначало, которое соединяет материю и форму. Вселенная бесконечна и состоит из множества миров, населенных разумными существами. Значительный вклад в создание экспериментальной физики внес Г.Галилей (1564-1642). Создателем ряда медицинских дисциплин считается швейцарский врач Парацельс. В эпоху Возрождения возрос интерес не только к природе, но и к обществу. Стали создаваться социальные теории, объясняющие закономерности возникновения государств, государственной власти, различных форм государственного устройства. Первым теоретиком политики стал Н.Макиавелли (1469-1527). В своем трактате «Государь» он убедительно доказал, что причины возникновения государств следует искать не на небе, а на земле. Земные правители в своей деятельности руководствуются не нормами христианской морали, а стремлением к выгоде, и для достижения политических целей применимы любые средства. Возрождение затронуло лишь высшие слои европейского общества. Гораздо более массовым движением стала Реформация, которая началось в XVI веке в Германии и была направлена против католической церкви. Ее итогом стало возникновение протестантизма, создавшего духовные основы капиталистического способа производства и буржуазных общественных отношений.

 

Философия прагматизма

«прагматизм» с греч. «дело», «действие». Его основатели - Пирс (1839-1914) и Джемс (1842-1910). Прагматизм сформировался на основе критики рационализма Декарта. Если Декарт считал сомнение универсальной предпосылкой познания мира, то Пирс определял его как особое психическое состояние. Если у Декарта начало познания – тезис «Я мыслю, следовательно – существую», то Пирс отрицал саму возможность существования такого первоначала. По мнению Пирса, любое знание определяется другим знанием, которое, в свою очередь, вытекает из еще одного знания. Т.о, процесс познания не имеет ни начала, ни конца и заключается в постоянном переходе от одного знания к другому. Декарт утверждал, что идея (мысль) является носителем знаний. У Пирса идея – это лишь знак, который необходимо истолковать. Гл. элементом доктрины Пирса является теория «сомнения-веры». Она заключ. в том, что познание рассматривается не как процесс постижения мира, а как регулирование отношений между организмом и окруж. средой. Чел. живет в мире и вырабатывает различные типы действий, кот. соответствуют разным обстоятельствам. Эти привычки Пирс назвал верой. Вера – спокойное состояние разума идуха в кот. находится чел. ощущая гармонию с окр. миром, но мир меняется и в определенный момент наступает состояние сомнения для кот. характерны: беспокойство, неуравновешенность. Стремление человека избавиться от сомнений и обрести веру – это и есть познание, цель кот. состоит в достижении веры, и при этом совершенно не важно, является ли достигнутое верование истинным или ложным. Для того чтобы верования были устойчивыми, по мнению Пирса, необходимо, чтобы они зависели не от человека, а от какого-то внешнего постоянного фактора. Этот фактор в философии прагматизма получил название «принцип Пирса». Он гласит, что высшей степенью ясности идеи является совокупность ее практических последствий, то есть та идея наиболее приемлема, при осуществлении которой человек получает максимум пользы для себя.

Джеймс использовал идеи Пирса для решения религиозно-нравственных проблем. Он попытался примирить науку и религию. Джеймс никогда не утверждал, что Бог реально существует, но он постоянно подчеркивал огромную роль религии и веры в жизни людей. Поскольку вера играет большую роль, значит, ее объект, то есть Бог, должен быть признан реальным. Т.о, Бог - это партнер по бизнесу, кот. находится рядом и дает силу человеку в достижении поставленной цели. Доказывая необходимость религиозной веры, Джеймс утверждал, что человек может верить лишь на основе эмоциональной потребности без рациональных оснований, если необходимо рациональное основание, то оно состоит в выгоде: если религия – заблуждение, то человек ничего не теряет, а если она – истина, то он спасет свою душу.

Дж. Дьюи (1859-1952) предложил свою версию прагматизма инструментализм, по его мнению зло неизбежно, но общество постепенно улучшается и чел. способен расширять сферу добра и увеличивать кол-во счастливых людей задача сост.в том, чтобы выбрать правильное действие всесторонне взвесив все возможные последствия своих поступков.

Наибольшее распространение прагматизм получил в США, где стал одним из теоретических оснований государственной идеологии.

 

Философия постмодернизма

Постмодернизм берет свое начало в работах французских ученых Жака Дерриды (род. 1930), Жиля Делеза (1925-1995) и др.

Термин «постмодернизм» был введен в культурный оборот для обозначения литературы, которая как бы шла на смену литературе «модернизма». Постмодернизм пересматривал и отрицал принципы своего предшественника – модернизма. Первоначально термин не получил широкого хождения, лишь позднее он стал выражением определенного мировоззрения.

Для более рельефного выявления программы постмодернизма обратимся вначале к принципам отображения мира его предшественником. В основе модернизма как мировоззрения лежали идеи урбанизма (культ города), технологии (культ индустрии), примитивизма (культ неразвитых образцов подражания), эротизма, дегуманизации и др. Модернистское мировоззрение было воплощено в романах Ф.Кафки, Дж.Джойса, картинах В.Кандинского и П.Пикассо, музыке И.Стравинского и А.Шёнберга, архитектуре Ш.Корбюзье, фильмах Альфреда Хичкока и Андрея Тарковского.

Иными словами, в модерне присутствовала «позитивность», определенность мысли. Модерн обращался к современникам с некоторым «сообщением», которое могло показаться не всегда вразумительным, но имело цель, скрывало в себе замысел и являлось результатом творчества. И если модерн предлагал восприятию знак, считалось, что за ним стоит им означаемое.

Нечто совсем иное являет собой «постмодернизм». Он решительно сторонится состояния идентичности: понятия в принципе не могут быть соотнесены с реальностью, и потому достижение соответствия, идентификация оказываются невозможными. В качестве основополагающего начала берется идея «деструкции», реально она проявляет себя как поклонение хаосу.

Современная исследовательница постмодернизма И.Хасан соотносит категории модернистского отображения с категориями постмодерна, и отличия становятся весьма наглядным. Параллели этих сопоставлений (модернизм и постмодернизм) таковы: цель – игра, замысел – случай, иерархия – анархия; творчество – деконструкция, означаемое – означающее; чтение – письмо; тип – мутант.

 

 

Движение как атрибут бытия

Движением в философии называют любые изменения. Движение абсолютно и относительно. Его абсолютность означает, что материя находится в состоянии непрерывных изменений, а относительность движения заключается в том, что оно существует не само по себе, а как изменение конкретных материальных систем. Движение, будучи абсолютным не исключает элементов покоя, но покой – это частный случай, временное состояние вещей.

Попытку классифицировать формы движения материи предпринял Ф. Энгельс в конце XIX в. В своей работе «Диалектика природы» он выделил пять форм движения материи.

1. Механическая – перемещение макротел в пространстве.

2. Физическая – оптические, тепловые, магнитные, электрические явления и процессы.

3. Химическая – единичные и групповые взаимодействия молекул.

4. Биологическая – рост и развитие живых организмов.

5. Социальная – общественные явления и процессы.

Первые три формы движения материи Энгельс назвал низшими, две последние – высшими. Он установил два типа связей между высшими и низшими формами движения: генетическую и структурную.

Генетическая связь состоит в том, что высшие формы движения материи возникают на основе низших как их синтез.

Структурная связь заключается в том, что высшие формы движения материи обязательно включают в себя низшие, но к ним не сводятся и своей специфики не теряют.

Развитие науки в XX в. внесло некоторые поправки в эту классификацию. Механическая форма движения утратила самостоятельный статус и стала рассматриваться в качестве «фона» других форм движения. Физическая форма распалась на микро- и макроуровень физических процессов. Химическая форма теперь понимается как совокупность различных типов реакций. Биологическая форма выступает как иерархия процессов жизни на разных структурных уровнях ее организации: от доклеточных до уровня биосферы. Социальная форма движения выделяется как особый вид и уровень организации материи, требующий специальных методов и средств познания.

 

Законы диалектики

Закон – это необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь в явлениях предметах и процессах, обусловливающая при определенных обстоятельствах их существование и развитие. Законы бывают: частные (действуют в отдельных сферах реальности); общие (действуют в нескольких сферах реальности) и всеобщие (действуют во всех областях материального мира). Законы диалектики носят всеобщий характер.

Центральное место среди них занимает закон единства и взаимодействия противоположностей, который раскрывает источник движения и развития. Согласно этому закону, каждая вещь или явление представляют собой противоречивое образование, единство взаимнопредполагающих и взаимноотрицающих сторон, свойств, тенденций. Единство этих сторон называется противоположностями, а отношение между ними – противоречиями. Многообразие мира обусловлено многообразием противоречий: внутренние противоречия – это отношения между противоположными сторонами предмета или явления, представляющего собой целостную, относительно самостоятельную систему; внешние противоречия – это отношения между различными предметами и явлениями, каждое из которых является самостоятельной системой. Основными называются те противоречия, которые вытекают из сущности предметов и явлений и определяют их развитие от возникновения до исчезновения. Неосновные противоречия порождаются основными и зависят от них. В общественном развитии выделяют антагонистические и неантагонистические противоречия. Первые связаны с взаимодействием тех общественных групп, интересы которых диаметрально противоположны и несовместимы. Неантагонистические – противоречия между общественными группами, интересы которых совпадают в большей или меньшей степени.

Движение материи было бы невозможным, если бы она представляла собой что-то неделимое. Дифференциация материи проявляется в разнообразии предметов и явлений и выражается категориями качества и количества.

Качество – это внутренне присущая предмету неопределенность, которая выражается в целостной совокупности его существенных свойств.

Количество – это объективная определенность качественно-однородных явлений, которая выражает величину и объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия тех или иных свойств. Взаимосвязь качества и количества выражает понятие «мера» – интервал количественных изменений, в пределах которых основное качество объекта остается неизменным. Рамки, выход за которые приводит к изменению качества, называют границами меры. Количественные изменения лишь до определенной степени не вызывают качественных. При достижении этого предела и преодолении его происходит переход системы в новое качество, и этот переход имеет скачкообразный характер. Скачки бывают частными и общими. Частные изменяют отдельные элементы системы, общие приводят ее в новое качественное состояние. В социальном развитии частным скачком является реформа, общим – революция. Таким образом, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм движения и развития. Ни о каком явлении в действительности нельзя сказать, что оно только старое или только новое. Новое не может возникнуть из ничего, а старое не может превратиться в ничто. Замена старого новым в диалектике называется отрицанием, оно содержит в себе два момента: 1) обязательное изменение старого качества системы; 2) сохранение отдельных элементов старого и их развитие на новой основе.

Диалектическое отрицание никогда не заканчивается отрицанием исходной ступени. Возникает новое качество, которое также подвергается отрицанию. Следовательно, закон отрицания отрицания указывает на то, что развитие имеет циклический спиралевидный характер

 

Философия природы

Термин «природа» используется в трех значениях: 1) для обозначения всего существующего; 2) для определения внечеловеческой реальности, то есть всего того, что возникло и существует независимо от человека; 3) в качестве синонима понятия «сущность».

Древние люди соотносили природу с собой и, задумываясь над сущностью психических процессов, пришли к анимизму – вере в существование души. Часто они наделяли душой весь окружающий мир (гилозоизм).

На основе анимизма и гилозоизма в античном мире стали формироваться рационалистические представления о природе. Существовало понятие «ЛОГОС» – всеобщий закон, управляющий миром. Ему были подчинены и люди, и природа. Однако наличие у человека разума приводило к мысли о его праве преобразовывать природу.

В средние века мир был разделен на земной и небесный. Земной считался греховным, а природа рассматривалась чаще всего как сосредоточие сил зла.

Возрождение восстановило античное отношение к природе и утверждало мысль о том, что только в единстве с природой человек способен приобрести высшие духовные ценности. Однако при этом стало формироваться и утилитарно-практическое отношение к природе, согласно которому природа рассматривалась как неисчерпаемая кладовая богатств, которые человек должен использовать для роста своего материального благополучия. Эта доминанта массового сознания утвердилась в Новое время и просуществовала до середины XX в. Только в 50-е годы XX в. пришло осознание хрупкости природы и необходимости бережного отношения к ней.

Издавна, различая живую и неживую природу, люди мало задумывались над проблемой возникновения жизни. Столетия господствовало убеждение о самозарождении жизни. Только в 1862 году Луи Пастер опроверг эту догму своим тезисом «Все живое – с живого». Успехи естествознания позволяют определить специфику систем живой природы: 1) для живого характерна негентропийность, то есть способность накапливать вещество, энергию, информацию, приобретая сложную организацию, обладающую длительной памятью; 2) живое сохраняется, постоянно разрушаясь; 3) живая система относительно изолирована от внешней среды и сохраняет свою качественную специфику; 4) для живого характерны упреждающие реакции; 5) живые системы преимущественно сохраняют не действие, а свое противодействие, то есть живое стирает след воздействия, преобразуя его в память; 6) живые системы открыты, то есть обмениваются со средой и энергией, и веществом.

 

Проблема генезиса сознания

Попытки объяснить феномен сознания предпринимались в глубокой древности. Древние люди связывали сознание не с деятельностью тела, а существованием души, то есть бестелесного начала, которое способно на время или навсегда покидать тело человека.

Основатель идеализма Платон утверждал, что душа бессмертна, а смертное тело является ее рабом. Вне тела душа находится в небесном мире идей.

В средние века на первый план выдвигалась идея мирового духовного начала, а человеческий разум рассматривался как искра божественного разума. Философы-материалисты рассматривали сознание как функцию человеческого тела. В своих крайних проявлениях метафизический материализм утверждал, что мозг вырабатывает мысли подобно тому, как печень вырабатывает желчь.

Таким образом, идеалисты утверждали абсолютную независимость мышления человеческого тела, а материалисты – полную зависимость духовного от телесного.

Материалистическая диалектика, решая вопрос о происхождении сознания, опирается на теорию отражения.

Отражение – это свойство материальных систем в процессе их взаимодействия воспроизводить особенности друг друга. В неживой природе существует пассивное отражение, которое проявляется в форме механических и физико-химических изменений. С возникновением жизни и появлением простейших организмов и растений возникает раздражимость – способность живого избирательно реагировать на воздействия внешней среды.

У животных, благодаря наличию психики и нервной системы, существуют более сложные формы отражения, связанные с деятельностью органов чувств.

1) Ощущение - способность отражать отдельные свойства предметов (цвет, форма, запах и т.д.), в результате их воздействия на органы чувств.

2) Восприятие - способность к целостному охвату объекта во всей его полноте.

3) Представление - способность к воспроизведению объекта, который непосредственно не воздействует на органы чувств.

Как показали исследования физиологов, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга, то есть реакции на внешние воздействия, первые из которых передаются по наследству, а вторые формируются в процессе жизни.

Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов, то есть поведенческих реакций. Наличие у животных ощущений, восприятий и представлений является основой возникновения человеческого сознания. Эта основа имеет биологический, природный характер. В то же время, формирование сознания не возможно без участия социальных факторов. Эти факторы выделил Энгельс в своей статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Решающим социальным фактором возникновения сознания он назвал труд. Труд начинается с использования предметов природы в качестве орудий деятельности. Следующий этап – создание орудий труда из природных форм. Простейшие трудовые навыки способствуют расширению кругозора и совершенствованию мозга. Потребность передачи опыта стала предпосылкой видоизменения гортани и формирования членораздельной речи. Язык стал важнейшим фактором познания мира, средством передачи и хранения информации, основой существования абстрактного мышления.

Биологической предпосылкой сознания человека является его головной мозг. Он представляет собой сложную физиологическую систему, которая функционирует в другой целостной системе – человеческом организме. Между физиологическими и психологическими процессами, происходящими в мозгу человека, существует принципиальная разница. Физиологические процессы – материальны, психические – идеальны. Сознание не сводится ни к отражаемому миру, ни к физиологическим процессам головного мозга.

 

Деятельность и практика

39.1. Природа и сущность деятельности. Структура деят-и

В наст-е время в науке нет единого определения деятельности. Чаще всего деятельность определяется через понятие «активность». Активность существует в живой и в неживой природе. Она обусловлена способностью материальных объектов к самодвижению и саморазвитию. В неживой природе активность имеет форму законосообразности, то есть она строго ограничена законами природы. Живая материя, не отрицая законосообразности, обладает целесообразностью и целенаправленностью.

Деятельность – это такая активность, которая в целом контролируется сознанием. Из этого следует, что только человек является субъектом деятельности. Не все формы активности человека считаются деятельностью. Те действия, которые носят условно-рефлекторный характер и осуществляются автоматически, не возвышаются до деятельности. В структуре деятельности выделяют внешний и внутренний аспект. Внешний аспект деятельности образуют ее различные виды. Общими сферами приложения деятельности выступают материя и сознание. На этом основании выделяют материальную и духовную деятельность. В свою очередь, они подразделяются на следующие подвиды: преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная деятельность, художественное творчество.

Внутренний аспект структуры деятельности образуют те элементы, которые обеспечивают ее нормальное функционирование: субъект и объект деятельности, потребности, интересы, мотивы, цели, установки, навыки, нормы, средства, результаты.

 

39.2. Практика и ее виды

Практика – это общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества.

Практика – деятельность не одного человека, а всего человечества в его историческом развитии. Современный уровень практики – это результат всемирной истории. Различают следующие виды практики:

- материально-производственную;

- социально-политическую;

- научный эксперимент.

К специфическим видам практики относят:

- семейно-бытовую;

- воспитательную;

- образовательную и др.

Практика служит критерием истинности знания: только подтвержденные практикой знания признаются истинными. Практическая деятельность и теория находятся в диалектическом единстве: практика без теории слепа, а теория без практики мертва.

 

Проблема истины в философии

Цель познания – достижение истины. В философии сложились следующие подходы к ее пониманию: 1) истина – это соответствие знаний действительности; 2) истина – это опытная подтверждаемость; 3) истина – это согласованность знаний; 4) истина – это полезность знаний; 5) истина – это результат соглашения между людьми.

Первый подход является главным и называется классической концепцией истины. Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, которое воспроизводит объект таким, каким он существует сам по себе, вне сознания. Истина включает в себя объективную и субъективную стороны. Объективность истины означает, что содержание человеческих представлений не зависит от человека и человечества. Субъективность истины состоит в том, что она не существует помимо человека и человечества. Из понимания истины как объективной следует ее конкретность, то есть зависимость знания от связи и взаимодействия разных явлений, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Сущ-ют разные формы истины. Они выделяются в зависимости от характера познаваемого объекта, от вида предметной реальности, от степени полноты освоения объекта. Информация, которая исходит от материальных объектов, образует предметную истину. Ту реальность, которая включает в себя идеалы, ценности, называют экзистенциальной истиной. Если объектом освоения выступают какие-либо концепции, говорят о концептуальной истине. Представление человека о методах и средствах познания образует операциональную истину. Важное место в познании занимают абсолютная и относительная истина. Абсолютная истина – это знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто в дальнейшем познании. Относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете. Достижение абсолютной истины проблематично, но это не означает, что ее нет: каждая относительная истина содержит в себе часть абсолютной. Антиподом истины является ложь, то есть преднамеренное возведение неверных представлений в истину. Ложь – это функция любых человеческих отношений, где сталкиваются интересы индивидов и социальных групп. Если в отдельных сферах человеческого бытия она может быть оправдана, то в сфере познания недопустима. Заблуждение – это непреднамеренное несоответствие суждений объекту. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны, они уводят от истины, а с другой, могут создавать проблемные ситуации и служить исходной точкой для дальнейшего развития познания. История познания показывает, что путь к истине чаще всего проходит через заблуждения.

 

 

Эмпирические методы

Наблюдение – целенаправленное изучение предметов и явлений, которое опирается на ощущения, восприятия и представления человека. Структура наблюдения включает в себя наблюдателя, объект наблюдения, условия наблюдения и средства наблюдения. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. В первом случае объект воздействует на органы чувств наблюдателя непосредственно; во втором используются те или иные приборы. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла, единство средств, возможность контроля результатов наблюдения.

Эксперимент – это активное целенаправленное изучение явлений и процессов в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться исследователем. Выделяют следующие виды эксперимента: исследовательский (поисковый); воспроизводящий; изолирующий; проверочный (контрольный).

Кроме того, различают эксперименты в зависимости от области научного знания: химические, биологические, социальные и т.д. Любой эксперимент включает в себя следующие стадии:

- планирование;

- выбор технических средств;

- осуществление эксперимента;

- интерпретацию результатов.

Сравнение – это соотнесение различных объектов для выявления их сходства и различий. Оно должно отвечать двум требованиям: сравниваются только сопоставимые объекты; сравнение осуществляется по наиболее существенным признакам.

Измерение – метод исследования, при котором определяются количественные характеристики объекта путем соотнесения его с другим, принятым за эталон.

Описание – это фиксация в той или иной форме результатов наблюдения. Для этого могут использоваться естественные и искусственные языки, знаки, символы, графики, схемы и т.д.

 

Теоретические методы

Формализация – это отражение содержательного знания посредством формализованного языка.

Аксиоматический метод – это метод познания, при котором в основу теории кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения выводятся логическим путем с помощью доказательств.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.187.155 (0.026 с.)